Изменения ст 1158 гк рф. Теория всего. Основания для отказа

Главная / Квартира

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В России формирование гражданского общества заложилось в период "перестройки". В РФ президент впервые был избран в 1991 году. У главы РФ есть обязанности и права после вступления в должность, которым он должен следовать.

Функции президента

В России, согласно основному документу страны, власть принадлежит народу. Народ в стране многонационален. Задача главы государства - обеспечение прав граждан страны. Он также должен отследить выполнение обязанностей судебными органами, законодательной и исполнительной властями. Кого назначает президент РФ на различные должности, прописано в конституции РФ.

Президент не представляет одну или несколько из основных ветвей власти, он занимает особое положение. Но глава государства выбирает курс, по которому будет двигаться страна. При этом президент обязан руководствоваться конституцией.

Глава представляет страну внутри государства и за его пределами. Он является представителем за рубежом и руководит внешней политикой. При необходимости отдает приказы для обеспечения суверенитета страны, потому что является

Руководитель страны формирует правительство или инициирует его отставку. Кого назначает президент РФ внутри правительства, зависит от взаимодействия председателя правительства и президента. - вершина исполнительной власти, а глава государства отслеживает соблюдение конституции РФ и взаимодействие трех ветвей власти.

Права президента по конституции

В России народ имеет право выбирать президента, следовательно, глава государства ответственен перед народом. Глава имеет право контролировать власть, но не относится к ней. В исполнительной власти верхушкой является правительство страны, законодательной руководит парламент, судебная власть принадлежит верховному суду. Предполагается, что у главы особая власть. Правительство РФ назначает президент, с согласия

Независимость от других ветвей власти приводит к ситуации, что в случае государственной измены и отставки, привлечь к ответственности главу страны сложно.

Президент при работе с правительством может:

  • накладывать вето на решение правительства;
  • предлагать кандидатуры на государственные должности;
  • назначать выборы в парламент, в том числе, и внеочередные;
  • создавать указы или другие документы, которые могут иметь силу до тех пор, пока не появится аналогичный закон;
  • вести международные переговоры и подписывать законы;
  • вводить чрезвычайное положение на территории страны.

Обязанности президента

Обязанности главы государства неразрывно связаны с его правами. Все функции и обязанности руководителя страны сводятся к обеспечению суверенитета и взаимодействию внутри страны.

Основные обязанности главы государства включают список, кого назначает президент РФ:

  • назначение премьер-министра;
  • определение высшего командования вооруженных сил РФ;
  • назначение верховного судьи;
  • предложение законопроектов для решения ГД;
  • определение необходимости референдума;
  • обращение к Федеральному Собранию с ежегодным обращением;
  • определение военной тактики государства;
  • предоставление политического убежища;
  • предоставление гражданства РФ;
  • контроль соблюдения Конституции.

Акты президента РФ

Глава государства может издавать два вида актов - указы и распоряжения. Документы имеют действие на все территории страны. Акты не могут не соответствовать основным законам страны. Конституция РФ - основной документ и указы президента носят подзаконный характер.

Индивидуальные распоряжения о назначении или освобождении от должности имеют отношение к лицам, указанным в документе.

Часто акты главы государства необходимы, чтобы восполнить пробел в законодательной базе. Не всегда закон позволяет находить выход из ситуации, тогда появляется необходимость в дополнительных документах. При утверждении закона, достаточного для принятия решения, теряют силу.

Назначение правительства РФ

Согласно конституции назначает председателя правительства. Смена председателя происходит в двух случаях:

  • выборы нового президента РФ;
  • отставка председателя правительства.

В обоих случаях глава государства должен в течение двух недель предложить новую кандидатуру на этот пост. В случае смены руководителя страны срок отсчитывается со дня вступления президента в свои полномочия. Если по решению президента председатель правительства отстранен от должности, то две недели считают со дня отставки предыдущего главы.

На практике, требуется меньше времени, чтобы определиться с кандидатом.

Выборы председателя государственной думы

Председатель государственной думы в России - лицо значимое. Полномочия председателя длятся 5 лет и заканчиваются вместе с окончанием созыва думы.

В обязанности председателя входит:

  • предоставление информации о законопроектах действующим депутатам;
  • решать спорные вопросы между федеральными и региональными элементами;
  • проводить заседания палаты;
  • руководить думой, назначать руководителей.

Должность значимая и можно предположить, что президент РФ назначает но это не так. Избранные депутаты путем тайного голосования выбирают председателя из числа кандидатов. Каждая фракция выдвигает своего претендента. Выборы считаются состоявшимися, если за одного кандидата отдано не менее 50% голосов. В противном случае назначается второй этап, в котором принимают участие 2 кандидата, набравших максимальное количество голосов.

Кто назначает прокурора

Прокуратура представляет собой централизованную систему во главе с генеральным прокурором. Согласно ст. 129 Конституции РФ, Генеральный прокурор представляет высшую ступень судебной власти.

Создается впечатление, что президент РФ назначает прокуроров на разных уровнях, но, на самом деле, глава государства может предложить кандидата на должность главного прокурора РФ. Решение о том, кто займет эту должность, остается за Советом Федерации, который может утвердить предложенного кандидата или отказаться от него.

Генеральный прокурор несет ответственность перед народом и приносит присягу на Конституции РФ перед Советом Федерации. Прокурор имеет титул главного советника юстиции.

Выборы Федерального собрания РФ

Федеральное собрание в России - высший орган власти. Кого назначает президент РФ в этой структуре?

Федеральное собрание принимает решающую роль в создании законов, может выступать с обращениями к главе государства или составлять заявление.

Федеральное собрание состоит из Государственной думы и Совета Федерации. От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя. В верхнюю палату федерального собрания РФ президент назначает представителей РФ, которые составляют до 10% членов верхней палаты.

Заседания Совета Федерации и Государственной думы проходят отдельно, один и тот же человек не может работать в обеих палатах Федерального Собрания. Но иногда случаются ситуации, при которых все депутаты собираются вместе:

  • при заслушивании посланий президента;
  • при выступлении глав других государств;
  • при заслушивании послания Конституционного суда.

При составлении законов в Государственной думе они проходит несколько чтений. Далее закон должен быть согласован Федеральным собранием. Президент подписывает закон или накладывает на него вето. Совместная работа всех органов власти способствует развитию государства.


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 64] [Статья 1158]

1. Наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).

Не допускается отказ в пользу какого-либо из указанных лиц:

от имущества, наследуемого по завещанию, если все имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам;

от обязательной доли в наследстве (статья 1149);

если наследнику подназначен наследник (статья 1121).

2. Отказ от наследства в пользу лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.

Не допускается также отказ от наследства с оговорками или под условием.

3. Отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается. Однако если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное), он вправе отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.


1 комментарий к записи “Статья 1158 ГК РФ. Отказ от наследства в пользу других лиц и отказ от части наследства”

    Статья 1158. Отказ от наследства в пользу других лиц и отказ от части наследства

    Комментарий к статье 1158

    1. Отказ от наследства возможен как в пользу другого наследника, так и без указания наследника. Наследник не вправе отказаться от отдельных видов имущества, входящих в состав наследственной массы. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи наследник вправе отказаться лишь от наследования по отдельным основаниям, если он призывается к наследованию по разным основаниям.
    2. В п. п. 1, 2 комментируемой статьи определяются особенности отказа от наследства в пользу других лиц, к которым относятся наследники:
    — по завещанию;
    — по закону;
    — по праву представления (см. комментарий к ст. 1146 ГК);
    — в порядке наследственной трансмиссии (см. комментарий к ст. 1156 ГК).
    Отказ в пользу наследников по закону не связан с очередностью призвания к наследованию и не зависит от того, какая очередь призывается к наследованию в отношении наследства, от которого совершается отказ, т.е. наследник вправе отказаться в пользу любого из наследников по закону, перечисленных в ст. ст. 1142 — 1146, 1148, 1151 ГК РФ, независимо от их призвания к наследованию.
    Наследники по праву представления и наследники в порядке наследственной трансмиссии должны быть не потенциальными, а призванными к наследованию.
    Так, например, отказ от наследства в пользу внуков наследодателя возможен только в тех случаях, когда они являются наследниками по завещанию либо призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии. В том случае, если внуки не упомянуты в завещании, отказ от наследства в их пользу возможен, только если их родителя нет в живых: он умер либо до открытия наследства наследодателя (соответственно, дедушки или бабушки), либо в течение шести месяцев после его смерти, не успев принять наследство.
    Нарушение установленных в комментируемой статье запретов в пользу не указанных в п. 1 этой статьи лиц влечет недействительность отказа от наследства в пользу другого лица. В этом случае наступают последствия непринятия наследства, т.е. приращение наследственных долей (см. комментарий к ст. 1161 ГК).
    3. Спорным является вопрос об отказе в пользу публичных образований. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (за исключением случаев указания их в качестве наследников по завещанию) прямо не названы в числе наследников по закону. Однако в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Федерации — городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, то в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Из этой нормы можно сделать вывод, что отказ от наследства с учетом данной специфики наследования жилых помещений может быть сделан в пользу названных публичных образований.
    4. С нормами об отказе от наследства, в том числе в пользу других лиц, суды связывают недопустимость применения в наследственных правоотношениях норм об уступке права требования. По мнению ФАС Поволжского округа, нормы комментируемой статьи не препятствуют уступке права требования на получение действительной стоимости доли в уставном капитале хозяйственного общества, перешедшего по наследству.
    ———————————
    Постановление ФАС Поволжского округа от 7 июня 2005 г. N А55-8406/04-13 «Дело по иску о взыскании действительной стоимости доли в уставном капитале общества передано на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права: судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле» // СПС «КонсультантПлюс».

    5. Положения абз. 2 п. 2 и п. 3 комментируемой статьи корреспондируют с нормой п. 2 ст. 1152 ГК РФ, согласно которой принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и т.п.) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками (подробнее см. комментарий к ст. 1152 ГК).
    Отказ от наследства с оговорками или под условием не влечет правовых последствий. В том случае, если такой отказ совершен в пользу других лиц, он считается недействительным и влечет приращение наследственных долей других наследников. Если отказ совершен без указания других наследников, но с оговорками или под условием, то определить его последствия необходимо, учитывая, не были ли совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК). Если фактические действия по принятию наследства были совершены, то наследника необходимо рассматривать как принявшего наследство. При этом отказаться от наследства (без оговорок, безусловно) можно с соблюдением п. 2 ст. 1157 ГК РФ. В том случае если фактические действия не совершены, то должна действовать презумпция отказа от наследства (без оговорок, безусловно).
    6. Положение п. 3 комментируемой статьи корреспондирует с п. 2 ст. 1152 ГК РФ и разъясняется нотариальной практикой (см. Методические рекомендации по оформлению наследственных прав). Принятие части наследства, причитающегося наследнику по одному из оснований наследования, не означает отказ от остального наследственного имущества, причитающегося ему по этому основанию. И наоборот, наследник вправе отказаться от наследства по одному из оснований, или по нескольким основаниям, или по всем. Принцип универсальности правопреемства и единства наследственного имущества (см. комментарий к ст. 1110 ГК) действует в пределах любого отдельного основания наследования, по которому наследник принял наследство. А именно: наследник в пределах любого основания наследования (по закону или по завещанию) не вправе принять только часть причитающегося ему наследуемого имущества (п. 3 комментируемой статьи). Например, если наследник наследует по завещанию имущество, состоящее из квартиры, дачи, гаража, то он не вправе принять только квартиру, гараж и не принять дачу; если наследник наследует по закону имущество, состоящее из различных видов имущества, он не вправе принять только один вид имущества и отказаться от принятия остального имущества, входящего в состав наследственной массы.
    Лицо, являющееся одновременно наследником по завещанию и по закону, вправе принять наследство и по завещанию, и по закону, а также принять наследство по одному из оснований наследования, не принимая наследство по другим основаниям. Например, у наследодателя двое детей: сын и дочь, оба являются наследниками первой очереди по закону, состав наследства — квартира и автомобиль, квартира завещана дочери, автомобиль никому не завещан. Дочь может принять по завещанию квартиру и отказаться от наследования по закону причитающейся ей доли в праве на автомобиль, в этом случае сын наследует автомобиль. Если дочь примет наследство и по завещанию, и по закону, она получит по завещанию квартиру и по закону 1/2 долю в праве собственности на автомобиль, а сын — только 1/2 долю в праве собственности на автомобиль.
    Вышеуказанное правило о выборе оснований наследования применимо и в случае, когда единственный наследник является наследником и по завещанию, и по закону. Например, отец завещал сыну все имущество. Сын, единственный наследник по закону, отказывается от наследования по завещанию, но принимает наследство отца по закону.
    Принятие наследства по одному из оснований в пределах указанного срока нельзя автоматически расценивать как отказ от наследства по другим основаниям. Этим правилом следует руководствоваться и в случаях, когда имело место фактическое принятие наследства.
    Если наследственное имущество причитается наследнику по нескольким завещаниям (завещание на дом, завещательное распоряжение на вклад и пр.) и наследник выражает волю принять причитающееся ему наследственное имущество по всем завещаниям, он указывает в заявлении о принятии наследства по каждому завещанию или об отказе по каждому из них.
    7. При применении п. 3 комментируемой статьи необходимо учитывать разъяснение Пленума ВС РФ от 29.05.2012 N 9, в соответствии с п. 46 которого:
    а) наследник, имеющий право на обязательную долю в наследстве, при его осуществлении не может отказаться от наследования по закону незавещанной части имущества (п. 2 ст. 1149 ГК);
    б) наследник, призванный к наследованию по любому основанию, приняв его, вправе отказаться от наследства (или не принять наследство), причитающегося ему в результате отказа от наследства в его пользу другого наследника;
    в) наследник, принимающий наследство по закону, не вправе отказаться от наследства, переходящего к нему при безусловном отказе от наследства другого наследника;
    г) при отказе наследника по закону от направленного отказа в его пользу другого наследника эта доля переходит ко всем наследникам по закону, призванным к наследованию (в том числе и к наследнику, отказавшемуся от направленного отказа), пропорционально их наследственным долям.

Статья 1158. Отказ от наследства в пользу других лиц и отказ от части наследства

Комментарий к Ст. 1158 ГК РФ:

1. Пункты 1, 2 ст. 1158 устанавливают правила направленного отказа от наследства.

В юридической литературе можно встретить отрицательное отношение к возможности направленного отказа, так как в этом случае наследники распоряжаются имуществом, собственником которого не являются, а значит, по смыслу гражданского законодательства не могут определять его юридическую судьбу. Но представляется, что в данном случае речь идет не о распоряжении имуществом, а об уступке субъективного права - права на принятие наследства.

Наследник может отказаться от наследства в пользу выбранного им самим лица или лиц. Но круг таких лиц, в пользу которых он может отказаться от наследства, законом ограничен. Такими лицами не могут быть лица, не являющиеся наследниками наследодателя. Отказ может быть сделан в пользу наследника по завещанию или по закону. Кроме того, отказ не может быть сделан в пользу наследника, лишенного наследства в соответствии с п. 1 ст. 1119 ГК РФ.

Таким образом, можно выделить следующие общие ограничения по кругу лиц, в пользу которых может быть произведен отказ: наследник не может отказаться от наследства в пользу лиц, не являющихся наследниками наследодателя, а также лиц, лишенных права наследования. Кроме того, не допускается отказ в пользу наследников, отказавшихся от наследства, и недостойных наследников, поскольку данные лица не могут рассматриваться как наследники, имеющие право на принятие наследства.

Помимо общих ограничений по кругу лиц, в пользу которых можно отказаться от наследства, комментируемая статья предусматривает и специальные ограничения для особых случаев.

2. К специальным ограничениям, применяемым в случаях, прямо указанных в законе, относится запрет отказа в пользу определенного лица, установленный в ч. 2 п. 1 ст. 1158.

Данная норма предусматривает перечень случаев, когда запрещается отказ в пользу определенного лица. При этом возникает смысловое несоответствие перечня формулировке определяющего их запрета: создается впечатление, что запрет предусмотрен для лиц, в пользу которых не допускается отказ ("Не допускается отказ в пользу какого-либо из указанных лиц..."), а ниже идет перечень не лиц, а видов имущества, от которого нельзя отказаться. Таким образом, формулировка ч. 2 п. 1 ст. 1158 является некорректной. Понимать ее следует следующим образом: "Не допускается отказ в пользу определенного лица в следующих случаях...".

В данной норме предусмотрены именно случаи, когда не допускается направленный отказ. К ним относятся случаи наследования обязательной доли (), наличия в завещании подназначения наследника (ст. 1121 ГК РФ), а также завещания всего имущества наследодателя назначенным им наследникам.

Если наследник отказывается от обязательной доли, он не может указать лицо, в пользу которого отказывается. Право на обязательную долю является исключительным правом необходимого наследника, неразрывно связано с его личностью, поэтому воспользоваться им может только такой необходимый наследник. Если он не желает принимать обязательную долю по наследству, отказаться от нее он может лишь абсолютно, не уступая ее конкретному лицу. Доля отказавшегося наследника переходит в данном случае к наследникам по завещанию.

Если отказавшийся наследник наследует по завещанию, а в завещании на случай его отказа наследодателем подназначен другой наследник, он также не может отказаться в пользу определенного лица. Его доля наследства переходит к подназначенному наследнику, выбранному наследодателем.

Третий случай запрета направленного отказа заключается в недопущении отказа от имущества, наследуемого по завещанию, если все имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам. Буквальное толкование данной нормы приводит к выводу, что если все имущество наследодателя было завещано, то при отказе от наследства одного из назначенных наследников он не может указать, в пользу кого отказывается. Как и в случае наследования обязательной доли, такой отказ может быть только общим, абстрактным, поскольку наследодатель выразил намерение сделать своими наследниками строго определенных лиц. Доля отказавшегося наследника, таким образом, должна перейти именно к таким лицам согласно ст. 1161 в результате приращения наследственных долей.

Запрет направленного отказа в последнем случае не имеет смысла, если по завещанию наследодателем был назначен только один наследник. Если он отказывается от наследства, его доля в любом случае перейдет вопреки воли наследодателя к лицам, которых он наследниками не называл. Поэтому обоснованной представляется точка зрения, согласно которой норма о данном запрете должна подлежать ограничительному толкованию и не применяться при отказе единственного наследника по завещанию. При этом следует отметить, что не вполне логичным представляется тезис об ограничительном толковании названной нормы. Ее формулировка позволяет сделать вывод о том, что запрет распространяется только на случаи, когда имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам, а случай, когда имущество завещано одному наследнику, в данном контексте не рассматривается.

Наконец, еще одним специальным ограничением можно считать ограничение, предусмотренное п. 1 ст. 1157 ГК и распространяющее свое действие на случаи как общего, так и направленного отказа: отказ не допускается, если наследуется выморочное имущество.

3. При отказе от наследства в пользу наследника по закону отказывающийся наследник не связан очередностью призвания к наследству. Он может сделать отказ в пользу наследника по закону любой очереди, в том числе в пользу наследника, призванного к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии.

При направленном отказе от наследства доля отказавшегося наследника переходит к лицу, им названному.

Направленный отказ может быть осуществлен в пользу как одного, так и нескольких лиц из числа наследников наследодателя. В последнем случае отказавшийся наследник может определить их доли. Если доли нескольких указанных наследников им не установлены, они считаются равными.

Направленный отказ является необратимым. Наследник, отказавшийся от наследства, лишается права в дальнейшем претендовать на наследство. Отказ с оговорками или под условием не допускается. Направленный отказ должен быть безусловным и безоговорочным.

Направленный отказ может быть осуществлен только в пользу наследника наследодателя, не лишенного наследства.

4. Пункт 3 ст. 1158 предусматривает запрет отказа от части наследства. Отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается, отказ от части считается отказом от всего наследства.

Если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям, он вправе отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям, поскольку наследование по каждому из оснований является самостоятельным и независимым.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация