Профилактика стресса у детей. Как лечить стресс у ребенка

Главная / Общество

Стресс у детей дошкольного возраста и подростков – распространенное явление. Он нарушает работу организма и может вызвать серьезное заболевание. Стресс у ребенка появляется из-за реакции на ту или иную ситуацию. У маленьких детей она происходит часто и может оставить негативные последствия и воспоминания, поэтому важно вовремя обнаружить первые признаки этого расстройства и напряжения и обратиться за помощью к специалисту для помощи в снятии эмоциональных состояний.

К детскому стрессу следует относиться очень серьезно

Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих детям, подросткам и взрослым правильно реагировать на непонятную ситуацию и находить выход из нее, но не все могут справиться со сложными стрессовыми ситуациями или уберечь себя от них. Когда ваш малыш впервые пошел в детский сад, школу или поехал в лагерь, новая обстановка и знакомства часто приводят к стрессу, дети начинают испытывать страх, застенчивость. Есть дети эмоциональные и общительные, а есть спокойные и стеснительные, в связи с этим у каждого свой уровень стрессоустойчивости.

Огромное влияние имеет окружение. Задача родителей объяснить ему, как вести себя в стрессовых состояниях.

Симптомы

Стресс у детей проявляется по-разному, все зависит от их возраста. Симптомы стресса у детей:

  • до 2 лет увеличивается раздражительность, пропадает аппетит и ухудшается сон;
  • страх, плохое поведение, заторможенная речь у детей дошкольного возраста: снижается активность, уход в себя;
  • ребенок школьного возраста быстро устает, у него появляется тошнота и головная боль: в школьном возрасте начинает врать своим родителям,появляются проблемы в обучении;
  • влияние стресса плохо действует на сон и аппетит.

С возрастом стресс у детей значительно увеличивается: в 17 лет он возникает в 4 раза чаще, чем в 8–12 лет.

Страх — симптом стресса у ребенка

Причины возникновения стресса

Детская психика очень нежная, эмоциональная, поэтому дети дошкольного возраста намного сильнее воспринимают проблемы, чем взрослые. Причины стрессовых состояний у дошкольников и детей школьного возраста:

  1. Изменение распорядка дня.
  2. Смена окружения. Если малыш ходит в один детский сад, и его по каким-то причинам перевели в другой, то ему нужно будет заново привыкать к обстановке.
  3. Расставание с близкими друзьями или родителями на любой срок всегда вызывает стресс у подростков и маленьких детей.
  4. Пропажа домашних животных – частая причина.
  5. Современная техника, компьютерные игры, телевизоры и телефоны могут негативно подействовать. Часто бывает зависимость от игр.
  6. Тревожные состояния родителей могут передаваться детям.
  7. Смена климата или резкие перемены погодных условий. В основном, с этим сталкиваются дети до года. Симптомы можно определить по тому, что они начали капризничать, перестали есть и спать по ночам.
  8. Экология.

Стресс у грудничков

Груднички также могут испытывать стресс. Из-за своего возраста они не могут выразить эмоции в полную силу: в этом возрасте малыши только плачут. Чтобы помочь ему, надо определить причину появления расстройства:

  1. Во время рождения младенец чувствует массу неудобств, испытывает сильный страх.
  2. После рождения он сталкивается с чувствами, которых не испытывал в утробе матери: голод, холод, жара и др.
  3. Боли в животе их лечение (клизма и лекарства). В период беременности женщина должна не нервничать, т. к. малыш все чувствует, ее состояние может повлечь за собой негативные последствия. Все вопросы и проблемы желательно решать после родов.

Подготовка к детскому саду

В детском садике существует режим дня, который должны соблюдать все дети. Что сделать, чтобы предотвратить стресс:

  1. Представить ребенка воспитателю, в первую очередь должен привыкнуть к нему.
  2. Важно научить своих детей говорить воспитателю, если их что-то беспокоит.

Профилактика стрессовых ситуаций заключается в том, что после детского сада дошкольнику необходимо поднять настроение. Время, проведенное с родителями, поможет снять нервное напряжение.

Детей следует подготовит к походу в детский сад

Депрессия подростков

Подростки могут обижаться по мелочами, сталкиваться с проблемами, после чего появляется нервное стрессовое состояние. С 12 лет в организме подростка происходят сильные изменения, которые вызывают постоянные перепады настроения, им нужна поддержка взрослых. Они должны научиться справляться со стрессовыми ситуациями и преодолевать их самостоятельно, т. к. в этом возрасте депрессии случаются часто. Ссоры с одноклассниками и непонимание со стороны учителей добавляет напряжения в разговорах с родителями.

Подросткам опасно пребывать долго в депрессии. Чем трудней детские стрессы, тем сложнее им будет вернуться к обыденной жизни.

Необходимо много времени, чтобы после неприятной ситуации все встало на свои места. После этого подростку необходимо внимание со стороны родителей и много заботы.

Специалисты утверждают, что, когда ребенок в школьном возрасте постоянно нервничает у него снижается иммунитет, появляются болезни и страдает нервная система. Чем быстрей родители заметят признаки и симптомы стресса у подростков, тем лучше.

Поведение родителей

Формирование навыков преодоления стресса зависят от родителей. Оказать помощь детям можно следующим образом:

  1. Родителям нужно подавать пример детям, следить за своим поведением, контролировать злость и агрессию.
  2. Всегда спрашивайте, как прошел день и что интересного произошло в школе.
  3. Проводите вместе время.
  4. Стресс у ребенка может появиться от неправильного питания, контролируйте рацион.
  5. Родителям необходимо проявлять больше заботы к детям, показывать им свою любовь, обнимать и часто разговаривать по душам. Сделать все, чтобы они почувствовали себя нужными.
  6. Разрешить ребенку побыть самостоятельным, чтобы он почувствовал, что вы ему доверяете.
  7. Одобряйте его решения.
  8. Снимите дополнительные нагрузки, пусть посещает только ту секцию, которую он сам выберет.

Родителям следует часто разговаривать с ребенком

Лечения стресса у детей

Понять, что у подростков сильный стресс, и избавиться от причин и последствий может только специалист. Он проводит диагностику и назначает лечение. В домашних условиях Врачи настаивают пить валерьяну для профилактики или препараты ноотропного действия.

Положительное влияние на помощь при стрессе оказывают массажи, электросны и теплые ванны с морской солью. Обязательно выписываются витамины. Рекомендовано больше отдыхать и придерживаться правильного режима питания.

Нельзя есть продукты, провоцирующие возбуждение нервной системы. Эмоциональное лечение детей проводится под наблюдением родителей и психолога.

Стоит понимать, что лучше заметить первые признаки психоэмоционального расстройства и начать их предотвращать, чем потом заниматься длительным лечением и справляться с последствиями расстройства. Характер взрослого человека напрямую зависит от детского возраста. После перенесенного в детстве стресса может проявляться сильная агрессия в зрелом возрасте. Это можно предотвратить, т. к. современная медицина не стоит на месте, и всегда готова помочь.

Текст: Ирина Сергеева

Детский стресс - интересно, сколько процентов взрослых сейчас недоумевающе пожмут плечами и скажут, что, мол, у кого-кого, а у детей стрессов не бывает. С чего? Им же так легко живется! Тем не менее, любой грамотный психолог вам подтвердит: детский стресс - явление крайне частое. И чтобы он проходил бесследно, требуется помощь не только специалиста, но и родителей.

Детский стресс- причины и симптомы

Почему может возникать детский стресс ? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?

Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;

  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;

  • ухудшение сна.

Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;

  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);

  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;

  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;

  • появление дефектов речи;

  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;

  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

Симптомы детского стресса у школьников младших классов:

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;

  • ночные кошмары;

  • быстрая утомляемость;

  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;

  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;

  • ложь;

  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);

  • расстройства без видимой на то причины;

  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;

  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;

  • агрессивное отношение к окружающим;

  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;

  • заниженная самооценка;

  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;

  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;

  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;

  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Детский стресс - помогаем преодолеть

Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:

  • обязательные ежедневные прогулки;

  • хорошее питание;

  • соблюдение режима дня;

  • общение с родственниками и друзьями;

  • физические нагрузки;

  • обращение к психологу;

  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

Стресс является неотъемлемой частью современной жизни. В свое время стресс переживает каждый человек. Если стресс возникает у взрослого человека, то большая вероятность того, что он справится с данной ситуацией без особых проблем и последствий. Стресс у детей протекает немного сложнее.

Стресс возникает у детей после столкновения с чем-нибудь новым, неизвестным. Бороться с этим они не в состоянии, так как у них отсутствует опыт. Механизм стресса у детей заключается в том, что что-нибудь нехорошее, неизвестное, вторгается насильно жизнь малыша и начинает преследовать его в виде страхов и воспоминаний. Очень часто ребенку для того, чтобы справиться со стрессом, необходима помощь родителей, а в некоторых случаях и профессионального психолога.

Симптомы стресса у детей

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

Симптомы стресса у грудничков и детей в возрасте до двух лет:

  • Ребенок становится сильно раздражительным;
  • Его сон потеря аппетита или демонстративный отказ от кормления;
  • Ребенок становится очень неспокойным, ухудшается его сон.

Симптомы стресса у детей в дошкольном возрасте:

  • Частое проявление негодование и возросшая требовательность;
  • Ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В возрасте три-пять лет, малыш может брать в рот пустышку, мочиться в штаны;
  • Детские страхи сильно усиливаются. Ребенок из-за боязни смерти не может уснуть и так далее;
  • Могут появляться дефекты речи;
  • На новые обстоятельства или на новых людей у ребенка возникает слезная реакция;
  • Ребенок становится гиперактивным или, наоборот, активность снижается;
  • У ребенка часто плохое настроение без особых на это причин, он становится агрессивным, нервозным.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

  • Малыш очень быстро утомляется;
  • Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.
  • Ребенок часто может видеть ночные кошмары;
  • Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;
  • В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;
  • Пониженная самооценка;
  • Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;
  • Без особой причины ребенок расстраивается;
  • Сверхмерная озабоченность своим здоровьем;
  • Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.
  • Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;
  • Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;
  • Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;
  • и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.
  • и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость.

Причины возникновения стресса у ребенка

У детей условно можно выделить возрастные причины стресса и причины, связанные с семейной обстановкой. Но эти категории следует рассматривать в совокупности, так как они постоянно переплетаются. У детей всех возрастов могут быть такие общие причины стресса - расставание с близкими людьми, развод родителей, смерть близкого человека, травмы, катастрофы, переезд в новее место жительства, гибель домашнего животного. Так же стресс может вызывать применение насилия, появление в семье нового ребенка.

Причины стресса у грудных деток и деток в возрасте до двух лет:

У грудных детей стресс чаще всего возникает в результате расставания с родными. Очень тяжело малыш переживает длительное отсутствие матери. Так же распространенными причинами стрессов у малышей могут быть любые заболевания, эмоциональное расстройство родителей, изменение режима дня.

Причины стресса у детей в дошкольном возрасте:

Для дошкольников стрессов может быть первое знакомство с социальной средой. Ребенок до этого возраста находится в атмосфере всеобщего восхищения и любви. В его окружении только близкие и родные, которые не чают в нем души. А в возрасте два-три года малыш выходит за рамки своей семьи, начинает общаться со своими сверстниками во дворе или в детском саду.

Самая частая причина, по которой у дошкольников возникает стресс, это поступление в детский садик. Ребенок находится в состоянии стресса, потому что здесь впервые он остается без родителей, а во-вторых, он вынужден длительное время находится со своими сверстниками, не имея опыта общения с ними. Так же причиной стресса является непривычная обстановка, конфликтные ситуации с воспитателями детского сада или с другими детьми.

Другие причины стресса у малышей дошкольного возраста - просмотр телевизионной программы, которая содержит любую негативную информацию, посещение больницы, принуждение в детском саду соблюдать режим, боязнь одиночества.

Причины стресса у детей в младшем школьном возрасте:

Стресс у деток в возрасте пяти - десяти лет возникает обычно из-за напряженного отношения в школе с учителями и с одноклассниками, конкуренция внутри класса, неуспеваемость в учебе.

В таком возрасте ребенок уже может осознавать, что в чем-то он в уступает другим детям - кому-то в красоте, кому-то в талантливости, кому-то у успеваемости. Но одновременно он является недостаточно взрослым, чтобы понять, что это нормально, что быть лучшим во всем и сразу просто невозможно. В результате этого у многих детей младшего дошкольного возраста возникают серьезные стрессы. Каждый из детей в стрессовом состоянии может себя вести абсолютно по-разному - одни пытаются стать самыми умными, другие не хотят тратить времени и сил на то, чтобы изменить себя, избирая тактику унижать других. Поэтому причин стресса у деток младшего школьного возраста много и на первом месте - оскорбления и издевательства в школе.

Так же стресс может возникнуть в результате внутреннего конфликта. Такая ситуация возникает в том случае, когда малыш самостоятельно раскаивается в том, что он совершил плохой поступок, винит себя, считает себя злым, безнадежным и плохим. В данном возрасте у детей стресс может возникнуть по причине просмотра какой-нибудь шокирующей программы по телевизору или ролика в Интернете. В данном возрасте дети сильно впечатлительные, поэтому, услышав новости о природных катаклизмах, военных действиях и так далее, они начинают переживать за собственную жизнь, а так же за жизнь своих близких.

В младшем дошкольном возрасте другие причины стрессов это контрольные, самостоятельные работы, экзамены в школе, знакомства с новыми людьми, постоянные упреки от учителей и родителей за неуспеваемость, возрастные физиологические изменения.

Борьба со стрессом у деток

К общим методам борьбы со стрессом у деток относятся обязательные ежедневные прогулки, соблюдение режима дня, хорошее полноценное питание, физические нагрузки, общение с друзьями и родственниками. Нужно стараться как можно чаще говорить с ребенком по душам. Родители ребенка должны иметь самообладание и спокойствие даже в том случае, если малыш в течение нескольких недель капризничает. Нельзя повышать голос на малыша, угрожать ему и ругать.

В качестве борьбы со стрессом можно использовать занятия спортом, рисования, разные игры. Можно за помощью обратиться к детскому психологу. Нужно стараться как можно чаще прогуливаться с ребенком, посещать развлекательные комплексы, кафе и так далее. Нужно стараться, чтобы ребенок длительное время не оставался наедине.

Профилактика стресса у детей

Родители должны иметь со своим ребенком доверительные отношения, постоянно показывать малышу, что его любят и ценят, окружать его заботой и лаской. Еще одной задачей родителей является оберегать своего ребенка как можно дольше от первых столкновений со стрессовыми ситуациями. Вместе с малышом не смотреть вместе волнующие программы и ужасающие новости, а так же следует следить за тем, чтобы ребенок не смотрел их самостоятельно. К своему ребенку следует относиться с пониманием, быть внимательными к нему.

Если малыш уже увидел по телевизору или на улице шокирующее событие, то следует обязательно поговорить об этом с малышом. Не нужно полностью малыша ограничивать от воздействия негативных факторов и ответственности. Понемногу малыша нужно подготавливать к возможным стрессовым ситуациям. Но не стоит его при этом знакомить с темной стороной жизни. Следует выбрать золотую середину, чтобы ребенок знал и о прекрасной стороне жизни, и о возможных негативных событиях. Нельзя оставлять малыша наедине с возникшими трудностями, помогать ему в освоении новых видов деятельности. Нужно научить ребенка не держать свои эмоции в себе. Он должен делиться со своими проблемами с родителями или вести дневник, куда он сможет записывать все, что его тревожит.

Профилактика стресса у детей грудного возраста и детей до двух лет

Следует как можно больше времени уделять своего ребенку и стараться, чтобы он меньше времени проводил в одиночестве. Мама ребенка должна постоянно находиться рядом с ним, как можно меньше оставляя его самого. В таком возрасте ребенок может легко заражаться настроением окружающих людей, поэтому в присутствии ребенка родственники не должны находиться в плохом настроении. Чтобы ребенку не грозил стресс нужно быть добрыми, внимательными и ласковыми родителями.

Профилактика стресса у детей в дошкольном возрасте

Чтобы предупредить стрессовые ситуации в дошкольном возрасте нужно позволять детям каждый день находится в тишине. Нужно выключать компьютер, телевизор, радио.

Для профилактики стресса нужно как можно больше общаться с ребенком. Нужно разговаривать с малышом, позволять ему высказывать свое мнение, а так же все, что его беспокоит, делился мыслями и впечатлениями. Если малыша мучают ночные кошмары или страхи, то обязательно следует поговорить с ним об этом и убедить его в том, что он в полной безопасности и ничего не грозит ему. Никогда не нужно смеяться над детскими страхами.

Профилактика стресса у деток в младшем школьном возрасте

Самым главным методом профилактики у детей стресса является демонстрация со стороны родителей и близких любви и заботы. Нужно показывать ребенку, что в любой ситуации он может рассчитывать на поддержку близких ему людей. Кроме этого родители должны быть достаточно честными и откровенными со своими детьми. Если близкого человека нет в живых, не нужно врать малышу, что он куда-то далеко уехал. Нужно постараться более мягко объяснить малышу, что с этим человеком ребенок больше не сможет видеться, что он живет теперь в другом мире. Малышу следует объяснить, что так случается со всеми и что поделать ничего нельзя, нужно дальше жить, при этом храня образ дорогого человека в своем сердце и в памяти.

Так же родители должны быть со своими детьми искренними при разводе. Никогда не нужно ставить ребенка перед выбором с кем он будет жить - или папой, или с мамой. Это должны решать сами родители.

Если у малыша возникли проблемы в школе, то нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он решил их самостоятельно, при этом обсудив возможные причины и способы преодоления проблем. Не нужно сравнивать своих детей с другими, а так же не нужно на них оказывать психологического давления. Родители не должны заставлять малыша быть первым во всем. Нужно стараться повышать самооценку своего ребенка. Следует отыскать такое занятие, которое будет нравиться малышу и в котором он будет первым. Ребенок, который уверен в своих собственных силах подвергается стрессам меньше.

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.


Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.

Признаки стресса у ребенка

Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.

Лечение и последствия детского стресса

Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.

Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация