Рекомендации по оформлению и переводу субтитров на русский язык. Оформление заголовка и описания

Главная / Земля

Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование и оптимизацию расходов в осуществлении перевозок грузов.

Указанный вид коммерческой деятельности регулируется следующими актами:

  1. Гл. 41 ГК РФ.
  2. Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила ТЭД).

Закон № 87-ФЗ содержит в себе следующие основополагающие для этого вида деятельности понятия:

  1. Экспедитор — сторона соглашения, помогающая в осуществлении перевозки продукции.
  2. Грузоотправитель — лицо, уполномоченное на сдачу груза экспедитору.
  3. Грузополучатель — определенное лицо, которое уполномочено на получение товара от экспедитора.
  4. Перевозчик — сторона договора, которая уполномочена на перевозку товаров.
  5. Доставка груза — процесс передвижения груза из одного места в другое.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности № 87-ФЗ состоит из 4 глав:

  • 1-я — о предмете регулирования;,
  • 2-я — о правах и обязанностях сторон экспедиторского контракта;
  • 3-я — об их ответственности друг перед другом;
  • 4-я — о порядке и сроках подачи претензий и исков.

Правила ТЭД: основные вопросы

Правилао транспортно-экспедиционной деятельности направлены на координацию следующих вопросов:

  • порядок оказания экспедиторских услуг (пп. 6-18 Правил ТЭД);
  • требования, которые предъявляются к качеству услуг, регулируемых указанными правилами (пп. 15, 19);
  • список документов, используемых при осуществлении экспедиторской деятельности (п. 5).

Отношения между заказчиком и экспедитором регулируются не только положениями действующего ГК РФ, законом № 87-ФЗ, указанными правилами, но и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил ТЭД). А правоотношения между перевозчиками и экспедитором подчиняются положениям действующих транспортных кодексов/уставов.

ВАЖНО! Правила ТЭД не подлежат применению в сфере почтовой связи (п. 3 Правил ТЭД).

Документы, используемые в процессе оказания экспедиторской деятельности, имеют унифицированные бланки, введенные в гражданский оборот приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 11.02.2008 № 23. Он определяет, что, оформляя такие документы, необходимо учитывать все особенности перемещения товаров разнообразными видами транспорта. Требования по заполнению экспедиторских документов обязательны для обеих сторон договора.

Качество экспедиторских услуг

Действующие Правила ТЭД указывают на необходимость оказания экспедиторских услуг в определенном порядке и в соответствии с оговоренным качеством. Однако сам порядок определения качества не разъясняется.

П. 19 Правил ТЭД содержит указание на то, что требования по качеству оказываемых услуг должны быть определены национальными стандартами РФ. Однако на сегодняшний день единственным документом, определяющим требования, классификацию и порядок контроля, является ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст). Данный акт имеет весьма общий характер, подробно регулирует лишь классификацию услуг экспедитора. Вследствие этого в судебной практике ГОСТ Р 52298-2004 применяется не как мерило качества услуг, а для обоснования позиции налогоплательщика об отнесении конкретной услуги к экспедиторской.

Глава 41 Гражданского кодекса РФ: транспортная экспедиция

Глава 41 ГК РФ включает в себя положения о содержании и порядке заключения контракта о транспортной экспедиции. В ней указано, что договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, согласно которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (грузоотправителя, грузополучателя) выполнить услуги, помогающие произвести доставку, перевозку груза из одного места в другое (ст. 801 ГК РФ). Указанное соглашение заключается в письменной форме. На практике такая форма признается соблюденной при наличии существенных условий договора в заявках, заказах и накладных.

Помимо сказанного, нормами указанной главы установлены:

  • ответственность экспедитора;
  • перечень бумаг, подлежащих к передаче экспедитору вместе с грузом;
  • передача услуг на исполнение другим лицам, а также односторонний отказ от них.

Относительно соотношения норм ГК РФ и действующего закона № 87-ФЗ можно установить, что положения закона являются специальными по отношению к нормам кодекса. Соответственно, закон № ФЗ-87 имеет приоритет над нормами ГК, но если необходимого правила в нем нет, стоит применить ГК РФ.

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование взаимоотношений между сторонами в процессе доставки продукции. Она регулируется нормами действующего ГК РФ, а также специальным законом и подзаконными актами.

Я помню все так ясно, как будто это случилось вчера. Адреналиновая эйфория, а потом сразу невыразимый стыд. Два года назад меня попросили выступить на конференции TED. А потом… приглашение отменили. Сейчас я расскажу вам все по порядку, это будет похоже на исповедь отвергнутого любовника, который до сих пор читает посты своей бывшей в фейсбуке.

Сначала было письмо: мне написал один студент из Оксфорда, сын друга моего друга, которого я не видел с университетских лет. Одной этой запутанной цепочки уже было достаточно, чтобы в моей голове немедленно заиграла музыка из «Возвращения в Брайдсхед» — был такой сериал в восьмидесятых. Этот студент спрашивал меня, не соглашусь ли я выступить на TEDx Talks в Шелдонском театре, тема любая, на мой выбор. Правда, потом я узнал, что TED с добавочной буквой «x» не совсем то же самое, что просто TED. TEDx — это что-то вроде франшизы. Но эти выступления все равно выкладывают на Youtube под логотипом TED.

Прочитав письмо, я вскочил из-за рабочего стола. Я излучал чистейшее страстное самообожание. Выступить на TED — это как получить орден почета, только круче. Эта конференция — рок-н-ролльная галерея славы для ботаников. Вмиг перед глазами возникла картинка: я буду стоять на сцене, как большинство спикеров TED, в строгом темном костюме и светлой рубашке без галстука. На голову мне наденут крошечный микрофон на тоненькой пластиковой дужке, тянущейся вдоль щеки прямо ко рту. Даже если микрофон не понадобится, я нацеплю неподключенный.

Я буду расхаживать по сцене, жонглировать данными статистики и разными крутыми фактами про кино, культуру и интернет, как журналист Малькольм Гладуэлл или социолог, гений прогнозирования Нейт Сильвер. На счет раз я заставлю аудиторию трястись от смеха. На счет два они замолкнут, выпучив глаза, потому что я напрочь вынесу им мозги вскользь упомянутым кусочком моего тайного знания. Я даже уже заготовил пару шуток «для своих». Я придумал название лекции: «Эгоистичный мем» — привет Ричарду Докинзу с его «Эгоистичным геном». Разве не гениально?


А потом случилось страшное. Где- то через месяц — я все еще не сочинил свою речь, но уже набросал кое-какие идеи — я ответил организаторам. Написал, что готов, и спросил, на какие даты намечено мое выступление. Ответ последовал незамедлительно: поскольку я не отреагировал раньше, они решили, что мне их предложение неинтересно, и пригласили кого-то другого. Во всяком случае я так их понял. Может, на самом деле где-то в Массачусетском технологическом институте есть блестящий ученый-статистик, номинированный на все премии, эксперт по эмоциональному интеллекту по имени Питер Брэдшоу, и они только теперь поняли, что я — это не он. Я сдулся, как проколотый воздушный шарик.

Поводом вспомнить этот конфуз сейчас, в 2017 году, стал 60-летний юбилей писателя и предпринимателя Криса Андерсона, который придумал конференцию TED такой, какой мы ее знаем и любим. Теперь его детище разрослось до огромных размеров: в сеть выложено более двух с половиной тысяч выступлений с совокупным количеством просмотров около четырех миллиардов, а в рамках TEDx состоялось 15 тысяч выступлений.

Изначально конференция TED, аббревиатура которой расшифровывается как «Технологии, развлечения, дизайн», была задумана как разовое мероприятие — в 1984 году его модерировал архитектор и дизайнер Ричард Сол Вурмен в калифорнийском Монтерее. В 1990 году конференцию решили проводить на регулярной основе, и вскоре она стала невероятно популярной. В 2001-м проектом начал руководить некоммерческий фонд Криса Андерсона Sapling Foundation. В 2005 году с появлением YouTube в истории TED случился настоящий прорыв. Год спустя Андерсон принял решение выложить записи TED Talks в свободный доступ. Выступления Билла Клинтона, Стива Джобса, Билла Гейтса и других знаменитых спикеров TED сразу стали интернет-хитами.


Почему же формат TED стал таким востребованным? Стоит понимать, что манера изложения, принятая на TED, во многом наследует у специфических выступлений, так называемых послеобеденных речей. В те времена, когда я еще был мальчишкой, умение толкать такие речи красиво — поднять довольно серьезную тему и препарировать ее с ненавязчивым юмором — помогало некоторым умникам перескочить через пару ступеней карьерной лестницы. Кроме того, фундаментом для TED стали книги так называемых мотивационных писателей вроде Дейла Карнеги. Но больше всего проект TED позаимствовал у Рождественских лекций о науке для школьников на BBC, которые выходят с 1963 года, — лекторы старались говорить возвышенно, но популярно и подчеркнуто неформально, как и сегодняшние спикеры конференции. Еще одна важная составляющая секрета TED — аполитичность. «Технологии, развлечения, дизайн» — здесь не из-за чего ссориться. Темы стремятся к всеохватной глобальности в духе «мы есть мир» или же, наоборот, к предельно приземленным подробностям нашей жизни, в которых иногда проглядывает великая мудрость.

Проект TED Talks призван быть этаким сундуком с идеями, неиссякаемым источником мотивации. Но некоторые его выпуски на YouTube могут довести зрителя до ручки. Перед тем как написать эту статью, я просмотрел множество самых разных выступлений, одно за другим. После этого я был как в бреду. У меня случилась передозировка TED, в каждой ерунде я начал видеть знак или сложившийся пазл. Например, сидя в полупустом вагоне метро, я осмотрелся и подумал: «Ого! Люди рассаживаются так, чтобы быть подальше друг от друга. Первый — в один конец вагона, второй — в противоположный, третий — в середину и так далее. Прямо как расстановка в турнирной сетке Уимблдона!»

Но самое ужасное в TED Talks — это извержения банальностей от тщеславных, самовлюбленных знаменитостей. Худшим спикером был, пожалуй, Боно. В 2013-м он выступил с речью «Хорошие новости о бедности». Смотреть на это было невыносимо. Как многие сверхбогатые люди, он ужасно озабочен бедностью людей в развивающихся странах и в государствах Африки: во‑первых, это всегда актуально, а во-вторых, совершенно безопасно, поскольку обсуждение бедности в родной стране может заставить общественность поинтересоваться налоговой декларацией борца за процветание.


Боно говорил, что доступность антиретровирусных препаратов в странах третьего мира очень важна для борьбы с ВИЧ и СПИДом. Ну ладно, это здоровая мысль. Но при этом ему не пришло в голову сослаться на слова хотя бы одного жителя тех стран, о благополучии которых он так беспокоился. Кроме того, для своей речи Боно отобрал факты и картинки с той же претенциозностью, с какой Мадонна отбирала сирот для своего приюта в Малави. В какой-то момент он начал убеждать аудиторию, что он здесь вовсе не как Боно — рок-звезда, а как передатчик знаний. В доказательство этого он снял свои знаменитые очки и на пару секунд надел их перевернутыми, изображая, как ему кажется, прекрасного в своей рассеянности ботаника. Он отпустил шутку: «Давайте рассмотрим бразильскую модель развития… Кто ж не любит бразильских моделей?» — и выдержал паузу. Но никто не засмеялся. Затем с непереносимо показным самоуничижением он сказал, что, если все названные им проблемы решатся, никому больше не придется «слушать маленького, занудного самозваного Христа» вроде него. Он расставил руки, изображая распятие, и одновременно сделал пальцами движение, словно умоляя «ну же, аплодируйте!» Аплодировали немногие.

Серебряную медаль в конкурсе самых отвратительных выступлений на TED я отдаю Элизабет Гилберт, писательнице, которая в 2009 году выступила с речью «Ваш неуловимый творческий гений». Она, как говорят в Шотландии, многовато на себя берет. Например, Гилберт сказала, что ее суперхит «Есть, молиться, любить» неожиданно для нее самой стал международным бестселлером. Что писатели должны воспринимать вдохновение как нечто данное свыше, а не как каждодневную рутину. Что страшно нервничает, готовясь приступить к «пугающе ожидаемому сиквелу собственного хита». Одним словом, писательница достигла выдающихся успехов в умении скромно хвастаться.


Бронза достанется, на мой взгляд, Дэвиду Кэмерону. Перед тем как профукать членство Великобритании в ЕС и затем уйти из политики в предпринимательство, Кэмерон выступил с самодовольно-елейной лекцией «Новая эра государственного управления». Он говорил о том, как монолитные формы централизованного управления благодаря интернету уступят место региональным активистам, группам добровольцев, идейным одиночкам и просвещенным корпорациям. Чистая, звенящая пустота. Его выступление было таким высокомерным, таким бессмысленно напыщенным, что он, пожалуй, мог бы забрать половину «золота» у Боно.

Я не хочу сказать, что все TED Tаlks плохи. В 2017-м было прекрасное информативное выступление Рэдъярда Уильямса под названием «Почему расизм вреден для здоровья» — о том, как расовое неравенство исподволь влияет на уровень жизни и здоровья всего общества. Многие считают, что лучшее в истории TED — лекция «Как школы подавляют творчество» сэра Кена Робинсона, эксперта по образованию, который выступил с ней в 2016 году. Если бы эту тему поднял другой спикер, то, скорее всего, его речь была бы невыносимой. Но Робинсон — прирожденный комик, остроумный и при этом спокойный. Ему не присуща типичная манера других выступающих на TED бегать по сцене с указкой, пока за спиной или на экране вылезают слоганы и некрасиво нарисованные графики. Исследователь мозга Джил Болти Тейлор выступила с захватывающим рассказом о том, как она перенесла инсульт. Для нее как для ученого-невролога это жуткое событие оказалось и самым познавательным опытом в жизни.

Мой фаворит — лекция «Цена стыда» Моники Левински. В отличие от других спикеров ей удалось избежать самодовольства и самопиара. Она рассказала о том, как чье-то чувство стыда становится поводом для всеобщей истерии, как стыд превращается в продукт и монетизируется. Левински продемонстрировала собственный взгляд на травлю в интернете. Это особенно важно сейчас, когда Мелания Трамп превратила эту тему в сферу собственных благотворительных интересов — несмотря на то, что сетевая травля остается единственным инструментом общения ее мужа с миром.

В общем, во вселенной TED однозначно есть хорошие вещи. Однако, чтобы их увидеть, вам, быть может, придется сначала продраться сквозь позерство, банальности и напыщенную самопрезентацию. Но если подвести баланс, то под чертой окажется, что TED все же на светлой стороне. Жаль только, что конференция так и будет жить дальше без моего революционного вклада в ее историю — без «Эгоистичного мема».

10 примеров того, как не надо выступать на TED:

10. Саймон Синек — «Как лидеры вдохновляют к действию» (2009)

Поверхностный треп о том, что делает компанию Apple лидером рынка и почему именно Мартин Лютер Кинг руководил движением за гражданские права.

9. Кейт Хартман — «Искусство носимой коммуникации» (2011)

Безумная художница и писательница показывает глупые шапки со специальными трубками, которые позволяют разговаривать с собственным мозгом. Если это шутка, то несмешная.

8. Джейсон Сейкен — «Если PBS это может, то можете и вы!» (2012)

Рассказ шефа отдела цифровых коммуникаций PBS о том, как он сделал скучное общественное телевидение модным в новом, цифровом веке.

7. Брене Браун — «Сила уязвимости» (2010)

Самодовольная речь в стиле «помоги себе сам» о том, что не стоит бояться быть уязвимым. При этом Браун скорее умрет, чем покажет себя «во всей уязвимости».

6. Билл Клинтон — «Мое желание — восстановить Руанду!» (2007)

Над Клинтоном больше всех издевались другие спикеры TED. А его невыносимо скучная и тщеславная болтовня про Руанду и восстановление ее системы здравоохранения — гундеж, гундеж и гундеж…

5. Билл Гейтс — «Обновлять до нуля» (2010)

Я только что сказал, что Билл Клинтон скучный? Ну, один Билл стоит другого. Речь этого Билла о климатических изменениях и энергетике — это рассказ о важных вещах, сведенный к монотонному, бесцветному разглагольствованию.

4. Малькольм Гладуэлл — «Выбор, счастье и соус для спагетти» (2004)

Гладуэлл — звезда TED, но это выступление было ужасным. Он беззастенчиво рекламировал свою книгу «Озарение».

3. Дэвид Кэмерон — «Новая эра государственного управления» (2010)

С своим притворным сожалением о том, какими же непопулярными стали политики в наши дни, Кэмерон выглядел как студент Итона на дебатах.

2. Элизабет Гилберт — «Ваш неуловимый творческий гений» (2009)

1. Боно — «Хорогие новости о бедности» (2013)

В этом выступлении Боно блестяще продемонстрировал свою важнейшую особенность — абсолютную неспособность не думать о себе. Это он стоит на сцене TED, он — самое главное и интригующее, что здесь происходит. Борьба с бедностью — это его страсть. Стоило ли посвящать всю лекцию одному лишь самовосхвалению?

Попасть на сцену TED и выступить сложно, но вполне реально. Важно учитывать, что организационный комитет TED заранее имеет концепцию и видение события и подбирает спикеров конкретно под свой запрос. И с этим всегда возникают трудности: вам нужно соответствовать под их требования. Однако, не нужно сразу разочаровываться. Посмотрите, выступление одного из российских спикеров, Юлдус Бахтиозина — художник и режиссер, которая живет и работает в России.

Тем не менее если у вас есть желание выступить на главной сцене TED, у вас есть все возможности. Организаторы обращают внимание на спикеров, которые проявили себя в узких и конкретных темах. Заявку в качестве спикера вы легко можете оставить на сайте TED.

Как правило, получить возможность выступить на TEDx намного проще. Организаторы TEDx рассматривают местных спикеров, которые могут повлиять на сообщество наилучшим образом.
В списке событий вы можете найти событие TEDx, которое проходят в вашем городе. Если в вашем городе не проходит событие, присмотритесь на те, события, которые проходят в ближайших городах. А, возможно вы станете именно тем, человеком, который организует событие TEDx в вашем городе.

Если вы нашли подходящее событие и ваша идея соответствует теме мероприятия, вы можете связаться с организаторами и представить им свое предложение.
Чем у́же вы определите свою идею, тем лучше. Организаторов больше волнуют ваши идеи, чем ваше резюме. Поэтому сосредоточьтесь на идее, которая будет интересна их аудитории.

Перед тем, как вы примете решение выступить, предлагаю ознакомиться с правилами TED:

  1. Каждое выступление должно быть не менее 18 минут.
  2. Выступления не могут быть коммерческого характера (продвижение собственных продуктов/услуг и т.д.).
  3. Во время выступления спикеры не должны читать с листочка. Поэтому запаситесь временем и терпением, и репетируйте свое выступление до состояния “идеала”.
  4. Выступления должны быть достоверными и реалистичными
  5. Выступления не должны содержать политические, религиозные темы, также темы алкоголя и курения.

    В 2015 году я со своей командой организовала первый TEDxBaumanSt в Казани.
    За 3 года мы организовали 5 событий. И если на первом событии подготовка спикеров шла интуитивно. Сейчас подготовка спикеров это четко спланированная схема.

После согласования спикера, мы высылаем руководство по подготовке. Это наш внутренний документ. Но на официальном сайте вы найдете полное руководство на английском языке, которым может пользоваться любой.

Мы рекомендуем спикерам посмотреть несколько видео TED и TEDx перед тем как начать подготовку к выступлению, чтобы создать понимание того, что такое формат TED.

Затем спикер пишет наброски своего выступления. В своей команде мы часто помогаем подготовить выступление: от проработки идеи до разбора самого текста.
Организаторы TED закладывают пол года на подготовку спикера. Процесс подготовки спикеров TED описан на сайте, вы легко можете с ним ознакомиться. Но несмотря на это не стоит думать, что вы подготовитесь за месяц до события. Велика вероятность того, что если вы не будете активны в процессе подготовки, вас спишут со счетов. После того, как текст выступления будет готов, начинается процесс репетиций. Нужно будет репетировать его снова и снова.


Максимальное время вашего выступления 18 минут. Здесь не пройдет формат “ничего, я уложусь”. Организаторы заботятся о спикерах и о слушателях, поэтому событие проходит строго по таймингу. Спикер должен тщательно подогнать свое выступление.
На сцене стоит тайминг с обратным отсчетом, но если выступающий не тренировался, он будет подгонять и нервировать спикера. Поэтому мы рекомендуем много и тщательно репетировать свое выступление (для тренировки можно использовать таймер обратного отсчета на официальном сайте TED )

Если вы готовитесь к выступлению на TEDx, вот несколько советов:

  1. Не заучивайте текст выступления. Лучше разделите ваше выступление на несколько основных блоков и репетируйте блоками.
    2. Идея должна быть одной и глобальной. Не теряйте свою “идею” во время выступления.
  2. Используйте эмоции, чтобы управлять вашими историями: ваше выступление должно иметь “личность”.
  3. Маленькая шутка проходит долгий путь. Репетируйте перед аудиторией, чтобы увидеть реакцию на шутки.
  4. Утром, перед выступлением сделайте разминку на дикцию и голос, чтобы во время выступления ваш голос звучал сильным и звонким.
    6. Получайте удовольствие — не волнуйтесь, если вдруг все пошло не по плану выступления (аудитория не следит за вашим текстом, она чувствует и слушает вас).

    P/S/ Приглашаем на TEDxBaumanSt 10 ноября в Казань

This entry was posted in . Bookmark the .

Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
"О транспортно-экспедиционной деятельности"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее - экспедиционные услуги).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
требования к качеству экспедиционных услуг;
порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

6. Клиент имеет право:
выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Статья 5. Обязанности клиента

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.


Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов, суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением, реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не, считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза.

1. В случае если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

2. В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции.

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.
В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Глава 4. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
30 июня 2003 года
N 87-ФЗ

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

"Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности"

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила транспортно-экспедиционной деятельности.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

2. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности", настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции. Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами.

3. Настоящие Правила не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.

4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"транспортно-экспедиционные услуги" - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;
"экспедитор" - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;
"клиент" - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;
"договор транспортной экспедиции" - гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;
"груз" - любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;
"грузоотправитель" - лицо, предъявившее груз к перевозке;
"грузополучатель" - лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;
"перевозчик" - лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

5. Экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

6. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

7. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.
Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

9. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

10. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.
Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.
Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

11. Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

12. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

13. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

14. Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:
согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;
прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;
расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

15. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию:
полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);
сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;
перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;
сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;
сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;
другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

16. Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

17. Экспедитор при оказании определенных договором экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента.
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.

18. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

19. Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация