Эпилог и его роль в романе «Преступление и наказание. В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? Значение эпилога романа евского «Преступление и наказание» — книги великой скорби

Главная / Общество

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.

Раскольников получил сравнительно небольшой срок за свое преступление, т.к. раскаялся в содеянном. Судьи посчитали смягчающими обстоятельствами и явку с повинной, и то, что он не воспользовался ценностями, похищенными у убитой. Когда-то он спас детей на пожаре, рискуя собственной жизнью, а еще ухаживал за больным отцом своего умершего друга. Преступление, по мнению судей, было совершено в состоянии «временного помешательства».

В результате Раскольников попадает на каторгу в Омский острог на восемь лет. Следом за ним едет Соня. Она любит его и хочет быть рядом. Зарабатывает шитьем и, чем может, помогает Раскольникову.

Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце. На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит. Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

Когда Раскольников вновь увидел Соню, в нем произошел какой-то перелом. Он упал к ее ногам, стал целовать ее руки. Соня сначала сильно испугалась, а потом поняла, произошло наконец то, чего она так долго и терпеливо ждала. Очищение и раскаяние грешной души Родиона. И еще – что он любит ее.

Оба так счастливы, что их не пугает целых семь лет ожидания, пока наконец они смогут жить вместе.

Под действием окружающей обстановки и тихой, ненавязчивой любви Сони в душе Раскольникова происходят огромные изменения. У него появилась цель в жизни, он понял, как он ошибался, пытаясь добиться справедливости убийством никчемного, по его мнению, человека. Понял, что человеческая жизнь бесценна, и решил «бесконечной любовью искупить страдания» прекрасной девушки.

Терпение и милосердие, вера в Бога и любовь – вот главные ценности, которые помогают человеку перенести все невзгоды и страдания в жизни.

Вариант 2

В эпилоге романа описывается жизнь героев спустя пять лет с момента совершения Раскольниковым преступления.

Читатель попадает обстановку сибирского острога, где идет следствие по делу. Мы узнаем некоторые важные факты об убийстве старухи. В частности, о том, что главный герой спрятал кошелек и вещи из квартиры процентщицы под камнем. Но ничего из этого он не брал, денег не тратил. Некоторые эпизоды преступления Родин описывал подробно, не упуская ни малейшей детали, о других же не мог вспомнить ничего. Из этого следствием был сделан вывод о временном умопомешательстве Родиона. Совокупность этих фактов стала для судей основанием смягчения окончательного вердикта – Раскольникову было назначено 8 лет каторжных работ.

Параллельно Достоевский показывает судьбу и других героев. Во время следствия Разумихин делает многое для смягчения приговора Раскольникову. Соня неотступно следует за Родионом сначала в острог, затем на каторгу. Она старается всячески скрасить его жизнь в заключении, занимается шитьем, чтобы обеспечивать себя и помогать ему.

Особое внимание автор уделяет судьбе матери Раскольникова. Ей прямо не говорили, что случилось и почему ее Родя так долго не приезжает, но сердце матери чует беду. Постепенно Пульхерья Андреевна начинает догадываться о происходящем, но озвучить этого она не может. Материнское сердце страдает по сыну. В конце концов она умирает.

Во время заключения постепенно меняется отношение Раскольникова к Соне. В начале он был к ней практически безразличен, в общении демонстрировал холодность и отстраненность. Но постепенно Родион начинает испытывать к девушке чувства. Это становится очевидным, когда Соня заболела, а Раскольников, узнав об этом серьезно расстроился. Он начинает как будто прозревать, думая о том, что она вместе с ним претерпевает все скорби, неотступно следует за ним с момента задержания, старается помогать всем чем может не только ему самому, но и другим каторжанам. Человечность и человеколюбие Сони восхищает его. Раскольников осознает, что любит ее и что неведомая сила буквально бросает его к ее ногам. Вместе они смогут пройти тяжелый путь наказания и преодоления жизненных невзгод. Благодаря подаренному Евангелию, Родион постепенно приходит к вере в Бога. Автор приводит нас к мысли о том, что искупление вины Раскольникова возможно только через настоящую любовь и возвращение к христианской вере.

Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание

Драматическое произведение Достоевского «Преступление и наказание» не оставит равнодушным ни одного читателя, решившегося прочесть этот сложный, но в тоже время, интересный психологический шедевр русской классической литературы. Этот роман структурирован и в нем есть продуманный эпилог. Если внимательно читать, эта часть не связана с основным сюжетом романа, но очень хорошо отражает идейный замысел писателя.

Эпилог «Преступления и наказания» разбит на две части. Из них читатель узнает о будущем главных героев, а вторая часть – это размышления автора о внутреннем мире главного героя Родиона Раскольникова в заключении.

В первой части эпилога автор подробно описывает судебный процесс над преступником. Казалось бы, интриги нет, ведь арестант не скрывает, что именно он лишил жизни ростовщицу, рассказывает подробности убийства. Именно честность и откровенность смягчает гнев судьи, и тот приходит к выводу, что подсудимый убил в состоянии помешательства и не отдавал отчета своим действиям. Его осуждают на 8 лет заключения и отправляют в Омский острог (Сибирь). Вслед за ним едет и Соня.

Через небольшой промежуток времени умирает и мать главного героя, её сердце чувствует беду с сыном. Сам главный герой в Сибири и его внутренний мир во мраке, депрессия поглощает его, он замыкается в себе, но Соня не теряет надежды вывести Родиона из состояния апатии. На этом первая часть эпилога и заканчивается.

Вторая часть эпилога более продумана и насыщена подробностями страдания заключенного. Он убивается душевными страданиями о своей печальной судьбе и кается, что сам себя же погубил. Он понимает бессмысленность своего поступка, что этим он не изменил суровую реальность и ничего никому не доказал. Затворническая жизнь отгораживает его от других заключенных, которым Родион не по нраву, его избивают.

В лечебнице главный герой делает для себя выводы, меняется отношение жизни. Настрой позитивный, он обретает новый смысл жизни с возлюбленной Соней.

Автор романа особый акцент во второй части эпилога делает на красоту пейзажей Петербурга и норм христианской морали, понятия веры в целом. Раскрывается роль доброго человека, который сломался под напором неблагоприятных обстоятельств и пал, но раскаялся и обрел новый смысл своей жизни.

  • Образ и характеристика Коровьева Фагота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» много интересных и разносторонних персонажей. Кто из них хороший, а кто плохой, и есть ли вообще разделение на героев и антигероев в этом романе?

  • Каждый человек отвечает на этот вопрос по своему, так как дать точного определения на него невозможно. Каждый думает и чувствует по - разному, поэтому проявление любви тоже у каждого индивидуально.

  • Главные герои Заколдованное место Гоголя

    Гоголем. Оно содержит в себе элементы мистики, и показывает то, как люди, жившие в те времена, относились к поверьям и сказаниям. Также, сюжет произведения повествует о том, как дьячку удалось узнать об истории деда

  • Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:

    «Их воскресила любовь…»

    (Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)

    (Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал)

    Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит на «второй неделе после Святой».

    В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

    Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

    Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

    Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.

    (Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)

    Итак, вернемся к роману.

    Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?

    « Пасха новозаветная высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .

    « Библейская энциклопедия » (554 – 555 с.).

    От какого же греха избавляется Родион Раскольников?

    Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)

    Раскольников. Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?

    Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.

    Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.

    (Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

    Дьявол – гр. «раздвоение»;

    Грех – гр. «повреждение души».

    Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?

    (Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)

    Эпиграф:

    Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев

    Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?

    Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)

    Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.

    В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.

    «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)

    «…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».

    С каким образом романа связано это появление света?

    Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?

    Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4;)

    Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).

    Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.

    Словарь синонимов (с. 162).

    Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)

    2. Безумец обладающий даром прорицания.

    (Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

    «.. приниженное существо до того уж принижено».

    «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

    «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»

    Как же такой слабый человек может спасти другого?

    Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.

    В чем же ее сила?

    Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.

    (1) она « тоже переступила » (а Свидригайлов?);

    Значит, они одинаковые?

    Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)

    «Что ж бы я без Бога-то была?»

    «Это человек-то вошь!»

    «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

    «Убивать? Убивать-то право имеете?»

    «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

    «Страдание принять и искупить себя им».

    «А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»

    Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»

    Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?

    « Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

    Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования . Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».

    Антоний Сурожский. Из книги « О встрече»

    Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда» )

    Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)

    Эпиграфы:

    Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский

    Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский

    Подчеркните ключевые слова.

    Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.

    Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?

    Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

    Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.

    «Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,

    А как они относятся к Соне?

    «…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»

    Как вы понимаете слово « болезная »? (Взявшая чужую боль на себя).

    В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. («А с ними-то что будет…»,)

    О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?

    Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:

    Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

    А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

    Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.

    И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.

    Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?(СОН) Выразительно прочитайте.

    Кто такие или что такое трихины?

    Какие мысли у вас возникли?

    Послушайте стихотворение поэта 20 века.

    О чем это стихотворение?

    Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?

    1917г М. А Волошин

    Трихины

    «Появились новые трихины…»

    Ф.Достоевский

    Исполнилось пророчество: трихины

    В тела и дух вселяются людей.

    И каждый мнит, что нет его правей.

    Ремесла, земледелия, машины

    Оставлены. Народы, племена

    Безумствуют, кричат, идут полками,

    Но армии себя терзают сами,

    Казнят и жгут: мор, голод и война.

    Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

    Страстных глубин, провидел наше время:

    Пророчественною тоской объят,

    Ты говорил, томимый нашей жаждой,

    Что мир спасется красотой, что каждый

    За всех, во всем, пред всеми виноват.

    У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.

    Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?

    К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.

    Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».

    Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.

    Какие выводы мы сделаем из этого урока?

    1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.

    2. Человека спасает другой человек.

    3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).

    При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?

    (Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)

    1. «Их воскресила любовь»
    2. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
    3. Теория идеи Раскольникова и ее крах
    4. Образ Петербурга в романе
    5. Автор и герой в романе
    6. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
    7. Как развенчивается в романе теория Раскольникова
    8. Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
    9. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
    10. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
    11. «Правда» Сони Мармеладовой
    12. О каком наказании идет речь в романе?
    13. Смысл названия романа «Преступление и наказание»

    Использованная литература:

    1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.

    2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В., г. Москва

    « Всякий человек друг другу есть ближний : разумный - невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный - беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».

    «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)

    «… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата , так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу , с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал … День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека». Н.В.Гоголь Из статьи «Светлое Воскресение»

    « В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».

    Феофан Затворник


    Чтение романа Достоевского «Преступление и на-казание» — процесс очень напряженный, требующий постоянной работы мысли. По мере развития событий повествование о судьбе студента Родиона Раскольни-кова обретает философский смысл. Описание миро-ощущения человека, совершившего преступление, раскрытие глубин его подсознания, переплетение жизненного пути Раскольникова с судьбами других людей — все это заставляет читать книгу на одном ды-хании. Однако, после того как Порфирий окончатель-но «уличает» Раскольникова и тот признается в убий-стве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпи-лог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпило-га роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.

    Признание Раскольникова в полицейской конто-ре — это далеко еще не «чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физиче-ской невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот... Порфирий». Это похоже на но-вое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал этого».

    Казалось бы, именно преступление и должно было сблизить его с остальными преступниками. В дейст-вительности получилось наоборот. Каторжные нена-видят его, но не только и не столько за безбожие. Они, не читавшие, разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», — инстинктивно чувство-вали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.

    Но все изменилось, когда он молча отрекся от сво-ей «проклятой мечты», когда Соня «поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее... Их воскресила любовь, сердце одного за-ключало бесконечные источники жизни для сердца другого...».

    Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ива-новна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с рез-ней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней стра-нице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».

    Молчаливое коленопреклонение Раскольникова заставляет вспомнить пушкинского «Пророка»: И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый...

    Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь-ников «дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я все-му страданию человеческому поклонился». Соотнесе-ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф-метики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию...» — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока-залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе,., отвечали ласково».

    Все исступленные речи Раскольникова разбивают-ся о слова тихой и непреклонной Сони: «Это чело-век-то вошь!.. Убивать то право имеете?». Она не спо-рит с ним, не разоблачает его. она просто его не пони-мает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики».

    Не случайно в утро воскрешения Раскольникова зву-чит и тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольни-ков, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убий-ства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как буд-то все, что потом происходит с Раскольниковым, проис-ходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий гово-рит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

    «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история посте-пенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе со-вершенно неведомою действительностью...», — эта за-ключительная фраза оставляет финал открытым, да-вая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

    Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы

    «Преступление и наказание». Эпилог. Художник И. Глазунов 1. Эпилог романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не связан непосредственно с основным действием романа, но играет важную роль в идейном замысле произведения. 2. Почему Достоевский считал эпилог главной частью своего романа?

    2.1. В эпилоге с новой силой звучит мотив жертвенности - один из основных мотив произведения. У Достоевского появляется возможность еще раз обратить наше внимание на глубину и красоту образа Сони Мармеладовой.

    Соня. Художник Э. Неизвестный

    Художник Ю. Гершкович Именно через Соню мы узнаем о состоянии и поведении Раскольникова на каторге, о его замкнутости, презрении к окружающим. Писатель показывает и отношение каторжников к Соне. Она снизошла до них, и они отвечают ей искренней любовью и привязанностью: «Мать ты наша нежная, болезная! – говорили эти грубые, клейменые каторжные». Раскольников. Художник Э. Неизвестный 2.2. Во второй части эпилога Достоевский раскрывает перед нами изменившийся внутренний мир Раскольникова. . Его состояние характеризуют следующие выражения: «бесконечное счастье», «бесконечный источник жизни», «бесконечной любовью искупит теперь он все ее страдания». «Очищение через страдание» Художник Э. Неизвестный . 2.3. Во второй части эпилога снова ярко звучит христианская тема. Здесь вновь перед нами Евангелие и воскресение Лазаря. «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».

    3. Вывод. Эпилог подводит итог всему произведению, и главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. После нравственного падения происходит возрождение, к которому герой приходит благодаря вере в Бога.

    «Вера-отчаянье»

    «Мысль-возмездие»

    «Груз убитых»

    ХудожникЭ.Неизвестный

    Словарь литературных терминов

    мотив - второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.

    эпилог- (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

    идея художественного произведения– это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

    Список используемых источников

    http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/

    https://perova3.jimdo.com/иллюстраторы/э-неизвестный-иллюстрации-к-преступлению-на-наказанию/ http://ilibrary.ru/text/69/p.41/index.html http://www.panpress.ru/node/58 https://www.livelib.ru/selection/312409-illyustratsii-is-glazunova http://enc-dic.com/litved/Jepilog-320/ http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/ideya-

    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация