Подразделений охраны полиции гражданской обороны. Особенности организации службы личного состава ОВД в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах. Противогаз - средство защиты органов дыхания, зрения и кожи лица

Главная / Общество

Выполнила: студентка 1 курса

Группы факультета

Иностранных языков

Пучкова Ю. А.

Преподаватель: Андреев Александр

Анатольевич

Понятие и основные задачи гражданской обороны. Структура гражданской обороны в государстве. 3

Оружие массового поражения. 11

Средства индивидуальной защиты. 19

Коллективные средства защиты. 23

Первая медицинская помощь пострадавшим. 26

Список литературы.. 28


Понятие и основные задачи гражданской обороны. Структура гражданской обороны в государстве.

Гражданская оборона (далее ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны, поэтому в настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека.

12 февраля 1998 г. был принят Федеральный Закон РФ №28 - ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

В статье 1 данного федерального закона сформулировано понятие гражданской обороны – как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих

Рассматривая роль ГО в общей системе оборонных мероприятий страны, следует определить те задачи, которые ей предстоит выполнить в современной войне.

Исходя из этого, целесообразно выделить две группы задач в области ГО:

1. Задачи, связанные с подготовкой населения, промышленности, сил и средств ГО:

Обучение населения в области гражданской обороны;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

2. Задачи, охватывающие мероприятия по осуществлению ГО и ликвидации последствий ведения военных действий:

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;


Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Государственных организаций.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени. Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики - руководитель предприятия (работодатель).

Решением руководителя организации (работодателя) создаётся структура службы ГО организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части, материально - техническому снабжению и по эвакуации). При начальнике ГО объекта создаётся штаб ГО - орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и районной администрации.

По решению работодателя на объекте экономики (организации) могут создаваться невоенизированные формирования, состоящие из команд, групп, звеньев:

· спасательных,

· охраны общественного порядка,

· оповещения и связи,

· радиационной и химической защиты,

· пожаротушения и др.

Общее руководство ГО в Российской Федерации возлагается на Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который является начальником гражданской обороны Российской Федерации.

Непосредственное руководство ГО осуществляет первый заместитель начальника гражданской обороны Российской Федерации – Председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В целях реализации государственной политики в области ГО федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Руководство ГО в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах Российской Федерации, учреждениях, организациях и на предприятиях возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны республик, краев, областей, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. На них лежит персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны.

Управление ГО осуществляется:

На федеральном уровне – Министерством Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

На межрегиональном уровне – региональными центрами по делам ГО и ЧС;

На региональном и муниципальном уровнях – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

На объектовом уровне – специалистами, уполномоченными на решение задач в области ГО и ЧС.

К силам гражданской обороны относятся:

Спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Подразделения федеральной противопожарной службы;

Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

Специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

ГО в системе МВД России организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением об организации и ведении ГО в системе МВД России, введенным в действие приказом МВД России от 6 октября 2008 г. № 861 (в ред. Приказа МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1120). Система ГО включает в себя комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите сотрудников ОВД, членов их семей, гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции (изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; центры для содержания иностранных граждан; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные задачи по организации и ведению гражданской обороны в органах внутренних дел регламентирует приложение к приказу МВД РФ от 6 октября 2008 г. N 861 «Положение об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России», а именно:

1. Обучение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся в области гражданской обороны.

2. Оповещение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Эвакуация сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и неработающих членов их семей, лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы.

4. Предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях полиции, защитных сооружений гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов органов внутренних дел.

6. Проведение на объектах органов внутренних дел аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции.

7. Первоочередное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи и принятие других необходимых мер. гражданский оборона мирный военный

8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий на объектах органов внутренних дел.

9. Проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы. Организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей, восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов органов внутренних дел, необходимых для устойчивого функционирования системы МВД России в военное время.

11. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны органов внутренних дел.

Наряду с вышеуказанными задачами данным положением закрепляются основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в органах внутренних дел. Например, создание и организация работы эвакуационных органов, подготовка их личного состава, подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и простейших укрытии и т. п.

Руководство ГО в системе МВД России осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.

Руководство ГО в ОВД осуществляют руководители подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.

Управление ГО в ОВД осуществляется структурными подразделениями, должностными лицами (сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.

В установленном порядке в зависимости от объема решаемых задач и штатной численности в ОВД создаются отделы (отделения, группы, направления) гражданской обороны, вводятся должности сотрудников по ГО (старших инспекторов и инспекторов по ГО; начальников служб, старших инспекторов и инспекторов радиационной и химической защиты).

В органах внутренних дел со штатной численностью до 200 человек решение задач по ГО может выполняться одним из сотрудников или лицом гражданского персонала по совместительству.

Участие сотрудников органов внутренних дел в ликвидации последствий радиоактивного заражения связано с эвакуацией пострадавших, охраной объектов, проведением оперативных, следственных и других служебных мероприятий. При этом необходимо иметь в виду, что каждый вид чрезвычайной ситуа­ции на радиационно-опасном объекте имеет специфические признаки условий и поражающих факторов, которые в основном и определяют характеристики очага поражения и требова­ния к организации защиты участников ликвидации последствий аварии.

В целях защиты личного состава органов внутренних дел организуется и проводится комплекс мероприятий по обеспечению радиацион­ной безопасности. Последнее достигается установлением и под­держанием режима радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений; проведением мероприя­тий по нормализации радиационной обстановки при ее ухуд­шении.

Установление и поддержание режима радиационной безо­пасности обычно включает планирование и организацию обес­печения радиационной безопасности; организацию радиацион­ного контроля; использование специальной одежды и средств индивидуальной защиты; санитарную обработку личного соста­ва, медицинский контроль за условиями труда и наблюдение за состоянием здоровья личного состава.

Круг мероприятий по нормализации радиационной обстанов­ки при ее ухудшении охватывает прогнозирование и оценку возможных радиационных последствий; радиационную развед­ку (обследование) очагов заражения; оценку масштабов ра­диационных последствий заражения; определение размеров зон радиоактивного загрязнения и скорости его распространения, значений радиационных факторов; выработку предложений по нормализации радиационной обстановки; локализацию радио­активных загрязнений и экранизацию источников ионизирую­щих излучений; проведение лечебно-профилактических меро­приятий личного состава.

Ответственность за обеспечение радиационной безопасности несет начальник личного состава, действующего на зара­женной местности. Непосредственное руководство обеспечением радиационной безопасности возлагается на начальника служ­бы РХ защиты, а при его отсутствии - на лиц, назначенных от­ветственными за радиационную безопасность приказом соот­ветствующего начальника.

На начальника службы РХ защиты возлагаются методиче­ское руководство и контроль за подготовкой личного состава по вопросам радиационной безопасности; руководство подго­товкой личного состава службы РХ защиты к выполнению за­дач по обеспечению радиационной безопасности; организация контроля за радиационной обстановкой и уровнем загрязнения внешней среды; контроль облучения личного состава; контроль за соблюдением личным составом правил и требований режи­ма радиационной безопасности; руководство специальной обра­боткой загрязненных вооружения, технических и транспортных средств; контроль за использованием средств радиационной за­щиты.

Организация обеспечения радиационной безопасности вклю­чает следующие элементы:

Обеспечение индивидуальной защи­ты сотрудников, привлекаемых к ликвидации последствий ра­диационно-опасных ЧС;

Разработку приказов и инструкций по организации и осуществлению радиационной безопасности;

Ве­дение учета источников ионизирующих излучений;

Проведение инвентаризации таких источников;

Проведение градуировочных работ дозиметрических приборов.

Основные цели проводимого в аварийных ситуациях комп­лекса мероприятий радиационной безопасности и защиты сот­рудников заключаются в том, чтобы исключить или снизить до установленных нормативами величин поступление в организм людей радионуклидов, а также радиоактивное загрязнение кож­ных покровов, предотвратить распространение радиоактивных загрязнений из зоны аварии с загрязненными одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

При организации индивидуальной защиты следует учиты­вать, что некоторые виды СИЗ наряду с защитным эффектом оказывают нежелательное воздействие на функциональные си­стемы организма человека: снижают теплообмен с окружаю­щей средой, создают затруднения в дыхании, ограничивают поле зрения и слух, ухудшают разборчивость речи и т.п. Эти факторы имеют особенно большое значение при выполнении ра­бот с использованием СИЗ в неблагоприятных микроклимати­ческих условиях и при выполнении тяжелых работ в противо­газах. Следует учитывать, что использование противогазов су­щественно повышает тяжесть выполняемых работ. Такие рабо­ты требуют предварительных тренировок сотрудников и стро­гого соблюдения установленного режима труда и отдыха.

Необходимо помнить, что применение СИЗ не обеспечивает защиты человека от внешнего гамма-излучения. Это достигается только при условии использования защитных инженерных сооружений и устройств (укрытий, убежищ, защитных экранов), а также при строгом ог­раничении времени нахождения сотрудников в местах с высо­кими уровнями мощности дозы гамма-излучения.

Применение СИЗ должно проводиться в комплексе с дру­гими мерами радиационной безопасности, в том числе с меро­приятиями по йодной профилактике и с использованием других защитных фармпрепаратов (медицинских средств защиты). Эф­фективная организация санитарно-пропускного режима в комп­лексе с применением СИЗ позволяет также исключить или зна­чительно снизить вероятность поступления радиоактивных ве­ществ внутрь организма.

Для соблюдения установленного режима при выходе из зоны радиоактивного загрязнения каждый обязан:

- снять дополнительные СИЗ в специально отведенном месте и сдать их на дезактивацию;

В «грязном» отделении санпропускника снять основную спецобувь, верхнюю спецодежду, шапочку и в случае загряз­нения их выше допустимых уровней сдать на дезактивацию;

Нательное белье, носки в случае загрязнения их выше допустимых уровней сдать на дезактивацию (имущество, заг­рязненное ниже установленных допустимых уровней, должно храниться до следующего использования в шкафчиках);

- снять респиратор, респиратор «Лепесток» сдать в отхо­ды, респираторы РМ-2 сдать на дезактивацию;

Прополоскать рот чистой водой, тщательно вымыть руки теплой водой с применением банного или туалетного мыла, про­верить с помощью радиометрических приборов чистоту рук (в случае превышения допустимого уровня загрязнения кожных покровов руки повторно обработать препаратами «Защита» или «Радез»);

Вымыть тело теплой водой под душем с применением банного или туалетного мыла, тщательно вытереть кожу по­лотенцем;

Проверить чистоту кожных покровов, в случае обнаруже­ния участков тела, загрязненных выше допустимых уровней, повторить их обработку под душем;

- в чистом отделении санпропускника одеть чистую одеж­ду и обувь.

Ежедневно после окончания работ по ликвидации последст­вий радиационных аварий должны быть организованы: снятие дополнительных СИЗ в санитарных шлюзах или в специально отведенных местах; обязательное прохождение сотрудников через санитарный пропускник с полной сменой спецодежды и проведением санитарной обработки кожных покровов; радиа­ционный контроль загрязненности тела; сбор, сортировка, хра­нение и отправка на дезактивацию или захоронение загрязнен­ных спецодежды, спецобуви и дополнительных СИЗ.

Опыт показал, что с учетом реальной эффективности дезак­тивации рекомендуется устанавливать предельные уровни заг­рязнения СИЗ (например, значение, превышающее соответст­вующий допустимый уровень в 5-10 раз), выше которых дез­активация этих средств нецелесообразна, и их следует рассмат­ривать как радиоактивные отходы.

Для соблюдения мер радиационной безопасности дезактива­цию СИЗ органов дыхания многократного пользования, а так­же их последующее техническое обслуживание, хранение и вы­дачу следует организовывать в специально отведенных поме­щениях (респираторных). Респираторы и противогазы подвер­гаются дезактивации в соответствии с инструкциями по их применению.

При участии органов внутренних дел в ликвидации последст­вий радиоактивного заражения необходимо уделить внимание соблюдению режимов противорадиационной защиты при несе­нии службы на постах, маршрутах, КПП. Под противорадиационным режимом защиты понимается порядок применения средств и способов защиты людей, оказавшихся в зоне радио­активного заражения, предусматривающий максимальное уменьшение возможных доз облучения, а также порядок действий личного состава.

Режимы защиты сотрудников избираются в зависимости от трех основных этапов:

1) время непрерывного пребыва­ния сотрудников в защитных сооружениях;

2) продол­жительность работы в зданиях с использованием защитных сооружений;

3) продолжительность работы в зданиях с ограничением пребывания сотрудников на открытой местности.

Продолжительность соблюдения режима защиты зависит от уровней радиации на местности, защитных свойств укрытий, административных и жилых зданий, установленных доз облу­чения и др.

Режимы защиты вводятся в действие решениями начальни­ков ГО городов, районов, органов внутренних дел и их объектов и определяются по конкретным уровням радиации, замеренным на местности с помощью дозиметрических приборов. Если на обслуживаемой территории в различных точках отмечены не­одинаковые уровни радиации, режим выбирается и устанавли­вается по максимальному. При наличии на обслуживаемой тер­ритории убежищ и противорадиационных укрытий с различны­ми коэффициентами ослабления радиации режим защиты по решению начальника ГО выбирается или по наименьшему зна­чению этих коэффициентов, или для каждого защитного соору­жения в отдельности.

Если уровень радиации настолько велик, что не обеспечи­вается необходимая защита людей, начальники ГО принимают всевозможные меры к обеспечению их защиты и докладывают вышестоящему руководителю.

Наиболее характерные ЧС следующие:

Техногенного характера-

1. Транспортные аварии (катастрофы) аварии товарных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов, аварии речных и морских грузовых судов, аварии (катастрофы) речных н морских пассажирских судов, авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах; авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов; аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы), аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах н в тоннелях; аварии на магистральных трубопроводах.

2. Пожары, взрывы, угроза взрывов пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов; пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки н хранения легковоспламеняющихся, горючих н взрывчатых веществ; пожары (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах; пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения; пожары (взрывы) на химически опасных объектах; пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах; обнаружение неразорвавшихся боеприпасов; утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

3. Аварии с выбросом (угрозой выброса)аварийно химически опасных веществ аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении ((захоронении); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ; образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами; утрата источников АХОВ.

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ аварии на АС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ; аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ; аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки; утрата радиоактивных источников.

5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ; утрата БОВ.

6. Внезапное обрушение зданий, сооружений обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений; обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

7. Аварии на электроэнергетических системах аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения аварии на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года; аварии в системах снабжения населения питьевой водой; аварии на коммунальных газопроводах; аварии на очистных сооружениях; аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

9.Гидродинамические аварии прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений; прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка; прорывы плотни (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение накосов на обширных территориях.

Природного характера -

1. Геологические – землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (провал) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури.

2. Метеорологические бури (9-11) баллов, ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки.

3. Гидрологические тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов н более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров и припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов, высокие уровни воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках, низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод.

4. Природные пожары лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.

5. Биологические:

-Инфекционная заболеваемость людей единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей не выявленной этиологии.

-Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этнологии.

-Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни сельскохозяйственных растений не выявленной этнологии, массовое распространение вредителей растений.

6. Космические – падение астероидов, метеоритов, воздействие солнечной радиации.

Стихийные бедствия опасны своей внезапностью. Однако их разрушительные последствия можно предотвратить или значительно уменьшить, если заблаговременно провести предварительные защитные мероприятия.

Знание сотрудниками ОВД основных характеристик стихийных бедствий, умение организовать защиту людей, животных, продовольствия, фуража, техники, различных сооружений является важным и необходимым условием их деятельности.

Стихийные бедствия – часто непредсказуемое явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению условий жизни, материальных ценностей и гибели людей.

Наиболее характерные стихийные бедствия для территории нашего государства: землетрясения; наводнения; селевые потоки и оползни; снежные лавины, заносы и обледенения; бури и ураганы; пожары.

Геологические ЧС

Землетрясения – это природные сейсмические явления, сопровождающиеся подземными толчками и колебаниями земной поверхности, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Землетрясения возникают в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и более глубоких слоях земли или в результате вулканических и обвальных явлений, причиной передающихся на большие расстояния в виде упругих волн. Наиболее частой причиной землетрясения является появление чрезмерных внутренних напряжений и разрушений пород. Потенциальная энергия, накопленная при упругих деформациях породы, при разрушении (разломе) переходит в кинетическую, возбуждая сейсмические волны в грунте.

Непосредственную опасность для человека при землетрясениях представляют частичное или полное разрушение зданий, обрушение перекрытий и стен, разбитое стекло окон и витрин, опрокидывание и падение плохо закрепленной мебели, а также вторичные факторы – пожары от разрушенных печей, газовых коммуникаций и кабельных линий, разлив ядовитых сильнодействующих веществ и т.п.

Землетрясения, как правило, происходят внезапно и быстро, вызывая большие материальные потери и гибель людей. Почти за полвека на территории бывшего Советского Союза произошло несколько крупных землетрясений: в 1948 г. в Ашхабаде – погибло 110 тыс. человек; в 1966 г. в Ташкенте – город разрушен, много раненых и погибших; в 1988 г. в Армении – погибло более 25 тыс. человек, ранено 55 тыс. человек, Нефтегорское землетрясение на севере Сахалинской области 27 мая 1995 г. унесло жизнь почти двум тысячам человек, полностью разрушен г. Нефтегорск. По своим масштабам, разрушениям и жертвам – это одно из крупнейших землетрясений XX столетия.

Землетрясения также могут возникать как результат вулканической деятельности, падения небольших небесных тел, обвалов, прорывов плотин и др.

В разломах происходит разрядка энергии, накопившейся в недрах земли, выделяясь из ее глубин, она передается посредствам упругих волн в толще земли и достигает поверхности, где и производит разрушения.

Очаг землетрясения – область возникновения подземных ударов, размерами от нескольких десятков метров до сотен километров, глубиной – от нескольких километров до сотен километров. Располагаются очаги, в основном, в земной коре, а также в верхней мантии земли.

Эпицентр землетрясения – проекция центра очага на земную поверхность. Вокруг него располагается область наибольших разрушений.

Основными параметрами, характеризующими землетрясения, являются интенсивность и глубина очага.

Интенсивность определяется по сейсмическим шкалам двух видов:

Для оценки энергии (магнитуды);

Для оценки проявления землетрясения на поверхности земли.

Магнитуда – условная величина, характеризующая количество энергии, выделившейся в очаге землетрясения. Землятрясения, характеризующиеся по шкале Рихтера магнитудой более 9 баллов, соответствуют моментальному выделению энергии около 10 18 Джоулей, что на несколько порядков выше энергии, выделяющейся при ядерном взрыве.

Интенсивность проявления землетрясений на поверхности Земли измеряется по международной сейсмической шкале Меркли, имеющей 12 условных градаций.

Последствия землетрясений чрезвычайно опасны. Они могут вызвать растяжение, течение и проседание грунта, обвалы, камнепады, широкие трещины, оползни, снежные лавины, грязевые потоки, цунами, разрушают и уничтожают здания и сооружения, что может привести к чрезвычайным техногенным ситуациям. Зачастую землетрясения влекут травмы и гибель людей.

Нередко вслед за землетрясением возникает паника, во время которой человек в страхе совершает нелепые и опасные для себя и окружающих поступки и не способен принять мер к спасению и взаимопомощи. Паника особенно опасна в местах массового скопления людей.

Последствия землетрясений можно в значительной степени ослабить, если заранее провести комплекс мероприятий, направленных на снижение людских потерь и материального ущерба:

1. Создание сети станций сейсмического наблюдения;

2. Применение всех возможных средств наблюдения за сейсмическими процессами в местах ожидания землетрясения;

3. Космические наблюдения за состоянием ионосферы и деформациями земной поверхности;

4. Разработка методов прогнозирования землетрясений;

5. Рациональное размещение объектов экономики в сейсмоопасных зонах;

6. Ведение в зонах возможных землетрясений зданий сейсмостойкого типа.

Селевые потоки, снежные лавины эти грозные явления природы характерны для высокогорных районов и предгорий.

Селевым потоком (селем) называется внезапно формирующийся в руслах рек временный поток воды с большим содержанием глинистых частиц, камней, глыб и других твердых материалов.

Причинами возникновения селей являются интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега или ледников. Сель может произойти и от обрушения в руслах рек большого количества рыхлого грунта.

География селевых потоков обширна. Наиболее часто они возникают на Северном Кавказе, в ряде районов Урала и Восточной Сибири. Сели постоянно угрожают г. Новороссийску.

Разрушительная сила и опасность селя заключается в том, что, обладая большой массой и скоростью (до 15 км/ч), сели разрушают здания, дороги, гидротехнические сооружения, выводят из строя линии связи и электропередач, уничтожают поля, сады, заливают пахотные земли, приводят к гибели людей и животных.

Серьезную опасность в горной местности представляют снежные лавины.

Лавина это снежный обвал массы снега на горных склонах, пришедшей в интенсивное движение.

Сход огромных масс снега широко распространен не только в высокогорных районах Кавказа и Тянь-Шаня, но и в низкогорных районах Хибин, Урала, Сихотэ-Алиня и Камчатки.

Разрушительное действие лавины характеризуется большим объемом низвер­гающейся массы снега, часто достигающей миллионов кубических метров, и силой удара, достигающей 60-100 т/м 2 .

Под обвалом понимают внезапное обрушение части горных пород из-за потери устойчивости.

Оползень – это скользящее смещение земляных масс под действием своего веса.

Обвалы и оползни возникают там, где под верхним водопроницаемым пластом имеется водоупорный пласт (склоны холмов и оврагов, берега рек, откосы строительных карьеров и выемок и т. п.).

Оползень внезапно не начинается, вначале появляются трещины, происходит перемещение находящихся на поверхности зданий, деревьев, столбов, наблюдаются разрывы дорожного полотна и подземных коммуникаций. Для предотвращения этого бедствия очень важно вовремя заметить эти признаки, составить правильный прогноз дальнейшего развития оползня, чтобы своевременно провести защитные мероприятия.

Обвалы, в отличие от оползней, происходят внезапно, поэтому особенно опасны для жизни и здоровья людей.

Крупные оползни в нашей стране происходят в горах Кавказа, на Урале, в Поволжье, а также на крутых высоких берегах ряда рек.

Гидрологические ЧС

Наводнение представляет собой временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы. Наводнения, подтопления развиваются длительное время, к гибели людей приводят сравнительно редко, однако, материальный ущерб от них достигает катастрофических размеров.

Наводнения отличаются от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени поддаются прогнозированию. Это дает возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения.

Основными причинами наводнения служат ливни и затяжные дожди, бурное таяние снега, ветровые нагоны на побережьях и приливные явления в устьях рек, ледовые заторы на реках, прорывы дамб и плотин, обвалы, оползни, другие природные явления.

Поражающее действие наводнения заключается в затоплении водой промышленных и сельскохозяйственных объектов, полей с выращенным урожаем, разрушении зданий и сооружений, повреждении и порче оборудования предприятий, разрушении гидротехнических сооружений и коммуникаций. При средних и крупных наводнениях в первые же часы нарушается сообщение в населенных пунктах и между ними. Электроснабжение и связь выходят из строя, как правило, в течение первого часа.

Нарушается судовождение и работа служб в портах. В течение 3-4 ч разрушаются и сносятся деревянные дома и постройки. В защитных дамбах и плотинах, в результате их переполнения и длительного воздействия воды, могут образовываться бреши и прораны, что угрожает образованием зон катастрофического затопления.

Угроза наводнений на территории России существует более чем в 40 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов.

Особую опасность для всего, что расположено на морских и океанских побережьях, представляют наводнения, вызываемые подводными землетрясениями, в результате которых возникают гигантские волны (5-40 м) –цунами.

Иногда продолжительность цунами достигает нескольких часов с промежутками между волнами 20-30 мин. В открытом океане цунами распространяется на огромные расстояния со скоростью до 1000 км/ч. Известны случаи, когда волны цунами пересекали океаны. Обладая высокой скоростью, волны цунами обрушиваются на берег с огромной силой, вызывая разрушение строений, судов, размывание грунта, катастрофические наводнения, при этом они сопровождаются мощными воздушными волнами.

Следствием цунами могут быть пожары, экологические, химические заражения и радиоактивные загрязнения на обширных территориях, и другие последствия.

Метеорологические ЧС

Ураганы, бури, смерчи относятся к ветровым метеорологическим явлениям. Причина их возникновения – циклоническая деятельность в атмосфере Земли. В принципе, ураган – это тот же циклон, но с очень высокой скоростью воздушного потока.

Ураганы представляют собой одну из самых мощных сил стихии. По своему пагубному воздействию ураганы не уступают таким страшным стихийным бедствиям, как землетрясения.

В нашей стране ураганы чаще всего возникают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах, чаще всего они проявляют себя в ав­густе-сентябре. Продолжительность существования урагана определяется в основном энергией и скоростным напором ветра, которые, особенно опасны для людей.

В результате воздействия урагана человек может быть подвержен отрыву от земли, переносу по воздуху на расстояние и удару о землю, предметы или удару летящими пред­метами. В итоге люди гибнут, получают травмы различной тяжести, контузии.

Буря – это сильный и продолжительный ветер, вызывающий большие разрушения. Скорость ветра при буре достигает 60-100 км/час.

Различают пыльные, снежные, шквальные бури, каждая из которых по-своему усугубляет последствия стихии.

Для бурь характерны меньшие, чем при ураганах, ущерб и разрушения, однако и они представляют серьезную опасность для людей.

Смерчи (торнадо) – это атмосферные вихри, возникающие в грозовом облаке и часто распространяющиеся по поверхности земли (воды).

Смерч имеет форму столба, с вертикальной, иногда с изогнутой, осью вращения, диаметром от десятков до сот метров, с воронкообразным расширением вверху и внизу. Воздух в смерче вращается и одновременно поднимается по спирали, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы. За незначительный период своего существования смерчи могут пройти значительные расстояния, от нескольких сот метров до десятков километров. Смерч почти всегда хорошо виден, при его подходе слышен оглушительный гул и грохот. Средняя скорость перемещения составляет 50-60 км/ч.

Смерчи на территории Российской Федерации наиболее часто возникают в Поволжье, Сибири, на Урале и Черноморском побережье, принося с собой значительные разрушения и человеческие жертвы.

Так, ущерб от смерча в Черлакском районе Омской области составил 18 млрд. руб.

Засуха наступает в теплое время года, когда в течение длительного периода не выпадают дожди. Довольно часто засухи в лесостепной и степной зонах усугубляются суховеями – сильными сухими ветрами, при которых отмечаются высокий дефицит влажности воздуха, большая скорость ветра и недостаточные запасы продуктивной почвенной влаги.

В среднем в лесостепной зоне засухи случаются 1-2 раза в течение 10 лет, в степях они повторяются от 5 до 6 раз за 10 лет и имеют, как правило, характер стихийных бедствий.

Показателем интенсивности засух служит величина потери урожая: до 20% – незначительная засуха, от 20 до 50% – засуха средней силы, выше 50% – сильная засуха. Сильные засухи могут продолжаться 2-3 года подряд.

Засуха может иметь катастрофический характер, стать источником чрезвычайной ситуации в регионе и в стране в целом.

Природные пожары

Лесные и торфяные пожары на территории России представляют собой самые распространенные бедствия для населения, экономики и природной среды.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Лесной пожар это неконтролируемое горение, распространяющееся по лесной местности. В зависимости от того, в какой части леса распространяется огонь, различают верховые и низовые пожары.

Верховой пожар неконтролируемое горение, охватывающее полог леса. Проводником горения при верховых пожарах служат хвоя, листва и ветки деревьев, скорость его распространения от 3 до 100 м/мин.

Низовой пожар неконтролируемое горение, распространяющееся по нижним ярусам лесной растительности, подстилке, опаду со скоростью от 1 до 3 м/мин.

Торфяной (подземный) пожар неконтролируемое горение, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв. Скорость его распространения от 1 до 3 м/мин. Характерной чертой торфяного пожара является беспламенное горение торфа с выделением большого количества тепла.

Основными поражающими факторами лесных и торфяных пожаров являются огонь и высокая температура, а также вторичные факторы поражения. Лесные и торфяные пожары, охватывая большие территории, оказывают разрушительное действие на лесные ресурсы, уничтожают флору и фауну, вызывают эрозию почвы, загрязняют атмосферу продуктами горения.

Биологические ЧС

К возникновению чрезвычайных ситуаций, в том числе и катастрофического характера, может привести массовое распространение инфекционных болезней среди населения, животных и растений.

Инфекционные (заразные) болезни возникают вследствие внедрения в организм человека специфического возбудителя инфекции. Характерными особенностями инфекционных болезней являются заразность, т.е. способность передачи возбудителя инфекции от больного к здоровому восприимчивому организму; стадийность развития (заражение, инкубационный период, течение болезни, выздоровление) специфические реакции организма (повышение температуры тела, выработка иммунитета и т.п.).

Наиболее опасными острыми болезнями принято считать чуму, холеру, сибирскую яз­ву, натуральную оспу, туляремию.

Чума обычно начинается с общей слабости, озноба, головной боли, повышенной температуры тела, затемнения сознания. Признаками заболевания холерой являются понос, рвота, судороги, быстрое похудение и снижение температуры тела до 35 °С. При сибирской язве появляются зудящие пятна на коже, превращающиеся в пузыри с мутной кровяной жидкостью. Натуральная оспа сопровождается гнойной сыпью на коже и слизистых оболочках. На месте сыпи остаются шрамы на коже. Для туляремии характерно внезапное резкое повышение температуры тела, появление сильной головной боли и боли в мышцах.

Особая опасность инфекционных болезней заключается в их способности быстро развиваться и распространяться. Возбудитель инфекции, находясь в организме больного человека, не только в течение времени сохраняется, но и передается другому восприимчивому человеку через предметы, внешнюю среду или непосредственно. Носить болезнетворные микробы и выделять их могут не только больные люди, но и не проявляющие признаков болезни, так называемые бактерионосители.

Последние представляют еще большую опасность для окружающих людей, так как выявить их значительно труднее, чем больных.

Космические ЧС

Космос - один из элементов, влияющих на земную жизнь. Рассмотрим некоторые опасности, угрожающие человеку из Космоса.

Астероиды - это малые планеты, диаметр которых колеблется в пределах 1-1000 км. В настоящее врем известно около 300 космических тел, которые могут пересекать орбиту Земли. Всего, по прогнозам астрономов, в Космосе существует примерно 300 тыс. астероидов и комет.

Встреча нашей планеты с небесными телами представляет серьезную угрозу для всей биосферы. Расчеты показывают, что удар астероида диаметром около 1 км сопровождается выделением энергии, в десятки раз превосходящей весь ядерный потенциал, имеющийся на Земле. Энергия одного удара оценивается величиной ~10 эрг.

Основное средство борьбы с астероидами и кометами, сближающимися с Землей, - это ракетно-ядерная тех­нология. В зависимости от размеров опасных космических объектов (ОКО) и используемых для их обнаружения ин­формационных средств располагаемое время на организа­цию противодействия может меняться от нескольких су­ток до нескольких лет. С учетом операций на обнаруже­ние, уточнение траектории и характеристик ОКО, а также запуск и подлетное время средств перехвата требу­емая дальность обнаружения ОКО должна составлять 150 млн км от Земли.

Предполагается разработать систему планетарной за­щиты от астероидов и комет, которая основана на двух прин­ципах защиты, а именно изменение траектории ОКО или разрушение его на несколько частей. Поэтому на первом этапе разработки системы защиты Земли от метеоритной и астероидной опасности предполагается создать службу на­блюдения за их движением с таким расчетом, чтобы обна­руживать объекты размером около 1 км за год-два до его подлета к Земле. На втором этапе необходимо рассчитать его траекторию и проанализировать возможность столкно­вения с Землей. Если вероятность велика, то необходимо принимать решение по уничтожению или изменению тра­ектории этого небесного тела. Для этой цели можно ис­пользовать межконтинентальные баллистические ракеты с ядерной боеголовкой. Современный уровень космических технологий позволяет создать такие системы перехвата.

Огромное влияние на земную жизнь оказывает солнеч­ная радиация. Не останавливаясь на положительных мо­ментах солнечной радиации, обратим внимание на опасность, связанную с солнечной активностью.

Солнечная радиация выступает мощным оздоровитель­ным и профилактическим фактором. Распределение солнеч­ной радиации на разных широтах служит важным показа­телем, характеризующим различные климатогеографические зоны, что учитывается в гигиенической практике при решении ряда вопросов, связанных с градостроительством и т. д.

В Российской Федерации создана и функционирует уникальная, не имеющая аналогов в мировой практике единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее уникальность состоит в том, что как на федеральном, региональном, территориальном, так и на местном и объектовом уровнях образованы системы органов управления и сил, разработаны схемы взаимодействия их в случае возникновения угрозы и самого факта чрезвычайной ситуации. Создана определенная законодательная и нормативно-правовая основа ее построения и функционирования.

Структурная схема РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. При этом следует отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти. МВД России, как функциональная подсистема РСЧС выполняет государственную функцию охраны общественного порядка.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории Российской Федерации на 7 регионов. В составе РСЧС образованы: Центральный (г.Москва), Северо-западный (г.Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г.Ростов-на-Дону), Приволжский (г.Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

Территориальные подсистемы создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с принятым в России административно-территориальным делением и включают: органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

К силам и средствам РСЧС относятся:

Силы и средства наблюдения и контроля;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств наблюдения и контроля входят прежде всего службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с профилем своей специальности мониторинг состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающим к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. К таким службам и организациям относятся, в частности: спецчасти внутренних войск МВД России, осуществляющие охрану атомных электростанций и других потенциально опасных объектов; службы государственного пожарного надзора МЧС России и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России; оперативные группы постоянной готовности Росгидромета; подразделения Минатома России; учреждения Госгортехнадзора, Госатомнадзора России; сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

В состав сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций входят военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся, в частности: пожарные части ГПС МЧС России; аварийно-технические центры Минатома России; аварийно-спасательные службы и формирования морского и речного флотов (включая спасательно-координационные центры), а также служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации России; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф Минздрава России, ветеринарной службы и службы защиты растений России специальные войска МО России и др.

К силам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций относятся также территориальные (в том числе муниципальные) формирования милицейской, противопожарной, аварийно-технической, спасательной, медицинской служб, гражданской обороны, а также строительные и транспортные организации.

В структуре сил РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности, которые включают в себя подразделения 15 федеральных органов исполнительной власти: МЧС, Минатома, МВД, Минприроды, Минсельхоза, Минстроя, Минтопэнерго, Минтранса, МПС, Госкомсанэпидемнадзора, Росгидромета, Роскомметаллургии, Роскомхимнефтепрома, Рослесхоза, Всероссийской службы медицины катастроф.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» к функциям МВД России в РСЧС относится:

Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при ЧС.

Руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы охраны общественного порядка РСЧС.

Основные функции, выполняемые функциональной подсистемой охраны общественного порядка РСЧС (далее «ФП ООП») по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций можно разделить на три составляющих - в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

Функции ФП ООП в режиме повседневной деятельности:

Разработка, корректировка и согласование в установленном порядке планов ЧС;

Создание систем управления;

Создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи;

Подготовка и поддержание в готовности органов управления, сил и средств ФП ООП для действий при ликвидации ЧС;

Поддержание необходимого ресурсного обеспечения деятельности ФП ООП через соответствующие подразделения МВД России;

Разработка (участие в разработке) проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в области защиты от ЧС;

Разработка нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность ФП ООП;

Организация слежения и контроля за оперативной обстановкой, своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований при ее осложнении;

Выявление в процессе оперативно-служебной деятельности источников опасности и прогнозирование обстановки в случае возникновения ЧС;

Разработка мероприятий по охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, сохранности материальных и культурных ценностей при возникновении ЧС;

Обеспечение профессиональной и иных видов подготовки личного состава органов внутренних дел и внутренних войск к действиям в условиях ЧС.

Функции ФП ООП в режиме повышенной готовности:

Приведение органов управления, сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск в соответствующую степень готовности;

Сбор и оценка информации о возможной ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка предварительных задач руководителям подразделений;

Принятие мер по обеспечению жизнедеятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в условиях ЧС, решение вопроса о переводе личного состава на особый режим работы;

Поддержание взаимодействия с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований координационными органами и органами управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС, другими подразделениями органов внутренних дел, органами военного командования, а также заинтересованными организациями.

Функции ФП ООП в режиме чрезвычайной ситуации:

Приведение органов управления, сил и средств ФП ООП в соответствующую степень готовности;

Сбор и оценка информации о ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка задач руководителям подразделений;

Выдвижение оперативных групп, сил и средств ФП ООП в зону ЧС;

Руководство подразделениями ФП ООП при выполнении задач в зоне ЧС - обеспечение общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на охраняемых объектах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации, охрана материальных и культурных ценностей;

Участие в проведении в установленном порядке профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, выполнение которых необходимо в сложившейся обстановке, а также - в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных случаях, предусмотренных законодательством;

Разработка и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов;

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (в том числе безопасности дорожного движения) на маршрутах ввода сил РСЧС в зоны ЧС (очаги поражения), при проведении там аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также при выводе из этих зон (очагов) пострадавших;

Осуществление пропускного режима, выполнения должностными лицами и гражданами правил карантина;

Оказание помощи при вывозе погибших и эвакуации пострадавших людей в медицинские и другие пункты;

Содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям в привлечении населения, использования транспортных и иных средств, для проведения эвакуации, аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках улиц и дорог, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения;

Контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов при эвакуационных и других мероприятиях;

Развертывание контрольно-пропускных пунктов и постов дорожно-патрульной службы, организация их работы на автомобильных дорогах;

Осуществление контроля за состоянием и оборудованием автомобильных дорог и улиц;

Организация и выполнение мероприятий по защите личного состава ФП ООП от опасностей, возникающих при ЧС;

Осуществление совместно с ФМС России контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

Обеспечение мероприятий по учету потерь населения совместно с органами записи актов гражданского состояния, органами местного самоуправления и медицинскими учреждениями, а также участие в установлении личности погибших и пострадавших.

К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел, исходя из оперативной обстановки.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения в установленном нормативно-правовыми актами РФ по введению чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях, на основании Указа Президента РФ, привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования.

Как было отмечено выше, в структуре сил и средств РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности и их органам управления, к которым относятся аппараты и подразделения МВД России. Так, постоянно действующими органами управления МВД в РСЧС являются:

На федеральном уровне - МВД России;

На региональном уровне - главные управления МВД России по федеральному округу;

На территориальном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

На местном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям.

Планирование действий в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России и его территориальных органов всех уровней, органов местного самоуправления, учреждений и организаций. При этом на местных и региональных руководителей возлагается правовая ответственность составления и обеспечения реализации планов действий чрезвычайных ситуаций. Для проверки готовности населения, объектов, органов управления сил и средств РСЧС регулярно проводятся учения и тренировки, несмотря на специфику разработки и реализации планов действий в чрезвычайных ситуациях для каждого конкретного объекта или территории их основа практически идентична. Так в МВД России типовой оперативный план действий органов внутренних дел и внутренних войск в чрезвычайных обстоятельствах включает:

Состав оперативного штаба и порядок действий его должностных лиц при чрезвычайных ситуациях;

Перечень и место расположения объектовых, местных и территориальных пунктов управления;

Характеристику сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Порядок и средства оповещения, приведение в готовность сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Порядок выдвижения сил и средств в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе расчеты их перевозки различными видами транспорта;

Задачи и функции конкретных формирований, а также порядок их взаимодействия при ликвидации этих ситуаций;

Меры безопасности.

Эту информацию дополняет характеристика территорий обслуживания. В процессе повседневной деятельности РСЧС и ее основных функциональных подсистем осуществляются мероприятия по созданию финансовых и материально-технических резервов, которые экстренно привлекаются при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эти резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а в организациях - за счет их собственных ресурсов. Кроме того, из средств федерального бюджета формируется резервный фонд правительства Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а из государственного материального резерва - материальные ресурсы для проведения первоочередных работ.

Под радиационной и химической обстановкой (РХО), как элементом боевой обстановки или чрезвычайной ситуации понимают возникающие в результате применения оружия массового поражения (ОМП), обычных средств поражения или аварий на радиационно и химически опасных объектах условий, которые определяются масштабами и степенью радиоактивного и химического заражения местности, объектов и материальных средств и которые могут оказать влияние на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и действия сил ГО и РСЧС.

С целью определения влияния радиоактивного и химического заражения (загрязнения) на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики и действия сил ГО и РСЧС, обоснования и принятия мер защиты осуществляется выявление и оценка радиационной и химической обстановки (РХО).

Под выявлением РХО понимается сбор и обработка исходных данных о ядерных и химических ударах или авариях на радиационных объектах (РО) и химических объектах (ХО) (количество, вид, мощность ядерных ударов, тип, мощность, координаты, количество степень разрушения ядерных энергетических реакторов (ЯЭР), тип, количество, время и место применения отравляющих веществ (ОВ), наименование, количество и условия хранения выброшенного в окружающую среду АХОВ, метеорологические условия, время применения ОМП или возникновения аварии и т.д.) определение размеров зон заражения и нанесение их на карту (план).

Под оценкой РХО понимается решение основных задач, определяющих влияние радиоактивного и химического заражения (загрязнения) на жизнедеятельность населения и действия сил ГО и РСЧС. Она включает решение основных задач по различным вариантам действий сил ГО и РСЧС и жизнедеятельности населения, анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери при условии выполнения поставленных задач.

К основным задачам при оценке радиационной обстановки относятся:

1. Определение радиационных потерь при нахождении в зонах радиактивного заражения местности (РЗМ).

3. Определение радиационных потерь при преодолении зон РЗМ.

4. Определение допустимой продолжительности пребывания в зонах РЗМ при заданной дозе облучения.

5. Определение времени начала работ в зонах РЗМ при заданной дозе облучения.

6. Определение времени начала преодоления зон РЗМ по заданной дозе облучения.

7. Определение степени заражения (загрязнения) техники, транспорта и других материальных средств.

К основным задачам при оценке химической обстановки относятся:

1. Определение возможных потерь населения и сил ГО и РСЧС в очагах химического поражения.

2. Определение количества зараженных (загрязненных) людей, техники, транспорта и др. материальных средств, требующих обеззараживание.

3. Определение стойкости (времени) само испарения ОВ (АХОВ).

4. Определение времени подхода облака зараженного к определенному рубежу (объекту).

Выявление и оценка РХО осуществляется в 3 этапа:

I этап - заблаговременное выявление и оценка РХО по прогнозу, по оценочным параметрам ядерных и химических ударов, аварий на радиационно и химически опасных объектах с учетом преобладающих метеоусловий. Основанием для заблаговременного прогнозирования являются данные об ожидаемых ядерных и химических ударах, полученные от органов управления военного округа. Сведения об радиационно и химически опасных объектах и преобладающих метеоусловиях, полученные от органов гидрометеослужбы или из аэроклиматического атласа. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий ГО и РСЧС.

II этап - выявление и оценка РХО по прогнозу после ядерных и химических ударов, а также аварий на радиационно и химически опасных объектах. Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих органов управления РСЧС, взаимодействующих органов военного командования и подчиненных органов разведки, наблюдения и контроля (посты РХН, группы РХР, разведгруппы, гидрометеостанций, диспетчеров и дежурных объектов экономики и т.д.), а также реальные метеоданные. Полученные результаты необходимы для принятия решения соответствующим начальником ГО по защите населения, а также для уточнения задач органам разведки и проведения неотложных мероприятий по защите.

III этап - выявление и оценка РХО по данным разведки. Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля о мощностях доз излучения и концентрациях ОВ (АХОВ) в отдельных точках местности на определенное время. Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведения АС и ДНР.

Радиационная и химическая разведка (РХР) - является одним из видов специальной разведки и представляет собой комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению данных об РХО, сложившейся в результате воздействия средств нападения противника, стихийных бедствий, аварий и катастроф, для успешного выполнения силами ГО и РСЧС поставленных задач.

РХР ведется в целях своевременного обнаружения зараженности местности, воздуха, воды РВ, ОВ и АХОВ, определения характера и степени их заражения, отыскания путей и направлений с наименьшими уровнями радиации и обхода участков химического заражения.

Основными задачами РХР являются:

Обнаружение заражения (загрязнения) окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и подача сигналов оповещения;

Определение мощности дозы излучения, типа и концентрации РВ, ОВ и АХОВ в окружающей среде;

Контроль за спадом (ростом) мощности дозы излучения концентрацией радионуклоидов, ОВ и АХОВ в окружающей среде;

Взятие проб воды, продовольствия, растительности грунта и др. материальных средств, доставка их в учреждения СНЛК, анализ и выдача заключений о пригодности к использованию по предназначению;

Обозначение границ зараженных участков;

Определение направлений движения облаков зараженного воздуха;

Отыскание путей обхода или направлений для преодоления зараженных участков;

Осуществление дозиметрического и химического контроля личного состава подразделений ОВД и населения;

Метеорологическое наблюдение.

РХР ведется двумя основными методами: наблюдением; непосредственным обследованием зараженных районов.

Одним из основных мероприятий обеспечивающих выполнение задач РХБЗ подразделения является радиационное, химическое и биологическое наблюдение (разведка).

РХБ разведка организуется и проводится с целью получения данных о факте, масштабах РХБ заражения и фактической РХБ обстановке, а также для оценки боеспособности войск и определения необходимости использования средств индивидуальной, коллективной защиты и проведения специальной обработки.

Задачами РХБ разведки являются:

  • своевременное обнаружение начала радиоактивного и химического за­ражения, а также случаев применения противником биологических средств;
  • определение характера заражения (мощности взрыва, доз излучения, типа ОВ);
  • определение границ (участков) заражения, путей обхода и установки знаков ограждения;
  • контроль за уровнем (спадом) мощностей, доз излучения (уровней радиации), нали­чием ОВ в воздухе и на местности;
  • отбор проб почвы, растительности, воды и отправка их в лабораторию при обнаружении признаков применения биологических средств.

Реализация задач РХБ разведки достигается действиями штатных подразделений РХБ разведки, например таких, как взвод РХБР роты РХБЗ мотострелковой (танковой) бригады, а также специально подготовленного отделения (экипажа), составляющего химический разведывательный дозор (ХРД).

Способ действий химического разведывательного дозора определяется в зависимости от сложившейся обстановки. Он может действовать как самостоятельно, так и выполнять свои задачи в составе подразделений тактической разведки и охранения, передового отряда, отряда обеспечения движения, рекогносцировочной группы, подразделения, выделенного для захвата и уничтожения ядерного и химического зарядов, а также производящего спасательные работы в очагах поражения.

Химический разведывательный дозор может вести разведку:

  • одного направления (маршрута) в зоне (районе, участке) радиоактивного и химического заражения;
  • границ заражения в очаге поражения ядерным и химическим оружием;
  • направления действий подразделения, производящего спасательные работы;
  • района площадью до 100 кв. км, предназначенного для расположения подразделений или проведения специальной обработки войск.

Кроме того, отделение проводит контроль степени заражения местности, личного состава, вооружения и военной техники и материальных средств.

Алгоритм действий отделения (экипажа) включает в себя:

  • подготовку разведывательной химической машины к работе, выдвижение к исходному пункту разведки;
  • ведение раз­ведки маршрута (района);
  • обнаружение и обозначение передней и тыльной границ заражения и заданных уровней радиации;
  • определение типа отрав­ляющего вещества и взятие проб;
  • нанесение данных разведки на рабочую карту, их кодирование и передачу по радио старшему командиру (начальнику);
  • прибытие на пункт сбора подразделения, проведение частичной (полной) специальной обработки отделения.

Командир отделения (экипажа), получив задачу:

  • уясняет задачу отделения, а также соседей, время готовности к разведке, порядок и сроки ее ведения;
  • изучает данные о противнике, радиационной и химической обстановке, маршрут (район), подлежащий разведке;
  • готовит рабочую карту (схему);
  • наме­чает последовательность действий отделения (экипажа) при выполнении задачи;
  • отдает боевой приказ личному составу отделения.

При постановке задач подчиненным командир отделения в боевом приказе указывает:

  • задачу отделения (направления, маршрут или район разведки, время начала и окончания разведки, куда прибыть после выполнения задачи);
  • задачи соседних отделений;
  • задачи личному составу отделения (периодичность включения приборов, порядок отбора проб и обозначения зараженных участков на местности).

При действиях в пешем порядке командир отделения, кроме того, указывает каждому химику-разведчику направление (маршрут) ведения разведки, поря­док поддержание связи, пункт сбора по окончании разведки.

Перед началом разведки личный состав по команде командира отделения (экипажа) переводит средства индивидуальной защиты в положение «наготове». В «боевое» положение средства индивидуальной защиты переводятся при обнаружении радиоактивного заражения свыше 0,5 Р/ч, отравляющих веществ, бактериальных (биологических) средств или заблаговременно при приближении к району заражения. На рисунке 22 показана экипировка военнослужащих, проводящих РХБ разведку.

Рис.22. Экипировка военнослужащих, проводящих РХБ разведку

В ходе разведки командир отделения (экипажа) наблюдает за местностью, показаниями приборов, управляет действиями подчиненных, наносит данные разведки на рабочую карту (схему) и докладывает их по радио командиру, выславшему отделение в разведку. По окончании разведки докладывает о выполнении задачи, организует дозиметрический и химический контроль отделения и проведение частичной специальной обработки машины и приборов, после чего следует с отделением на пункт сбора, представляет командиру рабочую карту (схему), снимает показания измерителей дозы (дозиметров) и готовит отделение (экипаж) к выполнению новых задач.

При разведке направления (маршрута) в зоне (районе) радиоактив­ного, химического, бактериологического (биологического) заражения отделение двигается по указанному направлению (маршруту), определяет наличие радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных (биологических) аэрозолей в воздухе, обозначает знаками ограждения (рис. 23) переднюю и тыльную границы района (участка) радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения на маршруте движения. Комплектами знаков КЗО-1 укомплектовывается отделение, ведущее разведку в пешем порядке. Комплект КЗО-2 устанавливается на РХМ.

Рис. 23. Знаки ограждения зараженного участка местности а) знак КЗО-1 (носимый), б) знак КЗО-2 (возимый)

Командир ХРД докладывает об этом командиру (начальнику), выславшему отделение в разведку, и по его указанию продолжает разведку маршрута или получает задачу на разведку нового направления (маршрута).

Отобранные пробы на неизвестные отравляющие вещества и бактериальные (биологические) средства собираются в пункте сбора и доставляются в химические лаборатории.

Разведку в зонах заражения, созданных подрывом ядерных мин, отделение ведет, как правило, совместно с инженерными разведывательными дозорами, определяя уровни радиации на заданном направлении.

В очаге поражения ядерным и химическим оружием отделение производит разведку по указанию командира, руководящего проведением спасательных работ.

В ходе разведки отделение определяет и обозначает границы зараже­ния на направлении действий подразделения,проводящего спасательные работы, выявляет участки с высокими уровнями радиации, районы заражения отравляющими веществами, отыскивает незараженные участки для расположения пунктов сбора пораженного личного состава, зараженной техники, подразделений специальной обработки и медицинских пунктов.

Разведку района, предназначенного для расположения войск, отделение, как правило, производит в составе рекогносцировочной группы.

Отделение объезжает район по намеченному маршруту, определяя наличие заражения. Особое внимание обращается на выявление радиоактивного и химического заражения в местах, предусмотренных для размещения командных пунктов, подразделений, подъездных путей. Тщательному обследованию подвергаются источники воды.

При обнаружении заражения отделение обозначает на маршруте переднюю и тыльную границы заражения с помощью КЗО-2 и командир отделения докладывает об этом старшему рекогносцировочной группы или командиру (начальнику), выславшему в разведку отделение.

Отделение, приданное подразделению, выполняющему задачи тактической разведки, действующему в охранении, передовом отряде и отряде обеспечения движения ведет радиационную, химическую и неспецифическую бактериологическую (биологическую) разведку, предупреждает подразделение о радиоактивном и химическом заражении.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация