Что такое процессуальная проверка. Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления. Специфика установления сроков

Главная / Общество

Как обеспечить безопасность сделки при работе с новыми партнерами? Получить недорогое финансирование при приобретении оборудования и недостатке обеспечения? А приобретение недвижимости? Эта процедура тоже может значительно упроститься и позволит не потерять свои деньги, избежав уловок обманщиков и нечистых на руку риэлторов. Можно это сделать? Ответ простой - аккредитивная форма расчетов.

Что такое аккредитив?

Общепринятое определение аккредитива - поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Расчет по одному аккредитиву осуществляется только с одним получателем средств.

Краткая терминология, используемая в аккредитивной форме расчетов:

Плательщик - он же приказодатель, принципал - лицо, на основании поручения которого осуществляется платеж по аккредитиву.

Бенефициар - получатель средств по аккредитиву.
Банк-эмитент - банк, выпускающий финансовое обязательство, в данном случае - аккредитив.
Исполняющий банк - банк, назначаемый банком-эмитентом в соответствии с инструкциями приказодателя, осуществлять исполнение аккредитива. Исполняющим банком может выступать как банк-эмитент, так и любой авизующий банк. В случаях присутствия в сделке подтверждающего банка, исполнение аккредитива, как правило, отдается ему.
Подтверждающий банк - как правило, первоклассный банк, принимающий на себя обязательства произвести платеж, указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств банка-эмитента, наличие подтверждающего банка в структуре сделки повышает ее надежность и гарантию оплаты. В российской практике подтверждение иностранным банком требуется в большинстве случаев.

Различают четыре основных вида аккредитивов:

Покрытый аккредитив (депонированный) - это когда при открытии аккредитива банк - эмитент перечисляет за счет средств плательщика, либо предоставленного для этих целей кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
Непокрытый аккредитив (гарантированный) - это когда при открытии аккредитива банк - эмитент средства не перечисляет, а предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка - эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Отзывной аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или отменен банком - эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких либо обязательств банка - эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.
Безотзывный аккредитив - это аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. Безотзывный подтвержденный аккредитив, это когда по просьбе банка - эмитента, исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив, и такой аккредитив не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Как правило, в практике российских банков обычно существуют покрытые безотзывные аккредитивы. Более подробно о видах аккредитивов можно узнать из открытых источников, каждый из этих видов обладает определенной спецификой, связанной с особенностью проводимой сделки.

Стандартно схема использования аккредитива выглядит следующим образом:

  • Продавец и покупатель заключают контракт (договор купли/продажи, поставки оборудования, предоставления услуг), условиями которого предусмотрена форма расчетов через аккредитив и условия его раскрытия
  • Покупатель подает копию контракта и заявление в банк. Банк открывает аккредитив на основании представленных документов. В случае необходимости аккредитив подтверждается банком продавца или любым банком, требования к которому предусматриваются контрактом.
  • При открытии аккредитива формируется покрытие либо за счет средств клиента, либо за счет кредитной линии, предоставленной клиенту банком-эмитентом или иным другим банком, в т.ч. иностранным.
  • Продавец отгружает товар, отправляет документы, на основании которых открывается аккредитив в банк и получает оплату.
  • Покупатель получает документы и товар.

Как видно, схема проста и очевидна - с одной стороны поставщик видит, выставленный аккредитив, что является гарантией оплаты, при соответствии поставки условиям контракта, с другой покупатель не рискует своими деньгами, как в случае с предоплатой неизвестному контрагенту, при этом гарантом сделки выступает банк, проверяя ее чистоту.

Но, как говорится, есть нюанс.

Во-первых, контракт должен содержать следующие четкие параметры:

  • наименование банка - эмитента,
  • наименование банка, обслуживающего получателя средств,
  • наименование получателя средств,
  • наименование исполняющего банка
  • сумма аккредитива,
  • вид аккредитива,
  • способ извещения получателя средств об открытии аккредитива,
  • способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком,
  • срок действия аккредитива,
  • период представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг), и требования к оформлению указанных документов, а также их перечень и характеристики,
  • наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок осуществления автоперевозки грузов , срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза,
  • условия оплаты (с акцептом или без акцепта);
  • ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств

Во-вторых, рекомендуется уточнить, где банком будет осуществляться проверка подлинности/соответствия, представляемых документов, поскольку это может существенно затянуть сроки оплаты за счет временных затрат на пересылку документов.

И самое главное - формирование покрытия по аккредитиву. Как было сказано выше, оно может формироваться из двух источников:

  • средства плательщика,
  • средства банка, т.е. за счет кредитных средств, представляемых банком плательщику.

Первый вариант используется в большинстве случаев при аккредитивах с платежом по предъявлении.

Второй вариант, целесообразно использовать при такой форме расчетов как аккредитив с постфинансированием, как правило, данный вид аккредитива используется при длинных сделках и позволяет привлекать недорогой финансовый ресурс на длительные сроки (свыше трех лет), например, приобретение оборудования.

Процедура оформления данного аккредитива хороша еще тем, что финансирование можно получить при формальном залоге, поскольку основным залогом будет выступать приобретаемое оборудование. Схема кредитования при такой форме расчетов выглядит следующим образом:

  • Заключается контракт на поставку оборудования, условия контракта и аккредитива согласовываются с банком эмитентом.
  • В банк-эмитент предоставляется заявление на аккредитив и подписывается кредитный договор для целей формирования покрытия по аккредитиву и договор залога
  • Банк-эмитент проводит согласование сделки и открытие аккредитива в иностранном финансирующем банке
  • Иностранный банк подтверждает и авизует аккредитив поставщику.
  • Поставщик осуществляет поставку, представляет документы, оговоренные в контракте для целей раскрытия аккредитива
  • После проверки подлинности документов и соответствия их условиям аккредитива, иностранный банк производит оплату поставщику одновременно открывая кредитную линию на банк-эмитент, который в свою очередь перевыставляет ее на покупателя.

Как правило, подобное финансирование осуществляется на сроки от 2 до 7 лет, стандарт - 5 лет с выставлением линии по схеме 3+2. При финансировании на более длительный срок необходимо привлечение Экспортного Кредитного Агентства (ЭКА). ЭКА - это государственные финансовые институты, предоставляющие гарантии или страхование при государственной поддержке в пользу национальных компаний, намеренных экспортировать товары и услуги за рубеж. ЭКА гарантируют или страхуют долгосрочные (инвестиционные) кредиты, предоставленные национальными банками банкам-эмитентам (в нашем случае российским), по контрактам на покупку российскими импортерами технологического оборудования, средств транспорта, проведения монтажных, пуско-наладочных работ и оказания других услуг специалистами этих стран.

Основные условия при такой форме привлечения ресурсов:

  • Срок кредитования - от 2-х до 7лет
  • Сумма - имеет минимальное значение в каждом банке свой порог, и, как правило, не более 80-85% стоимости контракта
  • Процентная ставка определяется как сумма следующих величин - LIBOR/EURIBOR (6 мес.), маржа банка-эмитента (%% годовых), стоимость финансирования иностранного банка. Дополнительно оплачивается страховая премия ЭКА, которая рассчитывается от суммы кредита и должна быть оплачена до получения кредита. По просьбе Клиента страховая премия ЭКА может быть профинансирована. В этом случае кредит, предоставленный на оплату страховой премии ЭКА, погашается совместно с суммой основного долга на аналогичных условиях. В целом, ставка редко превышает - 10/11% годовых в валюте и может быть зафиксирована на весь срок после выборки кредита по согласованию с банком-эмитентом и финансирующим банком
  • Уплата процентов - ежемесячно
  • Погашение основного долга осуществляется равными полугодовыми траншами, первое погашение через 6 месяцев после согласованной даты, которая определяется в соответствии с условиями контракта и самого проекта, например, дата отгрузки или дата ввода оборудования в эксплуатацию.

Преимущества аккредитивной формы расчетов очевидны:

  • Покупатель, гарантированно защищен от рисков неполучения оплаченного товара, т.к. исполняющий банк оплатит только те документы, которые будут соответствовать условиям аккредитива.
  • Продавец, своевременно выполняя свои обязательства перед Покупателем и представляя в банк соответствующие условиям аккредитива документы, гарантированно получает платеж независимо от Покупателя.
  • Покупатель снижает риск нарушения Продавцом сроков поставки или оказания услуг, т.к. банк не оплатит документы, свидетельствующие о нарушении таких сроков.
  • В тех случаях, когда Продавец нарушает сроки поставки и/или оказания услуг, решение об оплате принимает Покупатель.
  • В тех случаях, когда представленные Продавцом документы не соответствуют условиям аккредитива, банк не оплатит такие документы, не имея на то согласия Покупателя.
  • Банки охотней профинансируют сделку, если в качестве формы расчетов используется аккредитив, т.к. полностью исключена возможность не целевого использования средств.
  • Кредитование внешнеторговых сделок с использованием документарных форм, так называемое торговое финансирование, имеет более низкие процентные ставки, т.к. такие операции являются менее затратными для банков как в отношении источников средств используемых для такого финансирования, так и с точки зрения рисков.

В качестве недостатков отмечается:

  • во-первых, более высокая стоимость по сравнению с другими необеспеченными формами расчетов
  • во-вторых, сложность в оформлении.

Данные недостатки устраняются надежностью и гарантией расчетов, а также правильным выбором банка.

Многие люди, когда им предлагают банковский аккредитив при покупке квартиры, пугаются, подозревая, что им пытаются навязать невыгодное кредитование. Однако аккредитив при покупке недвижимости – средство расчетов, одинаково выгодное для покупателя и для продавца недвижимости. Его используют, чтобы правильность расчетов контролировала третья сторона, то есть банк.

Что такое аккредитив при покупке недвижимости

Аккредитив для физических лиц – это гарантия банка, что все условия сделки по приобретению имущества пройдут как положено, согласно действующему законодательству, и все участники выполнят свои обязательства. Такой тип расчетов можно использовать не только для покупки жилья, но и во всех иных случаях, когда покупатель и продавец не знают друг друга, а купля-продажа должна пройти без неприятных сюрпризов вроде отказа одного из партнеров от своих обязательств.

Аккредитационный счет выступает в роли банковской ячейки, куда покупатель закладывает деньги на определенных условиях, только в данном случае банковской организацией открывается особый безналичный счет вместо ячейки. Продавец может получить денежные средства только после того, как подтвердит выполнение своих обязательств перед покупателем. Контроль над всеми действиями партнеров, участников программы, возлагается на банк, которому принадлежит аккредитивный счет. Обман партнера в таких условиях становится невозможным.

Виды банковских аккредитивов

Вариантов открытия аккредитива при покупке недвижимости существует множество, и банковские учреждения предоставляют возможность клиентам определить самый удобный и безотказный способ осуществления сделки по объектам недвижимого имущества с использованием аккредитования. Финансовыми организациями применяются следующие виды расчетов:

  • Безотзывной. Такой счет не может быть закрыт в одностороннем порядке банком или открывшем его участником операции. Отзывной вариант практически не применяется банками ввиду отсутствия любых гарантий для участников сделки.
  • Аккредитив с красной оговоркой. При такой операции эмитент требует от банковской структуры (исполнителя оплаты) некоторой суммы авансового платежа второму участнику сделки без требования от последнего документов.
  • Депонированный, или покрытый. В данном случае вся договорная сумма заранее аккумулируется на счете продавца, и ждет выполнения последним своих обязательств. Непокрытое аккредитование подразумевает, что банк, эмитирующий его, разрешает банковской структуре (исполнителю) снимать деньги со своего корсчета при выполнении продавцом договора.
  • Кумулятивный. Используется, когда внесение суммы плательщиком произошло, а продавец забрал только часть поступивших денег. Средства при этом остаются на текущем аккредитованном счету или передаются на новое аккредитование. Некумулятивный предусматривает отсылку денег назад, в эмитировавший аккредитацию банк.

Для чего нужен аккредитивный счет при покупке квартиры

Рынок недвижимости развивается с каждым годом. Однако одновременно с увеличением спроса участились случаи недобросовестных сделок, когда покупатель перечисляет деньги, а продавец или не передает в собственность недвижимое имущество, или оно отягощено ипотечными обязательствами, которые не были указаны изначально, что делает соглашение сомнительным. Многие «черные риэлторы» работают по подобным схемам.

Чтобы защитить вложения без всяких рисков, на помощь покупателю приходит аккредитование, применение которого гарантирует, что продавцу не достанутся деньги, пока он не предоставит банку информации, подтверждающей чистоту сделок по приобретению недвижимого имущества. Проверять эти документы будут банковские специалисты, а не покупатель, что дает последнему гарантию того, что его не обманут и не украдут вложения при взаиморасчетах.

Использование аккредитива при сделках с недвижимостью

К преимуществам покупки квартиры через аккредитационную форму сделки относится:

  • Удобная форма. Не нужно проверять пачки с деньгами, пересчитывать их, вся сумма аккумулируется в безналичном виде.
  • За надлежащим исполнением переводов следит третья сторона.
  • Если у участников нет подтверждения надежной репутации партнера, то аккредитивные расчеты восполняют эту недостачу.
  • Продающей стороне гарантировано получение денег, а покупателю – недвижимое имущество, если они выполняют все пункты договора.

Как работает аккредитивная форма расчетов при покупке квартиры

Для того, чтобы воспользоваться аккредитивом при покупке недвижимости, необходимо предпринять следующие действия:

  • Участники сделки заключают договор о том, что они используют аккредитив при покупке недвижимости для оформления всех расчетов.
  • После этого покупатель идет в банк, где у него уже есть открытый дебетовый или кредитный счет, и оставляет заявку на аккредитационное обслуживание.
  • Банк открывает аккредитацию, передает документы приказодателю, если получение денег при продаже недвижимого имущества предусматривается в этой же финансовой структуре, или отдает распоряжение банку-исполнителю на выдачу денег по договору.
  • Чтобы получить деньги, продающая недвижимость сторона предоставляет банку договор, зарегистрированный в УФСГРКК, а также другие документы, которые требуются согласно условиям открытия аккредитива при покупке недвижимого имущества.

Плюсы и минусы аккредитива

К плюсам аккредитации при оформлении документов по недвижимости относится гарантия исполнения договорных обязательств сторонами. Однако аккредитивная форма расчетов имеет существенные недостатки. Банковские структуры берут комиссию за проведение расчетов, кроме того, приходится собирать множество документов, относящихся к приобретению недвижимого имущества и подтверждению своих прав на денежные средства продающей стороной.

Как оформить договор аккредитива

Надо различать основной договор между покупателем и продавцом, где аккредитация упоминается в качестве формы расчета, и заключение с банком соглашения на открытие аккредитования. Чтобы открыть аккредитив в Сбербанке по покупке недвижимости, нужно быть физическим лицом, имеющим гражданство России, быть клиентом СБ РФ.

В заявлении требуется указать все существенные условия: тип аккредитации, срок, на который планируется ее открыть, указать точную сумму, которую надо задействовать при сделке, внести данные о покупателе и продавце и указать все документы, которые нужны для получения денег.

Какие документы нужны

Для проведения процедуры открытия аккредитации при покупке жилья в обязательном порядке предоставляются паспортные данные участников договора сделки на куплю квартиры, если это физические лица, номера счетов, с которых будет осуществляться перевод средств, нотариально заверенный договор, являющийся основанием для данной формы расчетов, в котором четко указан список документов.

Образец договора

Если предусматривается аккредитационный метод расчетов, то договор о купле-продаже недвижимости должен содержать следующие данные:

  • Фамилию, имя, отчество, все паспортные данные, включая место и дату рождения участников соглашения.
  • Все данные о квартире, доме, иному жилью, которое является причиной заключения договора – адрес, общая и жилая квадратура, количество комнат.
  • Данные, согласно которым квартира находится в законной собственности владельца (свидетельство о регистрации, номер записи ЕГРПНиС).
  • Прописью и цифрами сумму, в которую недвижимость оценивается при покупке.
  • Вид аккредитования, срок действия, наименование выпускающей и принимающей деньги финансовой структуры.
  • Кто оплачивает расходы по открытию и закрытию аккредитования.

Стоимость аккредитива для физических лиц

Цена аккредитации в разных кредитных учреждениях может быть разной. У некоторых финансовых структур это фиксированная сумма, у которой есть определенный потолок, выше которой стоимость открытия аккредитования быть не может. Другие кредитные организации определяют цену за услуги по аккредитации как процент от указанной цены на дом или квартиру. Высокая стоимость услуги обусловлена тем, что финансовые организации несут ответственность перед законом за чистоту и правильность оформления соглашения по купле-продаже недвижимого имущества.

В Сбербанке

Стоимость аккредитива для физических лиц в Сбербанке складывается из следующих величин:

  • обслуживание – 2 тыс. руб.;
  • стоимость открытия при условии, что сделка пройдет в одном и том же отделении – 0,2% от договорной суммы (1-5 тыс. руб.);
  • стоимость открытия при взаимодействии разных отделений – 0,3% (1,5-10 тыс. руб.);
  • пролонгация срока действия соглашения – 2 тыс. руб.

Аккредитив в ВТБ 24

Если вы решили взять аккредитацию для покупки квартиры или дома в ВТБ24, то рассчитывать можно на такие условия:

  • цена за открытие аккрадитования – 0,2% от стоимости квартиры (1,2-4,5 тыс. руб.);
  • пролонгация соглашения и (или) изменение общей суммы – 0,2% (0,9-4,5 тыс. руб);
  • внесение дополнительных изменений, включая закрытие счета до истечения срока его действия – 1,2 тыс. руб.;
  • выдача денег, в том числе третьему лицу, имеющему доверенность на получение суммы – 0, 2% от выдаваемой суммы (1,2-4,5 тыс. руб.).

Аккредитив в Россельхозбанке

Данная банковская структура берет следующие комиссионные проценты:

  • открытие аккредитования и внесение денег – 0,15% от общей суммы (3-15 тыс. руб);
  • любые иные случаи – 0,1% (1–5 тыс. руб.);
  • выдача денежных средств – 0,2% от общей суммы (3 тыс. руб. минимум);
  • внесение изменений в условия соглшаения по закупке недвижимого имущества – 1,5 тыс. руб.

Схема расчетов по аккредитиву

Основные этапы действий по исполнению аккредитивного договора по купле-продаже недвижимого имущества выглядят так:

  • Покупатель отдает распоряжение кредитной организации на аккредитацию, получая банковское уведомление об активизации аккредитования.
  • Финансовая структура, эмитирующая аккредитование, отсылает деньги банку, который будет выполнять обязательства по соглашению.
  • После предъявления требуемых документов исполнитель переводит на счет владельца жилья требуемую сумму.
  • Происходит передача недвижимости в собственность покупателя.

Видео

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Комментарий к Ст. 144 УПК РФ

1. Несмотря на то что в комментируемой статье речь идет только о сообщении о готовящемся или совершенном преступлении, ее содержание имеет отношение ко всем поводам к возбуждению уголовного дела, в том числе к заявлению о преступлении и явке с повинной. А основной смысл статьи заключается в установлении сжатых сроков проверки сведений, содержащихся в любом поводе к возбуждению уголовного дела. Установление таких сроков имеет важное практическое значение. От того, насколько оперативно и гибко будет установлено наличие (или отсутствие) оснований для возбуждения уголовного дела, во многом зависит успех будущего расследования — будет ли преступление раскрыто, а виновный привлечен к уголовной ответственности, или же затянувшееся с самого начала производство заведет поиск истины в тупик.

2. Комментируемая статья (часть вторая), отражая важнейшие новые реалии жизни российского общества, в частности стремительный рост значения средств массовой информации в условиях гласности, отводит отдельную объемную норму проверке сообщений о преступлении, распространенных в средствах массовой информации. Такая проверка проводится по поручению прокурора органом дознания или следователем. Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в их распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио- и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.

3. При доследственной проверке заявлений и сообщений применение мер уголовно-процессуального принуждения исключено.

4. Решающая роль в установлении оснований для возбуждения уголовного дела принадлежит оперативно-розыскным средствам и методам проверки заявлений и сообщений, которые являются более гибкими по сравнению с процессуальными проверочными действиями. В сложных, запутанных ситуациях, когда ответить на вопрос о событии преступления, не выходя из кабинета следователя, практически невозможно, только сведения, добытые оперативно-розыскным путем — гласным или негласным, способны внести ясность в вопрос, было ли преступление и каков его характер. В подобных ситуациях хорошо организованное, отлаженное и грамотное взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приобретает значение, определяющее подчас всю дальнейшую судьбу уголовного дела.

5. В отличие от УПК РСФСР 1960 г. (часть вторая статьи 109) действующий УПК не предусматривает получения объяснений в качестве самостоятельного процессуального проверочного действия в стадии возбуждения уголовного дела. Это не означает, что собирание устной информации в этой стадии вообще не допускается. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (пункт 1 части первой статьи 6) в качестве оперативно-розыскного мероприятия прямо предусмотрен опрос. Внепроцессуальный разведывательный опрос — гласное, гибкое оперативно-розыскное действие, наилучшим образом приспособленное для собирания устной информации о преступлении и лице, его совершившем, среди неопределенно широкого круга лиц, применяемое в полицейской практике всех стран. Итоги опроса могут быть подведены в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа (традиционный для России аналог полицейского отчета). Внедрение такой практики в доследственную проверку вместо поголовных вязких письменных объяснений, дискредитирующих стадию возбуждения уголовного дела, способствовало бы восстановлению ее смысла, определяемого скромной задачей — быстро (оперативно) определить наличие или отсутствие признаков преступления, и только.

6. О юридической сущности упомянутых в части шестой комментируемой статьи уголовных дел частного обвинения см. комментарий к статье 20 УПК РФ (пункты 3 и 4). Из этой сущности вытекают и различия в процедуре проверки заявлений о преступлениях, уголовное преследование за которые осуществляется в частном порядке (см. текст статьи 318 УПК и комментарий к ней). Такая проверка находится в юрисдикции мирового судьи. Если же следователь, дознаватель считают, что автор такого заявления сам не может защищать свои права и законные интересы в силу причин, указанных в части четвертой статьи 20 УПК, оно (заявление) подлежит проверке в обычном порядке, установленном комментируемой статьей.

Права граждан на стадии доследственной проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ

Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает «предварительную» стадию досудебного уголовного судопроизводства - стадию доследственной проверки (проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ). На данной стадии органами предварительного расследования решается вопрос о наличии или об отсутствии в том или ином сообщении о преступлении признаков преступления.

Поступление в правоохранительные органы сообщения о преступлении предваряет любую доследственную проверку.

Под сообщением о преступлении уголовно-процессуальный закон понимает заявление о преступлении, явку с повинной (т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении), а также сообщения, полученные из иных источников, оформленные процессуально рапортом об обнаружении признаков преступления.

Доследственную проверку по сообщению о преступлении проводят уполномоченные на то органы предварительного расследования, на которые законодателем возложена обязанность уголовного преследования.

К таковым законодателем отнесены следственные органы и органы дознания различных правоохранительных ведомств, а именно следственные органы СК России, органы внутренних дел, органы наркоконтроля, органы федеральной службы безопасности, органы ФССП, органы государственного пожнадзора ФПС, таможенные органы.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением указанными органами законов на стадии доследственной проверки, а также прав и свобод граждан на указанной стадии. Все решения, принятые по результатам доследственных проверок проверяются на предмет законности и обоснованности в органах прокуратуры.

Гражданин, которому по тем или иным обстоятельством стало известно о совершенном, готовящемся или совершающемся преступлении, должен сообщить об этом в правоохранительные органы.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах органов предварительного расследования.

В территориальных органах внутренних дел оперативным дежурным ведется круглосуточный прием таких заявлений и сообщений.

При отсутствии возможности прийти в правоохранительный орган о совершенном или готовящемся преступлении гражданин может сообщить по телефону 02, телефонам территориальных подразделений правоохранительных органов, телефону «доверия».

Все заявления, сообщения о преступлениях подлежат обязательной регистрации в КУСП правоохранительных органов, о чем лицо, принявшее такое заявление или сообщение составляет талон-уведомление, который вручает заявителю.

В случае нерегистрации сообщения о преступлении, необоснованного отказа в регистрации необходимо незамедлительно обжаловать данные незаконные действия в прокуратуру либо в суд.

Ст.144 УПК РФ предусматривает 3-суточный срок доследственной проверки по сообщению о преступлении. Данный срок может быть продлен уполномоченными на то лицами до 10 и 30 суток соответственно. Таким образом, предельный срок проверки составляет 30 суток с даты регистрации сообщения о преступлении.

В ходе доследственной проверки органы расследования проводят соответствующие проверочные мероприятия, направленные на выяснение все обстоятельств совершенного преступления, установление лиц, причастных к их совершению.

При проведении процессуальных действий участвующим в них лицам разъясняются права: не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

По результатам проверки в силу ст.145 УПК РФ должностное лицо органа расследования, ее проводившее, обязано принять одно из 3 решений (облекаемом в форму постановления):

При наличии достаточных данных о наличии признаков какого-либо преступления - о возбуждении уголовного дела;

При их отсутствии - об отказе в возбуждении уголовного дела;

При подследственности сообщения другому органу - о передаче сообщения о преступлении по подследственности.

О принятом по сообщению о преступлении решении в обязательном порядке уведомляется заявитель с разъяснением права обжаловать решение и порядка обжалования. Кроме того, при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела его копия направляется заявителю.

Любое из вышеуказанных решений заявитель вправе обжаловать надзирающему прокурору либо в суд.

Прокурор отдела управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД юрист 2 класса Сысоев Н.М.


Размещена во Второй части Седьмого раздела Девятнадцатой Главы Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Представленная ниже достаточно крупная статья состоит из девяти частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 144 УПК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении


  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определён пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьёй 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приёме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

  • По сообщению о преступлении, распространённому в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  • Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  • Заявителю выдаётся документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  • Отказ в приёме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  • Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьёй в соответствии со статьёй 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвёртой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьёй.
  • При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трёх суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учёте налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчёта предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
  • По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

    1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчёта суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

    2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение ещё не принято либо не вступило в законную силу;

    3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

  • После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
  • Комментарий к ст. 144 УПК РФ

    Несмотря на то что в комментируемой статье речь идёт только о сообщении о готовящемся или совершенном преступлении, её содержание имеет отношение ко всем поводам к возбуждению уголовного дела, в том числе к заявлению о преступлении и явке с повинной. А основной смысл статьи заключается в установлении сжатых сроков проверки сведений, содержащихся в любом поводе к возбуждению уголовного дела. Установление таких сроков имеет важное практическое значение. От того, насколько оперативно и гибко будет установлено наличие (или отсутствие) оснований для возбуждения уголовного дела, во многом зависит успех будущего расследования — будет ли преступление раскрыто, а виновный привлечён к уголовной ответственности, или же затянувшееся с самого начала производство заведёт поиск истины в тупик.

    Комментируемая статья (часть вторая), отражая важнейшие новые реалии жизни российского общества, в частности стремительный рост значения средств массовой информации в условиях гласности, отводит отдельную объёмную норму проверке сообщений о преступлении, распространённых в средствах массовой информации. Такая проверка проводится по поручению прокурора органом дознания или следователем.

    Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в их распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио- и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.

    При доследственной проверке заявлений и сообщений применение мер уголовно-процессуального принуждения исключено.

    Решающая роль в установлении оснований для возбуждения уголовного дела принадлежит оперативно-розыскным средствам и методам проверки заявлений и сообщений, которые являются более гибкими по сравнению с процессуальными проверочными действиями. В сложных, запутанных ситуациях, когда ответить на вопрос о событии преступления, не выходя из кабинета следователя, практически невозможно, только сведения, добытые оперативно-розыскным путём — гласным или негласным, способны внести ясность в вопрос, было ли преступление и каков его характер. В подобных ситуациях хорошо организованное, отлаженное и грамотное взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приобретает значение, определяющее подчас всю дальнейшую судьбу уголовного дела.

    В отличие от УПК РСФСР 1960 г. (часть вторая статьи 109) действующий УПК не предусматривает получения объяснений в качестве самостоятельного процессуального проверочного действия в стадии возбуждения уголовного дела. Это не означает, что собирание устной информации в этой стадии вообще не допускается. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (пункт 1 части первой статьи 6) в качестве оперативно-розыскного мероприятия прямо предусмотрен опрос.

    Внепроцессуальный разведывательный опрос — гласное, гибкое оперативно-розыскное действие, наилучшим образом приспособленное для собирания устной информации о преступлении и лице, его совершившем, среди неопределённо широкого круга лиц, применяемое в полицейской практике всех стран. Итоги опроса могут быть подведены в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа (традиционный для России аналог полицейского отчёта).

    Внедрение такой практики в доследственную проверку вместо поголовных вязких письменных объяснений, дискредитирующих стадию возбуждения уголовного дела, способствовало бы восстановлению её смысла, определяемого скромной задачей — быстро (оперативно) определить наличие или отсутствие признаков преступления, и только.

    О юридической сущности упомянутых в части шестой комментируемой статьи уголовных дел частного обвинения см. комментарий к статье 20 УПК РФ (пункты 3 и 4). Из этой сущности вытекают и различия в процедуре проверки заявлений о преступлениях, уголовное преследование за которые осуществляется в частном порядке (см. текст статьи 318 УПК и комментарий к ней). Такая проверка находится в юрисдикции мирового судьи. Если же следователь, дознаватель считают, что автор такого заявления сам не может защищать свои права и законные интересы в силу причин, указанных в части четвёртой статьи 20 УПК, оно (заявление) подлежит проверке в обычном порядке, установленном комментируемой статьёй.

    Количество преступлений в России

    Кодексы РФ

    Статья 268 УК РФ. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта - размещена в Особенной части Девятого раздела Двадцать седьмой Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья включает в себя три части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст.

    Что означают статьи 144 УПК РФ и 145 УПК РФ?


    Принятие решения о начале уголовного производства допускается только на основании объективного, полного и всестороннего анализа и оценки поступивших сведений. Приняв сообщение о преступлении или покушении на него, должностное лицо обязано проверить информацию, содержащуюся в нем. Порядок рассмотрения поступивших сведений, а также особенности принятия решения по результатам проверки устанавливает не одна статья (144, 145 УПК РФ), что означает, что законодатель особое внимание уделяет четкости и точности проведения предварительных мероприятий, по результатам которых подозреваемый или виновный будет привлечен к ответственности.

    Основные вопросы

    При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:

    1. Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
    2. Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
    3. Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
    4. Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
    5. Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
    6. Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
    7. Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).

    В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.

    Специфика оценочных мероприятий


    Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

    Организация проверки


    Как правило, к материалам мероприятий, выполняемых по норме 144 УПК РФ, относят разные акты, справки и другие документы. При осуществлении регламентированных законом действий реализуются полномочия должностных лиц от правоохранительных органов. Их круг устанавливается в соответствующих отраслевых законодательных актах. В данном случае реализуются полномочия на получение от должностных лиц и граждан необходимых объяснений. Организацию проверочных мероприятий в круглосуточном режиме относительно сообщений, которые требуют незамедлительного реагирования, выполняют служащие дежурных частей (нарядов, смен), входящих в структуру органов дознания, прокуратуры, предварительного следствия.

    Ответственные лица


    Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает "ответственное лицо за организацию проверки"? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона. К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания. При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

    • Пресечение и предотвращение преступлений.
    • Установление и преследование подозреваемых по "горячим следам" для их задержания.
    • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
    • Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.

    Особенности проверки

    Ее выполняет прокурор, следователь либо дознаватель. Однако полномочия этих служащих могут возлагаться руководителем компетентного органа либо его заместителем на иных лиц, входящих в его штат, с учетом уровня их юридической подготовки. Это осуществляется посредством утверждения соответствующего организационно-распорядительного акта. Должностные лица, выполняющие проверку либо ее организацию, согласно сведений, которые присутствуют в сообщении и требуют незамедлительного реагирования, в рамках своей компетенции обязаны предпринимать неотложные меры по:

    1. Выявлению признаков преступления.
    2. Пресечению деяния.
    3. Фиксации и сохранению следов и доказательств, требующих изъятия, закрепления и исследования.
    4. Проведению розыскных и оперативных мероприятий для установления и задержания по "горячим следам" или с поличным граждан, совершающих или уже совершивших преступление.

    О мерах незамедлительного реагирования по сведениям, присутствующим в сообщении, а также об их результатах докладывается руководителю соответствующего органа либо прокурору для организации дальнейших процессуальных действий. Данная процедура должна осуществляться в короткий срок (в течение суток).

    Статья 144 УПК РФ: характеристика


    Данная норма считается одной из самых объемных в 19-й главе Кодекса. Статья 144 УПК РФ, как выше было сказано, предусматривает предварительную проверку заявления (сообщения) об уголовном деянии, некоторые средства ее проведения и процедуру их реализации. Вместе с этим в норме устанавливаются: срок данной стадии начала производства, пределы и порядок его увеличения, гарантии соответствия требованиям законодательства и прочие процессуальные положения. Однако не все авторы уделяют должное внимание сути положений, которые присутствуют в ст. 144 УПК РФ. В частности, мало кто разъясняет вопрос, касающийся субъектов, уполномоченных на принятие сообщения. Целесообразно рассмотреть его более подробно.

    Принятие сообщения/заявления


    Ст. 144 УПК РФ в части первой уголовно-процессуальные положения разъясняет несколько условно. В ней, как и в ч. 2 и 3, упоминается о прокуроре, следователе и органе дознания. В связи с этим многие авторы в комментариях к ст. 144, 145 УПК РФ ограничивают круг исполнителей соответствующих действий именно приведенными субъектами. Некоторые же говорят обо всех должностных лицах, входящих в штат правоохранительных органов, как о сотрудниках, которым вменяется обязанность принятия заявления/сообщения. Между тем эти полномочия возлагаются не только на лиц, которые указаны в нормах 144, 145 УПК РФ, но тем не менее не на всех служащих правоохранительных органов. Принять заявление/сообщение вправе и обязано только то лицо, к компетенции которого относится возбуждение уголовного производства.

    Уполномоченные служащие

    Кроме лиц, перечисленных в норме 144 УПК РФ, при некоторых обстоятельствах уполномоченным субъектом на возбуждение уголовного дела и, соответственно, на принятие сообщения/заявления может (обязан) быть начальник следственной группы или руководитель следственного отдела. В качестве одного из условий в этом случае выступает получение согласия прокурора. Руководитель группы наделяется правом выделения уголовного дела в отдельное производство. Порядок данной процедуры зафиксирован в ст. 153-155 кодекса. Это указывает на то, что руководитель уполномочен и на оформление дела в отдельное производство для выполнения предварительного расследования вновь совершенного преступления, а также относительно нового лица. Решение об этом, в соответствии со ст. 154, ч. 3, не может приниматься без одновременного возбуждения дела.

    Сотрудник следственной группы


    Вопрос о его полномочиях остается сегодня спорным. Его право допускается по смыслу норм 144, 145 УПК РФ, что означает, что во всех случаях, когда к члену следственной группы обращаются с соответствующими заявлениями/сообщениями, ему рекомендуется принять необходимые меры для того, чтобы о поступившей информации стало известно руководителю. Это нужно для того, чтобы полномочия на принятие сведений и проведение предварительной проверки были делегированы сотруднику либо проведены при участии начальника.

    Правоохранительные органы


    Ряд авторов указывает на то, что понятие сотрудника, входящего в штат этих структур, слишком широкое, чтобы применять его в качестве синонима к категории лиц, обязанных принять сообщение/заявление о преступлении. Правоохранительным называют учреждение (а в ряде случаев и служащего - судью, следователя или физлицо, оказывающего гражданам юридическую помощь), которое по закону вправе и обязано обеспечивать защиту интересов, прав и свобод людей и организаций, государства, субъектов, муниципальных образований, поддерживать правопорядок и законность.

    Важный момент

    Предварительная проверка сообщения/заявления о преступлении выполняется посредством использования процессуальных приемов. Вместе с ними применяются результаты непроцессуальных средств, вовлеченных в процесс. В ряде изданий высказывается мнение, что проверка повода для начала производства выполняется с учетом правил, предусмотренных в 87-й норме кодекса, поскольку большинством сотрудников признается допустимость доказывания на этапе возбуждения дела.

    Сообщение о преступлении


    Это понятие использует далеко не одна статья (144, 145 УПК РФ). Что означает "сообщение о преступлении"? Данный термин используется в нормах в трех значениях.

    1. В частях 1 и 5 нормы 144 УПК РФ сообщением о преступлении считается не только повод для начала производства, но и любой иной. К последним, в частности, относят явку с повинной и заявление.
    2. Часть 2 144-й статьи указывает только на определенную разновидность сообщения о готовящемся либо уже совершенном противоправном деянии, полученного от разных источников. В соответствии с нормой 143 составляется рапорт о выявлении признаков преступления.
    3. Часть четвертая ст. 144 сообщение о преступлении называет заявлением - поводом для начала производства по делу, предусмотренному ст. 140 и 141.

    Дополнительно

    Проверка с использованием уголовно-процессуальных средств может выполняться относительно любого повода для начала уголовного производства. Срок этой процедуры исчисляется с момента первого поступления соответствующей информации о готовящемся, совершенном либо совершаемом преступлении в орган дознания, члену либо руководителю следственной группы, прокурору и прочим указанным выше уполномоченным лицам. При этом сообщение должно содержать признаки объективной части состава преступления, имеющие процессуальное значение.

    Пределы компетенции


    О чем еще рассказывает статья 144 (145) УПК РФ? Здесь указывается на то, что уполномоченные органы принимают сообщение, проверяют его и выносят процессуальное решение. Пределы компетенции предполагают ограничения не только права возбуждения дела, но и возможности осуществления предварительной проверки. Итак, статья 144 (145) УПК РФ не допускает проведение указанных мероприятий лицами, не уполномоченными на начало уголовного производства.

    Решения


    Мероприятия, предусмотренные ст. 144, 145 УПК РФ, выполняются по определенному порядку. Так, по результатам предварительной проверки начальник следственного органа, дознаватель или иное уполномоченное лицо осуществляет одно из следующих действий:

    1. Отказывает в возбуждении дела.
    2. Передает сообщение по подследственности согласно ст. 151 кодекса, а по заявлениям частного обвинения - в судебную инстанцию.
    3. Возбуждает производство.

    О решении, которое будет принято, уполномоченное лицо сообщает заявителю. При этом последнему должно быть разъяснено право на обжалование и сам порядок оспаривания. По смыслу норм 144, 145 УПК РФ, если будет принято решение о передаче материалов по подследственности или в судебную инстанцию, уполномоченные лица должны обеспечить сохранение следов преступления.

    Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении


    При поступлении информации об уголовном деянии (готовящемся либо уже совершенном) выполняется доследственная проверка. УПК РФ (144 норма) устанавливает правила ее проведения. Узнаем о них подробнее.

    Общие сведения


    В ч. 1 статьи 144 УПК РФ устанавливается, что орган дознания или его служащий, начальник и другое уполномоченное лицо обязаны принять поступившие сведения о деянии (готовящемся/совершенном). Информация должна быть изучена на предмет достоверности в пределах компетенции указанных субъектов.

    В трехдневный срок уполномоченный служащий обязан принять по поступившим данным решение. Соблюдая порядок рассмотрения сообщения о преступлении, должностное лицо может получать объяснения и образцы для проведения сравнительных исследований, истребовать предметы и документы, изымать их по установленным правилам. Он также вправе назначать экспертизу, участвовать в ней и получать экспертное заключение в разумный срок.

    Норма 144 УПК РФ допускает осуществление служащим осмотра места происшествия, трупов, предметов, документов, освидетельствования. Должностное лицо вправе требовать выполнения ревизий, исследований, привлекая к ним, в том числе, специалистов, а также давать дознавателям письменное обязательное поручение о совершении ОРМ.

    Важный момент

    Соблюдая порядок рассмотрения сообщения о преступлении, уполномоченный служащий должен разъяснить обязанности и права субъектов, участвующих в производстве. В части мероприятий, затрагивающих интересы последних, должна быть гарантирована реализация лицами их юридических возможностей.

    Участникам в числе прочего разъясняется право не свидетельствовать против близких, круг которых установлен в ст. 5, п. 4, супруга/супруги и себя. Привлеченные к производству граждане могут пользоваться помощью адвоката, подавать жалобы на действия уполномоченных сотрудников ОВД по правилам, определенным в гл. 16 УПК.

    Участникам мероприятий может быть вменена обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений. В случае необходимости может обеспечиваться безопасность граждан по правилам, установленным ст. 166 Кодекса, в том числе при получении сообщения об уголовно наказуемом деянии.

    Нюансы

    В норме 144 УПК РФ устанавливается, что информация, которая будет получена в процессе изучения поступивших данных на предмет достоверности, может использоваться как доказательства при строгом соблюдении положений ст. 89 и 75 Кодекса.

    После возбуждения дела потерпевший или сторона защиты вправе направить ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы. Такое заявление должно быть удовлетворено.

    Изучение информации из СМИ


    В соответствии с положениями нормы 144 УПК РФ, изучение сведений, распространенных в медийных средствах, на предмет их достоверности осуществляется органом дознания. Для этого оформляется поручение прокурора.

    Изучение сведений может осуществлять следователь. Основанием для этого является распоряжение начальника отдела. Редакция, директор соответствующего СМИ по требованию уполномоченного лица обязаны передать имеющиеся в их распоряжении материалы и документы, подтверждающие сведения об уголовном деянии.

    Кроме этого, предоставляется информация о лице, которое сообщило эти данные. Исключение составляют случаи, когда данный субъект поставил условие о сохранении конфиденциальности источника.

    Специфика установления сроков


    В ч. 3 ст. 144 УПК РФ определено, что руководитель органа, занимающегося ОРМ, может продлить до 10 суток период, предусмотренный в части первой данной нормы. Для этого подчиненный служащий, осуществляющий соответствующие процессуальные мероприятия, оформляет ходатайство.

    Если необходимо выполнить документальную проверку, ревизию, судебную экспертизу, исследование трупов, предметов, материалов, а также ОРМ, руководитель следственного отдела по ходатайству служащего, а прокурор по просьбе дознавателя может увеличить срок до 30 сут. При этом в соответствующем постановлении указываются фактические, конкретные обстоятельства, ставшие основанием для продления.

    Особенности принятия заявлений

    Субъекту, сообщившему о совершенном/готовящемся преступлении, выдается специальный документ. Он свидетельствует о принятии переданной информации. В документе указываются сведения о служащем, зарегистрировавшем заявление. В обязательном порядке отмечается дата и время принятия сообщения.

    На отказ в приеме заявления о совершенном/готовящемся уголовном деянии может быть направлена жалоба прокурору либо суду по правилам, определенным ст. 124-125 Кодекса.

    Особые случаи

    Заявление от потерпевшего либо его представителя по делу частного обвинения, направленное в суд, рассматривается в порядке, определенном ст. 318. В случаях, установленных ч. 4 ст. 147, изучение информации о деянии выполняется по указанным выше правилам. Данное положение определено в части 6 нормы 144 УПК РФ.

    Отдельные правила установлены в случаях получения из органа дознания сведений о неправомерных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК. В таких ситуациях следователь в отсутствии причин для отказа в возбуждении производства в трехдневный срок с даты поступления соответствующего заявления отправляет в вышестоящий орган ФНС относительно подразделения, на учете в котором состоит плательщик/агент, копию с приложением документов. В числе последних должен присутствовать предварительный расчет предполагаемой недоимки по обязательным отчислениям. Данное правило устанавливает часть 7 ст. 144 УПК РФ (в новой редакции).

    Действия ФНС


    В норме 144 УПК РФ в части восьмой установлено, что по результатам изучения материалов, полученных по правилам части седьмой, налоговая инспекция не позже 15 суток с даты их принятия:

    1. Отправляет следователю заключение о несоблюдении положений НК и о правильности составленных предварительных расчетов. Такие действия осуществляются в случае, когда обстоятельства, приведенные в заявлении об уголовном деянии, ранее были предметом изучения при проверке ФНС. При этом, как указывает статья 144 УПК РФ, наказание к субъекту применялось в соответствии с вступившим в действие решением налогового органа. Кроме этого, подразделение ФНС направляет информацию об оспаривании либо приостановлении исполнения вынесенного постановления.
    2. Информирует следователя, что в отношении плательщика/агента осуществляется проверка, по итогам которой решение не вступило в силу или еще не принято.
    3. Извещает сотрудника ОВД об отсутствии информации о нарушении лицом положений НК, если сведения, присутствующие в сообщении о преступлении, не являлись предметом изучения при выполнении налогового аудита.

    Дополнительно

    После получения от налоговой инспекции заключения, но не позже 30 сут. с даты поступления в ОВД сообщения о преступлении, по результатам рассмотрения постановления следователь должен принять процессуальное решение.

    Производство по делу может возбуждаться уполномоченным служащим до принятия уведомления от подразделения ФНС при наличии повода и достаточной информации, указывающей на признаки уголовного деяния.

    Ст. 144 УПК РФ с комментариями


    От оперативности установления наличия/отсутствия оснований для начала производства во многом зависит эффективность последующих ОРМ. Суть положений состоит в установлении сжатого срока для изучения полученных данных.

    Определение непродолжительного периода имеет практическое значение. Будет ли злоумышленник установлен в отведенный срок или производство, затянувшееся с самого начала, приведет в тупик. Несмотря на то что в исследуемой норме речь идет о сообщении о преступлении (совершенном либо готовящемся), ее содержание относится ко всем поводам, при которых допускается возбуждение производства, в том числе и к явке с повинной.

    Роль СМИ


    Вторая часть комментируемой нормы указывает на значение, которое имеют сегодня медийные средства в жизни общества. Усиление роли СМИ в условиях гласности требует отведения отдельного комплекса положений, касающихся проверки сообщений, распространенных в массовых изданиях.

    В этой связи определяются конкретные обязанности руководителей редакций. Они должны передать все имеющиеся в распоряжении материалы, в которых содержатся сведения о деяниях. Речь, в частности, об аудио-, видеозаписях, документах, фотографиях и пр.

    Закон обязывает руководителя редакции передать сведения о субъекте, ставшем источником сообщения. Однако при этом нормы учитывают конституционные положения, касающиеся конфиденциальности сведений. Если лицо, выступающее как источник данных, предъявляет условие о сохранении информации о нем в тайне, то редакция обязана его выполнить. Соответственно, правоохранительные органы не могут требовать раскрыть ее.

    Оперативно-розыскные методы и средства

    Им принадлежит решающая роль при установлении оснований для начала производства. В запутанных и сложных случаях, когда практически невозможно установить истину и ответить на основные вопросы из кабинета, только информация, полученная оперативным путем, способна внести ясность. В таких ситуациях грамотное, отлаженное, хорошо организованное взаимодействие подразделений ОВД приобретает значение, которым определяется зачастую вся последующая судьба дела.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация