Энергоаудит жилых многоквартирных домов. Энергоаудит жилого дома: основные этапы
- | Печать |
Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности..." Федерации (далее закон № 261-ФЗ) предусмотрены требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность по проведению данных мероприятий возлагается на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома – управляющую организацию, товарищество собственников жилья, иное объединение граждан в жилищной сфере, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме. Эти мероприятия должны быть включены в утвержденный общим собранием собственников помещений перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Вышеуказанным законом предусмотрена добровольность проведения энергетических обследований в многоквартирных домах. Исключение составляют случаи, когда мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выполняются полностью или частично за счет бюджетных средств, а также в случае, если региональные власти включили энергоаудит в состав обязательных мероприятий в отношении общего имущества многоквартирного дома (например, в ХМАО). Или например, если многоквартирный дом включен в адресную программу по проведению капитального ремонта путем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений.
В то же время данные мониторинга технического состояния многоквартирного дома, полученные по результатам энергетического обследования позволяют построить прогнозную модель изменения технического и функционального состояния многоквартирного дома. На основании этой модели можно сформировать долгосрочную программу обслуживания на 10-15 лет, потому что любой дом рано или поздно требует капитального ремонта. Именно эта прогнозная расчетная модель явится отличным аргументом в пользу принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта в какой-то конкретный период времени. Необходима и среднесрочная программа (на 4-5 лет), исходящая из отклонений технического состояния в ходе эксплуатации. Обе программы формируются по видам работ с выделением приоритетов по конструктивным элементам и инженерным системам, что позволяет планировать модернизацию многоквартирного дома с учетом ресурсосбережения и энергоэффективности.
Фактически, собственникам представляется разбитый на многие года циклический план (производственная программа и финансовый расчет) производства работ, вследствие которых должны улучшиться потребительские качества дома и снизиться издержки на его текущее содержание, включая ресурсопотребление. Важно подчеркнуть, что новые модели позволяют снижать не только издержки собственников на содержание и ремонт, но и издержки бюджетов, связанные с большим количеством собственников, получающих субсидии в качестве заслуженных льгот и субсидиями малоимущим и по платежам за коммунальные услуги, и по платежам за жилищные услуги.
Основные выгоды энергоаудита для собственников помещений:
Первый шаг к снижению платежей за коммунальные услуги;
Установление комфортных параметров микроклимата в квартирах собственников при устранении выявленных дефектов ограждающих конструкций;
Снижение перебоев в снабжении энергоресурсами и хозяйственно-питьевой водой при выполнении рекомендуемых в результате энергоаудита мероприятий и т.п.
Основные выгоды энергоаудита для управляющих компаний:
Оценка фактического состояния и технологического оборудования и инженерных систем в целях модернизации;
Выявление нерациональных потерь энергоресурсов (если такие имеются);
Определение состояния ограждающих конструкций зданий, строений и сооружений в рамках проведения тепловизионной съемки.
Для тех, кто решил провести энергетическое обследование своего многоквартирного дома, рекомендуем позаботиться о заключении договора в ближайшее время, поскольку необходимая разница температур внутри помещений и наружным воздухом должна составлять 10°С для проведения тепловизионного контроля. Следовательно, в период с 1 апреля по 1 сентября тепловизионное обследование не будет проводиться во избежание погрешностей измерений.
К 2015-му году все многоквартирные дома получат энергопаспорта. Документ с указанием класса энергоэффективности будет выдаваться после соответствующего обследования. Так, энергоаудит жилых зданий из мероприятия добровольного переходит в разряд обязательных процедур.
В законе «Об энергосбережении…» приводится список организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. Многоквартирные жилые дома в этот перечень не входят. Однако обратиться в аудиторские компании собственникам все же придется. Добровольность энергоаудита жилых домов имеет некоторые оговорки.
Во-первых, обследованию в обязательном порядке подлежат вводимые в эксплуатацию новостройки. Во-вторых, дома совокупные затраты на энергоресурсы в которых превышают 10 млн рублей за календарный год. Обязателен энергоаудит и для тех многоэтажек, где мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности финансируются за счет бюджетных средств. И, наконец, проведение энергетического обследования необходимо домам, включенным в программу капитального ремонта, если ремонт полностью или частично финансируется из средств бюджета.
В этом случае в смету капремонта должны включаться работы по энергосбережению, направленные на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
Организации, осуществляющие управление такими многоквартирными домами, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование этих домов до 31 декабря 2012 года. «Относительно остальных домов старого жилфонда в законе ничего не сказано, но в то же время там написано, что каждый объект, потребляющий энергию, должен пройти хотя бы одно обследование в течение пяти лет с момента вступления закона в силу», — комментирует тему обязательности энергоаудита заместитель генерального директора компании «Энергосбережение» Петр Притулюк. Кроме того, владельцам зданий предписано законом «обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности». Чтобы отчитаться о таком соответствии, собственникам зданий придется также заплатить за энергоаудит.
Выходит, что о добровольном энергетическом обследовании говорить фактически не приходится. Раз в пять лет оно обязательно для всех многоэтажек. К этому остается добавить лишь сведения о наказании за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования. Эта провинность влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
На рынке ожидается всплеск
Необходимость проведения энергоаудита в ближайшие 3 года спровоцирует бум на рынке аудиторов. В таких условиях неизбежно появление фирм-однодневок и низкоквалифицированных специалистов. В связи с этим за деятельностью энергоаудиторов предусматривается двухуровневый контроль.
Первый уровень — это контроль со стороны саморегулируемой организации, в которую обязаны входить энергоаудиторы. Предполагается, что контроль будет весьма жесткий, поскольку за ошибки одного энергоаудитора несут субсидиарную материальную ответственность все члены саморегулируемой организации.
Второй уровень — это государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций. При неоднократном нарушении саморегулируемой организацией своих правил и стандартов, требований законодательства ее деятельность может быть приостановлена на один год или вообще прекращена. Соответственно, без работы на какой-то период остаются все ее энергоаудиторы.
Необходим контроль и со стороны заказчиков обследования. О том, как правильно выбрать аудитора, нам рассказали эксперты компании «Энергосбережение». Для начала нужно понимать, что в зависимости от приборов и оборудования, используемых аудиторами, выделяется два типа аудита. Более простой рассматривает в качестве основы для анализа фактическое энергопотребление здания в определенный промежуток времени и оперирует счетами за израсходованную энергию. Главным недостатком такого типа энергоаудита является то, что он не дает полного представления об энергетическом балансе здания. Например, в этом случае отсутствует информация о параметрах внутреннего и наружного воздуха, о расходах воздуха системой естественной вентиляции, о фактических значениях сопротивления теплопередаче наружных ограждений, наличии мест утечки тепла и других параметрах, которые позволяют значительно повысить эффективность энергоаудита. Эту информацию получают с помощью измерительных приборов, датчиков и необходимого оборудования.
Грубо говоря, энергоаудит можно разделить на количественный и качественный. Количественные показатели учитывают по счетчикам и получают с их помощью картину расхода. Для того чтобы присвоить дому класс энергоэффективности этого недостаточно. Необходимо понимать, куда расходуется энергия. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проводить дополнительные испытания на предмет потерь. А для этого необходимо иметь определенное оборудование и специалистов, которые умеют с ним работать. Поэтому при выборе компании эксперты рекомендуют обратить внимание на наличие инструментальной базы и сотрудников с профильным образованием.
Кроме того, у аудитора должны быть разработаны методики исследований. Удобно, когда одна компания имеет право проводить комплексное обследование: тепловизионное, контроль воздухопроницаемости, электроизмерительные работы и т. д. На право проведения испытаний компания раз в три года аккредитует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, что обязывает аудитора иметь необходимые документы. Нужно уточнить, что включает в себя аудит, предлагаемый конкретной компанией. Кроме аккредитации агентства по техническому регулированию у исследователей должно быть разрешение от СРО, аттестаты аккредитации испытательных лабораторий, сертификаты и методики.
Специалисты не рекомендуют выбирать для исследования фирму, запрашивающую наиболее низкую цену за свою работу. Так, заказчик рискует получить энергетический паспорт объекта с половиной незаполненных позиций. Вообще, дилемма «цена-качество» заставит заказчика задуматься о том, что ему нужно: энергетический паспорт для последующей демонстрации контролирующим государственным органам или проработанная программа реального повышения энергоэффективности, реализация которой позволит минимизировать расход энергоресурсов и снизить соответствующие издержки.
Перед сознательными собственниками, решившими провести качественное обследование, встанет проблема, свойственная любому развивающемуся рынку. Ценовая политика в сфере энергоаудита еще не сформирована. Разница в ценах может достигать десятикратных величин, указывают эксперты. Есть такие данные: оптимальная цена обследования колеблется в пределах 2-4% от стоимости энергии, потребляемой объектом исследования за год. Однако это очень приблизительные цифры. «Устанавливать и контролировать цены должно правительство города, чтобы не получилось так, что низкоквалифицированные специалисты предлагают дешевые услуги, а настоящие энергоаудиторы, которые кропотливо проводят комплексное исследование, остаются не у дел», — высказал свою точку зрения научный руководитель ООО «СтройТепловидение» Геннадий Мельниченко.
Другие проблемы
В сфере энергетических обследований многоквартирных домов остается еще много нерешенных проблем. В частности, пока нет адекватной формы энергетического паспорта для жилого дома.
А оформление паспорта, напомним, является одной из главных задач энергоаудита. Проработанный документ приводится в СНиПе 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Но он касается исключительно показаний, связанных с теплом. Расход других ресурсов здесь не учитывается. Минэнерго предложило свои требования к форме паспорта, но эти требования не подходят для жилых домов.
«Мы обращались в Министерство энергетики со своими предложениями по паспорту жилого и общественного здания, где разработали наиболее простой, на наш взгляд, подход к этому вопросу. А именно: есть затраты энергии здания, связанные с климатическими условиями и необходимостью поддерживать параметры микроклимата в помещении в зависимости от меняющихся климатических условий. Это один вид затрат энергии — на отопление и вентиляцию. То, что потребляет человек, — затраты нормированные. Для них нужен свой подход. Хороший подход в СНиПе 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», мы отстаиваем его. Нужно не отбрасывать все хорошее, что у нас имеется, а использовать и двигаться дальше с учетом требований нового закона об энергосбережении», — поделился своими размышлениями кандидат технических наук, доцент Геннадий Мельниченко.
Сейчас на уровне правительства Петербурга необходимо разработать правоустанавливающий документ «Об энергетической паспортизации и энергоаудите жилых домов». К документу следует подготовить приложения с методиками обследования, а также формой и методикой заполнения энергетического паспорта. Пока таких документов нет, утверждают эксперты.
Специальное предложение для ЖКХ:
УК, ТСЖ, ДЕЗ, ЖСК и др. управляющих организаций
Официальное оформление энергетических паспортов многоквартирных домов
в соответствии с требованиями федерального закона №261-ФЗ
с регистраций энергопаспорта в Минэнерго
по минимальной цене 10 000 руб/дом
Эксплуатирующие организации, ДЭЗ, ЖКХ, управляющие компании осуществляющие оплату за энергоресурсы многоквартирых домов, находящихся в их управлении, обязаны оформить энергетические паспорта на все жилые дома в соответствии с требованиями №261-ФЗ федерального закона. Ростехнадзор уполномочен контролировать выполнение требований закона и получил «карт-бланш» на пополнение бюджета страны за счет нерадивых ДЭЗов и управляющих компаний.
Энергетический паспорт дома служит официальным документом на основании которого присваивается класс энергоэффективности дома. Табличка с классом энергоэффективности дома должна быть изготовлена в соответствии с требованиями и закреплена на фасаде дома. Кроме всего сама управляющая организация должна иметь оформленный на основании приказа Минэнерго №400 и зарегистрированный в Минэнерго энергетический паспорт организации.
ООО «Энерготест» предлагает оформить энергетический паспорт по минимальной цене и в сжатые сроки. Вы можете самостоятельно оценить стоимость по простой формуле = 80 000 рублей + 10000 руб/дом.
При заключении договора до конца 2015 года потребуется сделать предоплату только 60 000 руб и предоставить исходную документацию по объектам (наш специалист приедет к Вам, чтобы провести обследование домов, поможет собрать всю требуемую для оформления энергопаспортов документацию.
Энергоаудит многоквартирных домов является отправной точкой, определяющей энергоэффективность дома: анализ всех полученных данных позволяет понять, как используются энергетические, финансовые и материальные ресурсы здания и выявить точки их нерационального использования. Энергоаудит жилого дома позволяет разработать программу мероприятий по энергосбережению и создать соответствующие проекты.
Прайс-лист на услуги электролаборатории | |||
---|---|---|---|
№ | Наименование работы | Ед. изм. | Цена (руб.) |
1 | Визуальный осмотр | - | 1500 |
2 | Металлосвязь | шт. | 35 |
3 | Сопротивление изоляция (R15/R60) | шт. | 60 |
4 | Полное сопротивление "петля фаза-ноль" | шт. | 80 |
5 | Испытание автоматов до 50 А (одно-двух-трех полюсные) | шт. | 50-150 |
6 | Проверка устройства защитного отключения (УЗО) | шт. | 100 |
7 | Контур заземления (измерение сопротивления заземляющих устройств) | шт. | 700 |
8 | Поиск места повреждения кабельных линий | шт. | от 10000 |
9 | Электроаудит | шт. | от 1000 |
10 | Измерение сопротивления изоляции кабельных линий до 10 кВ (ВВ испытания) | шт. | 500 |
Многоквартирный дом имеет ряд систем, модернизация которых ограничивается финансовыми возможностями жильцов. Электрическая сеть, система водоснабжения и система водоотведения и канализации сложно поддаются модернизации, поэтому повышение энергоэффективности разбивается на два этапа: организацию учета потребления коммунальных ресурсов и проведение энергообследования - комплекс мер, позволяющих выявить первоочередные задачи по экономии.
Видео: энергоаудит многоквартирных домов
Обязателен ли энергоаудит многоквартирных домов?
Этот вопрос вызывает постоянные споры. Но ответ один: обязателен. Кто несет расходы за , кто контролирует исполнение? Специалисты нашей компании на основании проведенной ими экспертизы разъясняют ситуацию.
Итак, по порядку. Главный документ, регулирующий , – Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот законодательный акт также называют «Законом об энергосбережении».
В соответствии с Законом энергетическое обследование обязательно :
- для организаций с участием государства или муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 16);
- для организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности (пункт 2 части 1 статьи 16).
Под «регулируемыми видами деятельности» понимают работы и услуги, предоставляемые на основе ценовых ставок (тарифов), которые определяются не в результате конкурсов, а устанавливаются органом исполнительной власти. Под эту формулировку подпадают тарифы ЖКХ. В столице их назначает Правительство Москвы.
Таким образом, с учетом изложенного выше для организаций, управляющих многоквартирными домами, проведение энергетического обследования обязательно . При этом их организационно-правовая форма не имеет значения. Но всякая работа стоит денег. Финансирование энергоаудита и паспортизации жилых домов производят управляющие организации из оплаты по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В Законе об энергосбережении (пункт 4 статьи 12), перечислены требования о мерах по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирного дома. Эти меры осуществляются за счет платежей, поступающих от собственников квартир управляющей организации.
Таким образом, расходы на услуги сторонних организаций по проведению энергоаудита и паспортизации жилых домов на основании хозяйственных договоров включаются в расходы на текущий ремонт и содержание общего имущества в жилых домах. Следует отметить, что по существующим в городе Москве нормативно-правовым актам энергетическое обследование и паспортизация жилых домов не входит в расходы управляющих организаций, которые давали бы им право на бюджетные субсидии. Согласно Закону об энергосбережении начальное энергетическое обследование необходимо провести до 31 декабря 2012 г. Контроль за таким обследованием находится в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Однако это отнюдь не формальные бумажные отчеты. Срыв сроков энергоаудита грозит серьезными штрафными санкциями. Кодекс Российской Федерации, в частности, говорит так (пункт 8 статьи 9.16): «Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей».
Контроль осуществляется и на региональном, и на федеральном уровне. Органы исполнительной власти города Москвы, как и других субъектов, переправляют информацию о результатах контроля в Министерство энергетики Российской Федерации.