Федеральный закон ключевые информационные инфраструктуры. Безопасность КИИ: как определить, что делать и что если не делать. Что подразумевается под интеграцией с госсопка

Главная / Налоги

В связи с утверждением ряда нормативных правовых актов в области безопасности КИИ после выхода данной статьи, 22.03.2018 в текст статьи были внесены изменения и дополнения.

1 января, с приходом нового 2018 года, в нашей стране вступил в действие закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры» (далее – Закон). Начиная с 2013 года, еще на этапе проекта, этот закон бурно обсуждался ИБ-сообществом и вызывал много вопросов относительно практической реализации выдвигаемых им требований. Теперь, когда эти требования вступили в силу и многие компании столкнулись с необходимостью их выполнения, мы постараемся ответить на самые животрепещущие вопросы.

Для чего нужен Закон?

Новый Закон предназначен для регулирования отношений в области обеспечения безопасности объектов информационной инфраструктуры РФ, функционирование которых критически важно для экономики государства. Такие объекты в законе называются объектами критической информационной инфраструктуры (далее – объекты КИИ) . Согласно Закону, к объектам КИИ могут быть отнесены информационные системы и сети, а также автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере:

  • здравоохранения;
  • науки;
  • транспорта;
  • связи;
  • энергетики;
  • банковской и иных сферах финансового рынка;
  • топливно-энергетического комплекса;
  • атомной энергии;
  • оборонной и ракетно-космической промышленности;
  • горнодобывающей, металлургической и химической промышленности.

Объекты КИИ, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия между ними, составляют понятие критической информационной инфраструктуры .

Что является целью Закона и как он должен работать?

Главной целью обеспечения безопасности КИИ является устойчивое функционирование КИИ при проведении в отношении нее компьютерных атак. Одним из главных принципов обеспечения безопасности является предотвращение компьютерных атак.

Объекты КИИ или КСИИ?

До появления нового закона о КИИ в сфере ИБ существовало похожее понятие ключевых систем информационной инфраструктуры (КСИИ). Однако с 1 января 2018 года понятие КСИИ было официально заменено на понятие «значимые объекты КИИ».

Какие организации попадают в сферу действия Закона?

Требования Закона затрагивают те организации (государственные органы и учреждения, юридические лица и индивидуальных предпринимателей), которым принадлежат (на праве собственности, аренды или ином законном основании) объекты КИИ или которые обеспечивают их взаимодействие. Такие организации в Законе называются субъектами КИИ .

Какие действия должны предпринять субъекты КИИ для выполнения Закона?

Согласно закону, субъекты КИИ должны:

  • провести категорирование объектов КИИ;
  • обеспечить интеграцию (встраивание) в Государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА);
  • принять организационные и технические меры по обеспечению безопасности объектов КИИ.

Что подлежит категорированию?

Категорированию подлежат объекты КИИ, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов КИИ.

Что в себя включает категорирование объектов КИИ?

Категорирование объекта КИИ предполагает определение его категории значимости на основе ряда критериев и показателей. Всего устанавливается три категории – первая, вторая или третья (в порядке убывания значимости). Если объект КИИ не соответствует ни одному из установленных критериев, ему категория не присваивается. Те объекты КИИ, которым была присвоена одна из категорий, называются в законе значимыми объектами КИИ.

  • наименование значимого объекта КИИ;
  • наименование субъекта КИИ;
  • сведения о взаимодействии значимого объекта КИИ и сетей электросвязи;
  • сведения о лице, эксплуатирующем значимый объект КИИ;
  • присвоенная категория значимости;
  • сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на значимом объекте КИИ;
  • меры, применяемые для обеспечения безопасности значимого объекта КИИ.

Важно отметить, что если в процессе категорирования было определено отсутствие категории значимости у объекта КИИ, результаты категорирования все равно должны быть представлены во ФСТЭК России. Регулятор проверяет представленные материалы и при необходимости направляет замечания, которые должен учесть субъект КИИ.

Если субъект КИИ не предоставит данные о категорировании, ФСТЭК России вправе потребовать эту информацию.

Порядок ведения реестра значимых объектов КИИ определяется приказом ФСТЭК России от 06.12.2017 №227 «Об утверждении Порядка ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Как проводить категорирование объектов КИИ?

Показатели критериев значимости, а также порядок и сроки категорирования определены в «Правилах категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» утверждённых соответствующим постановлением правительства от 8 февраля 2018 г. № 127 (далее – Правила). Правила регламентируют процедуру категорирования, а также содержат перечень критериев и их показатели для значимых объектов КИИ первой, второй и третьей категории.

Согласно Правилам, процедура категорирования включает в себя:

  1. Определение субъектом КИИ перечня всех процессов, выполняемых в рамках своей деятельности.
  2. Выявление критических процессов, то есть тех процессов, нарушение и (или) прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.
  3. Определение объектов КИИ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, управления и контроля ими.
  4. Формирование перечня объектов КИИ, подлежащих категорированию. Перечень объектов для категорирования подлежит согласованию с ведомством-регулятором, утверждается субъектом КИИ и в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется во ФСТЭК России.
  5. Оценку масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах КИИ в соответствии с показателями, указанных в Правилах. Всего предусматривается 14 показателей, определяющих социальную, политическую, экономическую значимость объекта КИИ, а также его значимость для обеспечения правопорядка, обороны и безопасности страны.
  6. Присвоение каждому из объектов КИИ одной из категорий значимости в соответствии с наивысшим значением показателей, либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения категории.

Категорирование должно проводиться как для существующих, так и для создаваемых или модернизируемых объектов КИИ специальной комиссией под председательством руководителя субъекта КИИ (или уполномоченного им лица), его работников и, при необходимости, приглашённых специалистов ведомств-регуляторов в соответствующей сфере. Решение комиссии оформляется соответствующим актом и в течение 10 дней после его утверждения направляется во ФСТЭК России. Предоставленные материалы в тридцатидневный срок со дня получения проверяются регулятором на соответствие порядку осуществления категорирования и оценивается правильность присвоения категории.

Категория значимого объекта КИИ может быть изменена по мотивированному решению ФСТЭК России в рамках государственного контроля безопасности значимых объектов КИИ, в случае изменения самого объекта КИИ, а также в связи с реорганизацией субъекта КИИ (в том числе ликвидацией, изменением его организационно-правовой формы и т.д.).

Что такое ГосСОПКА и для чего она нужна?

ГосСОПКА представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и программно-технические средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (далее – силы и средства ОПЛ КА).

К силам ОПЛ КА относятся:

  • уполномоченные подразделения ФСБ России;
  • национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который создается ФСБ России для координации деятельности субъектов КИИ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных инцидентов;
  • подразделения и должностные лица субъектов КИИ, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты.

ГосСОПКА предназначена для обеспечения и контроля безопасности КИИ в Российской Федерации и в дипломатических представительствах страны за рубежом.

В данной системе должна собираться и агрегироваться вся информация о компьютерных атаках и инцидентах, получаемая от субъектов КИИ. Перечень информации и порядок ее предоставления в ГосСОПКА будет определен соответствующим приказом, проект которого был представлен на общественное обсуждение. Согласно текущей версии документа, срок предоставления информации о кибератаке составляет 24 часа с момента обнаружения.

Кроме того, в рамках ГосСОПКА организуется обмен информацией о компьютерных атаках между всеми субъектами КИИ, а также международными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

Технически ГосСОПКА будет представлять собой распределённую систему из центров ГосСОПКА, развёрнутых субъектами КИИ, объединённых в иерархическую структуру по ведомственно-территориальному признаку, и подключённых к ним технических средств (средств ОПЛ КА), установленных в конкретных объектах КИИ. При этом центры ГосСОПКА могут быть ведомственными, то есть организованными государственными органами, а также корпоративными – построенными государственными и частными корпорациями, операторами связи и другими организациями-лицензиатами в области защиты информации.

Кто является собственником ГосСОПКА?

Для ГосСОПКА не предусматривается единый собственник: каждый из центров ГосСОПКА будет принадлежать отдельному владельцу, вложившему свои средства в его построение. Государство же будет выступать только в качестве регулятора и координатора.

Что подразумевается под интеграцией с ГосСОПКА?

Интеграция в ГосСОПКА требует от субъекта КИИ:

  • информировать о компьютерных инцидентах ФСБ России, а также Центральный Банк Российской Федерации, если организация осуществляет деятельность в банковской сфере и иных сферах финансового рынка;
  • оказывать содействие ФСБ России в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов.

Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. В этом случае субъект дополнительно обеспечивает его сохранность и бесперебойную работу. Иными словами, субъектом КИИ может быть организован собственный центр ГосСОПКА.

Может ли субъект КИИ не создавать собственный центр ГосСОПКА?

Решение о создании собственного центра ГосСОПКА субъект КИИ принимает самостоятельно. То есть создание центра ГосСОПКА не является обязательным, и, более того, данный шаг должен быть согласован с ФСБ России.

Однако для значимых объектов КИИ субъектам КИИ придется реализовать меры по обнаружению и реагированию на компьютерные инциденты. А для этого в любом случае потребуются специальные технические средства и квалифицированный персонал, которые, по сути, и являются составляющими собственного центра ГосСОПКА.

Что требуется для построения собственного центра ГосСОПКА?

Согласно документу «Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА», для построения собственного центра ГосСОПКА необходимо обеспечить функционирование совокупности технических средств и процессов, выполняющих следующие функции:

  • инвентаризация информационных ресурсов;
  • выявление уязвимостей информационных ресурсов;
  • анализ угроз информационной безопасности;
  • повышение квалификации персонала информационных ресурсов;
  • прием сообщений о возможных инцидентах от персонала и пользователей информационных ресурсов;
  • обеспечение процесса обнаружения компьютерных атак;
  • анализ данных о событиях безопасности;
  • регистрация инцидентов;
  • реагирование на инциденты и ликвидация их последствий;
  • установление причин инцидентов;
  • анализ результатов устранения последствий инцидентов.

Для этого в составе технических средств ОПЛ КА могут использоваться:

  • средства обнаружения и предотвращения вторжений, в том числе обнаружения целевых атак;
  • специализированные решения по защите информации для индустриальных сетей, финансового сектора;
  • средства выявления и устранения DDoS-атак;
  • средства сбора, анализа и корреляции событий;
  • средства анализа защищенности;
  • средства антивирусной защиты;
  • средства межсетевого экранирования;
  • средства криптографической защиты информации для защищенного обмена информацией с другими центрами ГосСОПКА.

Технические средства должны быть интегрированы в единый комплекс, управляемый из центра ГосСОПКА и взаимодействующий с другими центрами ГосСОПКА.

Помимо технического обеспечения для создания центра ГосСОПКА необходимо разработать соответствующие методические документы, включающие настройки средств обеспечения ИБ, решающие правила средств обнаружения компьютерных атак, правила корреляции событий, инструкции для персонала и т.п.

Центр ГосСОПКА может быть реализован субъектом КИИ как самостоятельно (с использованием собственных технических и кадровых ресурсов), так и с привлечением сторонних специалистов путем передачи на аутсорсинг части функций, например, анализ угроз информационной безопасности, повышение квалификации персонала, прием сообщений об инцидентах, анализ защищенности и расследование инцидентов.

Что требуется для обеспечения безопасности объектов КИИ?

Для объектов КИИ, не являющихся значимыми, в обязательном порядке должна быть обеспечена только интеграция с ГосСОПКА (канал обмена информацией). Остальные мероприятия по обеспечению безопасности объекта КИИ реализуются на усмотрение соответствующего субъекта КИИ.

Для значимых объектов КИИ, помимо интеграции в ГосСОПКА субъекты КИИ должны:

  • Cоздать систему безопасности значимого объекта КИИ;
  • Реагировать на компьютерные инциденты. Порядок реагирования на компьютерные инциденты должен быть подготовлен ФСБ России до конца апреля текущего года;
  • Предоставлять на объект КИИ беспрепятственный доступ регуляторам и выполнять их предписания по результатам проверок. Законом предусматриваются как плановые, так и внеплановые проверки.

Система безопасности значимого объекта КИИ представляет собой комплекс организационных и технических мер.

Порядок создания системы и требования к принимаемым мерам безопасности определяются приказом ФСТЭК России от 21.12.2017 №235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования».

Кто контролирует выполнение требований Закона?

Основные функции контроля в области обеспечения безопасности объектов КИИ, включая нормативно-правовое регулирование, возложены на ФСТЭК России и ФСБ России.

ФСТЭК России отвечает за ведение реестра значимых объектов КИИ, формирование и контроль реализации требований по обеспечению их безопасности.

ФСБ России обеспечивает регулирование и координацию деятельности субъектов КИИ по развёртыванию сил и средств ОПЛ КА, осуществляет сбор информации о компьютерных инцидентах и оценку безопасности КИИ, а также разрабатывает требования к средствам ОПЛ КА.

В отдельных случаях, касающихся сетей электросвязи и субъектов КИИ в банковской и иных сферах финансового рынка, разрабатываемые ФСТЭК России и ФСБ России требования должны согласовываться с Минкомсвязью России и Центральным Банком Российской Федерации соответственно.

Порядок госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 №162 «Об утверждении Правил осуществления госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ».

А если требования Закона не будут выполнены?

Вместе с утверждением ФЗ «О безопасности КИИ» в УК РФ была добавлена новая статья 274.1, которая устанавливает уголовную ответственность должностных лиц субъекта КИИ за несоблюдение установленных правил эксплуатации технических средств объекта КИИ или нарушение порядка доступа к ним вплоть до лишения свободы сроком на 6 лет. Пока данная статья не предусматривает ответственности за невыполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности объекта КИИ, однако в случае наступления последствий (аварий и чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой крупный ущерб) непринятие таких мер подпадает по состав 293 статьи УК РФ «Халатность». Дополнительно следует ожидать внесения изменений в административное законодательство в части определения штрафных санкций для юридических лиц за неисполнение Закона. С большой долей уверенности можно говорить о том, что именно введение существенных денежных штрафов будет стимулировать субъекты КИИ к выполнению требований Закона.

  • Законопроект № 47571-7 О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
  • Законопроект № 47579-7 О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона » О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
  • Законопроект № 47591-7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона » О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Это части одной истории, поэтому для простоты все 3 законопроекта будем называть:

Законопроект О безопасности критической информационной инфраструктуры

Кто занимался данной тематикой, знают, что до настоящего момента тематика безопасности критической информационной инфраструктуры (далее - КИИ) регулируется системой ведомственных документов. По данной тематике шли и идут проекты.

Учитывая, что в том или ином виде законопроект о безопасности КИИ превратится в закон в самое ближайшее время, то смысла вспоминать былое уже нет. Ведь вся существующая система документации, согласно законопроекту должна быть пересмотрена.

Одних только приложений к законопроекту 17 штук.

Официально законопроект вносится Правительством РФ. Данный факт плюс общее содержание проекта приводят к мысли о главенствующей роли ФСБ в подготовке и продвижении данного документа. Об этом чуть позже.

Итак, законопроект вводит целый ряд важных понятий, такие как:

  • государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации
  • компьютерная атака
  • компьютерный инцидент
  • критическая информационная инфраструктура Российской Федерации
  • силы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак
  • средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак

Искреннее недоумение у меня вызывает понятие - российские технологии , а также технические, в том числе предназначенные для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, средства сбора и анализа информации, поддержки принятия управленческих решений (ситуационные центры), предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак .

Т.е. средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак - это российские технологии? Вот как так можно писать? Ну да ладно, не будем придираться, надеюсь поправят, тем более что дальнейший текст проекта логичен.

Законопроект вводит две сущности:

  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности КИИ (назовем для сокращения ФО1);
  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области создания государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации и обеспечения ее функционирования (далее ФО2);

Пояснений пока нет, но очевидно роль ФО1 достанется ФСТЭК, ФО2 - ФСБ. Это вытекает из описания их деятельности.

Так вот, президент РФ определяет данные органы исполнительной власти и основные направления в области обеспечения безопасности КИИ. На этом фоне появление новой Доктрины информационной безопасности выглядит еще более логичным в общем потоке новостей.

ФО1, проводит проверку правильности категорирования, устанавливает требования к безопасности по каждой категории НО! за исключением объектов связи и информационно-телекоммуникационных сетей, для этого в проекте закона есть Федеральный орган исполнительной власти в области связи (видимо речь о Минкомсвязи).

У ФО2 задачи поинтереснее:

  • Координирует деятельность субъектов КИИ
  • Организует и проводит проверку защищенности КИИ
  • Утверждает порядок реагирования на инциденты
  • Утверждает порядок обмена информацией
  • Работает с объектами связи
  • Устанавливает требования к техническим средствам

В самом проекте закона есть описание системы безопасности значимого объекта КИИ. Такая система безопасности должна включать в себя:

  • Предотвращение неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования и т.п информации
  • Недопущение воздействия, которое может привести к нарушению или прекращению функционирования объекта КИИ
  • Обнаружение и предупреждение компьютерных атак
  • Восстановление работоспособности
  • Сбор, анализ и хранение сведений о проведенных компьютерных атаках
  • !!! Непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации

Координацию деятельности по компьютерным атакам осуществляет Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (читай ФСБ).

Оценку состояния защищенности КИИ осуществляет ФО2.

Теперь по государственному контролю обеспечения безопасности КИИ. Это статья 13. Проверки проводит ФО1. Описаны основания для плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проходят не чаще одного раза в 3 года. Внеплановые проверки проводятся в случаях:

  • неисполнения предписания
  • возникновения компьютерного инцидента
  • по поручению Правительства, Президента или по требованию прокурора.

Закон вступает в силу с 1 января 2017. Статьи по категорированию, правам и обязанностям субъектов КИИ, по системе безопасности, а также проверкам и ответственности с 1 января 2018 года.

Теперь по ответственности. В УК РФ предлагается внести новую статью 271.1 Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации . Максимальный срок по статье до 10 лет. В приложенном отзыве Верховного суда по внесению статьи 271.1 в УК РФ есть такая ОЧЕНЬ правильная ремарка:

Вызывает некоторые опасения то, что в диспозиции проектной статьи для определения последствий общественно-опасных деяний используются признаки только субъективно-оценочного характера, и что это может стать причиной трудностей у правоприменителя при установлении причинённого вреда.

Но это так, читателям на подумать.

Законопроект с высокой долей вероятности примут до конца года. Законопроект серьезный и факт его принятия повлечет серьезные последствия.

На фоне последних мировых компьютерных атак был принят федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», направленный на создание государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий атак на информационные ресурсы страны, который вступит в силу с 1 января 2018 года.

В пояснительной записке к законопроекту № №47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» подчеркивалось, что «осуществляемый в настоящее время в Российской Федерации переход к информационному обществу приводит к тому, что подавляющее большинство систем принятия решений и бизнес-процессов в ключевых отраслях экономики и сфере государственного управления реализуются или планируются к реализации с использованием информационных технологий. В различных информационных системах уже сейчас хранятся и обрабатываются значительные объемы информации, в том числе касающейся вопросов государственной политики и обороны, финансовой и научно-технической сферы, частной жизни граждан. Одновременно информационные технологии повсеместно внедряются при построении автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами, используемых в топливно-энергетическом, финансовом, транспортном и других секторах критической инфраструктуры Российской Федерации».

По мнения разработчиков законопроекта, «нанесение ущерба критической информационной инфраструктуре может привести к катастрофическим последствиям, а учитывая, что она является связующим звеном между другими секторами национальной инфраструктуры, неизбежно нанесет ущерб и этим секторам. Переход информационных и коммуникационных технологий на систему цифровых сигналов упростил и частично автоматизировал управление процессами, но, в то же время, сделал их более уязвимыми перед компьютерными атаками. Вредоносная программа, направленная на внесение изменений в бинарный код программы (алгоритм программы, записанный в двоичной системе исчисления) способна вывести из строя любое оборудование, работающее с использованием бинарного кода. При этом равную опасность могут представлять атаки, совершаемые в преступных, террористических и разведывательных целях со стороны отдельных лиц, сообществ, иностранных специальных служб и организаций.

При развитии событий по наихудшему сценарию компьютерная атака способна полностью парализовать критическую информационную инфраструктуру государства и вызвать социальную, финансовую и/или экологическую катастрофу.»

В пояснительной записке также отмечалось, что «стабильность социально-экономического развития Российской Федерации и ее безопасность, по сути, поставлены в прямую зависимость от надежности и безопасности функционирования информационно-телекоммуникационных сетей и информационных систем».

Для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты будет создан национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (ст.5 ч.2).

В государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ будет осуществляться сбор, накопление, систематизация и анализ информации, которая будет:

  • Поступать через средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
  • Представляться субъектами критической информационной инфраструктуры и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ, в соответствии с перечнем информации;
  • Представляться иными не являющимися субъектами критической информационной инфраструктуры органами и организациями, в том числе иностранными и международными.
Будет организован обмен информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, а также между субъектами и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

В целях учета значимых объектов критической информационной инфраструктуры будет создан реестр (ст.8). Сведения из него будут направляться в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Оценка безопасности критической информационной инфраструктуры будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы, в целях прогнозирования возникновения возможных угроз безопасности критической информационной инфраструктуры и выработки мер по повышению устойчивости ее функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак (уполномоченный ФОИВ) (ст.12).

При осуществлении оценки безопасности будет проводиться анализ:

  • Данных, получаемых при использовании средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, в том числе информации о наличии в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры, признаков компьютерных атак;
  • Информации, представляемой субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченным ФОИВ, в соответствии с перечнем информации, а также иными не являющимися субъектами органами и организациями, в том числе иностранными и международными;
  • Сведений, представляемых в государственную систему по итогам проведения государственного контроля, о нарушении требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, в результате которого создаются предпосылки возникновения компьютерных инцидентов;
  • Иной информации, получаемой уполномоченным ФОИВ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мой комментарий: Как мне кажется, в части сбора и обобщения информации закон просто легализовал ту работу, которая уже давно ведется в органах, отвечающих за безопасность нашей страны.

Москва, Кремль

Подписан Закон о безопасности критической информационной инфраструктуры России.

Он регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.

Определены основные принципы обеспечения безопасности, полномочия госорганов, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами инфраструктуры, операторов связи и информационных систем, обеспечивающих взаимодействие этих объектов.

К объектам инфраструктуры отнесены информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.

Закреплены понятия компьютерной атаки, компьютерного инцидента и др. Определен порядок функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.


Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 июля 2017 г., в "Российской газете" от 31 июля 2017 г. N 167, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 31 (часть I) ст. 4736


История рассмотрения и принятия Федерального закона



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация