Понятие и виды стадий избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса

Главная / Авто

а) Назначение выборов и образование избирательных округов и избирательных участков.

Подготовительная стадия начинается с принятия решения о назначении выборов. Существует несколько подходов к определению времени их проведения.

Для первого характерно определение в законодательстве даты голосования (Мексика, США, Латвия, Швеция). Так в соответствии с Избирательным кодексом Коста-Рики (статья 98) выборы проводятся раз в четыре года в первое воскресенье февраля. В Эстонии очередные выборы в Государственное собрание проводятся в первое воскресенье марта на четвертый год после предыдущих выборов (часть 3 статьи 60 конституции). Подробные положения в большой степени характеры для президентских республик, в которых не допускается досрочное прекращение полномочий выборных государственных органов. Вместе с тем подобные нормы встречаются и в законодательстве стран с иной формой правления. Данный подход создает ощущение стабильности государственных институтов, позволяет сформировать определенные поведенческие установки у избирателей.

Второй подход заключается в том, что законодатель не определяет конкретную дату проведения выборов, а лишь устанавливает в каких временных рамках должны состояться выборы. При этом сроки проведения выборов могут увязываться с истечением полномочий выборного органа (Чехия, Польша, Болгария, Беларусь), датой издания акта о назначении выборов (Испания), истечением определенного срока после начала полномочий органа, состав которого переизбирается (Сейшельские Острова). В случае досрочного прекращения полномочий парламента дата новых выборов устанавливается в течение определенного срока либо после его роспуска (Германия - 60 дней), либо после принятия решения о досрочных выборах (Латвия – три месяца, Эстония не ранее 20 и не позднее 40 дней). Такой подход более типичен для стран с парламентской формой правления, в которых отношения между правительством и парламентом строятся на доверии и случаи досрочного прекращения полномочий парламента нередки.

Для третьего подхода характерно отсутствие в законодательстве специальных положений о сроках проведения выборов, устанавливаются лишь временные рамки между роспуском старого и созывом нового парламента. Так, в Великобритании они составляют 20 дней после роспуска палаты общин. Дату роспуска определяет премьер-министр с учетом расстановки политических сил в стране, а королева издает прокламацию, в которой указывается дата новых выборов. В Канаде формально роспуск палаты общин относится к компетенции генерал-губернатора, однако он также юридически оформляет решение главы правительства.

В ряде стран (Индонезия, Коста-Рика, Швеция) предпочтение отдано одновременному проведению выборов различных органов по всей стране. Это позволяет в определенной степени сэкономить средства налогоплательщиков на покрытие расходов на организацию и проведение голосования. Однако подобная модель приемлема только в том случае, если срок полномочий всех органов совпадает, а это встречается достаточно редко. На практике большинство стран проводит разные виды выборов в разное время, что позволяет более адресно осуществлять избирательную компанию.

В законодательстве некоторых стран устанавливаются определенные ограничения в отношении назначения выборов. В конституции Турции (часть 1 статьи 78) и Греции (часть 3 статьи 53) допускается отсрочка выборов в связи с войной. В Литве (часть 3 статьи 58 конституции) президент не может объявить о досрочных выборах сейма, если до истечения срока полномочий президента осталось менее шести месяцев, а также, если после досрочных выборов сейма не прошло шести месяцев. Введение подобного положения показывает, что литовский законодатель рассматривает досрочный роспуск парламента как чрезвычайное обстоятельство, поэтому президент не может воспользоваться возможностью назначения досрочных выборов в любое время в зависимости от собственных политических интересов.

Как показывает практика, издание акта о назначении выборов в тех или иных странах входит в компетенцию различных органов. В целом все государства можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, в которых только один орган имеет право назначать выборы (Беларусь – Верховный Совет, Коста-Рика – Верховный избирательный трибунал, Бенин – Совет министров, Испания – король). Ко второй принадлежат государства, в которых несколько органов могут осуществлять данное полномочие. В Болгарии, например, Народное собрание назначает выборы президента (статья 84 конституции), а последний соответственно объявляет выборы в парламент и в органы местного самоуправления (статья 98).

Во многих странах всеобщие выборы проводятся только в нерабочие дни. Например, в Австрии, согласно части 3 статьи 26 Федерального конституционного закона, день выборов в Национальный совет (нижнюю палату парламента) должен приходиться на воскресенье или иной общий день отдыха. Но есть и другие решения. В США, как мы видели, день всеобщих выборов – вторник. Это продиктовано различным подходом к принципу свободы выборов. Упомянутая статья австрийского Федерального конституционного закона в части 1 разрешает землям вводить обязательный вотум, а следовательно, надо обеспечить избирателям наилучшие возможности для реализации права голоса. В США же исходя из того, что участие в голосовании – дело самого избирателя: захочет проголосовать, так найдет время сделать это и в рабочий день.

Чаще всего избирательный процесс начинается с создания избирательных округов .

Это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания депутатов в представительные органы государства и местного самоуправления. Они могут образовываться специально, но нередко избирательными округами служат территории субъектов федерации или единиц политико-территориального деления.

В тех случаях, когда избирательные округа не образуются, вся страна представляет собой единый избирательный округ. Избирательный округ – это наиболее частая разновидность избирательных единиц. В случае формирования представительных органов не по территориальному, а по какому-либо иному принципу избирательными единицами могут служить какие-либо иные объединения избирателей.

Избирательные округа бывают трех видов:

1. Одномандатный избирательный округ (униноминальный, одноименной). По одномандатному округу избирается один депутат. Кандидатов может быть несколько, но всегда это представительство одного депутата. Одномандатные округа характеры для мажоритарной системы (США, Великобритания, Канада, Индия и др.).

2. Многомандатный округ (полиноминальный, многоименный). От него избирается несколько депутатов. Такие округа характерны для пропорциональной системы (Финляндия, Швеция, Голландия, Норвегия).

3. Единый округ . Это, может быть, наиболее редкий вид округа, характеризующийся тем, что он совпадает с границами страны. По единому округу избираются сразу все депутаты. Единый округ обычно применяется в двух случаях: при пропорциональной избирательной системе и в сравнительно небольшой стране. К числу таких стран относятся Израиль, ЮАР, Габон, Малави. По единичному округу проходят выборы Сената в Уганде и т.п.

Порядок разделения территории на избирательные округа имеет весьма важное политическое значение, ибо, от этого могут зависеть результаты выборов. Поэтому обычно он устанавливается законом, а подчас основные его принципы включаются в Конституцию. Например, согласно статьи 49 Бельгийской конституции 1831 года, число мест, предоставляемых в Палате представителей (нижней) каждому избирательному округу, должно быть пропорционально численности его населения, для чего эта численность делится на национальный делитель, получаемый от деления численности населения страны на 212 (число мест в палате); оставшиеся места передаются тем избирательным округам, у которых после деления на национальный делитель оказался наибольший остаток. Перераспределение числа мест между округами производится Королем после проводимой каждые 10 лет переписи населения, результаты которой подлежат опубликованию в течение шести месяцев, а еще через три месяца следует определить число мест, передаваемых каждому округу. Новое перераспределение допустимо, начиная со следующих всеобщих выборов (следовательно, частичные выборы проводятся по тем же округам, по которым проводились всеобщие). Число и границы избирательных округов определяются законом, который должен обеспечивать для избирателей равенство необходимых условий в ходе избирательных действий.

В Великобритании избирательные округа пересматриваются законом раз в 15 лет по предложению комиссии, возглавляемой спикером (председателем) Палаты общин. При этом должны учитываться границы территориальных единиц и округа должны иметь «демографически сравнимое значение». В Германии определение избирательных округов по выборам в Бундестаг Законом о федеральных выборах в Бундестаг 1956 года в редакции 1993 года (параграф 3) возложено на назначаемую Федеральным президентом постоянную комиссию по установлению границ избирательных округов, в состав которой входят глава Федерального статистического ведомства, один судья Федерального административного суда и пять других членов. Доклад комиссии представляется федеральному министру внутренних дел, который безотлагательно передает его Бундестагу и публикует в федеральном правительственном бюллетене.

В принципе избирательные округа должны нарезаться так, чтобы обеспечить равный вес голосов избирателей, о котором говорилось выше как о непременном элементе равного избирательного права. Это значит, что одномандатные избирательные округа создаются с примерно одинаковым числом жителей. Поскольку, однако, возможны существенные колебания между регионами по числу граждан, по тем или иным причинам не имеющих права голоса (например, вследствие резких различий уровня рождаемости есть регионы с большим и малым числом детей) то для обеспечения равного веса голоса в качестве нормы представительства может быть принято число не жителей, а избирателей. Однако это бывает редко: депутат представляет все же не только избирателей, но всю совокупность жителей своего избирательного округа.

Что же касается многомандатных избирательных округов, то если число мандатов в каждом из них одинаковое, они также должны быть примерно равны по числу жителей (избирателей). Обычно же такие избирательные округа имеют различное число мандатов, и в этом случае оно должно соответствовать численности населения округа. Меньший вес голоса в большем по населению округе уравновешивается тем, что в этом большем округе избиратель влияет на выборы большего числа депутатов.

При создании территориальных избирательных округов очень важно оптимально определить их размеры, поскольку манипулирование при нарезке округов может предопределить итоги выборов. Не случайно в законодательстве многих стран оговариваются требования, которые должны учитываться при определении их границ (Италия, Германия). При избрании Государственной Думы в Российской Федерации допустимое отклонение численности избирателей в территориальных округах в пределах субъекта федерации не могло быть более 10%, в труднодоступных и отдаленных районах – 15%, а в Литве при избрании сейма – 25%, В Англии один округ от другого может отличаться по численности населения на 25%. В Германии допускается, видимо, самое большое отклонение в мире – до 33%. Это приводит к тому, что один избирательный округ может быть в полтора-два раза больше другого по населению, по площади, по экономическим и политическим потенциалам. Этим пользуются ловкие политики для того, чтобы добиться своих целей. Например, жители сельской местности могут поддерживать не те партии, что жители городов, и при умышленной «нарезке округов» образуются большие по численности городские округа и небольшие по численности, но большие по площади сельские. При помощи таких манипуляций члены одной партии могут быть представлены в парламенте более многочисленной группой, чем члены другой партии. Вообще, такая политика (она называется «выкройка округов» или «избирательная геометрия») в некоторых странах активно используется. В прошлом веке этим славились США. У них есть свой термин «Джерримендеринг ». Это название в честь одного из американских губернаторов – Джерри, который в начале прошлого века славился выкройкой самых причудливых округов для того, чтобы сторонники его политического курса, по политической партии, были представлены в этом причудливом округе максимально полно. Такие округа еще назывались «башмачными завязками», потому что имели вид длинного шнурка или какую-нибудь еще причудливую форму (седла, осьминога).

В 1962 году верховный суд США в решении по делу «Бэйкер против Карра» признал такую практику незаконной и постановил, что все избирательные округа должны нарезаться «существенно равными» в соответствии с принципом «один человек – один голос ». Сейчас «избирательная геометрия», может быть, те такая популярная вещь как в старые времена, но отклонения от так называемой нормы представительства имеются в ряде стран Европы и Америки, а в развивающихся странах «избирательная геометрия» применяется весьма эффективно и сегодня.

Избирательные участки это территориальные единицы, объединяющие избирателей общим местом голосования . Они имеют чисто техническое значение и зачастую регулирование их организации осуществляется не законом, а подзаконным актом вплоть до инструкции министерства внутренних дел.

Во Франции избирательными участками являются коммуны – низовые единицы политико-административного деления территории страны. В Испании такие единицы могут делиться на несколько избирательных участков (секций), охватывающих от 500 до 2 тыс. избирателей. В Италии коммуны также могут делиться на избирательные участки, охватывающие от 100 до 800 избирателей, а в труднодоступных местностях от 50 до 100 избирателей.

б) Избирательные органы.

На эти органы (комиссии, бюро, президиумы и т.п.) возлагается организационное руководство всем избирательным процессом. Среди них различаются:

- территориальные , включая центральные , система которых основывается на системе политико-территориального устройства государства;

- окружные , действующие в избирательных округах в случаях, когда избирательные округа не совпадают с политико-территориальными единицами;

-участковые , действующие в избирательных участках.

В разных странах они создаются и действуют по-разному. Функции централизованных избирательных органов в одних странах выполняет Министерство внутренних дел – например в Англии, Франции, Италии. Министерство внутренних дел в этих странах занимается такой специфической деятельностью.

Во второй группе стран создаются специальные избирательные комиссии , в которые входят представители крупнейших партий и представители правительства (Германия, Австрия, Мексика и т.п.). Кроме представителей партий в Австрии и Мексике в такую комиссию входят также министры внутренних дел, а в Германии – председатель Главного государственного статистического управления.

В третьем группе государств Центральные избирательные комиссии создаются в виде государственного органа , там работают государственные служащие, получают заработную плату и считаются несменяемыми и постоянно действующими чиновниками.

В четвертой группе стран (США) центральных избирательных органов в масштабе страны вообще не создается, а они есть только на уровне субъектов федерации. Вся официальная сторона выборов там находится в руках отдельных штатов. Поскольку в США 50 штатов, там 50 таких центральных избирательных органов. Этой сферой обычно занимается Секретарь штата. В некоторых штатах создаются специальные избирательные комиссии.

Окружные избирательные органы в различных странах также образуются по-разному. В одной группе стран (Великобритания, Голландия, Индия, Новая Зеландия) никаких избирательных комиссий не создается. Функцию контроля, надзора выполняет специальный чиновник – уполномоченный по выборам. Этот чиновник может в другое время выполнять какие-то свои основные функции, но во время выборов обязанность контроля за выборами лежит на нем. В Англии в роли такого уполномоченного по выборам выступает либо мэр города, либо шериф графства.

Во второй группе государств подсчет голосов и другие функции в масштабе округа, (рассмотрение споров, уточнение и т.д.) производит специальная комиссия, которая состоит из государственных служащих, работников этого низового уровня; также туда входят судьи, и могут входить депутаты местных выборных органов.

В третьей группе стран создаются окружные избирательные комиссии с представительством партийных деятелей, но эти комиссии, в основном, состоят из представителей местных органов управления и самоуправления. Такие окружные комиссии создаются в Германии и в Австрии.

Низовое звено (участковые избирательные органы), как правило, назначаются вышестоящими избирательными органами либо местными органами самоуправления. В основном в таких местных участковых комиссиях главные функции выполняют представители местной администрации, управления и самоуправления. Они могут образовывать специальные коллегии, им иногда помогают добровольцы, представители партий. В любом случае наблюдатели от партий всегда на избирательных участках присутствуют.

Центральные избирательные органы занимаются образованием либо утверждением избирательных округов и участков, утверждением списков кандидатов в депутаты, осуществлением общего контроля над проведением выборов, назначением лиц для разрешения споров, для подведения итогов выборов и оглашения их результатов.

Окружные и участковые избирательные органы выполняют функции составления списков избирателей, рассмотрения спорных моментов, соблюдения правил голосования. Они выявляют нарушения, пресекают их и т.д.

в) Регистрация избирателей и выдвижение кандидатов.

Она представляет собой необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса и означает включение лица в список избирателей, на основании которого он сможет быть допущенным к голосованию. «Назначение регистрации избирателей – установить до выборов личность имеющего право голоса таким образом, чтобы только этот человек мог подать избирательный бюллетень», - отмечает западный исследователь избирательного права Р.Дж. Карлсон в своей книге «Системы регистрации избирателей в Канаде и Западной Европе».

В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей (Нидерланды, Бельгия, Польша, Дания). В латиноамериканских государствах и Испании на центральном уровне действуют специальные службы, курирующие данные вопросы. Так, в Мексике «Национальный реестр избирателей является осуществляющим технические функции учреждением, предназначенным для организации выборов, подчиненным Федеральной избирательной комиссии и обязанным проводить регистрацию мексиканских граждан, подготовку избирательных списков и постоянного обновления» (статья 11 федерального закона о политических организациях и избирательном процессе). В Швеции составление списков относится к ведению налогового управления, а в Израиле – к компетенции министерства внутренних дел.

Различают две системы регистрации избирателей – необязательная и обязательна я регистрация.

При необязательной регистрации закон не устанавливает обязанности для государственных органов регистрировать всех избирателей. В списки включаются только те граждане, которые сами проявили инициативу – пришли на избирательные участки и попросили включить их в избирательные списки. Главная задача избирательных органов – проверить соответствие гражданина избирательным цензам, и если этот гражданин отвечает всем необходимым требованиям, то его зарегистрировать. Понятие «необязательность» относится к государственным органам. Такая система существует в США и в большинстве стран Северной и Южной Америки.

Система необязательной регистрации имеет две разновидности: постоянная регистрация и периодическая . Постоянная регистрация существует в большинстве штатов США – избиратели, однажды включенные в списки, остаются там на всю жизнь и вычеркиваются из списков лишь в случаях смерти либо переезда в другую местность.

При системе периодической регистрации старые списки время от времени ликвидируются и составляются новые. Такие периоды могут быть различными. Они могут быть равны 2, 4, 6 годам, вплоть до 12 лет. Избиратель, спустя эти промежутки времени, должен заново регистрироваться.

Обязательная регистрация означает, что избиратель не должен проявлять свою инициативу и являться на избирательный участок для регистрации, а вот государственные органы обязаны выявить избирателя и внести его в списки. Здесь понятие обязательности относится к государственным органам: они обязаны зарегистрировать всех лиц, которые должны участвовать в выборах. Эта система также имеет две разновидности: система постоянных списков и сменяемых списков. Это похоже на предыдущие регистрации при необязательной регистрации.

Постоянные списки составляются на неопределенный период времени, но периодически пересматриваются. В ряде стран они пересматриваются один раз в год (Италия, Франция, Япония, Великобритания), в некоторых странах – каждые два года. Недостаток этой системы в том, что если была проведена перерегистрация, а гражданин по каким-то причинам не попал в список, то ему придется самому проявлять инициативу и позаботиться, чтобы его включили в списки.

Система сменяемых списков – самая удобная для граждан. Суть ее в том, что списки избирателей составляются перед каждыми выборами. Для избирателя нет никаких проблем, он в абсолютном большинстве случаев уверен, что перед каждыми выборами придут соответствующие чиновники, зафиксируют его и затем пришлют извещение о необходимости явиться на выборы. Такая система существует в Германии и в некоторых других странах. Она справедливо считается самой удобной и демократичной системой регистрации.

Сам по себе избирательный список является важнейшим документом, так как он определяет круг участников голосования и удостоверяет право гражданина на участие в голосовании. Поэтому весьма существенно, чтобы избирательный список был прост, содержал бы лишь необходимые реквизиты, был понятен для избирателя. Это не всегда делается. Например, в штате Луизиана (США) избирательный список содержит 16 реквизитов, что, конечно, не только затрудняет регистрацию, но и позволяет лишить кого угодно права голоса. Для этого достаточно сознательно исказить данные по одному из пунктов избирательного списка. Список избирателей публикуется, и каждому избирателю выдается избирательная карточка или избирательное удостоверение для выборов. После выдачи бюллетеня там ставится штамп, что избиратель уже проголосовал.

Во Франции в случае исключения избирателя из списка мэр обязан уведомить его об этом; такое решение административной комиссии может быть обжаловано в суд малого процесса, принимающий окончательное решение, на которое, однако, может быть принесена жалоба в Кассационный суд. Сброшюрованные списки избирателей хранятся в архиве коммуны, и любой избиратель может получить из этих списков сведения и копии, что имеет большое значение для контроля возможных злоупотреблений (голосование «мертвых душ» и т.п.). А в Испании запрещено предоставление любой информации об избирателях, содержащейся в списке избирателей (он считается единым для страны), за исключением удовлетворения потребностей судопроизводства, однако представители кандидатов и представители общественных объединений, выдвинувших кандидатов, могут получить в день оглашения кандидатов копию списка избирателей тех избирательных округов, где эти кандидаты баллотируются. Сам избиратель получает избирательную карточку, где содержаться все его данные, включенные в список избирателей.

Выдвижение кандидатов – это наиболее важная после голосования стадия избирательного процесса: именно на этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, сенаторы, советники местного самоуправления и другие выборные. Процедура или порядок выдвижения кандидатов в депутаты закрепляется обычно в законодательных или подзаконных актах. Эта процедура представляет собой порядок, согласно которому гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или на какую-либо избираемую должность, и его имя будет внесено в избирательный бюллетень. Выдвижение кандидата в депутаты – важный этап избирательной кампании, поскольку после этой процедуры устанавливается круг лиц, из которых граждане выберут наиболее достойных. Тот, кто не будет внесен в избирательный бюллетень, в выборах участвовать, как правило, не может. В некоторых случаях в бюллетенях оставляют пустую графу и избиратель вправе вписать любую фамилию.

Существует ряд способов выдвижения кандидатов в депутаты. В разных странах они различны, но их можно свести к следующим:

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача заявления о регистрации, подписанного самим кандидатом . Это можно назвать самовыдвижением. Иногда требуется, чтобы кроме подписи будущего кандидата, эта бумага имела подписи одного или двух избирателей, как бы удостоверяющих личность этого кандидата. Кроме этого, в ряде стран предусмотрено внесение избирательного залога.

2. Выдвижение кандидата путем сбора подписей избирателей . То есть избиратели не заверяют подпись кандидата, а как бы выдвигают его от себя. Положение о выдвижении кандидата в некоторых странах подписывается всего одним избирателем, как например, во Франции; а в Великобритании, Ирландии, Австралии - т.е. странах англосаксонской правовой системы – 10. Это как бы микропетиция по выдвижению кандидата. В других странах подписей может быть и больше. Например, в Швейцарии требуется 12 подписей, а в Голландии – 25, а в Бельгии (до недавнего времени) требовались подписи от двухсот до пятисот избирателей.

3. В последние годы становится все более распространенным выдвижение кандидатов политическими партиями . Такой порядок распространен в Европе для выдвижения кандидатов в нижние палаты парламентов Германии, Австрии, Финляндии, а также Японии и других стран.

Можно сказать, что различаются формальные и фактические способы выдвижения. Например, согласно законодательным правилам Великобритании, кандидат выдвигает свою кандидатуру самостоятельно, и ее должны поддерживать не менее 10 избирателей. Но фактически кандидаты в парламент Великобритании выдвигаются политическими партиями, и в каждом избирательном округе Великобритании есть партийная организация от крупнейших партий, которые санкционируют и регистрируют своих кандидатов. Без такой санкции или регистрации кандидат не может ссылаться на партийную принадлежность. Поэтому, с одной стороны, в ряде стран идет выдвижение от партий, с другой стороны, параллельно с этим кандидат приносит в соответствующий избирательный орган свое заявление с определенным числом подписей избирателей. Без соответствующего партийного решения он не может пользоваться поддержкой партии и будет зарегистрирован как беспартийный.

В некоторых странах кандидаты от партий подбираются не местными партийными организациями, а для этой цели созываются партийные собрания, конференции и даже съезды. Конечно, на конференциях, когда утверждаются списки кандидатур, эта процедура носит несколько формальный характер, но, с другой стороны без соответствующего оформления, без протокола, выписок из решения съезда в избирательных бюллетенях не обозначается партийная принадлежность кандидата. В этом случае он будет независимым и не будет пользоваться материальной и моральной поддержкой партии и может рассчитывать только на свои силы и на своих ближайших сторонников.

В общем виде можно отметить некоторые тенденции, касающиеся выдвижения кандидатов политическими партиями.

Во-первых , в ряде стран участие в выборах рассматривается как необходимое условие статуса политической партии. В Швеции партия вычеркивается из реестра, если она не выдвигает своих кандидатов на двух подряд очередных выборах в Риксдаг или выборах органов местного самоуправления, проводимых во всем государстве (параграф 6 закона о выборах). В Германии объединение утрачивает статус партии, если оно в течение шести лет не участвует в выборах в Бундестаг или один из ландтагов (пункт 2 параграфа 2 закона о политических партиях). Во-вторых , во многих странах партии, которые имеют собственные фракции в парламенте, не должны представлять установленного числа подписей избирателей (Израиль, Польша, Чехия). В-третьих , в законодательстве некоторых стран предусмотрены достаточно жесткие требования в отношении выдвижения кандидатов в установленном числе избирательных округов. Например, в Нидерландах любая партия, которая хочет участвовать в выборах должна выдвинуть свой список в каждом из 18 избирательных округов, причем один и тот же кандидат может быть внесен в партийные списки в различных округах. Поэтому перед партией встает выбор, представлять ли в округах одни и те же либо полностью или частично различающиеся партийные списки. В определенной степени это зависит от того, насколько велик выбор кандидатов у конкретной партии и в какой степени данные лица пользуются поддержкой в определенных избирательных округах. Аналогичные проблемы возникали и в России, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 22 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году избирательные объединения могли разбивать общефедеральный список на региональные группы. Этим правом воспользовались только шесть из тринадцати зарегистрированный объединений. Практика показала, что большинство избирательных объединений не обладали достаточно мощными структурами в регионах и испытывали определенные сложности с подбором кандидатур на уровне субъектов федерации: пять из шести избирательных объединений чаще всего представляли списки из одного кандидата. Сходные подходы возможны и в странах, где при формировании парламента одновременно используется пропорциональная и мажоритарная система в отношении представления общенационального списка. Так, в Албании партия имеет право выдвинуть такой список только в том случае, если она уже выставила своих кандидатов в 33 избирательных округах в девяти регионах страны. В-четвертых , в отдельных странах устанавливаются льготы для отдельных партий. Например, в Германии и Дании они касаются партий национальных меньшинств, на которые не распространяется требование сбора установленного числа подписей избирателей при выдвижении своих кандидатов в избирательном округе.

В-пятых, процесс выдвижения практически аналогичен выборам. Такой процесс называется первичными выборами или выдвижение посредством первичных выборов (праймериз). Эта процедура применяется в США, где избиратели, поддерживающие ту или другую партию, решают путем голосования, чья кандидатура будет затем фигурировать в качестве кандидата от партии. Другими словами, кандидатуру определяют не руководящие органы партии, а избиратели, голосующие за данную партию. Кандидат от партии должен быть популярен среди ее электората.

В зависимости от строгости установления партийной принадлежности избирателя в США различают два основных вида праймериз. К категории открытых праймериз относятся те, для участия в которых либо вообще не требуется установления партийной принадлежности, либо соответствующая процедура настолько проста, что любой избиратель может сам определить свою партийную принадлежность. Избиратель получает от чиновника по выборам бюллетень той партии, за кандидатов которой он намерен голосовать. Для участия в закрытых праймериз избиратель обязан доказать свою партийную принадлежность. Он должен произнести присягу или сделать торжественное заявление о том, что на предшествующих выборах голосовал за соответствующую партию. Тайное голосование исключает возможность проверки правдивости заявления избирателя о своей партийной принадлежности. В силу этого разница между открытыми и закрытыми праймериз не может быть существенной.

Таким образом, праймериз позволяет выяснить реальные шансы кандидатов и выдвинуть политиков, которые пользуются популярностью у избирателей и реально могут победить на выборах. В-шестых, модель предполагает, что кандидатуру выборного должностного лица должны поддерживать не просто избиратели, а определенные должностные лица. Она используется для выборов президента Франции и соответствующих должностных лиц ее бывших колоний (например, Бенин). Введение подобной модели было связано с особенностями развития послевоенной Франции. В соответствии с конституцией в редакции 1958 года президента выбирала специальная избирательная коллегия, состоящая из членов парламента, генеральных советов и ассамблей заморских территорий, а также представителей муниципальных советов (статья 6). После введения в 1962 году прямых выборов президента была обеспечена определенная преемственность институтов, поскольку правом выдвижения кандидатур наделялись 500 граждан, являющихся членами парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных собраний заморских территорий или мэрами (статья 3 закона от 6 ноября 1962 года № 62-1292 о выборах президента).

Во многих странах используется модель, предполагающая наличие различных субъектов для выдвижения кандидатов. В ряде бывших социалистических стран, осуществляющих переход к демократическому режиму, происходит становление многопартийности, поэтому правом выдвижения кандидатур на парламентских выборах наделяются различные виды объединений граждан (Россия, Польша, Беларусь). Так, в конституции Республики Беларусь в качестве возможных инициаторов выдвижения кандидатов указаны и трудовые коллективы – традиционные субъекты советского избирательного права (статья 70). В тех случаях, когда для избрания парламента или одной из его палат используется смешанная избирательная система, право выдвижения кандидатур предоставляется как избирателям, так и политическим партиям (Германия, Болгария, Албания). В Ирландии и в Японии возможно самовыдвижение или выдвижение другим лицом, внесенным в список избирателей того округа, в котором будет баллотироваться кандидат. В Беларуси при избрании президента применяется определенная модификация французской модели: кандидаты на должность президента выдвигаются не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, гражданами Республики Беларусь – при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей (часть 2 статья 97 конституции).

Таким образом, во многих странах выдвигаемый кандидат должен показать, что располагает определенной общественной поддержкой. Это необходимо, чтобы избежать появления множества чисто случайных кандидатов, которых никто не знает и которые никого, кроме себя, не представляют. При некоторых избирательных системах обилие кандидатов может привести к тому, что для избрания окажется достаточно лишь несколько процентов голосов. Представьте себе, что в одномандатном избирательном округе баллотируются более трех десятков кандидатов. В среднем на каждого из них придется по 3% голосов, и тот, кто получит, скажем, 3,5%, вполне может оказаться избранным.

Избирательный процесс – урегулированная конституционными и законодательными нормами деятельность уполномоченных органов, общественных объединений и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов – стадий. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо выделить следующие стадии:

1. Назначение выборов (установление дня голосования, который может быть только календарным выходным днем). В целях сокращения средств, выделяемых на выборы, и для удобства избирателей установлены единые дни голосования по всей стране: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

2. Составление списков избирателей (это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка). Список избирателей формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, который не реже одного раза в месяц передает их в избирательную комиссию. Регистрация избирателей и установление их численности осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года и использованием ГАС «Выборы».

3. Образование избирательных округов (территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица).

Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:

· равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением до 10% от среднего числа избирателей в округе, а в труднодоступных и отдаленных округах – не более 30%;

· при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%;

· избирательный округ должен образовывать единую территорию, не допускается образование избирательного округа из неграничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

4. Образование избирательных участков (территориальные единицы объединяют избирателей общим местом голосования).

Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования, решением представительного ОМСУ, решением суда, по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей на один избирательный участок.



5. Образование избирательных комиссий (коллегиальные органы, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов).

Решения избирательной комиссии обязательны для исполнительных органов государственной власти, ОМСУ, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.

6. Выдвижение кандидатов (на этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, другие выборные должностные лица, президенты). Обладающие пассивным избирательным правом граждане РФ могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (то есть путем выдвижения избирательным объединением).

7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию «за» или «против» любого кандидата или избирательного объединения).

Формы агитации:

А) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

Б) посредством проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

В) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных предвыборных материалов;

Г) иными не запрещенными законом методами.

8. Голосование (самая главная стадия избирательного процесса, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление). Помещение для голосования должно быть оборудовано кабинами для тайного голосования. Каждый избиратель получает для голосования избирательный бюллетень установленной формы.

Голосование проводится в день выборов в период времени, который устанавливается законом, однако продолжительность голосования не может быть менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюллетени должны быть установленной формы и только по ним устанавливается волеизъявление избирателей).

Вывод по вопросу: Такова наиболее общая характеристика типичных стадий избирательного процесса.

Заключение

Конституционные положения, закрепляющие основные формы непосредственной демократии, такие как референдум и свободные выборы, находят свое более детальное изложение в законодательных актах федерального и регионального уровня.

Граждане РФ реализуют конституционное право избирать и быть избранным в соответствии с закрепленными принципами. Избирательные права могут быть ограничены только в установленных федеральным законом случаях.

В России действует смешанная избирательная система. Избирательный процесс осуществляется последовательно. Можно выделить 9 основных стадий, каждая из которых преследует определенные цели, но в целом данный процесс демонстрирует особенности демократии в России.

Избирательный процесс – урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных).

Стадии избирательного процесса в РФ:

1. Назначение выборов (факультативная стадия – назначение повторных выборов). Осуществляется в установленные законом о конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию. Если уполномоченный орган (должностное лицо) по тем или иным причинам не назначил выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, если же и она не смогла это сделать – то соответствующим федеральным судом общей юрисдикции.

2. Подготовительная стадия: создание «избирательной инфраструктуры» – избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр.

3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов).

4. Предвыборная агитация. Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования.

5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).

6. Досрочное голосование – факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

7. Голосование. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому).

12. Обработка итогов голосования, определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией.

Структура, содержание и основные функции Конституции Российской Федерации.

Конституция - Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает : 1) основные принципы устройства общества и государства;

2) наименования и полномочия органов государственной власти;

3) механизм осуществления государственной власти;

4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Принято выделять юридическую , политическую и мировоззренческую (идеологическую) Функции.конституций .

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);

г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая , или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу. Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду. (В.Ч.)

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон, может быть не только письменным, в этом случае говорят

о «неписаной » конституции (Великобритания).

Конституции могут быть :

1) в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);

2) по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они

открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

3) по способу изменения «гибкие » (они изменяются в том же упрощенном, порядке, что

и другие законы страны), «жесткие » (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные »);

4) по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

5) классифицируются по порядке принятия. Различают а)откроированные(дарованные сверху) конституций---- например конституций монархов.

б)общепризнанные легитимные способы принятия конституций ----с помощью учредительного собрания и референдума.

60.Судебная власть: понятие и основные функции

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

  • рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
  • рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
  • проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);

образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

предвыборная агитация;

При этом факультативными стадиями являются: в предусмотренных законом случаях повторное голосование, повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших, новые выборы.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологический) характер. Так, проведение выборов невозможно без своевременного их финансирования. В этих условиях основные технологические элементы организации избирательного процесса в том или ином объеме своих функциональных характеристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса.

Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных процедур в рамках стадий избирательного процесса, избирательной кампании) - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение.

С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса *(33).

Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к последующей, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии, и соблюдении предусмотренных законом сроков их осуществления. Выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени) являются незаконными (юридически ничтожными), не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитивных юридических последствий *(34).

Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Процедурой назначения выборов открывается полный цикл избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений. Действующим избирательным законодательством в целях соблюдения общих политике - правовых принципов обязательности и периодичности выборов, непрерывности и легитимности деятельности выборных институтов предусматриваются два юридических режима назначения даты выборов: основной и дополнительный. Рассмотрим основные стадии избирательного процесса более конкретно.

Определим понятие избирательного процесса , а также рассмотрим стадии данного процесса .

Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс как политико-правовая категория - это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.

Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права , которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.

В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий , которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).

Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права . Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.

Стадии избирательного процесса

Выборы - это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса .

1. Назначение выборов : проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.

2. Формирование избирательных округов . Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов : общегосударственные, одномандатные, многомандатные.

3. Создание избирательных участков . Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.

4. Избирательные органы . Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий : центральные, территориальные, окружные, участковые.

5. Регистрация избирателей . Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов . На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.

7. Предвыборная агитация . В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации : встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.

8. Голосование . Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов . Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация