Основные силы и средства ликвидации чс. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Физическая культура студента
военизировавные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
формирования и учреждения Всероссийской Службы Медицины Катастроф;
формирования ветеринарной службы и службы защиты растений;
военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
формирования ГО Российской Федерации;
специально подготовленные силы других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
аварийно-технические центры Министерства по атомной энергетике;
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиационной службы России;
восстановительные и пожарные поезда МПС России;
аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота и речного флота России.
2. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
службы и организации наблюдения и контроля федеральных органов исполнительной власти;
формирования санитарного надзора Минздрава России;
ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья;
геофизическая служба Российской академии наук;
служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
подразделения Министерства по атомной энергетике;
космические средства наблюдения;
учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Для приведения в готовность все этих сил и средств необходимо затратить определённое время.
Поэтому особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые организуют и проводят работу по ликвидации последствий ЧС первыми.
В их состав входят:
Войска гражданской обороны;
Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд,
Поисково-спасательные службы (ПСС);
Центр специального назначения (Москва);
Авиация МЧС России;
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
Силы и средства органов внутренних дел;
Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций создаваемые решениями их руководителей.
Остановимся на самых оперативных формированиях.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных поисково-спасательных служб и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тысяч спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ.
Формирования поисково-спасательных служб способны в сроки от 15 минут до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.
Центр специального назначения создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ. На Центр возложены следующие задачи:
проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности;
проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
оказание пораженным медицинской помощи;
выполнение подрывных и пиротехнических работ;
осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы; обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;
осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия.
Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей территории, устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно промышленной, радиационной, химической, биологической и другой обстановке;
режим повышенной готовности - при ухудшении обстановки или при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Вопрос № 4. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС.
Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, сокращения размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.
Данный комплекс включает:
Организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
прогнозирование ЧС;
оценку риска возникновения ЧС;
организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;
организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;
планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;
создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
При уже возникшей чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия по ликвидации ЧС.
Ликвидации ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зоне ЧС и направленные на спасение жизни, сохранение здоровья людей.
Ликвидации ЧС включает:
локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;
ограничение или запрет доступа в зону ЧС;
рассредоточение или эвакуация из зоны ЧС;
укрытие в защитных сооружениях;
обеспечение средствами индивидуальной защиты;
медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.
Зона ЧС – это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.
Заключение
Практически все регионы России могут пострадать от различных природных и техногенных катаклизмов. Не является исключением и Волгоградская область.
Из производственных сфер деятельности в нашей области наибольшего внимания заслуживают так называемые “химически-опасные” объекты с производством и хранением аварийно-опасных химических веществ (хлор, аммиак и др.).
“Химически-опасными” городами области являются:
город Волгоград, в котором расположено более 20 химически-опасных объектов.
город Волжский - 6 химически-опасных объектов.
г. Камышин -5 химически-опасных объектов.
Кроме этого химическую опасность могут представлять железнодорожные станции, а также железнодорожные магистрали, где накапливаются, провозятся железнодорожные цистерны с различными химическими веществами.
В зоне опасного химического заражения, в отдельных случаях, могут оказаться до сотен тысяч человек.
В соседних регионах имеются объекты ядерной энергетики - это в Воронежской или Ростовской областях, соответственно на территории области возможно выпадение радиоактивных осадков, загрязнение почвы, воды, продуктов растениеводства и животноводства.
При ЧС на этих объектах заражению подвергнется территория нескольких районов области (а именно, Чернышковского, Котельниковского, Суровикинского, Октябрьского, Калачевского) с проживающим населением более 60 000 чел.
Кроме этого в Волгоградской области имеется большое количество пожароопасных объектов.
По территории области проходят магистральные нефте- и газопроводы:
Самара – Тихорецк,
Ср. Азия – центр,
Уренгой – Челябинск – Новопсков и другие, местного значения.
Среди пожароопасных объектов можно выделить Тракторный завод, Элеватор, завод Ермана, Лесобаза, Хим.пром (“Каустик”), Нефтеперерабатывающие завод, базы.
В ряде районов области ежегодно наблюдаются случаи туляремии, геморрагической лихорадки, острых желудочно-кишечных заболеваний (в том числе холеры), малярии, лептоспироза. К тому же, на сопредельной с областью территории Казахстана, имеются природные очаги чумы.
Из стихийных последствий местных условий заслуживают внимания следующие ситуации:
в весеннее время подъем паводковых вод, выход из берегов рек (Иловля, Медведица, Хопер, Дон), затопление более 60 населенных пунктов с населением около 300 тыс. человек;
прорыв плотины Волжской ГЭС, в результате различных причин, может привести к затоплению (наводнению) более 2,5 тысяч квадратных километров и около 70 населенных пунктов;
в летнее время, могут возникнуть пожары связанные с сильной жарой и засухой.
Всё это свидетельствует об актуальности изучения медицины катастроф в университете и необходимости создания в области необходимых сил и средств.
Что и было выполнено на основании постановления главы администрации Волгоградской области № 1119 от 8 ноября 2005 года.
Согласно этого документа в состав сил и средств наблюдения и контроля вошли 121 формирования и учреждения с общим численным составом - 1586 человек, а в состав сил и средств ликвидации последствий ЧС вошли 659 формирования и учреждения с общим численным составом 7559 человек.
«______»______________2008 ________Д.Козлов.
Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (г. Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (г. Жуковский); поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (г. Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. В его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для их дальнейшей отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективными гидравлическими спасательными инструментами, легко режущими стальную арматуру; пневмодомкратами, способными поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустическими приборами для поиска живых людей в завалах, радиолокационными для поиска в снежных лавинах; телевизионными системами поиска пострадавших и другим оборудованием. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.
Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.
Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.
Центр специального назначения (далее – Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:
1. Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения.
2. Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения.
3. Оказание пораженным лицам в ЧС медицинской помощи.
4. Выполнение подрывных и пиротехнических работ.
5. Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС.
6. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС.
7. Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.
За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.
Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:
1. Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности.
2. Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы.
3. Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями.
4. Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказания медицинской помощи; оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.
Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.
- ^
Основные задачи гражданской обороны Российской федерации.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения без-опасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьезное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
- ^
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.
Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства (схема 5).
Схема 5 Состав сил и средств РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.
В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;
территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).