Консультация для родителей: «правила пожарной безопасности. Консультация для родителей «Правила пожарной безопасности Консультация для воспитателей основы пожарной безопасности

Главная / Общество

Подготовила:
Воспитатель ср. группы
Юрченко Н.Н.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.
Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
Дети — наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях

1. Безопасное поведение. Что это?
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

2. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.
v первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа),
v второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них.
Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.
Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто всё запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), так что лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам.
Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности. Основные постулаты безопасности детей дошкольного возраста:
Правила устанавливает взрослый. Первый и важный шаг к безопасности детей дошкольного возраста заключается в том, что они должны понять, что правила устанавливают родители. Когда ребенок вырастет, то он сможет сам устанавливать правила своего поведения, но пока он подчиняется родителям;
Родители всегда помогут своему ребенку, но он не должен от них ничего скрывать. Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Если ребенок будет что-то держать в тайне, то родители не смогут помочь;
Ребенок должен знать основную информацию о себе. Имя фамилию, домашний адрес, номер телефона. Надо проверить, чтобы дошкольник мог без запинки их назвать;
Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие. И что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям;
Ребенок должен понимать, что никто из хороших взрослых не будет обращаться к малышам за помощью. Взрослые должны общаться со взрослыми. Нельзя никого чужого вести к себе домой или что-то ему показывать или давать;
Дошкольник должен иметь понятия «плохого» или «странного» поведения. Он должен отличать пьяных взрослых (они шатаются, от них воняет), понимать, что если по улице идет голый человек или кто-то ругается — то это плохо.
Дошкольник должен знать об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т.д.
Ребенок должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает что сказать;
Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами.
Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) — особенный акцент надо сделать на явлениях, присущих данной местности.
Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.
Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.
Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
Используя в своей работе пособия К. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников» и «Как обеспечить безопасность дошкольников», можно познакомить ребенка со всеми основами безопасного поведения.
Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»
Тема «Взаимная забота и помощь в семье»
Психологическая безопасность ребенка зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии ребенка. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.
Тема «Опасные предметы»
Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.
Тема «Опасные ситуации дома»
Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита).
Тема «Один дома»
Невозможно исключить такие ситуации, когда ребенок вынужден остаться один дома, потерялся на улице или оказался один на один с чужими людьми, имеющими злые умыслы. Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Необходимо научить ребенка правильно вести себя в таких случаях. Подготовленный ребенок в сложной ситуации сумеет проявить смекалку и выдержку
Тема «Если ребенок потерялся»
С появлением в городах больших торговых центров все чаше отмечаются случаи, когда родители теряют своего ребенка в лабиринтах ярких, красочных отделов с множеством товаров. В этих случаях растерянность и страх как взрослого, так и ребенка часто приводят к их неадекватному поведению. И здесь очень важно правильно повести себя.
Тема «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!»
Разбирая с ребенком возможные причины возникновения пожаров, важно познакомить его с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем
Тема «О правилах пожарной безопасности»
Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями, о правилах пожарной безопасности.
Тема «Правила поведения при пожаре»
Пожар — ситуация, оказавшись в которой каждый может растеряться, запаниковать. Ребенок должен усвоить элементарные правила поведения при возникновении пожара, запомнить, что нужно и чего нельзя делать.
Тема «Правила поведения на воде»
Беседуйте с ребенком о соблюдении правил безопасности на воде, объясняя ему различные ситуации и предлагая меры предосторожности.
Тема «Небезопасные зимние забавы»
Существует множество увлекательных и полезных игр и занятий для детей в зимнее время года — катание с горки, катание на коньках на катке, игры в снежки. Но без должной организации прогулки и без присмотра за детьми зимние забавы могут оказаться травмо — и даже смертельно опасными для дошкольников.
Тема «Поведение ребенка на детской площадке»
Чаще обсуждайте с ребенком возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугайте ребенка. Стремитесь к тому, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребенок будет осторожнее.
Раздел «Безопасность на дорогах и улицах»
Тема «Правила безопасного поведения на улицах»
Основная задача бесед на тему безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у ребенка стереотип безопасного поведения. Он должен умело применять правила и легко ориентироваться на улице. Ребенок должен знать, что он не одинок на дороге, у него есть помощники: дорожные знаки, сигналы светофора, взрослые, полиция. Надо только научиться «понимать» их и взаимодействовать с ними.
Тема «Дорожные знаки»
Научить ребенка различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, — непростая задача. Используйте интерес детей (особенно мальчиков) к автомобилям для организации тематических игр, в которых ребенок берет на себя роль водителя. В процессе совместной игры ненавязчиво сообщайте ребенку новые интересные сведения.
Тема «О правилах поведения в транспорте»
Воспитание у дошкольника навыков безопасного поведения в транспорте так же важно, как и формирование умения правильно вести себя на улице, на дороге, ведь транспорт — сфера повышенной опасности.
Раздел «Безопасный отдых на природе»
Тема «Правила поведения на природе»
Важно познакомить ребенка с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. Следует объяснить ребенку, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения на природе, чтобы не нарушить эту взаимосвязь и не навредить животному и растительному миру.
Тема «Опасные насекомые»
Из рассказов взрослых о природе ребенок должен узнать о том, что растительный и животный мир таит в себе много необычного, а иногда и опасного. Среди, казалось бы, крошечных и безобидных насекомых есть осы, шершни, оводы и пр., укусы которых очень болезненны. И только знания о внешнем виде этих насекомых, особенностях их поведения и правилах взаимодействия с ними могут оградить ребенка от нежелательных последствий.
Тема «Ядовитые растения»
Знакомя дошкольника с растениями, следует рассказать ему об отличительных особенностях этих растений, об их пользе для человека, о том, что многие растения являются лекарственными и человек уже давно использует их. Помимо лекарственных растений существуют ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Следует обязательно показать ребенку, как выглядит то или иное ядовитое растение, и рассказать, чем оно опасно.
Ядовитые растения никогда нельзя трогать.
Тема «Правила поведения при грозе»
Необходимо дать ребенку элементарные знания о том, что такое гром, молния, радуга. А главное — познакомить с правилами поведения во время грозы. Беседы, игры, чтение художественной литературы на эту тему стимулируют развитие у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях.
Тема «Правила поведения при общении с животными»
Общение с домашними животными воспитывает в ребенке добрые чувства. Но, несмотря на то, что обычно кошки, собаки дружелюбны и послушны, весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться агрессивных действий с их стороны, и главное — заботиться и ухаживать за ними.
Для каждой из этих тем в пособии приводятся правила (приложение № 1), которые можно и нужно объяснить детям и постараться, чтобы они поняли их и запомнили.

3. Средства ознакомления детей с основами безопасности
Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
В работе используются различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:
Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);
Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).
Художественная литература (приложение № 2) заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; Б. Житков «Пожар»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.
Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».
Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости:
на формирование основ гигиены:
— «Мойдодыр»,
— «Королева зубная щётка»,
— «Птичка тори»,
на формирование правил поведения на дороге:
— «Мой приятель светофор»,
на формирование правил поведения в зимнее время года:
— «Зимняя сказка»,
на формирование основ здорового образа жизни:
— «Богатырская каша»,
— «Зарядка для хвоста»,
о правилах поведения при пожаре:
— «Приключения Болека и Лелека»,
— «Пожар в квартире»,
— «Вера и Анфиса тушат пожар».
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Основной целью работы в ДОУ является реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в детском саду.
Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:
- систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
- формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;
- информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;
- организация мониторинга качества образования по образовательной области «Безопасность»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта.
Вся образовательная работа строится по трем модулям:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.

В работе с детьми используются разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создается атмосфера заинтересованности каждого ребенка в группах. Создаются ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения заданийа.

Беседа медсестры ДОУ помогает детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).

Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия.

В своей работе педагоги ДОУ используют специально организованные образовательную деятельность, исследовательскую деятельность (опыты, практические упраж­нения), ознакомление с правилами пожарной безопасности через про­изведения художественной литературы, игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятель­ные игры); органицию тематических конкурсы поделок и детских рисун­ков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы (презентации, проекты).

Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предме­ты, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электри­ческие приборы;

-брать горящие угли;

-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

«Работа с педагогами» направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам пожарной безопасности воспитанников.

На базе ДОУ были организованы консультации для педагогов по темам: «Основные направления работы по основам пожарной безопасности», «Ознакомление детей с вредными и опасными факторами во время пожара», результатом которых были разработаны циклы развивающих игр по пожарной безопасности: «Опасности при использовании электроприборов», «Опасные ситуации» и др.

«Работа с родителями».

В рамках работы с родителями используются как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы. Проведены консультации с родителями, на которых рассматривались вопросы по формированию у детей основ пожарной безопасности.

Разработаны анкеты: «Чтобы не было беды», «Что нужно знать каждому о пожарной безопасности!», «Если в доме пожар», «Уроки выживания при пожаре» и др.

Консультация для родителей

«Пожарная безопасность»

В последнее время происходит очень много случаев пожаров, жертвами которых становятся маленькие дети. Чаще всего это бытовые пожары, причина которых – неосторожное, беспечное отношение к огню. В большинстве случаев люди погибают, задыхаясь от дыма.

Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

Нам, взрослым, нужно уделять внимание формированию у дошкольников представлений о правилах безопасного поведения в быту. Мы должны объяснять детям, как поступать в тех или иных ситуациях, учить их элементарным нормам и правилам, в том числе и на собственном примере.

В домашних условиях необходимо обезопасить нахождение малыша и не оставлять без присмотра горючие вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки. Смотреть за тем, чтобы ребёнок не включал электро и газовые приборы.

Нужно детям объяснять и рассказывать, что пожары – это опасные бедствия, которые случаются, как правило, в результате неосторожного поведения с огнём. Русские литераторы уделили много внимания этому вопросу. В помощь родителям такие детские произведения, как «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» С.Я. Маршака, «Дым» Б. Житкова, «Путаница» К.И. Чуковского. Читая и обсуждая вместе с детьми эти произведения, можно говорить о том, что формирование представлений о безопасном поведении в быту, на природе, на улице будет более эмоционально окрашенным и эффективным.

Воспитание у детей тех или иных качеств, представлений происходит в игровой форме. Не исключение и формирование основ безопасной жизнедеятельности. Проигрывайте с детьми те или иные ситуации, сюжеты, используя мелкие игрушки из киндеров, лего, лото, путаницы, лабиринты.

Очень важно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что делать, если он видит пламя:

- звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);

В случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;

Не тушить огонь в квартире самостоятельно;

Выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;

Ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;

Если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещений и противопожарную грамотность взрослых. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у детей представление о правилах пожарной безопасности.

Для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приемы:

  • беседа,
  • рассказ воспитателя,
  • художественное слово,
  • рассматривание,
  • наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • продуктивная деятельность,
  • моделирование игровой ситуации
  • экскурсия в пожарную часть и т.д.

Для младшего дошкольного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В 3-4 года дети просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички - ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младшего дошкольного возраста должно быть общение. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница». Следует обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для данного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. Можно посмотреть одноименный мультфильм с комментариями.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение. В этот период интересными для детей будут произведения: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения данных произведений с детьми проводятся беседы. Большую пользу приносят также игры, в которых присутствуют элементы правил пожарной безопасности. Очень эффективен в этом возрасте прием опосредствованного воздействия (через кукольный персонаж, игрушку, в том числе и оценочного характера.

В старшем дошкольном возрасте мотивы становятся более осознанными, возрастает интерес к миру взрослых. Дети стремятся быть похожими на взрослых. Для этого возраста можно организовать встречу с работниками пожарной службы. Предложить детям провести конкурс рисунков на темы: «Огонь - друг», «Огонь - враг» и т. п. Интересны будут детям художественные произведения: «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок - черный бок» И. Демьянова и другие. Организовать вместе с детьми сюжетно-ролевые игры по теме пожарной безопасности.

В старшем дошкольном возрасте дети любят экспериментировать, могут сами делать выводы, находить ответы на вопросы. Детям можно предложить темы: «Зачем пожарному защитный шлем», «Опасен ли огонь», «Вулканы, почему они извергаются?» и т. п. Старших дошкольников знакомят с историей пожарной службы. При этом можно использовать сказки: «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимошка царевну спас» и другие.

Всю систему работы по обучению детей правилам ПБ можно представить следующим образом:

  • знакомство с профессией пожарного;
  • знакомство с причинами возникновения пожаров;
  • знакомство с правилами пожарной безопасности;
  • знакомство со средствами пожаротушения;
  • набор телефонного номера пожарной службы;
  • формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
  • формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье . Практика показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами пожарной безопасности. Зачастую, спички дома хранятся в доступных для детей местах, малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плитам. Поэтому воспитателям надо вести планомерную работу с родителями. Здесь можно использовать самые разнообразные формы: консультации, папки-передвижки, оформление наглядной агитации, анкетирование, беседы, проведение круглых столов, совместных досугов детей и родителей.

Именно такая систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей формирует у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА:

  1. При возникновении сигнала о пожаре немедленно прекратить работу.
  2. Взяв личные вещи, табель посещаемости детей и сведения о родителях, приступить к эвакуации детей.
  3. Учитывая ситуацию, определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы. Не оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара до его ликвидации.
  4. Эвакуировать детей из ДОУ, свериться с табелем.
  5. Сообщить ответственному по сбору информации о количестве эвакуированных детей.

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 32»

Инновационный опыт работы

воспитателя МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32»

Тарасовой Евгении Юсуповны по теме:

«Обучение детей дошкольного возраста пожарной безопасности ».

Ст. Полтавская

2013 год

Введение………………………………………………………………………….3

1. Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности……………………………………………………………….4-7

2. Основные направления работы по взаимодействию с

родителями…………………………………………………………………….7

3. Разнообразные формы работы с семьей……………………………..7-8

4. Обучение детей пожарной безопасности………………………………8-10

5. Заключение…………………………………………………………………10-11

6. Список литературы…………………………………………………………11

Приложение……………………………………………………………………..12-49

Введение

Пояснительная записка

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными предметами становятся причиной пожаров и страшных бед. Почему это происходит? Ответ прост - недостаточная бдительность взрослых, неумение вовремя научить ребёнка правилам безопасного поведения. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, то тем самым запланируем настоящие и будущие пожары. Ведь колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме. Данный материал в помощь педагогам ДОУ и родителям.


ЦЕЛЬ:

Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

ЗАДАЧИ:

Сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

Познакомить с историей появления электробытовых приборов (утюг, пылесос, стиральная машина и тд.), учить безопасному обращению с ними.

Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и предметов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

Познакомить с правилами поведения во время пожара.

Выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон);учить набирать номер МЧС, пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.

Продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

Расширять представление детей об охране жизни людей.

Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Активизировать словарь по данной теме

1. Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности.

Опираясь на статистику, мы узнаём, что не редко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны , каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники.
Чем это можно объяснить? Во – первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во – вторых, в ДОУ ещё недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.

Система работы по данной проблеме включает:

Создание предметной среды – художественная литература , иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;

Совместная деятельность педагога и детей – наблюдения, беседы, игры – занятия, вечера досуга и т. д. И умение вести себя в них;

Работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола , организация современных досугов;

Взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;

Работу педагога по подбору дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности.

Этапы работы:

- формирование у детей интерес к проблемам собственной безопасности.
Для этого создавалось предметная среда, включая яркие игрушки, атрибутику дидактические и настольно – печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план , знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.


Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картинок, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками. Объяснить их устройство и назначение, занятие надо построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес, обязательно надо привести примеры, когда игра с огнем завершалась огнем.


- формирование основы безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев . Нужно стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не применять меры предосторожности.
На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т. д.
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей;

Личностные качества – дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;

Определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожар.

В работе используются различные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры – эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасителей, попавших в беду людей. Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а так же правила « Нельзя!».
«Нельзя»:

Брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

Разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;

Класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

- формировать правила пожарной безопасности;

Расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

В старших группах дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарных. Проводится экскурсия в пожарную часть, где эксперт знакомит детей с пожарной техникой, средствами тушения. На занятиях детям объясняют, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места(так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно называть адрес и своё имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

Одновременно с изучением правил при возникновении пожара расширялись знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются плакаты, дети знакомятся с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводятся дидактические игры, а также знакомятся с произведениями художественной литературой по данной теме, картинками, рассказывающими о борьбе людей с огнем.


На данном этапа целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.

Педагогам следует помнить о том, что содержание занятий, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.

1.1. Основные направления работы по взаимодействию с родителями включают:

Информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

О том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

Формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.

1.2. Разнообразные формы работы с семьей:

Беседы о пожарной безопасности;

Размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

Оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

Открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

Анкетирование;

Консультации;

Встречи с инспектором пожарной охраны.

Проанализировав суть данной проблемы, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источниками пожара.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромный угол комнаты вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны.

Таким образом, модно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. Дети, посещающие детские сады, более развиты и активы, обладают необходимым объемом знаний, соответствующим возрасту.

Как правило, в огне пожаров гибнул дети, которые остались дома одни, без присмотра взрослых.

2. ОБУЧЕНИЕ детей пожарной безопасности

В этом возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера. Например, пожарная машинка или слоник-пожарный расскажет, как он устал, пока тушил пожар, возникший по вине капризного ребенка. С удовольствием включатся дети и в игру вопросов и ответов на пожарную тематику, когда надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», но отвечать надо не на все предлагаемые вопросы. Например:


    Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

    Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?

    Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

    Кто, почуяв газ в квартире позвонит по «04»?

    Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

    Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

    Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?


Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.

К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.

На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.

На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы. Положительное влияние на развитие познавательных интересов оказывает использование в работе с дошкольниками элементов поисковой деятельности, бесед эвристического характера, элементов проблемного обучения, дающих возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира, те его свойства, которые должны быть усвоены. Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова.

Внимания к себе в старших группах требуют и активные дети, «лидеры». Необходимо следить, чтобы у таких детей не развивалось зазнайство, высокомерие, желание командовать во что бы то ни стало, стремление унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки уважают их сверстники, на чем построен их авторитет . Иногда в качестве «звезды» в группе может выступать и маленький деспот, общительный, активный, порой с организаторскими задатками. Немало изобретательности, тактичности и терпения требует работа с такими детьми. Но опять-таки наилучших результатов можно достичь, сделав в игре его капитаном среди моряков, когда на море шторм, командиром экипажа, когда самолет не может совершить посадку из-за тумана, или руководителем тушения пожара, когда он должен не только спасти судно, посадить самолет, потушить пожар, но и заботиться о других, быть готовым при необходимости прийти им на помощь. Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми. К тому же эта работа должна проводиться с учетом внутрисемейных отношений. Так, в неблагополучной семье ребенку приходиться много проблем решать самому. Он часто предоставлен самому себе, поэтому в индивидуальной работе с ним воспитатель может чаще, чем с другими детьми, вносить в игру элементы противопожарной безопасности в быту. Если в 6–7 лет ребенок уже сам разогревает себе еду или пользуется электрообогревателем, то попросить перед детьми рассказать, что он предпринимает, чтобы не допустить пожара, и обязательно похвалить ребенка за правильные действия. Кроме того, в неблагополучных семьях часто старшие дети присматривают за младшими, а поэтому не лишним будет воспитателю напомнить о необходимости старших следить за безопасностью младших и запрещать им брать спички.

Работа воспитателя с родителями не должна сводиться только к реализации педагогического просвещения. Она включает в себя изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями, близкими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка и создания благоприятного микроклимата для его психологического развития и привития навыков безопасной жизнедеятельности . Поэтому в работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.
^

Заключение

Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях. Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им. Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними. Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т. д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами (как вести себя в опасных ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.


При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности и опираться на передовой опыт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

2. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

3. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.

4. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.

6. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.

7. и др. Азбука «Ау! ». Детство-пресс, 2008.

8. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

9. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

10. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

11. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опытническая деятельность

Опыт № 1. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».

Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель .

Ход опыта.

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).

Опыт №2. « Почему во время пожара часто происходит взрыв».

Цель: дать представление о причине взрыва.

Материалы и оборудование: Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5-2 см, зажим, горелка, огнетушитель.

Ход опыта.

Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг - бах! – пробка с шумом вылетает из пробирки. Вытолкнул ее пар: вода закипала, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.

Вывод. При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.

Опыт№3. «Чем можно потушить огонь?»

Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.

Материалы и оборудование: три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение , стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация