Кто и как отвечает за нарушения требований пожарной безопасности. Нарушение пожарной безопасности

Главная / Квартира

Гражданского кодекса РФ под собственностью понимается принадлежность лицу прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Основной нормой права, предусматривающей наступление уголовной ответственности, является ст. 219 Уголовного кодекса РФ "Нарушение правил пожарной безопасности". Пунктом 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека; п. 2 той же статьи - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека; п. 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ- за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Кроме этого, есть ряд смежных норм права. Так, п. 2 ст. 167 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом. В соответствии со ст. 168 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность влечет уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом в соответствии со ст. 261 Уголовного кодекса РФ также влекут наступление для виновных лиц уголовной ответственности.

Помимо этого, ряд статей Уголовного кодекса РФ могут повлечь уголовную ответственность как за нарушение требований пожарной безопасности, так и нарушение иных требований, в зависимости от конкретных обстоятельств. Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба; квалифицированный ее состав - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека; особо квалифицированный состав - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В соответствии со ст. 218 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность влечет нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Основания и порядок привлечения к уголовной ответственности регламентированы

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Казенное учреждение: переходный период
Выездные проверки ПФР

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности . Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа - усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2019 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. - 2 000 р.

3 000 р. - 4 000 р.

70 000 р. - 80 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. - 3 000 р.

5 000 р. - 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. - 100 000 р.

Повторное совершение административного правонарушения

4 000 р. - 5 000 р.

15 000р.- 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет

150 000 р. - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи

1 000 р. - 1 500 р.

6 000 р. - 15 000 р.

50 000 р. - 200 000 р.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 30 000 р.

400 000р. -500 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 р. - 3 000 р.

6 000 р. - 15 000 р.

ИП 20 000 - 30 000р.
ЮЛ 150 000 - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 20 000 р.

150 000р. -200000 р.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 р. - 5 000 р.

20 000 р. - 30 000 р.

ИП 40000 р. - 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
ЮЛ 200 000 р. - 400 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. - 5 000 р.

40 000 р. - 50 000 р.

350 000 р. - 400 000 р.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

не предусмотрено

15 000 р. - 20 000 р.

90 000 р. - 100 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 р. - 2 000 р.

7 000 р. - 10 000 р.

120 000 р. - 150 000 р.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей - от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц - от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

    Дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарного проступка работниками орга­низаций предусмотрена Трудовым кодексом РФ. При наложении дисциплинарного взыскания учиты­ваются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение рабочего и служащего. До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисцип­лины должны быть затребованы объяснения. В соответствии с Трудовым кодексом за совершение дисциплинар­ного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложен­ных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взы­скания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыска­ния.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:

  • статья 8.32. Нару­шение ППБ в лесах;
  • статья 11.16. Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздуш­ном транспорте ППБ;
  • статья 14.1, часть 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разре­шения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 14.1, часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 14.1, часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 177. Умышленное невы­полнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ФЗ, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • статья 179. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, за­ключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонару­шении;
  • статья 19.4, часть 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ор­гана, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
  • статья 19.5, часть 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
  • статья 19.6. Непринятие по постанов­лению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (ин­формации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим ор­ганом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должност­ному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искажённом виде;
  • статья 19.19, часть 1. Нарушение обязательных требований ГОСТов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от пред­ставления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и над­зора;
  • статья 19.19, часть 2. Нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицирован­ной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (дек­ларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической доку­ментации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача серти­фиката соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертифи­кации;
  • статья 19.20, часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20, часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, нарушением требований или усло­вий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20 часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обя­зательно (обязательна);
  • статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного кон­троля (надзора);
  • статья 20.4, часть 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандар­тами, нормами и правилами;
  • статья 20.4, часть 2. Нарушение требований пожарной безопасности, установлен­ных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях ;
  • статья 20.4, часть 3. Нарушение требований стандартов, НПБ и ППБ, повлекшее возникновение без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последст­вий;
  • статья 20.4, часть 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;
  • статья 20.4, часть 5. Продажа продук­ции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;
  • статья 20.4, часть 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для и техники;
  • статья 20.25, часть 1. Неуплата административного штрафа в срок.

За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и при­меняться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • дисквалификация;
  • админи­стративное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность за преступления в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями УК РФ:

  • статья 167, часть 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
  • статья 167, часть 2. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые из хулиганских побуждений, путём поджога, или иным общеопасным способом либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;
  • статья 219, часть 1. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, ес­ли это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • статья 219, часть 2. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосто­рожности смерть человека;
  • статья 219, часть 3. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязан­ность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
  • статья 261, часть 1. Унич­тожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате или иными источниками повышенной опасности;
  • статья 261, часть 2. Уничтожение или повреж­дение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в ре­зультате загрязнения или иного негативного воздействия.

За совершение преступлений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и применяться следующие уголовные наказания:

В рамках гражданско-правовой (имущественной) ответ­ственности может быть предусмотрено возмещение материальных убытков или вреда, причиненного вследст­вие нарушения требований пожарной безопасности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация