Экологическое право лекции для спо. А. ПотаповаЭкологическое право. Конспект лекций. Учебное пособие

Главная / Налоги

§2. Право общего и специального природопользования
§3. Принципы права природопользования
§4. Субъекты права природопользования и содержание
§5.
§6.

Абукарова М.У. Экологическое право. 2016.

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь её ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную. Вопрос о функциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой.

Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.

Сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений. Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также методы правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых университетов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

1. Понятие экологического права, его предмет и источники.

2. Экологическое правоотношение.

3. Государственное управление в области охраны окружающей среды.

4. Право природопользования.

5. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

6. Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды.

7. Правовые основы охраны и рационального использования земель.

8. Правовое регулирование охраны и рационального использования животного мира.

9. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.

10. Ответственность за совершение экологических правонарушений.

1. Понятие экологического права, его предмет и источники.

Экологическое право это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Экологическое право выделилось в самостоятельную отрасль в начале 90-х годов ХХ века.

Термин «экология» возник в конце XIX века. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos – дом, жилище, logos - учение).

Предмет экологического права имеет комплексный характер и включает:

1) собственно природоохранное право (нормы федеральных законов об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об отходах производства и потребления и др.);

2) природоресурсное право (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ и т.п.);

3) экологизированные нормы других отраслей права (гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ, ст. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ и т.д.).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения.

Конституция России закрепляет следующие экологические права человека:

    право на благоприятную окружающую среду

    право на экологически чистые продукты питания, экологически безвредные предметы повседневного спроса

    право на экологически безопасные условия труда

    право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека

    право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды

    право принимать участие в решении вопросов, касающихся природной среды обитания.

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как нормы экологического права содержатся в различных нормативных актах, в том числе относящихся к другим отраслям законодательства

Кроме Конституции основными источниками экологического права являются ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.), «О животном мире» (1995 г.), «О недрах» (1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), Кодекс об административных правонарушениях, водный кодекс, земельный кодекс, лесной кодекс, уголовный кодекс и другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты. Экологическое законодательство должно учитывать, что природная среда – это взаимосвязанная система экологических систем, и поэтому должно быть системным и целостным.

Целью экологического права является обеспечение экологического правопорядка и экологической безопасности человека.

Лекция 12: ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Со­блюдение норм права обеспечивается государством в принуди­тельном порядке.

Экологическое право - это отрасль права, которая регу­лирует общественные отношения в сфере взаимодействия об­щества и природы. Экологическое право является важным ин­струментом, используемым государством в интересах сохра­нения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления по­стоянно растет.

Источники экологического права

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президен­та по вопросам экологии и природопользования; правительст­венные природоохранные акты;

4) нормативные акты мини­стерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.)

В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоре­чить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

Общие положения (гл. I);

Основы управления в области охраны окружающей сре­ды (гл. II);

Права и обязанности граждан, общественных и иных не­коммерческих организаций (гл. Ш);

Экономическое регулирование (гл. IV);

Нормирование (гл. V);

Оценка воздействий на окружающую среду и экологичес­кая экспертиза (гл. VI);

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций (гл. VIII);

Природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

Государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

Контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль) (гл. XI);

Научные исследования (гл. XII);

Должностные лица органов государственного экологическо­го контроля имеют широкие полномочия. В частности, соглас­но Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002), они име­ют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и пре­кращении деятельности экологически вредных объектов;

Налагать административный штраф в установленном разме­ре за нарушение природоохранительного законодательства;

Предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного при­родной среде, и направлять материалы для привлечения ви­новных к уголовной ответственности;

Выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.

Помимо государственного в нашей стране действует еще про­изводственный и общественный контроль . В первом случае, речь идет о своеобразном контроле предприятия за своей деятельно­стью в области природопользования, во втором - о контроле выполнения требований законодательства об охране окружаю­щей природной среды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей при­родной среды; в свою очередь, он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Наиболее массовыми добровольными организациями до не­давнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении ме­роприятий по охране природы, привлечение широких масс на­селения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности в послед­нее время заметно снизился.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-поли­тической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д). Среди них - Социально-экологический союз, ассоциация «Эко­логия и мир», Центр экологической политики России, Эколо­гический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др.

Еще раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания и др.) возник­ло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жиз­ни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Россий­ское экологическое движение и Экологический фонд России.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические право­нарушения является одной из форм государственного принуж­дения; ее задача - обеспечить реализацию экологических ин­тересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта за­дача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные проку­ратуры. Наличие специализированного прокурорского надзо­ра в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических правонарушений, чем в районах, где таких про­куратур нет.

Экологические правонарушения различны по своему соста­ву, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязне­ние природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее чис­ло экономических правонарушений связано с охраной и исполь­зованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений - причи­нение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, ко­гда вред наносят не природной среде, а среде обитания челове­ка, например, сверх нормативов загрязняют воздух в произ­водственных помещениях, говорят о санитарных правонаруше­ниях .

Экологические правонарушения, не относящиеся к катего­рии общественно опасных, именуют экологическими проступ­ками . Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью че­ловека, их относят к категории экологических преступлений .

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения :

дисциплинарную,

административную,

уголов­ную,

материальную.

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, уволь­нение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреж­дения за невыполнение ими своих производственных обязан­ностей, связанных с правовой охраной окружающей природ­ной среды.

При этом следует учитывать два важных момента:

1) дис­циплинарная ответственность может наступить лишь за нару­шение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в экс­плуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку испол­нительный контроль за этот выпуск не входит в число води­тельских обязанностей;

2) недопустимо наказывать в дисцип­линарном порядке лиц, которые нарушают экологические пра­вила во внерабочее время.

К административной ответственности могут быть привле­чены организации, предприятия, должностные лица, отдель­ные граждане. Административная ответственность устанав­ливается за противоправное действие или бездействие, нару­шающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтоже­ние природных объектов, несоблюдение экологических требо­ваний при захоронении вредных веществ и т. д.

Наиболее распространенная мера административного взы­скания - денежный штраф, кроме того, применяются преду­преждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т. д.

За экологические правонарушения, которые отличаются наи­высшей степенью общественной опасности и тяжелыми послед­ствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лише­ние свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодек­сом. Единственным основанием назначения уголовного нака­зания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, на­пример, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями счи­таются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, неза­конная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружаю­щей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объ­еме. Должностные лица, по вине которых предприятие понес­ло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность.

Экологическая экспертиза

Правовой механизм управления природопользрванием и ох­раной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертизу. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой понима­ют предварительную проверку представленных материалов спе­циальной комиссией, назначаемой Госкомэкологии России. За­дача экспертной комиссии - оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.

Объектами государственной экологической экспертизы яв­ляются любые проектные и предпроектные документы, новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещест­ва, а также проекты стандартов и нормативов.

Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г.) установлены следующие принципы государственной экологи­ческой экспертизы: обязательность ее проведения, научная обос­нованность выводов, независимость и вневедомственность - широкая гласность, привлечение общественности, а главное, презумпция потенциальной экологической опасности любой на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволя­ет еще на стадии планирования и проектирования выявить допу­щенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме государственной существуют и другие виды экспер­тиз - общественная, научная и др., которые проводятся обыч­но на добровольной основе и носят рекомендательный или ин­формационный характер.

Правовой основой экологической экспертизы служит Фе­деральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а так­же постановления, указы и другие природоохранные акты. Нор­мативной базой являются стандарты, нормы, правила и т. д., обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Об эффективности государственной экологической экспер­тизы свидетельствует тот факт, что только в 1997 г. из 55 тыс. рассмотренных материалов отклонено и отправлено на дора­ботку около 15 тыс. (Государственный доклад..., 1997).

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Сейчас уже невозможно представить превентивное правовое регулирование хозяйственной деятельности без экологической экспертизы, на­целенной на снижение экологического риска при принятии ре­шений. Еще более глубоким и объемным вариантом проведе­ния экологической экспертизы в последние годы служит -оцен­ка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Здесь учитыва­ется уже и трансграничный перенос загрязняющих веществ, ин­формации, энергии и др.

Экологическое воспитание и образование

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от по­литического устройства и экономических формаций. Назрев­ший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологи­ческий кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного эколо­гического воспитания и образования, результатом которых яв­лялось бы формирование экологического мышления - способ­ности оценивать результаты своей деятельности с точки зре­ния воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последую­щих поколениях. В наши дни образование в целом и экологическое образование в ча­стности не только эффективный, но и наиболее дешевый способ предотвращения экологической катастрофы, пе­рехода к устойчивому развитию.

Экологическая нравственность и экологическая этика бу­дущих поколений формируются сегодня. Только с детских лет может быть воспитано понимание, что все живое на планете самоценно и эта ценность не зависит от полезности для челове­ка. Человек - пусть и выдающийся, но по значимости для биосферы не подавляющий вид.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. Красивые игрушки и книжки по эко­логии, личный пример родителей, экологические мультфиль­мы, предмет «Экология» в школе, экологические лицеи, сту­денческие экологические конференции и симпозиумы, нако­нец, обязательный предмет «Экология» в высшем учебном заведении, - вот звенья цепочки, формирующие экологиче­ски ответственного человека. В вузах должны подготавливать­ся экологи-педагоги, специалисты, занимающиеся различны­ми разделами этой науки.

Об особой роли и значении экологического воспитания, об­разования, а также научных исследований в нашей стране сви­детельствуют разделы XII и XIII Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС», где, в частности, отдельной статьей (ст. 73) оговаривается необходимость экологической подготовки «руководителей организаций и специалистов, от­ветственных за принятие решений при осуществлении хозяй­ственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с современной Экологической доктриной РФ экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной эко­логической политики нашей страны.

В настоящее время происходит формирование и экологи­ческой культуры, которая, по определению Н. Ф. Реймерса, является составной частью развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и буду­щем развитии человечества. Экологическая культура - это в какой-то степени возврат Человека к единству с Природой.

Древнейшие религии мира основаны на обожествлении природных явлений и признании всего живого равным себе - «...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом...» [Книга Екклесиаста. Гл. 3, стих 19. Ветхий Завет].

Современная экологическая культура, конечно, не может слепо основываться на вере, составляющей важнейший момент (элемент) религии. Она базируется на приоритетном научном изучении закономерностей взаимодействия Человека и Природы.

Руководствуясь современными знаниями о науке и техни­ке, экокультура должна способствовать гармоничному сущест­вованию антропогенных и природных экосистем.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Тема №1: «Взаимодействие общества и природы на современном этапе»

1) понятие экологического права;

2) экологический кризис: пути выхода;

3) концепция взаимодействия общества и природы.

1. Экологическое право регулирует экологические обществе нные отношения в сфере экологи и.

Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.

Социальная экология - наука о взаимодействии общества с окружающей природной средой, а не со «второй природой».

Формы взаимодействия общества и природы:

ь экономическая форма выражается в потреблении обществом природы, использования её для удовлетворения своих потребностей - природопользование;

ь экологическая форма выражается в охране природы с целью сохранения человека как биологического вида и для этого его естественной среды обитания.

Взаимодействие общества и природы выражается в природопользовании и охране человека и природы в процессе природопользования.

Т.о. экологическое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, отношения по использованию и охране в процессе использования природных объектов.

2. Экологический кризис - состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека как биологического вида.

Формы проявления экологического кризиса:

ь истощение природной среды вследствие неумеренного употребления человеком природных ресурсов;

ь загрязнение окружающей среды вследствие внесения в неё вредных не свойственных ей веществ.

истощение + загрязнение = деградация окружающей среды

Причины экологического кризиса:

ь физическая ограниченность земного шара ведет к истощению;

ь отходность человеческого производства, наряду с безотходностью жизненных циклов в природе;

ь ограниченность способности окружающей среды к самоочищению, что ведет к накоплению вредного воздействия;

ь гносеологическая причина обусловлена наличием трудностей в познании человеком законов природы. Воздействие человека на природы выражается не только в момент воздействия, но и позже; не только в месте воздействия, но и в других местах.

Пути выхода :

ь технологический путь: внедрение малоотходных, безотходных экологически чистых технологий;

ь экономический путь: создание экономической заинтересованности;

ь административно-правовое воздействие: установление определенных правил и их соблюдение;

ь экологическое воспитание имеет целью формирование осознанной необходимости охраны окружающей среды. Когда требование по охране окружающей среды соблюдаются лицом в силу внутреннего убеждения, а не каких-либо внешних обстоятельств.

ь международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды как единственное средство борьбы с её трансграничным загрязнением.

3. Концепции взаимодействия общества и природы :

ь натурфилософия: отождествление Бога и природы;

ь потребительская концепция: в отличие от предыдущего этапа, здесь природа предназначена для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Данная концепция формируется в Новое Время;

ь алармизм отражает обеспокоенность судьбой человечества, вызванной экологическим кризисом. В самом общем виде все алармистские концепции делятся на: оптимистические или пессимистические. Расходятся эти концепции только в дате конца света. Оптимистические концепции настаивают на том, что можем преодолеть экологический кризис. Пессимистические можно считать, что уже не оправдались.

ь концепция причин экологического кризиса: технологические причины - развитие НТР - и демографические причины.

Концепции выхода из со стояния экологического кризиса :

ь утопические концепции:

· стратегия невмешательства в природу (вплоть до нулевого развития - отказ от развития, возвращение к каменному веку);

· тотальное вмешательство: стратегия наступления на природу - законы природы не совершенны и человек должен их улучшить своей деятельности;

· саморегуляция в природе и адаптация человека;

ь реалистические концепции:

· концепция глобального управления охраной окружающей среды;

· концепция экологической революции в сознании;

· сочетание охраны и развития (или устойчивого развития).

Тема №2: «Общая характеристика экологического п рава»

1) предмет и метод экологического права;

2) система экологического права;

3) источники экологического права.

1. Предметом экологического права являются экологические общественные отношения по использованию и охране, в процессе использования, природных объектов.

Виды экологических правоотношений :

· по изъятию веществ и энергии из окружающей среды (добыча нефти и газа);

· отношения по внесению в окружающую среду веществ и энергии, в т.ч. не существовавших ранее или существовавших в незначительном количестве (все синтетические вещества);

· отношения по извлечению полезных качеств природных объектов (например: сельскохозяйственное землепользование основывается на использовании такого свойства земли, как плодородность);

· преобразование природных объектов;

· радикальное изменение функций природного объекта;

· частичное преобразование (совершенствование функций природного объекта: мелиорация);

· отношения по обеспечению экологической безопасности при осуществлении видов деятельности, способных причинить вред окружающей среде;

ь по масштабу объекта:

· отраслевые отношения: по поводу отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов);

· межотраслевые (комплексные) отношения: по поводу природных комплексов, вплоть до окружающей среды в целом.

При регулировании экологических правоотношений применяются как публично-правовой, так и частноправовой при ведущей роли первого.

2. Система экологического права .

До революции 1917 года земельное право было составной частью гражданского (земельные отношения регулировались в рамках имущественных). «Декретом о Земле» она была изъята из гражданско-правового оборота.

Формируется земельное право, с одной стороны, как самостоятельная отрасль, регулирующая отношения по использованию земли. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других видов природных ресурсов, формируется лесное, горное, водное право и др. отрасли, в совокупности, составившие природно-ресурсное законодательство.

По мере ухудшения экологической обстановки формируется природоохранное законодательство, как совокупность норм об охране окружающей среды в процессе её использования.

Изначально термин «охрана природы» употреблялся в консервативных значениях (природа не изменяется), а в современном понимании консервативная охрана представлена таким институтом как Особо Охраняемые Территории и Объекты.

Консервативная охрана - это неиспользование природных ресурсов.

Экологическое право состоит из природно-ресурсного и природоохранного права.

Система экологического права состоит из:

ь общей части, в которой содержаться нормы общие для всех правоотношений, возникающих в данной сфере:

· экологическое правоотношение (объект, субъект, основания возникновения);

· государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды (экологическое нормирование, мониторинг, контроль, экспертиза, лицензирование, сертификация);

· субъективные экологические права (право на благоприятную окружающую среду, право природопользования).

Последние два пункта и будут содержанием экологических правоотношений.

ь ответственность за экологические правонарушения (особенная часть):

· 1 раздел: экологические требования на разных стадиях деятельности (размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объекта, утилизация отходов);

· 2 раздел: экологические требования в отдельных сферах деятельности (в промышленности, на транспорте, в военной деятельности и т.д.);

· 3 раздел: территории с особым статусом (с одной стороны - это особо охраняемые территории, с другой - это зона экологического бездействия);

· 4 раздел: особенности исполнения и охраны отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов и т.д.)

ь иногда выделяют, кроме общей и особенной частей, специальную часть - международное экологическое право.

3. Источники экологического права :

ь Конституция РФ:

· ст. 9 ч. 1 закрепляет приоритет требований по охране окружающей среды;

· ч. 2 закрепляет возможность природных объектов находится в разных формах собственности;

· в ст. 36 Конституции говорится о принадлежности частной собственности на землю;

· ст. 42 содержит основы правового статуса человека в экологической сфере;

· ст. 58 сохранность природной среды;

· ст. 72 - наличие двух уровней: федеральный и региональный;

ь экологическое законодательство:

· ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (ранее - закон РСФСР от 29 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды»);

· закон «Об экологической экспертизе»;

· закон «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»;

· «О безопасности гидротехнических сооружений»;

· «Об отходах производства и потребления»;

ь другие законы, в совокупности, составляющие природоохранное законодательство, в том числе о консервативной охране:

· Закон «Об особо охраняемых природных территориях»;

· «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

· »Об охране озера Байкал»;

ь природоресурсное законодательство:

· Земельный Кодекс и земельное законодательство в целом;

· Водный Кодекс;

· Лесной Кодекс 2006 года;

· законы «О недрах»;

· «О животном мире»;

· «Об охране атмосферного воздуха»;

· «О континентальном шельфе»;

· указы президента;

· постановления Правительства («О государственной экологической экспертизе»);

· ведомственные нормативные акты.

ь к числу источников экологического права относятся так же экологизированные правовые акты - нормативные акты иной отраслевой принадлежности, содержащие нормы права, регулирующие экологические правоотношения (например, ГК - подрядчик по договору строительного подряда обязан выполнить работу методами, безопасными для окружающей среды).

Тема № 3: «Экологические правоотношения»

1) структура экологических правоотношений;

2) виды экологических правоотношений;

3) объекты экологических правоотношений.

1. Структура экологического правоотношения.

Субъекты:

Природопользователи - физические лица реализуют в процессе природопользования прежде всего естественные потребности, которые имеют естественные пределы. Они не нуждаются в их искусственном установлении. Хозяйствующие субъекты - эта потребность не имеет естественных пределов, в силу чего они нуждаются в субъективном установлении и контроле за ихсоблюдением.

3 - экологические общественные объединения:

Участвуют в реализации экологических интересов граждан;

Участвуют в реализации экологических функций государсва (например, заклбчение юбщественной экологической экспертизы, утвержденное спциальным уполномоченным органом, приобретает силу государственной экологической жкспертизы).

4 - органы прокуратуры (природоохранной прокуратуры).

Основания возникновения правоотношений:

Отношения возникающие непосредственно на основании щакона;

На основе специального разрешения или лицензии;

Правоотношения, возникающие на основании договора.

2.Виды:

По фактическому содержанию

По масштабу (объекту)

По субъекту (по характеру его праспособности. Это правоотношения с участием граждан (они реализуют в основном общую правоспособность); специальная правоспособность (юридические лица).

По степени необходимости получения специального разрешения:

Отношения обзщего природопользования;

Отношения специального природопользования

По юридическому содержанию (по степени необходимости имущественного права на природный объект):

Отношения, не требующие наличия имущественного права;

Оношения требующие наличия имущественного права

По способу определения содержания (пределяются законами,договорами)

3. Объекты экологических правоотношений - это природные объекты .

Признаки природного объекта:

Естественное происхождение;

Нахождение в экологической взаимосвязи с другими природными объектами.

Виды природных объектов:

1. земля - это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земля - это основопологающий объект в ряду природных обектов. Все прочие природные объекты так или иначе связаны с землей.

В ряде случаев правовой режим земельного участка определяется режимом связанного с ним иного природного объекта (например, водоема, участка леса, объекта особой охраны).

2. недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоема, простирающаяся до глубины, доступной для геологического исследования.

3. воды, находящиеся в водных объектах, которые подразделяются на наземные и подземные.Правовой режим определяется водным и земельным законодательством. Правовой режим подземных вод определяется водным и горным законодательством.

4. лес - это совокупность древесной, кустарниковой и иной растительности, произрастающих на землях лесного фонда. Поскольку лес - это часть живой природы, различают: 1) охрану лесов от незаконных порубок, пожегов и пр. и 2) защиту лесов от вредителей и болезней.

5. Животный мир - совокупность живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы. Охране подлежит: сам животный мир, среда его обитания;

6. Атмосферный воздух - естественная смесь газов, находящаяся в атмосфере.

Природные объекты следует отличать от природных ресурсов.

Природный объект - обособленная часть природы (например, водоем, лесной массив).

Природный ресурс - источник удовлетворения какой-либо потребности за счет использования какого-либо природного объекта (например, водоем, древесина).

Объект - форма; ресурс - его содержание.

Виды природных ресурсов :

1. по степени потребляемости:

Потребляемые природные ресурсы;

Непотребляемые природные ресурсы: солнечная энергия, ветровая энергия, энергия приливов.

Потребляемые делятся по степени воспроизводимости этого вида:

Воспроизводимые;

Невоспроизводимые (минеральные или полезные ископаемые)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема 4 : «Государственный механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды»

1) организационный механизм управления природопользованием;

2) структура государственного механизма управления природопользованием.

Президент определяет основные направления политики, в т.ч. в сфере природопользования. Министерство природных ресурсов утверждено постановлением от 22.07.04г. Является органом исполнительной власти, исполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Полномочия Министрества - принимает нормативные акты:

В сферах недропользования: порядок ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и лицензий на пользование недрами, порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание, форма бланка лицензии на пользование недрами, региональный перечень видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;

В сфере лесопользования: порядок исчисления расчетной лесосети, использование лесов для выполнение работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Правила заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, использование лесов для ведения сельского хозяйства и т.д. лесовосстановление и лесоразведение, акты, устанавливающие особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов в зонах радиоактивного загрязнения, на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах и т.д.;

В сфере водопользования: гидротехнические сооружения (судоходные и на объектах промышленности и энергетики);

В сфере охраны окружающей среды: правила ведения государственного кадастра Особо Охраняемых природных территорий, положение о государственных природных заповедниках, национальных парков, природных заказников федерального значения, порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), нормативы предельнодопустимых вредных воздействий на экосистему озера Байкал, таксы и методики исчисления размеров вреда окружающей среде;

В сфере биологической и химической опасности: в этой сфере участвует в формировании государственной политики в данной области и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения биологической и химической безопасности. разрабатывают и принимают санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней, порядок осуществления мониторинга лесов; к использованию и охране водохранилищ документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос, ведение государственного мониторинга водных ресурсов.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении федеральные службу по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор), федеральных агентств по недропользованию, Федерального агентства по лесному хозяйству и водных ресурсов.

РосПриродНадзор осуществляет контроль и надзор:

В области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения;

В области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

В области недропользования;

Лесопользоавния;

Водопользования;

За соблюдением законодательства РФ и международных норм в области морской среды;

За рациональное использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

За безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением сооружений промышленности, энергетики и судоходства);

Государственно-земельный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и ООПТ;

Государственный пожарный надзор в лесах.

РосТехНадзор - служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Находится в ведении Министерства по промышленности и энергетики.

Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации.

Полномочия:

Изучение, воспроизводство, сохранение и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания;

В связи с водными ресурсами ранее в ведении МинСельХоза находилось агентство по рыболовству.

В ведении МинСельХоза находится использование земель сельхоз назначения.

Федеральное Агентство Кадастра Объектов Недвижимости - орган специально уполномоченный в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, кадастровой оценке земель и мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Находится в ведении Министерства Экономического и развития и торговли.

Федеральная Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РосГидроМед) - орган, специальноуполномоченный в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения, по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы). Контроль за деятельностью РосГидроМеда осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Структура .

Основу механизма государственного природопользования составляет институт экономического нормирования. Институт содержит нормы, определяющие основные требования к состоянию окружающей среды и пределы допустимого воздействия на нее.

Мониторинг - система наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

Экологический контроль за деятельностью, отрицательно влияющим или способным повлиять на окружающую среду.

Ответственность за экологические правонарушения.

Механизм применения в сфере намечаемой деятельности (в отличии отдеятельности уже осуществленной):

1 - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - саооценка проводится на предмет воздействия самой организацией в соответствии с экологическими требованиями;

2 - государсвтенная экологическая экспертиза - проводится экспертной комиссией, сформированной специально-уполномоченным государственным органом.

Экономический механизм воздействия (косвенного воздействия):

1 - экологическое лицензирование. В этой лицензии содержится не толькоразрешение на определенную деятельность, но и устанавливаются пределы её осуществления и определена плата за её осуществление;

2 - платежи за природопользование: как за изъятие природного вещества, тк и за загрязняющее воздействие на природу

3 - экологическая сертификация

4 - экологическое страхование

5 - экологический аудит.

Тема № : «Экологическое нормирование»

Общая характеристика экологического нормирования;

Характеристика отдельных видов экологических нормативов.

1.Экологическое нормирование - основной институт экологического права:

Этот институт содержит требования к качеству окружающей среды, при условии соблюдения которых она считается благоприятной;

Содержит требования к поведению природопользователей, при условии соблюдения которого оно считается правомерным.

Экологическое нормирование - это процесс установления экологических нормативов. Сами по себе нормативы не являются праоввыми нормами, а являются техническими или технико-экономическими. В то же время экологические нормативы - это составная частьэколого-правовых норм.

Нормы права закрепляют:

Требования к норматвам, в т.ч. перечень видов;

Требования к порядку их разработки и утверждения;

Обязательность соблюдения этих нормативов;

Нормы права предполагают ответствтенность за их нарушение.

Типы нормативов (основные):

Кчесвтв окружающей среды;

Нормативы допустимого воздействия на нее.

Нормативы качества окружающей среды яляютсяобязательной основой нормативов допустимого воздействия на нее (нормативы воздействия определяются таким образом, чтобы в результате воздействия не было превышения нормативов качества.

2. Виды

Нормативы качества окружающей среды:

Нормативы, определяемые в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды (ПДК - предел допустимых концентраций вредных веществ). Нормативы ПДК в почве базируется на 4 показателях основных вредности: транслокационный характеризует переход вещества из почвы в растения; миграционный водных характеризует способность перехода вещества из почвы в грунтовые воды и водоисточники; миграционный воздушный характеризует способность перехода в атмосферный воздух; общесанитарный характеризует влияние загрязняющего вещества на самоочищаемость почвы и её биологическую активность;

Нормативы, определяемые в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды (ПДУ - предел допустимых уровней вредного воздействия, в т.ч. радиоактивности и тепла);

Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды: видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды; нормативы ПДК о вредных микроорганизмов.

Пределы допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы воздействия различают в зависимости от способа воздействия выделяют:

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и нормативы ПДС вредных веществ и микроорганизмов. Эти нормативы устанавливаются исходя из: нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются на основе использования наилучших существующих технологий и отражают допустимую массу выбросов и сбросов в расчете на единицу выпускаемой продукции. При установлении нормативов ПДВ и ПДС должны учитываться: достижения науки и техники, технико-экономические возможности природопользования, природно-климатические особенности территории.

Наряду с ПДВ и ПДС допустимо использование ВСВ (временно согласованных выбросов и сбросов).

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с: нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду; количеством, видом и классом опасности образующихся отходов; в соответствии с площадью (объемом) объекта их размещения. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимые определенных видов, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровня шума и т.д.).

Нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей среды. В зависимости от вида определенного объекта устанавливаются разные механизмы изъятия. Нормативы предоставления земельных участков устанавливаются земельным законодательством, а нормативы изъятия водных ресурсов - водным законодательством,

Нормативы допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду устанавливаются в целях оценки и регулирования воздействия на окружающую среду всех стационарных, передвижных и иных источников, расположенных в пределах конкретных территорий и акваторий.

Законодательством РФ и её субъектов могут устанавливаться нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду. Территориальные нормативы - нормативы, установленные на определенной территории (Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных и курортных местностях» предусматривает округа с санитарной охраной). Водный Кодекс предусматривает водоохранные зоны около горных объектов. Вокруг источников вредного воздействия устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Тема № : « Экологический контроль»

1) Понятие и виды экологического контроля;

2) Экологический мониторинг;

3) Государственный экологический контроль.

1. Экологический контроль - это проверка соблюдения в деятельности природопользователей требований экологического законодательства; деятельность, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений требований экологического законодательства.

Предотвращение экологических правонарушений;

Выявление и пресечение экологических правонарушений.

Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами в специально установленном порядке;

Производственный экологический контроль (самоконтроль) осуществляется самими хозяйствующими субъектами в обязательном порядке. Сведения о лицах, осуществляющих производственный контроль и данные, полученные в ходе экологического контроля, в обязательном порядке предоставляются в органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Если государственный контроль предполагает применение мер ответственности за выявленное экологическое правонарушение, то производственный предполагает избежать привлечения к ответственности;

Муниципальный экологический контроль может осуществляться на территории муниципальных образований;

Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями в порядке установленным законом. Применительно к общественному контролю закон предусматривает различные виды косвенного экологического контроля (слушанье в процедуре и т.д.).

К разновидностям государственного экологического контроля можно отнести ведомственный государственный контроль. В содержательном смысле это вид производственного. Контроль неким уполномоченным органом подведомственных ему субъектов.

2. Экологический мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды.

Нормативно регламентирована процедура осуществления государственного экологического мониторинга.

Целью мониторинга является получение информации о состоянии окружающей среды и информационное обеспечение деятельности иных заинтересованных субъектов, в т.ч. граждан и юридических лиц. Прежде всего органов, осуществляющих государственный экологический контроль.

Экологический мониторинг и экологический контроль - это тесно взаимосвязанные процедуры, но: объектом мониторинга выступает окружающая среда, а объектом контроля - деятельность, на нее влияющая.

Наблюдение за состоянием окружающей среды с целью выявления изменений в нем, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по установлению последствий тех изменений, которые носят негативный характер.

Предоставление полученной информации о состоянии окружающей среды органам, осуществляющим функции государственного управления в сфере охраны окружающей среды, гражданам и юридическим лицам.

Виды мониторинга:

1. по масштабу

Локальный

Региональный

Биосферный - осуществляется на территории биосферы земли (глобальный мониторинг).

2. по объекту

По степени антропогенной изменчивости объекта

Фоновый мониторинг окружающей среды

Импактный (в местах воздействия человека на окружающую среду, определяет степень воздействия).

По виду объекта:

Земельный

3.Стадии государственного экологического контроля

1. Собственно контроль - организация проверок, экспертиз, направление на выявление нарушенй экологического законодательства.

Документальный

Фактический

Инспектор вправе:

Беспрепятственно посящять подконтрольные объекты независимо от форм собственности и подчиненности. В зависимости от вида объекта определен перечень объектов федерального экологического контроля. Правовой перечень объектов регионального контроля определяется Правительством РФ;

Осматривать очистные сооружения и другие обеззараживающие устройства, средства их контроля;

Проверка соблюдения экологических требований при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации хозяйственных и других объектов

Проверка выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды.

2. (факультативные) принятие мер по результатам контроля в случае выявления нарушений, призванных пресечь нарушения и устранить его последствия.

Предъявление требования

Выдача предписание.

3. постановка вопроса о привлечении к ответственности перед соответствующими органами (о приминении мер ответственности в соответствии с компетенцией.

Тема № : «Экологическая экспертиза»

1) понятие и виды экологической экспертизы;

2) оценка воздействий на окружающую среду;

3) государственная экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза - установление соответствия, намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы в целях предупреждения неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий реализации объектов экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу можно назвать видом экологического контроля. Однако, объектом контроля является уже осуществляемая деятельность, способная отрицательно повлиять на окружающую среду. А объектом экспертизы - деятельность намечаемая.

Экологическая экспертиза выполняет превентивную функцию (позволяет предотвращать причинение вреда окружающей среде). Экологическая экспертиза проводится на стадии принятия решения, способного отрицательно повлиять на окружающую среду.

Принципы экологической экспертизы:

Презумпция экологической опасности любой намечаемой деятельности. В то же время существует перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе.

Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду;

Принцип обязательности проведения экологической экспертизы. Условием реализации намечаемой деятельности и её финансирования является наличие положительного заключения экологической экспертизы на федеральном и на региональном уровне.

2. Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценка экологических последствий учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

ОВОС и экологическая экспертиза - это, по сути, тождественные экспертизы. Если экологическая экспертиза проводится на стадии принятия решения, способного отрицательно повлиять на окружающую среду, то ОВОС на стадии подготовки такого решения. ОВОС предшествует экспертизе.

Субъекты ОВОС:

Заказчик работ по ОВОС - лицо, отвечающее за подготовку документации по ОВОС, предоставляющее документацию на экологическую экспертизу, заинтересованное в осуществлении данной деятельности;
- исполнить - лицо, которое проводит работы по ОВОС.

Материалы по ОВОС - это комплект документации, подготовленной при проведении ОВОС и являющийся частью документации, предоставляемой на экспертизу: перечень видов негативного воздействия намечаемого на окружающую среду и определение его масштабов; определение пределов допустимого воздействия. Если намечаемое воздействие выходит за пределы допустимого, предусматриваются меры по снижению намечаемого воздействия до допустимых уровней. Можно уменьшить объемы производства, а можно объемы выбросов (путем проектировки очистных сооружений).

При проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения расчетов/оценок.

В этой связи специально уполномоченные органы предоставляют заказчику имеющуюся в их распоряжении информацию: по экологическому состоянию территорий, по воздействии аналогичной деятельности на окружающую среду.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяется исходя из особенностей намечаемой деятельности, и должна быть достаточной для определения и оценки возможных последствий реализации этой деятельности.

В случае выявления недостатка информации, необходимой для достижения целей ОВОС или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, заказчик планирует проведение дополнительных исследований, а также определяет в материалах ОВОС программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей.

Результаты ОВОС: информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и других последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействия; выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности; решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или отказа от нее с учетом результатов проведенной ОВОС.

4) Государственная экологическая экспертиза проводится специально уполномоченным государственным органом путем образования экспертной комиссии для экспертизы конкретного объекта.

На государственную экологическую экспертизы предоставляются документация, подлежащая экологической экспертизы, содержащая материалы ОВОС, положительные документы согласования органов федерального надзора и органов местного самоуправления, материалы обсуждения объектов экспертизы с гражданами и общественными объединениями, заключение федеральных органов исполнительной власти (если указанные органы рассматривали объект экспертизы), заключение общественной экологической экспертизы, документы, подтверждающие её оплату.

Состав комиссии:

Эксперты (в состав комиссии включаются внештатные эксперты и могут включаться штатные сотрудники, органа, отвечающего за проведение государственной экологической экспертизы). Внештатные эксперты привлекаются на договорной основе, а штатные - в административном порядке. Не может быть экспертом - лицо, не обладающее знаниями для экспертизы данного объекта; лицо, заинтересованное - представитель заказчика, исполнителя работ по ОВОС, разработчик документации, либо представители в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

В составе комиссии следует особо выделять председателя и секретаря. Председатель обеспечивает работу комиссии, секретарь - это всегда штатный сотрудник органа, осуществляющего экспертизу.

Стадии экспертного процесса:

Сбор, обобщение и оценка информации;

Составление промежуточных экспертных заключений: индивидуальные заключения экспертов - формируются групповые заключения экспертов по направлениям;

Составление заключения экспертной комиссии.

Это заключение после утверждения специально уполномоченным органом приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Виды государственной экологической экспертизы:

Заключение может быть положительным - содержащего вывод о допустимости содержания объекта экспертизы;

Отрицательное:

Условно-положительное - допустимость реализации экспертизы, при условии устранения замечаний, о недопустимости в виде, представленном на экспертизу;

Собственно-отрицательное заключение содержит вывод о недопустимости реализации объекта экспертизы.Тема № : «Субъективные экологические права»

Система;

Право природопользования.

Основные экологические права:

Право на благоприятную окружающую среду. Благоприятная для жизни и здоровья. Соответствует установленным нормативам. Права на благоприятную окружающую среду в прямом смысле не существует. Это право прямым образом соотносится с иными правами человека (например, право на жизнь). Право на благоприятную окружающую среду представляет собой частный случай права природопользования. Право пользоваться благоприятной (не опасной для жизни) окружающей средой. Каждый гражданин обладает правом в равной мере, поэтому право у каждого на благоприятную окружающую среду соответствует обязанностям сохранять её в этом окружающем состоянии;

Право природопользования.

Производные экологические права:

Право на экологическую информацию;

Право на возмещение экологического вреда;

Право на участие в принятии экологически значимых решений.

Производными они являются потому, что, по сути, производные экологические право призваны обеспечивать реализацию основных экологических прав. Кроме того, производные права представляют собой частный случай реализации иных неэкологических прав в эколого-правовой сфере. Осуществление производных экологических прав регламентируется, в основном, неэкологическим законодательством.

2. Право природопользования - право извлекать полезные свойства природных объектов.

Классификация.

По основаниям возникновения права природопользования:

Специальное природопользование возникает на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке специально уполномоченным органом (рецензия). Необходимость получения разрешения от иных лиц (например, собственника или суда) не превращает природопользование в специальное;

Право общего природопользования.

В зависимости от степени опасности и необратимости последствий природопользования.

Если последствия несущественны, то это природопользование общее. В отсутствие имущественного права на природные объекты. Деятельность по реализации этих прав регламентируется законом в общем виде.

Право на природный объект:

Природопользование, в основе которого лежит вещное право. Определяется законом;

Природопользование:

Землепользование разделяют в зависимости от целевого назначения земельного участка (определяется путем отнесения участка к той или иной категории земель). В рамках целевого назначения земельные участки используются в соответствии с тем или иным вариантом разрешенного использования. Для отдельных категория земель так же в связи с результатом территориального замера - геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, особо охраняемые природные территории, сбор конденсационных минералов;

Водопользование - общее и специальное. По характеру воздействия: забор и сброс. По количеству субъектов выделяют обособленное и совместное;

Лесопользование - основные (заготовка древесины, лесные материалы) и второстепенные (добыча растений, сенокошение, выпас скота);

Охота и рыболовство;

Пользование атмосферным воздухом. Общее и специальное. Забор и вынос.

Тема № : «Производные экологические права»

Конституционные права;

Право на принятие экологически важных решение.

Право на экологическую информацию (право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и о мерах по её охране). За предоставление недостоверной информации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 237 УК). Предоставлять экологическую информацию - обязанность государства, за исключением информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа.

Законом определен перечень видов информации, в т.ч. экологической, доступ к которой не может быть ограничен (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Закон «О государственной та...........

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира.

1. Основная задача экологического права как отрасли права – сохранить всю окружающую природную среду как единую экологическую систему, а не только отдельные объекты природы. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду – проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов, оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

2. В предмет экологического права входят общественные отношения, которые возникают по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, а также обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира. Итак, предметом экологического права являются преимущественно общественные отношения, т. е. отношения между людьми по поводу использования и охраны окружающей среды.

3. Особое значение имеют методы правового регулирования, т. е. способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В сфере охраны окружающей среды применяются императивный и диспозитивный методы, а также метод экономического регулирования. Данные методы весьма специфичны. Отличительной их чертой является своеобразное сочетание императивного и экономического методов регулирования.

4. Главным образом применяется императивный метод регулирования. Он основывается на использовании административных предписаний, содержащихся в экологическом праве. Характерной чертой данного метода является наличие элементов власти и подчинения. Это установление разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т. д.

Например, согласно ст. 45 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами.

5. Диспозитивный метод регулирования эколоческих правоотношений характеризуется равноправием субъектов. Заключая между собой соглашение, участники сами определяют свои права и обязанности, которые в то же время должны соответствовать закону.

6. Метод экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды воздействует на имущество физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды. Сюда относятся плата за загрязнение окружающей среды и налогообложение. Цель данного метода заключается в стимулировании субъектов осуществлять экологически безопасную деятельность.

Для экологического права характерно то, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды могут быть применены различные методы правового регулирования.

2. Становление экологического права России. Структура и система экологического права России

1. В становлении экологического права можно выделить три основных этапа:

1) возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права;

2) развитие экологического права в рамках природоресурсных отраслей;

3) современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсных отраслей.

2. История экологического права -это те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм.

3. В период развития экологического права в рамках земельного права целями земельного законодательства были: ликвидация класса помещиков, обеспечение трудящегося крестьянства землей на условиях бесплатности и бессрочности, устройство его хозяйственной деятельности, постепенное создание и развитие социалистических форм хозяйства в земледелии, ограничение и вытеснение капиталистических элементов. Земельное законодательство сыграло важную роль в ликвидации кулачества как класса, в создании устойчивого социалистического землепользования.

4. Экономическая роль природы обусловила возникновение природно-ресурсных отраслей права, которые стали регулировать отношения по использованию природных ресурсов. Производственная и хозяйственная деятельность человека постепенно все больше и больше причиняла вред природе. Это стало особенно ощущаться на рубеже 1950-х-1960-х гг. и вызвало усиленное развитие природоохранительного законодательства. Стала формироваться самостоятельная группа норм, которая получила название «правовая охрана природы».

5. На современном этапе произошло объединение регулятивных и охранительных норм в общую совокупность норм, которая получила название «экологическое право». На последнем этапе совершенствования экологического права осуществляется включение в отношения государственной и других форм собственности на природные объекты субъектов экологических правоотношений, которое осуществляется двумя способами:

☝ введением арендных отношений в экологические отношения;

☝ введением стимулирующих долговременных нормативов платы не только за природные ресурсы, но и за выбросы веществ, загрязняющих природную среду.

Совершенствование эколого-правовых нормативных актов – главная задача регулирования экологических правоотношений. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права.

6. Предмет науки, составляющей систему экологического права как отрасли права, образуют следующие вопросы:

✓ методы научных исследований;

✓ правоприменительная и правотворческая практика;

✓ история развития экологического права;

✓ источники экологического права;

✓ международное правовое регулирование экологополь-зования;

✓ источники научно-правовой информации;

✓ эколого-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира;

✓ понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию в эколого-правовой науке;

✓ экологические правоотношения.

7. Стурктура экологического права включает такие элементы, как правовые нормы, институты и подотрасли. Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Наиболее распространенной в науке экологического права признают классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

8. Право общего природопользования – это право использования природных ресурсов, при котором не требуется получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования – это право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Например, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования считается общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация