Для чего нужен бюджетный процесс. Бюджетный процесс в российской федерации. Участниками бюджетного процесса являются
Как такового.
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Дебаты о «Существовании Ничто» Нил Деграсс Тайсон, Лоуренс Краусс, Ричард Готт и другие
✪ Тайны сознания. Бог в нейронах. Теория Всего от Athene (2011)
✪ Андрей Тюняев. Реальные примеры магии в жизни
✪ Теория Всего от Athene
✪ Современная петаваттная фемтосекундная лазерная физика
Субтитры
Этимология
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским , были расположены после (μετά τά) Аристотелевой «Физики » (φυσικά), отчего и получили своё название.
На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности. В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Он начинает с основоположений, применение которых в опыте неизбежно и в то же время в достаточной мере подтверждается опытом. Опираясь на них, он поднимается (в соответствии со своей природой) все выше, к условиям все более отдалённым. Но так как он замечает, что на этом этапе его дело должно всегда оставаться незавершённым, потому что вопросы никогда не прекращаются, то он вынужден прибегнуть к основоположениям, которые выходят за пределы всякого возможного опыта и тем не менее кажутся столь несомненными, что даже обыденный человеческий разум соглашается с ними. Однако вследствие этого разум погружается во мрак и впадает в противоречия, которые, правда, могут привести его к заключению, что где-то в основе лежат скрытые ошибки, но обнаружить их он не в состоянии, так как основоположения, которыми он пользуется, выходят за пределы всякого опыта и в силу этого не признают уже критериев опыта. Поле битвы этих бесконечных споров называется метафизикой.
История метафизики
Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всём протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.
Непрерывность связи понятий между античностью и современностью ощутима в сегодняшнем обиходном словоупотреблении «метафизического» как синонима «идеального», «сверхчувственного», лежащего за пределами явленного.
Несмотря на то, что это родство понятия в обиходном словоупотреблении оправдано, но оно же и обманчиво. Так, например, «идеальное» античности - это вовсе не то «идеальное», которое присутствует у Карла Маркса или у платоников XX века.
Общим в таком словоупотреблении подразумевается то, что не «видится глазом», не усматривается непосредственно и «просто»; то, что требует каких-то особых операций (магических или метафорических - восхождения, нисхождения, возвращения, интеллектуальных - абстрагирования, редукции, и так далее) для достижения истока (начал, причин).
- Аристотель во всей своей «Метафизике» ни разу не употребляет слово «метафизика», (если не считать названия книги, не им самим данного), а в самом тексте непосредственно обсуждает, описывает и анализирует проблемы «начал». Естественно, что Аристотель так поступает не только потому, что таков был круг его собеседников, которым не нужно было давать определений, но потому, что характер объяснений у Аристотеля принципиально отличается от того, к чему «привыкло» Новое время .
- Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы обращаются с метафизикой, как с чем-то законченным, созревшим, имеющим фиксированное, раз и навсегда заданное значение (заданное Аристотелем, в частности), и нуждающимся только в должном разъяснении, аргументации и последовательном применении.
- Декарт применяет принцип эпохе в отношении всех фундаментальных (и поэтому - метафизических) утверждений, исключая из рассмотрения любые основания, которые могут быть подвергнуты сомнению. Декарт приходит, таким образом, к единственному бесспорному утверждению - «я сомневаюсь, значит мыслю, следовательно существую» (невозможно подвергнуть сомнению сам факт сомнения).
- С конца XVIII века, с эпохи просвещения , метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны (как было у Аристотеля), но как особый способ понимания вообще - способ, который ориентируется в том числе на уже существующие высказывания и понимания. То есть уже существующие «до» XVIII века высказывания и понимания «вошли» в наличный мир, оказались под тем же знаком вопроса, что и существование «простого стула».
- Иммануил Кант критикует утверждения об «опытном» происхождении знания. Кант различал априорное , доопытное и апостериорное , послеопытное знание. Априорными формами восприятия (ибо ведь даже в чистом восприятии мы получаем знание) он называл пространство и время, априорными объявлял также категории рассудка и схематизм их функционирования.
- Гегель в XIX веке вынужден специально обсуждать само понятие «начало». Он начинает свою книгу «Науки логики» с заявления о том, что никаких определений начала перед самим началом логики (объективной метафизики) быть не может, и ситуация с «началами» обстоит не так, как в началах, скажем, математики.
Метафизика во второй половине XIX века
Идеи, высказанные Кантом, развивали многочисленные позитивисты . В отличие от Канта, они полагали, что в своей метафизике вообще не оставляют места метафизическому, трансцендентальному , внеположному фактической наличности, но только «опыт», факт.
Критики позитивистов (в частности, материалисты) указывали на то, что ни один позитивист не способен обойтись без обобщающих категорий и понятий, которым нет никакого соответствия в наличном мире фактов. Поздняя критика с позиций марксизма позитивистов конца XIX века (В. И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм») связывала философскую деятельность позитивистов с наследием И.Канта, с кантианской «вещью в себе». В контексте марксистских работ слово «метафизика» употреблялось как синоним обмана, лжи и реакционной идеологии классов-эксплуататоров. В целом, ни позитивисты, ни материалисты не оставили работ, вошедших в общепризнанную классику метафизики. Так случилось потому, что они полагали, будто в их ориентации на факты, науку, покорение «природы» и «социальных сил» метафизика отсутствует.
Драматический и знаменательный смысл борьбы Ницше можно обозначить как творческое, трагическое придание ценности миру на фоне признания всепроникающего и неустранимого нигилизма . Нигилизм невозможно «критиковать», поскольку не наблюдается ни одной позиции, которая была бы внеположна самому нигилизму. Само историческое возникновение критической философской позиции в античности (Сократ) расценивалось Фридрихом Ницше как метафизическое падение.
Метафизика в XX-XXI веках (Новейшее время)
В XX веке декартовский принцип Эпохе был воспроизведен Эдмундом Гуссерлем в феноменологии .Эдмунд Гуссерль провозглашает лозунг «Назад, к вещам», и прибегает к крайней скрупулёзности в создании новых, «адекватных» терминов для описания своего пути «назад» к вещам, «какими они есть».
«На самом деле» нет ничего, кроме текстов, нет никакого «на самом деле» (снимается проблема истинности) и понимать тексты просто некому, поскольку в принципе отсутствует внеположная текстам инстанция, как понимающий целостный субъект. «Целостный субъект», «я» - не более и не менее, чем текст в ряду других текстов (или сам представляет из себя этот ряд).
Критика метафизики
В 1920-е годы метафизика была подвергнута радикальной критике со стороны логического позитивизма . Составной частью этой критики была верификационная теория значения. В соответствии с ней, значение какого-либо утверждения (если это утверждение не является аналитическим или конвенциональным) должно сводиться к чувственным восприятиям; если для какого-то утверждения указать такие восприятия невозможно, то такое утверждение считается бессмысленным. В частности, бессмысленными должны считаться все утверждения о Боге, об универсалиях, о первых причинах, о независимо существующем физическом мире, поскольку они неверифицируемы. Задачей философии должно быть не установление логической структуры мира, как считала метафизика, а анализ смысла слов.
Противники логического позитивизма отвечали, что сведе́ние реальности к тому, что может быть воспринято чувствами, является неоправданным догматизмом. Чувствами не могут быть восприняты числа, акты мысли, понятия справедливости, равенства или округлости. Кроме того, если следовать верификационной теории значения, то сама эта теория должна быть признана бессмысленной, поскольку она не может быть верифицирована посредством чувственного восприятия. Рациональное (априорное) знание, с точки зрения представителей метафизики, не является всецело произвольным. Например, в утверждении, что всё, что имеет цвет, протяжённо, понятия соотносятся между собой таким образом, который мы не можем произвольно изменять .
См. также
В философском осмыслении мира, культуры и человека большое значение имеют основные методологии или стратегии их анализа. К ним относят метафизику и онтологию.
Метафизика - широкое понятие, имеющее в философии несколько значений - от значения предельно широкого смысла самой философии до значения общего метода, противоположного диалектике. Кант называл метафизику философией в точном смысле слова. Термин «метафизика» буквально с греческого языка означает «после физики». Понятие «метафизика» имеет искусственное происхождение. Часть сочинений Аристотеля, «... исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе», не укладывалась в принятые науки и ее расположили после физики (науки о природе), отсюда и название метафизика («мета» означает «за», «позади»). Метафизика стала синонимом «первой философии», которая, по Аристотелю, «не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части» («Метафизика»). Сравнивая «первую философию» с другими теоретическими науками, он отмечает, что физик, рассуждающий о природе, изучает «состояния такого-то тела и такой-то материи»; математик изучает свойства, которые берутся «отвлеченно от тела»; «отделенное же от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается первой философией» («О душе). У Аристотеля метафизика состоит из двух частей: I) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, а также высшие принципы и начала бытия (архэ); 2) специальной метафизики (теологии), изучающей высшую, неподвижную субстанцию (сущность) мира, т.е. сверхчувственное бытие.Это философское учение осверхопытных, предельных принципах бытия, культуры и познания . Это специфический философский способ миропонимания, то, что задает философское измерение мира и человека, «фундаментальные структуры вопрошания» (М.Хайдеггер).
В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на интеллектуальное созерцание, когда ум "видит"" в вещи ее сущность. Метафизика, будучи умозрительной по своей природе, является по Аристотелю, наиболее возвышенной из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, что делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существующей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания.
Со временем понятие метафизика стало применяться и для обозначения метода философского исследования, востребованного формирующимся классическим естествознанием и выполняющего в нем методологическую функцию. Отличительными признаками метафизического метода стали абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Критика метафизического метода была предпринята Гегелем («Наука логики») за его ориентацию на выявление устойчивой и неизменной сущности вещей, что уже не соответствовало запросам естествознания XIX в., начавшего изучение сложных систем, и порождало догматизм мышления. Впоследствии Ф. Энгельс писал, что метафизический метод исследования и мышления «имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов» («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»), т.е. их связей, отношений, механизмов развития.
В современной философской литературе метафизика употребляется обычно в следующих основных смыслах: 1) как синоним философии в целом; 2) как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия; 3) как метод познания, альтернативный диалектике.
Метафизика должна рассматриваться в структуре философского знания как один из его разделов, в котором разрабатываются основополагающие идеи и принципы философствования, обеспечивающие потребность и способность человека выходить за пределы зримого мира. Метафизика во многом представляет характер условности философского мышления, что признается многими философами. Например, для Гёте метафизика - «туманный язык», а для Кондильяка – «жаргон философии».
Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и принципах бытия присущи следующие основные черты:
1) спекулятивная (умозрительная) природа и доминирование теоретического разума;
2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности;
3) формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним.
Метафизика «сознательна» там, где обычное сознание и опыт человека бессильны. Во всех областях знания мы всегда находим то, что нашему разуму недоступно. Ряд причин, например, предполагает некую «первую» причину, о которой рационально ничего не скажешь. Можно объяснить биозаконами рождение человека, но рождение Человека всегда есть непостижимое чудо. В общем, метафизических проблем может быть много и они образуют множество учений - метафизику бытия, метафизику познания, метафизику нравов, метафизику нигилизма и т.д. Философия мужественно стремится разумом осмыслить эти предельные проблемы через метафизические философские ходы: трансцендентное, трансцендентальное, имманентное, сверхрациональное, экзистенциальное и т.п. Поэтому часто кажутся парадоксальными философские положения, например, "Быть и мыслить - одно и то же", "Мыслю, значит существую", "Высказать невыразимое", «Метафизика - это ностальгия быть дома» и др. Правомерным будет вывод о наличии собственно метафизических категориальных структур. Так, выход за пределы зримого мира принято обозначать понятием трансцендентного , априорный доопытный характер невыводимых из опыта знаний – трансцендентального , предельные основания целостируемого мира – понятиями абсолютного и конечного , умозрительная самоконститутивная деятельность сознания выражается понятиемразума и др.
Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе . В античной философии метафизика понимается как "мудрое" созерцание истинного бытия космоса, "первая" философия. В средние века философии более свойственна теологическая метафизика, метафизика веры и откровения.
Метафизика нового времени представлена метафизикой познания в отличие от предыдущей метафизики бытия. В философии просвещения классическая метафизика подвергается критике в связи с развитием научного познания. В немецкой классике старая метафизика окончательно разрушается. Кант и Гегель предложили варианты "истинной" метафизики. У Гегеля впервые есть противопоставление метафизики как метода догматичного одностороннего философствования диалектике, как методу развития мира, его познания и изменения.
Во второй половине XIX века в философии к метафизике отрицательное отношение. Марксистская философия - антипод метафизике. Против метафизики выступали позитивизм, неокантианство. М. Хайдеггер называл этот период критики метафизики этапом ее развития - метафизикой нигилизма ("забвение бытия"). Он же считает, что в XX веке возрождается новый этап метафизики – метафизика человеческой субъективности. Эвристическую роль метафизики отмечают и в методологии научного познания. Метафизика истории характеризует русскую философскую мысль. В целом, в истории философии и метафизики можно выделить следующие ее модели:
1. Метафизика субстанции, исследующая сущностные основания мира как целого (Аристотель).
2. Метафизика субъекта (самосознания), выявляющая начала познания (Р. Декарт).
3. Трансцендентальная метафизика, изучающая условия возможности доопытного (априорного) знания об объекте (И. Кант).
4. Метафизика оснований, как утратившая статус «царицы наук» и ставшая в результате базисной дисциплиной, «лежащей в основе» разных видов опыта (Р. Рорти).
Такое изменение статуса метафизики во многом объясняется разными онтологиями - метафизикой бытия. Ведь в истории философии понятие бытия наполнялось разным онтологическим смыслом. Понятие онтология (греч. онтоз - сущее, логоз - учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизики. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.
Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей .
В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:
в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. Для Демокрита существующими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). Платон противопоставлял подлинное бытие (мир духовных сущностей: идей, мыслей) чувственному (миру вещей) как не подлинному, временному. В античности анализировались конкретные формы бытия.
В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;
В Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности
с Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в изучаемой реальности и др; универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного и неподлинного человеческого бытия и др. Философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (Тейяр де Шарден). Экзистенцианализм (Сартр) делает главный акцент на бытии человека. Категория бытия в философии связывает в единое объективное и субъективное, позволяет найти общее в различных видах реальности, подчеркивает главное свойство всех явлений - бытийность, существование.
Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.
Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.
Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным - бытие или небытие! «Есть или не есть»? - спрашивает Парменид (VI-V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования , разное решение которого позволяет выделить:
философию бытия - исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего». Часто философию бытия называют субстанциональной онтологией
философию небытия - признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Эту онтологию иногда называют волюнтативной или атрибутивной.
Виды бытия - объективная реальность и субъективная . Объективная охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, живая и неживая природа и, наконец, человек и общество образуют объективное реальное бытие. Субъективная реальность - это сознание, мышление, духовный мир человека. Это наши чувства, образы, идеи, теории, нравственные и эстетические идеалы.
Субъективная реальность - это продукт отражения объективной реальности и в свою очередь оказывающий влияние на нее.
Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Выбор условий деятельности определяется ценностными установками человека, его конкретными целями. Наука, например, является одной из адекватных форм освоения мира человеком, нацеленная на поиск истины. Моральная форма деятельности человека реализует его установку на добро .
Следует различать актуальное бытие и потенциальное (возможное). Актуальное бытие - это наличное бытие, все то, что существует в данный момент. Это прежде всего бытие естественных вещей и процессов , которое называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы, вещей и процессов, созданных человеком . По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества, обусловленное ролью техники и современных технологий. Современное устройство человека в мире невозможно без чётких ценностных установок в его деятельности, т.к. велика опасность разрушения как природы (экологические проблемы), так и самого человека (экология человека).
Значимой формой - является индивидуальное личностное бытие, поскольку через бытие отдельного человека реализуется отношение людей к миру. Бытие человека – это единство физического и духовного. Генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социальной (общественной) деятельности человека.
Потенциальное и актуальное бытие тесно взаимосвязаны. В зависимости от условий масса потенциальных возможностей может реализоваться, стать актуальным бытием. В природе такой процесс осуществляется по естественным законам. В обществе также имеются свои законы, но они проявляются только через деятельность людей, конкретного человека. Человек смертен, но жизнь каждого человека – бесценный дар. Человек, каждое поколение вносит свой вклад в общий процесс человеческой истории, соразмерный тому, насколько в каждую эпоху человечество может осуществить высшие идеалы человеческой духовности. От уровня материальной и духовной культуры зависит уровень актуального бытия, а будущее человечества определяется также потенциями, заложенными в нем.
2. Философское учение о материи
В истории философии понятие материи пытались дать еще античные мыслители. Они отождествляли ее с веществом, понимали как первоматерию (первооснову всего). Фалес видел начало мира в воде, Анаксимен связывал его с воздухом, Гераклит – с огнем.
В V в до н. э. возникает атомистическая концепция Демокрита, в которой за первоначало принимается атом как мельчайшая и неделимая частица мира.
Однако эти воззрения выражали попытку свести все бесконечное многообразие реальной действительности к одному исходному источнику. Наивность этого понимания стала ясной в эпоху развитой науки. Материя связана с веществом, но не тождественна никакому конкретному виду вещества. Материя связана с атомом, но не тождественна ему.
В дальнейшем наука и философия определяли материю по принадлежащим ей свойствам. (Декарт - по протяженности, Гольбах - по познаваемости нашими чувствами). Однако перечень свойств изменчив, в силу чего определение материи оказывалось неполным.
Современная философия рассматривает материю как субстанцию, благодаря которой существуют все отношения и явления в мире, в том числе и сознание.
В определение материи, предложенное В.И. Лениным, включены следующие признаки: «Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.
Итак, материя - объективная реальность , то есть существует по своим собственным, не зависящим от человека законам, наоборот, сам человек воплощает эти законы и зависит от них. Человек должен считаться с законами природы, своей собственной биологической основой. Материя первична по отношению к сознанию, но доступна для человеческого познания и практического освоения. Материя реализует себя через бесконечную совокупность конкретных явлений, процессов, вещей, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.
Свойства материи - объективность, познаваемость, вечность во времени и бесконечность в пространстве, движение и развитие, системно-структурная организация. Частные науки дополняют эти свойства и исходят из философского понимания материи как из более общего методологического и мировоззренческого представления. Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. Поэтому все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации универсума.
Система (составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) - категория, указывающая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей, на внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) - понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.
Системно-структурная организация универсума может быть построена, исходя из следующих критериев:
1) установить общность материального носителя (атом, электрон, клетка и т.д.), указывающий на сферу материального сущего -физическую, биологическую и т.д.;
2) выявить одинаковый принцип организации структур, которые входят в данный уровень (например, во всех атомах есть ядро и электроны, располагающиеся по орбитам);
3) определить общий принцип построения или генетическую каузальность, позволяющие расположить материальные системы в вертикальном направлении - от низшего к высшему, в порядке их исторической эволюции, т.к. высшие системы надстраиваются над низшими и не сводятся к ним.
Согласно этим критериям обычно представляют следующую иерархию многообразного сущего, образующего целостность универсума:
В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегатных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).
В живой природе: протоплазма (живые молекулы) - клетка -организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).
Специфический тип материальных систем – человеческое общество.
Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность , органов местного самоуправления , других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов , проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и органов местного самоуправления . Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса являются Конституция РФ , Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные акты федерального уровня, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы, законодательные акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях . Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ , а также нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления.
Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ ; прогнозе социально-экономического развития; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на год. При этом исходными макроэкономическими показателями служат объем валового внутреннего продукта на год и темп его роста, уровень инфляции . На основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития формируется перспективный финансовый план - документ о прогнозных возможностях по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» одобренные Правительством Российской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенного правительства» должны быть основой для формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год.
В настоящее время ставятся задачи повысить качество среднесрочного бюджетного планирования и предусмотреть возможность утверждения Правительством РФ структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Ежегодные бюджетные проектировки должны формироваться на основе, отражающей финансовые последствия принимаемых решений. Намечено создать систему планирования и мониторинга результативности бюджетных расходов с помощью бюджетирования, ориентированного на результаты.
Разработка проекта бюджета включает две стадии - подготовительную и конкретно-адресную.
На подготовительной стадии проводятся организационно-методические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, по применению действующих норм, индексов-дефляторов, по заполнению форм расчетов; устанавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов.
Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до очередного года. Решение о начале работы инициирует Президент РФ, а Правительство РФ организует поэтапное ее проведение. Оно принимает ежегодно постановление о разработке на очередной год прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете, параметров прогноза социально-экономического развития РФ и перспективного финансового плана. В постановлении даются предписания, указания, поручения министерствам, Центральному банку РФ , органам управления государственными внебюджетными фондами, главным распорядителям бюджетных средств, органам исполнительной власти субъектов РФ, закрытых административно-территориальных образований с указанием сроков представления необходимых материалов.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана - прогноза функционирования экономики страны на очередной год.
Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, распределяет его расходы в соответствии с функциональной классификацией расходов и составляет расчет основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу.
Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета и распределение его расходов могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания РФ по их запросам. После этого Минфин РФ в двухнедельный срок:
- направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
- уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.
Второй этап - распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов , исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном году, о приостановлении действия отдельных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.
Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.
Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета завершаются не позднее 15 июля текущего года. Правительство РФ рассматривает прогнозы, проект бюджета и другие документы для внесения их в Государственную Думу .
Реформирование бюджетного процесса требует:
- создать механизм подготовки проекта бюджета, обеспечивающего распределение бюджетных расходов по стратегическим целям, задачам и программам главных распорядителей бюджетных средств;
- разработать методологию составления бюджетных проектировок последних;
- обеспечить взаимосвязь среднесрочного и годового бюджетных циклов.
Рассмотрение и утверждение бюджета - стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.
Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможно без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе:
- учет временного фактора: отведение достаточного периода времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года (ст. 190 БК РФ), что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году;
- представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ;
- творческое сотрудничество парламента и правительства, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределения существующих расходов. Кроме того, право вето органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета;
- ясная определенность с исполнением бюджета текущего года. Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований;
- своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (законы о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также предоставить финансово-экономическое обоснование;
- наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочий законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год не позднее 26 августа текущего года одновременно с документами и материалами, характеризующими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, расчеты по доходам и расходам федерального бюджета в разрезе основных подразделений бюджетной классификации РФ.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ . Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.
Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации , комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях, на которые отводится соответственно 30,15, 25 и 15 дней со дня его внесения или принятия в предыдущем чтении.
Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы.
В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета (доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит бюджета в процентах к расходам и источники его покрытия; общий объем расходов бюджета).
При утверждении в первом чтении основных характеристик Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.
В случае отклонения в первом чтении проекта закона палата может:
- передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения;
- вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
- поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Во время второго чтения утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете, то он передается в согласительную комиссию.
В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям бюджетных средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки по субъектам РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований РФ и другие показатели и программы. Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении.
В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
После принятия Государственной Думой закона о федеральном бюджете он в течение пяти дней передается в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой. В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете и голосует за его одобрение в целом. Затем закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае непринятия проекта закона о федеральном бюджете или невступления в силу соответствующего закона до 1 января очередного года Государственная Дума может принять закон о порядке финансирования расходов из федерального бюджета в I квартале финансового года.
На региональном и местном уровнях рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в аналогичном порядке с учетом некоторых особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов; меньшим числом чтений; подписанием закона (решения) о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.
При составлении проектов бюджетов субъектов РФ, их рассмотрении и утверждении органы государственной власти субъектов РФ руководствуются положениями Бюджетного кодекса РФ, другими федеральными нормативными актами, а также собственным законодательством, в частности законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на соответствующей территории, ежегодно принимаемым законом о региональном бюджете на очередной финансовый год и другими актами.
В состав операций, составляющих содержание исполнения бюджета, включаются также операции по учету исполнения бюджета, представляющему собой систему сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджета и охватывающему все финансово-хозяйственные операции, связанные с процессом его исполнения. Учет исполнения федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства, учет исполнения региональных и местных бюджетов - финансовыми органами или региональными (муниципальными) казначействами либо органами федерального казначейства (при условии подписания соглашения органам федерального казначейства с органами власти субъекта РФ или местного самоуправления об исполнении соответствующих региональных и местных бюджетов).
В Российской Федерации учет исполнения бюджетов всех уровней ведется по единой системе, регламентируемой нормативными документами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатывает инструкции и другие нормативно-правовые акты по ведению учета исполнения бюджета. Данные учета исполнения доходов и расходов бюджета являются основой для принятия органами исполнительной власти адекватных управленческих решений. На основании данных учета составляется отчет об исполнении бюджета.
Отчет об исполнении бюджета - документ, содержащий установленную нормативно-правовыми актами совокупность плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета за определенный период времени.
Формы отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, порядок их составления и представления определяются Министерством финансов РФ в нормативно-правовых актах, издаваемых ежегодно. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет (финансовый или казначейский орган), на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет представляется в соответствующий исполнительный орган власти или орган местного самоуправления. Одобренный исполнительным органом власти отчет направляется в представительный орган в форме проекта закона, до начала рассмотрения которого проводится внешняя проверка отчета контрольным органом (Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ, муниципальных образований).
Органы, исполняющие бюджет, составляют также отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, который не утверждается представительным органом власти либо представительным органом местного самоуправления.
Исполнение бюджета, завершая бюджетный процесс, позволяет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фактических данных от запланированных; принять адекватные управленческие решения.
В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Правительством РФ предусмотрено: перейти преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые обеспечили бы прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования согласно установленным приоритетам государственной политики; упорядочить составление и утверждение федерального бюджета (сократить процедуру рассмотрения проекта бюджета; рассматривать его в трех чтениях; одновременно проводить рассмотрение Государственной Думой проекта закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год и др.). Конечной целью намечаемых изменений является повышение результативности бюджетных расходов для успешного решения задач повышения благосостояния населения и обеспечения устойчивого роста экономики страны.
Контрольные вопросы
- Дайте определение бюджетного процесса, охарактеризуйте его стадии и состав участников.
- Какими законодательными и нормативно-правовыми актами регулируются отдельные стадии бюджетного процесса?
- Как разграничиваются функции участников бюджетного процесса?
- Охарактеризуйте основные этапы составления федерального бюджета.
- Каково содержание основных этапов рассмотрения федерального бюджета и его утверждения?
- На каких принципах исполняется бюджет и какие этапы и процедуры необходимо соблюдать при этом?
- Чем отличаются понятия «исполнение бюджета» и «кассовое исполнение бюджета»?
- Как влияет система исполнения бюджета на содержание этапов исполнения бюджета?
- В каком порядке составляется и утверждается отчет об исполнении бюджета?
- Назовите основные направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
Задания для самостоятельной работы
- Проанализируйте и сравните бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в РФ.
- Составьте схему, отражающую процесс рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
- Охарактеризуйте содержание каждого из этапов исполнения бюджета по расходам, покажите их отличительные особенности. Сделайте выводы об особенностях каждого этапа исполнения бюджетов на разных уровнях бюджетной системы РФ.
Бюджетный процесс – это регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также утверждению отчетов об их исполнении.
Бюджетный процесс – это единый цикл в рамках бюджетного года, состоящий из взаимосвязанных этапов: бюджетное планирование, исполнение, учет и отчетность, контроль и аудит. В России, как и во многих странах континентальной Европы, бюджетный год длится с 1 января по 31 декабря, но в других странах существуют иные рамки: в США – с 1 октября по 30 сентября, в Канаде и Великобритании – с 1 апреля по 31 марта, в Австралии и Новой Зеландии – с 1 июля по 30 июня.
Задачами бюджетного процесса являются:
- определение доходов бюджета, в том числе по отдельным видам в соответствии с прогнозами и Концепциями социально- экономического развития;
- установление расходов бюджета, в том числе по целевому назначению для бесперебойного финансирования общегосударственного нужд;
- согласование бюджета с общей программой выхода из кризиса и финансовой стабилизации;
- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения доходов между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
- повышение роли перспективного бюджетного планирования в целях обеспечения пропорциональности и сбалансированности крупномасштабных социально-экономических программ;
- максимальное выявление финансовых резервов.
Организация бюджетного процесса базируется на определенных принципах. Ведущий из них – принцип единства. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы. Принцип единства заключается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий.
Следующий принцип – самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной власти. Он обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Важен также принцип установления правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Наконец, финансовую устойчивость обеспечивает следование принципу соответствия расходов бюджета его доходам, создания финансовых резервов.
В бюджетном процессе участвует несколько групп субъектов (рис. 4.12).
Рис. 4.12.
Хронологически бюджетный процесс включает следующие стадии.
- 1. Составление проекта бюджета Министерством финансов, таможенными органами.
- 2. Рассмотрение и утверждение бюджета в органах законодательной власти.
- 3. Исполнение бюджетов.
- 4. Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.
Схематично первые две стадии представлены на рис. 4.13.
Рис. 4.13.
В процессе составления бюджета используется колоссальный объем информации, сведенной в ряд документов. Политической основой является бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию . В нем определены приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики страны на предстоящий период. В частности, в Послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2014–2016 годах" в качестве приоритетов актуализируются государственные программы и их ресурсное обеспечение, повышение качества государственных и муниципальных услуг для населения, сбалансированность пенсионной системы и другие задачи.
Министерство финансов в тесном взаимодействии с Министерством экономического развития, Центральным банком, министерствами использует при подготовке основных параметров бюджета бюджетную стратегию до 2023 г., материалы среднесрочного макроэкономического прогноза, Концепции долгосрочного развития РФ, сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года, среднесрочные финансовые планы, сводный финансовый баланс (баланс финансовых ресурсов), основные направления налоговой политики, основные направления денежно-кредитной политики, федеральные, отраслевые программы, инвестиционные программы естественных монополий, планы развития территорий и прочие материалы.
До 2007 г. проекты бюджета составлялись на один финансовый год. Сейчас проекты составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период – два года. В настоящее время обсуждается вопрос расширения горизонтов долгосрочного бюджетного планирования и составления федерального бюджета и бюджетов регионов до 12 лет. Бюджетные стратегии муниципалитетов ограничиваются сроком 6 лет.
Правительство РФ вносит подготовленный законопроект на рассмотрение Государственной Думы РФ, которая принимает законопроект после обсуждения в трех чтениях. В первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета, во втором – приложения и текстовые статьи, в третьем – ведомственная структура расходов и бюджет в целом.
Совет Федерации РФ рассматривает законопроект и одобряет в целом. Президент РФ подписывает Федеральный закон о бюджете, и он обнародуется в печати. Законом также предусмотрено преодоление разногласий между сторонами бюджетного процесса, внесение бюджета на повторное утверждение.
- Самостоятельный институт бюджетных посланий, существующий с 1995 г., ликвидируется. Предполагается сделать бюджетное послание составной частью президентского послания к Федеральному Собранию.
5. Бюджетный процесс в рф.
Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия. Основы составления проектов бюджетов. Информационно-нормативная база бюджетного процесса. Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. Исполнение бюджетов. Организация работы по формированию региональных и местных бюджетов. Роль представительных и исполнительных органов власти в организации бюджетного процесса.
Системы кассового исполнения бюджетов: банковская, казначейская, смешанная. Основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в РФ. Сводная бюджетная роспись. Кассовый план.
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Стадиями бюджетного процесса являются:
составление и рассмотрение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
их утверждение;
исполнение и контроль за их исполнением.
Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса определены применительно к каждому из участников процесса.
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.
Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (БК РФ, НК РФ) и др.
Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.
Минфин России обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетом государственных внебюджетных фондов; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее и Федеральное казначейство; представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступлении между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установленным БК РФ; открывает в Банке России и кредитных организациях счет по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ; устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федеральною бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.
Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенный доходов, сборов и других платежей.
В настоящее время широко использованы две модели управлении бюджетным процессом: управление затратами и управление результатами
В рамках «управления затратами» бюджет в основном формируем ся путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их нистатьям бюджетной классификации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бю,гк та и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаец результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бь жетом сводится главным образом к контролю соответствия фактически^ плановых показателей.
В рамках концепции «управления результатами» бюджет фори руется исходя из целей и планируемых результатов государственной ь литики. Бюджетные ассигнования имеют четкую «привязку» к функццЛ (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимай, уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных п* грамм. Расширяется самостоятельность и ответственность администра-к ров бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходник лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках средь срочного финансового плана; формируется общая сумма ассигнований к выполнение определенных функций и программ, детализация направо» ний использования которых осуществляется администраторами бюдже^ ных средств; создаются стимулы для оптимизации использования ресу* сов; приоритет отдается внутреннему контролю; ответственность за прц иятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониториь и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется ц" достигнутым результатам
Основы составления проектов бюджетов (включает Информационно-нормативную базу бюджетного процесса).
Стадия составления – на данной стадии бюджет впервые появляется как единый финансовый план соответствующего территориального образования (возлагается на органы исполнительной власти).
Составления проекта бюджета основывается на 2 типах документов:
Политические документы (Бюджетное послание Президента (направляется в Федеральное Собрание на позднее марта, но как правило такого не происходит – в мае или июне, за что ответственность у Президента отсутствует!), Глав Администраций области или муниципальных образований) + основные направления бюджетной и налоговой политики
Экономические документы (прогноз соц-эк развития, среднесрочный финансовый план, сводный финансовый баланс, долгосрочные целевые программы и т.д.)
Официально составление бюджета начинается с Бюджетного ПО слания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию но очередной финансовый год, хотя фактически это происходит раньше. 11о слание определяет основные направления бюджетной политики России ской Федерации на ближайшие три года.
Проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период должен быть представлен Правительством РФ в Государственную Думу до 26 августа года, предшествующего планируемому.
Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов.
БК РФ детально регулирует процесс рассмотрения и утверждения ФБ, что касается регионального и местного уровня, то данные нормы содержаться в НПА соответствующих уровней.
Рассматривается и утверждается бюджет представительными органами на основе проекта бюджета. К нему также прилагаются основные направления бюджетно-налоговой политики, прогноз социально-экономического развития территории, пояснительная записка к проекту бюджету и др. На других уровнях аналогично.
Законопроект о бюджете рассматривается в несколько чтений, для которых устанавливаются сроки, а все стадии прохождения проекта бюджета в парламенте расписаны по датам.
Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете
Предмет чтения |
||
Доходы, дефицит (профицит), перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределения средств бюджета действующих обязательств |
||
Утверждение распределения средств бюджета принимаемых обязательств между главными распорядителями средств федерального бюджета, распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, текстовые статьи проекта |
||
Федеральный закон о федеральном бюджете в целом; приложения к закону по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета |
||
До 5 декабря текущего года проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации |
Для федерального бюджета:
1-чтение 20 дней со дня внесения проекта в Думу. Предмет - обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, и основные направления бюджетной и налоговой политики+общий объем расходов и доходов, дефицит, верхний предел долга, нормативы распределения доходов между уровнями БС РФ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Дума принимают решение о принятии или отклонении бюджета. Если приняли – основные характеристики федерального бюджета считаются утвержденными. После этого дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета без положительного заключения Правительства. Если проект отклонили возникают 3 варианта:
1. Проект возвращается в Правительство на доработку.
2.Передается в согласительную комиссию для уточнения характеристик
3.Ставится вопрос о недоверии правительству
Если по итогам доработки или работы комиссии бюджет повторно отклоняют, автоматически ставится вопрос о недоверии Правительству
По итогам рассмотрения принимается постановление Думы о принятии бюджета в первом чтении.
Второе чтение 25 дней после первого. Предмет: приложения к федеральному бюджету устанавливающие: ГАДов, ГАИФдов, программу распределения межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования по кодам бюджетной классификации, программа заимствований РФ (внеш, внутр), программа гос гарантий РФ и т.д.
Третье чтение – 10 дней со дня второго. Утверждается ведомственная структура расходов бюджета. Принятый закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации
Исполнение бюджетов.
Основная задача стадии исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм.
В процессе исполнения бюджета органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществляют корректировку бюджетных назначений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых соответствующим предприятиям, организациям, учреждениям.
Непосредственная работа по исполнению соответствующего бюджета проводится Министерством финансов РФ, его подразделениями и органами, налоговой службой, ФТС, финансовыми отделами исполнительных органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Организация исполнения государственных бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов возложена на систему органов казначейства. Казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета.
Исполнение бюджета происходит отдельно по доходам и расходам. По доходам бюджет исполняют ФНС,ФТС По расходам бюджет исполняется участниками бюджетных правоотношений в лице главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на основе бюджетной росписи, в которой обязательно отражаются все изменения, связанные с исполнением бюджета. На основании закона о бюджете и сводной бюджетной росписи у органа, исполняющего бюджет, возникает обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.
Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс завершается составлением, проверкой, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности. "Отчетная" стадия бюджетного процесса состоит из четырех этапов: а) составление бюджетной отчетности; б) внешняя проверка бюджетной отчетности; в) рассмотрение бюджетной отчетности; г) утверждение бюджетной отчетности.
В состав бюджетной отчетности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации включаются пять документов:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.