Федеральный закон 3 фз о полиции. Действующая редакция закона о полиции
Правовое регулирование взаимоотношений граждан с правоохранительными службами является основной задачей общего порядка законодательного права. Для наилучшего баланса между интересами общества и защитой этого общества от преступлений, любое правовое государство обязано находить оптимальный вариант решения проблемы. Правильная аранжировка этих аспектов позволит достичь здорового законного и социального климата, который основан на соблюдении прав человека и положений Конституции.
Раскрытие и предотвращение преступлений – одна из важнейших функций государства, осуществляется которая с помощью органов правопорядка. Все законодательные нормы прописываются в ФЗ 3 «О полиции». Федеральный закон №3-ФЗ от 07.02.2011 г. был принят Государственной Думой 28 января 2011 года и одобрен Советом Федерации 2 февраля того же года. Последние изменения вносились 18 июня настоящего года.
- 1 глава (статьи с 1 по 4) . Общие положения №3-ФЗ «О полиции»;
- 2 глава (ст с 5 по 11) . Нормы деятельности полиции;
- 3 глава (ст с 12 по 13) . Основные обязанности и права полицейских (Больше о ст 13 ФЗ о полиции );
- 4 глава (ст с 14 по 17). Использование специальных мер государственного принуждения;
- 5 глава (ст с 18 по 24) . Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- 6 глава (ст с 25 по 33). Правовое постановление сотрудника полиции;
- 7 глава (ст с 34 по 41) . Служба в полицейском учреждении;
- 8 глава (ст с 42 по 46). Гарантирование социальной защиты;
- 9 глава (ст с 47 по 48 ). Материально-техническое и финансовое обеспечение;
- 10 глава (ст 49 по 53) . Контроль и надзор за деятельностью полиции;
- 11 глава (ст с 54 по 56) . Заключительные положения.
В России закон «О полиции» вступил в силу 1 марта и заменил устав от 18.04.1996 №1026-I-ФЗ «О милиции». Основа нового закона заключается в том, что сотрудники занимаются защитой свободы, прав, здоровья и жизни граждан Российской Федерации. А также предназначены для охраны общественного правопорядка и противодействию преступности.
Кстати, а что вы знаете о войсках национальной гвардии? Текст закона
Скачать ФЗ «О полиции»
Когда в России вступил в силу закон «О полиции» , это вызвало большой резонанс среди обычных граждан РФ. Был проведен опрос ФОМ, в котором 52% участника отнеслись безразлично к переменам, 33% проголосовали против нового законопроекта и лишь 11% респондентов были за переименование Федерального закона №3-ФЗ «О полиции».
Широкий резонанс был вызван тем, что обновленный закон сильно урезал права обычных граждан, а с другой стороны наделял работников правоохранительных органов значительными полномочиями. Скачать новый закон «О полиции» в последней редакции от 18.06.2017 можно .
Так же следует знать какими полномочиями обладают сотрудники полиции, занимающиеся ОРД. Подробности в .
Последние изменения, внесенные в закон о полиции
Законодательством России было предложено исключить норму из постановления 3-ФЗ «О полиции», которая заключалась в обеспечивании доверия граждан и общества к себе. Ее заменили на другую, теперь полиция должна опираться на поддержку граждан. Поправки также затронули применения оружия полицией. Правоохранительным органам разрешено открывать огонь при необходимости в несовершеннолетних, инвалидов и женщин. В предыдущей редакции это было запрещено.
Дополненный Федеральный закон номер 3-ФЗ запрещает полицейским предоставлять защиту гражданам, если те обращаются без предъявления документации. Согласно нововведениям было принято решение ввести изменения в правила досмотра граждан, их личных вещей или транспорта. По старым нормам, осуществлять данную процедуру сотрудник полиции имел право только при наличии конкретных данных о составе правонарушения, то по новым требованиям обыск и досмотр проводится даже при подозрении в правонарушении.
Как уже было указано, закон №3-ФЗ включает всего 56 статей, некоторые из них следует рассмотреть отдельно:
Статья 3
После публикации закона «О полиции» в 2011 году, никаким поправкам и дополнениям ст 3 не подвергалась. Правовую основу также составляет Конституция РФ. В своей деятельности правоохранительные органы руководствуются законами РФ. Федеральная служба исполнительной власти в области внутренних дел самостоятельно разрабатывает и предоставляет Президенту и Правительству Российской Федерации варианты федеральных конституционных законов и других нормативно-правовых актов.
Статья 11
Устанавливает нормы и требования использования на службе достижений науки, современных технологий и информационных систем. Законодательство обязывает работников использовать в своей деятельности достижения науки и техники, информационные системы и современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
В обязательном порядке применяются электронные формы приема и регистрации документов. При совершении преступления полицейские силы вправе использовать технические средства аудио-, фото- и видеофиксации для установления обстоятельств происшествий. Актуальным является использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Никакие изменения в ст 11 не вносились.
Статья 18
Регулирует правовые вопросы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия во время преступления или задержания подозреваемых. Никаких дополнений статья 18 закона №3-ФЗ в 2017 году не претерпевала.
Статья 19
Соответствующая публикация регламентирует порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Статья 19 закона №3-ФЗ сохранила свой первозданный вид.
Полиция представляет собой орган государственного управления. В прямые задачи данного госоргана входит:
- Обеспечение безопасности населения;
- Пресечение противоправных действий;
- Обезвреживание и содержание до суда лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
- Защита государства от противозаконных действий недобросовестных граждан.
Как и работа любого другого органа госуправления, деятельность полиции требует строгой регламентации со стороны действительного законодательства Российской Федерации. Данную функцию выполняет Федеральный закон № 3. Но что представляет собой представленный нормативно-правовой документ? Каковы его основные положения? Что входит в регламент Федерального закона № 3? Когда в рассматриваемый документ были внесены последние существенные поправки? Поговорим об этом в статье. Также будет не лишним ознакомиться с последними правками
Читайте последние изменения в статье 23 закона о полиции в РФ
Общие сведения о законе
Был принят Государственной Думой на основании третьего чтения 28 января 2011 года. 2 февраля того же года состоялось собрание Совета Федерации, на основании которого рассматриваемый документ был одобрен. Президент Российской Федерации подписал ФЗ 3 о полиции 7 февраля 2011 года. С указанного выше момента новый закон о полиции в РФ вступил в официальную юридическую силу.
Федеральный закон номер 3 о полиции содержит 11 глав (56 статей):
- Начальные (общие положения) настоящего Федерального закона (ст. 1-4);
- Принципы работы и внутреннего устройства органов полиции (ст. 5-11);
- Определение обязанностей и полномочий работников полицейских подразделений (ст. 12-13);
- Особенности принудительных мер, применяемых полицией при исполнении обязанностей (ст. 14-17);
- Определение порядка применения оружия, специализированных средств или физической силы (ст. 18-24);
- Правовое положение полицейского сотрудника вне зависимости от звания (ст. 25-33);
- Понятие и особенности служебной дисциплины (ст. 34-41);
- Предоставление гарантированной социальной защиты сотрудникам полиции и их семьям (ст. 42-46);
- Вопросы финансирования (ст. 47-48);
- Надзор за деятельностью полиции и подконтрольных органов (ст. 49-53);
- Итоговые положения изучаемого Федерального закона (ст. 54-56).
Рассматриваемый нормативный акт регламентирует правовые и социальные отношения, возникающие в процессе службы в органах внутренних дел. Когда в России вступил в силу закон о полиции, появилась нормативная база для правового урегулирования внутренних процессов, происходящих в указанных органах. Последние изменения в изучаемый Федеральный закон вносились 29 июля 2017 года.
Правовое урегулирование по ФЗ 3
В соответствии с регламентом статьи 3 изучаемого нормативно-правового акта, правовую основу для Федерального закона о деятельности полиции составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Международные законы о правах человека и гражданина;
- Международные соглашения и договоры, заключенные на территории Российской Федерации;
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011;
- Иные нормативно-правовые акты, предусмотренные текущим Федеральным законом о полиции.
При этом деятельность каждого из отдельных полицейских органов должна опираться на законодательные акты соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последние поправки
Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента. В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.
Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:
- Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
- Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».
Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона о полиции
При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:
- Статья 11 - определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
- Статья 18 - определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности - в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
- Статья 19
- устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
- промедление грозит гибелью полицейского;
- могут пострадать граждане.
Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.
Глава 3 Обязанности и права полиции
Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции
Глава 7 Служба в полиции
Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции
Глава 11 Заключительные положения
Краткая предыстория закона
Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.
Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.
Правовая суть закона
Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.
Основные положения закона о полиции
Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:
- основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
- базовые направления деятельности полиции;
- организационные принципы работы этой системы;
- обязанности и права полицейских;
- перечисление мер принуждения;
- возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
- инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
- организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов
В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.
Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения
Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:
- осмотр личных вещей и транспортных средств;
- проведение обысков;
- применение оружия;
- получение от общества презумпции доверия
В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.
Заключение
Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:
- защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
- применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
- взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;
В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.
Закон о полиции 2018