Сборник идеальных эссе по обществознанию. Задачи правоохранительных органов рф Вопросы и задания к документу
Название документа в 1.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 1. 10 класс.
О том, как, в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведёт к дестабилизации общественной жизни.
Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека<...>
Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес - но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.
Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>
Человек - первичная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.
Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения (В.Н. Хропанюк).
С 1. Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
С4.Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.
С 5. Назовите любые три характерные особенности научного познания.
С6 . Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.
С7. Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Объясните, что имел в виду учёный, когда называл человека «желающим существом»? Сформулируйте своё отношение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности научного мышления». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 2.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 2. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого человека как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.
Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.
Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основной субстанцией, способом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В.Демидов).
С3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.
С4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной субстанцией существования людей». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «народная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о народной культуре.
С 5. Назовите любые три характерных признака религии.
С6 . С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения этики современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.
С7. Отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка и взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Многовариантность общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 3.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 3. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
У одного языка - несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, - субкультуры; группы, говорящие на разных языках, - различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества гласных и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.
<...>У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они не взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой праматери культуры.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находиться в конфликте с господствующими ценностями.
<...>Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространённое. Доминирующая культура... не способна охватить всё многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры (А.И. Кравченко).
С 3. Дайте одно из определений термина «культура», известных вам из курса обществознания. Сформулируйте три тезиса о роли культуры для общества.
С4. Исходя из определения контркультуры, данного автором, приведите два примера контркультуры
и поясните, почему вы их отнесли к контркультуре, а не субкультуре.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.
С5. Назовите любые три характерных признака морали.
С6. Сформулируйте две общие характеристики, которые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проиллюстрируйте их примерами.
С7. Обществоведам известны разные классифика ции наук. О. Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование и его значение для личности и общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа отв. 1.doc
Ответы Вариант 1.
С1.
Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;
2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;
3) общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;
4) общество вырабатывает правила общеобязательного поведения.
С2.
«Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».
Введение права частной собственности в российское законодательство легализовало начало развития рыночных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, ука жите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
«Вырабатываемые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».
Устанавливаются государством;
Носят общеобязательный характер;
Закреплены законодательно;
Их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.
С4. Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
1) общество представляет собой систему взаимодействующих элементов;
2) основой любого общества является совместная деятельность;
3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.
С5.1. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, которое находит отражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Примеры предложений:
1. Мировоззрение современного человека существенно отличается от мировоззрения средневекового человека.
2. Мировоззрение человека может сформироваться только в обществе.
С5.2. Могут быть приведены следующие характерные особенности научного познания:
1) принцип объективности;
2) рационалистическая обоснованность;
3) проверяемость;
4) системность.
С6. Сознательность.
Пример: зная об угрозе жизни, спасатели вели работу по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
2. Орудийный характер.
Пример: в Москве развернулось строительство жилья, в ходе которого используются новейшее оборудование и искусственные материалы.
3. Преобразующий характер.
Пример: в ходе неолитической революции человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающего хозяйства и к производящему, которое изменило планету Земля.
С7. Объяснение: А. Маслоу называл человека «желающим существом », потому что в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворённые потребности (физиологические, социальные, духовные).
Отношение: с мнением Маслоу можно согласиться/ несогласиться.
Аргументы:
1. Схематически иерархию потребностей Маслоу часто изображают в виде пирамиды, основанием которой являются физиологические потребности, а вершиной - потребности в самоактуализации.
2. Потребности в самоактуализации безграничны, потому что нет пределов творческим силам человека.
3. Процесс самоактуализации требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек и установленных правил. А это может увеличить тревогу и страх человека, что возвращает его к необходимости удовлетворения потребностей в безопасности и стабильности существования (экзистенциальных потребностей) и т.д.
4. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
С8. 1. Что такое наука? Признаки научного познания:
а) принцип объективности;
б) рационалистическая обоснованность;
в) системность знания;
г) принципиальная проверяемость;
д) прогностичность, предсказательная сила.
2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
3. Методы эмпирического познания:
а) наблюдение и эксперимент;
б) измерение и классификация;
в) систематизация и описание.
4. Методы теоретического познания:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) формализация;
в) моделирование.
5. Универсальные методы научного познания:
а) анализ и синтез;
б) индукция и дедукция;
в) аналогия и моделирование;
г) абстрагирование и идеализация.
6. Особенности мышления в области общественных наук:
а) субъект и объект познания совпадают;
б) социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
в) сложность объекта познания - общества;
г) вероятностный характер закономерностей;
д) ограниченность применения эксперимента как метода познания.
7. Отличительные характеристики социального и гуманитарного мышления:
а) изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса;
б) изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия;
в) понимание, обращение к текстам;
г) невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям.
‹ ›
Название документа отв. 2.doc
Ответы Вариант 2.
С1. Самодостаточность общества автор видит в том, что общество способно «своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности... это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей».
С2. Автор считает, что понятие «государство» и понятие «общество» «пересекаются: нет государства вне общества». Понятие общества является всеохватывающим понятием. «Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна».
СЗ. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями, обычаями, и направленная на удовлетворение потребностей.
1. Социальным институтом является семья, форма совместной деятельности, которая регулируется как законодательно, так и традициями и направлена на потребность в продолжении рода.
2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетворение духовных потребностей общества, поиск смысла жизни.
С4. Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие точку зрения автора:
1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид деятельности.
2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует результат.
3. Только в процессе деятельности могут быть созданы условия для функционирования общества.
С5.1. Народная культура - особый вид культуры, создаваемый народом, пласт национальной культуры.
Примеры предложений:
1. Произведения народной культуры передаются «из уст в уста».
2. Народная культура живёт в фольклоре, народных танцах, музыке.
С5.2. Могут быть приведены следующие признаки религии:
1) форма мировоззрения;
2) основана на вере в сверхъестественные силы;
3) предписывает определённое поведение верующим;
4) содержит систему обрядов, ритуалов.
С6. 1. Правило: учёный должен быть честен и объективен, добросовестно проверяя результаты своего открытия.
2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для учёного недопустим плагиат.
Пример: в статье учёного М. содержатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.
Правило: учёный должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом: «не навреди».
Пример: академик А.Д. Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за нераспространение ядерного оружия и получил Нобелевскую премию мира.
Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и включились в профессиональные и массовые экологические движения.
Пример: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по расширению возможностей человеческого мозга из-за непредсказуемости последствий.
С7. Виды деятельности:
У ребёнка до поступления в школу ведущий вид деятельности - игра, познание мира.
У подростка - общение со сверстниками, учёба.
У взрослого человека - труд.
Черты личности, которые формируются у школьника:
1. Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).
2. Адекватная самооценка, образ себя, умение управлять собой (скромность - самовлюблённость, самокритичность - самоуверенность и т.д.).
3. Отношение к делу (ответственность, добросовестность, целеустремленность или лень, умение планировать перспективные цели и др.).
4. Отношение к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).
Следует отметить определённую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных личностных черт.
С8. 1. Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система.
2. Пути общественного развития:
а) понятия «реформа» и «революция»:
б) понятия «инновация» и «модернизация».
3. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества:
а) ступени развития человеческого общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое);
б) характеристика аграрного, индустриального, постиндустриального обществ.
4. Сущность понятий «прогресс», «регресс», циклическое развитие.
5. Критерии прогрессивного развития общества:
а) средняя продолжительность жизни человека;
б) состояние здоровья;
в) уровень образования, развитие различных сфер культуры;
г) отношение к природе;
д) степень соблюдения прав человека и др.
6. Противоречивость общественного прогресса.
7. Взгляды мыслителей на направленность общественного развития:
С3. Может быть дано одно из определений культуры:
Культура - совокупность духовных и материальных ценностей общества.
Культура - вторая природа и т.д. Роль культуры для общества:
1. Культура позволяет общаться как отдельным людям, так и разным народам.
2. Культура делает общество духовно богатым.
С4. Могут быть названы такие примеры конткультуры:
1) религиозные секты;
2) скинхэды в современной России.
И религиозные секты и скинхеды, безусловно, обладают своей культурой. Но ценности, ими провозглашаемые, общество отторгает. Это отражено, например, в действующем законодательстве.
С5.1. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека. Примеры предложения:
1. Без образования невозможно ничего достичь в современном мире.
2. Образование тесно связано с наукой и научными достижениями.
С5.2. Могут быть приведены следующие характер ные признаки морали:
1) представляет совокупность общественных ценностей;
2) содержит образцы поведения в обществе;
3) подвержена изменениям;
4) в качестве санкции использует общественное порицание;
5) нормы морали могут существовать в устной и письменной формах.
С6. 1. Характеристика: обе культуры нуждаются в распространении и тиражировании.
Пример: стихи А. Пушкина, А. Блока и других классиков (элитарная культура) издаются массовыми тиражами.
2. Характеристика: произведения массовой и элитарной культуры могут приносить авторам существенный доход.
Пример: романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы имеют высокую коммерческую ценность.
3. Характеристика: могут содержать одинаковые идеи, общие ценности.
Пример: эстрадная певица А. Пугачёва исполняет песни, ставшие шлягерами массовой культуры, на стихи поэтов Б. Пастернака, М. Цветаевой, творчество которых относится к элитарной культуре.
С7. Отличия:
Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, другими социальными группами (демографическими, профессиональными).
Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности.
Ответ на вопрос: философия относится к гуманитарным знаниям.
Аргументы:
1. Частью философии являются этика, аксиология, религоведение, а это науки, объектом которых являются духовные ценности человеке и человечества.
2. Философия формулирует так называемые «вечные вопросы», ответ на которые важен каждому человеку.
С8.
1. Образование как социальный институт общества.
2. Образование как основной фактор первичной социализации личности.
3. Общая структура системы образования РФ:
а) дошкольное образование;
б) среднее (школьное) образование;
в) среднее профессиональное образование;
г) высшее профессиональное образование.
4. Государственная общенациональная образовательная политика:
а) Закон РФ «Об образовании» о проблемах и направлениях развития российской системы образования;
б) принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
5. Функции непрерывного образования:
а) компенсирующая (восполняющая пробелы в образовании);
б) адаптивная (оперативная переподготовка в условиях быстро меняющейся экономической и социальной ситуации);
в) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста).
6. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.
7. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества.
8. Почему образование является национальным богатством страны?
Необходимость фундаментально подготовленных людей:
а) для обеспечения потребностей модернизации;
б) для разработки и реализации принципов новой экономики;
в) для развития гражданского общества и правового государства;
г) для формирования духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
Приложение 4 .Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.
«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе , постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».
АТ.Спиркин. Сознание и самосознание
С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?
Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:
2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).
С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ , опираясь на текст.
2) приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).
С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.
В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:
3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой , озлобленности на других людей, зависти и т.п.).
Могут быть названы и другие проявления.
С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.
Могут быть даны описания таких ситуаций, например:
1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);
2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);
3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств , чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);
4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).
Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.
Общение Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живёт, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни. Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров. (В.Г. Крысько)Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале...
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольноизъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д.А. Лалетин)
19. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».
23Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о многообразии политических партий в демократическом обществе, и одно предложение, раскрывающее особенности политической партии как социального института.
24 Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемых в каждой из этих классификаций.
25 Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.
26Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
27. Выполняя задание 27, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (27.1- 27.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
27.1 Философия «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти» (Р. Тагор)
27.2 Экономика «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им» (Ш.Л. Монтескье)
27.3 Социология, социальная психология «Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери).
27.4 Политология «Я не хотел бы быть рабом и не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает мое пониманий демократии» (А. Линкольн)
Начало формы
Вариант 2.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).игра общение деятельность труд познание 3. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) представление о добре 4) содержит нормативно-правовые акты 5) внутреннее побуждение 6) охраняется и защищается государством 7) регулятор общественных отношений 4. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.1) способность к совместной преобразовательной деятельности2) стремление к самореализации3) умение приспосабливаться к природным условиям4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем5) потребность в воде, пище, отдыхе
5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
6. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
7. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок.
Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая2) патриархальная3) партнерская4) нуклеарная5) моногамная
8. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.
9. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.10. Установите соответствие между формами территориально-государственного устройства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
11. Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа.1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет2) гражданка Д. не является гражданкой РФ по рождению3) гражданка Д. является атеисткой4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года5) гражданка Д. не имеет высшего образования12. Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гарантированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) право на защиту чести и достоинства2) право на отдых3) право на выбор любой религии или атеизма4) право на свободу экономической деятельности5) право частной собственности6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
13. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.
1. власть носит публичный характер2. сложилась система правоохранительных органов3. все стороны жизни подчинены единой идеологии4. большое влияние имеет церковь как общественный институт5. для удержания власти используются силовые структуры6. контроль над экономикой полностью централизован.
14. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) формальная определённость 1) только правовые нормы Б) общеобязательность для всего населения, проживающего 2) только моральные нормына территории государстваВ) мера общественно значимого поведения 3) и правовые, и моральные нормы Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека Д) регулирование общественных отношений
15.В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z - парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Парламент принимает законы.2. Полномочия президента ограничены законом.3. Правительство ответственно перед парламентом.4. Главой государства является президент.5. Президент избирается законодательным собранием.6. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.
16. Найдите в приведенном ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) признание прав и свобод человека высшей ценностью
2) условия и порядок заключения трудового договора
3) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории
4) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
5) идеологическое многообразие
17. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Самой ранней из мировых религий является буддизм. (Б) Она возникла в древней Индии в V веке до н. э. (В) Буддизм - религия, которая не основывается на идее теоцентризма и признания существования Бога- творца. (Г) Это религия всеобщности связи между предметами, явлениями мира, религия причины и следствия. (Д) Скорее всего, буддизм можно рассмотреть не столько как религию, сколько как религиозно-философскую систему.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер;2) характер оценочных суждений;3) характер теоретических положений.
18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на
потере уверенности в силе ___________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ___________ В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную ___________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ___________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ___________ (Ж)».