Алексеев георгий конструктор. Ростислав алексеев

Главная / Бизнес

“Я твердо верю: недалек тот день, когда крылатые суда будут развивать поистине космические скорости”. Эти слова принадлежат главному конструктору скоростных судов, лауреату Ленинской и Государственной премии, доктору технических наук Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.

В его автобиографии, датируемой 1940 годом, записано: “Я родился 19 декабря 1916 года в семье Алексеева Евгения Кузьмича - сельского агронома. Мать - Алексеева Серафима Павловна была сельской учительницей. Родился в г. Новозыбкове Орловской области. Там поступил учиться в начальную школу г. Новозыбкова.

В 1930 году жил в г. Нижний Тагил Свердловской области. Работал на местном радиоузле слесарем по ремонту радиоаппаратуры и учился в ФЗУ с 1930 по 1933 год.

В 1933 году поступил учиться на Горьковский вечерний рабфак, работая в то же время чертеж-ником и художником в различных учреждениях.

В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт им Жданова на кораблестрои-тельный факультет. Одновременно работал художником и чертежником. С 1938 года по 1940 год работал тренером по парусному спорту. В институте выполнял общественную работу: к праздникам делал художественное оформление, был членом правления спортклуба. В 1939-1940 годах был председателем Горьковской городской парусной секции...”.

О Ростиславе тогда все говорили, что он не просто спортсмен и ходит на яхте, он “ходит головой”, рассчитывая, как поймать ветер своим парусом. А скупые на похвалу волгари звали его Адмиралом.

В семейном архиве Алексеевых сохранился листок с графологической экспертизой почерка Ростислава, когда ему было двадцать лет. Согласно экспертизе, чертами характера будущего главного конструктора были: независимость, склонность делать все, как думает сам, стремление преодолевать препятствия, уравновешенность, размеренность в делах, честность, сочетание моральной и физической силы, склонность к работе с техникой. Очень любопытно то, что каждое из этих качеств подтверждалось всей его последующей жизнью. Многое из них он унаследовал у родителей.

Евгений Кузьмич Алексеев - отец Ростислава много плодотворно работал в науке, был первым директором Новозыбковской опытной станции. / И хотя на пути к признанию будущего профессора было немало трудных испытаний, он с упорством и мужеством преодолевал сложные обстоятельства, сумел доказать важность своей работы для агрономии/.

Люди, знавшие семью Алексеевых рассказывали, что Ростислав в возрасте шести-девяти лет любил мастерить лодки и пускать их по реке Ипуть.
Сколько воды утекло за эти десятилетия... А новозыбковцы помнят своих земляков Алексеевых, помнят дом, в котором, кроме Ростислава было еще трое детей: его брат Анатолий, сестры Галина и Маргарита. Их мать - учительница привила детям любовь к музыке, живописи, научила видеть во всем красоту жизни. Эти качества всегда помогали молодому конструктору в его открытиях. Как же можно было без фантазии и вдохновения в 1943 году построить первый катер на подводных крыльях? Вдохно-вение молодого, устремленного к большой цели ученого позволило в 1946 году создать еще один образец скоростного катера, который достиг рекорда для того времени, пройдя в час 87 километров. Это достижение держалось почти двадцать лет.

Вокруг Алексеева постоянно было некое сильное поле: общение с ним пробуждало творческие мысли. Рядом с ним самый заурядный конструктор начинал верить в себя, в свои способности. Он никогда не торопился и никогда не подгонял, заражал своим примером, своей потрясающей работоспособно-стью.
1957 год. Теплоход “Ракета” - первенец крылатых судов Алексеева. Этот теплоход в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Москве-реке открыл парад судов. Букеты цветов летели в реку, над которой проносилось белоснежное чудо. Новинка получила высокую оценку. В 1982 году отмечалось четверть века со дня первого рейса “Ракеты-1”. Факт говорит сам за себя: долговечное, хорошо работающее, надежное судно сконструировал наш земляк.

В настоящее время в мире построено и эксплуатируется около 1400 скоростных теплоходов на подводных крыльях. Восемь из каждых десяти - конструкции Алексеева. Среди них ”Ракета”, затем “Метеор”, “Спутник”, “Беларусь”, “Чайка”, “Буревестник”, “Волга”, “Комета” и “Вихрь”.

На многие годы вперед смотрел главный конструктор. Он прекрасно понимал, что время работает на нас, но за нас оно работать не станет... Уже закончена разработка эскизного проекта теплохода “Ласточка”. На смену “Комете” придет “Альбатрос”. Вместо катера “Волга” создан “дельфин”. Завершается создание “Циклона”, “Метеор” уступает место “Зениту”. Для мелководных рек будет разработан проект теплохода “Полесье”. Но осуществить свои планы Р.Е.Алексеев не успел.
Английский технический журнал спустя год после кончины главного конструктора поместил статью. “Среди выдающихся качеств мистера Алексеева, - говорится в ней, - были его огромное чувство цели и спокойное упорство в решении сложнейших проблем скоростного судостроения. Он пользовался большим авторитетом среди близких коллег, а также большим уважением советской судостроительной и судоводительской общественности в целом”. Признанием его заслуг в мире является тот факт, что портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева в настоящее время помещен в Национальной галерее выдающихся людей ХХ века конгресса США в Вашингтоне.
Земляки чтут память главного конструктора. Его именем названа площадь в г. Нижний Новгород. На ней установлен один из отслуживших свой век “Метеоров”, где открыт музей истории советского скоростного флота. Есть улица имени Алексеева и в г. Новозыбкове, на его родине.
Выступая на митинге, посвященном присвоению теплоходу “Метеор-161” названия “Конструк-тор Алексеев”, известный речной капитан В.Г.Полуэктов напомнил, что Ростиславу Евгеньевичу в свое время был выдан диплом судоводителя всех типов скоростных судов в любых бассейнах. В этом - при-знание его больших заслуг в развитии отечественного водного транспорта, своего рода адмиральская почесть.

Страшный сон американских адмиралов

Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте - то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.


Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно - «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, - стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.

Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР - ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.


Экраноплан «Лунь», Каспийск, 2010 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Fred Schaerli

Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».

Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева - советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.


Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект - резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной - «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.


Судно на подводных крыльях «Буревестник». Фото: Commons.wikimedia.org

«Ракета», покорившая мир

В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.

Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

«Каспийский монстр»

Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами - кораблями, парящими над водной гладью.

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры - размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.


«Каспийский монстр». Фото: Кадр youtube.com

Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.

«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.

От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.

«Орлёнок» и опала

Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.

Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два - по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.

В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной - его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.


Экраноплан «Орлёнок». Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать - шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял - Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях - то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Что нужно России?

В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.

Вот ведь какая странная штука получается - в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.

А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.

И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.

Незаурядных людей всегда окружают мифы, которым верят даже чиновники и журналисты. Образ Ростислава Алексеева сегодня сопровождают два таких мифа: якобы он родился в Нижнем Новгороде и изобрел суда на подводных крыльях. Ростислав Евгеньевич всю жизнь твердил, что он не изобретатель. И крылатые суда, и экранопланы придуманы до него. Но попытки создания этих аппаратов были мало успешными. Здесь нужна была гениальная конструкторская мысль. Именно Алексеев спроектировал и воплотил в жизнь целую флотилию судов на подводных крыльях (СПК). Что же касается экранопланов, то благодаря нижегородскому конструктору Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.

Все началось с черного паруса

Ростислав Алексеев провел в Нижнем большую часть сознательной жизни. Хотя родился он в Брянской области, на полевой станции. Это был 1916 год. Отец нашего земляка, Евгений Кузьмич, был выдающимся почвоведом. Работой всей его жизни было превращение неплодородных почв в плодородные. Эту черту - делать невозможное возможным - унаследует потом сын. И еще важный момент: вскоре после рождения Ростислава отца репрессировали и отправили в сибирский лагерь. Там, на клочке земли площадью в один квадратный метр, он продолжал свои исследования. Одного этого примера с лихвой хватило, чтобы Ростислав Евгеньевич не сдавался ни при каких обстоятельствах. Ведь спроектировать аппарат - это полдела. Проект нужно было каждый раз отстаивать, доказывать, что он нужен…

В 1932 году отца оправдали, и семья Алексеевых перебралась в Горький. Здесь, на Волге, Ростислав увидел, как скользит по волнам одна из первых парусных яхт - и загорелся. Он смастерил на чердаке своего дома яхту, парус которой выкрасил в черный цвет. Суденышко Алексеев назвал «Пиратом».

Потом было множество яхт (одна совершеннее другой), сделанных Алексеевым, и неоднократно он побеждал в регатах. Однажды его судно перевернулось, и наш земляк «заработал» паралич лицевого нерва. Но это его не остановило.

Юноше хотелось, чтобы его суда скользили по воде еще быстрее. В 1935 году он поступает на кораблестроительный факультет Ждановского индустриального института. Сейчас это Нижегородский технический университет имени Алексеева.

Именно в студенческие годы он всерьез начинает думать о скорости судов. Это была, казалось бы, неразрешимая проблема. Все виды транспорта тогда «ускорялись», а для кораблей существовал барьер - 40 км/ч. Ведь сопротивление воды в 880 раз больше сопротивления воздуха.

На ум пришел принцип подводных крыльев, открытый Шарлем де Ламбертом еще в 1890-е годы.

Все просто: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета: большая часть судна поднимется над водой. Контакт с водной стихией практически сойдет на нет, и скорость корабля увеличится в разы.

Попытки построить такие суда в России и Америке успехом не отличались. В 1940-е годы германский инженер Шертель создал ряд военных катеров на подводных крыльях. Но вплоть до окончания войны Алексеев об этом ничего не знал.

В 1940 году наш герой защищает диплом «Глиссер на подводных крыльях». Диплом не только одобрили, но и рекомендовали продолжить эту работу, воплотить ее в жизнь. Ростислав Евгеньевич попадает на «Красное Сормово» в качестве инженера-кораблестроителя. Там он учувствует в производстве… танков, так как началась война.

В 1941 году Алексеев направляет в наркомат ВМФ рапорт и проект будущего катера на подводных крыльях. Инженеру ответили:

«предложенная вами схема… является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи».

Но с 1943 года руководство завода пошло навстречу инженеру. Ему отводят место в старой будке в конце заводского затона. Вскоре в будке появляется чертежная доска, верстак и два стула. Все это окрестили гидролабораторией. Так началась эра скоростного кораблестроения.

В список награжденных «затесался» чиновник

Первые опытные катера на подводных крыльях созданы Алексеевым в последние годы войны, и они показывали блестящие результаты. Поступили заказы от военных - и началось проектирование крылатых катеров для ВМФ. В 1951 году коллектив лаборатории получает государственную премию, и тут началось… сопротивление. Алексеев увидел в списке награжденных фамилию чиновника, который никакого отношения не имел к созданию СПК, и вычеркнул ее. В ответ министерства и организации стали давать отрицательные заключения насчет СПК. Нужно было судно, которое не оставляло бы сомнений. Так в 1956 году родилась «Ракета» - первый гражданский теплоход на подводных крыльях. Чтобы воплотить этот проект в жизнь, состоялось расширенное совещание парткома.

«Ракета», рассчитанная на 64 пассажира, достигала скорости 60 км/ч.

Для сравнения: обычный теплоход доходил от Горького до Казани за 30 часов, а «Ракета» преодолевала это расстояние за 8 часов. Алексеев сам привел это судно в Москву на 6-й фестиваль молодежи (1957 год). Прибытие в столицу белоснежного крылатого аппарата, который по форме своей поражал самое смелое воображение, произвело фурор. Секретарь ЦК Суслов оставил в книге почетных посетителей фестиваля такую запись:

«Замечательный теплоход «Ракета» будет особенно полезен на больших реках, где он может конкурировать с авиацией. Желаем конструктору тов. Алексееву успехов в этом деле».

В 1959 году начался серийный выпуск этого теплохода, в этом же году создан «Метеор» (70 км/ч), на котором Ростислав Евгеньевич доплыл до Черного моря, испытал его там и вернулся водным путем обратно.

А крохотная лаборатория превратилась в здание из стекла и бетона - Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).

Коллектив ЦКБ создал целую флотилию крылатых судов - и речных, и морских. Наиболее совершенным СПК считается «Буревестник», способный вместить 150 пассажиров и развить скорость 90 км/ч. К сожалению, сегодня об этом детище Алексеева забыли, ни одного «Буревестника» не осталось…

Новые суда он испытывал сам

Сказать о том, что работа конструкторов была напряженной - ничего не сказать. Яркий факт: в семьях работников ЦКБ регулярно происходили конфликты, доходило и до разводов. Наконец Алексеев вынужден был смягчить условия и объявил… воскресенье выходным днем.

- Отец выписывал все научные журналы, связанные с кораблестроением и авиацией, - рассказывает дочь конструктора, Татьяна Ростиславна, - дома он, конечно, часто был занят работой. Но нельзя сказать, чтобы я была обделена отцовским вниманием. Между нами существовала какая-то неуловимая связь, какое-то прочное взаимопонимание даже тогда, когда он был сильно занят. Если я в это время пыталась отвлечь отцовское внимание, он давал мне головоломки, которые сам мастерил из проволоки. У нас было так заведено, что я не должна мешать отцу, пока не решу головоломку. Но сказать, что он совсем мной не занимался, тоже нельзя. Отец делал мне игрушки - например, посуду из жести, которую мы вместе потом расписывали.

Татьяна Ростиславна вспоминает, что Алексеев никогда не бездельничал, то есть не сидел просто так. Отдых у него, само собой, был активный. Помимо яхт, конструктор увлекался горными лыжами, прыгал с парашютом, автомобиль водил «с закрытыми глазами», управлял самолетом. У Ростислава Евгеньевича было жесткое правило: за руль вновь созданного судна первый раз садился он сам. Алексеев в совершенстве управлял СПК и был одним из немногих людей, которые могли грамотно управлять экранопланом.

На олимпиаду так и не попал

Идея создания экранопланов пришла сама собой. Ведь у СПК тоже существовал скоростной барьер - около 100 км/ч. Все упиралось в крылья, которые оставались погруженными в воду. Между тем, на заре возникновения авиации был обнаружен эффект экрана: низколетящий самолет удерживается над землей, и для его движения не требуется особых затрат энергии.

Это принцип и был положен в основу работы экранопланов.

После испытаний ряда моделей у Алексеева родился грандиозный и дерзкий замысел - создать экраноплан, знаменитый впоследствии под именем КМ (корабль-макет). В 1966 году КМ водоизмещением в 500 тонн был спущен на воду. До сих пор на планете не создано более крупного экраноплана. Его скорость - 500 км/час.

Рыбаки были просто в шоке, когда мимо них, всего в метре над водой, проносился этот чудо-аппарат.

Вскоре алексеевское детище «засекла» западная разведка. Получив спуктниковые снимки экраноплана, американцы прозвали его «Каспийским монстром».

И опять посыпались заказы от военных. В начале 70-х создан транспортно-десантный экраноплан «Орленок», уцелевший экземпляр которого находится сегодня в музее ВМФ.

В 1974 году удалось «пробить» проект «Чайки» - гражданского экраноплана. Но в этом же году случилась авария с «Орленком». У аппарата отвалился хвост, создалась критическая ситуация. Алексеев выхватил штурвал у пилота и довел экраноплан до базы. После этой аварии чиновники поставили на «Чайке» крест.

Я помню, как мы сидели и целый день занимались только тем, что по приказу начальства уничтожали документы, связанные с «Чайкой», - вспоминает Татьяна Ростиславна, которая в то время уже работала в ЦКБ по СПК.

У Алексеева и у созданных им судов было немало доброжелателей, но много было и противников. Авария «Орленка» была формальным поводом, чтобы отстранить Ростислава Евгеньевича от руководства ЦКБ. И это было сделано.

В последние годы Алексеев руководит созданием только судов на динамической воздушной подушке. СДВП «Волга-2», «Ракета-2»,» Метеор-2», созданные под руководством Алексеева, предназначались для пассажирских перевозок. Сегодня эти суда используют на Волге для переправы с одного берега на другой.

В 1980 году Алексеев собирается отправиться на «Волге-2» в Москву на Олимпиаду - но так и попадает туда. В результате тяжелой болезни гениальный конструктор скончался.

За рубежом Алексеева не обогнали до сих пор

Сегодня созданное Алексеевым ЦКБ уже не проектирует крылатые суда, да и на волжских берегах их почти не видать. Существует мнение, что этот вид транспорта не рентабелен. Вопрос довольно спорный. Во-первых, без государственных дотаций автобусные перевозки тоже будут не рентабельны. Во-вторых, на участках с извилистыми берегами автобусы уступают СПК - и по возможностям, и по экономической эффективности. Не случайно Греция использовала наши «Кометы» - до тех пор, пока не был окончательнго исчерпан ресурс этих судов…

Гражданские экранопланы до сих пор многим в диковинку - настолько эти аппараты редки. И до сих пор их называют судами будущего. Ведь экраноплан - внесезонное транспортное средство. Он может носиться над водой, над землей, над снегом…

На балансе ВМФ до сих пор числится экраноплан «Лунь», созданный сподвижником Алексеева Владимиром Кирилловых. Еще один штучный экземпляр - «Орленок» - хранится, как мы уже сказали, в музее ВМФ.

Проекты наших военных экранопланов пока что засекречены. Говорят, что в Америке уже несколько лет подряд создают огромный экраноплан водоизмещением в 1000 тонн. Правда, говорят давно, уже несколько лет подряд, так что это, скорее всего, только слухи. Как бы там ни было, пока что «КМ» Ростислава Алексеева остается непревзойденным аппаратом.

Российская империя → СССР СССР

Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев (18 декабря , Новозыбков , Черниговская губерния - 9 февраля , Горький) - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях , экранопланов и экранолётов . Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР .

Биография

Семья

Был женат, дочь Татьяна, сын Евгений.

Конфликты

  • В документальном фильме «Сожжённые крылья. Предать конструктора» высказывается мысль, что у талантливого конструктора было много недоброжелателей, среди которых - министр судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутома (по фильму причина гонений на изобретателя в том, что Алексеев обратился к Хрущеву через голову вышестоящего начальства).
  • В 1976 году , после аварии при испытании экранолета, Алексеев приказом Бутомы был отстранён от всех должностей, ему был оставлен в подчинении только отдел из 15 человек.

Награды

Память

Фильмография

Напишите отзыв о статье "Алексеев, Ростислав Евгеньевич"

Примечания

См. также

Литература

  • Алексеева Т. Р. Крылья Алексеева: Очерки. Н. Новгород, 2000.
  • Алексеев Р. Полёт в будущее / Сборник воспоминаний. сост. В. П. Исаченко. Н. Новгород: ВВАГС, 2005.
  • Иванов А. В. Он опередил время. Н. Новгород: Кварц, 2006.
  • Иванов А. В., Логинов В. Ф. Корабелы в пятом океане. Н. Новгород: Кварц, 2011.
  • Качур П. Конструктор крылатых кораблей / «Техника и вооружение», № 12 - 2006, № 1, 2, 4, 5 - 2007.
  • Матвеев А. А. Служение скорости. Н. Новгород, 2006.
  • Карпенко В. Ф. Конструктор Алексеев. Н. Новгород: Бикар, 2010. ISBN 978-5-91723-027-6

Ссылки

  • // «Популярная механика»
  • // «Популярная механика»

Отрывок, характеризующий Алексеев, Ростислав Евгеньевич

В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…
– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

18 декабря 1916 года родился выдающийся (а может быть и великий) советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.

Алексеев Р.Е. - главный конструктор судов на подводных крыльях, экранопланов и экранополётов


В 1932 году семья Алексеевых перебралась в Горький. Здесь, на Волге, Ростислав увидел, как скользит по волнам одна из первых парусных яхт - и загорелся. Он смастерил на чердаке своего дома яхту, парус которой выкрасил в черный цвет. Суденышко Алексеев назвал «Пиратом».

Потом было множество яхт (одна совершеннее другой), сделанных Алексеевым, и неоднократно он побеждал в регатах. Однажды его судно перевернулось, и наш земляк «заработал» паралич лицевого нерва. Но это его не остановило.

Юноше хотелось, чтобы его суда скользили по воде еще быстрее. В 1935 году он поступает на кораблестроительный факультет Ждановского индустриального института. Сейчас это Нижегородский технический университет имени Алексеева.

Именно в студенческие годы он всерьез начинает думать о скорости судов. Это была, казалось бы, неразрешимая проблема. Все виды транспорта тогда «ускорялись», а для кораблей существовал барьер - 40 км/ч. Ведь сопротивление воды в 880 раз больше сопротивления воздуха.

На ум пришел принцип подводных крыльев, открытый Шарлем де Ламбертом еще в 1890-е годы.


Все просто: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета: большая часть судна поднимется над водой. Контакт с водной стихией практически сойдет на нет, и скорость корабля увеличится в разы.

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.

Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини. Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42, 5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.

В 1941 году Ростислав Алексеев защитил дипломную работу на тему: «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации. Алексееву присудили научное звание кандидат технических наук.

Значительное увеличение скорости движения водного транспорта стало возможным с появлением пассажирских судов на подводных крыльях. В короткий срок суда на подводных крыльях стали одним из наиболее популярных видов транспорта в СССР. Скорость, мореходность, высокая экономичность позволили крылатым судам освоить водные пути сообщения, ведь дороги в то время были в очень плохом состоянии. Летом 1957 года в эксплуатацию был введен теплоход "Ракета" — первое пассажирское судно на подводных крыльях, спроектированное и построенное коллективом Центрального конструкторского бюро завода "Красное Сормово" под руководством инженера Ростислава Алексеева. Свой первый рейс “Ракета” совершила 25 августа. В ходе этого рейса, расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров. Серийный выпуск “Ракет” (проекты 340, 340Э, 340МЕ) был налажен на феодосийском судостроительном заводе “Море”. С 1959 по 1976 года было построено 389 “Ракет”, в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом “Звезда”. В 1957 году Никита Сергеевич Хрущев поразился “Ракетой”, и произнес памятные слова: “Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру — современную скорость!”. Кстати, только через 4 года подобное судно сделали в США.

Первое в мире судно на подводных крыльях "Ракета"

"Ракета" предназначалась для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км. Технические параметры “Ракет”: длина — 27 м, ширина — 5 м, средняя скорость — 60 км/ч, мощность — 850 л.с., количество пассажиров — 64 человек. Существовала и пожарная модификация “Ракета-П” с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты.

До высоких скоростей (максимальная 120 км/час) “Ракеты” дошли благодаря гибриду корабля и самолета: на них ставили двигатели от бомбардировщиков. Это был уникальный агрегат, суперлегкий, полностью состоящий из алюминия. Правда, аппетит он имел немалый: расход топлива достигал 103 кг/ч на крейсерской скорости.

В 1959 году на воду был спущен первый "Метеор" на 130 человек. Это судно обладало большими мореходными качествами, чем "Ракета".

Метеор

В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Так за восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот России.

В начале 60-х годов прошлого века Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов: на водных просторах использовалось более 1000 катеров "Волга", сотни теплоходов "Ракета", десятки теплоходов "Комета", "Метеор" и "Беларусь", хотя все они в народе назывались “ракетами” — по имени первенца.

Идея экраноплана родилась у Р.Е. Алексеева ещё в начале 50-х ггг. В 1961 году первая самоходная модель экраноплана СМ-1 прошла испытания. После этого началась работа по созданию экраноплана для ВМФ и для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 метров.

Поскольку идея строительства экранопланов вызывала недоумение «в верхах», у Алексеева появились злопыхатели. Некоторые из них не стеснялись, и писали, что Алексеев возомнил себя рабовладельцем, и что у него десять квартир. В результате в 1965 году Ростислава Алексеева сняли с поста главного конструктора.

Алексеева назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой. В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения — экранопланы.


В 1975 году в одном из испытательных полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну. Лопнули переборки и корпус. Главный конструктор взял управление на себя и довел экраноплан до базы, находившейся в 40 километрах.

Когда экраноплан добрался до берега, оказалось, что у него не хватало кормы и хвостового оперения. Аварийный случай показал живучесть корабля, но оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев приказом министра судостроительной промышленности СССР, недовольного изобретателем, из-за того что ранее Алексеев обратился к Хрущеву, игнорируя его мнение - был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора.

70-е годы выдались для отца особенно тяжелыми, - вспоминала его дочь Татьяна Ростиславовна. - В 1974 году при испытании на Каспии произошла авария. Комиссия принимала «Орленка». И вот во время переходного режима кормовую часть экраноплана как бы присосало к воде, и когда аппарат сорвался с места, «хвост» отвалился. Отец тут же сел на место пилота и врубил двигатели на полную мощность и таким образом создал воздушную подушку под крыльями. Если бы он так быстро не сориентировался в ситуации, экраноплан мог бы нахлебаться воды и затонуть... Авиационщики говорили, что у них за такие вещи дают Героя, на отце же отыгрались по полной. Его перевели в рядовые конструкторы.

Мало того, Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск. Благо преданный ему пилот Алексей Митусов, несмотря на возможные неприятности, брал его на борт. Отца понижали и понижали... а он вел себя так, будто ничего не происходит. Многих раздражало то достоинство, с каким он держался. Некоторые перестали с ним здороваться, а вчерашние «друзья» говорили: «Ну, теперь, когда не будет Алексеева, мы такое спроектируем!» Но время шло, а гениальными идеями никто не фонтанировал. И тогда те же люди пели другое: «А что вы от нас хотите? Алексеев гений, а мы кто? Простые смертные...».

В эти годы опальный конструктор искал отвлечения в природе. В одиночестве подолгу гулял по лесу, собирал грибы. Контакты с людьми свел на нет. Самым страшным для него было то, что мозг неожиданно перестал генерировать новые идеи, - вспоминала дочь Алексеева. - Видимо, какой-то ступор нашел. Тогда он уединился на базе в Чкаловске, вновь стал заниматься живописью. И вдохновение вернулось! Последние годы жизни отец был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.

Но при испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к Московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев надорвался при спуске на воду. В январе он испытывал в Чкаловске последнюю модель экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал, и сказали, что можно отпускать модель. Но Алексеев не расслышал, и принял на себя всю тяжесть 800-килограммового аппарата.

Сначала 63-летний конструктор не ощутил никаких признаков неблагополучия, поехал после испытаний в ЦКБ, и целый день отработал. А вечером пожаловался домашним на боль в боку. Алексеева тут же положили в больницу №3 на Верхне-Волжской набережной. 9 февраля 1980 года знаменитого конструктора не стало.

Ростисл ав Евгеньевич Алексеев прожил три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй — занимался судами на воздушной подушке. Третью жизнь он посвятил экранолетам. Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Воплотил он их в реальные конструкции — первым.

Горьковский филиал ЦКБ по СПК на реке Троце, где работал Р.Е. Алексеев, к 1980 году имел два трека с мощными электрическими катапультами, портативную катапульту для водных испытаний, аэродинамическую трубу для испытаний моделей экранопланов, круговой гидробассейн, кавитационную трубу, несколько экспериментальных установок для исследований эффекта поддува, значительный флот мощных катеров-буксировщиков, способных испытывать модели на открытой воде со скоростями до 100-120 км/час, стенд для исследования натурных силовых установок, мощный портальный кран с бетонированным слипом грузоподъемностью до 50 тонн, цех-ангар, различные мастерские, в том числе, по изготовлению буксируемых моделей, аэродром с бетонированной взлетной полосой, и большое количество специализированных лабораторий. К 1980 году база являлась научным комплексом мирового уровня, лучшим в ряду европейских научных центров.

Ростислав Алексеев не узнал - какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССР приказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 90-х годов, но этого не случилось. Лишь четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.

Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит». Однако в серию он так и не пошел, но в 2002 году был поставлен на вооружение после длительной консервации.

Могучий "Лунь"

Американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал: «Они опередили нас на 30 лет!».

Ростислав Алексеев похоронен в Нижнем Новгороде.

Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, которые не имели аналогичных технологий. Из широкого использования они вышли сразу после развала СССР. Некоторые “ракеты” и по сей день используются в рейсах, и как прогулочные корабли. Например, в Москве с 2007 года началось постепенное восстановление “Ракет”, а в навигацию 2009 года уже вышло четыре судна.

Корабли на подводных крыльях это гордость Советского Союза. В их производстве и эксплуатации он был мировым лидером.

Всего для нужд советского военного флота на Производственном Объединении «Море» в городе Феодосия было построено три корабля в период с 1981 по 1987 год, два из которых сейчас находятся в составе военно-морского флота Российской Федерации и один был передан ВМС Украины, но официально на вооружение так не был принят.

Основные даты .

18 декабря 1916 - в городке Новозыбков Брянской области (сейчас - Орловской) в семье агронома и учительницы рождается сын Ростислав.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация