Межведомственная аттестационная комиссия мак. Поиск решений судов общей юрисдикции. Члены Межведомственной аттестационной комиссии

Главная / Авто

Межведомственная аттестационная комиссия для проведения профессиональной аттестации экспертов–техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (МАК), за 2017 год аннулировала аттестацию 60 экспертов-техников в ОСАГО за нарушение нормативных правовых актов при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств после ДТП при определении размера страховых выплат. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

МАК получила полномочия по аннулированию аттестации экспертов-техников с вступлением в силу в конце 2016 года соответствующего приказа Минтранса России.

«Страховое сообщество горячо поддержало это нововведение, так как оно позволяет уводить с этого рынка недобросовестных экспертов, которые зачастую работают в связке с криминальными автоюристами. Они пишут заведомо завышенную стоимость восстановительного ремонта, проводят расчеты без использования Единой методики. После этого автоюристы уже в суде взыскивают со страховщиков эти немалые деньги по завышенной неадекватной оценке», - продолжил президент РСА.

Страховщики столкнулись также с проблемой, когда один и тот же эксперт-техник делает экспертизу с заниженной оценкой для страховой компании, а затем с завышенной – для автоюриста. «Сначала он посчитал по единой методике для страховщика на 40 тыс. рублей, получил от компании деньги за свою работу, к примеру 1 тыс. рублей. Далее он начинает работать на автоюриста, оценив ущерб уже, например, на 80 тыс. рублей. В итоге в дальнейшем в суде успешно оспаривается экспертиза страховщика», - пояснил И.Юргенс.

Эта деятельность МАК - еще одна из составных частей борьбы с мошенничеством в ОСАГО, которое сейчас является одним из главных рисков для отрасли в целом, отметил И.Юргенс.

В 2017 году состоялось 11 заседаний МАК. На них были рассмотрены различные вопросы, в том числе более 200 жалоб от страховых компаний и потерпевших на деятельность экспертов-техников, нарушивших нормативные правовые акты при подготовке ими экспертных заключений.

В результате за 2017 год 83 экспертам-техникам вынесено предупреждение, аннулирована аттестация 60 экспертов-техников.

Приказ Минтранса России вступил в силу 19 декабря 2016 года. Согласно документу, МАК получила полномочия по аннулированию аттестации эксперта-техника в том числе за неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы более чем на 10%.

По оценкам РСА, около 15-20% экспертов-техников работают с криминальными автоюристами и уводят немалые средства со страхового рынка. «А часть экспертов, которые не связаны с преступными группировками, иногда все же завышает стоимость. Поэтому действие нового приказа станет ударом по криминальным автоюристам. А те, кто лишь иногда допускают неправомерные действия, лишний раз задумаются, лишаться ли им аттестатации», - отметил И.Юргенс.

В настоящее время в госреестр Минюста РФ внесено около 7 тыс. экспертов-техников.

Недавно в с ОСАГО вновь произошло важное событие, которое, впрочем, не особо широко освещалось. Страховщикам предоставили прекрасный работающий инструмент для вымывания с рынка экспертов-оценщиков, которые помогают автовладельцам получать выплаты по страховке ОСАГО.

Минтранс России своим приказом утвердил требования к экспертам-техникам , осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств. Межведомственная аттестационная комиссия при Минтрансе России (МАК) будет аннулировать аттестаты у тех техников-экспертов, которые неоднократно (два и более) раза при проведении независимой технической экспертизы превысили сумму возмещения, установленную Единой методикой определения размера. Другими словами, если эксперт более двух раз сделал такую экспертизу, результаты которой не удовлетворили страховщика, при том, что автовладелец считает ее справедливой, то эксперт-техник получит "волчий билет" и запрет на профессиональную деятельность.

Таким образом, у тех страховщиков, которые не дорожат лояльностью своих клиентов, появляется вполне законная возможность в рамках правового поля «устранять» со страхового рынка адекватных техников-экспертов. Чтобы последовали «санкции» МАК, эксперту достаточно будет завысить на 10% сумму возмещения. Все мы знаем случаи, когда размер страхового возмещения, определенный страховщиком и обозначенный профессиональным техником разнились в 10 раз. Надо отметить, что единая методика оценки ущерба ОСАГО вообще имеет мало общего с реальностью.

К чему приведет реализация этого приказа на практике? На рынке страхования останутся только «правильные» и удобные для страховщиков эксперты. Как следствие, автоюристы, защищающие права автовладельцев, пострадавших в ДТП, потеряют свои большие, по мнению страховщиков, заработки. Соответственно, и автовладельцы получат значительно меньшие выплаты. Страховщики и РСА (Российский союз автостраховщиков) пытаются снизить свои судебные издержки, которые составляют более 10 млрд рублей в год. Собственно, это и есть главная цель весьма спорного приказа Минтранса России, вступающего в силу в конце декабря. В результате же автовладельцы нашей страны останутся без независимой экспертизы и ОСАГО.

Но есть одна неучтенная проблема. Суд принимает решения по выплате страхового возмещения, основываясь на результатах конкретной независимой технической экспертизы, выполненной конкретным экспертом-техником. Таких судебных решений может быть и два, и три, и десять. Страховщик же может посчитать результаты таких экспертиз завышенными и предложить аннулировать аттестацию эксперта -техника. Возникает вопрос: а как же решение суда?! Возникает очень странная ситуация: суд считает экспертизу законной и правильной и соответствующей требованиям Единой методики, а МАК при этом аннулирует аттестат?

Так что весомее: решение суда или приказ ведомства? Думаю, ответ неочевиден.

Страховщики получили мощнейший инструмент для зачистки неугодных экспертов-оценщиков, помогающих гражданам добиться справедливой компенсации по ОСАГО. Межведомственная аттестационная комиссия при Минтрансе (МАК) России будет отзывать аттестаты у таких экспертов-техников при выявлении случаев завышенного расчёта ущерба по ОСАГО. Соответствующие положения содержатся в приказе Минтранса, с которым ознакомился Лайф. Причём чёрный список оценщиков будет составлять Российский союз автостраховщиков (РСА). Правозащитники убеждены, что таким образом страховое лобби пытается снизить судебные потери, которые составляют .

В приказе Минтранса отмечается, что МАК в настоящее время проводит аттестацию экспертов-техников, осуществляющих независимую экспертизу транспортных средств. Комиссия при Минтрансе получает полномочия лишать аттестации экспертов-техников в ОСАГО при нарушении требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы независимой технической экспертизы, - сообщили Лайфу в союзе страховщиков.

Страховщики даже не пытаются скрыть, что лоббировали появление этого приказа.

Это тот документ, за который мы долго бились, поэтому полностью его поддерживаем. Теперь эксперты-техники, работающие в цепочке с автоюристами, которые пишут заведомо завышенную стоимость восстановительного ремонта (по оценке убытков в договорах ОСАГО. - Прим. Лайфа ) и проводят расчёты без использования единой методики, будут лишаться аттестации, - заявил президент РСА Игорь Юргенс.

Приказ вступает в силу в конце этого декабря. Согласно документу аннулировать аттестат оценщика МАК сможет уже после двух неправильно рассчитанных кейсов. При этом в качестве "камертона" будет выступать единая методика оценки ущерба ОСАГО, которая акцептуется Центробанком, а готовится непосредственно самими же страховщиками. Оценщику достаточно будет завысить на 10% сумму возмещения для того, чтобы МАК посчитал это критичной ошибкой.

Сами эксперты-оценщики убеждены, что , потому что методика вообще не имеет ничего общего с реальностью.

К сожалению, эта единая методика отталкивается совершенно не от рыночных цен, её ставки ощутимо ниже. Всю эту методику инициировали страховые компании, поэтому не стоит удивляться, - объяснил эксперт-оценщик, пожелавший остаться неизвестным. - Но даже по этой методике есть смысл судиться, потому что при досудебной экспертизе у страховщиков в зависимости от компании доходит до того, что они занижают сумму компенсации на 60%.

Собеседник приводит реальный пример занижений по автогражданке: на пострадавший в ДТП седан Toyota Camry 2012 года на три кузовные детали под замену с работой страховщик начислил 8 тыс. руб. В современной рыночной реальности ремонт этого автомобиля составил около 80-100 тыс. руб., причём не у официального дилера марки.

Благодаря усилиям страховщиков людей, которых они обсчитывают при расчёте возмещения по ОСАГО, ждут немалые испытания при попытке добиться справедливой компенсации. После того как человек недополучил денег, он обращается в юридические компании, специализирующиеся на компенсации по ОСАГО. Их услуги приблизительно стоят 50% от небольшой отсуженной суммы, 30% - примерно от 170 тыс. руб. и 25% - свыше этой суммы. В среднем от подачи заявления в суд до вынесения финального решения проходит около девяти месяцев.

Тем не менее россиян, желающих добиться справедливости в суде, довольно много. По оценкам РСА, только за прошлый год граждане отсудили у страховых дельцов около 10 млрд рублей. В РСА пообещали на основе жалоб членов союза вести реестр оценочных организаций, помогающих водителям добиться возмещения в суде.

Готовы вести реестр этих жалоб, не исключено формирование чёрного списка нарушителей, - рассказал Юргенс.

Дальше жалобы будут отправлять в Минтранс для санкций. По состоянию на 2016 год, в России аттестованы проводить оценку повреждений автомобилей 6 тыс. экспертов-техников. Правозащитники убеждены, что страховщики снижают свои издержки.

Это такая мера для убирания неугодных оценщиков. Она поставит крест на институте независимых оценщиков ОСАГО и сделает единую методику оценки вообще некорректируемой. Получается, автовладельцы остаются беззащитными перед потенциальным произволом страховых. Абсурд ситуации ещё в том, что цены на нормо-часы и запчасти для единой методики Центробанка дают сами страховщики. Понятно, что они чисто экономически заинтересованы их максимально занизить. Поэтому там и появились какие-то совершенно уникальные расценки на нормо-часы и детали. Причём почему-то обновляется эта методика всего лишь раз в полгода, хотя при нынешних средствах коммуникации ничего не мешает это делать ежемесячно, - объясняет президент ассоциации защиты страхователей "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.

бизнесменов": теперь человек не сможет взыскать реальную сумму ущерба, - резюмировал автомобильный адвокат Сергей Радько.

Ранее Лайф писал, что страховщики

Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ и МВД РФ от 18 января 2011 г. NN 16/13/21
"Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств"

С целью реализации приказа Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 124/315/817/714 "Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам" (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2006 г., регистрационный N 8499) приказываем:

Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.

Положение
о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств
(утв. приказом Минтранса РФ, Минюста РФ и МВД РФ от 18 января 2011 г. NN 16/13/21)

I. Общие положения

1. Межведомственная аттестационная комиссия для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - МАК), создается для профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.

2. В своей деятельности МАК руководствуется Конституцией Российской Федерации*(1) , федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(2) , постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств"*(3) , приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 124/315/817/714 "Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам"*(4) , приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июля 2003 г. N 171/183/590 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств"*(5) , а также настоящим Положением.

II. Цели и задачи деятельности МАК

3. Целью деятельности МАК является профессиональная аттестация экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - эксперт-техник), для подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидатов в эксперты-техники в целях осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с Порядком ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждённым приказом Минюста России от 30 июля 2003 г. N 155 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2003 г., регистрационный N 4873).

4. Для достижения указанной цели на МАК возложены следующие задачи:

1) профессиональная аттестация эксперта-техника;

2) подготовка предложений по организации и проведению аттестации экспертов-техников;

3) обеспечение представления сведений об экспертах-техниках, имеющих соответствующую подготовку в области экспертизы транспортных средств;

4) проверка документов, представленных кандидатом в эксперты-техники на профессиональную аттестацию.

III. Функции МАК

5. МАК в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

1) оценка соответствия квалификации кандидатов в эксперты-техники требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

2) принятие решения о профессиональной аттестации экспертов-техников;

3) рассмотрение обращений по вопросам профессиональной аттестации экспертов-техников;

4) подготовка предложений по совершенствованию учебной и методической базы для подготовки и оценки знаний экспертов-техников;

IV. Состав и организация деятельности МАК

6. МАК формируется в составе представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. В состав МАК могут входить представители научных учреждений, эксперты и иные специалисты, которые участвуют в ее работе на общественных началах.

7. Персональный состав МАК утверждается приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

8. В состав МАК входят председатель, заместители председателя, секретарь и члены МАК.

9. Председателем МАК является заместитель Министра транспорта Российской Федерации, который:

а) осуществляет общее руководство деятельностью МАК;

б) созывает заседание МАК;

в) утверждает повестку дня заседания МАК;

г) председательствует на заседании МАК;

д) подписывает протоколы МАК.

В отсутствие председателя МАК его обязанности исполняет заместитель председателя МАК.

10. Подготовку материалов и протоколов МАК осуществляет секретарь МАК.

11. Работа МАК осуществляется на основании планов, рассматриваемых на ее заседании и утверждаемых председателем МАК. Заседания МАК проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

12. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов МАК. Решения принимаются простым большинством голосов от общего состава присутствующих на заседании членов МАК и оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в Минюст России для дальнейшего включения в государственный реестр экспертов-техников, второй экземпляр остается в МАК и приобщается к делу кандидата, третий экземпляр направляется кандидату.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация