Банк профсоюзной солидарности и социальных инвестиций «Солидарность» (акционерное общество)
  Карта сайта Поиск
О Банке Главная / О Банке / Истоки нашего имени / От солида к «Солидарности» / Солиды Македонской эпохи
Политика обработки персональных данных
Рейтинг кредитоспособности
Раскрытие информации для регулятивных целей
Информация по требованиям FATCA
Информация о максимальных процентных ставках по вкладам физических лиц
Перечень инсайдерской информации
Лицензии, свидетельства
Банк - участник системы страхования вкладов
Информация об органах управления Банка
Территория «Солидарности»
Истоки нашего имени
От солида к «Солидарности»
Солиды Македонской эпохи
Василий I Македонянин (867-886)
Лев VI Мудрый (886-912)
Александр (912-913)
Константин VII Порфирогенит (913-959)
Роман I Лакапин (919-944)
Роман II (959-963)
Никифор II Фока (963-969)
Иоанн I Цимисхий (969-976)
Василий II Болгаробойца (976-1025)
Константин VIII (1025-1028)
Михаил IV Пафлагонец (842-867)
История развития банка
Символика Банка
Контактные телефоны
Финансовые показатели

Солиды Македонской эпохи

Солиды Македонских императоров IX-XI веков — это монеты сильного процветающего государства. Каждая из них — высокохудожественное изделие, замечательный образец медальерной пластики, уникальный документ истории. На солидах со всеми подробностями изображены императоры и императрицы, их соправители-наследники и соправители-узурпаторы, всегда в торжественно-застылых позах, в тяжелых драгоценных одеяниях, с эмблемами и атрибутами своего могущества в руках. Но сколь убедительно властными не казались портреты земных правителей, не они — «главные персонажи» иконографии. Лицевую сторону солидов после восстановления Православия в 843 г. заняли изображения Христа, «Царя Царствующих». Небесный владыка, а также Богоматерь, Иоанн Креститель, Архангел Михаил теперь нередко предстают рядом с императорами как божественные соправители, приобщающие смертных монархов к участию во власти. Они или держат наравне с государями атрибуты их сана, или же собственноручно венчают василевсов. В этих чеканных образных формулировках высказана вся философия христианского царства, богоданности императорской власти и обязательства последней перед небесными суверенами. Долг императоров перед Богом и Церковью осознавался ими как неустанное попечение о мире и спокойствии державы, как забота о благочестии подданных и о благоустройстве храмов. На щедрые царские пожалования было выстроено множество соборов и монастырей в столице и по всей империи. Исключительным вниманием властей пользовался храм св. Софии — «Великая Церковь», как его часто называли византийцы. Принесение императорами денежных даров к ее престолу облекалось в форму исполненных самой высокой символики ритуалов. Константин VII Багрянородный подробно поведал нам о том, как накануне празднования Пасхи, в Великую Субботу император входил в св. Софию и возлагал на ее алтарь, поверх шитого золотом покрова, кошель, наполненный золотыми монетами — т.н. апокомвий: «Возложив на алтарь покров, он получает от препозита 100 литр золота, которые кладет на святой алтарь, на ступень, где он стоит, и когда он возлагает покров, получает второе подношение от препозита и возлагает его на алтарь. Затем, получив от патриарха кадильницу, он трижды кадит алтарь кругом и выходит». Этот торжественный акт в действительности подразумевал нечто большее, чем обычный денежный дар царя-христианина наиболее знаменитому храму империи. Все составные элементы обряда — время и место его отправления, алтарь, покров на алтаре — были исполнены символики, выявляя царственную и вместе с тем жертвенную природу Спасителя. Монеты не оставались исключением. Символичен материал, из которого они изготовлялись — золото, один из трех даров, которые согласно Евангелию волхвы поднесли новорожденному Мессии. В глазах византийцев дар золотом означал признание царственного достоинства Божественного Младенца («… золото принесли Ему как царю, ибо царю мы, как подданные, приносим золото», писал в 11 в. архиепископ Феофилакт Болгарский). Когда золото возлагал на алтарь храма император, он, подобно одному из волхвов, поклонялся Христу, признавая его Царем над собою, Царем Царствующих. Те же слова сопровождали изображение Христа на солиде времен Константина VII. Уже со второй половины 9 в. практически все выпуски золотых солидов имели на главной стороне изображение Христа с подписью «Царь царствующих» (эпитет, заимствованный из Апокалипсиса). Эти слова провозглашали власть Христа над миром, включая и его власть над империей и личностью самого василевса. Вспомним слова Библии: «Чье изображение на монете? Кесаря. Отдавайте Богу Богово, а кесарю кесарево…» Отныне сам Христос — Царь мира изображен на главной стороне монеты, чеканенной из драгоценного металла, который сам есть всеобщий атрибут царственности. Император, возлагая золотые монеты, несшие оба изображения — Христа и свое собственное — на алтарь св. Софии, поклонялся Богу как своему владыке, прославлял Его как Царя Царствующих и владыку Вселенной, чье царственное величие неотделимо от Его жертвенной природы.




М.Н.Бутырский
© 2017 Банк «Солидарность»  АО