Организация и проведение аварийно спасательных и других неотложных работ. Организация аварийно-спасательных работ и разведка места проведения аср. Аварийно-спасательные работы при пожаре

Главная / Налоги
  • 3. Поражающие факторы современных видов оружия
  • Безопасность общества и личности план
  • 1. Опасности и их воздействие на организм
  • 2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан
  • Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Основные понятия и определения чс
  • 2. Классификация чс
  • 3. Медицинские и медико-санитарные последствия чс
  • 4. Фазы развития чс и поражающие факторы
  • 5. Методы прогнозирования и оценка обстановки
  • Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
  • 2. Организационная структура рсчс
  • Органы повседневного управления рсчс
  • Органы непрерывного управления рсчс
  • 3. Режимы функционирования рсчс и порядок их введения
  • 4. Задачи и состав сил и средств рсчс
  • Функции Министерства Обороны рф
  • 5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций рсчс
  • 6. Всероссийская служба медицины катастроф
  • Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения план
  • Введение
  • 1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 4.Технические средства индивидуальной защиты
  • 5. Индивидуальные медицинские средства защиты
  • 6. Санитарная и специальная обработка
  • Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
  • Мероприятия и методы защиты населения.
  • Классификация убежищ.
  • Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности план
  • 1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
  • 1. В области обучения населения.
  • 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.
  • 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
  • 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.
  • 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.
  • 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.
  • 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.
  • 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.
  • 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.
  • 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.
  • 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств формирований гражданской обороны.
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
  • Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях план
  • 1. Психотравмирующие факторы чс
  • 2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чс различного характера
  • 3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
  • Безопасность труда медицинского персонала план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
  • 2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности труда врачебного состава
  • 5. При уколах и порезах во время медицинских манипуляций необходимо срочно
  • 6. При обслуживании пациентов врачу необходимо проявлять постоянную бдительность в отношении
  • 7. Стирку санитарно-гигиенической одежды медицинского персонала необходимо проводить
  • Безопасность медицинских услуг план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг
  • 2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности пациентов
  • - Выявлением у пациента артериальной гипертензии, фактов приема гипотензивных препаратов и назначением успокаивающих лекарственных препаратов;
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях различного характера будут проводиться в сложной об­становке, в условиях полных и силь­ных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и ме­стности и возможного затопления.

    Вначале напомним отдельные понятия и положения, рассмотренные в предыдущих разделах лекции.

    В системе общегосударственных оборонных мероприятий РФ важная роль принадлежит ГО, целью которой является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение АСДНР в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

    Руководители ГО и РСЧС, исходя из современных требований, предъявляемых к их подготовке, должны уметь в короткие сроки организовать АСДНР и управлять подчиненными силами в сложной и экстремальной ситуации.

    Основные законодательные акты по организации проведения АСДНР :

    Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.)определил, что в числе основных задач в области ГО являются: проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; ведение разведки, организация и проведение санитарной обработки населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.

    В соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г.), под ликвидацией ЧС понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы , проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, предотвращение действия характерных для них опасных факторов.

    Федеральный Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (№ 151 от 22.08.1995 г.) определяет составные части этих работ раздельно:

    Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных, оказания им первой помощи и эвакуации их в безопасные районы.

    Они включают:

      Разведку маршрутов выдвижения и участков (объектов) работ.

      Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ.

      Розыск и извлечение пострадавших из-под завалов и других опасных мест.

      Вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей.

      Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденными фильтрационными системами.

      Оказание первой помощи пораженным и доставка их в лечебные учреждения.

      Эвакуацию населения из опасных зон (районов).

      Санитарную обработку людей, специальную обработку техники, территорий, сооружений и др.

    Спасательные работы организуются в сжатые сроки и проводятся непрерывно.

    Они считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им необходимой помощи и ликвидации угрозы новых ЧС.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС имеют целью создать условия для проведения спасательных работ, обеспечения жизнедеятельности населения.

    Они включают:

      Прокладывание колонных путей, устройство проездов (проходов) в завалах.

      Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях.

      Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ.

      Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ.

      Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

      Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

      Поиск, опознание и социальная защита пострадавших.

    В законе даны и другие понятия:

    Аварийно-спасательные формирования – это структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

    Аварийно-спасательные средства – это техническая продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, имущество и материалы, методические видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

    Силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

    Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий.

    В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность ведения АСДНР.

    В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и в планах ГО и защиты населения предусматривается создание группировки сил и средств для ликвидации ЧС, а также при ведении военных действий.

    В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности общего назначения, а также специальные формирования для обеспечения АСДНР.

    Основу группировки сил составляют аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, специально предназначенные для решения задач в области ГО и ЧС (докладывались в предыдущих разделах лекции).

    Командир формирования и его штаб заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается:

      порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;

      место и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и др. средств;

      порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;

      порядок управления формированием в период сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;

      организация комендантской службы;

      порядок материального и технического обеспечения.

    Обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведения АСДНР – это комплекс мероприятий организуемых и осуществляемых с целью создания условий для успешного выполнения поставленных задач.

    Основными видами обеспечения являются : разведка, радиационная и химическая защита; инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение; комендантская служба и охрана общественного порядка.

    Разведка – комплекс мероприятий проводимый органами управления ГО и РСЧС по сбору, обобщению и изучению данных о состоянии природной среды и обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также на участках и объектах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Радиационно-химическая защита организуется с целью максимального снижения потерь населения и обеспечения безопасного выполнения задач силами ГО и РСЧС в условиях радиационного и химического заражения.

    Инженерное обеспечение – это комплекс инженерных мероприятий, направленных на предотвращение разрушений, защиту населения и обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведении ими спасательных и других неотложных работ.

    Противопожарное обеспечение действий сил организуется и осуществляется в целях создания условий для выполнения спасательных и других неотложных работ сопровождаемых пожарами.

    Дорожное обеспечение организуется в целях создания условий для беспрепятственного маневра силами и средствами при ликвидации аварий. Своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавшего населения.

    Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, оценки их возможного влияния на действия сил ГО и РСЧС и проведению мероприятий по защите населения.

    Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации ЧС.

    Метрологическое обеспечение проводится с целью поддержания в постоянной готовности техники и различных видов аппаратуры и приборов состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС.

    Материальное обеспечение действия сил ГО и РСЧС организуется в целях бесперебойного снабжения их материальными средствами, необходимыми для проведения спасательных работ, жизнеобеспечения личного состава, пострадавшего и эвакуируемого населения.

    Транспортное обеспечение организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого населения, доставки сил и средств ГО и РСЧС к местам работы и размещения, вывоза из районов материальных ценностей.

    Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава аварийно-спасательных подразделений и населения инфекционных заболеваний.

    Задачами медицинского обеспечения являются:

    Организация медицинской разведки, лабораторного контроля за зараженностью радиоактивными отравляющими веществами, бактериальными средствами объектов внешней среды, продовольствия, воды.

    Проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава сил ГО и РСЧС и населения в районах ЧС.

    Выявление и изоляция инфекционных больных, организация карантина в очагах бактериального заражения и эпидемий.

    Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

    Подготовка формирований лечебных учреждений к действиям в ЧС.

    Снабжение аварийно-спасательных подразделений и населения медикаментами, медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

    Организация комендантской службы. Комендантская служба организуется в целях обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО и РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Организация охраны общественного порядка. Охрана общественного порядка организуется начальниками ГО и РСЧС с целью поддержания дисциплины и организованности при возникновении ЧС. Непосредственным организатором охраны общественного порядка является начальник службы охраны общественного порядка.

    По всем видам обеспечения разрабатываются планы, которые согласовываются с начальниками органов управления ГОЧС, служб ГО и другими начальниками. При ведении АСДНР в планы вносятся необходимые изменения, уточняются задачи, которые своевременно доводятся до исполнителей.

    Подводя итог по данному вопросу лекции, следует отметить, что организация и ведение АСДНР в очагах поражения и районах ЧС является одной из основных и трудных задач, особенно в условиях внезапности. Сложность мероприятий ГО и РСЧС, необходимость их планирования и осуществления еще в мирное время, требует повседневного внимания со стороны руководителей ГО, органов управления ГОЧС всех уровней вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО и РСЧС к проведению АСДНР, принятию своевременных и обоснованных решений на их проведение (применение), а также всестороннего обеспечения и управления их действиями в очагах поражения и районах ЧС.

    Заключение

    В современных геополитических, экономических и военно - стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасно­стей и угроз как мирного, так и военного времени являются весьма актуальны­ми, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера - это повседневные реалии, а военные опасности - потенциально воз­можны.

    Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейше­го совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной по­литики в этой области, основной целью которой является обеспечение гаранти­рованного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

    Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является даль­нейшее развитие гражданской обороны и РСЧС, их интеграция в единую госу­дарственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасно­стей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов.

    Следует отметить, что процесс постепенной интеграции РСЧС и граждан­ской обороны в РСГЗ имеет место уже длительное время. В ходе процесса их интеграции были объединены органы управления. Используются единые систе­мы связи, оповещения и информационного обеспечения. Спасательные воинские формирования МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в мирное время.

    Создание Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны не потребует значительных материальных затрат, ибо большинство мероприятий (разработка новой нормативной правовой базы, перегруппировка сил, совершен­ствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т.п.) бу­дет носить, в основном, организационный характер.

    В отличие от РСЧС, основные усилия которой сосредоточены на решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и тех­ногенного характера, РСГЗ должна стать комплексной системой, реализующей весь комплекс мероприятий гражданской защиты.

    Российская система гражданской защиты должна представлять действительно единую государственную сис­тему, которая будет решать задачи, как гражданской обороны, так и РСЧС и ко­торой не потребуется время для перехода с мирного на военное время.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Аветисов П.В., Аполлонова Л.А., Гоголев М.И. и др. Организация медицинской службы гражданской обороны. Москва, 2002.

    Алтунин А. Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. Москва, 2008.

    Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М., 2009.

    Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М.: Высшая школа, 2010.

    Винничук Н.Н., Давыдова В.В. Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Санкт-Петербург, 2009.

    Михайлов В.И. Основы организации и тактики медицинской службы гражданской обороны. Москва, 2007.

    Сахно В.И., Захаров Г.И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Санкт-Петербург, 2008.

    Конституция РФ от 12.12.1993 г.

    Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

    Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    Федеральный закон РФ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

    Федеральный закон РФ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

    Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральный закон РФот 28.12.2010 г.№ 390-ФЗ«О безопасности».

    Указ Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

    Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

    Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

    Приказ МЧС России от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований».

    Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 03.07. 2000 г. № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

    Вопросы для самоконтроля знаний студентов

    1. Какие основные нормативно-правовые документы определяют принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера?

    2. Перечислите основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

    3. Каково предназначение гражданской обороны?

    4. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

    5. Назовите структуру и органы управления гражданской обороны.

    6. Какие задачи решает спасательная медицинская служба гражданской обороны?

    7. Перечислите основные направления деятельности в области гражданской обороны.

    8. Какие основные задачи стоят перед спасательной медицинской службой гражданской обороны во время организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях?

    Тестовые задания

    Выберите один или несколько правильных ответов

    1. Для России защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций актуальная по ряду причин

    1) возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса

    2) увеличение плотности населения

    3) снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

    4) урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата

    2. Определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз дано в

    1) Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.121994 г.)

    2) Федеральном законе РФ «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.)

    3) Федеральном законе РФ «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей» (№ 151-ФЗ от 22.08.1995 г.)

    4) Федеральном законе РФ «О безопасности» (№ 390-ФЗ от 28.12.2010 г.)

    3. Гражданская оборона это:

    1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

    2) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    3) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    4) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации

    4. Систему гражданской обороны составляют

    1) органы повседневного управления по обеспечению защиты населения

    2) силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны

    3) фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации

    4) системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения

    5. Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляют

    1) руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций

    2) Пра­вительство Российской Федерации

    3) главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    4) руководители объектов экономики, учреждений и организаций

    6. Силы гражданской обороны включают:

    1) спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

    2) подразделения федеральной противопожарной службы

    3) аварийно-спасательные формирования и спасательные службы

    4) создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования

    7. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях включают

    1) строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем

    2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации

    3) приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения

    4) установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

    8. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ это

    1) создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий

    2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

    3) восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны

    4) организация взаимодействия сил гражданской обороны с вооруженными силами, воинскими формированиями и другими специальными формированиями, создаваемыми в военное время

    9. Аварийно-спасательные работы это

    1) действия по спасению людей;

    2) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей;

    3) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

    4) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций.

    10. Основными видами обеспечения действий сил гражданской обороны при проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) являются

    1) разведка

    2) радиационная и химическая защита

    3) инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение

    4) комендантская служба и охрана общественного порядка

    Правильные ответы:

    | Организация и ведение аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

    Основы безопасности жизнедеятельности
    10 класс

    Урок 19
    Организация и ведение
    аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




    Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

    Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

    Обеспечение действий сил гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований достигается проведением комплекса мер, указанных на схеме 23.

    Разведка - это совокупность мероприятий по сбору данных, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

    Задачи разведки:

    Определение зоны и характера чрезвычайной ситуации;
    - определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
    - установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
    - оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации;
    - выявление очагов пожаров;
    - определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения;
    - определение плана проведения поисково-спасательных работ.

    Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами.

    Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию (рис. 41). Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки (рис. 42).

    Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.

    Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

    Дорожное обеспечение возложено на отряды обеспечения движения, которые к указанному сроку готовят маршруты для пропуска транспорта и техники, поддерживают дороги в рабочем состоянии.

    Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

    На техническое обеспечение возложены проведение технического обслуживания машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечение запасными частями и агрегатами.

    В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки.

    В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

    Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

    Поиск и обнаружение пострадавших;
    обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
    оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
    эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.

    Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения

    Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения.

    Санитарная обработка может быть частичной (рис. 43) и полной.

    Частичную санитарную обработк у при загрязнении радиоактивными веществами по возможности проводят в течение первого часа после загрязнения непосредственно в зоне радиоактивного загрязнения или после выхода из нее (схема 24).

    Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими аварийно химически опасными веществами проводят немедленно. Для этого, не снимая противогаза, нужно вначале обработать раствором из индивидуального противохимического пакета открытые участки кожи, на которые попало аварийно химически опасное вещество, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза. Если такого пакета нет, то можно обезвредить капельно-жидкие отравляющие вещества бытовыми химическими средствами.

    Для проведения частичной санитарной обработки при загрязнении бактериальными (биологическими) средствами необходимо, не снимая противогаза, обметанием или отряхиванием удалить их с одежды, обуви и средств защиты, протереть дезинфицирующими средствами открытые участки тела, а при возможности обмыть их теплой водой с мылом.

    Обработку необходимо проводить так, чтобы открытые участки тела не соприкасались с наружной поверхностью одежды и обуви.

    При одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами сначала обезвреживают аварийно химически опасные вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные средства.

    Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды.

    При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 3-5 ч с момента загрязнения.

    При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью.

    При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.

    Жизнеобеспечение населения в ЧС. С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

    Водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
    продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
    жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
    предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
    информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
    медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
    минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.

    Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией.

    Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально-психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства.

    Вопросы и задания

    1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

    2. С какими целями проводят неотложные работы?

    3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

    4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

    5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

    6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

    7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

    8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

    9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

    10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

    11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

    12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

    Задание 37

    Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

    а)транспортное;
    б) медицинское;
    в) материальное;
    г) разведка;
    д) продовольственное;
    е) санитарно-гигиеническое;
    ж) инженерное;
    з) гидрометеорологическое;
    и) геодезическое;
    к) техническое;
    л) дорожное;
    м)военное;
    н) информационное.

    Задание 38

    Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

    а) местная;
    б) общая;
    в) частичная;
    г) неполная;
    д) частная;
    е)полная;
    ж) индивидуальная

    Чрезвычайным ситуациям

    и ликвидации последствий стихийных бедствий

    _______________________________________________________

    Академия гражданской защиты

    Кафедра аварийно-спасательных работ

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ
    АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

    Часть 4

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АСДНР

    В УСЛОВИЯХ РАЗРУШЕНИЯ ЗДАНИЙ

    И СООРУЖЕНИЙ

    по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

    и ликвидации последствий стихийных бедствий

    в качестве учебника для слушателей системы образования

    МЧС России и структур РСЧС

    Химки – 2006

    Организация и ведение аварийно-спасательных работ (учебник). Часть 4. Технология ведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений. - Новогорск: АГЗ МЧС России, 2006. - 31с.; 63 библ.

    В четвертой части учебника изложены основные технологии проведения поиска пострадавших в завалах, их деблокирования и эвакуации (транспортировки) с использованием различных способов и средств; технологии проведения неотложных работ, связанных с расчисткой проездов в завалах, обрушением и укреплением конструкций, грозящих обвалом, локализацией аварий на коммунально-энергетических сетях. Рассмотрены особенности проведения АСДНР при пожарах в высотных зданиях, а также основные меры безопасности при проведении работ.

    Компьютерный набор.

    ã АГЗ МЧС России, 2006.

    Глава I

    АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ

    МАССОВЫХ РАЗРУШЕНИЙ

    Аварийно-спасательные работы должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в сроки их выживания в завалах.

    Непрерывность и эффективность ведения аварийно-спасательных работ достигаются: созданием группировки сил, соответствующей сложившейся обстановке; своевременным вводом сил в очаг поражения (зоны ЧС); устойчивым и твердым руководством действиями спасателей; сосредоточением основных усилий в местах наибольшего скопления пострадавших и там, где пострадавшим угрожает наибольшая опасность; полным и своевременным обеспечением действий спасателей необходимыми материально-техническими средствами; организацией режима работ в соответствии со складывающейся обстановкой.

    Маршруты ввода сил в очаг поражения, включающие один - два основных и один-два дополнительных маршрута, назначаются, как правило, по дорогам с твердым покрытием и капитальными мостами, допускающими пропуск тяжелой техники.

    Для обеспечения ввода сил вслед за разведывательными формированиями направляются отряды обеспечения движения, оснащенные средствами механизации по устройству магистральных проездов. Затем выдвигаются противопожарные, аварийно-технические, инженерные, аварийно-спасательные и медицинские формирования.

    В периферийные зоны очага поражения формирования могут направляться пешим порядком, не дожидаясь готовности проездов.

    В целях обеспечения устойчивого управления очаг поражения делит-

    ся на зоны ответственности (сектора), участки, объекты работ, включающие определенную территорию с расположенными на ней зданиями и сооружениями. Количество зон, участков и объектов работ определяется исходя из сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших, их состояния.

    Границы зон ответственности (секторов) работ назначаются по широким улицам, площадям, полосам зеленых насаждений, рекам, каналам, полосам отвода железных дорог, наземных линий метро и другим рубежам, которые могут сохраниться и не будут завалены.

    Зоны ответственности (сектора) разделяются на несколько участков, включающих группу объектов, кварталов или микрорайонов. Каждый участок должен иметь выход на незаваливаемую улицу или проезд.

    Для ведения аварийно-спасательных работ на назначенном участке (объектах) создается группировка сил. Группировка сил при большом объеме работ создается в составе двух-трех эшелонов с выделением резерва.

    Распределение сил и средств осуществляется исходя из характера и объемов аварийно-спасательных работ на участках (объектах), назначенных спасательным формированиям.

    В сложных условиях обстановки работы ведутся посменно.

    Продолжительность работы спасателей (включая перерывы на отдых) не должна превышать 8 (в военное время – 10) часов в сутки и устанавливается в каждом конкретном случае с учетом тяжести работы и условий ее выполнения.

    В ночное время продолжительность работы каждой смены спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха. Организуется освещение рабочих площадок и непосредственно рабочих мест.

    Перерывы в работе продолжительностью 10-15 мин назначаются с учетом состояния работоспособности спасателей. При тяжелой работе отдых во время перерыва должен носить пассивный характер. При отрицательных

    температурах окружающей среды места отдыха организуются в теплых по-

    мещениях, а при жаркой погоде – в тени.

    Прием пищи во время проведения аварийно-спасательных работ организуется до начала, и после окончания рабочей смены.

    Режим работы спасателей устанавливается с учетом тяжести работы, температуры окружающей среды, предельно допустимого времени работы в средствах индивидуальной защиты.

    Количество и состав смен определяются в зависимости от характера обстановки, поставленной задачи и объема спасательных работ. При создании смен, по возможности, должна сохраняться организационно-штатная структура формирований.

    Для непосредственного проведения аварийно-спасательных работ на основе спасательных подразделений и подразделений механизации работ могут создаваться сводные механизированные спасательные группы численностью 25-50 человек для выполнения спасательных работ в тяжелых и средних завалах. Спасательные работы в легких завалах ведутся спасательными отделениями (6-8 человек) с ручным аварийно-спасательным инструментом.

    Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ выбирается командиром (начальником) формирования исходя из обстановки, объема, условий работы и принятой технологии отработки отдельных рабочих операций. При постановке задач ночным сменам, учитывая более сложные условия, заданный объем работ соответственно уменьшается.

    Смена подразделений производится непосредственно на рабочих местах. Время и порядок смены определяет руководитель работ. Старшим на период смены является командир (начальник) сменяемого формирования. Он обязан ознакомить командира формирования, прибывшего на смену, с обстановкой на участке (объекте) работ; особенностями выполнения работ ; опасными и вредными факторами, препятствующими проведению работ; состоянием техники, полученными распоряжениями; местами нахождения пострадавших, деблокировать которых к моменту смены не удалось; местом нахождения медицинского пункта, пункта замены средств индивидуальной защиты, пункта дозаправки техники, порядком организации связи и ее состоянием.

    Техника при смене, как правило, не выводится, а передается прибывшему формированию непосредственно на месте работ.

    Сменяемое подразделение выводится с участка работ, при необходимости проводится санитарная обработка личного состава, после чего подразделение следует в район отдыха.

    Аварийно-спасательные работы в условиях разрушений направлены на:

    поиск пострадавших;

    деблокирование пострадавших из завалов, заваленных защитных сооружений, с верхних этажей поврежденных и разрушенных зданий и сооружений;

    оказание пострадавшим первой медицинской и первой врачебной помощи;

    эвакуацию пострадавших из очага поражения на пункты сбора пострадавших или в лечебные учреждения;

    эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы;

    проведение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению населения.

    1.1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПОИСКА ПОСТРАДАВШИХ

    В ЗАВАЛАХ РАЗРУШЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

    Поиск пострадавших в завалах разрушенных зданий и сооружений имеет целью обнаружение места их нахождения, уточнение условий их нахождения и состояния, установление с ними звукового или визуального контакта, определение примерного объема и характера необходимой им помощи.

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

    Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

    ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

    розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

    вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

    оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

    вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

    санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

    В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

    Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

    Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

    Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

    локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

    укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

    ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

    ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

    Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

    В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

    Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

    В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

    В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

    Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

    Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

    Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

    Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

    Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

    Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

    ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

    Успешное проведение АСДНР достигается:

    своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

    быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

    высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

    знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

    заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

    непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

    Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

    чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

    Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

    подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

    проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

    поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

    создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

    осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

    Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

    В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

    В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

    Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

    федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

    спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

    военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

    штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

    противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

    специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

    подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

    Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

    чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

    формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

    соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

    Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

    Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

    восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

    Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

    При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

    На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

    Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей среде, и материального ущерба, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальных, местных и региональных чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью в вышестоящие комиссии по чрезвычайным ситуациям. При необходимости Совет Министров Республики Беларусь обращается в установленном порядке с просьбой о применении сил и средств Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ликвидация чрезвычайных ситуаций считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Весь объем работ в очаге поражения принято делить на аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

    Аварийно-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из завалов и разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской помощи и эвакуации их из очага поражения в лечебные учреждения.

    К другим неотложным работам относятся работы, не направленные непосредственно на спасение людей: прокладка проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках, локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, укрепление или обрушение угрожающих обвалом сооружений, восстановление поврежденных защитных сооружений и др.

    АСиДНР должны быть организованы в короткие сроки и проводиться днем и ночью до полного их завершения. Особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ определяются характером очага поражения.

    При применении ядерного оружия возникает наиболее сложная обстановка, характеризующаяся значительными разрушениями, пожарами, радиоактивным заражением.

    В очагах разрушений и пожаров проводятся следующие работы:

    – разведка и поиск пострадавших;

    – извлечение людей из завалов, подвалов и других заваленных помещений;

    – спасение людей из горящих зданий, загазованных и задымленных помещений;

    – оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

    – локализация и тушение пожаров;

    – эвакуация людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

    – обеспечение пострадавших продовольствием, водой, одеждой, медикаментами, палатками или жилыми помещениями (при необходимости);

    – спасение домашних животных, материальных ценностей и продовольствия;

    – локализация аварий на коммунально-энергетических сетях;

    – восстановление линий связи и других систем жизнеобеспечения;

    – обрушение или усиление неустойчивых конструкций зданий, угрожающих обвалом;

    – санитарная обработка очага разрушений и пожаров;

    В очагах и зонах радиоактивного заражения проводятся следующие работы:

    – радиационная разведка, оценка степени опасности;

    – йодная профилактика населения (при необходимости);

    – ограничение пребывания населения на открытой местности и срочная эвакуация отдельных групп населения (при необходимости);

    – исключение или ограничение потребления населением зараженных радиоактивными веществами продуктов и воды;

    – использование средств индивидуальной защиты населением при работах на открытом воздухе;

    – дезактивация продовольствия и воды;

    – дезактивация местности, зданий, сооружений и техники;

    – комплекс мероприятий санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера;

    – перевод домашних животных на стойловое содержание, на незараженные корма и их эвакуация (при необходимости).

    Особенности АСиДНР в очаге химического поражения зависят от размера очага, типа отравляющих или химически опасных веществ, времени и способа их применения или условий, возникающих в результате аварии, количества людей, оказавшихся в очаге поражения, и обеспеченности их средствами индивидуальной защиты. Если в очаге химического поражения нет больших разрушений или пожаров, то проведение спасательных работ сводится к оказанию помощи пораженным. При возникновении ЧС на химически опасных объектах работы непосредственно в очаге поражения выполняют специализированные объектовые формирования, оснащенные всем необходимым для борьбы с последствиями воздействия отравляющих или химически опасных веществ. В связи с этим в очаге химического поражения проводятся прежде всего:

    – химическая и медицинская разведка;

    – эвакуация пораженных в безопасные районы и вывоз (вывод) населения по кратчайшим маршрутам с учетом направления ветра;

    – ликвидация утечек ядовитых веществ;

    – дегазация дорог и проходов на маршрутах действия сил ГО;

    – санитарная обработка людей, дегазация территории, зданий и сооружений, техники;

    – учет и захоронение погибших.

    Первая медицинская помощь пораженным оказывается на месте их обнаружения. На пораженных надеваются противогазы, обеззараживаются капли отравляющих или химически опасных веществ, попавшие на тело или одежду, людям вводятся антидоты.

    В очаге биологического поражения проводятся следующие виды работ:

    – ведение биологической разведки и индикация бактериальных средств;

    – установление карантинного режима или обсервации;

    – санитарная экспертиза и контроль заражения продовольствия, воды, фуража, а также их обеззараживание;

    – противоэпидемические, санитарно-гигиенические, профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

    – разъяснительная работа с населением.

    При установлении факта применения противником биологического оружия или возникновения инфекционных болезней среди людей и животных в очаге поражения устанавливается карантин, а в прилегающих районах вводится обсервация. К работе в первую очередь привлекаются силы, находящиеся внутри очага. Личный состав формирований вводится в очаг в средствах индивидуальной защиты после общей и специальной профилактики. Когда работы выполнены, формирования выводятся из очага поражения, но располагаются в пределах зоны карантина. Карантин и обсервация снимаются распоряжением начальника ГО области, республики.

    В районах стихийных бедствий проводятся следующие работы:

    – разведка районов стихийных бедствий и возможных масштабов их последствий;

    – поиск пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;

    – эвакуация людей и домашних животных в безопасные районы;

    – оказание помощи населению продуктами, водой, одеждой и т.д.;

    – проведение комплекса мероприятий по предупреждению эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

    – спасение домашних животных, оказание им ветеринарной помощи;

    – спасение материальных ценностей, сельскохозяйственных посевов;

    – ремонт плотин и дамб, их возведение (при необходимости);

    – ликвидация заторов и зажоров на реках во время половодий;

    – восстановление систем жизнеобеспечения в населенных пунктах после ураганов, бурь и смерчей;

    – тушение лесных, торфяных и полевых пожаров, а также пожаров в жилых массивах в результате самовозгорания или ударов молнии;

    – борьба со снежными заносами, гололедом и др.

    При воздействии двух и более видов оружия массового поражения образуется очаг комбинированного поражения . В очаге поражения организуются работы с учетом наличия пожаров, разрушений и вида заражения – радиоактивного, химического или биологического. До установления вида примененных бактериальных средств все работы организуются в режиме защиты от особо опасных инфекционных болезней.

    При наличии отравляющих или химически опасных веществ привлекаемые формирования должны пользоваться противогазами.

    При организации и проведении работ в очаге комбинированного поражения, кроме работ, указанных выше, предусматривается непрерывное ведение разведки всех видов, определение самого опасного поражающего фактора и принятие первоочередных мер к ликвидации его воздействия, проведение санитарной обработки людей с учетом их одновременного заражения радиоактивными веществами и биологическими средствами.

    При обеззараживании участков территории, зданий и сооружений, техники вначале производятся дегазация и дезинфекция этих объектов, а затем, если степень радиоактивного заражения превышает допустимые уровни, дезактивация.

    Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом – необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем – быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод). Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе, даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.

    С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имущества выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепления, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация