Акт о повреждении груза. Виды актов и порядок их составления Правила составления коммерческого акта

Главная / Квартира

размер шрифта

обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

возвращение перевозчику похищенного груза;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

2.2. Коммерческий акт составляется:

при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, в необходимых случаях - в день выдачи груза грузополучателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем подпункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих суток.

2.3. Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.

2.4. В случае составления коммерческого акта при перевозке продовольственных и скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата качества или удостоверения о качестве, заверенная на основании подлинного документа печатью и подписью уполномоченного представителя перевозчика.

При составлении коммерческого акта о порче продовольственных и скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее - АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных органам Госветнадзора, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

2.5. При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью, и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции (далее станция) отправления, и массой грузов, определенной на станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.

В коммерческом акте должны содержаться по каждой отправке: номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика.

2.6. Коммерческий акт, составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений на пишущей машинке путем впечатывания на бланке формы ГУ-22 или компьютере на автоматизированных рабочих местах и подлежит строгому учету.

Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:

первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;

второй экземпляр коммерческого акта выдается грузополучателю по его требованию;

Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции отправления или на попутной станции распределяются следующим образом:

первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послужившим основанием для его составления;

второй экземпляр коммерческого акта прилагается к перевозочному документу и следует до станции назначения;

третий экземпляр коммерческого акта остается на хранение в делах перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" с указанием номера коммерческого акта, даты его составления, и в связи, с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции назначения отметка на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается по требованию грузополучателя.

2.7. При перевозках грузов с использованием накладной в электронном виде коммерческий акт может составляться в электронном виде. Порядок хранения и направление коммерческого акта, составленного в электронном виде, определяется перевозчиком в соответствии с договором об обмене данными и документами в электронном виде. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.

2.8. В случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, перевозчик по результатам выдачи груза на станции назначения должен составить новый коммерческий акт.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе "Ж" коммерческого акта составленного на попутной станции отметку следующего содержания: "При проверке груза выданного "___"________г. разницы против настоящего акта не оказалось".

В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции и данных проверки груза на станции назначения, составляется новый коммерческий акт. При этом на станции назначения грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции не выдается, кроме коммерческого акта, составленного на попутной станции, из которого усматривается ответственность грузоотправителя.

Если в пути следования был составлен коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства за которые несет ответственность грузоотправитель, то перевозчик на станции назначения обязан выдать грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного перевозчиком при выдаче груза на станции назначения. В этом случае копия коммерческого акта, составленного на попутной станции, хранится в делах перевозчика.

2.9. В случае проведения экспертизы грузов в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, о такой экспертизе должна быть сделана отметка в разделе "Е" коммерческого акта.

2.10. Коммерческий акт подписывает грузополучатель или его уполномоченный представитель (по доверенности на право подписания коммерческого акта), если он участвует в проверке груза, и перевозчик.

Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.

В случае проверки массы тары вагона представителем перевозчика, не участвовавшим при взвешивании массы вагона с грузом, в разделе "Д" коммерческого акта указываются фамилии представителей перевозчика, участвовавших во взвешивании массы вагона с грузом и проверке массы тары вагона. При этом, коммерческий акт подписывается уполномоченным представителем перевозчика, участвующим в проверке массы тары вагона.

При выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю коммерческий акт подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика.

При выгрузке вагонов перевозчиком на места общего пользования в склады и на площадки станций, в случае, когда выдача груза производится после выгрузки, коммерческий акт подписывается только уполномоченным представителем перевозчика.

В случае выдачи груза со склада или площадки станции при наличии несоответствия данных, имеющихся в коммерческом акте составленном при выгрузке груза из вагона, перевозчиком составляется новый коммерческий акт.

2.11. При составлении коммерческого акта снятые с вагона, контейнера запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ) используются в следующем порядке:

при наличии обстоятельств, по которым усматривается ответственность перевозчика, или взаимная ответственность перевозчика и грузоотправителя, пересылаются, погашаются, направляются ЗПУ на экспертизу в порядке, установленном перевозчиком;

при составлении коммерческого акта по обстоятельствам, при которых усматривается ответственность только грузоотправителя ЗПУ грузоотправителя, снятые с вагона после признания их исправными и подписания коммерческого акта грузополучателем погашаются в порядке, установленным перевозчиком. При этом, в коммерческом акте в графе "При акте приложены" против пункта 1 "б" делается отметка "ЗПУ погашены".

2.12. По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

Выдача коммерческого акта представителю грузополучателя производится при предъявлении доверенности, а в случае, если грузополучателем является физическое лицо - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица. При получении коммерческого акта уполномоченный представитель грузополучателя расписывается на оборотной стороне коммерческого акта на экземпляре, остающемся в делах перевозчика с указанием даты и номера доверенности или документа, удостоверяющего личность лица.

2.13. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов в течение одних суток со дня получения заявления.

Представители перевозчика и грузополучателя, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители перевозчика и грузополучателя вправе изложить в нем особое мнение.

2.14. Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, не прибывшего по основной накладной, то при прибытии этого груза по досылочному документу перевозчик при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе "Ж" должен сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, на которой оформлена досылка, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как не прибывшей, грузополучатель должен вернуть перевозчику коммерческий акт для хранения в его делах.

2.15. В случае, если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

Коммерческие акты составляются в соответствии со статьей 119 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;

возвращение железной дороге похищенного груза, багажа, грузобагажа;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю (получателю);

при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом;

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или навалом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним актом.

Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым проводилась сверка грузов.

В случае составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве, составленная работником железнодорожной станции (далее - станции) на основании подлинного документа, с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.

При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее - АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантийных грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно - пломбировочных устройств (ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.

Коммерческие акты составляются станциями в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, с типографской нумерацией и заполняются на компьютере или пишущей машинке без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

На каждом коммерческом акте проставляется строчный штемпель станции.

Первый экземпляр коммерческого акта используется железной дорогой для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй его экземпляр выдается грузополучателю по его требованию.

Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей его.

При перевозках грузов с использованием электронной накладной коммерческие акты могут составляться в электронном виде. Один экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей коммерческий акт в электронном виде. При этом коммерческий акт в электронном виде передается составившей его станцией в информационно - вычислительный центр железной дороги, в состав которой она входит. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся в установленном МПС России порядке отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.

Коммерческий акт в электронном виде при необходимости может быть распечатан в виде его бумажной копии. При этом в графах "Подпись" печатаются фамилии лиц, подписавших подлинный коммерческий акт. Все проставленные на подлинном коммерческом акте штемпеля воспроизводятся в машинопечатном виде. Бумажная копия коммерческого акта в электронном виде заверяется календарным штемпелем станции, которая его распечатала.

По требованию грузополучателя станция назначения обязана в течение трех дней выдать коммерческий акт, составленный по данной отправке.

Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, под роспись на экземпляре коммерческого акта, остающегося в делах станции.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением требований Транспортного устава и настоящих Правил грузополучатель, пассажир имеет право подать заявление перевозчику в письменной форме.

Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ по существу заявления: в отношении скоропортящихся грузов - в течение одного дня, в отношении других грузов - в течение трех дней со дня получения заявления.

Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, то при прибытии этого груза по досылочному документу станция назначения при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе "Ж" должна сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, оформившей досылку, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. Отметка подписывается ответственными лицами и заверяется штемпелем станции. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как неприбывшая, грузополучатель возвращает станции коммерческий акт для хранения в ее делах.

Составление коммерческого акта на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, перевозка которого производилась по электронной накладной, осуществляется в электронном виде станцией назначения и передается в информационно - вычислительный центр железной дороги назначения. По прибытии груза по досылочным документам при внесении отметки в раздел "Ж" всех экземпляров коммерческого акта и в бумажную копию электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (накладная) на основную отправку (в случае выдачи грузополучателю электронной накладной в виде ее бумажной копии) аналогичная отметка должна быть сделана и в электронном коммерческом акте. При этом в электронную накладную на основную отправку заносится отметка о дате выдачи части груза, прибывшего по досылочному документу.

  • 5. Законодательство, регулирующее транспортные отношения. Структура законодательства, регулирующего деятельность железнодорожного транспорта. (Лекции)
  • 7. Фз «о железнодорожном транспорте в рф» актуальность и сферы применения.
  • 8. Федеральные органы власти в области железнодорожного транспорта: виды образования, их основные функции
  • 10. Недействительность сделок: понятие, виды, исковые сроки.
  • 11. Договор об организации перевозок грузов: понятие, назначение, условия договора.
  • 12. Договор поставки и условия поставки.
  • 13. Договор перевозки груза перевозчиком: понятие, содержание, порядок заключения, способы отгрузки
  • 14. Договоры перевозки пассажира, багажа, грузобагажа
  • 15. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
  • 16. Договор международной (межгосударственной) перевозки
  • 17. Договор транспортной экспедиции: понятие, юридические свойства, содержание.
  • 18. Договор аренды транспортных средств: виды, юридические свойства, отличия.
  • 22. Правила приёма грузов к перевозке: общие положения, порядок приёма, ответственные лица
  • 23. Правила выдачи грузов: общие положения, порядок выдачи, ответственные лица
  • 24. Понятие, права, обязанности и основания ответственности владельца инфраструктуры
  • Основные требования к владельцам инфраструктур
  • 25. Понятие, права, обязанности и основания ответственности перевозчика. (Немного есть в лекциях)
  • 26. Понятие, права, обязанности и основания ответственности грузоотправителя по договору перевозки грузов
  • 27. Понятие, права, обязанности и основания ответственности грузополучателя по договору перевозки грузов
  • 28. Коммерческий акт: назначение, основания для составления, содержание, порядок и правила составления
  • 29. Акт общей формы: назначение, основания для составления, порядок и правила составления
  • 30. Ответственность и основания освобождения грузоотправителя и перевозчика от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов
  • 31. Ответственность сторон и основания для снятия ответственности при несохранной перевозке груза, багажа, грузобагажа и возмещение убытков
  • 32. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств по договору перевозки груза
  • 34. Административная ответственность на железнодорожном транспорте: понятие правонарушения, виды взысканий, транспортные правонарушения, органы, привлекающие к административной ответственности
  • 35. Уголовная ответственность на транспорте: понятие преступления, транспортные преступления и преступления на транспорте
  • 37. Иск: понятие, назначение, содержание, приложения к иску, порядок предъявления, сроки давности и рассмотрения, начало течения сроков, правила исчисления сроков. Понятие государственной пошлины
  • 38. Основания для предъявления претензий и исков
  • 39. Прерывание и приостановление сроков исковой давности
  • 40 .Судебная система Российской Федерации, судебная инстанция: понятие и общие положения
  • 41. Арбитраж: подведомственность споров
  • 42. Арбитраж: подсудность споров
  • 43. Апелляционная жалоба: понятие, назначение, содержание, сроки и порядок предъявления
  • 44. Кассационная жалоба: понятие, назначение, содержание, сроки и порядок предъявления
  • 45. Третейский суд и коммерческий арбитраж: назначение, виды, правовое регулирование, оговорка в договоре
  • 28. Коммерческий акт: назначение, основания для составления, содержание, порядок и правила составления

    Коммерческие акты для удостоверения следующих обстоятельств:

    – несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;

    – повреждение (порча) груза;

    – обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

    – возвращение железной дороге похищенного груза;

    – непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.

    По просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест и составлять коммерческий акт Коммерческий акт составляется:

    – при выгрузке грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю (получателю);

    – при выгрузке грузов в местах необщего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов;

    – в пути следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

    При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.

    Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым проводилась сверка грузов.

    В случае составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве, составленная работником железнодорожной станции (далее – станции), на основании подлинного документа с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.

    При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее – АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

    В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

    В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

    При выдаче с участием железной дороги однородных грузов, которые перевезены навалом или насыпью, и прибыли от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, случаи недостач, которые превышают норму естественной убыли массы таких грузов и погрешность измерений массы нетто, а также случаи излишков, составляющих разницу между массой грузов, определённой на станции отправления, и массой грузов, определённой на станции назначения, с учётом погрешности измерений массы нетто, обнаруженных в отношении таких грузов, перевезённых отдельными отправками, при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом.

    Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.

    В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее – ЗПУ) и нанесённая на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.

    Коммерческие акты составляются станциями в трёх экземплярах

    На каждом коммерческом акте проставляется строчный штемпель станции.

    Первый экземпляр коммерческого акта используется железной дорогой для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

    Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй его экземпляр выдаётся грузополучателю по его требованию.

    Если коммерческий акт составлен на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр коммерческого акта прилагается к транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) или багажной дорожной ведомости и следует до станции назначения. О составлении коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления, и в связи, с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена данная работа, и штемпелем станции, составившей коммерческий акт.

    Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции составившей его.

    В тех случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта попутной станцией, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, коммерческий акт составляется на станции назначения по результатам выдачи груза.

    Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

    Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то станция назначения обязана, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта попутной станции отметку следующего содержания: «При проверке груза выданного «___»_______ разницы против настоящего акта не оказалось». Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции или штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ и подписями лиц. В случае выдачи грузополучателю коммерческого акта, составленного на попутной станции, его копия хранится в делах станции назначения.

    В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации при предъявлении исков каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, при этом обстоятельства должны быть подтверждены только определенными средствами доказывания и ника­кими другими.

    По спорам, связанным с нарушением договора перевозки, обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог (ст. 119 УЖТ).

    Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

    1. несоответствие между наименованием, массой или количеством мест груза, грузобагажа или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

    2. порча и повреждение груза, грузобагажа или багажа;

    3. обнаружение груза, грузобагажа или багажа без документов или документов без груза, грузобагажа или багажа;

    4. возвращение железной дороге похищенного груза, грузобагажа или багажа;

    5. непередача железной дорогой на железнодорожный путь необщего пользования груза в течение 24 ч. после оформления в товарной конторе же­лезнодорожной станции (кассе) выдачи груза по документам.

    Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил перечисленные выше обстоятельства, или когда на наличие хотя бы одного из них указал получатель или отправитель груза, грузобагажа или багажа.

    Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается Правилами перевозок грузов (ст. 119 УЖТ).

    Коммерческий акт является важнейшим документом при рассмотрении причин и определении меры ответственности каждой из сторон при утрате, порче или повреждении груза, грузобагажа или багажа. В то же время коммерческий акт не является бесспорным документом, окончательно утверждающим виновность какой-либо одной стороны, он должен рассматриваться в совокупности с другими документами, которые должны прилагаться к претензионному заявлению.

    Коммерческий акт составляется только на железнодорожной станции на бланках строгой отчетности установленной формы в трех экземплярах. Заполнение коммерческого акта должно производиться на пишущей машинке или ручкой, четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

    При выгрузке груза на местах общего пользования коммерческие акты составляются в день разгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю; при выгрузке на местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки. При составлении коммерческого акта в пути следования груза станция, обнаружившая обстоятельства, требующие составления коммерческого акта, обязана составить его в тот же день. При невозможности сделать это в указанные сроки станция должна составить коммерческий акт во всех случаях не позднее следующих суток.

    Коммерческий акт не составляется, если разница в массе груза не превышает норму естественной убыли, норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза. В этом случае выдача груза производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов.

    На каждом экземпляре акта должен быть проставлен штемпель станции. Первый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию, а третий хранится в делах станции. При составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции второй экземпляр акта прикладывается к накладной или дорожной ведомости и следует до станции назначения; о составлении такого коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной и дорожной ведомости.

    Важное значение при рассмотрении претензий и возможных исков имеет содержание коммерческого акта. На все вопросы бланка акта должны быть даны точные ответы. Не допускается прочеркивание, а также проставление кавычек вместо повторения требующихся данных. В коммерческом акте необходимо указать: состояние груза или багажа; обстоятельства, при которых обнаружена неисправность; правильно ли погружен, размещен и закреплен груз; имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При неправильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается, какое нарушение было допущено. В коммерческом акте не может быть никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки или виновности грузоотправителя и перевозчика.

    При рассмотрении споров, связанных с недостачей, порчей или повреждением груза, недопустима поверхностная оценка сведений, содержащихся в коммерческих актах; в частности, необходимо учитывать, насколько точно и подробно описаны в них состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность (исправность подвижного состава и пломб (ЗПУ), наличие или отсутствие следов хищения, полнота и правильность погрузки, размещение и крепление груза, соблюдение условий погрузки и т.д.).

    Контора "Металлоснабсбыт " предъявила иск к управлению железной дороги и к грузоотправителю о взыскании стоимости недостачи одной связки труб. Исходя из того, что груз прибыл на исправной платформе за погрузкой отправителя, арбитражный суд возложил ответственность за недостачу на грузоотправителя. Это решение в высшей инстанции было отменено, исходя из следующих мотивов. Согласно Уставу, перевозчик освобождается от ответственности за недостачу, когда груз прибыл на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой, либо с исправной увязкой, либо с иными признаками, свидетельствующими о сохранности груза. Между тем в коммерческом акте не были указаны состояние груза, его маркировка, размещение груза на платформе, то есть отсутствовали признаки, которые свидетельствовали бы о том, что недостача возникла по вине грузоотправителя. Ответственность за недостачу труб была возложена на железную дорогу. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся гру­зов к первому экземпляру акта должны быть приложены выписки из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах с машинным охлаж­дением и электрическим отоплением.

    Коммерческий акт должен быть подписан строго теми лицами, которые указаны в Правилах перевозок грузов, причем ни одна из сторон не имеет права отказываться от подписи акта. В случае несогласия с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.

    Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт или акт общей формы, содержащий данные, не соответствующие действительности, несут установленную законом ответственность.

    Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель), заведующий грузовым районом (заведующий складом, старший приемосдатчик) и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. При необходимости к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены и другие работники перевозчика. Во всех случаях коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами.

    При выдаче на станции назначения груза, который прибыл с коммерческим актом попутной станции, новый коммерческий акт не составляется, если при проверке не будет обнаружена разницы между данными акта и фактическим наличием груза, грузобагажа или багажа. В этом случае в акте попутной станции делается отметка о том, что при проверке груза разницы по сравнению с актом не оказалось. В случае несоответствия сведений фактическим данным составляется новый коммерческий акт.

    По требованию получателя станция обязана в трехдневный срока вы­дать коммерческий акт, составленный по данной отправке. Право грузополучателя потребовать выдачи ему составленных коммерческих актов сохраняется в течение 1 года со дня выдачи груза.

    Закон строго регламентирует право грузополучателя, если железнодорожная станция необоснованно отказывает в выдаче ему коммерческого акта или коммерческий акт оформлен с нарушением правил. Отсутствие коммерческого акта не лишает права грузополучателя на предъявление претензии или иска к перевозчику, если будет доказан отказ последнего в составлении акта и если этот отказ был обжалован.

    При утрате грузополучателем коммерческого акта, полученного от перевозчика, новый акт не выдается, но это обстоятельство не лишает права предъявления к перевозчику претензии, если заявитель приложит к претензии накладную с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта.

    В случае отказа станций в составлении коммерческого акта или оформления акта с нарушением правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке на местах необщего пользования - в течение 24 ч. с момента проверки груза подать об этом письменное заявление начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции. При подаче заявления через начальника станции грузополучателю выдается расписка в приеме жалобы с указанием приложенных документов.

    Жалоба на отказ станции в составлении коммерческого акта или на оформление акта с нарушением правил должна быть рассмотрена начальником отделения. По жалобе должен быть дан мотивированный ответ по существу заявления: по скоропортящимся грузам - в суточный срок, а по остальным грузам - не позднее 3 дней после получения заявления.

    Помимо обстоятельств, которые удостоверяются только коммерческим актом, в процессе реализации договора перевозки возможно возникновение обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон, а также обстоятельств, которые должны в обязательном порядке удостоверяться соответствующим документом при рассмотрении претензий и исков.

    К таким документам относятся акты общей формы, акты о техническом состоянии вагона или контейнера, о повреждении вагона или контейнера, о недосливе цистерн или бункерных полувагонов, акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра и некоторые другие, предусмотренные правилами перевозок отдельных видов грузов.

    Акт общей формы в соответствии с Правилами перевозок грузов составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

    1. утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной;

    2. простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя;

    3. неочистка вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (при выявлении цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками составляется акт, предусмотренный Правилами перевозки жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полува­гонах);

    4. неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

    5. подача перевозчиком неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани;

    6. отсутствие пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб;

    7. повреждение или смена пломб (ЗПУ), если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты;

    8. обнаружение в пути следования или на станции назначения пломб (ЗПУ) на вагонах с неясными или срезанными оттисками без следов насильственного повреждения, если читаемые знаки соответствуют данным вагонного листа и на пломбе (ЗПУ)можно прочитать наименование станции и дороги;

    9. повреждение вагона (контейнера), повреждение или утрата предостав­ленных перевозчиком съемных перевозочных приспособлений;

    10. просрочка в доставке багажа (составляется по требованию грузополучателя);

    11. отказ или уклонение от подписи в учетной карточке выполнения плана перевозок грузов;

    12. самовольное занятие перевозчиком вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими;

    13. использование без разрешения перевозчика и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок.

    Акты общей формы составляются и в некоторых других случаях, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составления коммерческого акта или акта другой специальной формы.

    Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, которые участвовали в удостоверении обстоятельств, noслуживших основанием для составления акта.

    Это документ строгой отчетности, для которого установлен определенный порядок. Его составляют согласно утвержденным правилам. Данный документ удостоверяет обстоятельства, дающий основания для привлечения к ответственности имущественного плана как транспортную компанию, так и пассажира, отправителя и получателя грузов, багажа.

    Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

    Это быстро и бесплатно !

    Данный вид документа используют транспортные предприятия, предприятия по грузоперевозкам, пассажирским перевозками, в том числе, почта, железные дороги, авиалинии, автобусные станции, все службы доставки грузов.

    Образец

    Коммерческий акт № 34 о порче груза 21.12.2014 года

    Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет.- Объявленная ценность 20000 руб. (двадцать тысяч рублей 00 коп.). – Ценность груза по документам 25000 руб. (двадцать пять тысяч рублей 00 коп.) – Упаковка - производственные упаковочные пакеты.

    Фактическая дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут Расчетная дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут

    Пункт назначения г. Кукушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №10 Пункт отправления г. Мушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №1

    Грузовая накладная № 17 от 17.12.2014 года Грузополучатель ТОВ «Дуки-Буки», г. Кукушинск, ул. Воды, 44 Грузоотправитель ТОВ «Шмаки-Драки», г. Мушинск, ул. Грибов, 22

    Акт составлен менеджером Пупкиным В.С. Перевозчик ТОВ «Дороги рая»

    Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет, в том числе поврежденных 4 палета. Упаковка не вскрыта, пломбы не сорваны.

    К Акту прилагаются фото поврежденных палет с трёхлитровыми банками. При выгрузке в пункте назначения были выявлены разбитые балеты с трёхлитровыми банками в количестве четырех штук.

    Причина порчи груза - оторванный трос крепления на выше обозначенных палетах. Акт экспертизы не составлен.

    Сумма заявленных получателем груза претензий равна 4000 рублей (четыре тысячи рублей 00 коп.).

    Менеджер Пупкин В.С. Грузчик Кошкин А.Д. Заведующий грузового терминала Собок С.С. Получатель груза по доверенности Тютюка М.Н

    Составлен 12.2014 года

    Важно! Коммерческий акт может быть составлен только в случае порчи груза или багажа с момента принятия груза на отправку и до фактической выдачи получателю.

    В каких случаях необходим?


    Данный документ может быть составлен в случае:

    1. Если фактические данные не соответствуют данным , которые указаны в документации перевозчика в отношении массы, наименования, количества мест грузов и багажа.
    2. Если произошли повреждения груза , багажа и установлены или не установлены возможные причины данного факта.
    3. Выявление груза, багажа без положенных перевозочной документации , или наличие такой документации без груза или багажа.
    4. Возвращение перевозчику украденного груза , багажа.
    5. Не переданные перевозчиками грузы на железные дороги общественного пользования согласно установленным 24 часам от оформления документации о его выдаче (акт составляется только согласно требованию получателя багажа).

    Коммерческий акт может быть составлен при:

    1. Выгрузке багажа, груза. В местах общественной выгрузки непосредственно в день выгрузки, в редких случаях - в процессе выдачи груза, багажа получателю или пассажиру.
    2. Выгрузке багажа в местах не общественного пользования. Должен быть составлен в день выгрузки сразу в нее момент или позже.
    3. В пути следования. В момент когда были обнаружены обстоятельства, предусматривающие составление коммерческого акта.

    Правила составления

    1. Документ должен быть составлен в 2-х экземплярах , без наличия помарок и исправлений, с применением электронных пишущих машин. Копии актов заверяются надлежащим образом.
    2. Обязательно наличие подписей перевозчика или доверенного им лица, и собственника груза, если тот присутствует при проверке.
    3. Перевозчик обязан предоставить требуемый владельцем груза, коммерческий акт не позднее трех рабочих дней. Если такое не было сделано, владелец груза подает специальное письменное заявление о данном факте. Ответ также должен быть выдан в три дня.
    4. Если акт составляется о скоропортящихся продуктах , обязательно необходимо приложить к первому экземпляру сертификат качества или другой аналогичный документ.
    5. Данный акт регистрируется в книге по учету коммерческих актов.
    6. Акты выдаются только при наличии документа, удостоверяющего личность - физические лица, и для юридических лиц - наличие доверенности на данный груз или багаж.

    В документе должна быть отображена следующая информация:

    1. Описание фактического состояния груза или багажа и процесс выявления его несоответствия.
    2. Данные о правильности погрузки, размещения и закрепления груза или багажа.
    3. Зафиксированные нарушения требований к погрузочно-разместительным действиям и крепления багажа или груза;

    Реквизиты акта:

    • название документа;
    • номер, дата и место, где составлен акт;
    • номер и дата накладной;
    • названия пунктов отправки и доставки груза;
    • сведения об отправителе и получателе;
    • результаты проверки груза;
    • несоответствия;
    • экспертиза;
    • подписи лиц, составляющих акт;

    Основными лицами, которые заинтересованы в надлежащей доставке груза в целости и сохранности являются транспортные компании и собственник груза.

    Дабы избежать ситуаций с повреждением груза и связанных с ними дальнейших осложнений, рекомендуем:

    1. На этапе заключения договора перевозки груза , сделать подробные письменные записи по претензии перевозчику (экспедитору или собственнику), при наступлении выше обозначенных ситуаций.
    2. Тщательный контроль за отслеживанием и правильностью заполнения полного пакета документов для перевозки груза и его комплектации.
    3. В случае высокой стоимости груза , или если перевозки имеют регулярный характер, заключить договор с сюрвейером, который лично удостовериться в комплектности, качестве крепления грузов, проведет анализ технического состояния транспортного средства перевозчика.
    4. После, предоставить специальный рапорт , который будет отличным подспорьем при судебной тяжбе.
    5. Тщательно проверять груз при получении с применением фотоаппарат или видеокамеры.
    6. Настаивать на составлении коммерческого акта , если произошла порча груза.
    7. Если ответственные лица отказываются от составления коммерческого акта , требуйте письменных пояснений данного отказа, привлеките пару свидетелей и собственноручно составите акт.

    Основной совет - не экономьте, страхуйте свои грузы и багаж, тогда ваша экономия будет более очевидной, особенно, в случае наступления ситуации, которая требует составления указанного акта.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация