Обеспечительная купля продажа. Обеспечительная купля-продажа недвижимости в гражданском праве россии: допустимость правовой конструкции. Судебная практика безнадежных дел

Главная / Налоги

Научно-популярное издание (НПИ) - издание, содержа­щее сведения о теоретических или экспериментальных ис­следованиях в области науки, культуры и техники, изложен­ные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Целевое назначение НПИ - распространение и пропа­ганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содер^ жат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выво­дов, знание которых необходимо обществу в целом.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на изда­ния, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специа­листов, работающих в смежных областях науки; 4) на практи­ческих работников, желающих использовать результаты науч­ных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популяр­ные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования на­учной проблемы.

Научно-популярный очерк - описание научно-популяр­ным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме на­уки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.


Гтава 8. Текстовое издание 181

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-попу­лярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалис­тов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия - это популярное изложение в систематизированном виде содержания лекси­ческих единиц определенной отрасли знания. Она обеспечи­вает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате

отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд осо­бенностей. Характер предисловия к изданию во многом за­висит от конкретного адресата. Научные термины использу­ются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читате­лей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориенти­рованных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения.

НПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и при­кладным наукам в качестве иллюстраций нередко приме­няется карикатура - рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.


Контрольные вопросы

1. Что такое научно-популярное издание?

2. Каково целевое назначение НПИ?

3. Какому читателю адресованы НПИ?

4. В чем существенные различия между научными и НПИ по характеру информации?

5. Каковы основные виды НПИ?

6. В чем состоит специфика конструктивных элемен­тов НПИ?


182 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

8.4. Производственное издание

Производственное издание (ПИ) предназначено для ис­пользования в сфере производства и других областях практи­ческой деятельности, содержит материалы прикладного харак­тера, рассчитанные на специалистов разной квалификации.

Целевое назначение ПИ - обеспечение информацией всех сфер практической деятельности, в т. ч. производства.

ПИ отличаются четким читательским адресом. Каждое из них рассчитано на определенную категорию специалис­тов. В основном читатели делятся по уровню их общей и профессиональной подготовки: а) специалисты с высшим образованием; б) специалисты среднего звена (технологи, медсестры и т. д.); в) специалисты массовых профессий (сле­сарь, токарь и т. д.). Кроме того, различают ПИ, рассчитанные на специалистов, и ПИ для любителей, т. е. неспециалистов.

ПИ содержат информацию, касающуюся всех сфер прак­тической деятельности, т. е. деятельности по созданию мате­риальных благ, преобразованию природы и общества. Они кумулируют сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной прак­тики. Тематика этого вида изданий ограничивается вопросами, которые имеют прикладное значение. Многие произведения рассматриваемого вида носят характер рекомендаций, указа­ний по выполнению технологических процессов, операций.

В зависимости от широты охвата материала ПИ могут подразделяться на издания:

1) по специальности или профессии в целом;

2) по отдельным направлениям или темам профессио­нальной деятельности.

По целевому назначению и характеру информации вы­деляют следующие виды ПИ: научно-производственное, про­изводственно-практическое, нормативное производственно-практическое, производственно-практическое для любителей.

Научно-производственное издание (НПИ) содержит све­дения о результатах теоретических или экспериментальных исследований, а также конкретные рекомендации относитель­но их внедрения в практику.


{"пава 8. Текстовое издание

Разновидности НПИ - монография, сборник статей, док­ладов, материалов практических конференций.

Производственная (практическая) монография - изда­ние, содержащее полное и последовательное изложение темы, включающее научное обоснование материала. Ее отличает узкоотраслевая тематика и практическая направленность выводов и рекомендаций. По конструкции производствен­ные монографии аналогичны научным изданиям: сравни­тельно большой объем, наличие переплета, иллюстраций спе­циального характера: чертежей, схем, графиков, технических рисунков, фотографий.

К НПИ относятся также сборники статей, докладов, материалов практических (научно-практических) конферен­ций. Они содержат изложение практической задачи, проме­жуточные и конечные результаты научно-производственных исследований, рекомендации по их внедрению в практику.

Производственно-практическое издание (ППИ) содержит сведения по технологии, технике и организации производ­ства, а также из других областей производственной практи­ки. Оно предназначено для повышения квалификации, со­вершенствования профессионального труда. Эта задача вы­полняется, в основном, тремя путями: 1) распространением передового опыта; 2) информированием о научных достиже­ниях, имеющих прикладное значение; 3) описанием рацио­нальных приемов труда. Издания такого содержания выпус­каются в большом количестве.

ППИ имеют четкий читательский адрес, издаются для специалистов разной квалификации и для любителей.

В зависимости от широты охвата материала ППИ могут подразделяться на следующие группы изданий:

1) технология производства;

2) организация и экономика производства;

3) оборудование;

4) охрана труда и техника безопасности;

5) обмен передовым опытом.

К ППИ относят: паспорт, практическое пособие, прак­тическое руководство.

Паспорт - производственно-практическое издание, со-

Надо признать, что оформление художественной литературы день ото дня становится все лучше и лучше, а вот разнообразная научная и техническая книга пока еще далека от необходимого уровня.

А ведь выпуском научно-технической литературы занимаются много издательств. И если улучшилось качество внешнего оформления за счет широкого введения суперобложек и их различной обработки (например, лакировка), большого количества различных переплетов, использования полимеров и т.п., то во внутреннем оформлении книги явно еще не все в порядке.

Частенько приходится слышать, что заниматься всеми этими «мелочами» - не такая уж обязательная задача для дизайнера или верстальщика технической литературы.

Оно и понятно, ведь оформление научно-технической книги проводится довольно ограниченными средствами - формат издания, шрифт, отношение полос набора и полей, ритм рубрик, чертежи и документальные иллюстрации, незначительные декоративные элементы. У этого типа литературы нет того богатства возможностей, которые присущи художественной литературе. Однако не все так плохо.

Что характерно для оформления научно-технической книги?

Внутреннему строю такой книги свойственны общие черты современного оформления: простота, лаконизм, декоративность. Это выражается в четкой конструкции всех элементов оформления, в пропорциях массы набора и полей, в более контрастных соотношениях черного и белого, в композиции титулов, шмуцтитулов, спусковых полос, в более свободных принципах верстки.

Рассмотрим несколько интересных наборных титулов. В качестве композиционного приема довольно часто используется сильное смещение пятна набора к верхнему краю полосы. При зауженных форматах, применяемых, как правило, в наших научных изданиях, этот прием оправдан, так как при этом укрепляется верх полосы, увеличивается броскость заголовков, масса набора становится активнее, большое поле просвета уравнивает несколько асимметричное членение полосы и дает возможность свободно разместить дополнительные тексты.

Титулы часто оформляются в одной гарнитуре, но чередование светлых и жирных шрифтов курсивных и прямых начертаний делают композиции живыми и разнообразными. Удачно используются простые украшения - линейки и звездочки (рис. 1). Для повышения декоративности иногда вводится вторая краска.

Неплохой эффект получается когда курсивное начертание шрифта, выбранное для основной массы набора, и его асимметричное построение придают композиции впечатление активного движения и легкости (рис. 2). Все заголовки на спусковых полосах этого издания построены на крупном кегле строчного курсива. Таким образом, правильно примененный здесь шрифт обладает достаточной выразительностью.

В оформлении спусковых полос не стоит избегать наборных украшений. Декорирование рубрик простыми элементами (линейками, звездочками и т.п.) придает им некую торжественность и значимость. Выбор крупного кегля строчных шрифтов жирного начертания, линейки, выделение названия главы делают спуски довольно выразительными (рис. 3).

Довольно часто в современных изданиях акцентируется порядковый номер раздела или главы с пропуском слов «раздел», «глава». И действительно, читатель обычно ищет нужную ему часть книги лишь по номеру. Этот прием дает дизайнерам немало возможностей для создания новых композиций спусковых полос (рис. 4).

В построениях заголовков внутри текста широко используются выключки к краям полос. При сложных рубрикациях такой прием лучше использовать для самых нижних ступеней. В этом случае заголовки органически сливаются с текстом, лучше запоминаются и легче отыскиваются в книге.

Реже всего привлекают внимание таблицы, выводы, сноски и оглавления. Но интересные композиции могут быть и тут.

Почему-то при верстке научных изданий утвердилась традиция обязательного применения в таблицах вертикальных линеек (прографок). Они перегружают набор и контрастируют с основным текстом, для которого несвойственны вертикальные выделения. Практика показывает, что таблицы без вертикальных линеек смотрятся ничуть не хуже.

Немало интересного может быть и в оформлении содержания или оглавления.

В очень сложных рубрикациях следует активнее отделять основные части от второстепенных, не бояться больших втяжек и повышенного количества отбивок (рис. 5). При небольшом тексте содержания можно располагать номер страницы над текстом, с выключкой по центру. Удачно могут быть использованы отточия с увеличенной отбивкой (1,5-2 круглых); интересными могут быть варианты композиций отточий, располагаемых в шахматном порядке.

Названия глав можно вынести на шмуцтитулы (рис. 6). Обратите внимание на сильно увеличенный порядковый номер раздела, это дает возможность быстро находить нужную часть.

Чтобы излишне не уменьшать иллюстрации, которые имеют большое значение в любом издании, их можно вывести за формат полосы и даже под обрез. Тогда композиция разворотов становится динамичной и оригинальной. К сожалению, такой прием используется крайне редко.

Приведенные примеры не охватывают всех элементов внутреннего оформления научно-технических изданий. Они лишь говорят о том, что возможностей для различных находок, принципиально новых приемов оформления - множество.

Пришла пора начать активные творческие поиски в области оформления научно-технической литературы.

Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою».

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.

Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззрения читателя. Мировоззренческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Соединение науки и демократии как условия формирования научного мировоззрения было программой научного творчества К. А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии, истинной науки и истинной демократии, одни и те же. Цели формирования научного мировоззрения читателей послужила и популяризаторская деятельность К.А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерской пропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина получила в нашей стране быстрое и широкое признание.

Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.

Известны точки зрения, согласно которым научно-популярное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. В принципе любая книга является средством фиксирования, хранения и передачи информации.

Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, - это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция - интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «...В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация