Реализация права подозреваемых обвиняемых на свободу вероисповедания. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания

Главная / Земля

Введение

На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Религия с 20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г. церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ.

Целью данной работы является изучение проблем возникающих в процессе обеспечения свободы вероисповедания и свободы совести осужденных на сегодняшний день.

Задачи определены следующим образом:

.Определение понятия свободы совести и свободы вероисповедания осужденных;

.Выявление особенностей соблюдения вышеуказанных свобод;

.Анализ норм, определяющих свободы и права осужденных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

«Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах». Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. «В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире».

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные».

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один - это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести - это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала.

Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свобод, является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания - выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

«Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра».

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на свободу вероисповедания.

2. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания

вероисповедание свобода право сужденный

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

В 1990 году принимается закон РСФСР о свободе вероисповеданий, обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов. С принятием этого закона разрешился целый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с тем его появление поставило немало новых проблем. К наиболее сложным из них относится проблема реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.

С одной стороны, в соответствии с рассматриваемым законом начала складываться определенная практика реализации указанного права в местах лишения свободы. В основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов. Однако в отдельных местах практика пошла дальше касающихся осужденных положений закона. Она стала охватывать обеспечение религиозного образования и другие аспекты религиозной деятельности. «В этой связи возник целый комплекс организационных и правовых вопросов относительно объема права осужденных на свободу вероисповедания, создания системы правового регулирования его реализации и т.д.».

Вместе с тем проблемы теории свободы вероисповедания не получили должного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. «Среди пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказанная в 70 - 80-х годах А.А. Беляевым, А.А. Рябининым, А.Н. Игнатовым, А.Н. Фистиным, Б.Ф. Малаховым, суть которой сводилась к тому, что, поскольку церковь отделена от государства, администрация мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов и иной религиозной деятельности». Хотелось бы выделить основные стадии реализации прав осужденных на свободу вероисповедания. Выделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания позволяет: во-первых, обеспечить необходимую урегулированность процесса реализации этого права; во-вторых, в рамках той или иной стадии предметно определить место и направленность каждого средства, используемого в целях его реализация; в-третьих, конкретизировать решение вопроса о создании каждому верующему осужденному условий для осуществления этого права.

По нашему мнению, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий:

Стадии обращения осужденного за осуществлением его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру);

Стадии создания необходимых условий для практическогоосуществления права осужденных на свободу вероисповедания;

Стадии защиты права в случае его нарушения.

Рассмотрим механизм реализацииуказанного права на каждой ее стадии. Стадия обращения осужденного за осуществлением права действия управомоченной стороны, то есть осужденных, заключается в подаче заявления, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответствующих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреждений: а) принимает заявления у осужденных; б) разъясняет осужденным их права и обязанности, вытекающие из их специального правового статуса; в) выясняет особенности той религии, которую исповедуют подавшие заявления; г) проводитконсультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителей данной религии; е) выносит решение, оформленное в виде приказа или распоряжения.

Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает всякий раз, когда оно нарушено либо когда при его реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.

Необходимость устранения каких-либо ограничений в вопросах направления жалоб, предложений и заявлений имеет место.

«Существуют так же проблемы с созданием условий для совершения религиозных обрядов». В нашем исследовании мы не поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что верующим осужденным, лишенным свободы, следует разрешать только совершение индивидуальных культовых обрядов. Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) на территории колоний воздвигаются дорогостоящие церковные сооружения. Мы считаем, что, во-первых, это противоречит закону (ч. IV ст. 22 Закона РСФСР о свободе вероисповеданий), во-вторых, нарушает принцип равноправия верующих осужденных различных религий, что сопряжено с конфликтными ситуациями на религиозной почве. «Представьте себе ситуацию, когда на территории колонии в соответствии с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие религиозные заведения». Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нужд верующих осужденных.

Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в ИТУ и обеспечение их безопасности, содействие верующим осужденным в их приглашении; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ИТУ; предоставление времени верующим осужденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных мероприятий; организационно-правовое оформление религиозных общин верующих осужденных и некоторые иные. Так же священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе.

«Для качественного решения вопросов, связанных с осуществлением права на свободу вероисповедания, возможно возложить на одного из сотрудников воспитательного аппарата ИТУ обязанности по взаимодействию с религиозными организациями. Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота)».

Мы предлагаем юридически закрепить возможность создания религиозных групп в местах лишения свободы. Возможно, внести Примерное положение о самодеятельных организациях и общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовых колониях.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Право осужденных на свободу вероисповедания может быть охарактеризовано с точки зрения социального назначения, сущности и содержания.

Социальное назначение его обусловлено ролью религии в жизни верующего человека и состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих осужденных. Право на свободу вероисповедания служит одной из форм удовлетворения религиозных потребностей указанной социальной группы.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Походя из действующего законодательства содержание права осужденных складывается из следующих основных элементов:

) права совершать религиозные обряды;

)права получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного культа.

В результате исследования установлено, что право осужденных на свободу вероисповедания является элементом специального правового статуса осужденных, реализуемого как право гражданина в остаточном объеме. В этой связи право осужденных на свободу вероисповедания вытекает из конституционного права граждан на свободу совести и из положений Закона РСФСР о свободе вероисповеданий.

Под реализацией права осужденных на свободу вероисповедания следует понимать регламентированный законодательными и подзаконными нормами об исполнении наказания в виде лишения свободы процесс, включающий в себя согласованные правомерные действия верующих осужденных как субъектов права на свободу вероисповедания, органов, исполняющих наказания, и других лиц, направленный на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих осужденных.

Данный процесс состоит из следующих стадий:

) стадии обращения осужденных за осуществлением права исповедовать религию;

) стадии создан ил необходимых условий для практического осуществления права на свободу вероисповедания;

) стадии защиты права от посягательств.

) правовое регулирование на уровне законодательства об исполнении наказания в виде лишения свободы;

) правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных актов;

) договорный уровень.

Исходя из результатов исследования, можно внести следующие основные предложения.

Дополнить Закон РСФСР о свободе вероисповеданий:

а) в статье 9 "Светский характер системы государственного образования" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным, при наличии возможностей, получение религиозного образования;

б) в статье 15 "Право на религиозное убеждение" указанием на право администрации мест лишения свободы, при наличии возможностей, разрешать верующим осужденным осуществляемую под контролем администрации деятельность по распространению религиозных взглядов;

в) в статье 24 "Благотворительная деятельность и культурно-просветительская деятельность религиозных объединений" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным и их общинам осуществлять, при наличии возможностей и под контролем администрации, религиозную благотворительную деятельность. Внесение этих дополнений позволит расширить содержание права осужденных на свободу вероисповедания за счет закрепления их законных интересов на религиозное образование, распространение религиозных взглядов и религиозную благотворительную деятельность.

Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по права человека способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан.

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы, Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы совести и вероисповедания, в том числе и в местах лишения свободы.

Список использованной литературы

1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // «Российская газета», 14.01.13., № 6.

.Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М.: «Зерцало». 2011.

.Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: «Лекс-книга». 2012.

.Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М.: «Инфра-М». 2011.

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

4. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

4.1. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

7. Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свободы , является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека , гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания .

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации , на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению ϲʙᴏбоды, будет обеспечение ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания.

Свобода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания будут основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Исходя из ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется ϲʙᴏбода совести, ϲʙᴏбода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется ϲʙᴏбода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести содержит в себе право ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, ϲʙᴏбода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Стоит отметить, что осуществление права на ϲʙᴏбоду совести и ϲʙᴏбоду вероисповедания будет добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Стоит обратить внимание, что в законе Российской Федерации «О ϲʙᴏбоде вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3) Реализация ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. К примеру, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на ϶ᴛᴏт день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.)

Осужденные к ограничению ϲʙᴏбоды могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. В случае если же таковых нет, то осужденным к ограничению ϲʙᴏбоды может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению ϲʙᴏбоды по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для данных целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на ϲʙᴏбоду вероисповедания.

Осужденным гарантируются свобода совести и сво­бода вероисповедания. Они вправе исповедовать лю­бую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиоз­ные убеждения и действовать в соответствии с ними. Сущность права осужденных на свободу вероиспове­дания заключается в возможности открыто признавать и следовать избранной религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ). Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 28) каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вместе с тем администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна воздерживаться от приглашения представителей, не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений и различного рода сект, проповедующих насилие, отказ от семьи и других социальных ценностей. Она должна не допускать получения, приобретения, хранения, пользования и распространения осужденными предметов культа и ре­лигиозной литературы, ведущих к нарушени­ям правил внутреннего распорядка исправи­тельных учреждений, ущемлению прав и законных интересов указанного контингента лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест бого­служений, находящихся за пределами исправительных центров. Это разрешение является результатом реа­лизации законного интереса осужденного, оформлен­ного в виде заявления, удовлетворение которого воз­можно по постановлению начальника исправительного учреждения. Существенным условием получения раз­решения является отсутствие у осужденного наруше­ний требований внутреннего распорядка.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадле­жащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных (ч. 4 ст. 14 УИК РФ). В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных об­рядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных уч­реждений выделяет соответствующее помещение.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоля­торах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоля­торах, а также в помещениях камерного типа, священ­нослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.

Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация