Фз 44 о госзакупках электронный аукцион. Планы закупок должны включать

Главная / Общество

В этом материале вы найдете обзор самых важных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу в 2016 году. Смотрите видеосоветы с комментариями экспертов в области госзаказа.

Дистанционный онлайн-курс «Электронный аукцион по 44-ФЗ »

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р . Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года).

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта.
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

ФЗ №44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был принят в середине 2013 года, а именно 5 апреля. Несмотря на это, полностью вступил в силу он только 1 января 2014 года, когда заменил ФЗ №94.

Преимущества 44-ФЗ

    Обеспечение конкуренции в сфере государственных закупок и муниципальных заказов, а значит — реальная борьба с коррупцией;

    прозрачные правила проведения тендеров, одинаковые для всех участников;

    создание единой информационной системы для заказчиков и участников тендеров, которая объединяет закупки всех государственных торговых площадок;

    невозможность ограничивать количество участников размещения заказа путем создания искусственного дефицита информации;

    произвольное определение победителя торгов исключено: закон обязывает заказчика заранее установить и опубликовать критерии оценки заявок и предложений участников;

    исчерпывающий список требований к участнику закупок прописан в законе, а это значит, что заказчик не может ограничить участие в тендере путем выставления дополнительных требований.

Контроль в 44-ФЗ

    планирование закупок любого рода, предметом которых могут быть товары, услуги и т.д.;

    процедура определения исполнителя заказа (поставщика или подрядчика);

    заключение контрактов по итогам закупки;

    контроль исполнения условий заключенных договоров, мониторинг и аудит;

    контроль за соблюдением всех нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Другими словами 44-ФЗ контролирует и регламентирует все отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

Если заказчик своими действиями противоречит требованиям, установленным в 44 Федеральном Законе, то поставщик имеет право подать жалобу в ФАС для защиты своих интересов и проведения закупки согласно закону.

Преимущество тендеров, проходящих согласно закону о контрактной системе, состоит в том, что действия заказчика и поставщика строго регламентированы законом и поэтому никто из них не может действовать за рамками 44-ФЗ. При этом стать участником госзакупки может любая организация, т.к. ТРУ, закупаемые для нужд муниципальных и государственных учреждений, весьма разнообразны и охватывают широкий спектр отраслей.

Изменения 44-ФЗ

С 2018 года вступают в силу ряд важных нововведений. Подробно о них мы рассказали в этой статье .

Вкратце крупнейшие изменения можно отразить следующими пунктами:

  • госзакупки переводятся в электронную форму;
  • обязательное использование в государственных торгах только квалифицированной электронной подписи;
  • необходимость регистрации в ЕИС;
  • возможность вносить обеспечение заявки банковской гарантией;
  • изменятся условия и размер обеспечения заявки на участие;
  • внесение обеспечения заявки на специальный банковский счет, вместо счета на ЭТП;
  • введение типовой формы заявки и документации;
  • платное участие в закупках

Скачать 44-ФЗ о закупках с последними изменениями 2018

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность. Сегодняшнее законодательство одновременно и усложняет процедуру организации торгов (путем создания условий для конкуренции), и упрощает ее (делая процесс более прозрачным). В этой статье мы расскажем о законе №44-ФЗ, регулирующем процедуру госзакупок.

История вопроса

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принятому в 2005 году). Разработка нового закона шла несколько лет и была продиктована множеством претензий к № 94-ФЗ (только за два последних года его существования в закон вносили около 30 поправок).

К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года. С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать. Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

Отличия нового нормативного акта от старого весьма существенны, и о них мы расскажем ниже.

Содержание 44-ФЗ: о контрактах и не только

Как следует из названия, этот нормативный документ регламентирует использование контрактной системы для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря проще - закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, а также его исполнения прозрачной и понятной для всех сторон-участников.

Приведем основные «вехи» документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы чуть более подробно разберем некоторые из пунктов.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон - мало, важнее - принять меры, чтобы он мог правильно работать. Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов. Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок - можно найти на сайте www.zakupki.gov.ru .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» ( www.sberbank-ast.ru)
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru)
  • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
  • ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» (www.etp-micex.ru)
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» (etp.zakazrf.ru)

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях исполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков . Также с 01.08.2016 года заказчики получили право использовать реестр субъектов МСП для проверки соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В октябре 2016 года Минкомсвязи объявил о планах создания автоматического реестра добросовестных поставщиков.

На портале госзакупок также можно найти реестр организаций и реестр сведений об объеме выручки (№ 223-ФЗ) , реестр контрактов и договоров .

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта).

Основная задача всех перечисленных реестров - обеспечить защиту заказчика (он может сразу выяснить, не внесен ли поставщик в список недобросовестных, получить сведения о гарантии, изучить опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше - он может мгновенно проверить подлинность банковской гарантии, выданной ему и узнать больше о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней. Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате. Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

Видеоролики содержат обучающие материалы по пользованию системой ЕИС, в доступной форме демонстрируют пользователю как действовать на портале.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот - присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Участие в государственных конкурсах и аукционах - непростое дело для поставщика, особенно поначалу. Поэтому тем, кто собирается участвовать в государственных тендерах впервые (да и впоследствии тоже), стоит заручиться поддержкой опытного тендерного брокера, который поможет правильно оформить документы, подать заявку, оформить ЭЦП, а также окажет помощь в получении банковской гарантии. «Тендер-Гарант» осуществляет полное тендерное сопровождение: от подачи заявки до подписания контракта. Если вам нужна поддержка или консультация профессионалов - обращайтесь к нам.

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация