Сирены в мифологии. Сирены (в мифологии)

Главная / Земля

В древние времена все опасное и непонятное воспринималось как нечто волшебное и божественное. Так, морская поверхность привлекала своей красотой моряков. Она же пугала их острыми утесами и мелями, которые скрывались под ней. Так появились мифы, главными персонажами которых стали сирены . В мифологии Греции эти морские существа получили от матери божественный голос, а от отца - дикий нрав.

Характеристика персонажей

Наиболее популярными персонажами древнегреческих сказаний считаются сирены. Мифология, дошедшая до нас, описывает их в виде птиц, которые имеют подобие женщин. Иногда их представляют в виде смеси рыб и женщин.

Считается, что они были гетерами. Между собой они отличались тем, что играли на разных музыкальных инструментах. Все они обладали сладостными голосами. Персонажей часто сравнивали с гарпиями. Иногда их воспринимали в качестве муз из потустороннего мира. Поэтому их изображения встречались на надгробных памятниках.

По одному из сказаний, они были спутницами Персефоны, которая считалась богиней плодородия. К тому же она управляла царством мертвых, после того как ее похитил Аид. Боги превратили дев в полуптиц, чтобы те разыскали Персефону. По другой версии, девушки сами превратились в птиц, оплакивая Персефону, которую увезли в царство мертвых.

Кто же создал этих полуженщин?

Родословная поющих существ

Древнегреческие авторы по-разному относились к тому, кого считать отцом сирены. Мифология Софокла, который жил в пятом веке до нашей эры, называет отцом морского божества Форкиса. Существовали и другие версии на этот счет.

Возможные родители сирен:

  • отец - речной бог Ахелой, мать - муза Мельпомена или Терпсихора;
  • мать - Стеропа;
  • мать - Гея, отец - Понт;
  • Кето.

Представления о персонажах

Сирены в древнегреческой мифологии появились давно. До нас первые упоминания о них дошли из «Одиссеи» Гомера. По временным рамкам это восьмое столетие до нашей эры. В произведении описываются две сирены, которые при помощи своих чарующих песен заманивали путников к себе. Их слушатели подплывали к острову и гибли там вместе с кораблями. Никто не видел этих существ.

Современные исследователи считают, что морякам все эти чарующие звуки слышались из пещер, которых в греческих морях предостаточно. Может, поэтому поющих существ никто не видел. Но вернемся к мифологии.

Как же выглядели сирены?

Мифология послегомеровской эпохи представляет их в виде дев с птичьими крыльями, телом и когтистыми лапами. Существует вариант в виде дев с рыбьим хвостом.

По произведениям Аполлодора можно судить о сиренах как о невероятно красивых девах, обладающих очаровательным голосом, который достался им от матери-музы. Одна из трех сестер играла на кифаре, другая - на флейте, а третья пела. Усыпленные музыкой путники разрывались сиренами на части и съедались. Такой дикий нрав был у них от отца Форкиса.

В произведении же Аполлония Родосского идет речь о множестве сирен. Сколько же всего сирен описано в мифологии?

Список мифических существ

За всю историю развития древнегреческой культуры было описано несколько вариантов мифических дев.

Сирены в греческой мифологии:

  • Аглаопа - ее имя означает та, у которой «искрящийся голос». Считается дочерью Ахелоя с Мельпоменой.
  • Писиноя - творение Ахелоя и Мельпомены.
  • Левкосия - был остров, названый ее именем, он расположен у мыса Сиренусс. По легенде, ее тело было выброшено на берег около Посейдонии.
  • Молпа - имеет прозвище «Пляска». Считается дочерь Ахелоя с Мельпоменой.
  • Лигейя - тело девы выбросило у берега около Терины.
  • Парфенопа - могилу этой сирены показывали в Неаполе.
  • Фелксиопа - имя означает «услаждающая взор». Также является творением Ахелоя и Мельпомены.

Места обитания

Существует легенда, по которой сирены (мифология Аттики) решили посоревноваться с музами в пении. Провести соревнования посоветовала Гера. В результате победу одержали музы, которые ощипали сирен, а из их перьев сделали венки. С этих пор подобное украшение стало головным убором муз.

Соревновались персонажи возле города Аптер, который располагался на острове Крит. Главный олимпийский бог выделил для мифических дев остров Анфемоэссу.

Места обитания персонажей:

  • сицилийский мыс Пелор;
  • Сиренузские острова;
  • мыс Пелориады;
  • Капрея;
  • Сиренусс.

Использование образа

Про сирен писали с древнейших времен. Существуют отдельные произведения про мифических дев, например комедия Никофона «Сирены». Также персонажи упоминаются в произведениях Гомера и Аполлония Родосского.

Во все времена морских дев изображали в произведениях живописи. Можно отметить таких художников, как Армитидж, Уотерхауз, Дрейпер, Крупиньский, Корольков и другие.

В средневековой геральдике эти персонажи используются в качестве щитодержателей.

В начале двадцатого века был открыт астероид, который назвали (1009) Сирена.

Название сирен просиходит от сирен из греческой мифологии, так как издали их легко спутать с купающимися людьми. Однако пение легендарных сирен никак не подходит к этим животным. Христофор Колумб был хоть и не первым человеком, увидевшим сирен, но известно о том, что он упомянул их в своём дневнике в 1493. Сире́ны (лат. Sirenia ) - травоядные морские млекопитающие, существа кроткие, абсолютно безопасные и к тому же практически безмолвные.


Дюгонь

Морские, или стеллеровы, коровы (Hydrodamalis), ламантины (Trichechidae) и дюгони (Dugongidae) — представители трех семейств животных, объединяющихся в малочисленный отряд сирен (Sirenia). Произошли они от хоботных животных, их самым далеким предком считается эотерий (наземное ископаемое животное). Еще одно подтверждение тому, что сирены существовали много миллионов лет назад и вели наземный образ жизни, недавно получили американские палеонтологи, нашедшие на Ямайке останки предка стеллеровой коровы, возраст которых насчитывает не менее 50 миллионов лет. Эта находка помогла восстановить эволюционную цепочку трансформации обитателей суши в морских жителей. Скелет ископаемого животного имел длину более 2 метров, тело же его, по расчетам ученых, должно было весить не менее 100 кг и иметь мощные, хорошо развитые конечности. При этом анатомические особенности позволяли ему жить в воде. По одной из научных гипотез, морские коровы устремились с суши в воду за новым источником питания — морской травой и постепенно стали проводить там большую часть жизни. Со временем у ламантинов развились плавники, а их задние ноги заменились хвостом.

В эволюционном ряду современные млекопитающие находятся между китообразными и ластоногими. В память о своих наземных предках ламантины сохранили легкие, конечности, преобразовавшиеся в ласты, и плоский округлый хвост. Примечательно, что на кончиках их ласт сохранились три плоских ноготка, однако на суше эти животные не могут передвигаться даже ползком.


Ламантины — убежденные вегетарианцы. Благодаря очень тяжелому скелету они легко опускаются на дно, где питаются водорослями и травами, поедая огромное их количество. Перемалывают пищу ламантины с помощью 20 зубов. Резцы утрачиваются рано, но на их месте развиваются роговые пластины, которыми животные ловко захватывают и перетирают пищу. Во время кормления они ластами подтягивают к себе водоросли и, прижав охапку к телу, с неизменным аппетитом поглощают длинные зеленые стебли. Порой ламантины общипывают даже некоторые прибрежные растения. Однако, как ни велико их желание полакомиться свежей веточкой, выбраться на сушу они не могут. После еды наступает время отдыха. Ламантины спят на мелководье, выставив спину над водой и положив хвост на дно, или же, используя как гамак густо переплетенные водоросли, висят в воде. Спящими или дремлющими их можно видеть в любое время суток, но только в самых укромных и тихих местах.

Обычно у самки ламантина каждые 3—5 лет появляется один детеныш, очень редко — близнецы. После спаривания самец не покидает самку до рождения малыша. Беременность длится около 9 месяцев. Пик рождаемости приходится на апрель—май. Роды проходят под водой. Только что родившийся ламантиненок имеет длину около 1 метра, а весит 20—30 кг. Сразу после рождения мать поднимает детеныша на своей спине к поверхности воды, чтобы тот сделал свой первый вдох. Еще около 45 минут малыш обычно остается лежать на спине матери, постепенно приходя в себя, а затем они снова погружаются в воду.

Морская корова выкармливает свое чадо молоком под водой. Хорошо развитые соски, расположенные на груди, зачастую вводили в заблуждение многих моряков, которые принимали их за русалок. В начальном воспитании детеныша принимают участие оба родителя, ласково обнимая его ластами и катая на спине, когда он устает. Дальше же, в течение двух лет, малыш остается под бдительной опекой самки. Половая зрелость у ламантинов наступает в 3—4-летнем возрасте.


Семейство ламантинов насчитывает три вида: американский (Trichechus manatus), обитающий вдоль берегов от Флориды до Бразилии, африканский (T. senegalensis), живущий близ берегов рек Экваториальной Африки, и амазонский (T. inunguis), облюбовавший Амазонку, Ориноко и их притоки.

Длина тела ламантинов достигает 4 метров, весят они около 400 килограмм, хотя отдельные самцы могут достигать и 700. Тело животных веретеновидное, заканчивающееся горизонтальным хвостовым плавником округлой формы. Передние конечности превращены в гибкие грудные плавники, а на месте задних имеются лишь рудименты бедренных и тазовых костей. Спинного плавника тоже нет. Голова небольшая, очень подвижная, без ушных раковин, с маленькими глазами, покрытыми студенистой массой. Исследования показали, что зрение у ламантинов слабое. Зато они обладают чутким слухом и, судя по большим обонятельным долям мозга, хорошим обонянием. Ламантины обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, они имеют 6 шейных позвонков, тогда как у других млекопитающих их 7. А во-вторых, сердце у ламантинов в соотношении с весом их тела самое маленькое среди всех представителей животного мира — оно в 1 000 раз легче их веса.

Ламантины очень теплолюбивые создания. Если температура воды опустится ниже +8 градусов, они обречены на гибель. Поэтому зимой они греются в теплых течениях, сбиваясь в более крупные стаи. У этих крайне миролюбивых животных есть и враги. В тропических реках — это кайманы, в море — акулы. Обычно медлительные, ламантины, защищаясь, проявляют редкую для них активность.

Но наибольшую угрозу для жизни этих, уже довольно редко встречающихся, животных представляет все-таки человек, постепенно вытесняющий их из экологической ниши, лишая тем самым жизненного пространства. Ламантинов нередко уничтожают ради вкусного мяса и ценного жира, идущего на приготовление лекарственных мазей и косметических препаратов, и это, несмотря на законы о запрете их отстрела и отлова, принятые в США еще в 1893 году, а в Гайане — в 1926-м.

Некогда спокойные воды тамошних рек, озер и морей теперь рассекают катера и моторные лодки, и зачастую под их винты попадают мирно пасущиеся ламантины. Многие гибнут от ран, а спины выживших пересекают страшные шрамы. Рыболовные крючки и сети тоже доставляют этим животным большие неприятности. Сравнительно недавно на побережьях появились специальные предупреждающие знаки: «Осторожно! Зона обитания ламантинов! Пересекать очень внимательно!»

Видимо, люди все же способны учиться на своих ошибках, а значит, есть надежда на то, что эти доверчивые и совершенно безобидные создания Природы останутся жить на нашей планете.

Ксения Черкашина

Всё о мифологических Сиренах

Сирены— в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».


Происхождение


Отцом сирен считали морского бога Форкиса, или они — дети Ахелоя и одной из муз: (Мельпомены, или Терпсихоры, или Каллиопы), либо дочери Стеропы или Геи, либо дочери Форкиса и Кето.


Превращение


В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик.

Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.

По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.


Сирены и мореплаватели


Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее.


Гибель сирен


Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в "Одиссее". Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.


Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились. Впрочем, они также упоминаются в мифах про Аргонавтов, которые смогли проплыть мимо благодаря чарующей музыке Орфея.


Истолкования


Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.

По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.

..

- В греческой мифологии полудевы - полуптицы, хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами, унаследовавшие от матери-музы (Мельпомены или Терпсихоры) божественный голос, а от отца (Ахелоя . бога пресных вод) дикий и злобный нрав. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим все живые существа с ума. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Число их колеблется от двух-трёх до целого множества. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением. С. ублажали некогда богиню Деметру . Мимо острова Сирен проплыл Одиссей , привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда аргонавты плыли мимо острова Сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой , поселившей его в Лилибее. Сирен сближали с гарпиями и керами ; они воспринимались даже как музы иного мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические Сирены превращаются в сладкоголосых мудрых Сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Plat. R. Р. Х 617 b).
«Физиолог» (III в., образец для будущих бестиариев) выхватил из гомеровской «Одиссеи» эпизод с сиренами и перетолковал по-своему: «Нравоописатель сказал о сиренах, что они смертоносны. Водятся они в море и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам, когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют
сознание, падают в море и погибают. А образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья. Таким же образом всякий «двоедушный человек коварен во всех своих путях». Есть люди, которые идут в церковь, но от грехов не удаляются. Входят в церковь в образе агнцев, а выходят в образе скотов. Такие несут в себе пример сирен, сил супостата, которые ласкательством прельщают души нетвердых». Далее аналогия понятна. Одиссей на мачте-кресте уподоблялся Христу, корабль - церкви, сирены - плотским желаниям. «Сердце усладное пенье сирен бедоносных» стало прообразом мирских благ, губящих душу. Только путы удерживали Одиссея (как и всякого доброго христианина) от грехопадения и гибели для вечного спасения... Аллегория поддавалась дальнейшему развитию. Три сирены суть алчность, гордыня и распутство. Корабль - наше тело, кормчий, который засыпает и утопает,- душа.
Камертон разумения был найден: морские блудницы будут осуждены. Не беда, что по описанию и Овидия, и Плиния греческие сирены - полуженщины-полуптицы. От рукописи к рукописи они теряют крылья, получают хвосты, расстаются с птичьими лапами... К XII столетию только единичные авторы помнили об их «воздушном» прошлом.

Сирены, по поверьям мифологии Древней Греции, представляются морскими демонических существ.

Они все женского пола. Выделяют женщина-рыба и женщина-птица. Сирены получили в наследство от отца дикий стихийный характер, от матери - красивый Божественный голос.

Происхождение сирен

Отец сирен был морской бог Форкий или Ахелой. А их мать - одна из следующих муз: Мельпомена, Терпсихора, Каллиопа.

Превращения сирен в демонические образы

В основе послегомеровских поверий сирены были представлены в виде крылатой Девы с хвостом рыбы. Другим вариантом можно рассматривать Деву с телом птицы и ногами курицы. Вариантов, почему они имели именно такой облик, было множество.

Также некоторые поверье говорили о том, что сирены не только заманивали всех своим голосом, а также завораживали взглядом и игрой на различных музыкальных инструментах. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. После похищения Персефоны, спутницей которой они являлись, сирены долго кочевали и в результате своих странствий попали на землю Аполлона. Чтобы они не смогли помочь Персефоне, Демера превратила их в крылатых существ.
  2. Птиц из них создалибоги для того, чтобы они смогли искать Персефону.
  3. В птиц их превратила Афродита. Тем самым подвергая их лишить замужества.
  4. После похищения Персефоны, сирены долго ее оплакивали и, придя к скале Аполлона, стали птицами.
  5. Сирены и мореплаватели.

В послегомеровских сказаниях образ сирен представлен в виде красивой Девы с мягким, сладким, очаровательным голосом. В результате своего сладострастного пения они усыпляют путников. После того, как путник окунулся в глубокий сон, сирены его раздирают и пожирают. Таким образом, они губили людей, которые, услышав чарующее пение, забыв обо всем, подплывали к острову, где обитали сирены, и находили там свою смерть. Весь остров сирен был покрыт костями и высохшей кожей их жертв.

Гибель сирен

По повериям было предсказано, что сирены погибнут, если хотя бы один спутник проплывет мимо них и на него не повлияет их сладострастное пение. Когда мимо острова с сиренами плыл корабль Одиссея, он приказал всем своим спутникам залепить уши воском, а себя попросил крепко накрепко привязать к мачте корабля.

Сиренам не удалось заманить Одиссея и его спутников в свое логово. Разгневанные сирены бросились в море и обратились в морские скалы или скинули свои перья и утопились в пучине морских вод. Так же своей гибели смогли избежать аргонавты. Они не услышали пение сирен, благодаря тому, что, плывший с ними Орфей играл на лире и сам распевал песни, тем самым заглушая пение сирен.

Сирен воспринимали как муз из другого мира. Нередко их изображали на надгробиях, могильных памятниках, стеллах.

Культ сирен

В городе Суррент находился храм сирен, а вблизи Неаполя представлена гробница сирены Парфенопы. По поверию данный город был назван в честь ее. На месте нахождения гробницы были совершены жертвоприношения. Место обитания сирен. Владычицы морских вод. Основным местом обитания считался остров Анфемоэсс. По другим повериям сирены нашли свое пристанище в сицилийском мысе Пелор, Капрее, Сиренузских островах, на мысе Пелориады, Сиренуссе.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация