Причины дорожно-транспортного травматизма. Дорожно-транспортный травматизм: причины, признаки, домедицинской помощь

Главная / Бизнес

Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т.к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно правильно вести себя на дороге.

Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность.

Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев.

Важно как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.

Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице, должны понять опасность дорожного движения, но не испытывать боязни улицы, т.к. чувство страха парализует способность не растеряться в опасный момент.

Для того, чтобы ребенок верно понял и прочно усвоил правила дорожного движения, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях.

Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей.

Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который - увы! - нередко отсутствует.

Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка.

В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:
1. незрелость;
2. неспособность правильно оценивать обстановку;
3. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
4. потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
5. стремление подражать взрослым;
6. переоценка своих возможностей;
7. специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы.

Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

1. «Взрослые должны знать...»

Ничто не может дать столько благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых.

Если родители, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушают правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицу в положенном месте и т.д., то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером.

2. «Помните...»

Пешеходам разрешается ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Там, где нет тротуара, обочин, ходить по краю дороги навстречу транспорту.

Пешеход обязательно переходит улицу по перекрестку, обозначенному линиями и указателями «переход», а на перекрестке с необозначенным переходом - по линии тротуара.

Прежде, чем сойти на проезжую часть, посмотрите налево, дойдя до середины - посмотрите направо.

Запрещается переходить дорогу перед близко идущим транспортом, выходить из-за него, не видя обстановки на дороге.

В местах, где не регулируется пешеходный переход, пешеход должен пропустить приближающийся транспорт.

«ВАМ ПОМОГУТ»

Не следует думать, будто показ и объяснения ребенку правил приведут к тому, что ребенок навсегда их запомнит и будет им следовать. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать.

Для того, чтобы обучение ребенка дорожной азбуке было увлекательным и наглядным вы можете использовать:

Альбомы - раскраски «Дорожная азбука»,

Настольные игры, которые помогают преподнести детям материал в увлекательной форме, проверить и закрепить знания ребят дорожной азбуки,

Видеофильмы, оставят у детей большое впечатление, помогут понять и запомнить,

Художественная литература поможет так же в эффективности работы с детьми по освоению правил дорожного движения.

Правила дорожного движения должны быть осмыслены ребенком.

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»

В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТС без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу.

Ребенок должен знать..

1. Дорогу из дома в детский сад.

2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.

3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.

4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.

Повреждения при дорожно-транспортных происшествиях имеют индивидуальные особенности, связанные с видом транспортного средства, скорости движения, зоной столкновения автомобиля в возрасте потерпевшего и т. При наездах автомобилей на пешеходов возникают одновременно переломы нижних конечностей, таза и черепно мозговые травмы. При столкновении и опрокидывании транспортных средств тяжесть повреждения, в основном, определяется использованием водителем и пассажирами ремней безопасности. При их использовании повреждения в 93% случаев бывают легкими, если они не используются - это степень тяжести повреждения зависит от скорости движения транспортного средства и места, которое занимал пострадавший в салоне. Опрокидывания транспортных средств опасные повреждениями позвоночника, преимущественно на двух уровнях - шейном и поясничном уровнях. В мотоциклистов при ДТП чаще всего бывают травмы черепа, нижних конечностей и таза.

Основные причины возникновения ДТП:

Игнорирование правил дорожного движения;

Вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии;

Превышение скорости движения;

Плохое техническое состояние транспортного средства;

Некачественное состояние дорог.

Запомните

По данным ВОЗ около 30% лиц, погибших при ДТП, могли бы быть спасены, если бы им в течение часа верно оказали первую помощь. Оказание помощи в течение первых 10 минут с момента травмы снижает смертность на 50%.

При оказании первой помощи свои действия следует спланировать таким образом:

Вынести пострадавшего из опасного места;

Быстро оценить состояние пострадавшего, наметить последовательность и объем помощи;

При отсутствии дыхания и сердечной деятельности немедленно приступить к проведению реанимационных мероприятий (искусственное дыхание - 8-12 раз, закрытый массаж сердца - 60 раз в минуту);

Остановить кровотечение;

Защитить рану от загрязнения;

Провести противошоковые мероприятия;

Осуществить транспортную иммобилизацию;

Обеспечить срочную и оптимальную доставку пострадавшего в лечебное учреждение.

В случае ДТП в городе, где прибытия машины скорой медицинской помощи ожидается в течение 20-30 минут, нет необходимости извлекать пострадавших из автомобиля, если они в сознании, несжатые деформированными частями автомобиля и не требуют реанимационных мероприятий или остановки кровотечения. Если же в автомобиле чувствуется запах горелой электропроводки или разлитого бензина, пострадавших нужно немедленно перенести в безопасное место.

Наиболее типичные повреждения при ДТП

Среди травм, возникающих в результате ДТП, чаще всего встречаются черепно-мозговые, травмы грудной клетки и органов грудной полости, живота и органов брюшной полости, переломы позвоночника и трубчатых костей.

Наибольшую опасность при травмах головы составляют повреждения головного мозга (сотрясение, ушиб, сжатия) и костей черепа. При сотрясении мозга характерны потеря сознания, ретроградная амнезия (потеря памяти на события, непосредственно предшествовавшие травме), головные боли, головокружение, тошнота, рвота, замедление пульса, повышение артериального давления. При ушибе и сжатии мозга появляются еще и симптомы очагового поражения: нарушение речи, чувствительности, движений. При более тяжелых травмах возможен перелом костей черепа. Повреждения мозга при этом может быть не только от удара, но и от углубления отломков костей и крови, выливается (сжатие гематомой). Особую опасность представляют открытые переломы костей мозгового отдела черепа, которые сопровождаются утечкой из раны спинномозговой жидкости и мозгового вещества. При переломе основания черепа в области век появляются синяки, кровотечение и истечение спинномозговой жидкости из носа и ушей.

Помощь сводится к применению холода до головы, профилактики аспирации рвотных масс, щадящего транспортировки в лечебное учреждение. При открытой травме головы - еще остановка кровотечения, наложение асептической повязки на рану, а при переломах основания черепа - на уши.

Среди травм грудной клетки чаще всего встречаются ушиб, сжатия грудной клетки, переломы ребер и грудины, повреждения легких.

Сжатия грудной клетки - тяжелый вид травм, возникает при воздействии на грудную клетку двух встречных сил.

Признаки: синюшная окраска кожи лица, шеи и верхней части грудной клетки с капельными кровоизлияниями, одышка, учащение пульса.

Помощь: освобождение грудной клетки от сжатия, обезболивание, покой.

Переломы ребер и грудины возникают при прямой травмирующего воздействия большой силы.

Признаки: резкие боли в месте перелома, усиливающиеся при дыхании, кашле, изменении положения тела.

При оказании помощи важно провести иммобилизацию в момент глубокого выдоха путем наложения на грудную клетку тугой повязки широким бинтом, полотенцем, простыней.

Проникающие ранения грудной клетки, как и усложненные переломы ребер, чрезвычайно опасны тем, что при них могут повреждаться межреберные сосуды, плевра, аорта, сердце, легкие, ранения которых ведут к тяжелой внутреннего кровотечения, плевро-пульмонального шока, открытого пневмоторакса и скорой смерти. Пневмоторакс возникает при попадании в плевральную полость воздуха, что приводит к падению легкие, смещение сердца и развития сердечно-легочной недостаточности.

Помощь: наложение герметизирующей асептической повязки на рану, проведение противошоковых мероприятий, транспортировки пострадавшего в полусидячем положении.

Травматические повреждения живота разделяются на закрытые и открытые. Закрытые травмы в 30% случаев сопровождаются разрывами селезенки, печени, кишечника. Ведущими в клинической картине разрыва печени является сочетание признаков шока и внутреннего кровотечения. Больные бледны, возбуждены, жалуются на боли в правом подреберье, отмечается частый слабый пульс, снижение артериального давления.

Повреждения селезенки возникает при ударах в живот. Пострадавшие жалуются на боли в левой половине живота, которые отдают в левое плечо, дыхание поверхностное, поскольку глубокий вдох усиливает боли; положения потерпевшего вынужденное, на левом боку с приведенными к животу ногами. Имеют место признаки внутреннего кровотечения, живот напряжен в левой половине, резко болезненный.

Тупая травма живота часто сопровождается разрывами желудка, двенадцатиперстной, тонкой и толстой кишок. В клинической картине доминируют сначала симптомы болевого шока и внутреннего кровотечения, а потом - раздражение брюшины. Появляются резкие боли по всему животу, икота, рвота, задержка газов и стула, в вздутие живота, напряжение и болезненность передней стенки живота, усиление боли при внезапном вычитании рук от живота Пострадавших с подозрением на повреждение органов брюшной полости необходимо срочно доставить в хирургическое отделение для оперативного лечения. Транспортировать таких больных нужно на носилках в положении лежа с подогнутыми ногами, применив к животу холод.

Открытые повреждения органов брюшной полости возникают при колото- резаных или огнестрельных ранах живота. Помощь заключается в наложении асептической повязки на рану, но вправлять выпавшие органы нельзя.

Нередко встречаются повреждения костей таза в виде двусторонних переломов костей с одновременным повреждением тазовых органов (мочеиспускательного канала, мочевого пузыря, прямой кишки, мочеточников, матки). Они, как правило, сопровождаются тяжелым шоком и образованием крупных забрюшинных гематом (истечение крови достигает 2-3 л).

Помощь: остановка кровотечения и наложения асептической повязки (при открытых переломах) противошоковые мероприятия; транспортная иммобилизация в положении "лягушки" (потерпевшего кладут на твердую щит с согнутыми в коленях и умеренно разведенными ногами).

Переломы позвоночника - очень тяжелая травма. Ее признаки - деформация позвоночника, сильная боль в спине, усиливающаяся при малейшем движении. Наибольшая опасность при переломе позвоночника - это повреждение спинного мозга (разрыв,

сжатия), которое сопровождается расстройствами чувствительности, движений, функции тазовых органов.

Главным при оказании помощи является осуществление надежной иммобилизации с целью недопущения сжатия или разрыва спинного мозга. При повреждении грудного или поясничного отделов позвоночника пострадавших транспортируют на носилках вниз животом или на спине, подложив при этом деревянный щит.

Дорожно-транспортный травматизм

Транспортные аварии и катастрофы – причина наибольшего числа потерь населения в мирное время, уносящие в год более 200 тысяч жизней и приводящие к получению ранений около 1 млн. людей.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Основные причины ДТП:

1. нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения;

2. употребление спиртных напитков за рулем;

3. техническая неисправность транспортных средств;

4. нарушение правил дородного движения и личная неосторожность пешеходов.

Характер травм, получаемых водителем или пассажирами при ДТП, во многом зависит от вида происшествия:

1. При столкновении автомобиля с пешеходом у пешехода возникают травмы от удара о транспортное средство и грунт. Основные виды травм: переломы костей скелета и черепно-мозговая травма, переломы позвоночника и костей таза.

2. При лобовом столкновении возможны травмы головы (при ударе о лобовое стекло или переднюю стойку корпуса автомобиля) в виде сотрясения мозга и резаных ран; ранения, переломы и сдавливание нижних конечностей. При застегнутом ремне безопасности можно ожидать травмы грудной клетки, переломы ребер и ключиц.

3. При ударе в бок автомобиля возможны сотрясение мозга, переломы костей конечностей, ушибы мягких тканей и резаные раны.

4. При резком торможении возникает ситуация, сходная с лобовым столкновением.

5. При ударе автомобиля сзади возможны травмы головы и шейного отдела позвоночника.

6. При переворачивании автомобиля возникают повреждения вследствие столкновения с частями интерьера автомобиля и предметами, находящимися в салоне: черепно-мозговые травмы, ушибы и переломы костей.

Около 60 % всех травм приходятся на столкновение автомобиля с пешеходом.

Система организации оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим при ДТП предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно:

Оказание медицинской помощи на месте происшествия;

Оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение;

Оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.

Медицинская помощь на месте происшествия включает:

1. оказание само- и взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия (водители автомашин и других транспортных средств, работники ГАИ, работники дорожных предприятий);

2. оказание медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, бригадами скорой медицинской помощи, фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов, врачами участковых больниц и амбулаторий.

Объем и характер первой медицинской помощи пострадавшим на месте катастрофы зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь (т.е. лиц, не имеющих медицинского образования, и медицинских работников). Вместе с тем для всех является обязательным проведение следующих мероприятий:

Бережное извлечение и вынос из автомобиля или кювета пострадавшего, тушение горящей одежды и т.п., перенос его в безопасное место сбора пораженных, защита от неблагоприятных метеорологических условий (холод, жара и пр.);

Наложение стерильной повязки на рану, иммобилизация переломов подручными средствами или специальными шинами;

Проведение мероприятий по устранению причин, угрожающих жизни пострадавшего (остановка наружного кровотечения давящей повязкой, а при значительных кровотечениях – наложение жгута);

При нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности очищение воздухоносных путей от их закупорки кровью, рвотными массами и др., проведение искусственного дыхания по методу «рот в рот» или «рот в нос»;

Принятие мер к транспортировке пострадавших попутным транспортом до ближайшего лечебного учреждения, если нет условий для вызова скорой помощи или состояние больного не терпит отлагательств в госпитализации (шоковое состояние, острая кровопотеря и т.д.). При этом должны быть созданы условия для щадящей перевозки пострадавшего на имеющемся автотранспорте (подстилка, накрытие пострадавшего, удобное его положение и т.п.).

Первая доврачебная медицинская помощь, оказанная своевременно и в полном объеме, позволяет спасти жизнь, служит профилактикой возможных осложнений и обеспечивает благоприятный прогноз в отношении восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.

Оказание медицинской помощи пострадавшим при транспортировке в лечебное учреждение:

Объем медицинской помощи, оказываемой пострадавшему в пути следования в лечебное учреждение, определяется состоянием пострадавшего и направлен в основном на поддержание сердечной и дыхательной функций, проведение противошоковых мероприятий. Объем и уровень оказываемой медицинской помощи пострадавшим в пути связан с тем, какими средствами транспортируется пострадавший (попутным транспортом, транспортом ГАИ, спасателей МЧС, бригадой скорой медицинской помощи). Если пострадавший транспортируется санитарным транспортом с наличием врача или фельдшера, то в пути следования должен проводиться весь комплекс мероприятий по восстановлению или поддержанию жизненно важных функций организма. Врач или фельдшер санитарной машины должен четко определить маршрут движения, исходя из главного принципа, – доставка больного по назначению, т.е. в то медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в полном объеме.

Конспект занятия КО «ЮИДД»

«Дорожно-транспортный травматизм.

Основные причины происшествий с детьми»

Часть 1

Цели урока: знакомство учащихся с причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий и правилами поведения при ДТП.

Время: 2 часа

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация «Безопасность на улицах и дорогах», проектор, компьютер, экран, карты с дополнительными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие проходит в этом кабинете, думаю и дальше мы так же продолжим заниматься в нем. Здесь и места больше, и более комфортно.

II. Подготовительный этап.

Социологический опрос: при входе в кабинет учащимся предлагается ответить на вопрос «Нарушали ли Вы ПДД», обозначив ответ на листе формата А3 красным (при ответе «да») или зеленым (при ответе «нет») стикером. Затем лист убирается, без анализа и оглашения результатов до момента обсуждения причин ДТП.

Слайд 1 (тема урока)

Тема безопасности дорожного движения далеко не нова, но актуальности своей не утратила. Ежедневно мы слышим о событиях на дороге, уносящих чьи-то жизни. Самое трагичное и печальное то, что среди них и жители нашего города, соседних населенных пунктов, наши знакомые.

Что происходит на дороге?

Почему гибнут молодые люди, дети, взрослые?

Почему это происходит?

Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, тема урока «Дорожно–транспортные происшествия их причины и последствия»

3. Усвоение новых знаний.

Но прежде, чем мы выясним причины ДТП, надо разобраться, что же такое «дорожно-транспортное происшествие»?

    Итак, «д орожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». (слайд 2)

    Определяют 9 видов ДТП :(слайд 3)

    • Столкновение

      Опрокидывание

      Наезд

      • на стоящее транспортное средство

        наезд на препятствие

        наезд на пешехода

        наезд на велосипедиста

        наезд на гужевой транспорт

    • Падение пассажира

      Иной вид ДТП.

Посмотрите на слайд – здесь приведена статистика за 2014 и 2015 год (слайд 4)

Давайте послушаем историю и статистику о ДТП за 8 месяцев 2016 года (Анастасия Тетеревлева)

(3 минуты на сравнение/Ответы детей)

Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Слайд 5

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться.

Слайд 6

Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – водителя или пешехода. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам.

Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.

Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Как это можно сделать?

Воздействие на самый главный параметр безопасности - на самого человека - кажется как будто бы наиболее простым делом, не требующим особых усилий. В действительности же именно при воздействии на человека приходится сталкиваться с основными трудностями.

Мы выделим основные причины получения травм на дорогах именно среди детей: (Слайд 7)

Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются: (слайд 8/9)

несоблюдение Правил дорожного движения (дети в возрасте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);

неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);

неспособность детей оценить степень опасности от видов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);

переоценка своих физических возможностей (дети часто неправильно определяют расстояние до приближающегося транспорта);

безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возможности провожать детей в школу)

    Предлагаю обратиться к опросному листу «Нарушали ли вы ПДД?» (Слайд 10)

    Каких стикеров больше? (из опыта работы – красных)

    Что это значит?

    А значит, что основная причина в нас самих.

    Кто не знает правила перехода проезжей части? Тогда почему количество красных стикеров превышает количество зеленых?

    Все дело в нас самих! Низкая культура участников дорожного движения – основная проблема. И покуда мы, каждый из нас, это не осознает, ждать улучшения ситуации на дорогах не придется.

Слайд 11 (картинка)

Убедить человека, будь то пешеход, пассажир или водитель, относиться к Правилам с должной серьезностью, выработать у него совершенно необходимую в наши дни устойчивую, постоянную привычку соблюдать их требования всегда и везде, в большом и малом оказывается очень и очень непростым делом. Еще раз вспомните свое поведение на дороге, вспомните поведение своих товарищей, да и взрослых тоже. (Слайд 12)

Казалось бы, проще всего воздействовать на водителя. Есть всякие способы его наказать, в конце концов, его можно просто не выпускать на дорогу, а как быть с пешеходом? Его, правда, тоже можно наказать, например, оштрафовать. Но как же не выпустить его на дорогу?

Слайд 13 (наказание)

Порядок будет надежным и постоянным, если его соблюдают не из опасения подвергнуться штрафу или оказаться под колесами, а по глубокому внутреннему убеждению. Проще говоря, если человек будет соблюдать Правила не по принуждению и не из страха, а по желанию, потому что будет понимать, что это надо для его же безопасности. (Слайд 14 наезд на пешехода)

Из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.

Ролик

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе») , надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим») , покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Основные причины аварий на транспорте (Слайд 15)

Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (Слайд 16)

- неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);

- незнание основ безопасного поведения;

- отсутствие навыков безопасного поведения;

- нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;

- следование опасным привычкам поведения на улице;

- неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;

- беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.

В поведении школьников на дороге проявляется неумение : (Слайд 17)

- осматривать проезжую часть;

- замечать транспортные средства;

- оценивать скорость и направление движения транспортных средств;

- предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.

Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: (слайд 18)

- переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и т. п.;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки».

Последствия дорожно-транспортных происшествий (Слайд 19)

Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.

Каждый день в нашей стране случается более 1000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 1500. (слайд 20)

На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП - это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. (слайд 21)

Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери.

Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:

1. Временная дезорганизация движения.

2. Материальные потери:

- выплата пособий по инвалидности;

- расходы на лечение;

- расходы на восстановление аварийных транспортных средств;

- расходы на ремонт;

- другие расходы.

3. Нанесение ущерба здоровью участников ДТП.

4. Летальный исход (гибель) всех или некоторых участников ДТП

5. Психические травмы и заболевания участников ДТП и их родственников.

Слайд 22 (заставка)

Презентация 2 (викторина)

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» с мячом

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Ролик 2

III. Итог урока

Закрепление темы урока

1. От каких трех основных причин зависит безопасность на дороге? (человек/автомобиль/дорога)

2. Каковы основные причины аварий на транспорте?

3. Какие из последствий ДТП являются самыми опасными?

Д/З работа в парах - Подготовить презентации «Правила для водителя», «Правила движения пешехода», «Правила для пассажиров». Форма презентации и тема – по выбору .

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

  1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Общие представления:

  1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
  2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. переходить улицу только на зеленый свет светофора,
  2. не играть на дороге или около проезжей части,
  3. переходить улицу только по пешеходному переходу,
  4. при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
  5. знать устройство проезжей части,
  6. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
  7. знать правила поведения в транспорте,
  8. знать и соблюдать правила поведения во дворе.

По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

«РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны.

Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

  • Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
  • Игры на проезжей части
  • Невнимание к сигналам регулирования движением
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта
  • Незнание правил перехода перекрёстка
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара
  • Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет
  • Езда на роликах и самокатах по проезжей части
  • Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

Памятка для родителей - водителей и пассажиров

  • Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку,
  • Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.
  • Как водитель или пассажир вы - пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов.
  • Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.

РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози.

Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает "бамперный перелом" - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

  1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
  2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.
  3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.
  4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,
  5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
  7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,
  8. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
  9. Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт.

Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги.

У ребенка другие особенности слуха и зрения.

Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью "выключает" его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится.

Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация