Комментарии к ст 42 гк. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Главная / Общество

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Комментарий к статье 42

1. Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.
В целях устранения правовой неопределенности в ст. ст. 42 — 44 комментируемого Кодекса и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.
2. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица.
3. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было сведений в месте жительства гражданина о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.
На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» . Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности предпринимаемых следственных действий и принимаемых оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, также отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.
———————————
Несмотря на выделение Следственного комитета в самостоятельный федеральный орган, данный документ не утратил свою актуальность.

С учетом сложившейся практики определены ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:
— отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;
— отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
— наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;
— наличие длительных или острых конфликтов в семье;
— безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;
— наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;
— наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;
— наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;
— несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;
— внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;
— поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);
— исчезновение с автотранспортом;
— исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;
— исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;
— безвестное отсутствие беременной женщины;
— исчезновение сотрудников правоохранительных органов.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.
При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не являются основаниями для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.
Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основаниями для возбуждения уголовного дела.
4. В комментируемой статье устанавливается порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, если невозможно установить дату получения последних сведений. Началом исчисления такого срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.
5. В нормативных правовых актах используется понятие «безвестное отсутствие», которое не следует отождествлять с институтом признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Комментарий к Ст. 42 ГК РФ:

1. Отсутствие гражданина в месте его жительства (ст. 20 ГК РФ) может так и остаться вопросом факта, но может стать основанием для признания его безвестно отсутствующим (ст. ст. 42 - 44 ГК РФ) и объявления умершим (ст. ст. 45 - 46 ГК РФ), если в условиях фактической неизвестности места его нахождения важна юридическая определенность в отношениях с его участием. Обе эти юридические процедуры, протекающие в режиме особого судебного производства, порождают разные материально-правовые последствия и между собой не связаны: гражданин, признанный безвестно отсутствующим, в последующем может не объявляться умершим (если последствия признания его безвестно отсутствующим обеспечат достижение всех необходимых целей, а также потому, что он может явиться или быть обнаруженным, - ст. 44 ГК РФ), в свою очередь, объявление гражданина умершим не обусловлено необходимостью предварительного признания его безвестно отсутствующим. Правила ст. ст. 42 - 44 и 45 - 46 ГК действуют в отношении любого гражданина независимо от возраста и объема дееспособности. Процессуальные вопросы признания безвестно отсутствующим и объявления умершим однообразно регулирует глава 30 ГПК РФ .

2. Статья 42, посвященная признанию гражданина безвестно отсутствующим, содержит общее правило о возможности применения данной меры (ч. 1) и формулирует правила исчисления срока для ее применения (ч. 2). Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства (нахождения) заявителя, который должен указать цель и изложить обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие. После принятия заявления судья может предложить органу опеки и попечительства назначить управляющего имуществом отсутствующего. При подготовке дела к разбирательству судья выясняет, кто может сообщить о нем сведения, запрашивает в жилищной организации по последнему известному месту жительства и работы, органах внутренних дел, воинских частях об имеющихся о нем сведениях. В рассмотрении дела участвует прокурор (ст. ст. 276 - 278 ГПК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим покоится на фактическом составе из следующих юридических фактов: а) отсутствие гражданина в месте его жительства; б) отсутствие в течение одного года сведений о месте его пребывания и невозможность их получения при помощи различных мер - фактических и правовых (в том числе процессуальных); в) обращение заинтересованных лиц в суд; г) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим. Последнее устанавливает и констатирует факт его отсутствия в судебном порядке, а так как этот факт неопровержим даже последующей явкой (обнаружением) гражданина, то и сама мера не связана с какой-либо презумпцией.

3. Для признания гражданина безвестно отсутствующим установлены единый срок - один год (ч. 1 ст. 42) и разные правила его исчисления: а) если известен день получения последних сведений об отсутствующем, он исчисляется со следующего дня; б) если день получения последних сведений установить невозможно, он исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем; в) если невозможно установить месяц получения последних сведений, он исчисляется с 1 января года, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем (ч. 2 ст. 42). Эти же правила используются для исчисления 5-летнего срока при объявлении гражданина умершим за отсутствием в ст. 45 ГК иного (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Комментарий к Ст. 42 ГК РФ

1. Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.

В целях устранения правовой неопределенности в ст. ст. 42 — 44 комментируемого Кодекса и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

2. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства либо по месту нахождения заинтересованного лица.

3. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было сведений в месте жительства гражданина о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.

На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» . Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.

С учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:

— отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;

— отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

— наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

— наличие длительных или острых конфликтов в семье;

— безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;

— наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;

— наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;

— наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;

— несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;

— внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

— поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

— исчезновение с автотранспортом;

— исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;

— исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;

— безвестное отсутствие беременной женщины;

— исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.

При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.

4. В комментируемой статье устанавливается порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, если невозможно установить дату получения последних сведений. Началом исчисления такого срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.

5. В нормативных правовых актах используется термин «безвестное отсутствие», который не следует отождествлять с институтом признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Комментарии к статье

1. Институт безвестного отсутствия служит целям защиты прав и интересов как самого лица, которое по каким-то причинам длительно отсутствует в месте своего жительства, так и других лиц, которые связаны с отсутствующим определенными правоотношениями. В последние годы коммент. ст. становится все более востребованной на практике.

Неопределенность правового статуса лица, которое длительно отсутствует, негативно отражается на стабильности гражданского оборота, поскольку безвестно отсутствующий не исполняет свои обязательства перед кредиторами.

Длительное отсутствие лица может привести к ущемлению прав и интересов граждан, связанных с отсутствующим иными относительными правоотношениями. Так, при взимании коммунальных платежей, оплате электроэнергии и т. д. подлежат учету все зарегистрированные по конкретному адресу лица. Несмотря на то что судебное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим не является основанием для снятия такого гражданина с регистрационного учета, оно служит основанием для уменьшения оплаты соответствующих услуг (коммунальных платежей, электроэнергии) в связи с тем, что фактически ими пользуется меньшее количество зарегистрированных по данному адресу лиц.

Длительное отсутствие гражданина приводит к тому, что лица, зарегистрированные с ним в одном жилом помещении, не могут реализовать свои права на приватизацию этого помещения, произвести его обмен и т. д. потому, что при совершении любых юридических действий, связанных с этим жилым помещением, требуется участие отсутствующего (либо его письменный отказ от участия). Признание гражданина безвестно отсутствующим может служить основанием для признания его утратившим право пользования жилым помещением (ст. 60 ЖК), если заинтересованные лица заявят соответствующие требования.

2. Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется в рамках особого производства (гл. 30 ГПК). Подать соответствующее заявление могут только заинтересованные лица. Заинтересованность заявителя определяется судом. По общему правилу такое лицо должно быть связано с безвестно отсутствующим обязательственными или иными относительными правоотношениями, и при вынесении судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим для заявителя должны наступить определенные юридические последствия. В соответствии со ст. 277 ГПК в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина таковым.

3. Для вынесения судом решения о признании лица безвестно отсутствующим требуется наличие двух юридических фактов одновременно. Во-первых, в месте его жительства (о понятии места жительства см. ст. 20 ГК и коммент. к ней) нет сведений о месте его пребывания. Во-вторых, с момента, когда о нем были получены последние сведения (состоялся телефонный разговор с этим человеком, кто-то видел его, получил письмо от него и т. п.), прошло не менее одного года. В соответствии со ст. 277 ГПК в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел (п. 1 ст. 278 ГПК).

4. Абзац 2 коммент. ст. определяет, с какого момента начинается отсчет требуемого по закону годичного срока при невозможности установить конкретный день, когда в последний раз были получены сведения об отсутствующем. В такой ситуации отсчет начинается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - с первого января следующего года.


Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Комментарии к статье 42 ГК РФ

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства и неизвестность места его пребывания может затрагивать интересы граждан и юридических лиц, с которыми он состоял в правовых отношениях. Так, лица, находившиеся на его иждивении, лишаются содержания, которое они получали от него, и не могут обратиться за назначением пенсии, кредиторы не имеют возможности требовать уплаты долга и возмещения убытков, возникших вследствие неисполнения им обязательств; могут также нарушаться и его собственные интересы (повреждено или утрачено имущество, нарушены авторские и другие исключительные права). В целях устранения юридической неопределенности в таких правоотношениях и предотвращения в связи с этим возможных негативных последствий для целого ряда лиц Закон предусматривает институт признания гражданина безвестно отсутствующим - удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если оказались безуспешными меры по установлению места его пребывания и получения каких-либо сведений о нем.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие факты: 1) отсутствие гражданина по месту жительства; 2) длительность такого отсутствия, а именно, согласно комментируемой статье, отсутствие в течение года; 3) невозможность (безрезультатность) установления места его пребывания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим регулируется ГПК в порядке особого производства. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства отсутствующего или по месту нахождения заинтересованного лица. С заявлением могут обратиться любые заинтересованные лица, если это необходимо им для защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматриваются с участием прокурора. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. Гражданин признается безвестно отсутствующим со дня получения о нем последних сведений, а при невозможности установления такого дня - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, при невозможности установления и этого месяца - с первого января следующего года.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация