Как проверить, относится ли организация к естественным монополиям. Размещение контракта с монополистами в еис сроки Контракты с монополистами по 44 фз

Главная / Бизнес

Нет, не обязан. Закупка общедоступных услуг связи у единственного исполнителя это право заказчика. Об этом прямо указано в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: заказчик МОЖЕТ осуществить закупку у единственного поставщика.

Как провести закупку у монополиста

Заказчик вправе закупать товары, работы или услуги по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, только если поставщик - субъект естественных монополий. При закупках у монополистов заказчику не нужно согласовывать процедуру с контролерами и уведомлять ФАС о контракте, а экспертизу достаточно провести своими силами. Главные признаки, по которым продукцию относят к деятельности субъектов естественных монополий, перечислены в статье 4 Закона № 147-ФЗ. Расскажу, кто такие монополисты и как заключить контракт с едпоставщиком без ошибок.

Что относят к деятельности субъектов естественных монополий

К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся (ст. 4 Закона № 147-ФЗ):

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электроэнергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов и ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Регулированием и контролем деятельности субъектов естественных монополий занимается ФАС России. Она же формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий (далее - Реестр).

Реестр основан на информации, полученной:

  • от федеральных органов исполнительной власти;
  • от органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • от общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов;
  • по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.

Прямого указания на обязательное включение в Реестр сведений о каждом поставщике - субъекте естественных монополий Закон № 147-ФЗ не содержит. Иными словами, единственным поставщиком - субъектом естественных монополий может являться и поставщик, не указанный в Реестре.

Таким образом, заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика - субъекта естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, даже если сведения о таком поставщике не включены в Реестр.

Минэкономразвития России в своих письмах от 27 июля 2015 г. № Д28и-2165, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658 также придерживается вышеизложенной позиции.

Внимание: в том случае, если заказчик осуществит закупку у единственного поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не имея на то оснований, должностные лица такого заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Как заключить контракт с монополистом

Чтобы заключить контракт с субъектом естественных монополий, заказчику необходимо подготовить обоснование цены контракта по правилам, которые определены частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. При этом контракт может не содержать расчет и обоснование цены (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Поскольку государственные органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, определяют и устанавливают цены (тарифы) или их предельный уровень, то для определения и обоснования цены заказчику следует применять тарифный метод (ст. 6 Закона № 147-ФЗ, ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, п. 5.1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее - Приказ № 567)).

Обоснование цены контракта заказчику следует произвести по форме, утвержденной Приказом № 567.

Прежде чем заключить контракт с субъектом естественных монополий на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен включить сведения о закупке в план-график, а затем за пять календарных дней до дня заключения контракта разместить в ЕИС извещение о такой закупке (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заказчику необходимо разработать и утвердить проект контракта. В данном случае проект не нужно размещать в ЕИС. К тому же срок разработки и утверждения проекта контракта для данного случая Законом № 44-ФЗ не установлен.

Как показывает практика, составлением проекта контракта и его проверкой на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ занимается юрист или сотрудник контрактной службы заказчика.

Обязательные условия, которые необходимо включать в контракт, определены статьей 34 Закона № 44-ФЗ.

Также заказчику не следует забывать о дополнительных условиях, которые отражаются в контракте по решению Правительства РФ (ч. 17 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).


При этом прилагаются копия самого документа и обоснование его заключения. Например, такое уведомление заказчик направит при заключении договора с иностранной организацией для лечения гражданина России за пределами страны.Теперь мы знаем, когда заключать контракт после размещения план графика при заказе у единственного поставщика. Сроки заключения контракта без размещения извещения Также в 44-ФЗ предусмотрен порядок определения поставщика без исполнения условия публикации извещения. Например, когда сведения о закупке составляют государственную тайну. Сроки заключения контракта после размещения плана графика в подобных случаях составляют не менее 10 дней.

Статья 63. извещение о проведении электронного аукциона

Время размещения этого извещения и время окончания срока подачи заявок в течение календарного дня в этой ситуации значения не имеют (смотрите также тему 4 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2015), письмо Минэкономразвития России от 17.12.2014 N Д28И-2837, п.

Сроки проведения электронного аукциона по 44-фз

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ пункты 5 и 7 части 5 статьи 63 признаются утратившими силу. 5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 — 30 настоящего Федерального закона; 6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона; (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ) (см.

Сроки проведения электронного аукциона по закону № 44-фз

Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает исполнитель. Обо всех сроках и особенностях каждого этапа электронного аукциона Вы можете узнать в нашем обучающем курсе Госзаказ. Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.


Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федерального оператора. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Заключение контракта после размещения плана-графика

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить. 1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона - это размещение извещения о его проведении и тендерной документации.

Тут срок аукциона по 44-ФЗ варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 3 млн. руб., то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма меньше 3 млн. руб. - то за 7 дней (или более). 2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию.

На это у заказчика есть время, но не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

Срок публикации извещения после внесения изменений в план-график закупок

И если изменения будут внесены, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней в случае НМЦК больше 3 000 000 руб., и до 7 дней, если цена контракта меньше 3 000 000 руб. 3. Если заказчик решил отказаться от проведения закупок в электронной форме, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок. 4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.

Важно

Ответ ему обязаны предоставить в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса. 5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, ему придется принять участие в торгах.


6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками.

Размещение извещений в рамках еис

Внимание

Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени» (далее — Закон N 107-ФЗ) календарной датой является порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года, а календарным днем — период времени продолжительностью двадцать четыре часа. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам (ч.


3 ст. 4 Закона N 107-ФЗ).Если принять, что датой окончания подачи заявок является 17.11.2015, то с учетом приведенных правил пятнадцатидневный срок окончился 16.11.2015 в 24 часа 00 минут. Следовательно, начаться он должен был 02.11.2015 в 00 часов 00 минут.

В какие сроки публикуется извещение о проведении закупки?

Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней, с момента размещения протокола о проведении закупки на площадке. 10. После этого этапа заказчик должен разместить проект контракта, на это ему отводится пять дней. 11. Еще через пять дней должно состояться подписание контракта или публикация протокола разногласий участником.
12. Если было направлено разногласие, то три дня дается заказчику на изучение протокола и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника. 13. В течение следующих 3-х дней, после публикации доработанной (или той же) версии контракта, должно состояться подписание и обеспечение исполнения договора участником электронного аукциона.
14.
Что должно быть прописано в извещении Статья 42 44-ФЗ четко регламентирует обязательные пункты извещения. Документ должен содержать в себе следующую информацию:

  1. Всю контактную информацию о заказчике, включая ФИО и номера телефонов лиц, ответственных за проведение закупки.
  2. Тезисное перечисление основных условий контракта. Обязательно указывается объект закупки и его краткое описание, место и сроки поставки, график оказания услуг, НМЦК и источник финансирования, порядок оплаты.
  3. Идентификационный код закупки.
  4. Наличие ограничения при определении победителя, например, когда участвовать в закупке могут только компании, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.
  5. Сроки и место предоставления заявок, а также порядок их рассмотрения.

Публикация извещения по 44 ap сроки

Причем текст документа должен быть полностью идентичен тому, что размещен в ЕИС. Сроки публикации извещения Они определяются формой проведения закупки. Возможны следующие ситуации:

  1. При объявлении запроса котировок организатор закупки, начальная цена которой не превосходит 250 тысяч рублей, обязан разместить извещение не позднее, чем за четыре рабочих дня до финального срока предоставления заявок.
    Когда стартовая цена превосходит 250 тысяч рублей, извещение должно появиться в ЕИС минимум за 7 дней (календарных) до завершения срока предоставления заявок.
  2. Если проводится электронный аукцион при начальной цене меньше трех миллионов рублей, то извещение отправляется в ЕИС не менее чем за неделю до даты окончания предоставления заявок.

Публикация извещения по 44 фз сроки

ФЗ) - в день направления участникам запроса о предоставлении котировок.Резюмируем этапы закупки у единственного поставщика:

  • утверждение документа с основаниями для заказа и внесения в него изменений - в течение 3 рабочих дней;
  • внесение изменений - не позднее 10 дней до размещения извещения;
  • публикация извещения о проведении закупки у единственного поставщика - не позднее 5 дней до контракта (либо не позднее 1 дня в ограниченных случаях);
  • подписание итогового документа и направление уведомления в контрольный орган в случае необходимости - в течение 1 рабочего дня.

Заключение контрактов после публикации плана графика В этом случае все зависит от выбранного способа закупки. Для подписания с единственным поставщиком оговариваются следующие сроки:

  1. За 5 дней до даты подписания.

Публикация извещения по 44 фз сроки монополисты

  • Контракт

Автор: Юдина Ольга 25 июля 2017 Закупка у единственного поставщика - одна из самых быстрых процедур. Но чтобы приступить к ней, необходимо соблюдать не только процедурные, но и иные установленные в 44-ФЗ условия и сроки. О них и пойдет речь в статье. Федеральный закон 44-ФЗ установил, что закупки должны быть запланированы в планах-графиках и на иных условиях не осуществляются.

При этом для каждого действия заказчика установлены сроки, в том числе для внесения изменений, и он обязан их соблюдать. Но для заказов у единственного поставщика регламентированы специальные сроки заключения контракта после корректировки документов планирования. Заключение контракта после размещения плана графика в короткие сроки возможно, если заказчик проводит закупку у единственного поставщика.

Других продавцов на рынке нет.

  • Таким фирмам нет необходимости тратить средства на рекламу.
  • Монополист имеет возможность на свое усмотрение выставлять цены на рынке и в дальнейшем их корректировать.
  • При попытке других компаний вторгнуться на рынок монополиста, они сталкиваются с искусственно создаваемыми барьерами: экономическими или юридическими.
  • Если монополистом становится одна компания, то такую монополию называют частной. Иногда несколько организаций сливаются в одну для формирования монополии и вытеснения конкурентов с рынка. Специалисты выделяют несколько основных разновидностей монополий:
  1. Закрытые. Они полностью изолированы от конкурентов. Для этого применяются юридические барьеры, защита патентами или институтами авторских прав и так далее.
  2. Естественные.

Закупки у субъектов естественных монополий

По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы. Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним.
Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика. Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.
Что включает подготовка к заключению контракта Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное.


Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.

Закупка у единственного поставщика: порядок проведения и рекомендации

  • закупать товары/услуги по правилам ФЗ № 44;
  • утвердить положение о закупке и работать в рамках ФЗ № 223.
  • извещение и его неотъемлемая часть – проект договора;
  • общая документация;

Обязательному обнародованию (при наличии) подлежат:

  • внесенные в извещение изменения;
  • официальные разъяснения документации;
  • протоколы о ходе закупки;
  • сведения об изменении параметров закупки: цены товаров/услуг, их требуемого количества/объема, сроки исполнения сделки.

Что же значит графа «номер закупки у единственного поставщика»? При заполнении электронной формы о контракте система запрашивает обязательный ввод данных в поле «№ закупки».

Как проверить, относится ли организация к естественным монополиям

Особенности неконкурентных закупок Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов. Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта.

Также нет необходимости составлять обычную документацию. Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации. Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.

Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках».

Закупки у субъектов естественных монополий по 44-фз

Внимание

Какие организации относятся к субъектам естественных монополий?Как планировать закупки у субъектов естественных монополий?Состав извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)Особенности составления, сроки заключения контрактаЭкспертизаКак вносить изменения в контракт?Пролонгация договораОтчеты при закупках у субъектов естественных монополий В данной справке детально рассмотрен вопрос осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося субъектом естественных монополий. Представлена детальная информация о планировании закупок, составе документов, а также детально рассмотрены порядок составления и изменения контрактов, заключенных с субъектами естественных монополий, в процессе их исполнения, часто встречаемые ошибки.

Как происходит заключение контракта Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:

  1. Типовая (включает все условия, указанные в законе).
  2. Упрощенная (требования к ее составлению понижены).

Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:

  • Они являются субъектами естественной монополии и центрального депозитария.
  • Если объем закупок очень мал.
  • Когда предметом торга становятся услуги коммунальных хозяйств.
  • В ситуациях выполнения закупок для организаций медицины, культуры, спорта или для госаппарата.

Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.

Особенности закупок у монополистов 44 ap

Примерами таких компаний становятся: Газпром, РЖД, Почта России, Росатом и другие. Заключение контрактов с естественными монополиями Приобретение товаров и услуг у субъектов естественных монополий является частным случаем закупки у единственного поставщика.

На них распространяется действие статьи 93 44-ФЗ. При этом закупки у монополий имеют несколько ключевых особенностей:

  1. Для них не нужно составлять отчет, в котором приводится обоснование выбора поставщика.
  2. Нет необходимости предусматривать оплату обеспечения исполнения контракта.
  3. Не потребуется привлекать экспертные организации при приемке поставленных товаров или услуг.
  4. В контракт не нужно будет вписывать расчеты и обоснования выбранной цены.
  5. Отсутствует необходимость уведомлять о закупке контролирующие органы.

Особенности закупок у монополистов 44 фз

Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка. Как определяют стоимость контракта Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе.

Важно

Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом. Законодательством предусмотрено исключение:

  1. Закупка с целью обеспечения гособоронзаказа.
  2. Ситуация, когда объектом торга становится экономжилье.

В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.

Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:

  • Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
  • Расчета цен и формулировки обоснования.
  • Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
  • Проекта контракта.
  • Извещение о закупке у единственного поставщика

Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев.
Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.
Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения. Субъекты неконкурентной закупки В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):

  1. Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
  2. Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
  3. Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
  4. Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).

Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Организация заключает контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с единственным поставщиком - монополистом.
Было размещено извещение о заключении контракта 06.08.2018, но по некоторым причинам контракт получилось заключить только 30.08.2018. В день размещения информации (04.09.2018) о заключении контракта в единой информационной системе (далее - ЕИС) последняя выдала ошибку о нарушении п. 4 ст. 528 ГК РФ. В статье сказано, что двадцатидневный срок установлен только для конкурентных способов закупки.
Каковы предельные сроки заключения контракта с монополистом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не ограничивает срок заключения контракта (договора) с единственным контрагентом (в том числе монополистом) каким-либо пределом.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) в случаях, предусмотренных п.п. 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 указанной статьи, заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Как буквально следует из приведенной нормы, она ограничивает срок, в течение которого на официальном сайте должно быть размещено извещение об осуществлении закупки, лишь минимальным пределом. Положений, которые бы запрещали размещать такое извещение на официальном сайте более чем за пять дней до заключения контракта либо заключать контракт по истечении пяти дней с момента размещения извещения, N 44-ФЗ не содержит. Таким образом, по основанию, предусмотренному Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен и позднее, чем через пять дней с момента размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки. Иных норм, регламентирующих (ограничивающих) сроки заключения контракта (договора) с единственным контрагентом, в том числе на основании Закона N 44-ФЗ, этот Закон не содержит.
Общий порядок заключения государственного и муниципального контракта предусмотрен ГК РФ. Поскольку специальные нормы о порядке заключения контракта с единственным контрагентом в N 44-ФЗ отсутствуют, к нему, как мы полагаем, могут применяться правила этой статьи. Это следует из Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ. В то же время, как буквально следует из ГК РФ, эта норма указывает на необходимость заключения государственного (муниципального) контракта в течение двадцатидневного срока лишь для тех случаев, когда контракт заключается по результатам торгов. Предельных же сроков заключения контракта (договора) с единственным контрагентом ни указанная статья, ни иные нормы не устанавливают.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных N 44-ФЗ. Вопросы же технического характера, в том числе затрагивающие порядок функционирования ЕИС, из сферы консультирования исключаются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Если вам необходимо закупить товар или услугу, производством которых занимается лишь одна фирма, то есть, монополист, важно знать некоторые правила. Рассмотрим особенности таких закупок, а также разберем, что такое реестр естественных монополий и где его искать.

Что такое естественная монополия и ее субъект

Это состояние рынка, при котором он способен нормально функционировать только при отсутствии конкуренции. Это связано с технологическими особенностями производства. При этом товары, которые выпускает субъект естественной монополии, нельзя заменить другими. Субъект естественной монополии – это предприятие, занятое производством в таких условиях.

Проще говоря, у монополиста есть какие-то уникальные природные ресурсы (например, доступ к дешевому источнику электроэнергии), или же он вложил значительные средства в развитие производства в прошлом, и сейчас его преимущество на рынке основано на доступе к необходимой технологии, которого у других предприятий нет, они не способны сравнятся с монополистом в этой сфере.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В качестве примера субъектов естественных монополий можно привести железную дорогу – РЖД, а также Газпром. Их деятельность регулирует 147-ФЗ о естественных монополиях.

Реестр субъектов естественных монополий

Учет предприятий, работающих в условиях естественной монополии, ведут разные органы власти. Законодательно эта обязанность закреплена за Федеральной антимонопольной службой. Это необходимо для определения цен и тарифов. На сайте ФАС можно найти следующие типы реестров:

  • в области связи;
  • в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • в области захоронения радиоактивных отходов;
  • реестр естественных монополий в энергетике;
  • на транспорте.

В некоторых есть по нескольку разделов. Поиск пока работает в тестовом режиме. Искать можно по типу реестра, по названию предприятия, по территориальному принципу, по ИНН и т.д. К примеру, реестр субъектов естественных монополий на транспорте содержит 4 раздела, касающихся ж/д, воздушных, морских перевозок, а также ледокольной проводки судов.

Выбрав поиск по разделу, мы получаем список организаций. Из него можно получить информацию о названии предприятия, регионе, на территории которого оно функционирует, номере и дате приказа о включении в реестр.

Кроме того, список субъектов естественных монополий ведет Федеральная служба по тарифам.

Особенности закупок у субъектов естественных монополий

Логично предположить, что закупки естественных монополий ведутся способом «у единственного поставщика». Однако по закону государственные или муниципальные органы вправе осуществлять закупку у единственного игрока на рынке, только если он есть в реестре. Бывают случаи, когда фирма имеет все признаки субъекта естественной монополии, но в список естественных монополий почему-то не вошла.

В таком случае закупку у нее заказчик произвести не сможет.

Кроме того, планируя закупку у субъекта естественной монополии, важно удостовериться, что товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Эти области прописаны в законе. В их числе транспортировка нефти и газа, услуги в аэропортах, услуги общедоступной почтовой связи, услуги по передаче тепловой энергии и т.д.

Например, если вам необходимо закупить марки для конвертов. Вроде бы это имеет отношение к почте, однако в перечне услуг общедоступной почтовой связи госзнаков нет. Поэтому закупка у одного исполнителя будет здесь незаконной. А вот закупка междугородней связи у единственного поставщика соответствует всем нормам закона.

Рассмотрим теперь особенности заключения контракта, если закупка осуществляется у субъекта естественной монополии . По 44-ФЗ некоторые требования, которые предъявляют к контракту, здесь можно не соблюдать. Так, можно не включать в контракт:

  1. Условие об ответственности заказчика и подрядчика, если обязанности не будут выполнены или это будет сделано некачественно;
  2. Информацию о неустойках за просрочки;
  3. Условия о процедуре и сроках оплаты и приемки товара или работы;
  4. График исполнения договора, если его заключают на три года и больше, а цена выше ста миллионов. Контракт в этом случае можно заключать по форме для сделок, предусмотренной Гражданским кодексом.

Отметим также, что для закупок у единственного поставщика-монополиста не нужно обоснование целесообразности выбора такого исполнителя, цены договора или других его условий.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация