Разрешение на использование земельного участка без предоставления. Как оформить использование земельного участка без предоставления: образец разрешения. Порядок действий при начале и окончании строительства

Главная / Общество

Последовательность действий в рамках процедуры:

1) прием заявления о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) с приложениями;

2) рассмотрение заявления (7 календарных дней для целей размещения объектов, 25 дней для иных целей), включая направление межведомственных запросов в случае размещения для целей, не связанных с размещением объекта;

3) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения;

5) направление решения в Управление Росреестра (10 календарных дней) в случаях, не связанных с размещением объекта.

Шаг 1. Прием заявления о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) с приложениями.

Заявление о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) (далее – заявление) подается в местную Администрацию, если заявитель планирует использовать земли неразграниченной государственной собственности.

В заявлении указываются:

Фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае если заявление подается физическим лицом;

Наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае если заявление подается юридическим лицом;

Фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность, - в случае если заявление подается представителем заявителя;

Почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

Виды объектов, предполагаемых к размещению, иные предполагаемые цели использования;

Кадастровый номер земельного участка указывается при его наличии в случаях, если планируется использование образованного земельного участка или его части;

Кадастровый номер квартала указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен;

Способ получения разрешения или отказа в выдаче разрешения;

Срок использования земель или земельного участка (для использования участка в целях, не связанных с размещением объектов).

К заявлению прилагаются:

Копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителя или его представителя;

Схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ), кроме случаев, когда планируется использовать сформированный земельный участок.

Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.

Схема границ составляется в соответствии с типовой формой согласно установленной форме (см. приложение) и содержит:

Описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.);

Характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий; характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;

Охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые);

Принятые условные обозначения.

Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.

Применительно к иным целям использования, не связанным с размещением объекта, к заявлению могут быть приложены:

а) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр или иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в заявленных целях.

Если данные документы не были приложены, то ОМСУ запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Шаг 2. Рассмотрение заявления

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения для размещения объекта составляет 7 календарных дней, в то время как заявления о выдаче разрешения для использования земельного участка в иных целях – 25 дней.

Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

Заявление подано с нарушением требований, установленных к форме и содержанию заявления, а также приложенных к нему документов;

В заявлении указаны цели, объекты или иные цели использования, не предусмотренные данной процедурой;

Земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Выдача разрешения осуществляется без взимания платы с заявителя.

Шаги 3-5. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, направление его заявителю и в уполномоченные органы.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения (далее – решение) принимается органом местного самоуправления муниципального образования в течение 7 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов.

Разрешение на использование земель выдается на срок:

1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;

3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии.

Законом не предусмотрен какой-либо срок действия разрешений для размещения объектов.

Решение о выдаче разрешения должно содержать:

а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить необходимые работы по рекультивации, приведению земель в пригодное состояние в случае, если использование земель привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы;

б) указание о возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам.

В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа.

Решение в течение 3 календарных дней с даты его принятия направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов или выдается нарочно заявителю или уполномоченному представителю заявителя - в зависимости от того, какой способ получения документов был указан в заявлении.

В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения для использования участка в целях, не связанных с размещением объекта, Администрация направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ в соответствующий отдел Управления Росреестра по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с земельным законодательством РФ, участки, которые находятся в собственности государства и его отдельных субъектов, могут передаваться в пользование гражданам и организациям. Передача может происходить как на возмездной (купля-продажа, аренда), так и на безвозмездной основе. Необходимость оплаты зависит от получателей земли, а также от целей, в которых она будет использоваться.

Бесплатное предоставление земельных участков допускается только в случаях, предусмотренных законодательством. Для использования земли на безвозмездной основе нужно собрать определенные документы, обратиться с ними в уполномоченный государственный орган и получить соответствующее разрешение.

Разрешение на использование земельного участка – это документ, который дает его получателю право на совершение определенных действий на территории участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Чтобы получить этот документ, нужно обосновать, для чего именно нужен участок и в каких целях он будет использоваться. В соответствии с законодательством, допустимыми являются действия, при которых заявитель собирается:

  • начать строительство вспомогательных или временных сооружений, а также хранить на территории участка материалы и технику, которые необходимы для строительства (на время этих работ);
  • проводить геологическое изучение недр (при наличии на это действующей лицензии);
  • проводить инженерные изыскания (сроком не более года).

Также разрешение выдается бессрочно представителям малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, если земли относятся к местам их исторического или традиционного проживания. Во всех остальных случаях действие документа имеет ограниченные сроки, в течение которых земельный участок может законно использоваться заявителем. может быть подвергнут изменениям.

Порядок выдачи разрешения: необходимые документы, сроки и стоимость

Для получения разрешения нужно подготовить комплект документов и обратиться с ними в уполномоченный орган. В каждом регионе существует свой местный орган исполнительной власти, который вправе заниматься рассмотрением вопросов, связанных с землей. Документы можно принести как лично, так и через своего законного представителя. Также заявитель может подать их и с помощью других способов:

  • обратиться в МФЦ;
  • выслать бумаги почтой;
  • подать заявку в электронном виде (по e-mail или на web-сайте).

Перечень документов, которые необходимо подготовить и предоставить

Заявление, в котором должны быть указаны такие данные:

  • ФИО – если заявителем является физическое лицо;
  • полное наименование и организационно-правовая форма – для юридических лиц;
  • адрес регистрации гражданина или юридический адрес организации;
  • контактный номер телефона;
  • цель, для которой будет использоваться участок;
  • кадастровый номер и адрес местонахождения участка, на который заявитель хочет получить разрешение;
  • срок, на который заявитель хочет получить участок в пользование.

Заявление может быть написано в произвольной форме или на бланке, который можно получить в уполномоченном органе, а также в электронной форме.

Обязательно должна иметься личная подпись или печать (для гражданина и организации соответственно).

Еще потребуется:

  • Оригинал и копию документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт).
  • Доверенность, выписанная на законного представителя (если документы подаются таким способом).
  • Схема границ предполагаемого к использованию земельного участка (или его части).
  • Кадастровый паспорт или выписка о земельном участке.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Лицензия на проведение геологического изучения недр (если это является целью получения земли).

Возможные результаты рассмотрения заявления

Срок рассмотрения поданной заявки – до 25 дней. Услуга предоставляется бесплатно. После этого принятое решение должно быть доведено до заявителя в течение 3 дней. После рассмотрения возможны два результата:

Получение разрешения, которое дает право на целевое использование земельного участка в течение срока, установленного в документе. В нем должны содержаться такие сведения:

  • указание обязанности заявителя выполнить установленные ЗК РФ требования, если использование участка приведет к разрушению почвы;
  • информация о возможности прекратить действие выданного документа досрочно.

Письменный отказ в получении разрешения, обоснованный в соответствии с положениями законодательства.

Последнее решение заявитель вправе обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством.

Основания для отказа

Перечень случаев, в которых заявитель может получить отказ в предоставлении услуги, установлен законодательством. К основаниям для отказа относятся такие ситуации:

  1. Цели использования земельного участка, указанные в заявлении, не соответствуют требованиям законодательства.
  2. Документы, приложенные к заявлению, оформлены неправильно или не соответствуют установленным требованиям (например, имеются исправления, повреждения, опечатки).
  3. Земельный участок, который является объектом обращения, уже отдан в пользование другому физическому или юридическому лицу.
  4. Подача заявления происходила с нарушением установленных требований.
  5. Заявитель предоставил не все документы, необходимые для получения разрешения.

В постановлении об отказе в предоставлении услуги обязательно должно быть указано, на каком основании принимается такое решение.

Как обжаловать отказ

В досудебном порядке оспорить отказ на выдачу разрешения можно только в том случае, если основание для него не предусмотрено законодательством РФ. Происходит это путем подачи жалобы в орган, который принял подобное решение. Жалобу можно подать лично, отправить по почте, подать через МФЦ или отправить в электронном виде.

Кроме этого, предусмотрен и судебный порядок оспаривания принятого решения. В этом случае необходимо обратиться с иском в районный суд и предоставить копию отказа, а также другие необходимые документы. В ходе судебного слушания нужно будет доказать, что отказ был неправомерным и законных оснований не имеет.

Что такое условное разрешение на использование земельного участка и когда оно выдается

В зависимости от категории, к которой принадлежит земельный участок, для него существует перечень допустимых действий и видов разрешенного использования. В общих случаях (для основных видов использования) собственнику не нужно получать разрешений или каких-либо согласований от соответствующих органов. В некоторых случаях разрешенное использование земельного участка является условным – это значит, что для выбора одного из его допустимых видов необходимо обязательно получить соответствующее разрешение. В том числе и .

На собственном земельном участке владелец может построить индивидуальный жилой дом – это одна из составляющих права собственности. Однако существует ряд формальностей, которые следует соблюсти, в противном случае самовольную постройку государство может потребовать снести. Ранее было необходимо получение разрешения на строительство, однако с 4 августа 2018 года этот документ отменен для объектов ИЖС и садовых домиков.

Таким образом, только до 3 августа была предусмотрена выдача такой формы, как разрешение на строительство дома на собственном участке, в 2018 году документы применяются иные (с поправкой на переходные положения и соответствие объекта установленным параметрам). Расскажем, какой порядок согласования «дачного строительства» пришел на место разрешительному.

Что такое разрешение на строительство и чем оно заменено в настоящее время?

Нужно ли разрешение на строительство дома на собственном участке в 2018 году? Нет, получать такой документ при строительстве индивидуального жилого дома или садового домика не требуется. Это же правило распространяется и на реконструкцию, для ее производства также не нужно отдельное разрешение.

Однако государство все же должно получать информацию о строительстве, это необходимо для контроля за застройкой территории, кроме того, у органов местного самоуправления есть свои отдельные планы и архитектурные проекты.

Разрешительный порядок в настоящее время заменен уведомительным. В Градостроительный кодекс внесены соответствующие изменения в соответствии с законом ФЗ-340 от 03.08.2018г. Строительство дома без разрешения на строительство теперь возможно, однако следует проинформировать органы власти о своих намерениях, направив уведомление о планируемом строительстве.

Уполномоченный орган исполнительной местной власти или орган местного самоуправления рассматривает уведомление и либо согласует строительство, либо отказывает в этом (документ о согласовании или отказе в нем также называется уведомлением и направлен он должен быть в строго установленный срок). После завершения всех мероприятий по постройке требуется предоставить уведомление об окончании строительства, без этого зарегистрировать право собственности не получится.

Именно таким образом реализуется уведомительный порядок. Нельзя не заметить, что выполняется на практике он гораздо проще, чем разрешительный. Теперь гражданин может не задаваться вопросом «как получить разрешение на строительство дома», он просто посылает уведомление по установленной форме.

Законодательная основа и основные изменения

Разрешение на строительство индивидуального жилого дома в 2018 году отменено, так же как и садового. Но следует разобраться в терминах, что подразумевает в этом случае закон.

Во-первых, стоит уточнить, что со дня введения в действие нового ФЗ о садоводстве и огородничестве с 01.01.2019г. все виды разрешенного использования типа «дачный земельный участок», «участок для садоводства» считаются равнозначными. То есть, все участки в СНТ, с назначением «ЛПХ» и т.п. будут считаться выделенными и приобретенными для садоводства или огородничества. При этом строительство жилых и садовых домов предусмотрено только на садовом участке.

Разрешение на строительство частного дома не требуется в том случае, если планируемый для возведения объект отвечает следующим критериям:

  • это отдельно стоящее здание;
  • этажность – не более 3;
  • высотка строения – не более 20 метров;
  • состоящее из комнат и вспомогательных помещений, предназначенных для проживания и бытового использования;
  • помещение не предназначено для раздела на самостоятельные объекты.

Если эти требования соблюдены не будут, разрешение на строительство с предоставлением проекта потребуется.

Строительство дома в СНТ обычно осуществляется по более простым технологиям. Согласно закона под садовым домом понимается помещение, пригодное для сезонного использования и предназначенное строго для удовлетворения бытовых нужд, связанных с временным в нем пребыванием.


Порядок действий при начале и окончании строительства

Итак, принято решение построить дом. Где получить разрешительные документы от государства? Если помещение планируется меньше 4 этаже и ниже 20 метров, никакого разрешения не требуется. Достаточно подать уведомление о планируемом строительстве. Бланки пока не утверждены, поэтому сделать это можно в простой письменной форме. Необходимо указать следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные;
  • кадастровый номер участка, описание его местоположения и адрес;
  • сведения о праве собственности или ином праве на землю;
  • сведения о виде разрешенного использования участка;
  • параметры планируемого объекта строительства;
  • подтверждение того факта, что он не предназначен для последующего раздела;
  • контакты.

К уведомлению необходимо приложить описание внешнего облика планируемого здания.

Направить форму можно несколькими способами:

  • лично отнести;
  • через МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • по почте.

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган рассматривает обращение и принимает решение о выдаче уведомления о соответствии параметров объекта установленным параметрам и допустимости его размещения или же о несоответствии и недопустимости. В последнем случае зарегистрировать помещение впоследствии не удастся. Но подобное уведомление выдается только в крайних случаях: нарушение документации о планировке территории, правил землепользования; несоответствие помещения назначению участка; бланк подал не собственник. Если бланк не был направлен в указанный срок, считается, что на обращение гражданина дан утвердительный ответ.

Через месяц после окончания строительства необходимо об этом уведомить власти. Также нужно приложить техпаспорт, для получения которого потребуются отправленные и полученные уведомления. После чего следует обратиться в Росреестр и зарегистрировать право собственности.


Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В свою очередь, порядок и условия размещения объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Налогоплательщиками признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве.

Однако, как и разрешение на использование земельных участков, ни схема размещения объектов, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, в том смысле, что они не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком. В свою очередь, именно наличие у лица разрешения на использование земельных участков (договора на установку рекламных конструкций, схемы размещения торговых объектов) позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров.

Более того, следует учитывать, что степень юридической защиты права на использование земельного участка в порядке, установленном главой V.6. Земельного кодекса, является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, а также арендой и правом безвозмездного пользования, поскольку как отмечалось уже выше действие разрешения на использование земель или земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса, осуществляется бесплатно.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация