Суд как орган судебной власти. Правоохранительные органы Российской Федерации. Принципы деятельности судов и судебной власти. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент

Главная / Авто

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей - одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Одна из важнейших функций судебной власти - осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении.

Путем:

Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут созда-ваться и третейские суды. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но лишь в пределах перечня, установленного федеральным законодателем. Правила судопроизводства определены федеральными законами и обязательны для всех судов. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, обще-признанных принципов и норм международного права и междуна-родных договоров РФ. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательст-во уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, преду-смотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществ-ляется на основе состязательности и равноправия сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное законодательство закрепля-ет единый статус для судей всех судов.

Финансирование всех судов производится только из федераль-ного бюджета и должно обеспечивать возможность полного и неза-висимого осуществления правосудия в соответствии с федераль-ным законом (ст. 124 Конституции РФ).

Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судья-ми одновременно, а так называемыми судебными составами. В судебный состав могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в ка-ком составе рассматривается то или иное конкретное дело судом — судья единолично, коллегия из трех судей, суд присяжных, — он является государственным органом, уполномоченным осуществ-лять правосудие, — т.е. судом, и действует не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компе-тенции, определенной законом. Районный суд рассматривает уго-ловные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела по существу (отнесенные законом к его компетенции), но и проверяет обоснованность и законность ре-шений районного. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлени-ем предпринимательской и иной экономической деятельности, и принять к своему производству гражданское или уголовное дело он не имеет права.

4. Формы осуществления правосудия.

Правосудие осуществляется только двумя способами:
а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;
. правосудие осуществляется только судом (судьей) ,
. правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Среди признаков, предлагаемых различными авторами, необходимо, на наш взгляд, особо выделить следующие:
осуществление правосудия только судом;
осуществление правосудия строго в процессуальной форме

5. Принципы деятельности судебной власти.

. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ - характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

Принцип единства судебной системы РФ

Принцип осуществления правосудия только судом.

Принцип равенства всех перед законом и судом.

Принцип независимости судей.

Принцип презумпции невиновности.

Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

Принцип состязательности сторон.

Принцип открытости судопроизводства.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип обязательности судебных решений.

Принцип государственного или национального языка в судах.

6. Основные требования, предъявляемые к судье - носителю судебной власти.

1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи .

Общие требования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 г. № 135-ФЗ).

Общие конституционные требования:

Гражданство РФ;

Высшее юридическое образование;

Возраст - не менее 25 лет;

Стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Помимо данных требований, Закон РФ "О статусе судей в РФ" закрепляет следующие требования:

Отсутствие судимости или уголовного преследования в отношении кандидата на должность судьи;

Отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;

Сдача квалификационного экзамена;

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного Законом РФ «О статусе судей в РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

По отношению к судьям вышестоящих судов устанавливаются более строгие требования по возрасту и стажу работы по юридической специальности. Соответственно: возраст - 30 (для судей судов среднего звена) и 35 (для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) лет; стаж - для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - не менее 10 лет.

7. Основные этические требования, предъявляемые кодексом судейской этики к судье.

Статья 4. Требования о соблюдении законодательства и Кодекса судейской этики

1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

2. В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи.

3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.

Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции но вые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

9. Приговор и решение, их сходство и различие.

Приговор - это судебный акт, принятый по уголовному делу, которым подсудимый либо оправдывается либо ему назначается мера наказания: лишение свободы, штраф, исправительные работы и т. п.
пп. 28 ст. 5 УПК РФ: "приговор - решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции".

Решение суда - это судебный акт, принятый по гражданскому делу, которым исковые требования удовлетворяются полностью или частично либо отказывается в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 13 ГПК РФ "1. Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции".
п. 1 ст. 94 ГПК РФ: Статья 194. Принятие решения суда. 1. Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда.

10. Частное определение.

В соответствии со ст. 21" УПК суд, разрешая дело, может также вынести частное определение (постановление), в котором:

1) обращает внимание государственных органов, общественных организаций или должностных лиц на нарушения закона, а также другие причины и условия, способствовавшие совершению пре-ступления, для принятия этими органами необходимых мер по устранению таких явлений;

2) указывает на нарушения прав граждан и другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания и предваритель-ного следствия, требующие реагирования со стороны органов уголовного судопроизводства;

3) доводит до сведения общественных организаций и трудовых коллективов факты неправильного поведения отдельных граждан на производстве или в быту и нарушений ими общественного долга;

4) сообщает соответствующим предприятиям, учреждениям или организациям о проявлении гражданами высокой сознательности и мужества при выполнении общественного долга, содействовав-ших пресечению или раскрытию преступления.

Суд вправе вынести частное определение и в других случаях.

Частное определение постановление суда должно быть закон-ным и обоснованным.

Оно выносится в совещательной комнате в виде отдельного документа, как правило, одновременно с приговором или опреде-лением о прекращении дела. По фактам нарушения закона, допу-щенным при проведении дознания или предварительного следст-вия, частное определение (постановление) может быть вынесено также одновременно с возвращением дела для производства до-полнительного расследования.

Факты, на которые указано в частном определении, должны быть достоверно установлены в ходе рассмотрения данного дела, проверены и оценены в судебном заседании. Выводы суда в частном определении должны соответствовать материалам дела и фактическим обстоятельствам, изложенным в приговоре или определениях суда, которыми завершается судебное разбира-тельство.

Частное определение состоит из: 1) вводной части, где указы-ваются время, место его постановления, состав суда, дело, при рассмотрении которого оно вынесено; 2) описательной части, в которой излагаются основания частного определения, подтверж-дающие их данные и рекомендации суда по устранению обнару-женных нарушений и недостатков; 3) резолютивной части, где говорится, кому адресуется частное определение для исполнения указанных судом рекомендаций.

Частное определение подписывается всеми судьями. Оно может быть оглашено в судебном заседании после провозглашения при-говора. Копия частного определения направляется должностному лицу, обязанному в силу служебного положения устранить при-чины и условия, способствовавшие совершению преступления, либо выявленные судом нарушения закона. Не позднее чем в месячный срок суду должно быть сообщено о мерах, принятых в связи с частным определением.

11. Исполнительный лист, его процессуальное назначение.

Исполнительный лист — вид исполнительного документа. Выдается на основании решений, приговоров и иных судебных актов, подлежащих исполнению. В исполнительном листе приводится резолютивная часть решения, указывается наименование и адрес суда, его выдавшего, номер дела, по которому выдан лист, дата вынесения решения и дата его вступления в законную силу (или указание на немедленное исполнение), дата выдачи самого листа, сведения о должнике и взыскателе (для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, для должника также — год и место рождения, место работы (если оно известно); для организаций — наименование и юридический адрес).

По каждому решению обычно выдается один исполнительный лист. Если исполнение производится в различных местах, суд может выдать несколько исполнительных листов. Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 г. № 579 утверждены единые формы бланков исполнительных листов (отдельно — для Верховного иВысшего Арбитражного Судов РФ, отдельно — для иных федеральных арбитражных судов и судов общей юрисдикции). Новые бланки вводятся в действие с февраля 2009 г., должны быть изготовлены на специальной бумаге с водяными знаками, а также с иными видами защиты согласно критериям отнесения товаров к категории защищённой от подделок полиграфической продукции, снабжены изображением Государственного герба РФ и указанием на номер и серию. При этом ранее выданные исполнительные листы сохраняют свою юридическую силу и обмену на новые не подлежат.

Если решение суда принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов.

12. Судебное определение , его назначение при рассмотрении судебных дел.

Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.

Определение суда может оформляться как путём составления отдельного документа, так и путём его занесения в протокол судебного заседания (протокольное определение).

Также определением называется итоговый судебный акт кассационной судебной инстанции в гражданском, уголовном и административном процессах.

Конституционное судопроизводство [править | править вики-текст]

Согласно ч. 4 ст. 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» все решения, принимаемыеКонституционным Судом РФ в ходе осуществления конституционного судопроизводства, кроме постановлений и заключений, именуются определениями.

В частности, согласно Регламенту Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ выносятся по вопросам:

· принятия обращения к рассмотрению

· об отказе принятия обращения к производству

· о прекращении производства

· об исправлении неточностей, допущенных в решении

· о разъяснении решения

· об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении её размера или об отказе ему в этом

Конституционный Суд РФ самостоятельно решает, подлежит ли конкретное определение оформлению отдельным документом либо заносится в протокол заседания (§ 43 Регламента).

Определения Конституционного Суда РФ, как и другие его акты, окончательны и обжалованию не подлежат.

13. Амнистия и помилование.

Амнистия (греч. прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращенииуголовного преследования .

Амнистия отличается от помилования тем, что распространяется не на отдельных индивидуально поименованных лиц, а на целые категории преступников, определяемые родовыми признаками: женщин, несовершеннолетних, осуждённых к небольшим срокам наказания и т. д.

Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако амнистии имеют и чисто практические задачи: они могут служить уменьшению населения учреждений, исполняющих наказания, либо способствовать достижению конкретных политических целей (например, прекращения вооружённого конфликта) .

Применимость амнистии к конкретному лицу определяется решением органа предварительного расследования, прокурора или суда. Актом об амнистии может предусматриваться:

· освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

· освобождение осуждённых лиц от наказания или от дальнейшего его отбывания;

· сокращение назначенного наказания;

· замена назначенного наказания более мягким;

· освобождение от дополнительного наказания;

· снятие судимости.

Помилование — акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что:

1) она устанавливается только федеральными конституционными законами; 2) существует единый статус судей на всей территории РФ; 3) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права; 4) все суды действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ - из их бюджетов).

При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др.. Суды конституционной юстиции - это Конституционный Суд РФ, а также конституцион ные и уставные суды субъектов РФ. Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные - в других субъектах РФ. Судьи Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ назначаются парламентами. Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако в своих решениях конституционные и уставные суды субъектов РФ могут касаться толкования федеральной Конституции. Решения конституционных, уставных судов могут касаться предметов совместного ведения Федерации и её субъектов.

Суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суд республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, мировые судьи, военные суды. Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, назнача ются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии. Мировые судьи избираются гражданами судебных участков или на значаются законодательными собраниями субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из адми нистративных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции; удостоверяют некоторые важные юридические факты, вправе признавать недействующими норматив ные акты органов и должностных лиц исполнительной власти соответ ствующей ступени.

Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ -- выс ший судебный орган по уголовным, гражданским, административ ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ве дение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верхов ный Суд РФ иногда выступает в качестве суда первой инстанции. В установленных законом про цессуальных формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов. Верховный Суд РФ дает разъясне ния по вопросам судебной практики; рассматривает также вопросы о соответствии за конам актов центральных органов исполнительной власти. Признан ные недействующими акты или положения утрачивают юридиче скую силу со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий. Пленум -- весь состав Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном по рядке участвуют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику.

Высшие суды субъектов РФ, районные суды действуют в пределах своей территории.

Военные суды - разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные, флотские и гарнизонные военные суды. В окружном военном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела - в составе коллегии, одного судьи, трех судей, или судами присяжных. Окружной суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции .

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать: будут рассматривать их дело профессиональные судьи или суд присяжных.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции, субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Главные условия - российское гражданство, возраст 25--70 лет, не иметь судимости. Список присяжных заседателей составляется судом, они привлекаются к рассмотрению дела путем слепой выборки из списка. Присяжные заседатели решают лишь вопросы факта, а вопросы права решает судья. Присяжные совещаются и принимают решение отдельно, судья - также самостоятельно. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются или опротестовываются в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи. Мировые судьи - суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Поэтому существует и Федеральный Закон о мировых судьях (1998 г.), и принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ о мировых судьях, но количество мировых судей и судебных участков в субъектах РФ устанавливается Федеральным законом. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет, В большинстве законов субъектов РФ о мировых судьях закреплен принцип назначения мировых судей. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральными законами, по административным делам - законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение - соответствующим субъектом РФ.

Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе: 1) рассматривать уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превыше 500 МРОТ; 5) рассматривать административные правонарушения; 6) разрешать трудовые споры.

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения должна составлять 15-30 тыс. человек.

Суды общей юрисдикции не разрешают дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов РФ. Если же при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о неконституционности закона, иного правового акта, он не вправе применять его и должен обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставный) суд. Вне рассмотрения конкретного дела суды общей юрисдикции могут проверять соответствие нормативных актов нижестоящих органов исполнительной власти нормативным актам вышестоящих органов и закону и принимать постановления, объявляя не соответствующие акты недействующими.

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судья не может быть назначен на должность без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии [ 11, с.363].

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответствующих органов в Верховном Суде РФ.

Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел.

Для рассмотрения споров, вытекающих из некоторых гражданско-правовых отношений, Законом 2002 г. созданы третейские суды. Постоянные третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и действуют при них. Временные суды создаются для разрешения конкретного спора соглашениями сторон. Если решение третейского суда не выполняется добровольно, сторона может обратиться в государственный суд, который выдает исполнительный лист или отказываете в нём. Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться и в условиях экстремальных ситуаций .

Единство судебной системы и разновидности судов РФ. Единство судеб­ной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1) она устанав­ливается только федеральными конституционными законами; 2) су­ществует единый статус судей на всей территории РФ; 3) все суды при­меняют федеральное право, а также законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права; 4) все суды, включая мировых судей, действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных по­становлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей тер­ритории РФ; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ - из их бюджетов).

При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др.

Суды конституционной юстиции - это Конституционный Суд РФ, предусмотренный Конституцией РФ, а также конституционные и ус­тавные суды субъектов РФ, предусмотренные их конституциями, уста­вами и законами (не во всех субъектах РФ). Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные - в других субъектах РФ (многие субъекты не создали уставные суды). Конституционная юстиция не составляет единой систе­мы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уста­ву субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с закона­ми субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституци­онный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения.

Суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суды (субъектов) рес­публик, краевые и областные суды, суды автономной области и авто­номных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, фе­деральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подраз­деления (например, в Москве), мировые судьи, военные суды (в гар­низонах, военных соединениях). Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции (в том числе судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из адми­нистративных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции (по жалобе стороны, протесту прокурора и др.). Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ - высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.



Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий (по гражданским делам, уголовным делам и воен­ной коллегии). Пленум - весь состав Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участву­ют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает су­дебную практику, рассматривает представления Генерального прокуро­ра и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательст­ва, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ (кандидатуры судей предлагаются Председателем Верховного Суда). Президиум рассматривает дела в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юсти­ции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рас­сматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судеб­ную практику.

Высшие суды субъектов РФ (областные, краевые и др.), районные суды, межмуниципальные суды в крупных городах действуют на своей территории.

Военные суды - разновидность судов общей юрисдикции. Они со­здаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им под­судны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголов­ные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обви­няемые могут выбирать: будет рассматривать их дело обычный суд или суд присяжных.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдик­ции (городском, субъекта РФ и др.) в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются (обвиняемым, его представителем) и опротестовываются (прокуро­ром) в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.

Мировые судьи - суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Мировые судьи могут быть назначены законодатель­ными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка (территория деятельности мирового судьи) на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. В большинстве законов субъектов РФ о миро­вых судьях (или о формировании судебных участков) закреплен прин­цип не выборности, а назначения мировых судей. Порядок осущест­вления правосудия определяется федеральными законами. Финансирование миро­вых судей осуществляется из федерального бюджета (Судебным департаментом Верховного Суда РФ), а материально-техническое обеспечение - соответствующим субъектом РФ.

Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе: 1) рассматривать уголов­ные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено на­казание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превышает 50 тысяч рублей; 5) рассматривать административные право­нарушения; 6) дела об определении порядка пользования имуществом.

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения должна составлять 15-23 тыс. человек.

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на имущество, об аренде, о правах в сфере хозяйствен­ного управления и др.). В арбитражных судах есть арбитражные засе­датели. В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, пре­зидиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рас­смотрению споров, возникающих из административных правоотно­шений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответст­вующих органов в Верховном Суде РФ.

Закон о судебной системе РФ допускает создание специализирован­ных судов по рассмотрению гражданских дел (например, трудовых, на­логовых споров).

Для рассмотрения споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (например, имущественных) законом 2002 г. созданы тре­тейские суды. Постоянные третейские суды образуются торговыми па­латами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и действуют при них. Временные суды создаются для разрешения кон­кретного спора соглашениями сторон. Если решение третейского суда не выполняется добровольно, сторона может обратиться в государст­венный суд, который выдает исполнительный лист или отказывает в нем. Решение суда о выдаче или отказе исполнительного листа может быть обжаловано (обычно в арбитражный суд).

Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установ­ленных законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться и в ус­ловиях экстремальных ситуаций (чрезвычайное, военное положение и др.).

Организационное обеспечение судебной деятельности. Для организа­ционного обеспечения деятельности судов при Верховном Суде РФ создан Судебный департа­мент - федеральный государственный орган, осуществляющий обес­печение работы всех судов общей юрисдикции, военных и специаль­ных судов, органов судейского сообщества, в том числе финансирова­ние мировых судей. В субъектах РФ он имеет свои отделы и управле­ния. Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый и увольняемый Председателем Верховного Суда РФ с со­гласия Совета судей РФ. При Генеральном директоре в качестве сове­щательного органа действует коллегия в составе его заместителей и других работников департамента.

Обеспечение порядка при осуществлении судебной деятельности и задача исполнения судебных решений возложены на судебных приста­вов. Служба судебных приставов входит в систему Министер­ства юстиции РФ. Ее возглавляет заместитель министра юстиции - Главный судебный пристав РФ. Различаются два вида судебных при­ставов: 1) по обеспечению установленного порядка деятельности судов; 2) судебный пристав-исполнитель. В соответствии с Законом об исполнительном производстве он вправе налагать взыскание на имущество должника.

Судебная деятельность неразрывно связана с участием обвинителя (в гражданском процессе - представителя государства) и защитника.

Обвинителем, представителем государства выступает прокурор (о про­куратуре мы поговорим отдельно). Профессиональную защиту осуществляет адвокат. Адвокатура - это сообщество адвокатов, общест­венный институт, не входящий в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Адвокатская деятельность не рас­сматривается как предпринимательская, адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности.

МОСКОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Правоохранительные органы»

На тему: «Аспекты организации судебной власти в Российской Федерации»

Выполнил студент Кобзева Ю.В.

Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в нем малодушия и вынужденной угодливости».

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Важнейшая задача государственной власти - охранять права и свободы человека - требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Независимая судебная власть становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

С 90 – х годов и особенно их второй половины в России начался процесс коренного обновления судебной системы, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт правового государства.

Целью настоящей работы является исследование основных аспектов организации судебной власти в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

¾ изучить основные теоретические основы судебной власти;

¾ дать характеристику судебной системы РФ;

¾ подчеркнуть особенности организации деятельности судов в РФ;

1. Понятие и основные признаки судебной власти

Правоведами дано следующее определение судебной власти – «Судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов» .

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

В многообразии существующих в науке подходов к определению судебной власти четко прослеживаются два направления.

Одно из них, отождествляющее власть с ее носителями, развивал известный русский процессуалист И.Я. Фойницкий. По его определению, судебная власть "образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства" . В современной науке судебную власть как "систему государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются", определяют Ю.А. Дмитриев и Г.Г. Черемных .

Другой подход к определению судебной власти заключается в ее понимании как деятельности по рассмотрению судебных дел. Принятые в преддверии Судебных уставов 1864 г. Основные положения уголовного судопроизводства 1862 г. утверждали, что "власть судебная, т.е. рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных" (ст. 5). Как ветвь власти государственной, принадлежащую органам, не несущим административных или законодательных функций и призванную "осуществлять закон, утверждать его господство в жизни, бороться с произволом и насилием.., всесторонне рассматривать дело", определял судебную власть известный русский ученый С.В. Познышев . Закрепление в ныне действующей Конституции РФ принципа разделения властей (ст. 10) позволило и в современной науке определить судебную власть как "специфическую независимую ветвь государственной власти, осуществляемую путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве" , как" представленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм" .

В понятии судебной власти, представленном сторонниками обеих концепций, выделяются два ключевых момента, образующих неразрывное единство. Первый, содержательный, состоит в том, что судебная власть - это полномочия по разрешению возникающих в обществе конфликтов с использованием специальной процедуры. Второй, организационный, заключается в том, что это полномочие принадлежит исключительно судам. Представляется, что именно так следует понимать слова И.Я. Фойницкого: "Суд в современном процессуальном строе есть функция государственной власти", "государственная власть сосредоточила у себя право суда" . Противопоставление двух составляющих судебной власти беспредметно. Суд, судебная власть и правосудие - понятия, хотя и не тождественные, но взаимосвязанные: судебная власть реализуется в правосудии, а правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом .

Определение судебной власти как принадлежащих судам права и возможности осуществлять правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в полной мере соответствует смыслу ст. 118 Конституции РФ. Исходя из современных представлений о правосудии как о разрешении социально-политических конфликтов в обществе и о суде как органе, осуществляющем в специфической процессуальной форме функцию социально-политического арбитража , судебную власть можно определить и как исключительное полномочие суда по разрешению социальных конфликтов правового характера .

Наличие различных подходов к определению судебной власти вызывает в теории разногласия и в толковании других терминов, в частности затрудняет правильное определение функций и форм судебной власти. В научной юридической литературе нет ясности не только по вопросу о том, какие функции выполняет судебная власть и в каких формах она реализуется, но отсутствуют и четкие критерии, позволяющие относить определенные виды судебной деятельности к категории функции или формы. Так, В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова называют "правосудие, надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти, судебный конституционный контроль" формами осуществления судебной власти . В.В. Скитович относит к функциям судебной власти некоторые из видов судебной деятельности - правосудие, юрисдикционный контроль, формирование судейского корпуса и руководство судебной практикой . По мнению В.П. Божьева, функцией судебной власти является правосудие, а судебный контроль, формирование судейского корпуса, руководство судебной практикой - полномочия судебной власти, виды ее реализации. Отнесение одних и тех же видов деятельности к различным категориям нуждается в объяснении.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Во все времена люди не были разрозненной массой. Они всегда пытались объединиться в формацию. Первой подобной структурой была родоплеменная община. Но она показала свою неэффективность, когда речь заходила о координации деятельности большого количества людей. Таким образом, общество постепенно стало создавать новую формацию, которая со временем превратилась в государство.

Конечно, на сегодняшний день подобная социальная структура ни для кого не является чем-то сверхъестественным. Государств в мире большое количество. Но регулирование деятельности такой большой структуры происходит посредством власти, то есть реальной возможностью влиять на действия социума. Она проявляется в разных вариациях. Большое значение в процессе координации функционирования той или иной страны имеют Среди них ключевую роль играют суды. В большинстве стран такие ведомства представляют совершенно отдельную ветвь власти. Таким образом, суд, как орган судебной власти, наделен большим количеством характерных особенностей. Их мы попытаемся рассмотреть на примере судебной системы Российской Федерации.

Правосудие и разделение властей

Как мы знаем, существует принцип разделения государственного управления. В свое время он стал настоящей инновацией. Его изобрели в период Нового времени, когда практически весь мир был погружен в огонь революции. Главной задачей людей на тот момент стала разработка принципиально новой модели политико-правового устройства государства, которое должно было существовать для граждан. Учитывая эти тенденции, два мыслителя - Джон Локк и Шарль-Луи де Монтескье, разрабатывают принцип разделения властей. Согласно ему, все государственное управление делится между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. На основе данного принципа функционируют практически все современные государства. Судебные органы являются представителями одноименной ветви.

Судебная власть - понятие

Как мы выяснили, современные государства построены на принципе разделения сфер управления. Судебная власть в данном случае является одной из основных ветвей. При этом её субъектами могут быть далеко не все а лишь те, которым присущи некоторые особые полномочия. С их помощью система подобных ведомств может координировать практически все общественные отношения. По своей юридической характеристике судебная власть является правоприменительной сферой. Её главная задача - разрешение определенных вопросов, возникающих в процессе деятельности социума. Основными представителями ветви в РФ являются суды и судьи.

Функции ветви

По сути, соответствующая ветвь тождественна всей системе определенных органов. То есть, суды - это судебная власть, если не вдаваться в теоретические осмысления. Поэтому многие понятия, относящиеся к ветви, можно также применить к органам, которые являются её непосредственными реализаторами. Таким образом, существуют следующие функции суда, а именно:

  • осуществление контроля над законностью мер принуждения процессуального характера;
  • организация правосудия на территории государства, в нашем случае РФ;
  • толкование юридических норм;
  • фактическое удостоверение юридически значимых фактов;
  • ограничение граждан РФ в их правосубъектности на основании конкретных законодательных норм.

Данные функции суда касаются исключительно органов Российской Федерации. Однако в большинстве стран они являются такими же, с долей небольших изменений.

Принципы деятельности судов и судебной власти

Любые правовые, политические или иного рода структуры в нашем и ином государстве функционируют на основе ряда определенных принципов, то есть, исходных положений. В РФ они базируются в главном акте нашего государства - Конституции. Согласно её положениям деятельность суда основывается на следующих принципах, а именно:

  • все органы соответствующей ветви власти полностью самостоятельны и независимы;
  • их деятельность реализуется путем применения правовых норм в рамках административного, гражданского, уголовного и иного судопроизводства;
  • статус судей един на всей территории РФ;
  • правосудие осуществляется исключительно судами и никем более;
  • организация суда любой юрисдикции осуществляется за счет государственного бюджета.

Эти принципы показывают развитость судебного сектора в Российской Федерации на сегодняшний день. Это не удивительно, так как на органы данной ветви возложен ряд крайне серьезных функций.

Место судов в РФ

По сути, Россия - это классический представитель государства, в котором наглядно функционирует принцип разделения сфер управления. Суд, как орган судебной власти, является полностью независимым. Однако в силу различных причин исполнительная власть в некоторых случаях все же влияет на деятельность ведомств, осуществляющих правосудие. Это негативно сказывает на юридическом полисе государства и жизни населения. Помимо того, данный факт является свидетельством необходимости проведения определенных реформ.

России - общие понятия

Практически все органы, принадлежащие к той или иной ветви власти, представляют собой единую иерархичную систему. В свою очередь, суд и судьи, работающие в них, также входят в правоприменительную структуру. Конечно, их деятельность подчинена нормам определенных актов. Во-первых, суды функционируют в рамках Конституции и не могут выходить за них. Во-вторых, ключевым актом в системе нормативного регулирования является Федеральный Закон «О судебной системе Российской Федерации».

Что касается самой структуры органов, то она иерархична. При этом существует несколько линий деятельности. То есть различные суды имеют собственную правовую направленность или же юрисдикцию, если говорить простым языком.

Два уровня функционирования

Следует помнить, что суд как орган судебной власти может функционировать на нескольких ступенях государственной иерархии. Учитывая устройство нашей страны, можно выделить два уровня деятельности, а именно:

  • федеральный;
  • уровень субъектов федерации.

В соответствии с этим строится вся система судов в России. При этом существует также общенациональный уровень, но это уже сфера деятельности высших инстанций.

Система органов правосудия

Органы упомянутой в статье ветви расположены в иерархичной структуре. Она состоит из большого числа ведомств разной функциональной направленности. Таким образом, в национальную систему судов входят следующие органы, а именно:

  1. Конституционный суд РФ.
  2. Суды общей направленности, которые делятся на две категории: основное звено и военные инстанции.
  3. Арбитражные органы.

Следует отметить, что состав суда каждой направленности будет совершенно разный. Этот аспект зависит от рассматриваемых дел, особенностей производства и т.п. Что касается разделения всех инстанций, то она, как правило, осуществляется по территориальности и типу производств. То есть, уголовный процесс - это прерогатива судов общего звена, а вот все споры юридических лиц рассматриваются в арбитражных органах.

Общая юрисдикция: особенности

Полномочия заключаются в том, что он может осуществлять деятельность в рамках гражданского, уголовного и административного производства. Граждане могут обращаться в данные органы в порядке первой инстанции, а также апелляции и кассации. Основным звеном общей юрисдикции являются, конечно же, районные суды. Стоит отметить, что в некоторых случаях они могут быть апелляционными инстанциями. Такое возможно в случае предварительного рассмотрения дела мировым судьей.

Апелляционными инстанциями являются органы субъектов Российской Федерации. Кассационное рассмотрение производится соответствующей коллегией Верховного суда РФ. Общая юрисдикция также содержит в своем составе военные инстанции. Данные суды действуют в Вооруженных силах. Они реализуют специфические задачи. Основой их деятельности являются преступления, которые совершаются представителями Вооруженных сил Российской Федерации. Помимо того, в их ведении находятся также дела гражданского характера, которые возникают из споров между военнослужащими и непосредственно Министерством обороны России.

Арбитражная отрасль

Все экономические споры между юридическими лицами рассматриваются отдельной линей органов. направленности обуславливаются спецификой их дел. Как правило, они возникают из административных и гражданских правоотношений. Понятие экономического спора в данном случае является ключевым. Так как оно характеризует работу целой системы органов. Экономический спор в данном случае - это определенного рода разногласие между лицами, которые участвуют в экономической жизни и являются юридическими. Субъектами таких отношений могут быть также граждане-предприниматели.

Что касается системы арбитражных судов, то она состоит из следующих элементов, а именно:

  • первые инстанции на уровне округов;
  • арбитражные апелляции;
  • кассационные инстанции арбитражной направленности;
  • судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Все представленные органы реализуют свои полномочия повсеместно. Так как экономические споры часто возникают в современной жизни.

Конституционный суд РФ

Наиболее «маститым», если можно так выразиться, является одноименный с основным законом орган. Конституционный суд Российской Федерации имеет достаточно специфические полномочия. Прежде всего, в число его основных функций входит контроль. Но существуют иные полномочия суда.


Помимо того, упомянутая инстанция может быть инициатором нормотворчества. Состав суда конституционной юрисдикции включает в себя девятнадцать членов.

Вместо послесловия

Итак, мы выяснили, что суд как самостоятелен и независим. В своей работе он реализует специфические функции, направленные на разрешение конкретных споров и реализацию юридической ответственности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация