Оклад секретаря судебного заседания в. Повысят ли зарплату помощникам судей? Выход на пенсию

Главная / Авто

Верховный суд во вторник внес в Госдуму законопроект о судебной службе, по которому все работники аппаратов судов будут выделены в отдельную категорию, а их зарплаты увеличатся. Правительство инициативу раскритиковало

В пакете документов, внесенном в Думу законопроекта ВС во вторник, 14 февраля, имеется отрицательный отзыв правительства. В отзыве за подписью руководителя аппарата Белого дома Сергея Приходько указано, что новый закон «О судебной службе» во многом дублирует нормы закона «О государственной службе».

Как указывается в финансово-экономическом основании к проекту, дополнительных расходов бюджета инициатива не повлечет. Но при этом законопроект вводит новую систему расчетов премий исходя из выслуги лет, указывает Верховный суд. А это повлечет дополнительную нагрузку на бюджет, критикует инициативу в своем отзыве​ правительство.

Проект закона «О судебной службе» разрабатывался в судебном департаменте при Верховном суде еще в 2014 году. Законопроект предполагает ввести новые должности работников судов и присваивать им классные чины. Так, в судах помимо советников могут появиться референты судебной службы, советники и государственные советники.

Законопроект устанавливает, что зарплата сотрудников аппарата суда будет состоять из двух окладов (оклада по должности и по классному чину) и премий, который будут устанавливаться по аналогии с судейскими. В частности, премии за выслугу лет, за особые условия службы, а также премия за работу с секретными сведениями и надбавки за выполнение особо важных заданий.

Премия за выслугу лет будет составлять от 10 до 30% начислений к окладу по должности. А надбавка за особые условия - 200%. Размер же оклада за классный чин, согласно закону, будет отдельно установлен президентом. Оклад по должности будет определяться на местах - отдельно властями регионов.

Инициатива связана с тем, что зарплаты сотрудников аппаратов судов - помощников судей и секретарей - остаются на очень низком уровне. В среднем помощник судьи может в месяц получать 15 тыс. руб., рассказывали источники РБК в судебном сообществе. Зарплаты руководителей аппаратов судов даже федеральных уровней не превышают и 40 тыс. ​руб. в месяц, следует из ежегодных деклараций о доходах сотрудников судов.

Все это приводит к сильной текучке​ кадров и нехватке сотрудников, рассказывает собеседник РБК в судебном сообществе. При этом повысить зарплаты работникам аппаратов, не увеличивая доходы всех госслужащих, невозможно.

«Безусловно, сотрудникам аппарата необходимо повысить зарплаты, - считает адвокат Руслан Коблев. Он отметил, что зачастую в аппарат суда приходят работать люди, которые в будущем намерены сами стать судьями. Но из-за больших нагрузок и маленьких зарплат не все выдерживают, добавил он.

Что происходит за стенами здания суда? Как устроен аппарат и кому достается самая каторжная работа? И как можно успевать все так быстро услышать и записать, когда идет судебное заседание? Секретарь судебного заседания рассказала нам о плохой работе почты, людях-хамах, о маленькой зарплате и о том, почему женщины-судьи к своим подчиненным относятся как к чернорабочим.

На работу секретарем судебного заседания я попала случайно. Брату-судье моей знакомой срочно нужен был человек, а я как раз искала работу. Прежний секретарь уволился, и я приступила к своим обязанностям.

У меня высшее юридическое образование. Честно говоря, никогда не думала о работе в суде, но решила, что получу хороший опыт для дальнейшего развития.

Секретарь напрямую подчиняется судье, на участке с которым работает. Мне повезло, я работала с мужчиной. Его помощником тоже был мужчина. Работать с женщиной я бы не смогла. Почему-то судьи-женщины строже, к своим подчиненным относятся как к чернорабочим. Некоторые секретари и помощники выполняют большую часть работы судьи. Могу признаться, что некоторые помощники пашут в два раза больше самих судей, выполняя их основные обязанности. Но что поделать: не нравится — уходи.

Работа эта адская. В обмен на бессонные ночи, рабочие выходные и отсутствие личной жизни ты получаешь около 18 тысяч рублей. Некоторые получают и по 15. Если, проезжая поздно вечером мимо здания суда, вы увидите свет в окнах, значит, это секретарь судебного заседания разбирает кучу своего рабочего завала. Дело в том, что секретари каждый день бывают на двух, трех, а то и пяти судебных заседаниях. Во время них ты печатаешь протоколы, а между стараешься успеть сделать всю остальную работу: готовишь извещения, повестки, оформляешь уже готовые протоколы, оформляешь дела и передаешь их в канцелярию, заполняешь журнал учета дел, принимаешь разные жалобы от посетителей, принимаешь и улыбаешься посетителям, и занимаешься кучей бюрократической работы. А-а-а-а-а!

Раньше я писала судебные протоколы как попало — что успею услышать, а потом вечером дома расшифровывала записи с диктофона. Но потом я поняла — это ад. И начала, если мне нужно, просить ответчиков и истцов повторить то, что я не успела записать. Судья нормально и с пониманием к этому относился.

Самое ужасное, это когда дело на 180 листов сшила, опись сделала, а в самое начало забыла прикрепить какую-нибудь подписку свидетеля. Это ужасно и очень нервно. Приходится снова все расшивать, вставлять, проверять, подшивать.

На исследовании материалов суда всегда хочется спать, а на провозглашении длинных приговоров надоедает стоять.

На этой работе лучше не выходить в отпуск и не болеть. Если то или то случилось, тебя подменяет помощник судьи. Но он не будет все за тебя оформлять. Возвращаешься потом с отпуска — а там горка дел. Пока вникнешь в них, уже следующая образуется.

Работа секретаря судебного заседания — каторга. Рабочий день может быть бесконечным. Возвращаешься домой в 22 часа, ложишься спать, с утра снова на работу. Это ад.

Многие идут на эту работу, мечтая в дальнейшем занять место помощника судьи, а затем и вовсе судьи. Скажу сразу: это реально только при очень хороших отношениях с начальством, адском труде, ну, и знакомствах. Надо работать, работать, работать. А потом, может, что-то и выйдет. Но зачастую секретари так и остаются секретарями. Не больше.

Ужасно раздражает то, как работает наша почта. Отправишь повестку в суд, а она доходит до адресата тогда, когда судебное заседание уже прошло. Поэтому при возможности приходится всех обзванивать. Но многие не берут трубку или не считают нужным являться — повестки-то нет.

Постоянная проблема секретаря — нехватка канцелярии и бумаги. Иногда приходилось покупать это на свои деньги. Пока допросишься, уже снова накопится куча работы.

Секретарю нужно всегда быть любезным со всеми. Даже с подсудимыми. Бывают откровенно наглые, которые хамят, грубят. Сложно потом оправиться в течение дня после полученных «комплиментов». Однажды ко мне пришла женщина цыганской внешности, спросила, сколько стоит, чтобы она выиграла одно дело, а когда увидела мои изумленные глаза, назвала меня дурой и сказала, что я скоро попаду под машину и погибну. Я не суеверная, но было потом долго не по себе.

Не очень люблю процессы с несовершеннолетними подсудимыми. На заседания нужно вызвать кучу педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, законных представителей. Пока всех соберешь…

Раньше я вникала в суть каждого судебного процесса. Интересны были все подробности, особенно если это дело какое-то резонансное. Но потом мне это надоело. Я не понимаю, как судьи показывают равнодушие ко всему, что происходит. Мне было постоянно жалко пострадавших людей. Хоть плачь. Хотелось всегда им чем-то помочь.

За время моей работы я не могу вспомнить какие-то смешные случаи. Но я слышала от коллег, как на особо длинных судебных заседаниях засыпали слушатели или участники дела. А на каком-то форуме недавно прочитала о забавном случае. Мужчину судили за кражу мобильного телефона. Задержали его в состоянии сильного алкогольного опьянения. Он вышел из дома, откуда утащил телефон и перепутал такси с машиной ДПС. Принял «мигалки» за «шашечки» и пытался заставить сотрудников ДПС довезти его до дома. Секретарь того судебного заседания писал, что на процессе даже судья смеялся.

Огромный плюс этой работы — стабильность и возможность спокойно уйти в декрет.

Когда я уволилась, ощутила какую-то необъяснимую свободу. У меня появилось столько времени, что я стала скучать по прежней работе. Я не скажу, что получила большой юридический опыт — о многом я уже знала со времен университетской практики. Но я точно знаю, как организовать свою работу и как уложиться с невозможные сроки. Эта работа меня сильно дисциплинировала.

Есть профессии, о которых мало кто знает и практически никто не мечтает. Они имеют огромное значение для решения определенных задач, например, в администрировании предприятия, в юриспруденции и в политике. К таким профессиям можно отнести профессию секретаря судебного заседания. На первый взгляд, это профессия, которая не требует особого труда.

А что же на самом деле? Какие служебные обязанности возлагают на судебных секретарей? Кто может претендовать на это место в суде? Какую зарплату получает секретарь судебного заседания в месяц? Может ли он надеяться на достойное пенсионное обеспечение в старости?

Профессиональные обязанности и соискатели

Основная работа секретарей судебного заседания заключается в том, что он обеспечивает документооборот суда. Круг обязанностей работников данной профессии достаточно широк. Это, прежде всего, работа, связанная с организацией и проведением судебного заседания. В неё входит:

  • своевременное оповещение всех участников судебного процесса о времени и месте слушаний суда. Сюда входит не только рассылка судебных повесток почтой, но и определение мест нахождения истца, ответчика, свидетелей и иных третьих лиц, привлекаемых к слушаниям дела. В случае уклонения граждан от обязанности своего присутствия в суде, секретарь обязан указать на правовые последствия такого рода действий;
  • регистрация входящей и исходящей корреспонденции в специальные журналы и сортировка обращений граждан;
  • выдача справок о решениях и постановлениях суда, в т.ч. их копий и оригиналов;
  • готовить и вовремя предоставлять ответы об отказе в принятии заявлений граждан;
  • вести протоколы судебных слушаний. При этом фиксировать всю, полученную в ходе заседания, информацию в условиях ограниченного времени.

Кроме этого, секретарь судебного заседания обязан составлять статистическую документацию и обеспечивать работу судьи. Он обязан заниматься доработкой судебных заседаний, переданные ему судьей в общем виде, в полном соответствии с требованиями законодательства РФ.

Чаще всего на данную должность претендуют студенты или выпускники юридических вузов без стажа работы. Эта должность – хорошая возможность для начинающего юриста глубже узнать законодательную систему, познакомиться с особенностями работы суда и судей изнутри, приобрести богатый опыт подготовки судебных заседаний и наладить определенные профессиональные коммуникации.

Все это поможет молодому специалисту в дальнейшем быстро построить свою юридическую карьеру.

Потребность в специалистах на должность секретаря судебного достаточно высока, но получить её не так просто. Среди потенциальных соискателей происходит конкурсный отбор, в ходе которого проводится собеседование и письменное тестирование по квалификационным вопросам.

После принятия на работу сотруднику устанавливается испытательный срок продолжительностью 1-3 месяца. На время испытательного срока устанавливается минимальная зарплата, примерно 6-7 тыс. руб. в месяц.

Что влияет на размер зарплаты секретаря суда

Величина зарплат секретарей суда зависит от следующих факторов:

  1. Уровень образования. На более высокую зарплату претендуют соискатели с высшим юридическим образованием. Кроме того, необходимо не только хорошо знать законодательство и нормативные акты, но уметь их грамотно применять на практике. За умение анализировать и составлять результативный план деятельности можно рассчитывать на премиальные выплаты.
  2. Опыт работы и выслуга лет. Специалист со стажем более 10 лет могут рассчитывать на повышение должностного оклада до 90%.
  3. Полнота соблюдений должностных инструкций и правил делового этикета.
  4. Ежемесячные переработки и эффективное использование рабочего времени.
  5. Место жительства. На величину зарплаты секретарей судебного суда влияет величина регионального коэффициента. Чем выше коэффициент, тем выше заработная плата.

Дополнительные бонусы

В качестве дополнительных бонусов секретарям судебных заседаний работодатели часто указывают социальный пакет и бесплатные обеды.

Запрлаты в России

Анализирую имеющиеся данные, можно сделать вывод, что секретари судебных заседаний получают самую низкую заработную плату в России. Их зарплаты составляют всего 15-20 тыс. рублей, что почти в 2 раза ниже средних зарплат по экономике страны.

Опираясь на данные анализа имеющихся вакансий, в 2017 году секретарям судебных заседаний готовы платить в среднем 12-17 тыс. рублей ежемесячно. Минимальная оплата труда специалистов составляет около 10 тыс. руб., а максимальная – до 30 тыс. руб.

Сколько зарабатывают секретари московских судов

Зарплатой секретари заседаний судов Москвы похвастаться не могут. Анализ вакансий показал, что в среднем работодатели предлагают соискателям на должность зарплату от 10 до 25 тыс. руб. Причем количество вакансий не превышает десяти.

Уровень оплаты труда секретарей судебных заседаний в Санкт-Петербурге
В северной столице секретарям заседаний судов предлагают зарплату 8-32 тыс. руб. Таким образом, средние зарплаты работников данной профессии составляют 20 тыс. руб. ежемесячно.

Зарплата секретарей судебных заседаний в разных регионах России

Заработки секретарей провинциальных судов находятся примерно на том же уровне, что и в столичных регионах. Несколько больше зарабатывают секретари в Магаданской области и на Камчатке . Их зарплаты составляют 30-34 тыс. руб. в месяц. Такие высокие зарплаты можно объяснить наличием повышающего коэффициента за работу в тяжелых климатических условиях.

Секретари Волгограда ежемесячно зарабатывают 13-25 тыс. руб. В Ярославле зарплата — 18 тыс. руб., в Саратове 10-14 тыс. руб., в Самаре 10-15 тыс. руб., в Астрахани 9-13 тыс. руб.

Зарплаты в других странах мира

  • Самые высокие зарплаты получают секретари заседаний суда США – 3,5 тыс. долларов (220 тыс. руб.).
  • В Швейцарии и Великобритании ежемесячный доход этой категории сотрудников составляет 3-3,2 тыс. долларов (200 тыс. руб.),
  • в Германии — 2,8 тыс. долларов (170 тыс. руб.).
  • Польские коллеги получают за свой труд 1,9 тыс. долларов (100 тыс. руб.).
  • Секретари судебных заседаний Украины могут рассчитывать только на 6 тыс. руб., что ниже доходов коллег из России.

Выход на пенсию

Секретарь судебного заседания претендовать на льготную пенсию по выслуге лет не может. Размер пенсий этой категории сотрудников рассчитывается по общим правилам, т.е. на основе трудового стажа и страховых взносов. Таким образом, размер ежемесячной пенсии по старости будет минимальным. В 2017 году размер минимальной пенсии по России составляет 8803 руб., а в Москве – 14500 руб.

Работа секретаря судебного заседания несет за собой огромную ответственность. Ведь от того как будет организована работа судебных заседаний зависят судьбы людей. Поэтому государство должно заботиться о материальном благополучии специалистов данной профессии.

В 2018 году Правительство обещает индексировать оплату труда госслужащих на 5%, а во втором полугодии произвести повышение стимулирующих премий и надбавок. Но такие меры не могут повлиять на достаточное увеличение зарплат секретарей судебных заседаний.

Единственный выход повысить уровень своих доходов для специалистов — это использование данной должности только в качестве ступеньки юридической карьеры, для того чтобы претендовать на более высокооплачиваемую должность.

В системе органов суда, начиная с 2016 года, начались плановые перестановки. Многие из них коснулись не только структуры аппарата, но и инструкций, регламентирующих работу данных органов. В связи с изменениями, вполне закономерны вопросы, когда повысят зарплату аппарату суда в 2018 году. Говорить сегодня о том, что зарплаты сотрудников аппарата суда различных категорий довольно высоки, было бы в корне несправедливо, несмотря на то, что диапазон оплаты труда варьируется от 50-500 тысяч рублей. Так, суди мировых судебных участков, могут получать от 50 до70 тысяч, председательствующие федерального суда от 100 тыс., Конституционного - до 500 тысяч. Гораздо меньшие доходы имеют помощники судей. Работающие в мировых судах помощники могут получать до 30 тыс., в федеральных – до 35- 40, в высших судебных инстанциях оплата труда помощников судей достигает 50 тысяч.
Зарплата сотрудников отделов делопроизводства и того меньше, так архивариус в мировом суде получает менее 10 тысяч, делопроизводителя около 12 тысяч, секретари заседаний получают около 15 тысяч руб. Таким образом, разговоры о повышении, индексации зарплаты аппарату суда 2018, вполне закономерны.

Почему такая разница

Службу в государственных органах: правоохранительных, прокуратуры, суда, принято подразделять на категории федеральных и государственных. К федеральной службе относят профессии судей, прокуроров, а все что относится к службе сопровождения осуществления их деятельности, секретари, делопроизводители, помощники судей
относятся к гражданским государственным служащим. Именно этой особенностью и обусловлена окладная часть заработных плат, на которые начисляют региональные коэффициенты, надбавки за должности, стаж и классные чины. Отдельно о классных чинах, принятых в органах прокуратуры, службы судебных приставов и секретарей различных категорий в суде, можно сказать следующее.
Всего установлено три классных чина – это референт гражданской государственной службы 1,2 и 3 класса, где ггс-3 класса – самый низкий чин. Классный чин (ггс-3 класса) присваивается после аттестации, сдачи экзамена через 6 месяцев службы.
Именно эта особенность и является причиной в столь существенной разнице между зарплатами судей и их помощников, а также сотрудников отдела делопроизводства.

Как начисляется зарплата судей и их помощников

В силу того, что судьи относятся к категории федеральных служащих, согласно тарифной сетке, они имеют достаточно большие оклады, соответственно, от этого зависит и процент начисления за:
  • Квалификацию;
  • Стаж;
  • ​ Премиальные.

А с учетом того, что начисления осуществляются не в фиксированных суммах, а в виде процента от окладной части, и формируется такая разница. Для наглядности, можно привести пример примитивного расчета:

  • оклад мирового судьи – 50 тыс. рублей;
  • ​ помощника – 9700;
  • секретаря судебного заседания – 8700;
  • делопроизводителя – 7800; архивариуса – 6800.

Данные указаны на начало текущего года, исходя из представленных вакансий по регионам страны на сайте зарплата. ру.
Исходя из этой простой статистики, можно предположить, что на увеличение заработной платы аппарату суда в 2018 году в России, сотрудники могут рассчитывать, но вот его размер оставляет желать лучшего. Объясняется это тем фактом, что все индексации, независимо от категории государственных выплат, включая вознаграждения федеральных, государственных и муниципальных служащих, производятся на процент инфляции. Так, на 2018 год, по мнению экспертов и аналитиков Минфина это процент не превысит отметки в 5.5%.
Соответственно, окладная часть вышеперечисленных работников увеличится на 5,5%. Что при простом расчете составит:

  • мировые судьи -52 750 руб.;
  • помощники мировых судей – 10240 руб.;
  • делопроизводители – 9180 руб.

Как видно из расчетов, повышение зарплаты аппарату суда в России будет незначительным.

Чего ожидать?

Вышеперечисленные показатели целесообразно дополнить показателями вознаграждений судей высших инстанций:
  • Федеральный судья – 140 тыс. ежемесячно;
  • Высших Арбитражных судов – около 200 тыс.;
  • Верховного Суда получают порядка 300 тысяч;
  • ​ Конституционного Суда – около полумиллиона рублей ежемесячно.

Вознаграждения за ратный труд весьма достойные, и правительство приняло решение в ближайшее время зарплату судьям не увеличивать. Соответственно, повышение зп аппарату суда в 2018 году, будет осуществляться только прочим сотрудникам судейских органов.

Правительственные решения

Основная масса законопроектов, рекомендованных к принятию в первых чтениях в 2017- 2018 году, касается повышения судейских зарплат. В среднем, процент повышения судейских зарплат варьируется от 12 до 42%. Но, в противовес этому решению Госдумы был противопоставлен факт текучки прочих кадров аппарата суда. Так, текучка секретарей, помощников, делопроизводителей и архивариусов в период с 2015 по начало 2017 года составила порядка 400 %. В силу этого было высказано мнение о том, что судьи рискуют остаться в аппарате суда в полном одиночестве, что делает еще более острым вопрос о том, будет ли повышение зарплаты работникам аппарата суда в 2018 году. На это замечание последовал незамедлительный ответ Минфина о том, что уже разрабатывается законопроект, в рамках которого предусматривается существенное увеличение вознаграждений за службу «младшего» состава судебного аппарата. Сейчас этот документ находится на межведомственных согласованиях.

Что касается того момента, как будет проходить повышение, и сколько будет получать работник аппарата суда в 2018 году, то увеличение будет происходить за счет ассигнований на материальное стимулирование. Таким образом, этот факт позволяет сделать вывод о том, что вырастет не окладная часть, а премиальная, что не дает надежды на большой рост вознаграждений за труд. Между тем, надеяться на рост вознаграждений за труд сотрудникам судейства можно надеяться лишь во втором полугодии следующего года.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация