Пожарные обозначения автомобилей пособие. Пожарные условные обозначения. Пожарные обозначения условные графические
Пожарные автомобили обычно окрашивают в красный цвет. Опознавательные знаки наносятся белой краской. Цветографические схемы регламентированы ГОСТ 21392-75. Марку ПА наносят слева сзади, номер пожарной части наносят на дверях кабины водителя и справа сзади, ниже номера части на кабине пишут название города.
Для обозначения ПА введена специальная маркировка: начальные буквы обозначают вид автомобиля; цифры после дефиса - главный параметр; в скобках указывают номер модели базового автомобиля, часто указывают еще и номер модели, выпускаемой производством (слово «модель» можно не писать). Расшифровка некоторых моделей приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Маркировка пожарных автомобилей
Марка | Вид автомобиля | Показатель | Шасси | ||
Наименование | Обозначение | Наименование | Значение | ||
АЦ-40 (131) 137 | Автоцистерна | АЦ | Подача насоса | 40 л/с | ЗИЛ-131 |
АНР-40 (130) 127А | Автомобиль насосно-рукавный | АНР | То же | 40 л/с | ЗИЛ-130 |
АР-2 (131) 133 | Автомобиль рукавный | АР | Длина напор-ных рукавов | 2040м | ЗИЛ-131 |
АТ-3 (131) Т2 | Автомобиль тех-нической службы | АТ | Грузоподъем-ность крана | Зт | ЗИЛ-131 |
АСО-12 (66) 90А | Автомобиль связи и освещения | АСО | Мощность генератора | 12 кВт | ГАЗ-66 |
АЛ-30 (131) Л22 | Автолестница | АЛ | Длина | 30 м | ЗИЛ-131 |
Тактико-техническая характеристика (ТТХ) АЦ является совокупностью показателей, определяющих технические возможности шасси и пожарного оборудования, запас огнетушащих средств и численность боевого расчета
Технические возможности ПА можно эффективно реализовать только при условии содержания их в исправном состоянии и обеспечении рационального температурного режима в пожарных депо, особенно в зимних условиях. Температура воздуха в гаражах должна быть не ниже 5°С. При таком условии обеспечивается надежный пуск двигателей, и при следовании на пожар они быстро прогреваются. Учитывая дорожные условия, интенсивность уличного движения и тепловое состояние двигателя, ПА при следовании на пожар развивают максимально возможную скорость движения.
Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР). Эти пожарные автомобили являются технической основой вооруженности пожарных частей. В нашей стране они создаются на шасси грузовых автомобилей отечественного производства: УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ и др. Наши пожарные машины характеризуются хорошими ходовыми качествами, высокой надежностью в эксплуатации и простотой обслуживания. Они сравнительно дешевы.
Автоцистерны составляют основу парка пожарных автомобилей.
Независимо от базового шасси все автоцистерны имеют:
1. насосные установки,
2. цистерны и баки для огнетушащих средств,
3. трубопроводную арматуру,
4. систему забора,
5. систему подачи пенообразователя.
Все перечисленные элементы соединены трубопроводами, образующими водопенные коммуникации.
Несмотря на существенные различия, все пожарные автомобили состоят из: шасси, емкостей для воды и пены, кузова, насоса, системы трубопроводов и кранов, отсеков для ПТВ (пожарно-технического вооружения).
Автоцистернами доставляется вода к месту пожара в цистернах, а пенообразователь в специальных баках. АЦ имеет емкости с запасом воды и пенообразователя. Для тушения пожаров можно также использовать воду из водоемов, водопроводных сетей, от других пожарных цистерн.
АНР имеют только запас пенообразователя, а воду забирают только из водоемов, водопроводных сетей или от других автоцистерн.
АЦ и АНР оборудуются системами забора воды, насосами с водопенными коммуникациями, трансмиссией к насосу, дополнительной системой охлаждения двигателя и приводами управления.
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети.
Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом (исполнение У) при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 0 С, категория 1 ГОСТ 15150.
Автоцистерны пожарные модели ПМ-524 на шасси КамАЗ:
АЦ - 7 - 40 (53213 ) – со стационарным лафетным стволом;
АЦ - 7 – 40/4 (53213) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом;
АЦ - 5 - 40 (4310) – со стационарным лафетным стволом;
АЦ - 7 – 40/4 (4310) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом предназначены для:
Тушения пожаров огнетушащими средствами;
Доставки к месту пожара боевого расчета пожарно-технического вооружения (ПТВ) и запаса огнетушащих веществ;
Подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные стволы, пеногенераторы, лафетный ствол при тушении очагов пожара.
Пример условного обозначения автоцистерны пожарной: «Автоцистерна пожарная АЦ - 7 – 40/4 (53213) ТУ 4854-154-21352393-95».
Где: АЦ – автоцистерна пожарная;
7 – вместимость цистерны, м.куб.;
40/4 – подача насосной установки;
40 л/с (ступень нормального давления);
4 л/с (ступень высокого давления);
53213 – модель базового шасси;
ТУ 4854-154-21352393-95 – обозначение технических условий.
Общая компоновка систем АЦ определяется размещением пожарного насоса. На современных пожарных автомобилях насосы устанавливают в отсеках кабин боевого расчета или в отсеке кормовой части.
Таблица 2.2
Для тушения пожаров на АЦ имеется запас воды и пенообразователя. В пожарной охране используются АЦ:
1. легкие с вместимостью цистерн до 2000л - АЦ-30(53А) 106Б, АЦ-ЗО(66) 146 и др.;
Пожарная и аварийно-спасательная техника.
Пожарная техника - это технические средства, предназначенные для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара. К пожарной технике относятся:
Пожарные машины;
Пожарно-техническое вооружение (оборудование);
Средства связи и освещения;
Устройства пожаротушения и сигнализации;
Другие средства, обеспечивающие оперативно-служебную деятельность пожарной охраны.
Пожарная машина - транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для обеспечения действий на пожаре. К пожарным машинам относят:
Пожарные автомобили;
Пожарные самолеты и вертолеты;
Пожарные суда и катера;
Пожарные поезда;
Пожарные прицепы и другое моторизованное средство.
Пожарный автомобиль - это моторизованное техническое средство с оборудованием на шасси автомобиля предназначенное для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, спасания и защиты людей и материальных ценностей на пожаре.
Пожарные автомобили предназначены для:
Доставки в требуемый район боевых действий боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования;
Подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаг горения;
Выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара.
Классификация пожарных автомобилей
· в зависимости от назначения оборудования , которыми укомплектованы пожарные автомобили, их разделяют на:
Основные
Специальные;
Вспомогательные;
· по числу осей и колесной формуле
Полноприводные с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8;
Неполноприводные с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4.
· по полной массе , от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие типы:
Легкие - до 6 т.;
Средний - от 6 до 12 т.;
Тяжелый - свыше 12 т.
· по применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водяного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.)
· по посадочной формуле пожарные автомобили делятся на:
- автомобили с боевым расчетом 1+ 2 (или 1 + 1), т.е без дополнительной кабины для личного состава;
Автомобили с боевым расчетом 1 + 5 (или 1 + 6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
Автомобили с боевым расчетом 1 + 8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.
В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.
· по компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются:
- на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина);
На автомобили с кабиной, расположенной над двигателем (фронтальная кабина);
На автомобили с кабиной, расположенной перед двигателем (передняя кабина).
· по приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
- для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении;
Для северных районов (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении);
Для тропических районов (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).
Типаж и обозначение пожарных автомобилей.
Типаж пожарных автомобилей – этоосновной перечень автомобилей, необходимых пожарной охране.
Типажом определяются назначение пожарной машины, ее тип и основные параметры (производительность насоса, емкость цистерны, общая длина вывозимых рукавов, количество мест боевого расчета и т.п.)
Типаж пожарной техники периодически корректируется с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
Система обозначений, охватывающий типаж пожарных автомобилей, базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.
Буквенные символы
, характеризуют тип пожарного автомобиля: АЦ – пожарная автоцистерна; АЛ- пожарная автолестница; АА- пожарный аэродромный автомобиль; АСО – пожарный автомобиль связи и освещения и т.д.
После буквенного обозначения типа ПА указываются отличительные характеристики изделий в виде величины его параметра.
В качестве основных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:
Вместимость цистерны для воды, м 3;
Вместимость пенного бака, м 3 ;
Масса вывозимого порошка, кг;
Масса огнетушащего газа, кг;
Подача насоса при номинальном числе оборотов, л/с;
Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст;
Высота подъема стелы, м;
Длина рукавной линии, км;
Цифры, заключенные в скобках, обозначают модель базового шасси, а последние две или три цифры обозначают номер модели ПА.
После индекса модели могут быть даны буквенные обозначения, указывающие на модернизацию изделия (А-первая, Б-вторая и т.д), а следующие за ним цифры – модификацию.
Для обозначения ПА, выпущенных еще во времена СССР, введена специальная маркировка: начальные буквы обозначают вид автомобиля; цифры после дефиса - главный параметр; в скобках указывают номер модели базового автомобиля, часто указывают еще и номер модели, выпускаемой производством (слово «модель» можно не писать). Расшифровка некоторых моделей приведена в таблице 2.23.
Таблица 2.23.
Маркировка пожарных автомобилей
Пример условного обозначения устаревшей, но хорошо зарекомендовавшей себя модели автоцистерны АЦ-40(130)63Б:
АЦ – автоцистерна;
40 – производительность насоса, л/с;
130 – шасси автомобиля;
63Б – модель выпускаемого автомобиля.
Примеры условных обозначений современных автомобилей:
Пример 1: АЦ 3,0-40/4 (4331) – автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ 4331.
Пример 2: АП 4000-80(4310) – автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310.
Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) – автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м 3 на шасси «Урал 5557» и насосом с подачей 40 л/с.
Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) – автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м 3 , массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с.
Пожарные автомобили обычно окрашивают в красный цвет. Опознавательные знаки наносятся белой краской. Марку ПА наносят слева сзади, номер пожарной части наносят на дверях кабины водителя и справа сзади, ниже номера части на кабине пишут название города.
Транспортные средства должны иметь приборы для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Транспортные средства должны оборудоваться специальным сигнальным (проблесковым) маяком. Сигнальный маяк должен устанавливаться на крышу кабины транспортного средства или над ней. Установка сигнальных маяков в других местах транспортного средства не допускается.
Специальный световой сигнал всех видов транспортных средств должен иметь синий цвет. Допускается по согласованию с УГАИ МВД Республики Беларусь транспортные средства на шасси легковых автомобилей оборудовать дополнительно к синему специальными световыми сигналами красного цвета.
Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материалы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.
Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Классификация
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:
- колесных и гусеничных машин,
- плавательных и летательных аппаратов,
- поездов.
Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.
По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:
- основные,
- специальные,
- вспомогательные.
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | |
АЦ – автоцистерны АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи АВД – с насосом высокого давления |
АА – аэродромные АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения АКТ – комбинированного тушения АГТ – газового тушения ПНС – насосная станция АГВТ – газоводяного тушения |
АЛ – автолестницы АПК – автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ – штабные |
Основные ПА – предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:
- категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
- категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
- категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
Основные ПА общего применения обозначаются так:
- автоцистерны пожарные - АЦ;
- пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
- пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
- пожарные автомобили первой помощи - АПП.
Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:
- вместимость цистерны, м 3 ;
- подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
- напор насоса, м вод.ст.
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.
Расшифровка АЦ
Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Примеры условных обозначений:
АЛ-30(4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
АСА-20(4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Цветографические схемы
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Структура маркировки
Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:ХХХ ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ ХХ Х
,
В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
Примеры условных обозначений
Пример 1: АЦ 3,2-40/4(43253)001-МСАвтоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3,2м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели 001, производится ПО "Спецтехника пожаротушения" (буквы МС обозначают город "Москва", что, в данном случае , равнозначно данному предприятию).
Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ
.
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация ХХ модели ХХХ.
Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель ХХХ
.
Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3м на шасси "Урал 5557" и насосом с подачей 40л/с, модель ХХХ.
Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ
.
Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или [Ратвор пенообразователя|раствора
пенообразователя] вместимостью 2,0м 3 , массой вывозимого порошка 2000кг, насосом с подачей 40л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.