Отчетность по негативному воздействию окружающую среду. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платежной базы

Главная / Авто

09.01.2017 Минприроды издало Приказ № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы». Новый порядок и форма декларации применяются, начиная с отчетности за 2016 год. Расскажем о них в нашей консультации.

Форма декларации о плате за негативное воздействие

Форма Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена указанным выше Приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3 (Приложение № 2).

Декларацию о расчете платы за негативное воздействие можно скачать .

Кто сдает декларацию и в какие сроки

В Росприроднадзор декларацию о плате за негативное воздействие представляют, лица, которые обязаны вносить плату в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ .

Напомним, что к ним относятся организации и ИП, ведущие деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, за исключением лиц, ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории.

Объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Критерии отнесения объектов к категориям «вредности» установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 .

Декларация за отчетный год сдается в электронном или бумажном виде не позднее 10 марта следующего года, т. е. за 2016 год срок представления отчета - 10.03.2017.

При наличии электронной подписи декларация представляется через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора.

Состав декларации и порядок ее заполнения

В общем виде декларация «о грязи» имеет следующий состав:

  • Титульный лист;
  • Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет;
  • Раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • Раздел 1.1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • Раздел 1.2 ««Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • Раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • Раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления»;
  • Раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

Плательщики, сдающие декларацию, должны представлять только те разделы видов платы, по которым они отчитываются.

Напомним, что Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Плата в декларации указывается в целых рублях.

Все числовые показатели (кроме ИНН и КПП) размещаются в соответствующих ячейках и выравниваются по правому краю, при этом в пустых ячейках нули не указываются.

Принципы платности природопользования заложены в основном экологическом законе РФ – Законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. Основная статья, посвященная экоплатежам и внесению платы – статья 16 данного закона. Относительно предприятий и организаций это выражается в ежегодном внесении ими платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Декларацию по негативному воздействию можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться услугами специализированной компании. Во втором случае стоимость составит от 4900 рублей, а сроки займут от 1 дня.

Согласно вышеуказанному закону платежи осуществляют за:

  1. Сформировавшиеся на предприятии отходы.
  2. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы.
  3. Сбросы, осуществляемые в водные объекты.

Вышеперечисленные пункты иначе называют «платежной базой». При этом плата взимается за платежную базу, включающую сбросы, выбросы, количество отходов, образующиеся на предприятиях как в пределах установленных нормативов, так и сверх них.

Кто должен вносить плату за НВОС?

Осуществлять экологические платежи требуется тем организациям, которые осуществляют свое функционирование в пределах территории РФ, при условии, что последствием их хозяйственной деятельности выступает нанесение вреда экологии.

Исключением в данном вопросе составляют только предприятия, отнесенные к 4 категории опасности и осуществляющие свою деятельность только в пределах установленной категории.

Также стоит учесть, что за твердые коммунальные отходы платежи осуществляют региональные операторы, осуществляющие обращение с ними, в том числе и их размещение.

Расчет размеров экоплатежей.

Размер рассчитывается самими природопользователями или с привлечением специализированных проектных экологических организаций.

Для проведения расчетов необходимо платежную базу по каждому загрязняющему веществу или отходу перемножить с установленными для них ставками. Полученные значения в конечном итоге суммируются. Не стоит забывать, что в некоторых случаях (например, при сжигании попутного газа) также следует учитывать и дополнительные коэффициенты.

При проведении мероприятий по уменьшению объема загрязнителей и отходов, внедрении наилучших доступных технологий, а также при соблюдении установленных для предприятия нормативов и лимитов, применяются дополнительные коэффициенты, позволяющие значительно уменьшить размер экоплатежей.

И наоборот – при сверхнормативных сбросах и выбросах, или размещении отходов более установленных лимитов, применяют повышающие ставки.

Размер применяемых коэффициентов устанавливается статье 16.3 вышеуказанного Закона №7-ФЗ.

Кроме того, природопользователи вносят часть, именуемую авансовым платежом, и составляющую ¼ от общей рассчитанной суммы ежеквартально.

Общие сведения о декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Совместно со внесением экоплатежей в госбюджет природопользователи обязаны передавать в контролирующие организации также и декларацию о плате за НВОС.

Декларация представляет собой специализированный документ, целью которого является предоставление данных о рассчитанном размере платежей за воздействие производственной деятельности объекта на экологию. Она может быть заполнена как самим природопользователем, так и коммерческой организацией, привлеченной на договорной основе. Во втором случае стоимость услуги составит от 4900 рублей, а сроки на заполнение декларации могут занимать от 1 дня.

Законодательные требования, обязующие природопользователей предоставлять декларацию о плате за НВОС, содержатся в статье 16.4 Закона №7-ФЗ. Кроме того, форма декларации и порядок ее предоставления были утверждены 09.01.2017 г. Приказом Минприроды №3.

Сроки внесения платежей и передачи декларации. Ответственность в случае несвоевременного предоставления.

Сроки, установленные как для внесения экоплатежей, так и для предоставления декларации о них, установлены законодательно и составляют:

  • для декларации - не позднее 10 марта, следующего за годом, по которому был рассчитан размер платы;
  • для внесения платежей – не позднее 1 марта этого же года;
  • для квартальных платежей – не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.

При несвоевременном предоставлении декларации, Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрены штрафы, которые могут налагаться согласно статье 8.5. При этом их размер составляет:

  • для предприятий, являющихся юридическими лицами – от 20 до 80 тысяч рублей;
  • для должностных лиц, несущих ответственность в данном вопросе – от 3 до 6 тысяч рублей.

Несвоевременное внесение платежей также влечет за собой уплату пени, установленной за каждый день просрочки платежа, размер которой также устанавливается законодательно (Законом №7-ФЗ).

Форма декларации НВОС.

Начиная с 2017 года, документ предоставляется только в электронном виде. Передача в контролирующие организации в бумажном варианте возможна лишь в тех случаях, когда:

  • сведения предоставляются о платежах за 2016 год;
  • у плательщиков отсутствует технической возможность для подключения к сети Интернет;
  • общий размер экоплатежа составляет менее 25 тысяч рублей.

Декларация, представленная в электронном виде, в обязательном порядке должна быть заверена электронной подписью плательщика в соответствии с требованиями, изложенными в Законе №63-ФЗ от 6.04.2011 г.

Состав и содержание декларации.

В состав декларации входят такие данные, как:

  • расчет общего размера суммы платежа;
  • расчет сумм по каждому из воздействий, оказываемых предприятием на экологию;
  • приложение с расчетом платежной базы;
  • документация, подтверждающая освоение средств, запланированных на проведение природоохранных мероприятий и послуживших основанием для снижения размера платежа;
  • копии платежных поручений, являющиеся подтверждением факта внесения в госбюджет.

Если рассматривать подробнее, декларация о плате содержит несколько разделов, в состав которых входят:

  1. Титульный лист. На титульном листе указывается информации о Федеральной службе, куда сдается декларация, наименовании предприятия-плательщика, правовая форма, адрес месторасположения, контактные сведения, ИНН. Также он заверяется подписями руководителя предприятия, исполнителя и главного бухгалтера.
  2. Расчет размера платежа, подлежащего уплате в госбюджет. Во второй раздел входят:
    • код ОКТМО плательщика,
    • размер платы без внесения корректировок и с их учетом,
    • суммы платежей, рассчитанные по каждому виду негативного воздействия – выбросам, сбросам, отходам,
    • размер средств, затраченных на природоохранные мероприятия,
    • сведения об авансовых платежах,
    • окончательная сумма платы, вносимая в бюджет в данный отчетный период.
  3. Последующие разделы декларации заполняются в соответствии с негативным воздействием, оказываемым предприятием на окружающую среду и посвящены детальным расчетам сумм экоплатежей за:
    • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками предприятия;
    • выбросы от факельных установок или попутного нефтяного газа;
    • сбросов в водные объекты;
    • размещения отходов производства и потребления;
    • размещения твердых коммунальных отходов.

По каждому из воздействий заполняется соответствующий отдельный раздел, в котором указываются:

  • наименование объекта;
  • код объекта;
  • адрес месторасположения;
  • наименования и номер экологических разрешительных документов;
  • объемы образовавшихся загрязняющих веществ или отходов;
  • объемы сверхнормативного образования загрязнителей;
  • используемые при расчетах платы коэффициенты и ставки платы;
  • итоговый размер платежа по каждому разделу.

Природопользователи заполняют те разделы декларации, которые соответствуют их обязанностям. Нулевая декларация в контролирующие организации не предоставляется.

При заполнении декларации, суммы рассчитанных экоплатежей указываются в рублях. При этом допускается округление до одной сотой.

Где и кому сдается декларация?

Полностью заполненная декларация передается в органы Росприроднадзора. Заполняется декларация на сайте соответствующей природоохранной организации при помощи раздела «личный кабинет».

Когда нужно встать на учет

Все юридические лица и ИП, которые ведут деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны были поставить их на госучет до 31 декабря 2016 года (п. 1 и 2 ст. 69.2 ). Если по какой-то причине это не было сделано, необходимо срочно встать на госучет, но в случае проверок все равно придется заплатить штраф за нарушение сроков. Если на объекте начали вести деятельность после 31.12.2016, его нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Строящиеся объекты на учет не ставятся. Если объект, подлежащий постановке на учет, находится в аренде, заявку подает арендатор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки должностным лицам предусмотрен штраф от 5 до 20 тысяч рублей, юрлицам — от 30 до 100 тысяч рублей (ст. КоАП).

Алгоритм действий при постановке на госучет

Шаг 1. Определите, соответствуют ли объекты, которыми пользуется организация, критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ . Если соответствуют, переходите к шагу 2, если не соответствуют — к шагу 3.

Шаг 2. Если объекты соответствуют установленным критериям, выполните следующие действия:

2.1. Сформируйте заявку по форме, утвержденной Приказом Минприроды , через личный кабинет природопользователя или в программе «Модуль природопользователя » на портале Росприроднадзора (далее — РПН, rpn.gov.ru). Для этого выберите категорию объекта согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ . Если объект НВОС соответствует критериям нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

2.2. Отправьте заявку на постановку объекта НВОС на госучет или заявку на актуализацию из сервиса «Отчетность в Росприроднадзор » СКБ Контур или через личный кабинет природопользователя (см. табл. 1). Если заявка не подписана электронной подписью, ее надо также отправить на бумаге. Для этого впишите в бумажный вариант заявки идентификатор отчета, присвоенный при отправке на портале РПН, и приложите сопроводительное письмо установленного образца. Датой приема заявки является дата ее представления в контролирующий орган.

Таблица 1. Место подачи заявки о постановке предприятия на госучет
Тип предприятия Надзорный орган
Предприятие подлежит федеральному экологическому надзору Территориальное отделение Росприроднадзора
Часть объектов НВОС предприятия подлежит федеральному надзору, а часть — региональному
Предприятие подлежит региональному контролю Местный орган исполнительной власти (например, Минприроды и экологии по Свердловской области, Министерство экологии Челябинской области и т.д.)
Объекты НВОС одного предприятия расположены на территории нескольких субъектов РФ По месту нахождения каждого объекта. Например, когда один объект находится в Челябинской области, другой — в Оренбургской, то формируется две заявки в разные отделения контролирующего органа

2.3. Получите в личном кабинете природопользователя свидетельство о постановке на учет объекта НВОС или отказ в постановке на учет с требованием исправить ошибки.

Если первичные данные об объекте НВОС изменились, например в результате реконструкции, или изначально были указаны неверно, объект ликвидирован или законсервирован, отправьте в контролирующий орган заявку об актуализации сведений либо об исключении объекта НВОС из реестра (письмо РПН ). Наряду с актуализацией сведений при весомых изменениях может измениться и присваиваемая категория.

Шаг 3. Если объекты не соответствуют установленным критериям, значит, вы не должны вставать на госучет, однако обязаны отчитываться в РПН.

2. Код бюджетной классификации (КБК) по отходам разделен на два. При заполнении платежных поручений нужно указывать данные КБК:

  • 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства»;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов».

Обратите внимание, что КБК 048 1 12 01042 01 6000120 применяют только операторы по обращению с ТКО, которые занимаются размещением данных отходов. Предприятия, которые образуют отходы, не являющиеся ТКО, и при этом сами не выступают операторами по обращению с ТКО, должны платить по КБК 048 1 12 01041 01 6000120.

3. Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ ).

  • С 1 января 2016 года введены новые ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты. Утратили силу нормативно-правовые акты, которые ранее определяли коэффициенты и нормативы платы к предыдущей форме (Постановление Правительства ).

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы. Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы. Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду. В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами. Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.

Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов. Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок). Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.

Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла. Возьмем пример: у организации есть одна промплощадка, на которой находится 30 стационарных объектов (трубы, стоянка автотранспорта, склад хранения ГСМ и т.п.). Раньше достаточно было сформировать раздел 1 по выбросам в воздух от стационарных объектов по всей промтерритории в целом и указать общий список загрязняющих веществ, а также их общий выброс по всей промтерритории (так как на разных стационарных источниках загрязняющие вещества могут повторяться). Теперь раздел 1 нужно формировать не по всей промтерритории, а отдельно по каждому стационарному источнику с указанием списка загрязняющих веществ.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами). Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2. Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города.

9. Раздел 3:

  • Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.
  • Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № «Об отходах производства и потребления»).
  • Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1-4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в .

Проверьте, готовы ли вы к отчетности за НВОС?

Должен ли кот Матроскин отчитываться за НВОС? Нужно ли Чебурашке поставить на учет свой цех по производству галош? .

В сервисе «Отчетность в Росприроднадзор» можно сформировать и отправить формы годовой отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), МСП, декларацию о плате за НВОС, а также все формы экосбора.

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) должны сдавать все организации и индивидуальные предприниматели, которые платят за наносимый экологии вред. Как это сделать без ошибок, можно узнать из этой статьи.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Минприроды России издало ведомственный приказ № 3 от 09.01.2017 . Документом утверждана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду: форма и порядок заполнения. Чиновники разработали его в соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" . Согласно приказу, отчет включает в себя информацию о платежной базе организации, объектах и видах негативного воздействия, льготах, на которые имеет право организация. Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и указывают, какие основания существовали для ее исчисления. В приложении к приказу содержится подробная информация по заполнению и форма декларации, которую мы подробно рассмотрим в этом материале.

Декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2018 год: кто сдает

Круг лиц, которые должны заполнить и направить в территориальный орган Росприроднадзора документ, называемый декларация о плате за НВОС в 2019 году, определен в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В частности, к ним относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность, влияющую на состояние окружающей среды. Воздействие считается отрицательным и требует отчетности на объектах, отнесенных к трем категориям опасности. Объекты, которые отнесены к IV категории, оказывают минимальный вред экологии, поэтому их владельцы не должны отчитываться об их работе (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), а значит, и вносить сбор за НВОС.

Для того чтобы понять, к какой категории «вредности» отнесен тот или иной объект, необходимо ознакомиться с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 . Именно в этом документе опредены критерии вреда экологии. В частности, к объектам I категории отнесены:

  • нефтедобывающие предприятия;
  • металургическая отрасль;
  • производство неметаллической минеральной продукции;
  • химическое производство;
  • захоронение отходов производства и потребления I-V классов опасности;
  • сбор и обработка сточных вод, включая канализацию;
  • изготовление древесной продукции и целлюлозы;
  • изготовление и переработка пищевой продукции в больих объемах;
  • и другие сферы промышленности.
  • обеспечение электроэнергией и природным газом;
  • литейное изготовление чугуна и обработка черных металлов;
  • стекольная промышленность и изготовление керамики;
  • текстильная промышленность;
  • пищевая промышленность со средней суточной производительностью;
  • эксплуатация ядерных установок, в том числе атомных станций;
  • некоторые виды химической промышленности;
  • инфраструктура воздушного и железнодорожного транспорта;
  • и другие сферы.

Как не платить за НВОС и не сдавать декларацию

  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки;
  • оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
  • масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу не превышает 10 тонн в год (в таких выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивных частиц).

Эти три условия должны соблюдаться одновременно. В этом случае декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году и других периодах ИП и юрлиц не касается. В частности, не должны сдавать этот отчет организации, работа которых происходит в офисе. Соответствующие разъяснения о том, что все офисные компании относятся к объектам IV категории, давал Росприроднадзор в письме от 29.09.16 № АА-03-04-32/20054 . Соответственно, сбор за «вредность» для таких юрлиц и ИП не предусмотрен. Однако в другом своем письме от 14.10.16 № ОД-06-01-35/21270 ведомство настаивало на обязательной постановке на учет всех хозяйствующих субъектов.

Важно! Для того чтобы получить IV категорию и не платить за НВОС на законных основаниях, компания обязана подать заявку в Росприроднадзор. Если этого не сделать, то по статье 8.46 КоАП РФ саму организацию могут оштрафовать на сумму до 100 тыс.рублей, а ее руководителя — до 20 тыс.рублей.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду-2019: сроки

По закону, декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2019 год должна быть сдана в территориальное отделение уполномоченного органа не позднее 10 марта. В 2019 году 10 марта, законный срок сдачи отчета, приходится на воскресенье, поэтому Минприроды рекомендует сдать документ заранее — 7 марта 2019 года.

Отчитываться необходимо ежегодно, в периоде, следующем за отчетным. То есть новую форму отчета респонденты впервые использовали для отчетности в 2017 году. Предоставить этот отчет необходимо в электронном виде, заверенный электронной подписью. На бумаге декларацию разрешено сдавать в следующих случаях:

  • при представлении данных о вредном влиянии на экологию при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи;
  • при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей;
  • при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к интернету.

Декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду-2019: как заполнить

Из текста приказа ясно, что декларация «плата за негативное воздействие на окружающую среду» (2019) имеет следующий состав:

  • титульный лист:
  • форма расчета суммарного размера платы, в том числе по видам вредного влияния на экологию;
  • форма расчета размера платы по каждому виду вредного влияния в отношении каждого объекта (источника), оказывающего такое воздействие на экологию, или в целом по объектам (источникам), расположенным в пределах отдельной производственной территории, территориально обособленного подразделения, и каждого элемента, составляющего платежную базу;
  • приложение о расчете платежной базы;
  • реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы;
  • копии платежных поручений о перечислении платы в бюджетную систему РФ.

На титульном листе необходимо указать наименование органа, куда будет направлена декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2018 год, а также организационную форму и полное наименование плательщика. Здесь же руководитель и главный бухгалтер (если такая должность предусмотрена в фирме) должны поставить свои подписи. Заполненный титульный лист выглядит так:

Что касается остальных разделов отчета, то предприниматели должны заполнять только те из них, по которым у них возникают соответствующие обязанности и имеются сведения для заполнения. Например, если фирма осуществляет выбросы вредных веществ в водоемы, ей необходимо заполнить раздел 2, который так и называется: «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты». Он может выглядеть, например, так:

Предоставление нулевого отчета приказом не предусмотрено.

Напомним, перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата, установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р. А с конкретными тарифами можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Ключевые вопросы

Лица, обязанные вносить плату

Порядок определения платежной базы

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Комментарии по заполнению декларации

Представление декларации и внесение платы

Корректировка декларации

Ставки платы и коэффициенты

2017 г. несет с собой множество нововведений в природоохранном законодательстве. Одна из сфер, подвергшихся изменениям, — плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) .

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) заложены основы платы за НВОС . Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды:

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Лица, обязанные вносить плату

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В свете работ по постановке на учет объектов, оказывающих НВОС, Росприроднадзор подготовил ряд разъяснений, согласно которым вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС. Однако как поступать объектам, которые признаны не оказывающими НВОС, пока неизвестно.

Порядок определения платежной базы

Порядок определения платежной базы регулируется ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Порядок представления декларации определяется ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, а также пока еще проектом Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» .

Структура декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Титульный лист.
Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.
Раздел 1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Раздел 1.1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 1.2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления.
Раздел 3.1. Расчет суммы платы при размещении твердых коммунальных отходов.

Комментарии по заполнению декларации

По каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация.

Каждая страница декларации, представляемой лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе после слов «достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна быть подписана исполнителем (с указанием должности, фамилии, имени и отчества) с указанием даты подписания.

Раздел 1

При заполнении раздела 1 указываются:

Номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В разделе 1 представляются данные по стационарным источникам и конкретным веществам, отходящим от каждого источника.

Раздел 1.1

При заполнении раздела 1.1 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа (далее — ПНГ);

Объем добычи ПНГ (млн м 3);

Раздел 1.2

Раздел 1.2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании ПНГ в объемах, которые превышают предельно допустимое значение показателя сжигания (Z пр), либо при отсутствии системы измерений и учета объемов ПНГ по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта, оказывающего НВОС.

Предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания ПНГ (Z пр ≤ 5 %) и особенности расчета платы определяются Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (в ред. от 17.12.2016).

При заполнении раздела 1.2 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) ПНГ;

Объем добычи ПНГ (млн м 3);

Объем сжигания ПНГ (млн м 3);

Объем использования ПНГ (без учета технологических потерь) (млн м 3);

Технологические потери (млн м 3);

Уровень использования ПНГ (%).

Раздел 2

Раздел 2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, имеющим выпуски сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и их части, по каждому выпуску объекта, оказывающего НВОС.

При заполнении раздела 2 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Номер, дата выдачи и срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Раздел 3

Раздел 3 заполняется по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов (далее — ОРО) отдельно.

При наличии у лица, обязанного вносить плату, объекта, оказывающего НВОС, и ОРО, не принадлежащих данному лицу, раздел 3 заполняется отдельно по объекту, оказывающему НВОС, и ОРО.

Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в учете в соответствии с установленным порядком.

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Реквизиты документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (дата выдачи, номер, срок действия, кем выдан);

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) — характеристика представленной за отчетный период отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (направлена почтовым отправлением/в электронном виде), а также реквизиты данной отчетности;

Наименование ОРО;

Адрес местонахождения ОРО;

Характеристика ОРО (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) ; не оказывает НВОС).

Раздел 3.1

Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их захоронению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.

При заполнении раздела 3 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Наименование ОРО;

Регистрационный номер (в случае его присвоения) ОРО;

Адрес местонахождения ОРО;

Характеристика ОРО (включен/не включен в ГРОРО; не оказывает НВОС).

В случае если ОРО не оказывает НВОС, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении НВОС данного объекта, направленным в адрес лица, эксплуатирующего ОРО, указываются реквизиты такого решения.

Представление декларации и внесение платы

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением СМСП, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.

К заполненной декларации прилагаются следующие документы:

Документ, подтверждающий полномочия лица, обязанного вносить плату, на осуществление действий от его имени — в случае, если декларация подается уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

Реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном году корректировку ее размера.

Варианты представления декларации:

Вариант представления

Дата приема

В форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представленного посредством информационно-телекоммуникационных сетей

Дата отправления по информационно-телекоммуникационным сетям

В форме электронного документа, представленного по информационно-телекоммуникационным сетям через оператора системы электронного документооборота

Дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки

На бумажном носителе — при отсутствии технической возможности подачи декларации в форме электронного документа

Отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления

При приеме декларации конечным результатом являются:

1) лицом, обязанным вносить плату, лично :

а) проставление должностным лицом территориального органа Росприроднадзора, осуществляющем прием, отметки о приеме декларации и даты ее приема;

б) сообщение в устной форме об отказе в приеме декларации;

2) в случае представления декларации по почте :

а) регистрация декларации в территориальном органе Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации, направленное заявителю по почте;

3) в случае представления декларации в форме электронного документа по информационно-телекоммуникационным каналам связи:

а) регистрация декларации на веб-портале приема отчетности Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации (сообщение об ошибке).

При наличии хотя бы одного из следующих оснований в приеме декларации будет отказано :

Представление декларации не по установленной форме (установленному формату);

Отсутствие в составе декларации приложений;

Отсутствие в декларации, представленной на бумажном носителе, подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, печати лица, обязанного вносить плату (в случае, если в соответствии с законодательством лицо, представляющее декларацию, должно иметь печать);

Отсутствие в декларации о плате, представленной в форме электронного документа, электронной подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений.

Корректировка декларации

При обнаружении в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы платы обязано внести необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При обнаружении лицом, обязанном вносить плату, в представленной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы платы , лицо, обязанное вносить плату, вправе включить необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная декларация представляется до истечения срока подачи декларации, она считается поданной в день подачи уточненной декларации.

Уточненная декларация представляется по форме, действовавшей в отчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Уточненная декларация представляется в случаях:

Ошибок, в т.ч. технических, приводящих к занижению суммы платы;

Несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС;

Несоответствия примененных ставок платы и коэффициентов в первичной декларации;

Несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС, выявленному при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представления подтверждающих документов в целях применения понижающих коэффициентов, установленных законодательством об охране окружающей среды, при исчислении платы за размещение отходов, зачета фактически понесенных затрат на природоохранные мероприятия и реализацию проектов по полезному использованию ПНГ.

Максимальный срок представления уточненной декларации по плате составляет три года с момента фиксации даты приема первичной декларации.

Ставки платы и коэффициенты

Ставки платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913) .

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий (далее — НДТ) при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы с 01.01.2020 будут применяться следующие коэффициенты:

. коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС;

. коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

. коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

. коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

. коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

. коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

. коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

. коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

. коэффициент 0,3 — при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на ОРО, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

. коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

. коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

. коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

. коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Regulation.gov.ru/projects#npa=20202

На момент подписания номера в печать Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» находится на регистрации в Минюсте России.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация