Где оформить субсидию на коммунальные услуги. Отказ в предоставлении и действия в случае отказа. Зависимость от времени подачи документов

Главная / Квартира

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Пользователи жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
  2. Наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде.
  3. Члены жилого помещения или жилищно-строительного кооператива.
  4. Собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
  5. Члены семей, постоянно проживающие с указанными лицами.

Не имеют право на субсидию:

  1. Ссудополучатели по договору безвозмездного пользования (глава 36 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  2. Граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с частными собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами), или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде любого вида;
  3. Отказополучатели в силу исполнения наследниками завещательного отказа (статья 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  4. Получатели ренты по договору пожизненного содержания с иждивением (глава 33 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Примерный список необходимых документов, требующихся для оформления субсидии (в зависимости от региона может меняться):

  • Ксерокопии паспортов всех членов семьи (страницы где фотография и прописка).
  • Ксерокопия документа на жилье (договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации, сви-во о праве собственности и т.д.)
  • Справка БТИ о жилой площади.
  • Ксерокопии документов, подтверждающих родство (свидетельство о браке, свидетельства о рождении и т. д.). Необходимо документально подтвердить родство каждого члена семьи по отношению к собственнику жилья.
  • Справки с коммунальных служб о том, что нет задолженности. Справки о задолженности должны быть выданы на тот месяц, в котором заявитель обращается за назначением жил. субсидии.
  • Справки о доходах членов семьи за 6 предшествующих месяцев (зарплата, стипендия, пенсия МВД, доход, полученный от предпринимательской деятельности, пособие по безработице и т.д.) Справка о заработной плате должна содержать: штамп, печать, исх. № и дату, адрес предприятия, контактный телефон, основание выдачи, подписи руководителя и/или главного бухгалтера.

Для неработающих членов семьи:

  • Ксерокопия трудовой книжки,
  • Справка с Центра занятости о том, что не стоит на учете.
  • Сберкнижка заявителя.

Сроки назначения субсидий и расчет размера субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг:

При предоставлении необходимых документов, предусмотренных "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - "Правила"), с 1 по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа текущего месяца, а при предоставлении с 16 числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.

Варианты перечисления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг:

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ и новыми «Правилами», субсидии предоставляются гражданам в денежной форме путем перечисления средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады «до востребования». Это может быть любой банк, но надо иметь в виду, что не все банки имеют разветвленную сеть филиалов. Поэтому при выборе банка получатель субсидии должен эти обстоятельства учитывать. Для получения субсидий получатели могут использовать счет, на который поступает, например, пенсия.

В случае если по состоянию здоровья получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады «до востребования» и пользоваться ими, то по решению уполномоченного органа субсидии могут предоставляться через отделения связи. В условиях города Твери, мы полагаем, эта категория будет незначительной. В первую очередь - это одинокие престарелые люди, которых обслуживают социальные работники.

Пример выплаты субсидии на оплату ЖКУ:

Если семье назначена была субсидия в октябре 2018 года (срок ее действия 6 месяцев), то она заканчивается 31 марта 2019 года. Следовательно, чтобы у семьи не было перерыва при оформлении субсидии на новый срок, т.е. с 1 апреля 2019 г., ей необходимо обратиться с документами в службу оформления субсидий не ранее 15 марта и не позднее 15 апреля 2019 г.

В этом случае субсидия будет назначена с 1 апреля 2019 г., а деньги должны поступить на банковский счет до 1 мая, так как в соответствии со ст. 155 ЖК РФ гражданин обязан произвести оплату за жилье и коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

  1. Есть задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении ими соглашений по ее погашению.
  2. Не забывайте собирать все платежные документы за оплату жку (платежки).
  3. Будьте внимательны при сборе документов. На первый прием старайтесь подготовить все необходимые документы. В противном случае специалист не сможет принять ваше заявление, придется повторно отстаивать вероятную очередь и тратить свое время.
  4. Предоставление субсидии может быть приостановлено или прекращено по решению уполномоченного органа .

Куда обращаться для оформления пособия на оплату жилищно-коммунальных услуг?

Для получения субсидии необходимо обращаться в Государственные учреждения "Отдел социальной защиты населения" по месту постоянного жительства.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

Очереди на квартиры длиной порой в целую жизнь и сегодня никуда не ушли – они существуют. Но для ускорения решения жилищных проблем государство разработало специальный механизм – жилищные субсидии. То есть, нуждающиеся в жилье получают не квартиру, а определенную сумму, с помощью которой могут купить себе квартиру. Как правило, нужно добавлять собственные средства. Зато выбирают жилье очередники на свой вкус – и на вторичном рынке, и на первичном.

Претендовать на субсидию могут не все
Существует федеральная программа «Жилище», которая помогает улучшить жилищные условия определенным категориям нуждающихся в жилье граждан. Эти льготы во многом связаны с определенным видом профессиональной деятельности участников. Получить субсидию в рамках федеральной программы могут, например, военные, прослужившие более 10 лет, вышедшие на пенсию сотрудники ФСБ и МЧС, жители Крайнего Севера, желающие переехать, молодые семьи и молодые ученые и т. д. Регулируется эта область массой законов и постановлений, которые можно найти на официальном сайте программы.

Московская городская программа предполагает предоставление субсидий столичным очередникам. Тут - свои основополагающие документы - закон города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и Постановление московского правительства от 26 октября 2004 года № 729–ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидии на строительство или приобретения жилища». (Подробности программы – на официальном сайте Департамента городского имущества Москвы).

В законе предусмотрено несколько оснований для постановки граждан на жилищную очередь. Например, если их дом непригоден для проживания, или если в квартире живет страдающий хроническими заболеваниями человек, находиться с которым рядом просто опасно (кстати, список таких заболеваний строго регламентирован федеральным законодательством). Еще одно основание для признания нуждающимся - если площадь квартиры на одного человека меньше учетной нормы - 10 «квадратов» для жильцов отдельных квартир, и 15 – для обитателей коммуналок.

«Например, 90% клиентов, приобретающих жилье по субсидии в ЖК «Кварталы 21/19» – семьи, имеющие жилье в собственности или соцнайме. При этом площадь на одного человека составляет менее 15 кв. м. Обычно речь идет о жителях коммунальных квартир», - рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп».
Получение субсидии – непростой, но довольно отлаженный процесс, констатируют в «НДВ-Недвижимость» : «для получения сертификата клиенту нужно собрать все необходимые документы, подать заявление в орган МФЦ по месту прописки. В течение 30 дней будет дан ответ. При положительном решении заявителю выдается документ, и присваивается номер в очереди на выдачу сертификата». Да, за жилищной субсидией придется тоже постоять. Правда, в некоторых случаях возможно и ускорение процесса: речь идет как раз о тех, кто страдает тяжелыми заболеваниями и нуждается в отдельном жилье, и о жильцах аварийных домов.

Дождались заветного сертификата на получение субсидии? Воспользоваться им следует в течение полугода с момента его получения, подчеркивают в «НДВ-Недвижимость». Если по каким-либо причинам приобрести квартиру не удалось, проходить всю процедуру получения сертификата придется заново.

Как рассчитать размер субсидии
Нужно понимать, что субсидия – это не некая фиксированная сумма, которая выделяется всем нуждающимся. Размер субсидии рассчитывается индивидуально и зависит от нормативной стоимости «квадрата», от положенного по норме очереднику метража квартиры и числа претендующих на нее человек, от количества лет, которые он простоял в очереди и от имеющихся или не имеющихся у него льгот.

Начнем по порядку. Существует норматив стоимости квадратного метра жилья – он немного ниже рыночной стоимости, например для Москвы - около 90 тысяч рублей. Умножается эта цифра на количество квадратных метров, достаточных по мнению властей для комфортного проживания. Если это одинокий человек, то размер субсидии рассчитывается на покупку однокомнатной квартиры в 36 кв. метров. Для семьи из двух человек субсидия рассчитывается исходя из 50 кв. м, для семьи их трех человек – 70 кв. м, из четырех человек – 85 кв. м. Если пять и более граждан – то по 18 «квадратов» на каждого.

При этом учитывается и количество лет, которые человек честно отстоял в очереди на жилье. Отстоявшие в очереди год смогут получить лишь 5% от нормативной стоимости жилья, а более терпеливые очередники, пробывшие в очереди 10 и более лет, могут претендовать и на все 70% от расчетной цены жилья. Это для всех. У льготников сроки ожидания максимальной суммы короче.

Примеры расчета размера субсидии:
1. Одиноко проживающий гражданин:
36 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 60% = конечный размер субсидии.
2. Семья из двух граждан:
50 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 67% = конечный размер субсидии.
3. Семья из трех граждан:
70 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 65% = конечный размер субсидии.
4. Семья из четырех граждан:
85 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 64% = конечный размер субсидии.
5 Семья из пяти или более (N) граждан:
№ х 18 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 70% = конечный размер субсидии.
Таблица определения размера субсидий в процентах
Количество полных лет, прошедших после постановки на учет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и более лет
Процент от нормативной стоимости жилого помещения Граждане, имеющие жилищные льготы 10 30 51 65 70 70 70 70 70 70
Общие основания 5 12 20 30 40 51 60 64 67 70
Источник: http://dgi.mos.ru/

То есть, если речь идет о семье из трех человек, которая простояла в очереди, скажем, 15 лет, то она сможет получить около 4,4 млн руб.

Закон позволяет москвичам покупать по программе субсидирования квартиры дороже и большей площади. Но доплатить за дополнительные «квадраты» им придется уже из своего кармана.

«Сумма, указанная в денежном сертификате, в каждом случае индивидуальна и безвозмездно покрывает лишь часть расходов на приобретение недвижимости, - констатирует Ярослав Гутнов, директор по инвестициям и стратегическому развитию ООО УК «ТЭН-Девелопмент» . - Оставшуюся часть придется компенсировать за свой счет. Это могут быть как личные сбережения, так и ипотека и даже средства маткапитала, например».

Размер личного взноса вычисляется по простой формуле: стоимость приобретаемого жилья минус размер субсидии.

Сертификат примут не везде
Использовать субсидию москвичи могут на покупку квартиры на «вторичке» (причем как в Москве, так и в Подмосковье и даже в других регионах РФ), на выкуп комнат в квартире у других собственников (например, в коммуналке) или на покупку квартиры в новостройке.

«Не все жилые комплексы могут войти в госпрограмму субсидирования», - обращает внимание Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука Жилья» .

Если говорить об использовании жилищной субсидии при покупке новостройки, то приобретаемый объект должен отвечать ряду критериев. Во-первых, продажи должны идти по договору о долевом участии в строительстве (214-ФЗ) или по договору купли-продажи, если дом готов. Во-вторых, строительная готовность объекта должна составлять не менее 70 %, отмечают в пресс-службе компании «НДВ-Недвижимость».
Но это не самое сложное условие, обращает внимание Мария Литинецкая из «Метриум Групп». «Главная трудность заключается в том, что участок, на котором стоит дом, не должен быть в обременении у банка. С учетом того, что большинство застройщиков использует проектное финансирование, выполнить последнее требование часто не представляется возможным», - говорит Литинецкая.

Например, объясняет эксперт, в ЖК «Кварталы 21/19» использовать жилищные сертификаты можно только во втором и третьем панельных корпусах первой очереди проекта, земельный участок которых не обменен залогом.

Кроме того, нельзя использовать субсидию на оплату жилья, находящегося под арестом, обремененного чьими-либо правами на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилого помещения в собственность семье, которой предоставлена субсидия.

Выбор есть
Департамент имущества города Москвы предъявляет жесткие условия аккредитации к застройщикам в рамках программы субсидирования, поэтому далеко не в каждом проекте можно приобрести жилье с помощью субсидии, констатируют эксперты. Но выбор есть.

«Ранее многие застройщики не готовы были продавать свои объекты обладателям государственных дотаций, так как получить деньги за квартиру в течение, например, 5 календарных дней после регистрации ДДУ интереснее, чем в течение трех месяцев», - говорят в «НДВ-Недвижимость».

Дело в том, что особенностью жилищных сертификатов является то, что участник не получает денежные средства на руки, они переводятся на специальный счет, открытый в банке, с которого средства поступают продавцу после государственной регистрации сделки, объясняет Литинецкая из «Метриум Групп».

«Тем не менее, срок перевода средств по субсидиям относительно небольшой. Департамент имущества города Москвы перечисляет деньги в течение 45 дней. С учетом того, что процент таких сделок не превышает 1-2%, речь идет о небольших суммах, перевод которых девелопер может ждать полтора месяца без ущерба экономике проекта», - добавляет эксперт. Но признает: «подавляющая часть девелоперов вовсе не работает с таким клиентами. Одни застройщики не подходят под критерии отбора участников программы. Другие – сами не хотят связываться, учитывая вероятные бюрократические сложности при переводе субсидируемых средств».

Действительно, процент таких сделок в проектах сегодня небольшой, соглашаются эксперты. Например, сегодня в реализуемых жилых комплексах компанией «Азбука жилья», на покупку квартиры с использованием средств субсидии приходится порядка 5-10% сделок, рассказывает генеральный директор компании Владимир Каширцев.

Но выбор у тех, кто получил субсидию, на рынке новостроек все-таки есть. Например, в «Азбуке жилья» сегодня средствами субсидии можно оплатить часть квартир в ЖК «Домодедово парк» (Домодедово), ЖК «Афродита» (Мытищи), а также в ряде корпусов ЖК «Некрасовка» (Москва).

Приобрести квартиры по субсидии можно и в микрорайоне «Красногорский» , говорят в «НДВ-Недвижимость». Минимальная стоимость предложения в доме, который будет сдан до конца текущего года, составляет 1 828 800 рублей. Для удобства клиентов по данному проекту предусмотрена ипотека от ведущих банков. Кроме того, можно использовать маткапитал.

В ФСК «Лидер» можно приобрести недвижимость с помощью всех видов государственных жилищных субсидий как московских так и федеральных, обращает внимание Павел Тимошенко, руководитель управления ипотеки и субсидий ФСК «Лидер» . С помощью субсидий правительства Москвы очередники могут купить квартиру в 8-м корпусе UP-квартале «Сколковский» (Одинцово), во 2-м и 3-м корпусе UP-квартале «Новое Тушино» (Красногорский район), микрорайоне «Новое Измайлово» (Москва), UP-квартале «Олимп» (Обнинск) и ЖК «Поколение» (Москва).

Воспользоваться жилищным сертификатом можно и в ЖК комфорт-класса «Кварталы 21/19» девелопера «ВекторСтройФинанс». Здесь, в частности, обменять сертификат на жилье, имеют право бывшие и действующие военнослужащие, выходцы из районов крайнего севера, переселенцы, молодые ученые и другие категории граждан, определенные государством, рассказывает Литинецкая («Метриум Групп»)

«В ЖК «Кварталы 21/19» субсидии чаще всего использовались в качестве первоначального взноса (помимо самостоятельно собранной суммы). Размер субсидий варьируется, как правило, в пределах 1-2 млн руб. Недостающие средства клиенты берут в кредит. Наибольшим спросом пользуются бюджетные варианты. Например, стоимость однокомнатной квартиры начинается от 5,7 млн руб. Соответственно, представители льготных категорий клиентов берут в кредит около 2-3 млн руб., внося миллион собственных средств, а также порядка 1-2 млн рублей за счет субсидий», - приводит расчеты Литинецкая.

ГК ТЭН, которая возводит жилой квартал «Парк Легенд» в рамках реконструкции промзоны ЗИЛ, также планирует присоединиться к программам помощи нуждающимся в жилье. Правда, строительная готовность домов пока не достигла требуемых 70%. Ярослав Гутнов, директор по инвестициям и стратегическому развитию компании надеется, что приобрести квартиру с привлечением госсубсидий в жилом комплексе можно будет в 2017 году.

Резюме
Получить субсидию на жилье – процесс непростой: нужно потратить время и нервы на бумажную волокиту, отстоять очередь, найти подходящего застройщика и проект. Размер субсидии вряд ли покроет всю стоимость квартиры, особенно в Москве, но точно станет хорошим подспорьем для нуждающихся в жилье. Тем более, что более доступные варианты всегда можно найти в Подмосковье или Новой Москве, а на оставшуюся сумму всегда - оформить ипотечный кредит.

Право на получение данной субсидии предусмотрено Жилищным кодексом (ст. 159 ЖК РФ). Основания и порядок получения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».

Почему законодатель предоставил такое право? Граждане с низким заработком являются финансово уязвимыми. Их финансовая уязвимость напрямую влияет на финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг. А финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг может привести к остановке их деятельности или вовсе ликвидации, что в свою очередь приведет к невозможности поставлять электричество, воду и газ большому кругу лиц. Именно во избежание такой ситуации законодатель предоставил право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, законодатель минимизировал риски банкротства коммерческих структур – поставщиков коммунальных услуг. А граждане получили возможность получать субсидирование.

Кто имеет право на получение субсидии? (субъект)

Субсидия предоставляется всем гражданам с учетом проживающих с ними в одном жилом помещении членов семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также субсидия на оплату ЖКУ или субсидия на оплату услуг ЖКХ) имеют все граждане Российской Федерации (как безработные, так и работающие, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, матери одиночки, многодетные), а также некоторые граждане зарубежных государств, проживающих в России (Белоруссии и Киргизии).

Однако есть исключения. В начале статьи целесообразно определить круг граждан, которым субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется в силу определенных условий и обстоятельств.

Субсидия не предоставляется

  • ссудополучателям по договору безвозмездного пользования жилым помещением частного жилищного фонда. Ссудополучатель – это лицо, которое получает вещь (в данном случае квартиру или дом) в безвозмездное пользование;
  • отказополучателям, которым право пользования жилым помещением частного жилищного фонда предоставлено по завещательному отказу. Отказополучатель – лицо в чью пользу составлен завещательный отказ. Завещательный отказ – это возложение наследодателем на своих наследников по закону или по завещанию обязательства имущественного характера в пользу третьих лиц (таким образом, наследодатель может обязать наследника передать наследуемое имущество в пользу другого лица);
  • получателям ренты, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением;
  • поднанимателям жилого помещения государственного, муниципального или частного жилищного фонда, проживающие по договору поднайма. По договору поднайма наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, вправе передать часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем (аналогичным действием является субаренда). (ст. 76 ЖК РФ);
  • временным жильцам в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда. (ст. 80 ЖК РФ);
  • иностранным гражданам, за исключением тех государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры;
  • лицам без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство;
  • лицам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ и отказавшимся заключить соглашение о погашении задолженности по оплате ЖКУ;
  • не работающим гражданам трудоспособного возраста, не состоящим в Центре занятости населения, за исключением лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.

см. приказ Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403 от 26.05.2006 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Если гражданин не подпадает под вышеуказанные категории, то у него возникает право на получение субсидии по коммунальным платежам. Следующим главным критерием будет являться размер заработка, о чем расскажем ниже.

Состав семьи получателя субсидии

В связи с тем, что субсидия предоставляется с учетом членов семьи заявителя, то стоит определить круг лиц.

В состав семьи входят:

  • сам заявитель
  • его супруг(а)
  • его родители (усыновители)
  • дети (усыновленные)
  • другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).

Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются (объект)

Пользование коммунальными услугами неразрывно связано с жилым помещением. Поэтому целесообразно определиться с объектом, на который предоставляются субсидии. Граждане, претендующие на получение субсидии, должны иметь правовые основания владения (пользования жилым помещением), а также в обязательном порядке быть зарегистрированными в жилом помещении:

  • государственного или муниципального жилищного фонда (проживающие по договору социального найма);
  • частного жилищного фонда (проживающие по договору найма (аренды) с физическим лицом);
  • ЖК или ЖСК (проживающие в домах и являющиеся членами жилищного или жилищно-строительного кооператива);
  • принадлежащем на праве собственности (квартира, дом либо доля квартиры, дома).

Субсидия не предоставляется

  • по месту временного пребывания (при проживании в жилом помещении, не являющемся местом жительства. Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно проживает и зарегистрирован);
  • на оплату услуг ЖКХ нежилых (коммерческих) помещений.

Субсидия на оплату услуг ЖКХ предоставляется всем гражданам в зависимости от размера индивидуального заработка гражданина или общего дохода семьи. Именно доход является главным критерием при принятии решения уполномоченными органами о предоставлении субсидии, а также при ее расчете.

Условия для получения субсидии

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при наличии следующих условий:

  1. Лица, претендующие на получение субсидии имеют право на ее получение (см. раздел «Кто имеет право на получение субсидии?»).
  2. Граждане в установленном порядке зарегистрированы и постоянно проживают в жилых помещениях (см. раздел «Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются»).
  3. Отсутствует задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или имеется соглашение с управляющей компанией по ее погашению.
  4. Расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные в соответствии с региональными стандартами, должны превышать установленную долю от общего дохода семьи или гражданина.

Забегая вперед оговоримся, что доля расходов от совокупного дохода на оплату ЖКУ устанавливается региональным законодательством, но не может превышать 22 %. (например, в Москве – 10 %, в Санкт-Петербурге – 14 %).

Расчет размера субсидии

Размер субсидии зависит от:

  • размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи
  • количества проживающих в качестве членов семьи заявителя
  • отнесения к той или иной социально-демографической группе (трудоспособные, пенсионеры, дети)
  • регионального размера прожиточного минимума
  • региональных стандартов нормативной площади жилого помещения
  • региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг
  • региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ

Определение размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи

При определении размера субсидии используются разные показатели дохода семьи:

  • совокупный заработок
  • среднемесячный заработок каждого члена
  • среднемесячный совокупный заработок
  • среднедушевой заработок

Совокупный доход семьи – сумма заработка всех членов или одиноко проживающего гражданина за последние 6 месяцев.

Например, если супруг получал прибыль за 6 месяцев: январь – 14000, февраль – 15000, март – 14000, апрель – 17000, май – 11000, июнь – 12000, а супруга: январь – 9000, февраль – 8000, март – 4000, апрель – 7000, май – 6000, июнь – 2000, то совокупный заработок семьи составит (14000+15000+14000+17000+11000+13000)+(9000+8000+4000+7000+6000+2000)= 84000+36000=120000.

В совокупный заработок семьи входят следующие доходы:

  • заработная плата,
  • различные компенсации,
  • выходные пособия,
  • социальные выплаты,
  • компенсационный выплаты,
  • пенсии,
  • стипендии,
  • пособия по безработице,
  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременностям и родам,
  • ежемесячное пособие не ребенка,
  • страховые выплаты и другое

Полный перечень приведен в пункте 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512; пункт 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Используется при расчете размера субсидии во всех случаях:

  • Среднемесячный доход каждого члена семьи . Определяется как сумма заработка, полученная в течение расчетного периода деленная на количество месяцев этого расчетного периода. Например, для супруга (14000+15000+14000 +17000+11000+13000)/6=84000/6=14000, для супруги (9000+8000+4000+7000+ 6000+2000)/6= 36000/6=6000.
  • Среднемесячный совокупный доход семьи определяется как сумма среднемесячных заработков всех членов. Например, 14000+6000=20000.
  • Среднедушевой доход семьи определяется как деления среднемесячного совокупного заработка семьи на количество членов. Например, 20000/2=10000.

Данный показатель нужен для отнесения семьи к категории малообеспеченной. Если среднедушевой заработок семьи меньше прожиточного минимума, то при расчете используется дополнительный коэффициент, повышающий размер субсидии.

Количество проживающих в качестве членов семьи заявителя

Количество проживающих ни Правилами, ни другим законодательством не ограничено. Однако не стоит забывать об ответственности за фиктивную регистрацию (ст. 322.2 УК РФ).

Как указывалось выше, в состав семейства входят: сам заявитель, его супруг(а), родители (усыновители), дети (усыновленные). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, признанные судом членами семьи заявителя (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).

При расчете размера субсидии в качестве члена семейства не учитываются следующие категории граждан:

  • военнослужащие, не заключившие контракт о прохождении военной службы (военнослужащие срочной военной службы, учащиеся в военных образовательных учреждениях)
  • лица, изолированные от общества решением уполномоченных органов (осужденные к лишению свободы, заключенные под стражу на период следствия, находящиеся на принудительном излечении)
  • лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (дети-сироты, престарелые)

Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Социально-демографические группы проживающих и региональный размер прожиточного минимума

Для разных социально-демографических групп (трудоспособные, пенсионеры и дети) устанавливается разная величина прожиточного минимума. Социально-демографические группы учитываются в случае отнесения семьи к категории малообеспеченной. Поэтому коэффициент, используемый при расчете размера субсидии для малообеспеченных семей (в том случае, когда среднедушевой заработок семейства меньше прожиточного минимума), может меняться в зависимости от отнесения к той или иной социально-демографической группе.

Например, в Москве величина прожиточного минимума установлена в следующих размерах:

  • трудоспособные 18453
  • дети 13938
  • пенсионеры 11420

Данные показатели постоянно индексируются и проверять их актуальность следует в официальных источниках.

Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения

Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения устанавливается региональными властями. Во всех регионах он одинаковый и составляет:

  • на 1 человека – 33 кв.м.
  • на 2 человек – 42 кв.м.
  • на 3-х и более – 18 кв.м. на каждого члена (на семью из трех человек – 54 кв.м.).

Есть и еще один момент, на который следует обратить внимание, если вы претендуете на получение субсидии: помощь вам будет оказана только в том случае, если площадь вашего жилья не превышает стандарт нормативной площади. К примеру, если одинокая пенсионерка проживает в квартире площадью 60 кв. м, то субсидию она может получить только в расчете на 33 кв.м, а за остальную жилплощадь ей придется платить полностью.

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг также устанавливаются региональными властями. Однако, размер отличается не только в зависимости от региона, но и от населенных пунктов, входящих в состав одного субъекта. Например, в Москве стандарт стоимости ЖКУ установлен Постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 849-ПП и в зависимости от категории проживающих (пользователи государственного жилищного фонда, собственники жилых помещений и другие) составляет:

Указанные размеры постоянно индексируются. Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.

Региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ

На федеральном уровне доля расходов установлена в размере 22 % от совокупного дохода семейства (постановление Правительства от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»)

Региональным законодательством указанный размер может изменяться, но только в сторону уменьшения. Например, в Москве доля расходов для всех составляет 10%. При заработке до 2500 – 6%, до 2000 – 3%, а при доходе до 800 рублей – заявитель вовсе освобождается от платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).

Другими словами – размер расходов на оплату коммунальных платежей не должен превышать 22 % (10 % для Москвы) от заработка гражданина или совокупного дохода семейства. Например, при заработке 30 000 рублей оплата коммунальных услуг должна составить не более 6 600 рублей (3000 для Москвы).

Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.

Математический расчет размера субсидии

Формула расчета достаточно сложная. Приведем наглядный пример для среднестатистической семьи, проживающей в Москве:

  • двое взрослых трудоспособных – муж и жена
  • один пенсионер
  • один несовершеннолетний ребенок
  • заработок мужа – 45 000 ежемесячно (270 000 за 6 месяцев)
  • пенсия пенсионера – 15 000 ежемесячно (90 000 за 6 месяцев)
  • жена получает пособие по уходу за ребенком – 3 000 ежемесячно (18 000 за 6 месяцев)
  • зарегистрированы в Москве.

Размер субсидии составит около 4 300.

Стоит сделать акцент на том, что при предоставлении субсидий принимаются во внимание не фактические расходы гражданина на оплату ЖКУ, а расчетная сумма, зависящая от нормативной площади жилого помещения и стандарта стоимости ЖКУ. Размер субсидии не может превышать фактических расходов на оплату услуг ЖКХ.

Например, если по региональным стандартам размер расходов на оплату ЖКУ составляет 4000, а фактические расходы составляют 3000, то субсидия не может превышать 3000 рублей.

Обращаем внимание, что в случае предоставления получателю субсидии и членам его семейства иных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать сумму оплаты по квитанции, уменьшенную на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

Поскольку коммунальные тарифы регулярно растут, а экономическая ситуация для населения зачастую довольно сложная, со стороны государства малоимущим гражданам предоставляется материальная поддержка в виде льгот, которые частично компенсируют затраты на услуги ЖКХ. Чтобы на такую помощь претендовать, для начала важно знать, кто имеет право на субсидии по коммунальным платежам и каковы требования к данным лицам.

Для оформления социальных льгот недостаточно одного желания, и каждое обстоятельство, дающее право на помощь из государственного бюджета, должно быть документально подтверждено.

Само же субсидирование представляет собой именно поддержку, поэтому не начисляется всем подряд, а лишь льготным категориям населения. Эта поддержка полностью финансово безвозмездная, может быть частичной или долевой. Самое же главное в данной бюджетной льготе – исключительно целевой характер. Предоставляемые средства нельзя потратить на что-либо, кроме услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Законодательная база

Вопрос о том, кому положена субсидия за насчитываемую квартплату в России, находит ответ полностью в законодательных актах, которые также регулируют ряд сопутствующих нюансов. В частности, речь идёт о:

Условия получения субсидии

Условия, требующиеся для получения государственных субсидий на оплату предоставляемых коммунальных услуг, в действительности позволяют воспользоваться данной льготой весьма широкому кругу населения. Правительство оказывает существенную поддержку тем, кто добросовестно выполняет свои обязательства и предоставляет все необходимые документы, в том числе подтверждающие, что семья имеет низкий доход. О каком доходе будет идти речь, зависит, в частности, от региональных актов. Субсидия на начисляемую квартплату в первую очередь положена тем, у кого платежи за ЖКХ превышают уровень прожиточного минимума на определённый процент. По общим правилам это 22%, но в разных регионах он неодинаков.

Рассматривая, кому положены субсидии на оплату коммунальных услуг, стоит отметить, что заявление на таковые принимают от:

  • Частных собственников жилья;
  • Участники жилищного кооператива;
  • Наниматели частных квартир и домов;
  • Квартиросъёмщики социального жилья.

Не менее важно для получения субсидий по коммунальным предоставляемым услугам, помимо нормы прожиточного минимума, это наличие у заявителей российского гражданства и полное отсутствие задолженности.

Кому положена субсидия ЖКХ

Определяя, положена ли вам субсидия по оплате получаемых коммунальных услуг, в первую очередь следует обозначить, кому по закону стандартно положена эта самая компенсация за коммунальные услуги. В перечень потенциальных льготников входят:

  • Лица, занимающие жилую муниципальную или государственную площадь;
  • Зарегистрированные жильцы частного жилого фонда;
  • Граждане с низким уровнем доходов;
  • Лица с ограниченными возможностями;
  • Добросовестные жильцы, имеющие российское гражданство и относящиеся к малообеспеченным категориям.

Более того, такая поддержка, как субсидия на квартплату, предусмотрена для особенно уязвимых граждан. Независимо от того, положена ли им какая-либо прочая поддержка, частично компенсировать затраты на ЖКХ могут:

  • Одинокие матери и отцы, имея официальный статус;
  • Безработные лица, имеющие справку из Центра занятости;
  • Семьи, имеющие статус многодетных;
  • Лица с инвалидностью.

Разбираясь с тем, кому в действительности полагается государственная субсидия на частичную оплату коммунальных услуг, помимо обязательного российского гражданства важно и постоянное место проживания по одному и тому же адресу.

Кому не положена

Ознакомившись с тем, кому на законных основаниях предоставляется субсидия на оплату коммунальных услуг, следует рассмотреть, кто права претендовать на такие льготы не имеет. Компенсацию за траты на коммунальные ресурсы не предоставляют:


В иных случаях, если имеются сомнения относительно того, можно ли получить субсидию для покрытия части коммунальных услуг именно вам, целесообразно обратиться уже по месту. Ответственные сотрудники в первую очередь смотрят, каковы расходы гражданина на оплату, и каков его реальный доход.

Особые категории граждан

Некоторые категории населения относятся к ряду лиц, кому дают государственную субсидию по оплате в том числе коммунальных услуг в первую очередь и на особых условиях. В соответствии с зафиксированными в 36 статье Жилищного кодекса положениями, первоочерёдное право на ЖКХ субсидию, то есть по оплате коммунальных услуг, предоставлено:


Это граждане, которым положены не только льготы по ЖКХ, но и которые могут претендовать на помощь в приобретении жилья. Помимо них, первоочередное право на субсидирование есть у:

  • Семей, которые пострадали от стихийного бедствия;
  • Детей-сирот, выпустившихся из детского дома или интерната;
  • Инвалидов первой группы;
  • Судей;
  • Пожилых лиц, которые находятся на социальном обслуживании;
  • Семей с несовершеннолетним ребёнком с диагнозом ВИЧ-инфекции;
  • Реабилитирующихся граждан;
  • Воспитателей детских домов.

Условия, при которых субсидии не выплачиваются

Рассмотрев вопрос касательно того, кто же может оформить для себя и получить субсидию на оплату ЖКХ, и даже получив одобрение на таковую, нельзя забывать о возможности приостановки государственной поддержки, при которой ничего выплачиваться не будет. Такое решение принимается органами социальной защиты в населённом пункте, если вы:


Намеренное введение сотрудников в заблуждение, предоставление неверных данных также служит причиной не начисления вам субсидий или вовсе для перерасчёта уже начисленных. Чтобы избежать негативных последствий и восстановить выплаты, необходимо документально подтвердить тот факт, что у вас были на нарушения уважительные причины.

Перечень уважительных причин:

  1. Длительное пребывание на лечении в стационаре.
  2. Смерть ближайшего родственника.
  3. Заработную плату надолго задержали.
  4. Задержали выплату пособия по безработице.
  5. Прочие основательные обстоятельства.

Документы для оформления

Для получения субсидии на оплату ЖКХ недостаточно подтвердить только свой небольшой доход. Необходим целый список документов, подтверждающих право на льготы, а именно:


Это стандартный список, который может быть дополнен в каждом индивидуальном случае.

Сроки предоставления субсидии

Определив, кому по праву можно оформить субсидию на квартплату, а также решив подавать заявление для получения субсидии на коммунальные платежи, следует обратить внимание на сроки подачи такового.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация