Сокращение госслужащих в. Госслужащих ждут масштабные сокращения. Причины грядущего сокращения

Главная / Общество

Москва, 20.03.2019

Как заявила первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, с 2020 года в России начнутся масштабные изменения в государственном аппарате, которые коснутся практически всех чиновников страны. В частности, эти изменения предполагают увеличение заработной платы, но для этого придется уменьшить количество занятых на подобных должностях.

"Такой вопрос поставлен и будет решен в следующем году: 5% территориальные органы со следующего года (сокращение численности сотрудников ФОИВ), а через год еще 10%. Итого за два года территориальные органы - 15% (сокращение). Центральный аппарат - 10%", - сказала она, выступая на коллегии Казначейства во вторник. "Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение - вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень", - объяснила она.

В перспективе систему госуправления ждут и более значимые изменения. "Это будет только первый шаг. Впереди будет и второй шаг - рассмотрение структуры государственного управления. Мы сейчас готовим решения правительства со стороны министерства финансов - формировать реестр полномочий и функций государственных органов. Это чрезвычайно важный информационный ресурс, который поможет выявить дублирование функций, и второе, что очень сложно будет сделать - разделить полномочия, которыми наделены те или иные органы на два направления: административно-властные и гражданско-правовые", - сообщила Татьяна Нестеренко.

Начало реформам последних лет положил знаменитый указ президента РФ от N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», напоминает руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ, д.ю.н. Гульнара Ручкина. Начиная с 2000 года, несмотря на все проводимые реформы государственной службы, численность государственных служащих росло как на федеральном, так и на региональном уровнях государственной власти. То есть по факту реального сокращения госслужащих не происходит, напротив, происходит расширение бюрократического аппарата. На смену одним публичным структурам приходят другие.

Государственное управление постоянно развивается в сторону не сужения, а расширения полномочий, констатирует эксперт. Причиной тому является, в том числе усложнение системы госуправления, влекущее расширение полномочий публичной власти. Сокращение численности госслужащих - процесс субъективный, обусловленный стремлением сэкономить денежные средства на госаппарате. А содержание управления - процесс объективный и его невозможно сократить сокращением численности чиновников.

В среднем по России на 32 работающих приходится один государственный служащий. Количество чиновников (работники государственных органов и органов местного самоуправления по всем ветвям власти и уровням управления) в России на 1 января 2018 года составило 2 172 900 человек. Такие сведения предоставлены Росстатом в начале 2018 года.

Если сравнивать с 2000 годом, количество чиновников увеличилось на 1 млн человек, приводит данные Гульнара Ручкина. Необходимо учитывать, добавляет она, что численность территориальных органов МВД стала включаться в статистику только с 2014 года. Максимальное количество госслужащих федерального уровня зафиксирован МИД - 3236, Минобороны - 2753, Минэкономразвития – 1710, Государственная дума -1796, администрация президента -1746, аппарат правительства -1437, Минфин – 1334.

Но понятно, что с нашими экономическими показателями изыскать дополнительные средства на реализацию задач по увеличению зарплат госслужащим, поставленных президентом, средств нет, а ставить систему повышения оплаты труда служащих на регулярную основу – тем более, говорит руководитель направления HR Consulting юридической компании «Прифинанс» Елена Сидоренко. Будет замечательно, если окажутся выделены средства на автоматизацию процессов, на повышение профессионального уровня служащих, а как следствие повышение производительности труда.

Сокращенные служащие выйдут на рынок труда, уверена эксперт. По закону они все могут встать на учет в центрах занятости и получать пособие. Кстати, центры занятости сейчас предлагают переобучение. Кто-то найдет работу в коммерческой отрасли сразу, кому-то придется пройти дополнительное обучение.

Вопросом остается то, насколько грамотно подойдут к сокращению количества служащих. Эта процедура, полагает Елена Сидоренко, может быть мотивационным инструментом, если применяется грамотно, на основании объективной оценки, и основной целью его применения является оставить в штате работников с хорошими показателями трудовой деятельности, постоянно повышающих свою квалификацию и т.д. Иногда качественные изменения профиля сотрудников можно инициировать только такими методами. Целью повышения производительности труда через автоматизацию бизнес-процессов, внедрения электронного документооборота, внедрения новых технологий всегда связано с повышением требований к квалификации работников.

Пока же вряд ли будет известно заранее, какие будут сокращать позиции, продолжает тему шеф-аналитик ГК ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. Схематично очерчено - возможно, но скорее встанет вопрос оценки квалификации каждой конкретной "единицы". Личные симпатии роль играть могут, но как минимум формальным критерием, кто из чиновников останется - конечно, должна быть эффективность, то есть в сухом остатке скорость и качество работы. Поэтому стимул "чтобы не уволили", в данном случае, лучше всяких KPI и премий заставит, держась за своё рабочее место, а значит и за свой стабильный доход, добросовестнее относиться к делу и заботиться, чтобы меньше было и нареканий от начальства, и жалоб населения конкретно на то, как именно ты решаешь конкретный вопрос. 

Повышение окладов может пройти неравномерно: не обязательно всем под одну гребёнку на 10%, полагает Пётр Пушкарёв. Но повышение зарплат, конечно, будет заметным, а не на 2%, как у пенсионеров, ведь общая сумма фондов оплаты труда не уменьшается, и деньги сокращаемых так или иначе распределят на остающихся. Да и иначе просто нету смысла данную реформу затевать. Смысл её - прежде всего не в экономии средств, а в том, чтобы наиболее способные кадры из числа чиновников низового, среднего звена не разбегались, чтобы у них было меньше стимулов подыскивать себе работу в частном секторе, где стабильности может быть и меньше, но зато зарплаты, конечно же, более конкурентные. А для этого и цифры в ведомостях на госслужбе обязательно должны быть выше средних зарплат по региону. Надо, чтобы в чиновники шли ведь не те, кого больше никуда не взяли, а чтобы там оставались действительно эффективные работники, способные принести обществу пользу, а не прикормившиеся и не имеющие уважения к другим людям граждане, которых взяли на должность по знакомству или же случайно.

Всем, кто останется на государственной службе, то есть подтвердившим свою профпригодность, будут повышены по замыслу оклады, при этом сокращена до 40% доля премии - и это правильно, чиновники тоже люди, цены-то растут для всех, говорит аналитик. Многим так называемым "рядовым" чиновникам, зарплата которых на самом деле не такая уж и высокая, как правило - в массе это даст гарантии, что государство их не бросает. И это не значит, что у них не будет стимула "биться" за оставшиеся 40% возможных премиальных, выполняя положенные нормативы эффективности. 

На самом деле, считает Пётр Пушкарёв, повышение зарплаты госслужащим может быть и не решит в корне проблему крупных откатов, то есть проблему коррупции на действительно высоком уровне - но как минимум может заметно снизить искушения у чиновником низового и среднего звена скатываться к рутинным и ежедневным поборам. Это поможет если не убрать, то сильно снизить мелкую коррупционную составляющую, когда посетителям намекают, что не плохо бы "отстегнуть" за решение достаточно простых вопросов, но которые конкретный чиновник может решить быстро, а может бесконечно дело затягивать.

«Человек слаб, и понятно, что когда он оказывается на должности, где от него хотя бы немного что-то зависит, а легальный его должностной оклад от государства даже вместе с премией не успевает при этом за фактической инфляцией, за ценами на самые обычные товары в магазинах, то искушение злоупотребить ради благосостояния своей семьи появляется даже у совестливых», – говорит эксперт. 

Хотя и для высоко сидящих управленцев тема тоже актуальна, добавляет Пётр Пушкарёв. Люди, которые по факту много что решают, должны получать достойные своих должностей деньги, как бы многие этому ни завидовали: такие управленцы должны видеть и понимать, что государство по крайней мере даёт им все возможности обеспечивать себя честно, а не обкрадывать бизнес.

За этот же срок под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата. По словам Нестеренко, изменения призваны высвободить ресурсы для пересмотра системы оплаты труда. Она подчеркнула, что после сокращений размер фонда оплаты труда останется прежним.

Нестеренко напомнила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике. Соответствующее поручение правительству президент РФ Владимир Путин дал еще в 2012 году.

Главная цель планируемой реформы - поднять постоянную часть оплаты труда до 60% от фонда оплаты труда, а оставшиеся 40% будут направлены на финансирование стимулирующей части. Сейчас данная «пирамида» перевернута, добавила Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и рост зарплат оставшихся – это лишь первый шаг разрабатываемой реформы госуправления. Как отметила Нестеренко, в настоящее время Минфин создает специальный реестр полномочий госорганов. С его помощью можно будет эффективно выявить дублирование функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

О необходимости сокращения аппарата чиновников говорилось еще в 2014 году, а до этого в 2010-м. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании Совета по цифровой экономике, прошедшего в прошлом году, заявил о том, что к 2024 году штат госслужащих можно сократить на одну треть за счет цифровизации.

При этом, по данным Минфина, к примеру, только в 2017 году госслужащих стало больше на 0,4% (около 5,2 тыс. человек), а их общая численность составила 1,2 млн. человек без учета гражданских служащих силовых ведомств и спецслужб, а также сотрудников федеральных бюджетных и казенных учреждений. Если посчитать и их, то получится 2,1 млн. – это больше, чем в Советском Союзе в пик расцвета бюрократии. Сейчас Минфин предложил сократить число чиновников уже в третий раз за 10 лет.

Предыдущие попытки существенного успеха не имели, поскольку сокращали отдельные должности, обычно вакантные и непрестижные, или занятые пенсионерами. А надо было резать целые институты и структуры, на что никогда не решались. И пока не ясно, какими сейчас критериями при сокращении штатных единиц будут руководствоваться в министерствах и ведомствах.

Сокращение госслужащих с ростом зарплат оставшихся чиновников даст эффект только при неустанном контроле за работой госслужащих и, прежде всего, муниципального уровня, на котором во многих городах общим местом стало использование служебного положения в корыстных целях.

К тому же любое массовое сокращение целесообразно только при тотальном развитии больших трудоемких производств, способствующих расширению рынка труда в целом, а с этим в России ситуация по большому счету все еще не сдвинулась с места. Так что в любом случае одним лишь сокращением госслужащих принципиальных управленческих проблем не решить.

Чиновников в России развелось, конечно, как говорится. немерено.

По некоторым данным, их аж... полтора миллиона! Цифра кажется огромной, но есть подозрения, что она занижена. По другим данным, чуть ли не 2 человека из 100 в России являются чиновниками. При СССР было даже гораздо меньше в пересчёте на 100 человек - примерно 0,73, то есть меньше в разы, чем теперь.

В 2017 году было точно подсчитано, : порядка 57 тысяч человек. На 4,2 миллиона это очень даже немного. Примерно как при СССР - 0,73%. Но некоторые считают, что и это много. В разных странах, особенно в Европе, чиновников гораздо меньше, но в Канаде и в Китае - больше, чем у нас, на душу населения.

Правда, тут есть проблема: чиновничий аппарат имеет обыкновение разрастаться. Говорят, что на одну новую чиновничью единицу на самом верху необходимо ввести не менее пяти таких единиц в регионах - для работы по тому направлению, которое будет закреплено за этой новой единицей.

Вообще, дублирующих функций очень много. Так, например, значительное число вопросов и проблем решается теперь бесконтактно через сайт госуслуг или через МФЦ. Раньше все эти услуги предоставлялись чиновниками, теперь - нет. По логике, что должно было произойти? Правильно: сокращение. Причём резкое. Однако этого не произошло. Как-то то ли в 2014, то ли в 2015 году сократили в основном вакантные должности - так на этом и остановились.

Между тем, как это ни парадоксально, .

Однако в последнее время началось . После начавшихся в 2014 году санкций и кризиса государство опрометчиво поощряло "охоту на ведьм" - то бишь на чиновников. В результате и пенсионный возраст им повысили раньше, и зарплаты не индексировали несколько лет, и в народном восприятии опустили ниже плинтуса - как когда-то учителей и врачей. Теперь мы имеем полуразрушенные образование и медицину. А если разрушат ещё и госуправление, то и атомной бомбы не надо.

Об исходе чиновников я сказал не зря. Уходят самые грамотные, но явно недооценённые. Человек стремится весь свой талант, все свои силы отдавать работе, а психологически ему бывает очень тяжело: начальник самодур, задания подчас глупые и бездумные, зарплаты катастрофически не хватает. К тому же подрабатывать нельзя, потому как госслужба накладывает ряд ограничений. И когда наступает край, этот грамотный специалист находит другое место работы - даже иногда не с большей зарплатой, но с меньшим, простите за выражение, геморроем.

Нет, без него дело не валится. Но часто тот объём работы, который, грамотно организуя процесс, выполнял один человек, теперь могут выполнить лишь двое, трое, пятеро... Вот и одна из причин раздувания чиновничьих штатов - низкая квалификация поступающих на госслужбу и слабая работоспособность. А работу нужно делать - значит, нужно больше людей.

Задача ясна - следует удержать на госслужбе и привлечь на неё самых грамотных, самых образованных, креативных и полезных людей. Тех, которые будут работать эффективно, качественно и во благо общества. Напрасно думать, что таких нет. Их очень много. Но это дорогие специалисты. Люди готовы работать на государство, однако не готовы при этом постоянно думать о том, где бы раздобыть ещё денег, чтобы прокормить семью. Причём такие люди, как правило, не считают возможным из моральных принципов брать взятки. Хотите посмеяться? Да в моём кругу общения масса таких людей, в том числе из бывших чиновников. Которые просто не выдержали нынешнего такого к себе отношения, ушли с госслужбы и занимаются либо своим бизнесом, либо устроились на место с гораздо более достойной оплатой труда.

Итак, государство, затеивая очередную реформу с сокращением госслужащих, понимает, что дальше такое положение терпеть нельзя, что оно ведёт к разрушению системы.

Появился огромный пласт мелких чиновников, которые вместе с другими россиянами буквально голодают. Не могут себе позволить ни качественной пищи, ни хорошей одежды, ни отдыха даже на отечественном на побережье, ни хорошего лечения. То есть это - фактически нищенствующие чиновники. И таких из тех 57 тысяч в Ростовской области едва ли не больше половины.

Итак, правительство задумало резко повысить зарплаты чиновникам - до конкурентоспособного уровня. Какой уровень считать, допустим, для Ростовской области конкурентоспособным? Обычно берут 2-2,5 уровня средней заработной платы. То есть для Дона это порядка 70-85 тысяч рублей. Подавляющему большинству наших чиновников такая зарплата и не снилась, невзирая на разные там перепадающие премии и выплаты.

Однако денег на механическое повышение такой ораве чиновников у государства нет. Да и зачем повышать всем, если надо повысить самым достойным - с тем чтобы они работали боле эффективно? И это правильно. То есть нужно сократить бесполезный "балласт", а из сэкономленных денег повысить оплату труда оставшимся.

Но это в идеале. А теперь давайте подумаем, как может осуществляться эта реформа.

Судя по разрозненным заявлениям разных представителей высшей элиты, можно сформировать три направления возможных изменений.

1. Механическое сокращение. В 2020 году, например, придёт разнарядка сократить 5 процентов. в следующем году ещё 10, через год - ещё 10.

Москва не может указать регионам, кого сокращать, - просто отдаст на откуп.

    Но вспомните, как сокращали личный состав того же МВД. В результате, грубо говоря, контора осталась на месте, а участковых посокращали. Что произошло? Выросла бытовая преступность, что бы там ни давали в сводках.

    Тут будет то же самое.

    Например, приходит разнарядка сократить в каком-нибудь управлении 20%. Как поступят? Наташу не трогаем - она знакомая Ивана Ивановича. Петя - прокурорский протеже. За Олега просил Николай Евгеньевич. А Маша - вообще приближённая Самого. Кого сокращать? Да Колю, Васю и Марью Петроввну. А кто ж тогда работать будет? Да ладно - там посмотрим!

    В результате прибавку к зарплате получат совсем не те, ради кого задумывалась реформа. Цели достигнуты не будут, система госуправления войдёт в ступор.

    2. Выборочное сокращение тех, кто по определению не должен быть госслужащим. Это, в общем, обслуживающие специалисты: бухгалтерии, хозотделы, канцелярии, отделы документооборота, отделы по работе с обращениями граждан и т.п. То есть те должности, где по большей части нужна механическая работа, не требующая высокого уровня квалификации. Нет сомнений, что и среди этих должностей есть люди высочайшей работоспособности и квалификации, их нахождение на госслужбе можно было бы оставить на усмотрение начальства.

    Что значит такое выведение из состава госслужащих этого персонала?

    У чиновников, как известно, есть не только основные выплаты, но и стимулирующие. Это квартальная и годовая премии, выплаты на лечение, к отпуску,так называемая материальная помощь. И хотя эти выплаты не столь велики и составляют примерно процентов 20 от дохода, тем не менее, в случае вывода большой группы чиновников за штат, экономия получается солидная.

    Однако кто ж пойдёт на такое преступление в отношении той же бухгалтерии! 🙂

    Так что этот вариант, который является наиболее рациональным, вряд ли пройдёт.

    3. Предлагался и ещё один вариант. На госслужбе оставить только должности от начальника отдела и выше. То есть руководителей. А всех остальных, инспекторов, специалистов первой категории, ведущих, главных, экспертов, консультантов, перевести на аутсорсинг. Естественно, с лишением всех стимулирующих выплат. Сокращение - налицо (ибо это до 70-80%, так сказать, личного состава), экономия - огромная. Руководству можно повысить зарплату в разы. Да и отчитаться о сокращении чиновников наверх - мол, план перевыполнили!

    Но подумайте: может ли работать начальник отдела без отдела? Естественно, что все люди останутся на месте - просто им платить будут меньше. Но по статистике - всё красиво: зарплата госслужащих выросла и теперь вполне себе конкурентоспособна. А нищих госслужащих вообще нет.

    Вот только те, кто на аутсорсинге, тоже должны будут получать зарплату, только из другого источника. А это значит, что расходы на госуправление всё равно вырастут, причём значительно. При явной дискриминации низших должностей.

    Те, кто попал под сокращение, вообще лишатся прав. Это если сейчас на госслужбу устраивают конкурсы, подбирают и ждут специалиста иногда по нескольку месяцев. А в случае принятия такого варианта неугодного могут уволить за час, а на завтра принять другого - благо, конкурс проводить не надо.

    Ситуация будет усугубляться тем, что многие уже бывшие чиновники, в силу своей инертности, будут держаться за любую работу, терпеть гонения и самодурство начальства, прозябать на мизерные зарплаты и - работать всё менее и менее эффективно. А начальник, хоть он распрекрасный, не сможет наладить эффективную работу подразделения, где люди думают только о том, где бы взять денег на пропитание.

    Этот последний вариант, если будет реализован, приведёт к полному краху госслужбы.

    Нет, сокращать чиновничий аппарат, несомненно, надо. Но, учитывая нашу ментальность, трудно предположить, что такое сокращение пойдёт на пользу делу. С водой, как обычно, выплеснут и ребёнка.

    Вот не верю я во все эти затеи...

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Власти пообещали в ближайшие два года сократить количество госслужащих – в территориальных органах под сокращение попадут 15% сотрудников, в центральном аппарате – 10%. Об этом объявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: нужно «вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень» (цитата по «Интерфаксу»).

В 2010 г. Минфин предложил ограничить индексацию зарплат бюджетников размером инфляции и сократить 20% федеральных чиновников – 120 000 человек – и так сэкономить для бюджета 43 млрд руб. Дмитрий Медведев (тогда президент) предложение поддержал, подписав указ о поэтапном сокращении госслужащих на 20% в 2011–2013 гг.

В 2014 г. Медведев (председатель правительства) поручил Минфину подготовить новые предложения о сокращении госслужащих на 10%. В конце 2015 г. он подписал и постановление о сокращении 10% госслужащих с 1 января 2016 г.

В 2016 г. численность чиновников действительно сократилась, рассказывала летом 2017 г. Татьяна Голикова, тогда председатель Счетной палаты, но оригинальным способом: сокращали исключительно низовое звено. Начальников стало больше: заместителей руководителей федеральных органов – на 18%, директоров департаментов – на 21%, начальников управлений – на 13%. В территориальных органах чиновников в целом стало меньше на 11,9%, а начальников – больше на 8,4%.

В 2017 г. чиновников снова стало больше – по данным Минфина, в конце года в госсистеме работали 1,2 млн россиян, за год их количество увеличилось на 0,4% (примерно 5200 человек). Но министерство учитывает не все категории работников, например не считает гражданских служащих силовых ведомств. По данным Росстата, который считает и их, в 2017 г. на госслужбе были заняты 2,2 млн человек – на 1,2% больше, чем в 2016 г.

Сокращение госслужащих – популярное среди населения решение, в действительности оно «демонстрируется», но не реализуется, чиновников перераспределяют, объяснял экономист Дмитрий Некрасов.

Сокращение госслужащих напоминает качели, сравнивает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Сначала объявляется административная реформа, сокращение чиновников, их пытаются сократить, а потом появляются новые законы и новые функции министерств и ведомств – и под эти функции они всегда просят дополнительных сотрудников. И численность чиновников опять начинает разрастаться». Нигде в мире эта проблема не решена, считает он.

Фотогалерея

В России ключевая проблема – обилие региональных и муниципальных чиновников, но сокращать их – вне функций Минфина, указывает Сафонов. Одна из немногих эффективных мер – отдать часть функций на аутсорсинг, как делают во многих странах, говорит эксперт.

Аутсорсинг входит в планы Минфина, раскрыла Нестеренко: сокращение служащих – только первый шаг в реформе госуправления, потом Минфин хочет сформировать реестр полномочий и функций государственных органов, чтобы выявлять их дублирование и даже часть передавать на сторону. Без оптимизации невозможно поднять зарплату госслужащих до конкурентной, объяснила Нестеренко, такую задачу Медведев поставил еще в 2012 г., решения приняты.

По данным Росстата, в 2018 г. гражданский служащий в федеральных госорганах в среднем получал 126 600 руб. в месяц, на 5,4% выше, чем в 2017 г. Но зарплаты госслужащих одной категории могут различаться в 2–3 раза, говорила в январе 2018 г. Голикова.

Зарплата чиновников во всем мире меньше зарплат в корпорациях, указывает Сафонов, ничего страшного в этом нет: для работы на госслужбе есть другая мотивация – гарантия найма на долгое время. Поднять зарплаты до рыночных все равно не получится – слишком дорого, считает он: «Да и должен ли президент получать столько же, сколько топ-менеджер? Наверно, это не его цель».

Представитель Минтруда отказался от комментариев. Его коллега из Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация