Неопубликованная информация коммерческая и служебная тайна. Служебная и коммерческая тайны понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне. Закон о служебной тайне

Главная / Налоги

Переход к рыночной экономике, осуществляемый в РФ, обусловил появление в российском законодательстве целого ряда новых понятий, которые считаются ее неотъемлемыми атрибутами. Одним из них является понятие служебной и коммерческой тайны (далее в интересах краткости - коммерческая тайна), которое прежнему советскому гражданскому законодательству было неизвестно.

Как уже отмечалось, систему российского законодательства об охране коммерческой тайны образует совокупность правил, которые закреплены ГК РФ (ст. 139), Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 10 и др.), законами, регламентирующими деятельность налоговых и таможенных органов, страховых организаций и т.д., а также дополняющими и развивающими их подзаконными актами.

Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммер-ческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139).

Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация как таковая по своей сути не-материальна, хотя ее хранение и распространение осуществляются чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности, которые сами могут рассматриваться в качестве разновидности информационных ресурсов.

Наиболее проблематичным является вопрос о том, может ли информация быть объектом, на который за кем-либо закрепляется иск-лючительное право. На первый взгляд, это невозможно в силу природы самой информации. В самом деле, знания, если только к ним имеется свободный доступ, не могут быть монополизированы каким-либо кон-кретным лицом и с момента своего обнародования становятся всеобщим достоянием. Именно поэтому юридической наукой пока и не предложено адекватных правовых средств для охраны научных идей, теорий, гипотез и иных научных результатов как таковых.

Сказанное, однако, не означает, что монопольное владение и пользование информацией вообще исключено. Напротив, это возможно, но при условии, что информация неизвестна третьим лицам. Если закон признает право лица, владеющего информацией, на сохранение ее в тайне, и одновременно требует от третьих лиц воздерживаться от несанкционированного завладения этой информацией, налицо исключительное субъективное право на эту информацию. Именно такой правовой режим и создается институтом коммерческой тайны. Таким образом, коммерческая тайна обладает всеми свойствами объекта интеллектуальной собственности и является его особой разновидностью.

Будучи объектом интеллектуальной собственности, коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего следует отметить, что в ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности.

Важной особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной соб-ственности закон понимает вполне определенные результаты интел-лектуальной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.

Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В Российской Федерации круг таких сведений установлен постановлением Правительства РФ от 5 де-кабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», а также некоторыми другими актами. В частности, не могут составлять коммерческую тайну учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда; документы об уплате налогов и других обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды; нарушении антимонопольного законодательства; несоблюдении безопасных условий труда; реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденному Министерством финансов РФ 29 июля 1998 г., годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.

Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательным для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.

Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Это также имеет значение в выборе данной формы достигнутого результата интеллектуальной деятельности среди имеющихся возможностей.

Таковы основные особенности коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности. Как и по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности, применительно к коммерческой тайне закон устанавливает ряд критериев охраноспособности, которым она должна соответствовать, чтобы пользоваться правовой охраной.

Как уже указывалось, российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования:

информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании;

чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности.

Помимо коммерческой тайны российское законодательство выделяет еще несколько видов сведений, которые должны сохраняться в тайне. Речь, в частности, идет о государственной, военной, медицинской, нотариальной, адвокатской, банковской тайнах, личной и семейной тайне, тайне усыновления, тайне следствия и т. д. Отношения, связанные с каждой из названных выше и некоторыми другими видами тайн, специально регламентируются соответствующим законодательством, устанавливающим как право на сохранение соответствующих сведений в тайне, так и ответственность лиц, разгласивших их без санкции правообладателя. Коммерческая тайна отличается от всех этих видов тайн тем, что сведения, ее составляющие, относятся к коммерческой деятельности предпринимателя и имеют коммерческую же ценность.

Далее, наряду с термином «коммерческая тайна» в законодательстве и на практике широко используются такие термины, как «секрет производства», «ноу-хау», «торговые секреты», «конфиденциальная информация» и т.д. Хотя каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется обычно в достаточно опре-деленной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и то же понятие, которое в новом ГК РФ получило наименование «служебной и коммерческой тайны».

Статья 139 ГК РФ. Служебная и коммерческая тайна

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства) , - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.



2. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.



2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Особенности коммерческой и служебной тайны:

а) фактическая монополия определенного лица на совокупность сведений, составляющих коммерческую или служебную тайны;

б) универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности (под понятие коммерческой или служебной тайны могут быть подведены любые сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением и др.);

в) коммерческая и служебная тайна не требуют официального признания их охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин;

г) проверка охраноспособности коммерческой или служебной тайны происходит не в порядке предварительной процедуры, а тогда, когда тайна нарушается или оспаривается.


Служебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами, относится к служебной тайне.
В соответствии с ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. В государственных, некоммерческих организациях существуют:
  • определенный порядок для выполнения целей, функций и задач данной организации;
  • система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д.
Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливается руководителем организации. Например: «информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других служебных документов, также является конфиденциальной и не подлежит разглашению (распространению)» - это извлечение из Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Данный вид информации можно отнести к конфиденциальной (служебной или профессиональной тайне), но указанное постановление не отвечает требованиям терминологии ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В законе нет такого термина, как «информация ограниченного распространения», а есть «документированная информация ограниченного доступа».
К служебной тайне также можно отнести государственную тайну в соответствии с основными положениями Закона «О государственной тайне».
Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности, например, врачебная тайна, журналистская тайна, адвокатская тайна и т.д.
  1. Понятие коммерческой тайны
В ГК РФ не приводится различие между служебной и коммерческой тайной, хотя употребляются оба этих понятия. Все коммерческие тайны являются служебными, поскольку все работники коммерческой организации обязаны не разглашать их.
Коммерческая, в том числе банковская, тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности. В целом коммерческую тайну можно определить как научнотехническую, коммерческую, организационную или иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая имеет действительную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, и к которой нет свободного доступа на законном основании.
Порядок работы со сведениями, содержащими коммерческую тайну, определяется ФЗ «О коммерческой тайне». В этом же законе дано более полное и четкое определение понятия коммерческой тайны.
Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Еще по теме Служебная и коммерческая тайны Понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне:

  1. ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ВЫСЕЛЕНИЯ ИЗ НИХ
  2. 113. Расторжение (прекращение) договора найма служебного жилого помещения и выселение из служебного жилого помещения

Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны представляет определенную сложность, поскольку Гражданский кодекс РФ в статье 139 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая, в чем их отличие. Несмотря на то, что служебная и коммерческая тайны обладают, согласно указанной статье, тремя аналогичными признаками, синонимами они не являются. Это разноплановые понятия. Во-первых, основания, по которым сведения, относящиеся к служебной тайне, и сведения, составляющие коммерческую тайну, признаются конфиденциальными, существенно различаются между собой. Сохранение в тайне служебной информации, в отличие от коммерческой тайны, не обусловлено ее коммерческой ценностью. Служебная тайна не может быть объектом гражданского оборота. Запрещение ее разглашать устанавливается императивно законодательством, регламентирующим отдельные виды деятельности государственных органов.

Итак, служебную тайну можно определить как вид тайны, включающий устанавливаемую и защищаемую федеральными и муниципальными органами власти и их предприятиями информацию любой области их деятельности, доступ к которой ограничивается служебной необходимостью. В целях осуществления своих функций и в рамках установленных полномочий все государственные органы в той или иной степени аккумулируют у себя массивы самой разнообразной информации, в том числе составляющей личную (семейную), коммерческую и другие виды тайн. Мы будем рассматривать случаи, когда информация, составляющая коммерческую тайну, приобретает статус служебной. В основном, это касается государственных органов, для осуществления деятельности которых необходима информация экономической направленности. В качестве характерных примеров могут выступать таможенные и налоговые органы (соотношение коммерческой и налоговой тайны будет более подробно рассмотрено в параграфе 3 настоящей главы).

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Таможенного кодекса РФ, таможенные органы по своему статусу наделены полномочиями на получение любой информации (включая коммерческую), необходимой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Например, для целей таможенной статистики используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, такие как грузовая таможенная декларация. Сведения, содержащиеся в ней, в ряде случаев могут составлять коммерческую тайну, поскольку дают представление о товарообороте коммерческой компании, объеме поставок и так далее. Такая информация, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Таможенного кодекса РФ, имеет специальный режим хранения и доступа.

Статья 33 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает обязанность должностных лиц федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не разглашать служебную информацию, составляющую коммерческую тайну страховщика.

Как видно из приведенных примеров, законодатель обязал лиц, имеющих доступ к служебной тайне, соблюдать ее конфиденциальность под угрозой применения наказания, в том числе и уголовного. Однако следует отметить, что судебная практика по делам о разглашении и незаконном использовании коммерческой информации, находящейся в режиме служебной тайны, государственными служащими, мягко говоря, не велика. Это объясняется не высокими моральными качествами чиновников, а сложностью доказывания наличия состава преступления за указанные деяния. Какую информацию и в каком объеме предприниматели обязаны предоставлять в различные государственные органы, мы рассмотрим в главе 4.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Структура данного правового режима включает порядок документирование информации, установление права собственности на соответствующие информационные ресурсы, ограниченного доступа и правовую защиту. Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Аналогичная формулировка содержится и в иных федеральных законах, регулирующих отдельные виды государственной службы. Например, это п.7 ст.17 ФЗ от 21.07.1997г. № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах» (в редакции от 01.12.2003г.) Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность - нет.

Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Л.А. Трахтенгерц Комментарий к ч.1 ГК РФ под общей ред. Садикова О.Н. Консультант Плюс критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13.06.1996г. (в редакции 28.12.2004г.) имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию - охраняет положения ст.24 Конституции РФ - право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны - служебной информации ограниченного доступа - уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. ФЗ от 30.12.2001г. №145-ФЗ (в редакции от 30.12.2004г.) РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования - информация о деятельности исполнительной власти - Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации См. постановления Правительства от 15.06.2002г. №526, от 23.09.2002г. №691, утверждающие Положения о лицензировании деятельности по данным видам защиты информации. См. также ст.138 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по распространению средств технической защиты информации без соблюдения установленных лицензирующим органом требований., функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть - служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности Утверждена Президентом РФ от 09.09.2000г., которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

В пункте 2 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 29.07.2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Ст.139 ГК РФ, полностью повторяя первые два из перечисленных условий отнесения информации к коммерческой тайне, в качестве третьего закрепляет принятие обладателем информации мер к охране её конфиденциальности. При этом ГК РФ не приводит границы между коммерческой и служебной тайной, распространяя одинаковые признаки на оба понятия. Таким образом, законодательство использует фактически одинаковые признаки для определения трёх понятий: информация, составляющая секрет производства (ноу-хау); информация, составляющая коммерческую тайну; информация, составляющая служебную тайну.

Информация, составляющая служебную тайну, может иметь экономическую ценность в том смысле, что лицо, получившее к ней доступ, может продать её за определённую сумму третьим лицам, неправомерно получив тем самым доход. Указанная ценность есть свойство приносить прибыль от использования информации её обладателем в процессе предпринимательской деятельности. Служебную же тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти Поэтому то, что названо служебной информацией на рынке ценных бумаг в гл.8 Федерального Закона от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (действует в редакции от 28.07.2004г.), на самом деле является информацией, связанной с профессиональной деятельностью.. Следовательно, такая информация используется этими органами для государственно-властных (публичных) функций, а потому несовместима с предпринимательской деятельностью. Мы видим, что коммерческая тайна отличается от служебной тайной как минимум по двум признакам:

  • 1. По субъекту, устанавливающему перечень сведений, относимых к служебной или коммерческой тайне;
  • 2. По сфере использования.

Режим коммерческой тайны, в соответствии со ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», - это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности. Именно установление основ правового режима коммерческой тайны и составляет предмет регулирования ФЗ «О коммерческой тайне». Анализ его норм позволяет выделить следующие составляющие правового режима коммерческой тайны:

виды информации, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне;

перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну;

порядок отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну;

порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну;

меры по охране коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне». Правом относить ту или иную информацию (с учётом перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну) к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять её перечень и состав, наделён обладатель информации. Для того чтобы режим коммерческой тайны мог считаться установленным, необходимо принятие мер по охране конфиденциальности информации, которые можно свести в три группы:

  • 1. меры, вводимые локальным актом юридического лица. К ним относится определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; установление порядка обращения с этой информацией, т.е. ограничение доступа к ней; учёт лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
  • 2. меры договорно-правового характера, регулирующие отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и конрагентами на основании гражданско-правовых, в том числе предпринимательских, договоров.
  • 3. меры формально-информационного характера - вводятся путём нанесения на документы грифа «Коммерческая тайна» с указателем обладателя этой информацией (для юридических лиц - полное наименование и местонахождение; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество и место жительство).

Согласно ч.2.ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия всех перечисленных мер в совокупности: введение одной или нескольких мер не влечёт признание данного режима установленным. Исключение сделано для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников.

Говоря о возникновении и пределах ответственности за нарушение режима коммерческой тайны (нарушение может выражаться в разглашении коммерческой тайны, передаче информации третьим лицам, а также в использовании информации в личных целях), следует различать 3 ситуации:

  • 1. лицо получило доступ к коммерческой тайне в результате своих противоправных действий;
  • 2. контрагент нарушил режим коммерческой тайны, к которой он имел доступ на основе договора о передаче коммерческой тайны;
  • 3. работник нарушил режим служебной коммерческой тайны, к которой он имел доступ.

В первом случае, противоправный доступ к коммерческой тайне порождает гражданско-правовое обязательство, возникающее вследствие причинения вреда. Ответственность нарушителя заключается в обязанности возместить обладателю коммерческой тайны причинённый ущерб в полном объёме (п.1 ст.1064 ГК). Существует два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре и возмещение убытков (ст.1082 ГК). Убытки включают реальный ущерб и упущенную стоимость. П.7 ч.2 ст.7 ФЗ «О коммерческой тайне» также устанавливает, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право требовать возмещение убытков от лица, которое разгласило, незаконно получило или незаконно использовало указанную информацию.

Во втором случае, нарушение режима коммерческой тайны договорным контрагентом влечёт ответственность в соответствии с законом (глава 25 ГК «Ответственность за нарушение обязательств; ст.12 ФЗ «О коммерческой тайне»). Основания и размер этой ответственности могут быть изменены договором. В ст.393 ГК указывается, что должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Таким образом, из ст.393 ГК автоматически вытекает право потерпевшей стороны требовать от нарушителя - договорного контрагента - полного возмещения ущерба. Основная сложность, связанная с судебным взысканием убытков, состоит в необходимости доказывания их размера. Обладатель коммерческой тайны должен с помощью документов доказать величину своих убытков.

В последнем случае, ответственность работника за нарушение режима служебной коммерческой тайны регулируется в основном статьями 11 и 14 ФЗ «О коммерческой тайне». Рассматривая вопрос об ответственности работника за разглашение служебной коммерческой тайны, надо различать два случая:

разглашение имело место в период трудового договора;

разглашение имело место после прекращения (или расторжения) трудового договора.

Если работник разгласил служебную коммерческую тайну в период действия трудового договора, то он обязан возместить работодателю причинённый ущерб (а не убытки!) - п.4 я.3. ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне». Под ущербом здесь понимается «реальный ущерб», как он определяется в ст.15 ГК РФ - это расходы, которые обладатель коммерческой тайны произвёл или должен будет произвести для восстановления нарушенного права. Кроме взыскания ущерба с работника, к нему в соответствии с ч.2 ст.14 ФЗ «О коммерческой тайне» могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, т.е. замечание, выговор или увольнение.

Если работник разгласил служебную коммерческую тайну в тот период, когда он уже не состоит в трудовых отношениях, но ещё обязан хранить тайну (3 года - по Закону или в течение иного срока - по соглашению), то он обязан возместить убытки работодателя (ч.4 ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне»).

реализация норма право государственная тайна



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация