Ощущения при медитации. Что может случиться с человеком во время медитации? Расслабленое тело — залог удачной медитации

Главная / Земля

Почему не у всех получается медитировать и какие ошибки можно совершать во время медитации?

Думаете ли вы, что медитировать – это привилегия, доступная избранным , что у вас это точно не получится (или не получалось ранее), что для медитации необходимо обладать некими талантами? Тогда эта статья как раз для вас. Вы узнаете о том, как перестать совершать ошибки при медитациях.

Распространенные объяснения «провала» медитации:

  • «Не могу расслабиться» , потому что отвлекают посторонние звуки. Дети кричат во дворе, вездесущий сосед с дрелью, много людей на одной жилплощади, горло болит (спина, пятка, ухо…) и другие раздражающие факторы;
  • «Мои мысли, мои скакуны» , которые в голове крутятся хороводом, не дают уйти в медитативное состояние. «Что приготовить мужу на обед», « успею ли сдать отчет к концу месяца» и другие насущные дела;
  • «Ничего не вижу, не слышу, не чувствую» – у меня не получается визуализация. Закрываю глаза, а там пустота. Ну не всем же дана богатая фантазия Стивена Спилберга…

Мозг — хитрец играет шутки
Начну с того, что утверждение «я не могу медитировать» – это просто обман мозга. Ведь ему не выгодно медитировать, усыпляя тем самым логическое восприятие, успокаивая «словомешалку» и притупляя «здравый смысл».

Используя практику медитации, со временем вы научитесь успокаивать мысли и выключать внутренний диалог. А мозгу этот результат страшен и непонятен.

Медитация – это дорожка, которая может привести к самым невероятным изменениям в жизни. Это очень мощный и могучий инструмент для трансформации человека. А изменения наш мозг пугают, ведь это может быть опасно и кто знает, что там впереди…

Мозг боится перемен, поэтому может создавать некоторые препятствия.

Поэтому он начинает выдавать следующее:

«Как же это работает – дайте мне инструкцию»
Во время медитации вы постоянно пытаетесь дать оценку происходящему. Например, вы ясно чувствуете результат – медитация вас успокаивает. С её помощью вы достигаете баланса и равновесия. И тут вы вам нужно «раскусить» секрет – а как это происходит, а почему, а какие принципы, в чем фокус. Почему все так легко и просто. Ведь просто же не может быть!

Перестаньте оценивать медитацию и то, как она функционирует. Этим самым вы сводите на нет её эффект. Просто медитируйте и все. Без оценок и стремления понять, как это работает. Просто поверьте, что это работает. И что это получается у других. И у вас тоже все получится.

«Мысли вихрем кружатся в голове – ну разве это медитация»

Во время медитации у многих в голове крутятся масса разных мыслей. И это вполне нормально. Они есть, они могут быть. Просто дайте им место в вашем пространстве. Но у вас опять включается режим оценки – «раз я думаю, значит, я неправильно медитирую; ведь медитация – это «белый экран» или ярчайшая визуальная картинка в лучших традициях Голливуда».

Таким образом, вы осуждаете себя, а заодно и сам процесс медитации. И мозг начинает нашептывать: «Вот видишь, у тебя ничего не получается!» Далее вы начинаете стараться, чтобы все срослось. Мысленно себе говорите: «У меня должно получиться, вот сейчас еще секундочка и все выйдет, еще чуть-чуть и все получится, и я расслаблюсь. И мысли успокоятся».

Старание и расслабление – это два противоположных состояния . Старание разрушает процесс медитации.
Вдобавок, мозг работает все усерднее: «Как мне избавиться от мыслей, что сделать, чтобы они ушли?» Эти рассуждения выводят из медитативного состояния.!!!

Мысли есть у каждого – просто дайте им место быть. Когда на улице идет дождь, то кто — то выходит с палкой и пытается разогнать тучи, другой ругает творца – «что, мол, за погодка!» А кто-то одевается по погоде, берет зонт и идет по своим делам. Это просто есть и все. Дайте место быть своим мыслям. Да что там мыслям, дайте место в вашей жизни всем ситуациям, которые происходят.

Медитация — мощный и мягкий инструмент для трансформаций.

Как обуздать свои мысли?!

И все — таки, что делать с мыслями, которые никак не угомонятся. Что с ними сделать? Как их победить?

Никак. Не стоит с ними воевать или пытаться их изжить . Борьба рождает сопротивление. Борьба притягивает мнимых «врагов», увеличивая их количество.

Здесь один простой секрет – занять позицию наблюдателя. Да, да! Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны. Будто вы смотрите на дождь из окна своей квартиры. Тренировка наблюдения ведет к повышению осознанности. Вы начнете по — новому смотреть на свои мысли, на действия и на мир в целом.

И чем чаще вы медитируете, тем меньше будет мыслей в вашей голове. Все дело в частоте практики и постоянстве.

Визуализация – нет, это не про меня.

Давайте прямо – визуализировать могут все без исключения. И делаем мы это ежесекундно. Любое слово, действие имеют свою картинку в вашей голове.

Сделайте простое упражнение. Поочередно называйте слова, закрывайте глаза и наблюдайте за образами, которые у вас возникают.
1. Апельсин
2. Пирожное
3. Школа
4. Облака
5. Лес
6. Собака
7. Любовь
8. Чудо
9. Вселенная

Обратите внимание, что любовь и чудо – это не материальные объекты, но у вас все равно появился определенный образ. А если апельсин был недостаточно сочный или облака не очень голубые, это уже опять оценка и выдача характеристик. Шуточки мозга, так сказать.

Ну и напоследок – произнесите «жизнь моей мечты» и закройте глаза…

Правда, здорово?!

Еще кое – что…
Еще хочу заметить, что есть еще один разрушающий фактор. Он рушит не только процесс медитации, но и другие жизненные сферы. Это его величество ожидание…

ПОМОГИ СЕБЕ CAM
Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

Мы уже говорили о том, что ощущения, сходные с медитационными, могут непроизвольно возникать у многих людей, если они, например, пребывают в состоянии покоя, созерцают речной поток или заход солнца или испытывают сильное чувство любви. Они познают нечто первопричинное, внутренне близкое, но одновременно новое и особенное.

Эти ощущения носят очень личный характер. Чаще всего о них совсем не хочется говорить. Довольно трудно рассказывать о связанных с этим приятных чувствах. Точно так же трудно описывать ощущения, возникающие при медитационной практике. Поэтому имеет смысл установка не анализировать и не наблюдать за ощущениями. Медитировать означает - "быть в пути". Цели достигаешь быстрее, если не "делаешь промежуточных остановок".

Наряду с личными имеется целый ряд общих ощущений, которые возникают у каждого во время самопогружения. В различных медитационных школах и классических текстах по медитации, как, например, в Йога-сутре Патанджали, уже давно рассказывается об этом. Современная психология также попыталась исследовать общие для медитационных процессов ощущения. Специально подготовленные психологи проводили опыты на самих себе, а также разработали для медитирующих анкеты (опросники) о самочувствии, которые заполнялись до и после медитации.

Первое отчетливое ощущение, возникающее у каждого медитирующего, состоит в следующем: он замечает, что сознание и реакции во время медитации совсем иные, чем при нормальном активном состоянии. Есть также различия и в фазах сонливости.

Австралийский исследователь медитации, психолог Ригби образно обобщает эти ощущения: "Сначала сознание находится в нормальном бодром состоянии - возникает поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое, словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворенного состояния, сосредоточение переходит на все более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются (трансценденцируются) самые тонкие структуры мышления и чувств и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании, без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального или чистого сознания без какого-либо времяощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Этот процесс постоянно повторяется".

Участники наших курсов также все время говорили о том, что медитация приносит им внутреннее успокоение. Во время медитирования изменяется их общее настроение: от напряженности, внутренней тревоги, чувства спешки, замотанности они постепенно и плавно переходят к состоянию спокойной собранности, внутренней бодрости и очищенности. У них возникает чувство свободы, облегчения и благополучия.

45-летняя участница курсов, заведующая отделом кадров, так описывает процесс медитации: "Я сижу с закрытыми глазами и начинаю упражнение. Я замечаю, как мои мысли постепенно улетучиваются, быстро рассеиваются, как редкие облака. Мое дыхание успокаивается, тело расслабляется. Мне очень легко и приятно. Временами мое мышление как бы отключается и я испытываю глубокий внутренний покой. Потом приходит чувство огромной удовлетворенности, переходящее время от времени в чувство полного счастья. Иногда, правда, медитация бывает неглубокой, в голове мелькает множество мыслей, но физически я чувствую себя, тем не менее, успокоенной и расслабленной. Такое чаще всего бывает по утрам. Вечерами, наоборот, я испытываю полное отключение и отчетливое состояние духовного покоя. В общем и целом я чувствую себя во время и после каждой медитации бодрее, проясняется мышление, становится просто хорошо".

Рассматривая психологические исследования медитационных процессов, убеждаешься, что при медитировании преобладают собранность, спокойная откровенность, удовлетворенность и хорошее самочувствие. По сравнению с обычным состоянием настроение во время медитации приподнято. Границы нормального обыденного сознания исчезают и медитирующий постигает поэтапно "беспредельность" или даже "вечность". В состоянии медитации сознание "расширяется" или "углубляется". Граница собственного "Я" становится преодолимее, происходит самопознание, которому может сопутствовать переживание взаимосвязи и взаимозависимости со всем и от всего.

Что происходит с организмом во время медитации

Еще в 1935 г. француженка, ученая и врач, Броссе заметила, что у опытных индийских йогов во время медитации замедляется сердечная деятельность. Это можно считать началом исследований изменений в организме во время медитации у йогов и монахов японского дзэн-буддизма. В 50-е - 60-е годы выяснилось, что у них снижается обмен веществ и медитационная практика сопровождается специфическими биотоками мозга. В последние годы обстоятельные научные исследования продолжались.

Ученые установили, что медитационное состояние - это уникальное состояние глубокой расслабленности и самопогружения, которое по физическим параметрам отличается от состояния сна и простого сидения с закрытыми глазами. Расслабление полнее, чем во сне, а сознание остается бодрым и ясным. Организм приходит в состояние покоя значительно быстрее, чем во время сна. Состояние глубокой расслабленности достигается чаще всего в течение нескольких минут, тогда как во сне на это требуется несколько часов.

Многие из приобщенных нами к медитационной практике фиксируют в первое время в основном физиологические изменения. Их дыхание становится глубже, а дыхательные паузы длиннее, организм успокаивается. Эти люди испытывают, как правило, непроизвольное чувство расслабленности и освеженности.

Особое впечатление на нас произвел тот факт, что во время фаз глубокой медитации у опытных медитирующих наблюдалась спонтанная остановка дыхания. Эти паузы длились в среднем 20 секунд и достигали максимальной продолжительности в 67 секунд, что свидетельствовало о состоянии экстремального расслабления.

Аналогично изменяется и сердечная деятельность. Количество биений сердца сокращается на 3 - 10 в минуту, а количество крови, перекачиваемой сердцем, сокращается на 25%. Можете представить себе, какой отдых получает при этом сердце, особенно на фоне сегодняшних стрессов, когда оно функционирует с большими нагрузками.

Помимо этого, медитирующие во время упражнений часто испытывают определенные физические ощущения совершенно необычного характера. Чаще всего рассказывают о тепловых ощущениях. Прежде всего тепло ощущается в руках и ногах. Это связано с улучшением кровообращения во время медитации. Например, кровообращение в нижней части руки увеличивается на 30%. Кровеносные сосуды расширяются и таким образом облегчается циркуляция крови. Далее было установлено увеличение притока крови во время медитации в лобные части головного мозга на 65% по сравнению с обычным сидячим состоянием. Это необычное увеличение притока крови в области мозга является отличительным признаком расслабленного состояния при медитации.

Кроме того, медитирующие ощущают токи тепла, поднимающиеся вдоль спины к голове. Иногда эти ощущения совпадают с впечатлением, что некоторые части тела, например голова или ноги, становятся тяжелее. Когда это ощущение тяжести проходит, наступает ощущение прилива энергии. Прилив энергии иногда распространяется по всему телу так, что чувствуешь себя, "как заряженная батарея". Возникают ощущения, что границы тела раздвигаются и оно становится проницаемым. Некоторые медитирующие вообще больше не чувствуют этих границ, что дает особую свободу.

При исследованиях регистрировалось также расслабление мышц, например, в области лба, затылка и плечевого пояса. Каждый знает, как широко распространены сегодня мышечные судороги, особенно в периоды повышенных нагрузок на организм. Во время медитации происходит радикальное снятие мышечных напряжений, что полезно для физического и психического здоровья.

Снижается также содержание молочной кислоты в крови. Во время стрессовых ситуаций и нервных потрясений содержание этого компонента, наоборот, увеличивается, т. е. медитационное состояние противоположно стрессовому и нервозному. Кроме того, во время медитирования концентрация стрессового гормона кортизола в крови и моче снижается по сравнению с предмедитационным состоянием на 37%, что также свидетельствует о снижении стрессового уровня (рис. 2).

Другим критерием стрессового уровня у медитирующих служит психогальваническая реакция кожи (ПГР), или сопротивление кожи. Чтобы измерить ее на коже, укрепляют электроды, например на правой руке, и пропускают слабый ток. Если вы находитесь в спокойном, расслабленном состоянии, то кожа у вас сухая и у нее большее электрическое сопротивление. Во время напряженной ситуации, например на экзамене или при решающем разговоре, наоборот, сопротивление кожи понижается, так как руки потеют и становятся мокрыми. Во время медитации электрическое сопротивление кожи возрастает быстрее, чем при глубоком сне. Это является еще одним подтверждением того, что медитационные упражнения приводят организм в состояние полного расслабления.

Психические ощущения во время медитации

Хотя у начинающих медитировать преобладают физические ощущения, психические ощущения также возникают уже с самого начала. "Удачная" медитация характеризуется интенсификацией сознания, т. е. ясностью, собранностью, повышенной проницательностью. Это относится в первую очередь к мыслям, которые возникают во время медитации. Они воспринимаются четче, чем во время обычного среднего состояния сознания. Вместо постоянного следования своим мыслям, чувствам, ощущениям медитация приводит к господству над ними.

Во время медитации участники наших курсов часто вспоминают переживания или ситуации, относящиеся к далекому прошлому или непосредственно связанные с событиями дня. Таким образом, медитация становится своего рода "психической переработкой", в конце которой медитирующие испытывают чувство облегчения, и помогает скорее забыть все второстепенное.

Иногда психическая активность во время медитации сопровождается зрительными и слуховыми ощущениями. Как и во сне, возникают зрительные образы, но медитирующий осознает эти спонтанно возникающие переживания и почти всегда может управлять событиями. Иногда эти психические впечатления сочетаются с физическими ощущениями.

Необходимо упомянуть и о последнем виде психических ощущений во время медитации. Медитирующий приобретает познания, необходимые для устройства его обыденной жизни или решения каких-либо особых проблем. Тем не менее, многие медитационные школы рекомендуют анализировать реальность содержания приобретенных во время медитации познаний, а не просто спонтанно руководствоваться ими.

Как работает мозг в медитационном состоянии

Как физические, так и психические ощущения во время медитации были бы немыслимы без соответствующей деятельности мозга. Поэтому функционирование мозга во время медитации постоянно привлекало внимание исследователей.

Особый интерес представляют изменения во время медитационных упражнений, отражающиеся в диаграммах биотоков мозга. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) отображает электрическую активность мозга. В определенных точках черепа крепят электроды и измеряют электрические колебания. Записанные биотоки расшифровывают по следующим параметрам: частота, амплитуда, форма, распределение и частотность. Различные по частоте виды биотоков соответствуют различным физическим и психическим состояниям:

  • дельта-волны: сон (менее 4 герц);
  • тета-волны: сонливое состояние, засыпание, а также радостное, спокойное, субъективно приятное состояние и творческие процессы (4 - 7 герц);
  • альфа-волны: расслабленное бодрствование (8 - 13 герц);
  • бета-волны: активное мышление, концентрация (более 13 герц).

Во время медитации в начале преобладают альфа-волны, которые распространяются от затылочных к лобовым частям мозга. Это свидетельствует о состоянии расслабленного психического бодрствования. Затем возрастает появление те-та-ритмов - признак физического покоя и хорошего самочувствия.

В нормальном состоянии биоритмы мозга составляют хаотичную, смешанную, разрозненную картину различных по частоте видов волн, не совпадающих во временном графике. Во время медитации возникает необычная равномерность всех видов мозговых волн. Во всех точках черепной коробки царит единообразие частот и амплитуд.

Электрическая активность мозга у медитирующих выглядит более синхронно, части мозга начинают работать гармонично и пульсируют в определенной степени в едином ритме. Это напоминает марш солдат на параде: солдаты двигаются упорядочение в едином строю и ритме. Их маршировка выглядит гармонично и единообразно.

Хотя по кривым биотоков мозга и нельзя судить о содержании мыслей и качестве мышления, но вполне можно определить степень общего состояния и синхронизацию основной биологической активности мозга, которая является общей предпосылкой для устойчивости, мобильности и ясности умственных процессов.

Исследователи мозга долгое время искали на ЭЭГ специфические признаки медитационного состояния, пока в 1974 г. Лайвин при помощи нового метода обработки данных не обнаружил когерентность.

Когерентность показывает, насколько велика связь синхронных электродов, размещенных на различных, удаленных друг от друга участках черепной коробки. Когда когерентность высока, волны растут одновременно в двух или нескольких регионах мозга в виде "пика".

На диаграмме изображена ЭЭГ-когерентность человека до и после овладения трансцендентальной медитацией. Альфа-когерентность возникает уже после первой медитации. Чем длительнее и регулярнее занятия, тем сильнее становится когерентность в различных волновых диапазонах. ЭЭГ у медитирующих с большим опытом показывает одновременную когерентность различных частот, которая сохраняется все чаще и чаще и при повседневной деятельности (рис. 3).

Известно, что различные части мозга и особенно оба мозговых полушария отвечают за различную деятельность организма.

В нормальном состоянии бодрствования работа мозга координируется слабо. Большинство людей при решении обыденных задач оперируют преимущественно аналитическими или интуитивными категориями, мысленно или образно, во времени или в пространстве, интеллектуально или художественно. Очевидно, что успех при решении обыденных проблем зависит от интеграции различных функций мозга.

Во время медитирования согласованность, обмен информацией между обоими полушариями улучшается. Из исследований творческих процессов известно, что творческие достижения зависят во многом от информационного обмена мозговых полушарий. Медитация стимулирует мозговую активность.

Исследователь мозга Банкуэт установил на основе медитационной практики три различных формы интеграции мозговой деятельности: интеграция левого и правого полушарий мозга; интеграция затылочной и лобной частей мозга; интеграция поверхностных и глубинных участков мозга.

Первая форма интеграции образует основу для гармонизации интуиции, силы воображения, творческих потенций, а также чувств, - т. е. свойств и способностей, присущих правому мозговому полушарию, - и интеллектуальных центров левого полушария.

Вторая форма интеграции позволяет сделать вывод, что медитация способствует взаимодействию между умственной активностью и движениями. Улучшение сенсорно-моторной координации, например сокращение времени реагирования, подтверждают и другие исследования.

Интеграция между отделами мозга, отвечающими за сознательную мыслительную активность, и теми, которые управляют основными жизненными процессами, т. е. третья форма интеграции, ведет к бесперебойному взаимодействию тела и мысли.

Пиковые, предельные ощущения во время медитации

Хотя воздействие медитирования со временем увеличивается, физические и психические ощущения, перечисленные ранее, теряют со временем новизну. Все естественнее кажется состояние удовлетворенности и миролюбия. Мы не можем описать их здесь со всеми подробностями, но один из участников наших медитационных курсов, 32-летний скульптор, записал и передал нам свои впечатления, которые дают хорошее представление о предельных ощущениях во время медитации: "Непосредственно после начала медитации мой пульс замедляется, а дыхание становится спокойным. Я чувствую нежный ток в теле, энергия и радость поднимаются из нижней части тела. В области сердца появляется ощущение глубокой радости. Тело становится все спокойнее, раздвигается и становится, как бриллиант, - прозрачным, чистым и неподвижным. Мысли сами по себе делаются легкими и быстро улетучиваются. Я все сильнее и сильнее ощущаю самого себя, воспринимаю тишину в себе и вокруг, даже если слышу на поверхности восприятия какие-то шумы. Потом я ощущаю, как погружаюсь в эту тишину, все границы исчезают и остается только ощущение бесконечных просторов. Когда я выхожу из этого состояния, остается чувство глубокой сопричастности со всем и всеми и неописуемое ощущение счастья. После таких медитаций я решаю все профессиональные и семейные проблемы быстро, беспрепятственно и к всеобщему удовлетворению".

Гуманистическая психология подчеркивает особое значение предельных, или пограничных, ощущений. Маслоу, выдающийся представитель гуманистической психологии, установил, что в такие моменты внутреннего наполнения человеческие силы объединяются наиболее эффективным образом, и человек тогда становится менее разбросанным, более восприимчивым к ощущениям, у него повышается производительность, изобретательность, увеличивается чувство юмора, он становится более независимым от низменных потребностей. При предельных ощущениях каждый чувствует единство с самим собой и со своим окружением, чувствует трансцендентальность, позволяющую преодолеть границы собственной личности.

Как видите, медитационные занятия позволяют изведать многообразие различных ощущений. Медитация в этом отношении нечто уникальное. Она соединяет покой и бодрствующее сознание в одно состояние "спокойного бодрствования", которое сопровождается хорошим физическим и психическим самочувствием.

В общем, уникальный текст. Нигде больше такого не найдете.

Когда вы медитируете, обращайте внимание на градации. Это подобно тому, как вы плывете по реке или морю и чувствуете волны и ветер, чувствуете колебания. Когда вы вышли на берег, плоскость та же, но ощущение от движения - уже другое. Другое усилие прилагается. Если, например, ландшафт горный, то вы чувствуете, что идете по другой структуре. Когда вы двигаетесь вовнутрь, структура также меняется. Иногда вы начинаете чувствовать, что идет расширение. Иногда вы чувствуете, как волны начинают вас захватывать, и вы, например, кружитесь. Вас может валить, или одна часть тела может становиться больше другой. Иногда вдруг ворох мыслей выходит.

Вы двигаетесь по определенным слоям. Вы можете этого не понимать, не замечать, потому что человек - как матрешка, все поля в нем существуют одномоментно. Но, когда вы двигаетесь вовнутрь, вы начинаете их проходить. Например, вы задали цель - двигаться к центру, и начинаете через эти поля проходить. Когда вы двигаетесь, в какой-то момент вы можете начать видеть цвета, слышать звуки. Один из таких показателей - когда вы начинаете слышать звук ОМ. Вы садитесь и вдруг слышите гул, похожий на тот, который издает лампа дневного света: «Оммммммм». Он может также сопровождаться визуальными эффектами - сверканием искр, пятнами, еще какими-то.

Поначалу, если вы привыкли жить в уме, все это кажется вам фантазией. Затем, когда вы начинаете уделять внимание этой фантазии, она оживает и становится более явной, а телесные ощущения - менее явными. Если вы потом длительное время медитируете, то у вас может случиться пограничное состояние: вы вообще не понимаете, что вы сидите, вы не понимаете - то ли вы уснули, то ли медитируете. Если в такой момент вы резко откроете глаза, то состояние будет наподобие сна, когда вы рассматриваете предметы, как во сне. Грань между ощущением тела и восприятием реальности начинает теряться. Ваше тело и предметы начинают как бы сливаться.

Когда в какой-то момент ваша осознанность проходит через ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛО, непроработанность в эмоциональном теле может вскрыть какие-то эмоции. Человек начинает вдруг плакать или вспоминать какие-то события, или что-то еще. Этот слой тоже проходится. Чем тоньше вы в какие-то слои входите, тем более явными будут ощущения по сердцу, и менее явными - по телу. Погружаясь вглубь, вы будете больше зависимы от души и чувств, нежели от ощущения тела. Поэтому, двигаясь вглубь, вам придется быть все более и более внимательными. Внимательность не означает сильное напряжение, концентрация не должна быть усилием. Концентрация должна быть естественным потоком, где вы не сжимаете невозможное в желаемое, а даете возможность времени вашим усилием вырасти в состояние естественной концентрации, естественного восприятия.

Иногда люди хотят быстрейших результатов, но не у всех карма, внутренняя собранность, подготовка, эволюционный путь позволяют этого добиться. Многим, чтобы прикоснуться к медитации, нужны годы. Наберитесь терпения. Не думайте, что если сейчас у вас медитация не получается, значит, вам это не дано, - это не так. Если вы сидите и чувствуете, что ничего не чувствуете, т.е. понимаете, что у вас ничего не получается, все равно сидите.

Вы должны понять, что медитация - это одна из важнейших частей человеческого пребывания здесь, на Земле, потому что медитация - это прикосновение к источнику силы. Эта сила вам нужна для решения любой задачи в этом мире - будь то семейная задача, собственное развитие, зарабатывание денег, воспитание детей, выстраивание отношений - неважно. Источник жизни - один, и, если концентрация рассеяна, концентрации нет, т.е. внимание рассеяно, все время будет идти ослабление. Это ослабление связано с тем, что ваш ум, ваши эмоции будут забирать жизненную силу. Вы даже не будете замечать, как расплескивается энергия. Она утекает через ваше обдумывание. Далеко не все могут в течение дня набирать эту энергию.

Чаще всего вы отдыхаете в выходные дни. Возможно, вы выезжаете в лес, на природу, где много праны. Возможно, вы высыпаетесь. Но, например, гнев и раздражение могут в течение дня очень быстро вас опустошить. В какой-то момент вы вспыхиваете, но потом, через некоторое время, наступает усталость. В течение какого-то времени вы можете гореть в напряжении, а потом наступают бессилие и болезнь, как последствия потери энергии. Медитация заполняет вас энергией с очень тонкого плана. Очень тонкой энергией, которая по чакрам спускается вниз до физического тела и дает вам наполненность. Но в силу того, что мы привыкли чувствовать себя телом, нам еще необходимо наполняться жизненной силой через природу - через гуляние в парке, через пробежки, плавание, футбол, волейбол, некую динамику. И тогда мы чувствуем, что наше тело оживает. У нас появляется интерес, уходит депрессия, т.е. мы, таким образом, прокачивая физическое тело, поднимаем жизненную силу, иммунную систему, тонус.

Медитация идет с верхних центров, из глубины души, но она может решить ту же самую задачу. Для этого нужны опыт, время, терпение. Если вы эти две системы соедините, т.е. физическую активность, интенсив с медитацией, то вы с двух сторон пойдете к центру себя. У вас будет физическая сила для того, чтобы легко концентрироваться, а концентрация, как спичка, которой вы подожгли бензин, даст возможность прохождения тонкой энергии космоса в ваш ум, ваше тело, эмоции, чувства. Спускаясь по центрам, эта энергия будет проходить в более плотные частоты, в более плотные слои.

Когда вы сидите, может случиться так, что у вас пошло включаться ЭФИРНОЕ ТЕЛО. И тогда, например, если вы не касаетесь стенки, а сидите с прямой спиной, у вас тело может начать качаться. Вы ничего не делаете, а его начинает качать. Когда есть привычка сидеть с прямой спиной, а эфирное тело расслаблено, вхождение энергии в эфирное тело может выйти в такую конфигурацию, когда-либо вас качает влево-вправо, либо вперед-назад, либо по кругу, либо по какой-то более сложной траектории. В движении энергии вы переходите с ощущения тела на энергию, вы начинаете чувствовать эту энергию, а тело уже вслед за энергией начинает вести.

Я вам сейчас рассказываю, как градации идут, и как вы можете ощутить по различным состояниям, что может происходить.

Входя в АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО и концентрируясь в нем, например, вы можете не понимать, что это астральное тело. Там не написано, куда вы вошли. Но ощущение может быть такое, что конфигурация зала вдруг поменялась. Вы вдруг почувствовали, что стены стали шире, больше. Ваше астральное тело начало изменяться. Такой выход может дать интересные возможности. Если вы сделаете сборку в этом состоянии, сконцентрируетесь в нем и затем создадите намерение увидеть, например, Тадж-Махал, то астральное тело переместится туда, и вы будете этим телом чувствовать, как будто вы там. Если третий глаз не открыт, вы будете просто чувствовать ощущение прикосновения к атмосфере Тадж-Махала. Вы можете погрузиться в любую точку Земли или даже выйти в любую точку в космосе.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО работает по-другому. Вначале в вашем уме всплывает ворох мыслей, и абстрагировать себя от мыслей очень тяжело, в силу того, что ум является очень большой частью нашего взаимодействия в этом мире. Мы общаемся через ум, думаем, т.е. мы привыкли, учась в школе, работать через ум. Как понять, что вы вошли в сферу ума? Если вы туда входите, то любая реальность, которую вы создаете в уме, вдруг начинает ощущаться как реальная. Так же, как здесь, в плотной материи, вы можете чувствовать предметы и явления, точно так же ум все нюансы вашей фантазии, ваших мысленных форм оденет в осязаемое ощущение. Попадая в такое состояние, вы понимаете: все, что вы видите - это реальность. Проснуться в уме - непросто. Но, если это происходит, вы можете остановить ум и двигать им, т.е. видоизменять поток мыслей, таким образом меняя реальность. Это работа очень трудная, потому что происходит абстрагирование. Она требует либо большого времени, либо каких-то стрессовых ситуаций, где ваше эго, ваша личность, чтобы выжить, вынуждены отодвинуть восприятие от себя.

Что происходит, когда человек теряет сознание от боли? Если боль становится в уме запредельной (тем более, если боль находится в теле, - травма, например), то через такое абстрагирование происходит отделение восприятия от воспринимающего. Ну и говорят: «Он потерял сознание». На самом деле, это естественная реакция на то, чтобы эту боль, это преломление не испытывать. Что же такое боль? Это сильный поток энергии, который в определенном слое испытывает преломление. Когда это преломление вами осознается, оно может быть в привычном восприятии, можно сказать, неприятным. Степень неприятности определяет степень боли. Потому что удовольствие и боль лежат на двух чашах одних весов. Они являются по природе одним. Являются потоком энергии и восприятия в разных частотах. Самая сильная боль для обычного человека - это боль в уме. Если вы абстрагируете ум, отделитесь от ума, то боль и состояние боли теряются, но и удовольствие тоже начинает теряться. Вы получаете удовольствие и боль через ум. Тело является уже опосредованной системой ощущения этого. В то же время то, что вы создаете в уме, может быть весьма устойчивым, и, возможно, навязчивым. И, если то, что вы создали в уме, сильно отличается от того, что находится в сердце, то и фанатичным.

Поэтому мы двигаемся дальше. От ума мы двигаемся к прикосновению к душе. Но, когда мы двигаемся дальше, мы не понимаем, что нужно почувствовать. Люди часто задают этот вопрос: «Что надо делать во время медитации?» И, когда отвечаешь просто: «Ничего», то это является самым трудным. Потому что мы привыкли что-то делать.

Помочь поймать частоту энергии, которая лежит выше ума, может человек, который имеет, как носитель, эту высокую частоту. Именно с этой целью люди ездят в Индию, ищут мастеров, настоящих мастеров, у которых есть это горение, есть эта энергия, и они могут в вас инициировать это ощущение.

Поначалу оно в вас воспринимается, как нечто, что вы не можете идентифицировать. Это нормальное явление, потому что ваш ум, соприкоснувшись с этим, никак не может его интерпретировать. Не нужно. В вас будет рождаться новая система, она даже не рождается, она включается в работу от спячки. И она - это нечто - ощущается вами как реальность. Тогда ум и все явления воспринимаются, как сон. И чем больше реальность в сердце, просыпание, тем больше ощущение иллюзии ума. Т.е. это есть, да, но не как реальность, а как сон. Представьте себе, что вы спите, и вдруг в какой-то момент с вами что-то происходит, и вы начинаете чувствовать, что это - не реальность, это - сон. Тогда, во-первых, с вами нечто происходит, т.е. вы не то чтобы сходите с ума, но возникает чувство, очень похожее на схождение с ума. Точка восприятия начинает смещаться. Когда это происходит, вы начинаете чувствовать, что есть некая опора внутри, более явная, чем ваш ум.

Вот эта опора в обычном состоянии - в таком, в котором вы находитесь, - может ощущаться как либо тоска, либо какая-то печаль в сердце. Если вы начинаете смотреть на эту опору с ума, то она при глубинных состояниях, например, которые сейчас с людьми происходят, может вот так чувствоваться. Не гоните это состояние, изучайте его. Потому что таким образом вы можете войти в центр. И если вы начнете говорить: «Я - не тело, я - не ум», но я хочу понять, кто я, хочу найти точку опоры, хочу узнать, что это за состояние, тогда оно начнет в силу вашего изъявления этого желания становится более явным. Если вы начинаете сливаться с точкой опоры, то ваш ум начинает как бы абстрагироваться. В этот момент мир ощущений начнет плыть. И если вы его не хватаете, не пытаетесь его удержать, то ваша жизнь начнет превращаться в сон. Если это происходит, то тяготы жизни, которая сейчас происходит, отодвигаются. Они не исчезают, вы начинаете их ощущать иначе.

Я вам сейчас рассказываю, как можно двигать сознанием, чтобы прийти к центру. Следующее, что происходит: вы начинаете соприкасаться с глубинными чувствами, с теми чувствами, которые идут из души. К тому сокровенному состоянию, которое формирует намерение и окрашивает ваши сны не в краски даже, а в состояния. Если вы входите глубоко в сердце, в эти чувства, то даже простой сон является отдыхом, является наслаждением. Если сон поверхностный, то даже красочный сон может не так радовать, как то глубинное состояние, с которым вы соприкоснулись. Но если там интерпретируется боль, то она гораздо больнее, чем любая боль физического тела. То, что ближе к нам, сильнее в ощущениях радости и в ощущениях горести до того момента, пока эти две силы не сольются в одну - там, где энергия и сознание становятся единым. Когда вы будете чувствовать расширение бескрайних границ, как силу, которая творит, причем это и есть вы, то это говорит о том, что начало происходить слияние энергии и сознания. Оно не разделяется на шиву и шакти, т.е. на силу и восприятие. Оно становится единым целым.

Пока на этом остановлюсь, но это не конец. Потому что все, что будет дальше пониматься, очень тяжело воспринимается умом. Потому что оно многомерно и настолько алогично, настолько сказочно, что уму к нему лучше не прикасаться, потому что ум подобен неверящему родителю, разрушающему сказку ребенка о деде Морозе.

Хочу вас уверить, все намного проще. На столько просто, что человек не может этого понять и начинает усложнять себе жизнь, что в принципе, он (человек) и делает всегда: искать проблемы и сложности в том, что просто. Сегодняшняя статься - это небольшой экскурс в мир медитации, я рассмотрю ее с физиологической точки зрения, опираясь на научные факты, т.к. в наше время - человеку подавай доказательства, и только потом, может быть, он займется этим делом. Я же советую сначала заняться этим делом, и вы не прогадаете, т.к. эффект не заставит себя ждать.
На одном йоговском форуме было интересное обсуждение темы, где приводилась выдержка о медитации из книги Учителя Единого Ян , Центра "Дао Дэ".

В мире также существует разновидность метода практики "алхимии", в виде сидения либо молча либо бормоча заклинания или молитвы, различных собственных практик сидения. Практикующие их совершенно не понимают, что это абсолютно бесполезно и не приведет ни к какому результату. Такое сидение (медитация) называется - засохшее созерцание, иссохший Чань. В даосизме часто говорят, что "движение порождает Ян", а "покой порождает Инь" , "чистый Ян – это Сянь (бессмертный)", "чистый Инь это Гуй (черт, призрак)". Когда Вы сидите в Дацзо (сидячая практика в лотосе или скрестив ноги, медитация), это есть ложный покой, при развитии этого процесса "порождается Инь", и чем дольше будет длиться сидение тем лицо будет становиться все более бледным и вялым, а здоровье и состояние тела все хуже и хуже. Ян цзин не сможет удерживаться в теле и будет рассеиваться вовне.

Стремящийся к духовной практике! Сначала подумай насколько ли обилен у тебя цзин, что ты не боишься истощить его сидением, умереть даже не понимая что это произойдет от твоей практики, безвинно погубить свою душу неразумным пристрастием к профаническому учению? Если так произойдет, то будет поистине жаль!


Действительно, после прочитанного, ты поневоле начинаешь задумываться, а безопасна ли практика медитации? И здесь люди делают ошибку, называя медитацию - практикой. Но об этом чуть дальше.
Большинство современных методов практики уповают на медитацию как на метод "просветления". И по этому поводу мне понравились слова Андрея Сидерского (основателя системы Йога 23):
Усердная практика в стремлении к просветлению и духовному совершенству - пустышка. Просветление само находит свой путь и случается с теми, кому нет до него никакого дела, но кто ведёт просветлённый образ жизни не потому, что так того требует канон, а потому, что это естественно и ощущается как единственно возможный вариант.

Эти слова говорят сами за себя. Практикующий, стремясь к чему-то во время медитации - что-то упускает. Почему медитацию называют "практикой", "техникой" или "методом" становления чего-то??? Я согласен с Владимиром Машкевичем , когда он говорит, что медитация - это состояние переживания. Понимание медитации уводит нас от практики или умственных усилий, от "делания".

Вы чего-то ожидаете от нее , каких-то супер-мега ощущений, каких-то прозрений??? - в таком случае вы упускаете саму медитацию. Это факт. Но для современного человека - это довольно сложно понять. Эта моя фраза на вышеупомянутом форуме, да и не только на нем, но и еще других форумах, вызвала недоумение и ряд противоречий людей, которые явно не открыли для себя чудо медитации. Возможно они что-то где-то слышали, но не правильно поняли. Ведь можно всю жизнь просидеть в позе лотоса, пытаясь, считая, что ты "медитируешь", из кожи вон будешь лезть, что бы чего-то там достичь, стать сверх-человеком, таким образом израсходовав всю свою энергию на ерунду, на непонятные желания чего-то там...
Вот хороший ответ был на мои слова:


сидеть просто так, без вштырок??? нет, увольте...

использовать Медитацию (кхм) ради самой Медитации, это все равно что забивать гвозди микроскопом. Или нежно поглаживать веник, вместо того, чтобы заметать им пол...
имхо конечно


И здесь уместно задать человеку вопрос: а чего же вы от нее ждете? Напридумывая себе, что медитируя мы получим сверх-способности, выйдем там в астрале полетаем или еще чего, - мы этим и ограничиваемся, этим хаосом в уме, этой выдумкой ума, и мы никак не можем дальше пойти, мы по кругу будем кататься вокруг своей мечты, своей личной идеи ожидания чего-то от медитации... упуская при этом медитацию. Делание ради делания никого не устраивает?
Но я не говорю, что нельзя получить что-то благодаря медитации, я говорю и открыто заявляю, что не стоит ожидать получить что-то от медитации, потому что вы потеряете ее из виду .

Дзэн-высказывания Кодо Саваки роси:


В мире существует много видов вознаграждения. Но какое вознаграждение могло бы сделать нас более счастливыми, нежели возможность сесть на подушку и практиковать дзадзэн. Кому больше нравится какая-нибудь другая секта, то пусть лучше он остается там. Ты должен практиковать дзадзэн, только если ты действительно этого хочешь.
Что приносит дзадзэн? Дзадзэн не приносит абсолютно ничего!

Итак, давайте займемся физиологическим разбором и посмотрим что происходит во время сидячей медитации ? Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга. Настолько хорошо снабжённые кровью, они словно "просыпаются" от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.
Нервная система расслабляется, мозговой ствол, таламус и гипоталамус работают на полную мощность. Ты совершенно восприимчивый и внимательный каждой клеткой своего тела. Всё - без того, чтобы ты напрягался.

При медитации выделяются в мозгу эндорфины (внутренние морфины), местом синтеза этих веществ являются подкорковые ядра головного мозга (как писал выше, при медитации кровь проникает в глубокие слои мозга, тем самым стимулируя их).
В конце 80-х учеными было доказано следующее: существуют разные типы рецепторов системы эндорфинов, при возбуждении которых получались принципиально разные эффекты.
Например, возбуждение одних рецепторов вызывало торможение нервной системы, вплоть до глубокого сна, а других - возбуждение, вплоть до судорог. Одни рецепторы снижали артериальное давление, другие наоборот, повышали. Одни сужали спектр входящей от органов чувств информации, другие расширяли вплоть до развития галлюцинаций.
Предполагалось, что добившись увеличения эндорфина или стимуляции определенных рецепторов, возможно лечение многих болезней, связанных с нервной системой и не только.
Первоначально предполагалось обратиться к восточному методу иглоукалывания. Но по ряду причин, и прежде всего потому, что иглоукалывание освобождает имеющиеся эндорфины, а не увеличивает их продукцию, этот метод не получил широкого применения. Что, противоположно эффекту использования методов, базирующиеся на системе йоги и медитации.
Воздействуя на эндорфины, мы управляем всеми системами управления организма , например эффективно применение методов при:
- синдром хронической усталости, депрессии
- острые стрессовые расстройства, все состояния, связанные с последствиями стресса
- восстановление общего физического тонуса, "приведение в норму" после болезней, поддержка в ходе лечения общих заболеваний
- и т.д. и т.п. и др.
Это раз.

Второе.
Возьмем во внимание (можно на веру, а можно и с целью личной проверки) наставления мастеров дзадзен и випассаны , которые делают особый акцент на правильность позы во время медитации, как сильного стимулятора всей циркуляции энергии. Например, в позе лотоса ступни на каждом из бёдер нажимают на зоны с важными акупунктурными точками, которые принадлежат меридианам печени, почек и мочевого пузыря, позвоночник хорошо выгнут, а спина держится прямой. Колени должны четко и неподвижно давить (упираться) на землю, подбородок втянут назад и хорошо вытянут затылок (он образует прямую линию). Через него проходят многочисленные нервные волокна, и если кровообращение хорошо работает, то мозг подпитывается гораздо лучше.

Мне нравятся слова Мастер Кайсена о позе :


"Поза" на японском называется сисэй. В старояпонском и старокитайском си означает "форма", а сэй "сила". "Форма" указывает на позу, которая должна быть такой красивой, как только возможно. Но поза дзадзэн - это не только форма, она всегда должна быть также связана с элементом сэй, что означает "силу, деятельность". Правильность формы, без сомнения, важна, но если у неё нет силы и энергии, то она незаконченная. Единство обоих элементов создаёт позу. Её также называют икиой, ики - "дыхание" и ой - "жизнь или жизненная сила".
Форма и сила находятся в тесной взаимозависимости. При этом речь идёт не о каком-то устаревшем формализме, а о практике совершенной позы, которая была постигнута и углублена длинной цепочкой старых мастеров.

Продолжим физиологический разбор.

В университете Токио профессор Касамацу проводил опыты, чьи результаты были опубликованы в Revue Scientifique Internationale. В Париже, в лаборатории госпиталя Св. Анны, опыты с электроэнцефалограммой принесли те же результаты. Электроэнцефалограмма описывает определённый альфа-ритм, который присутствует во время медитации. Он указывает на состояние широко рассеянного внимания, которое наступает, когда кора головного мозга полностью расслабляется. Измерения электроэнцефалограммы на ладони показывают повышение и в то же время регулирование функций нейровегетативной системы, которая связана с деятельностью субкортальных глубинных структур. Когда кора головного мозга успокаивается, то мозговой ствол приходит в активность. Во время медитации повышенная циркуляция крови приносит в ткани больше кислорода, повышается активность автономной нервной системы, производство норадреналина (это гормон, тесно связанный с адреналином и обладающий сходным с ним действием; секретируется мозговым веществом надпочечников и выделяется симпатическими нервными окончаниями в качестве нейромедиатора. Этот гормон вызывает сужение мелких кровеносных сосудов, благодаря чему в организме повышается кровяное давление; благодаря его действию усиливается кровоток через коронарные артерии, ускоряется и усиливается частота сердечных сокращений; увеличивается частота и глубина дыхательных движений, усиливается вентиляция легких, расширяются бронхи, а также расслабляются гладкие мышцы кишечника и ослабляется моторика....), что в свою очередь препятствует выбросу молочной кислоты и способствует состоянию покоя и расслабленности (Как известно нервные люди производят гораздо больше молочной кислоты, чем обычные). В результате устанавливается состояние повышенной бдительности с одновременным уменьшением обмена веществ.

И напоследок, слова ОШО:

В то мгновение, когда молчание проникает в вас, вы можете понять его значительность, потому что это то же молчание, которое испытал Гаутама Будда. Это то же молчание, которое испытали Чжуан Цзы, или Бодхидхарма, или Нансен... Вкус молчания тот же.
Времена меняются, мир продолжает изменяться, но опыт молчания, его радость, остаются прежними. Это единственное, на что можно положиться, единственное, что никогда не умирает. Это единственное, что вы можете назвать сутью своего бытия.

Что первое приходит к вам в голову, когда вы слышите слово «медитация»? Наверняка, это спокойствие, умиротворенность, дзен… Мы знаем, что медитация помогает очищать наше сознание, улучшает концентрацию, успокаивает, учит жить осознанно и дает другие преимущества как разуму, так и телу. Но что на самом деле делает медитация с нашим мозгом с физиологической точки зрения для того, чтобы получить такой эффект? Как она работает?

Вы можете скептически относится к тому, как другие поют дифирамбы медитации и превозносят ее пользу, но на самом деле дела обстоят так, что ежедневная медитация по 15-30 минут имеет огромное влияние на то, как проходит ваша жизнь, как вы реагируете на ситуации и как взаимодействуете с людьми.

Это сложно описать словами, если вы хотя бы не попробовали. С технической же точки зрения медитация позволяет нам изменять наш мозг и делать просто волшебные вещи.

Кто и за что отвечает

Части мозга, на которые влияет медитация

  • Боковая префронтальная кора. Эта часть мозга, которая позволяет вам смотреть на вещи более рационально и логически. Также ее называет «Оценочным Центром». Он участвует в модуляции эмоциональных реакций (которые поступают из центра страха или других частей), автоматически переопределяет поведение и привычки и снижает тенденцию мозга принимать вещи «близко к сердцу» путем модуляции части мозга, которая отвечает за ваше «Я».
  • Медиальная префронтальная кора. Часть мозга, которая постоянно обращается к вам, вашей точке зрения и опыту. Многие люди называют это «Центром Я», потому что эта часть мозга обрабатывает информацию, которая относится непосредственно к нам, включая и то время, когда вы мечтаете, думаете о будущем, размышляете о себе, общаетесь с людьми, сочувствуете другим или пытаетесь их понять. Психологи называют это Автореферальным Центром.

Самым интересным в медиальной префронтальной коре является то, что на самом деле она состоит из двух секций:

  • Вентромедиальная медиальная префронтальная кора (VMPFC). Она участвует в обработке информации, связанной с вами и с людьми, которые, на ваш взгляд, похожи на вас. Это как раз та часть мозга, которая может сделать так, что вы будете принимать некоторые вещи слишком близко к сердцу, она может заставить вас беспокоиться, вызвать тревогу или ввести вас в стресс. То есть, в стресс вы сами себя вгоняете, когда начинаете слишком беспокоиться.
  • Дорсомедиальная префронтальная кора (dmPFC). Эта часть обрабатывают информацию о людях, которых вы считаете отличными от себя (то есть совсем другими). Эта очень важная часть мозга участвует в эмпатии и поддержании социальных связей.

Итак, у нас остались островок головного мозга и мозжечковая миндалина:

  • Островок. Эта часть мозга отвечает за наши телесные ощущения и помогает нам отслеживать то, насколько сильно мы будем ощущать то, что происходит в нашем теле. Она также активно вовлечена в переживаниях в общем и в сопереживании другим.
  • Мозжечковая миндалина. Это наша сигнализация, которая еще со времен первых людей запускает у нас программу «дерись или беги». Это наш Центр Страха.

Мозг без медитации

Если взглянуть на мозг до того, как человек начал медитировать, можно увидеть сильные нейронные связи внутри Центра Я и между Центром Я и участками мозга, которые отвечают за телесные ощущения и за ощущение страха. Это означает, что как только вы чувствуете какое-либо беспокойство, страх или телесные ощущение (зуд, покалывание и т.д.), то скорее всего вы отреагируете на это, как на беспокойство. И это происходит потому, что ваш Центр Я обрабатывает огромное количество информации. Более того, зависимость от этого центра делает так, что в итоге мы застреваем в наших мыслях и попадаем в петлю: например, вспоминаем о том, что мы уже чувствовали это когда-то и может ли это что-то означать. Мы начинаем перебирать в голове ситуации из прошлого и делаем это снова и снова.

Почему это происходит? Почему наш Центр Я позволяет это? Это происходит потому, что связь между нашим Оценочным Центром и Центром Я довольно слаба. Если бы Оценочный Центр работал на полную мощность, он мог бы регулировать ту часть, которая отвечает за принятие вещей близко к сердцу, и повышал бы активности той части мозга, которая отвечает за понимание мыслей других людей. В итоге мы бы отсеивали всю ненужную информацию и смотрели на происходящее более здраво и спокойно. То есть наш Оценочный Центр можно назвать тормозами нашего Центра Я.

Мозг во время медитации

Когда медитация является вашей постоянной привычкой, происходит несколько позитивных вещей. Во-первых, сильная связь между Центром Я и телесными ощущениями ослабевает, поэтому вы перестаете отвлекаться на внезапные ощущения беспокойства или физические проявления и не попадаете в свою мысленную петлю. Именно поэтому у людей, которые часто медитируют, снижается тревожность. В итоге вы можете смотреть на свои ощущения уже не так эмоционально.

Во-вторых, образуются более сильные и здоровые связи между Оценочным Центром и телесными ощущениями/центрами страха. Это означает, что если у вас появляются телесные ощущения, которые могут означать потенциальную опасность, вы начинаете смотреть на них с более рациональной точки зрения (а не начинать паниковать). Например, если вы почувствовали болевые ощущения, вы начинаете наблюдать за ними, за их спадами и возобновлением и в итоге принимаете правильное, уравновешенное решение, а не впадаете в истерику, начиная думать, что с вами точно что-то не так, рисуя в голове картину чуть ли не собственных похорон.

И, наконец, медитация связывает полезные аспекты (те части мозга, которые отвечают за понимание людей, не похожих на нас) Центра Я с телесными ощущениями, которые отвечают за сопереживание, и делает их сильнее. Эта здоровая связь повышает нашу способность понимать, откуда пришел другой человек, особенно таких людей, которых вы не можете интуитивно понять, потому что вы думаете или воспринимаете вещи иначе (обычно, это люди из других культур). В итоге ваша способность ставить себя на место других, то есть действительно понимать людей, возрастает.

Почему важна ежедневная практика

Если смотреть на то, как влияет медитация на наш мозг с физиологической точки зрения, мы получаем довольно интересную картину — она укрепляет наш Оценочный Центр, успокаивает истеричные аспекты нашего Центра Я и уменьшает его связь с телесными ощущениями и укрепляет его сильные части, отвечающие за понимание других. В итоге мы перестаем так эмоционально реагировать на происходящее и принимаем более рациональные решения. То есть с помощью медитации мы не просто меняем свое состояние сознания, мы физически изменяем свой мозг к лучшему.

Почему важна постоянная практика медитации? Потому что эти позитивные изменения в нашем мозгу обратимы. Это как с поддержанием хорошей физической формы — она требует постоянных тренировок. Как только мы перестаем заниматься, мы снова возвращаемся к исходной точке и для восстановления снова требуется время.

Всего 15 минут в день могут совершенно изменить вашу жизнь так, как вы даже представить себе не можете.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация