Задания к практическим занятиям и выполнению контрольных и домашних работ. Греки представляли себе Землю в виде слегка выпуклого диска, напоминающего щит воина. Сушу со всех сторон обтекает река Океан. Над Землей находится медный небосвод, по которому дви

Главная / Бизнес

>> Право в системе социальных норм

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Человек по природе своей есть существо политическое» .
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ

25. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНыХ НОРМ

Почему люди не мoгут обойтись без права? Откуда право берет силу? Почему право называют минимумом мoрали? Как устроено право?

Все социальные нормы как система взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга. Вместе с тем каждый вид социальной нормы сохраняет свою специфику. Для тoгo чтобы увидеть отличие права от других социальных регуляторов, необходимо охарактеризовать черты, которые присущи только ему.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

В современном правоведении существует несколько подходов к определению права. Один из таких подходов нaзывают нopмaтивнo-пpaвoвым (или нормативистским), он обычно при меняется юристами-практиками. В этом случае право определяется как исходящая от государства система общеобязательных норм , которая обеспечивает юридическое (т. е., предусмотренное нормами права) регулирование общественных отношений и охраняется силой государства .

Исходящее от государства право принято называть пoзитивным (положительным) в том смысле, что оно дoкументально оформлено в виде государственных законов и иных правовых документов и поэтому представляет собой конкретную юридическую реальность, существование кoтoрой целиком зависит от воли людей.

Другой подход называется ecтecтвeннo-пpaвoвым. Eгo сторонники, высоко оценивая роль позитивного права, считают, однако, что право в целом представляет собой явление гораздо более глубокое. Наряду с позитивным, полагают они, существует также естественное право, которое не является творением людей, «дано» естественным порядком вещей - возникло объективно, из самой природы человека, общества. Данный вид права выражает объективно присущее человеку притязание на свободу и проявляется в нeотчуждаемых (неотъемлемых), принадлежащих человеку от рождения, правах: праве каждого на eгo собственную жизнь, на свободное определение своей судьбы, на личное достоинство и личную неприкосновенность, на свободу мысли и слова, на возможность иметь собственность и т. д.

По отношению к позитивному праву естественное право выступает в качестве идеала и одновременно критерия свободы и справедливости. В связи с этим естественное право следует рассматривать как императив (повеление, требование), стоящий выше государства и eгo законов.

Принципы и нормы ecтecтвeннoгo права (сердцевину котopoгo составляют права человека) в наши дни стали бщечеловеческой ценностью и нашли свое наиболее полное воплощение в таких международных документах, как Xapтия прав человека (куда входит и всеобщая декларация прав человека), Конвенция о правах ребенка и др. Многие демократически ориентированные страны, в том числе и Россия , в процессе национального законотворчества опираются на нормы eстecтвeннoгo права и уже включили в свои конституции специальные разделы о правах человека. Тaким образом, идет активный процесс взаимодействия и взаимообогащения позитивного и ecтecтвeннoгo права: ecтecтвенное право служит источником идей гуманизма, свободы и справедливости; в свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу общеобязательной нормы, охраняемой гocудapcтвoм,- силу закона.

Сторонники данного подхода в самом общем виде определя ют право как средство закрепления и реального о6ecпeчения естественных прав и свобод человека и гражданина.

В последнее время сложился еще один подход к пониманию права, который стали называть инмeгpaмивным. Выражается он в стремлении синтезировать разные подходы к праву и eгo определению. Однако выработка «синтетического» определения права, по мнению многих специалистов, остается делом будущего.

Подводя итог, отметим, что сегодня невозможно cocтaвить правильное и полное знание о праве, если не учитывать различные подходы к eгo определению. Вместе с тем существует давно проверенный путь преодоления различий в подходах к определению права - характеристика eгo нaибо лее важных признаков.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА

Можно отметить следующие типичные признаки права, которые отличают eгo от других социальных регуляторов.

Право прежде вceгo есть система норм социального поведения. Причем система целостная, все элементы (ноpмы) которой внутренне взаимосвязаны и направлены на дoстижение единой цели - правовое peгу лирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества - экономической, политической, социальной, культурной. Вряд ли другие социальные регуляторы обладают такой системной целостностью (разве что мораль?).

Право - это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Вам известны различные социальные нормы - обычаи, традиции , моральные нормы. Однако лишь система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие eгo черты.

Так, будучи государственным установлением, нормы права носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, eгo opгaны и управленческий аппарат. Любое исключение, если оно не предусмотрено нормами права, есть произвол, беззаконие.

Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их исполнением, а в случае нарушения применять еосударственное принуждение, или, как еще говорят, силу. Для этого у государства имеются соответствующие средства - правоохранительные opгaны (суд, прокуратура, а также силовые opгaны - внутренних дел, государственной безопасности и др.).

Наконец, как регулятор общественных отношений, право закрепляет (обратите внимание на этот замечательный юридический термин - закрепляет, т. е. твердо устaнавливает, делает крепким, прочным, устойчивым) существующий государственный и общественный строй. Вводя определенные нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Понятно, что государство должно стремиться к полной реализации им же уcтaнoвленных норм.

В связи с характеристикой права важно отметить, что следует учитывать различие и взаимосвязь права и занона. И дело не только в том, что право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Поскольку о законе речь впереди, отметим лишь, что право становится, по выражению правоведов, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона - позитивного права.

Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может как соответствовать, так и противоречить праву. Правовым же закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства.

Выявлению специфики права поможет также сопоставление с другими социальными нормами.

ПРАВО И МОРАЛЬ

Очень часто правоведы проводят сравнение между правом и моралью как наиболее основательными социальными регуляторами. Не случайно бытует выражение, что право - это моральный минимум.

Действительно, право вое регулирование почти невозможно без опоры на мораль. Большинство норм права, coдержащих запреты (особенно в уголовном праве), напрямую восходит к морали: не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д. Все эти моральные нормы, получившие соответствующую юридическую форму, можно обнаружить в правовых документах.

Укажем на ряд взаимосближающих черт морали и права. Прежде вceгo, у морали и права общая цель - способствовать общественному согласию, гармонизации oтнoшений между людьми, а также между людьми и окружающей средой.

Сближает их также духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить eгo в жизнь во всех сферах человеческой деятельности . Защищая интересы и права человека, призывая к гумaнным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде вceгo обеспечить справедливость. Вчитайтесь в такие, например, строки: «Почитай отца твоeгo и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» (Библия. Исход. гл. 20: 12); «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них 1) (Семейный кодекс РФ, ст. 87, п. 1). (Подумайте, как вы могли бы охарактеризовать ключевую идею каждого из приведенных положений.)

Идейная близость морали и права хорошо видна на примере п. 1 ст. 6 Уголовного кодекса РФ, который гласит: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми».

3 Вы должны учиться правильно определять реальную границу своей свободы, так выстраивать свое поведение, чтобы не ущемлять права дpугoгo человека. Только в этом случае ваша правовая культура начнет обретать практический смысл.

4 И еще. Как гражданин (человек не безразличный к обществу, в котором он живет) вы должны научиться не просто знакомиться с содержанием тoгo или иного закона, но и давать ему общественную оценку качества, нaправленности, видеть достоинства eгo и недостатки. В этом вашим надежным помощником может стать правильное понимание сути права, eгo социальной ценности.

ДОКУМЕНТ

Из творческого наследия pусскoгo философа и nравоееда Б. Н. Чичерина.

Все люди во все времена считали себя свободными cуществами, способными делать то, что хотят... Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права...

Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права... Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет нeoтъемлемую принадлежность всех человеческих обществ...

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?
2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает ученый в слово «лицо»?
3. Что, по мнeнию автора, служит причиной, вследствие которой человеку « присваивается право»?
4. Какими причинами обусловлено происхождение права?
5. Какое определение автор дает праву? Что лежит в основе этого определения?
6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните свое мнение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Чем различаются подходы к определению права, oxapaктеризованные в тексте параграфа?
2. Какие признаки права составляют eгo основное отличие от других социальных peгуляторов?
3. Объясните, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
4. Что сближает право и мораль? В чем проявляется «Cувeренность» права?
5. Почему право характеризуется как система? Дайте обоснование объективности существования системы права.
6. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?
7. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение. Как классифицируют нормы права?
8. В чем проявляется взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями нормативно-правового регулирования? Приведите примеры. Дайте определение отрасли права.
9. Что представляет собой институт права? В чем eгo особенности?

ЗАДАНИЯ

1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) любил говорить, что существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость caмoгo закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.

2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при pacкрытии вопроса оправе приводит такой пример. В салон электрички, перед самым ее отходом, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встает, а женщина садится на eгo место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивленно спросить, почему eгo согнали с места. Женщина тут же гpoмкo парирует: «Потому что я - женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».

  1. Право не столь загадочно, как кажется на первый взгляд. Однако, чтобы открылись его тайны, нужна настойчивая, вдумчивая работа, которая поможет вам уяснить не только теоретически, но и практически важные истины. Иначе говоря, поможет формированию вашей личной правовой культуры.
  2. Прежде всего важно понять, что вы располагаете широким кругом прав, которые открывают перед вами возможности поступать в соответствии с вашими личными потребностями и интересами. Вместе с тем необходимо помнить, что таким же широким кругом прав обладают и другие люди. Это понимание составит основу вашей правовой культуры.
  1. Вы должны учиться правильно определять реальную границу своей свободы, так выстраивать свое поведение, чтобы не ущемлять права другого человека. Только в этом случае ваша правовая культура начнет обретать практический смысл.
  2. И еще. Как гражданин (человек не безразличный к обществу, в котором он живет) вы должны научиться не просто знакомиться с содержанием того или иного закона, но и давать ему общественную оценку качества, направленности, видеть достоинства его и недостатки. В этом вашим надежным помощником может стать правильное понимание сути права, его социальной ценности.

Документ

Из творческого наследия русского философа и правоведа Б. Нш Чичерина.

    Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят... Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права...

    Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права... Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ...

Вопросы и задания к документу

  1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?
  2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает ученый в слово «лицо»?
  3. Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»?
  4. Какими причинами обусловлено происхождение права?
  5. Какое определение автор дает праву? Что лежит в основе этого определения?
  6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните свое мнение.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем различаются подходы к определению права, охарактеризованные в тексте параграфа?
  2. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?
  3. Объясните, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
  4. Что сближает право и мораль? В чем проявляется «суверенность» права?
  5. Почему право характеризуется как система? Дайте обоснование объективности существования системы права.
  6. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?
  7. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение. Как классифицируют нормы права?
  8. В чем проявляется взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями нормативно-правового регулирования? Приведите примеры. Дайте определение отрасли права.
  9. Что представляет собой институт права? В чем его особенности?

Задания

  1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) любил говорить, что существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.
  2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В салон электрички, перед самым ее отходом, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивленно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я - женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».

    Как вы думате: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.

  3. Опираясь на известную вам классификацию правовых норм, укажите, какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (назовите норму и ее определение): «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ, ст. 45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).
  4. 9 июня 2002 г. журналисты уже назвали «кровавым воскресеньем». В этот день в центре Москвы после известия о проигранном футбольном матче Россия - Япония группа подонков устроила невиданный погром: избивали людей, громили витрины, жгли автомобили...

    Мы не ставим сейчас вопроса относительно действий хулиганов. Интересен один из юридических аспектов: дело в том, что владельцы поврежденных автомобилей решили подать в суд на... правительство Москвы. А каково ваше мнение? Есть ли у пострадавших для этого юридические основания? Приведите аргументы, которые, по вашему мнению, могут подтвердить или опровергнуть обоснованность решения владельцев автомобилей.

Мысли мудрых

«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого».

Б. Гюго (1802-1885), французский писатель

духовная

Соборность означает сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко видеть, что принцип соборности имеет большое значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма. Многие русские философы уже начали применять принцип соборности при рассмотрении разнообразных вопросов духовной и общественной жизни...
Многие русские религиозные философы интересуются вопросом о сущности исторического процесса. Они подвергают критике позитивистские теории и указывают на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Печальный опыт истории показывает, что весь исторический процесс сводится лишь к подготовлению человечества к переходу от истории к мета-истории, т. е. «грядущей жизни» в Царстве Божием. Существенным условием совершенства в том царстве является преображение души и тела или обожествление милостью Божией...
Диалектический материализм - это единственная философия, которая разрешена в СССР... Как только Россия освободится от коммунистической диктатуры и получит свободу мысли, то в ней, как и в любой другой свободной и цивилизованной стране, возникнут многочисленные различные философские школы. Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Знакомство с этими идеями будет полезно для общечеловеческой культуры.
Вопросы и задания: 1) Как философ трактует понятие соборности? 2) Почему русские религиозные философы отрицают возможность создания идеального общественного строя? 3) Как Н. О. Лосский оценивает значение русской философии для мировой культуры?

Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля – плоское и покоящееся тело, а Солнце движется по небосводу. Какой вывод о

роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта?

проанализируйте следующие высказывания о человеке: 1)"Человек становится человеком только через язык"(В.Гумбольдт)

2)"человек отличается от всех других созданий способностью смеяться"(Д.Аддисон)
3)"Человек делает то,что ему говорят. Большинство животных-нет"(Э.Берн)
4)"Человек- единственное животное,поведение которого в значительной степени определяется мыслью"(Дж.Коллингвуд)

КАКОЕ ИЗ НИХ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ УБЕДИТЕЛЬНЫМ?ПОЧЕМУ?

Мини-сочинение. Надо выбрать одно из 3 утверждений и доказать его (да или нет) 1)Все люди должны быть равны. 2) У всех людей должны быть равные

2) Обратитесь к известным вам историческим фактам, характеризующим роль государства в историческом развитии. Наиболее существенными функциями, которые государство обычно осуществляет на каждом этапе своего развития, являются: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба с попытками изменить государственный строй. Подумайте, в чьих интересах осуществлять эти функции?

3) Изучите соответствующую главу учебной литературы и заполните таблицу «Подходы к определению сущности права».

4) Изучив главу учебной литературы, заполните таблицу «Право и мораль»

5) Раскройте массив отраслей права РФ. Укажите, какие отрасли относятся к:

· материальным отраслям ________________

· процессуальным _______________________

· частному _____________________________

· публичному ___________________________

6) Заполните таблицу «Отрасли права».

7) Определите, какие из нижеприведенных ролей относятся к частной жизни, а какие – к публичной жизни гражданина:

а) отец семейства;

б) организатор частной художественной мастерской;

в) государственный служащий;

д) член политической партии;

е) супруга;

ж) участник всенародного обсуждения законопроекта;

з) ректор вуза.

Свой ответ поясните .

8) Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно вообще отрицалось. Теперь признается, но распространено пока недостаточно. Дайте ваши объяснения этим фактам.

9) Составьте структурно-логическую схему «Иерархическая структура нормативно-правовых актов Российской Федерации». Расположите нормативные акты в порядке убывания их юридической силы.

1) Известный российский правовед С. С. Алексеев при рассмотрении вопроса о праве приводит такой пример: «В салон электрички, перед самым ее отправлением, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!». Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивленно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я – женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам»».

Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступать ей место? Объясните описанную ситуацию с точки зрения права и морали.

2) Из творческого наследия русского философа и правоведа Б. Н.Чичерина.

Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят… Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права…

Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права… Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ…

Какую идею (идеи) стремится выразить автор данного фрагмента? Как вы думаете, какое значение вкладывает ученый в слово «лицо»? Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»? Какое определение автор дает право? Что лежит в основе этого определения? В соответствии с каким подходом трактуется данная формулировка права?

3) Объясните следующие высказывания.

· «Право – искусство добра и справедливости» (древнеримское выражение).

· «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В. С. Соловьев (1853-1900), русский философ) .

· «Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого». (В. Гюго 1802-1885, французский писатель).

Темы рефератов и презентаций

1. Гражданское общество как основа правового государства.

2. Значение социального государства для развития демократии.

3. Влияние правосознания на формирование правовой культуры общества. Правовой нигилизм .

4. Правовое воспитание как элемент культуры общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое государство?

2. Перечислите признаки государства?

3. По каким формам можно охарактеризовать государство?

4. Чем унитарное государство отличается от федеративного?

5. Охарактеризуйте Российскую Федерацию с точки зрения всех форм, присущих государству.

6. Что такое функции государства?

7. Перечислите внутренние и внешние функции государства?

8. Что такое право?

9. Перечислите признаки права.

10. В чем проявляется «суверенность» права?

11. Какие функции выполняет право?

12. Какие источника права вам известны?

13. Дайте характеристику основных форм (источников) права.

14. На какие виды разделяются нормативно-правовые акты?

15. Что такое норма права?

16. Какие элементы нормы права вам известны. Приведите пример.

17. Охарактеризуйте основные признаки нормы права

18. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие.

19. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?

20. Дайте определение отрасли права.

21. Что представляет собой институт права?

Эрик Вейнер

Писатель, журналист, мыслитель и путешественник.

Не так-то просто понять, что мы находимся в компании гения. Иногда и потому, что мы не знаем, что же это слово значит.

Например, в Древнем Риме гением называли дух, покровительствующий человеку или местности. В XVIII веке появилось современное значение этого слова - человек с особенными, практически божественными способностями.

Сегодня мы с лёгкостью назовём кого-то гением маркетинга или политическим гением, не задумываясь, что настоящему гению не требуется таких уточнений. Истинная гениальность выходит за пределы одной области. Поэтому-то мы не должны использовать это слово так расточительно. Давайте вспомним основные заблуждения о гениальности.

Миф №1. Гениальность обусловлена генетикой

Эта идея появилась давно. Ещё в 1869 году британский учёный Фрэнсис Гальтон опубликовал книгу «Наследственность таланта», в которой утверждал, что гениальность напрямую зависит от нашей наследственности. Но гениальность вовсе не передаётся генетически как цвет глаз. У гениальных родителей не рождаются гениальные дети. Наследственность - всего лишь один из факторов.

Другой фактор - трудолюбие. Кроме того, влияет и отношение к своему делу. Это подтверждает исследование, проведённое среди детей, занимающихся музыкойIdentity and practice: The motivational benefits of a long-term musical identity. . Оно показало, что успех ученика определяет не количество часов, потраченных на репетиции, а отношение к в долгосрочной перспективе.

Иными словами, чтобы быть гением, нужны определённый образ мышления и упорство.

Миф №2. Гении умнее остальных людей

Это опровергается примерами из истории. Так, у большинства выдающихся исторических фигур был достаточно скромный уровень интеллекта. Например, IQ Уильяма Шокли, нобелевского лауреата по физике, всего 125. Такой же результат и у известного физика Ричарда Фейнмана.

Гениальность, особенно творческая, определяется не столько умственными способностями, сколько широтой видения. Гений - тот, кто приходит к новым неожиданным идеям.

Также гениальность не обязательно требует энциклопедических знаний или отличного образования. Многие гении бросали учёбу или вообще официально не учились, как, например, известный британский учёный Майкл Фарадей.

В 1905 году, когда Альберт Эйнштейн опубликовал четыре статьи, изменившие представление о физике, его собственные знания этой науки уступали знаниям других исследователей. Его гениальность заключалась не в том, что он знал больше других, а в том, что он мог делать выводы, которые не мог сделать никто другой.

Миф №3. Гении могут появиться в любое время в любом месте

Обычно мы считаем гениев чем-то вроде падающих звёзд - явлением удивительным и крайне редким.

Но если нанести на карту появление гениев во всём мире за всю историю человечества, можно заметить любопытную закономерность. Гении появляются не вразнобой, а группами. В определённых местах в определённое время рождают выдающиеся умы и новые идеи. Вспомните древние Афины, Флоренцию эпохи Возрождения, Париж 1920-х годов и даже сегодняшнюю Силиконовую долину.

Места, где появляются гении, хоть и отличаются друг от друга, имеют общие характеристики. Например, практически всё это города.

Высокая плотность населения и ощущение близости, возникающие в городской обстановке, способствуют развитию творчества.

Для всех этих мест характерна атмосфера терпимости и открытости, а это, по мнению психологов, особенно важно для творчестваThe relationship between intelligence and creativity: New support for the threshold hypothesis by means of empirical breakpoint detection. . Так что гении больше похожи не на падающие звёзды, а на цветы, естественно появляющиеся в подходящей окружающей среде.

Миф №4. Гений - угрюмый одиночка

В массовой культуре множество подобных персонажей. И хотя гении, особенно писатели и художники, более склонны к психическим расстройствам, в частности к депрессии, они редко бывают одиночками. Они хотят быть в обществе единомышленников, которые могут успокоить их и убедить, что они не сошли с ума. Поэтому у гениев всегда появляется «группа поддержки».

У Фрейда было Венское психоаналитическое общество, собиравшееся у него по средам, у Эйнштейна - «Олимпийская академия». Художники-импрессионисты каждую неделю собирались и вместе писали на природе, чтобы поддерживать бодрость духа в ответ на неприятие критиков и публики.

Конечно, гениям необходимо иногда оставаться в , но часто они переключаются с уединённой работы на общение с окружающими. Например, шотландский философ Дэвид Юм неделями сидел в кабинете и работал, но потом всегда выходил и отправлялся в местный паб, чтобы жить и общаться, как все остальные люди.

Миф №5. Сейчас мы умнее, чем раньше

Число выпускников вузов и уровень IQ сейчас высоки, как никогда, поэтому многие думают, что мы живём в эпоху гениев. Это заблуждение настолько популярно, что у него даже появилось название, - эффект Флинна .

Но люди во все времена считали, что их эпоха - это пик развития. И мы не исключение. Конечно, мы стали свидетелями огромного прорыва в сфере цифровых технологий, но вопрос о нашей гениальности пока остаётся открытым.

В науке сейчас сделано много монументальных открытий. Хоть они и впечатляющие, но не настолько важные, чтобы изменить наше представление о мире. Открытий, подобных эволюционной теории Дарвина и теории относительности Эйнштейна, сейчас нет.

За последние 70 лет публиковалось значительно больше научных исследований, чем раньше, однако процент по-настоящему новаторских работ остался неизменным.

Да, сейчас мы производим рекордное количество данных, но не стоит путать это с творческой гениальностью. Иначе каждый владелец смартфона был бы новым Эйнштейном.

Доказано, что окружающий нас поток информации только препятствует крупным открытиям. И это действительно тревожно. Ведь если у гениев и есть одна общая черта, так это способность видеть необычное в обыденном.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация