Президиум вас - права участника должника в деле о банкротстве, прекращение или завершение дела. Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры - Бюро в СМИ - Представитель участников должника в деле о банкротстве: правовой статус и тенденции практики Получение п

Главная / Налоги

Институт несостоятельности (банкротства) следует считать неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Наличие рыночных отношений обуславливает неизбежность наступления негативных последствий в виде несостоятельности (банкротства) участников хозяйственных правоотношений, так как предпринимательские отношения всегда предполагают наличие сильных и слабых субъектов бизнеса.

Существование института несостоятельности (банкротства) предполагает активное участие государства в данной сфере правового регулирования с целью защиты интересов лиц, выступающих участниками дела о несостоятельности (банкротства).

Институт банкротства является комплексным правовым институтом, включая в себя нормы как материального, так и процес­суального права. Плюс ко всему, ввиду сложности конкурсных право­отношений, их субъективного состава, а также причин, послуживших началом конкурсного процесса, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) включает себя нормы как частного, так и публичного характера: гражданского права, уголовного права, административного права, гражданского и арбитражного процесса : правовой сайт. - 2018]. Права и законные интересы в рамках конкурсного процесса должны быть снабжены надежными и действен­ными механизмами защиты, чтобы обеспечить действительный баланс интересов.

Основное влияние на правовой статус субъектов конкурсных правоотношений оказывает специфика этих отношений как комплексных, вызванных неплатежеспособностью (несостоятельностью) хозяйствующего субъекта, а также вызванных целью конкурсного процесса по обеспечению справедливого баланса интересов всех его участников.

Нельзя не отметить, что учредители (участники) должника корпорации заинтересованы в положительных результатах дела о несостоятельности (банкротстве) не меньше иных субъектов конкурсных правоотношений. Однако, несмотря на наличие данного интереса, законодатель с осторожностью подходит к наделению активным участием учредителей (участников) должника в рамках процедур несостоятельности (банкротства).

Нормы Закона о банкротстве не позволяют учредителям (участникам) корпорации оказывать влияние на ход дела о несостоя­тельности (банкротства), что является недопустимым ограничением. Учредители (участники) должника в наибольшей степени заинтересованы в восстановлении платежеспособности должника, поэтому неспра­ведливое ограничение реализации данного интереса ставит учредителей (участников) должника в неравное положение с субъектами с абсолютно противоположными стремлениями (кредиторов должника). Данное обстоятельство идет в разрез с принципом, который ставит перед собой Закон о банкротстве, а именно обеспечение баланса интересов субъектов конкурсных отношений. Правоприменительная практика по делам, связанным с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, во многом восполняет пробелы законодательства о (несостоятель­ности) банкротстве.

До внесения изменений в ст. 35 Закона о банкротстве законодатель долгое время не уделял должного внимания проблеме правового положения учредителей (участников) в конкурсных правоотношениях и особенно механизму защиты прав и законных интересов. Наличие данного недостатка отмечалось еще в период действия предыдущего Закона о банкротстве от 1998 г .

В процессе несостоятельности (банкротства) принимают участие две группы субъектов: лиц участвующих в деле и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.ст. 34, 35 Закона о банкротстве). В данных положениях закона отсутствует упоминание об учредителях (участниках) должника, которые являются, безусловно, заинтересованными лицами в исходе всего конкурсного процесса.

Введение в Закон о банкротстве такого субъекта, как представитель учредителей (участников) должника, обусловлено необходимостью аккумулирования интересов всех учредителей (участников) и исключения возможного конфликта интересов в рамках процедур банкротства. Однако, руководствуясь лишь принципом удобство, недопустимо ограничение возможности учредителей (участников) корпорации действовать наряду со своим представителем деле о банкротстве, аналогично механизму взаимоотношений арбитражный управляющий и кредиторы.

Закон о банкротстве в ст. 2 дает определение понятию представитель учредителя (участника) должника и тем самым предлагает различные варианты выбора субъекта представительства интересов учредителей (участников) должника. В качестве такового может выступать: председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника; лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника; лицо, избранное учредителями (участниками) должника. Перечень субъектов, которые могут быть правомочны представлять интересы учредителей (участников) должника обширен и возникает вопрос, каким образом в одном случае в качестве представителя будет выступать, к примеру, председатель совета директоров, а в другом представитель, избранный учредителями (участниками).

Представляется необходимым, определить в Законе о банкротстве конкретный вариант выбора представителя учредителей (участников). Наиболее подходящим видится самостоятельное избрание учредителям (участниками) своего представителя, данный вариант в наибольшей степени обеспечивает интересы учредителей (участников).

В судебной практике и в разъяснениях высших судов имеет место, в ряде случаев, наделение представителя учредителей (участников) статусом лиц, участвующих в деле о банкротстве. В соответствии с абзацем 2 пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотре­нием дел о банкротстве» (ред. от 21.12.2017) : правовой сайт. - 2018] к основным участвующим в деле о банкротстве лицам (далее - основные участники дела о банкротстве), которые также признаются непосредственными участниками всех обособленных споров в судах всех инстанций, относятся в том числе и представитель учредителей (участников) должника в процедурах внешнего управления и конкурсного произ­водства. Данное разъяснение, является важным гарантом интересов учредителей (участников) должника в конкурсных правоотношениях, так как, ввиду прекращения деятельности руководителя должника в данных процедурах, возникает проблема защиты прав и законных интересов должника в данных процедурах при злоупотреблении со стороны иных лиц, участвующих в деле. Подобную роль в силу разъяс­нения, данного в вышеуказанном Пленума Высшего арбитражного суда, сможет взять на себя представитель учредителей (участников).

В процедурах внешнего управления и конкурсного производства представитель учредителей (участников) должника либо собственника должника - унитарного предприятия реализуют право на отвод одной из кандидатур арбитражного управляющего от имени должника. Данный тезис находит отражение в п. 5 разъяснении Пленума Верховного Арбитражного суда от 08.04.2003 № 4 . Кроме того, в п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 представитель учредителей (участников) в ходе конкурсного производства обладает правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. В частности, представитель вправе обжаловать судебные акты, принятые до процедуры конкурсного производства, а также решение о признании должника банкротом в пределах общих процессуальных сроков на их обжалование.

Представитель учредителей (участников) корпорации обладают правом присутствовать на собрании кредиторов без права голоса согласно ст. 12 Закона о банкротстве. Представитель учредителей (участников) должника вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Данное правомочие не предполагает возникновение у представителя управленческих функции, а лишь позволяет косвенно повлиять на решение, которые будет принято на собрании кредиторов.

Дискуссионным представляется также вопрос о том, когда может быть избран представитель учредителей (участников). К примеру, в процедуре конкурсного производства в силу п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве, «прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника за исключением полномочий общего собрания участников должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника». В силу прямого толкования норм Закона о банкротстве учредители (участники) могут быть лишены права избрания своего представителя. Отсутствие представителя, безусловно, лишает учредителей (участников) должника возможности должным образом защищать свои права, к примеру, применив такое средство защиты, как оспаривание действие и (или) бездействий арбитражного управляющего. Таким образом, пред­ставляется необходимым, с целью гарантии реализации учреди­телями (участниками) должника права выбора кандидатуры представителя учредителей (участников) должника, в рамках конкурсного производства внести изменения в п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве относительно полномочий, сохраняемых за общим собранием должника и включить полномочие, связанное с избранием кандидатуры представителя учредителей (участников) на заседании общего собрании должника.

Представляется интересной позиция, которая нашла отражение в судебной практике. Верховным судом РФ был сделан вывод, согласно которому наличие корпоративного конфликта и отсутствие у участников, обладающих равными долями общества, возможности выбрать предста­вителя не должны препятствовать реализации права участника должника на судебную защиту : правовой сайт. - 2018].

Суммируя изложенное, следует отметить, что правовое положение представителя учредителей (участников) должника требует более детальной проработки, так как необходимо обеспечение баланса интересов всех участников конкурсных правоотношений. Кроме того, необходимо обеспечить активное участие учредителей (участников) должника, наряду с представителем, в конкурсных правоотношениях, так как они являются лица в действительности заинтересованными в восстановлении платежеспособности должника.

Список литературы:

  1. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Хозяйство и право. 2003. № 1. – 7-8 с.
  2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 07.03.2018) // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: правовой сайт. - 2018.
  3. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (ред. от 21.12.2017) // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: правовой сайт. – 2018.
  4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Вестник ВАС РФ», № 6, 2003.
  5. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 по делу № 304-ЭС15-20105 СКЭС // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: правовой сайт. - 2018.

Российское законодательство о банкротстве не предусматривает участие отдельных участников (акционеров) должника в деле (процессе) о банкротстве. Их интересы представляет специальная фигура — представитель учредителей (участников), обладающий самостоятельным правовым статусом.

Как отмечает А.В. Егоров, «законодатель явно намеренно ограничил самих учредителей (участников) в подобных правах (имеются в виду права лиц, участвующих в деле (процессе) о банкротстве), допустив наделение указанными правами только одно лицо, выражающее коллективный интерес учредителей (участников), их представителя» 1 . В противном случае возможна ситуация, когда «в числе лиц, участвующих в деле…участников должника будет больше, чем его кредиторов» 2 . Ранее действовавший Федеральный закон от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» такой фигуры не предусматривал.

Вместе с тем, правовой статус представителя учредителей (участников) должника не является хорошо разработанным в законодательстве о банкротстве, поэтому на практике зачастую возникают вопросы по поводу его процессуального положения, процедуры избрания и т.д.

В данном случае следует признать пробел законодательного регулирования. На наш взгляд, в отсутствие специальных норм, регламентирующих процедуру избрания такого представителя в АО, необходимо допустить его избрание общим собранием акционеров. Такого подхода придерживается и арбитражная практика 6 . Суды в данном случае исходят из необходимости простого большинства голосов на собрании 7 . Вместе с тем, арбитражная практика допускает избрание представителя учредителей (участников) и на повторном годовом собрании акционеров 8 .

обратите внимание

При наличии определенных обстоятельств представитель акционеров на повторном годовом собрании фактически может быть избран акционером, владеющим, к примеру, 16% голосующих акций общества.

Кроме того, если лицо является единственным участником (акционером) должника, оно вправе самостоятельно представлять свои законные интересы в деле о банкротстве 9 . Как отмечает ФАС Северо-Западного округа, «при наличии допустимых доказательств наличия у должника единственного участника, процессуальные права и обязанности представителя учредителей (участников) должника в деле о банкротстве осуществляет такой единственный участник» 10 .

Заблаговременно — разрешается

Небесспорным представляется также вопрос о том, на каком этапе банкротства (в рамках какой процедуры) может быть избран представитель учредителей (участников). Арбитражная практика придерживается разных точек зрения. Например, как отмечает ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 29.09.2011 по делу № А69-1862/2009, «Вопрос об избрании представителя учредителей (участников) должника должен был решен в ходе процедуры наблюдения. Решение вопроса об избрании представителя учредителей (участников) должника на стадии конкурсного производства Закон „О несостоятельности (банкротстве)“ не предусматривает» 11 .

Противоположной позиции придерживается ФАС Северо-Западного округа, допускающий избрание представителя учредителей (участников) в процедуре конкурсного производства 12 . Аналогичный вывод наблюдается в практике ВАС РФ (Определение от 30.12.2008 № 14691/08 по делу № А75-4072/2006).

обратите внимание

Последний подход представляется более правильным, так как ввиду отсутствия необходимости уведомления отдельных участников (акционеров) должника как о подаче заявления о банкротстве, так и о введении отдельной процедуры, последние в силу разных причин (в том числе при наличии корпоративного конфликта) могут не знать о начавшемся деле. Было бы несправедливым не признавать за участниками (акционерами) права на избрание своего представителя в рамках процедуры конкурсного производства.

Более того, из буквального толкования п. 4 ст. 37 Закона о банкротстве следует, что представитель учредителей (участников) может быть избран (назначен) еще до подачи заявления о признании должника банкротом.

Дискуссионным представляется и вопрос о том, вправе ли представитель учредителей (участников) передоверить свои полномочия другому лицу? В арбитражной практике можно встретить как положительный13, так и отрицательный ответы 14 . Например, по мнению Дегтеревой Г.В., «системное толкование ст. 2 и п. 3 и 4 ст. 36 Закона о банкротстве не допускает и возможности передачи вышеназванными представителями участников (учредителей) своих полномочий по доверенности» 15 .

На наш взгляд, нет препятствий для признания за представителем права передоверия в порядке ст. 36 Закона о банкротстве , так как напрямую из Закона не вытекает его обязанности выполнять свои функции лично. Более того, признавая за иными лицами, участвующими в процедурах банкротства, право на передоверие (скажем, за конкурсным управляющим — в силу п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60), не признавать его за представителем учредителей (участников) было бы странным.

Какими правами обладает представитель в рамках дела о банкротстве?

В рамках процедуры наблюдения представитель учредителей (участников) также вправе предъявлять возражения относительно требований кредиторов в течение 15 календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов (п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве). Кроме того, он вправе обжаловать определение арбитражного суда о введении наблюдения в части обоснованности, очередности и размера требований кредиторов (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“»).

По вопросу о том, вправе ли представитель учредителей (участников) в рамках процедуры наблюдения обжаловать отдельные определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов, существуют два прямо противоположных мнения.

В соответствии с первым, представитель не вправе обжаловать такое определение, так как в процедуре наблюдения он не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, и такое право ему прямо не предоставлено Законом о банкротстве 18 . На наш взгляд, данный вывод не является верным, исходя из смысла положений Закона о банкротстве в отношении прав представителя учредителей (участников) в рамках процедуры наблюдения. Поэтому следует согласиться с мнением ФАС Северо-Западного округа: «При этом апелляционный суд не учел, что в силу пункта 2 статьи 71 Закона представитель учредителей (участников) должника вправе предъявить в арбитражный суд возражения относительно требований кредиторов. Указанные возражения подлежат рассмотрению судом, что влечет вывод о наличии у представителя учредителей (участников) должника права на обжалование судебных актов, принятых по результатам рассмотрения требований кредиторов» 19 .

Такие сомнения возникали ранее в арбитражной практике и применительно к процедуре внешнего управления. Право представителя учредителей (участников) на предъявление возражений относительно требований кредиторов, аналогичное установленному в п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве , закреплено в п. 3 ст. 100 того же Закона — то есть в рамках процедуры внешнего управления.

ФАС Центрального округа в Определении от 30.11.2010 по делу № А14-17064-2009/64/7б отметил, что поскольку Закон о банкротстве прямо не относит представителя учредителей (участников) к лицам, участвующим в деле о банкротстве в рамках процедуры внешнего управления 20 , следовательно, он не обладает правом обжалования определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов.

Указанная позиция была впоследствии исправлена Пленумом ВАС РФ, признавшим представителя учредителей (участников) лицом, относящимся к основным участникам дела о банкротстве в процедуре внешнего управления (п. 14 постановления от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

С введением процедуры конкурсного производства расширяются права представителя учредителей (участников). В силу прямого указания п. 3 ст. 126 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства представитель обладает правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. Соответственно, он вправе обжаловать, в частности, судебные акты, принятые до процедуры конкурсного производства, а также решение о признании должника банкротом в пределах общих процессуальных сроков (п. 41 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

В целом следует отметить отсутствие четкой определенности в правовом статусе представителя учредителей (участников) в деле о банкротстве. До внесения соответствующих дополнений в Закон о банкротстве или разъяснений ВАС РФ по обозначенным проблемам, единообразия в арбитражной практике вряд ли стоит ожидать.

1 Егоров А.В. Дело «Арбитражный управляющий Гончаров В.П. к учредителям ООО «Промагротрейд»» о взыскании расходов по делу о банкротстве» (постановление от 23.01. 2007 № 10898/06) // Правовые позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации: избранные постановления за 2007 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М., 2012.

3 Определение ВАС РФ от 30.12.2008 № 14691/08 по делу № А75-4072/2006.

4 См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.12.2010 по делу № А56-82814/2009 и постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2011 по делу № А74-3098/2010.

5 Постановление от 16.07.2008 по делу № А56-15647/2007.

6 См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2013 по делу № А10-3819/2009, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 № 09АП-30352/2012, 09АП-31525/2012 по делу № А40-114962/11-18-95Б.

7 См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2012 по делу № А56-46617/2010.

8 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу № А46-2170/2011, Определение ВАС РФ от 17.01.2012 № ВАС-17379/11 по делу № А46-2170/2011.

9 Постановление ФАС Поволжского округа от 10.10.2013 по делу № А12-11822/2010.

10 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2013 по делу № А13-2962/2010. Аналогичная позиция: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2011 по делу № А03-6321/2009.

11 Аналогичная практика: постановление ФАС Поволжского округа от 02.07.2013 по делу № А55-6264/2010.

12 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2012 по делу № А56-81131/2009.

13 Определение ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2010 по делу № А75-8137/2008, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 по делу № А41-27048/10.

14 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 № 18АП-7802/2012 по делу № А07-23238/2011.

15 Дегтерева Г.В. Права учредителей и органов управления должника// Арбитражный управляющий. 2011. № 2.

16 См., например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по делу № А17-3398/2012.

17 См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2008 по делу № А56-26312/2006.

18 Постановление ФАС Центрального округа от 15.07.2011 по делу № А08-5718/2010-22Б, Определение ФАС Дальневосточного округа от 23.12.2010 № Ф03-9837/2010 по делу № А59-6230/2009, постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2004 № Ф09-416/04-ГК по делу № А07-18867/02.

19 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2011 по делу № А56-81131/2009.

20 Аналогичная позиция: постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2007 № Ф03-А73/07-1/4111 по делу № А73-326в/2007-39, А73-17766/2005-39, постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2011 по делу № А12-4561/2009.

  • Как начисляются мораторные проценты?
  • Законно ли запретить должнику заходить на территорию предприятия, если другие собственники на предприятие допускаются?
  • Возможно ли кредиторам подать заявления о включении в РТК должника без публикации на Федресурсе?
  • Как возобновить банкротное производство после прекращения дела (кредитор не захотел платить за производство)?
  • Может ли Кооператив стать банкротом?

Вопрос

В отношении ООО введена процедура наблюдения(Закон о банкротстве). Уставом общества не предусмотрено особых условий по избранию представителя участников общества в процедуре банкротства. Избрание представителя участников общества для участие в процедурах банкротства возможно простым большинством голосов или квалифицированным?

Ответ

Вы можете избрать представителя участников общества простым большинством голосов( ст. 37 Закона об ООО, ст. 181.2 ГК РФ) на внеочередном собрании, поскольку в Законе о банкротстве не прописано каким образом избирается представитель участников общества.

Понятие представителя участников(учредителей) дается в Закона о банкротстве. Им может быть председатель совета директоров(наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника либо лицо, избранное данными органами или учредителями для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Суды признают надлежащим избранием представителя участников ООО путем проведения внеочередного собрания(Постановление ФАС СЗО от 29.12.2010 № и Постановление ФАС ВСО от 17.02.2011 № ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист» .

«Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества

1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, уставом общества и внутренними документами общества, порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается решением общего собрания участников общества.

2. Перед открытием общего собрания участников общества проводится регистрация прибывших участников общества.

Участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей. Представители участников общества должны предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия. Доверенность, выданная представителю участника общества, должна содержать сведения о представляемом и представителе(имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные), быть оформлена в соответствии с требованиями и или удостоверена нотариально.

Незарегистрировавшийся участник общества(представитель участника общества) не вправе принимать участие в голосовании.

3. Общее собрание участников общества открывается в указанное в уведомлении о проведении общего собрания участников общества время или, если все участники общества уже зарегистрированы, ранее.

4. Общее собрание участников общества открывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, или лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества. Общее собрание участников общества, созванное советом директоров(наблюдательным советом) общества, ревизионной комиссией(ревизором) общества, аудитором или участниками общества, открывает председатель совета директоров(наблюдательного совета) общества, председатель ревизионной комиссии(ревизор) общества, аудитор или один из участников общества, созвавших данное общее собрание.

5. Лицо, открывающее общее собрание участников общества, проводит выборы председательствующего из числа участников общества. Если уставом общества не предусмотрено иное, при голосовании по вопросу об избрании председательствующего каждый участник общего собрания участников общества имеет один голос, а решение по указанному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, имеющих право голосовать на данном общем собрании.

6. Исполнительный орган общества организует ведение протокола общего собрания участников общества.

Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. По требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.

Не позднее чем в течение десяти дней после составления протокола общего собрания участников общества исполнительный орган общества или иное осуществлявшее ведение указанного протокола лицо обязаны направить копию протокола общего собрания участников общества всем участникам общества в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания участников общества.

7. Общее собрание участников общества вправе принимать решения только по вопросам повестки дня, сообщенным участникам общества в соответствии с и настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в данном общем собрании участвуют все участники общества.

8. Решения по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящего Федерального закона, а также по иным вопросам, определенным уставом общества, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.

Решения по вопросам, указанным в подпункте 11 пункта 2 настоящего Федерального закона, принимаются всеми участниками общества единогласно.

Остальные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.*

9. Уставом общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров(наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и(или) членов ревизионной комиссии общества.

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

10. Решения общего собрания участников общества принимаются открытым голосованием, если иной порядок принятия решений не предусмотрен уставом общества.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Участники корпораций в обмен на сделанный в уставный капитал взнос наделяются совокупностью определенных прав и обязанностей, которые принято подразделять на имуществен-ные и неимущественные. В число корпоратив-ных прав входят как минимум два имуществен-ных (участвовать в получении прибыли и пре-тендовать на получение ликвидационной квоты) и три неимущественных права (голосовать на общем собрании участников, получать инфор-мацию, знакомиться с документами общества). Возбуждение дела о банкротстве юридическо-го лица, безусловно, ограничивает как правоспособность органов управления организации, так и права его учредителей.Объем ограниче-ний зависит от процедуры, применяемой в от-ношении несостоятельного должника. В насто-ящей статье будут проанализированы законода-тельные ограничения, связанные с введением процедуры наблюдения. Наблюдение представляет собой первую процедуру банкротства, которая вводится по результатам рассмотрения арбитражным су-дом обоснованности требований кредиторов. Ее цели:

  • обеспечение сохранности имущества должника;
  • анализ его финансового состояния;
  • выявление кредиторов должника, установ-ление размера их требований и составление реестра требований кредиторов;
  • проведение первого собрания кредиторов с целью определения дальнейшей судьбы должника.
Ограничение прав учредителей должника и его органов управления на этой стадии законодатель связывает с необходимостью обеспечить сохранность имущества. Временный управля-ющий, назначенный судом, не заменяет органы управления в части осуществления ими органи-зационно-распорядительных и финансово-хо-зяйственных функций, а лишь контролирует их деятельность для обеспечения целей на-блюдения, причем в строгих рамках закона. Как отмечают С. А. Зинченко и В. В. Галов, для процедуры наблюдения характерно, что функ-ции и полномочия временного управляющего (представительство) не влекут за собой «слома» управленческих структур должника; они осу-ществляются наряду с деятельностью этих орга-нов, но, так или иначе, касаются последних». Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)» уста-новлено два режима контроля за деятельностью органов управления должника. В одних случаях достаточно согласования ряда сделок с временным управляющим, в других - вводится пря-мой запрет на их совершение. Пункт 2 ст. 64 Закона о банкротстве обязыва-ет органы управления должника согласовывать с временным управляющим следующие сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:
  • по приобретению, отчуждению или связан-ных с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая сто-имость которого составляет более 5% балансо-вой стоимости активов должника на дату введе-ния наблюдения;
  • по получению и выдаче займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также касающихся уч-реждения доверительного управления имущест-вом должника.
Совершенно очевидно, что законодатель зна-чительно расширил круг ограничений по названным сделкам даже по сравнению с нормами корпоративного законодательства и Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государ-ственных и муниципальных унитарных пред-приятиях», установив еще более низкий порог цены сделки, требующей согласования с еще одним, кроме органа управления, лицом. Безус-ловно, это не способствует экономической стабилизации деятельности должника. Контр-агентам организации-банкрота крайне сложно определить, заключают ли они сделку, превы-шающую 5-процентный барьер, установленный в Законе о банкротстве. Обращает на себя внимание еще одно обстоя-тельство, препятствующее выходу должника из кризисной ситуации. Дело в том, что изложен-ный выше порядок согласования распростра-няется даже на сделки, заключаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, что не допускается нормами корпоративного зако-нодательства. Кроме того, выделив такие косвенные сделки, как кредитные, поручительство, гарантия, уступка требования, перевод долга, доверительное управление, подлежащие согла-сованию независимо от их цены, законодатель поставил в весьма затруднительное положение контрагентов в определении «иных косвенных сделок», упомянутых в абз. 1 п. 2 ст. 62 Закона о банкротстве. Для определения необходимости согласова-ния сделки с временным управляющим органам управления должника надлежит сопоставить стоимость заключаемой сделки с балансовой стоимостью его активов. В случае отчуждения (появления возможности отчуждения) имущест-ва с балансовой стоимостью активов общества сравнивается стоимость такого имущества, определенная на последнюю дату составления бухгалтерского баланса, предшествующего заключению сделки, а в случае его приобрете-ния - цена приобретаемых активов. Согласие на заключение указанных выше сде-лок должно быть оформлено в письменной фор-ме. Невыполнение данного требования Закона может привести к обращению временного управляющего с иском о признании таких сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сде-лок в порядке п. 1 ст. 66 Закона о банкротстве. Возникает закономерный вопрос, в каком ка-честве выступает временный управляющий, обращаясь с подобным иском в суд, ведь полно-мочия органа юридического лица на судебную защиту в этом случае также сохраняются? Д. В. Сараев расценивает действия временно-го управляющего в такой ситуации как действия органа юридического лица. Он отмечает, что на-деление арбитражного управляющего правом обжалования сделок и решений должника от своего собственного имени объясняется необходимостью максимальной защиты должника и его кредиторов, но материальных и процессуальных оснований для этого нет. Исходя из содержания п. 3 ст. 53 ГК РФ, арбитражный уп-равляющий должен осуществлять данное пол-номочие не от собственного имени, а от имени представляемого им юридического лица, по-скольку субъектом прав и обязанностей, кото-рые приобретаются в результате действий ар-битражного управляющего, становится не он сам, а юридическое лицо, в отношении которого применена процедура банкротства. Таким образом, предоставление права на об-ращение с иском о признании сделок или решений недействительными и органу юридическо-го лица, и временному управляющему не исключает возможность предъявления двух исков разными субъектами, что приведет к необходи-мости прекращения производства по одному из них на основании п. 3 ч. 1 ст. 150 АПК РФ 2 . Иной точки зрения придерживаются С. А. Зинченко и В. В. Галов. Они полагают, что арбитраж-ный управляющий является представителем должника, кредитора и государства. При этом ав-торы отмечают, что «было бы заблуждением по-лагать, что, выступая от своего имени, времен-ный управляющий реализует свою волю и свой интерес. Он реализует своей дееспособностью полномочие, которое состоит из прав и интере-сов должника, кредитора и государства на осно-ве отношений представительства» 3 . С учетом особого статуса временного управ-ляющего, который, осуществляя контрольные функции, обязан обеспечить баланс интересов должника, кредиторов и государства, представляется, что по основаниям п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве в суд с иском может обратиться только временный управляющий. Органы уп-равления должника, по всей вероятности, впра-ве будут оспаривать сделки лишь по основани-ям, предусмотренным гражданским законода-тельством. Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 66 Закона о банкрот-стве, неясно, является сделка, заключенная с нарушением установленного порядка, оспори-мой или ничтожной. Вместе с тем из содержа-ния п. 2 ст. 64 Закона следует, что орган управле-ния должника вправе совершать такие сделки только с письменного согласия временного уп-равляющего, которое должно быть получено до их совершения. Возможность последующего одобрения Законом не предусмотрена. Это по-зволяет отнести сделки, совершенные без пред-варительного согласования их с временным уп-равляющим, к разряду ничтожных. Примечательно, что, ограничивая права еди-ноличного органа управления должника по заключению вышеназванных сделок, Закон со-хранил за его учредителями (участниками) функции контроля за заключением крупных сделок и сделок с заинтересованностью, возможность обжалования таких сделок в суде. Следовательно, для обеспечения целей процедуры наблюдения временный управляющий при оформлении письменного согласия на заключение сделок, контролируемых им в силу п. 2 ст. 64Закона о банкротстве, обязан проверять соблюдение норм корпоративного зако-нодательства. В связи с этим ему важно знать правовые нормы, регулирующие процедуру заключения данных сделок органами управле-ния, поскольку согласно положениям корпора-тивного законодательства указанные сделки могут оспаривать в суде акционеры (участни-ки). Это является дополнительным фактором, дестабилизирующим работу организации-должника, и может привести к затягиванию сроков наблюдения. С точки зрения классификации недействи-тельных сделок интересен вопрос об отнесении крупных по корпоративному законодательству сделок, не согласованных с временным управляющим, к ничтожным или оспоримым. Дума-ется, если по корпоративному законодательству такая сделка оспорима, то, будучи заключенной, с нарушением норм п. 2 ст. 64 Закона о банкрот-стве, она перейдет в категорию ничтожных. В акционерных обществах для одобрения сделки, предметом которой является имущест-во стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимо-сти активов общества, требуется принятие единогласного решения совета директоров без учета голосов выбывших членов совета. При недостижении единогласия вопрос об одобре-нии может быть передан на рассмотрение об-щего собрания акционеров. В этом случае сдел-ка будет считаться одобренной при получении согласия большинства акционеров - владель-цев голосующих акций, участвующих в общем собрании. Решение об одобрении крупной сделки, пред-метом которой является имущество стоимостью выше 50% балансовой стоимости активов обще-ства, принимается только общим собранием большинством в три четверти голосов акционе-ров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. В п. 1 ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрен перечень лиц, которые могут счи-таться заинтересованными в сделке. Если эти лица выступают стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, либо владельцами 20 и более процентов акций юридического лица, являющегося стороной, вы-годоприобретателем, посредником или предста-вителем в данной сделке, либо кто-то из назван-ных в настоящей статье лиц занимает должнос-ти в органах управления юридического лица, участвующего в совершении сделки или являю-щегося выгодоприобретателем, а также долж-ности в органах управления управляющей орга-низации такого юридического лица, для совер-шения сделки необходимо получить согласие совета директоров либо общего собрания в по-рядке, определенном п. 1 ст. 83 ФЗ «Об акцио-нерных обществах». Следовательно, директор акционерного обще-ства, обращаясь за согласием на заключение сделки к временному управляющему, должен приложить не только проект договора, посколь-ку в одобрении нуждается конкретная, а не предполагаемая сделка, но и протоколы общего собрания акционеров либо совета директоров в зависимости от величины сделки. Нормы о крупных сделках и сделках с заинте-ресованностью содержатся также в ст. 45, 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственно-стью». Согласие на их совершение по общему правилу должно быть подтверждено решением общего собрания участников ООО, принятым большинством голосов от общего числа участ-ников (при одобрении сделок с заинтересованностью подсчет голосов проводится без учета голосов заинтересованных в сделке лиц). В случае образования в обществе совета ди-ректоров принятие решения о совершении сде-лок с заинтересованностью может быть отнесе-но уставом к его компетенции, за исключением случаев, если сумма оплаты по сделке или стои-мость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 2% стоимости имущества об-щества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности в последний отчет-ный период. Кроме того, уставом общества при-нятие решений об одобрении крупных сделок с имуществом, стоимость которого составляет от 25 до 50% стоимости активов общества, может быть отнесено к компетенции совета директо-ров. В уставе, возможно, закрепить исключения из установленного Законом порядка одобрения крупной сделки. Таким образом, временный управляющий ООО, давая согласие на заключение сделок, которые могут быть отнесены к крупным или с участием заинтересованных лиц,обязан ознакомиться не только с представляемыми реше-ниями органов управления, но и с уставными документами общества. Более сложной является процедура заключе-ния сделок унитарными предприятиями. Со-гласно ст. 18, 24 ФЗ «О государственных и муни-ципальных унитарных предприятиях» для со-вершения сделок с недвижимым имуществом, сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гаран-тий, с иными обременениями, уступкой требо-вания, переводом долга, а также для участия в других юридических лицах, заключения догово-ров простого товарищества, получения бюджет-ных кредитов, размещения облигаций или выда-чи векселей вне зависимости от цены государ-ственному (муниципальному) предприятию необходимо получить согласие собственника. На федеральном уровне порядок получения такого согласия определен в Письме Минимущества России от 05.11.2003 № 6155-р «О согла-совании сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закреп-ленного за ним в хозяйственное ведение федерального недвижимого имущества». Порядок согласования названных сделок предприятия-ми субъектов РФ и муниципальными предприятиями должен определяться законодательны-ми актами соответствующих органов власти. В отношении унитарных предприятий введе-ны также нормы о необходимости согласования с собственником сделок с заинтересованностью и крупных сделок (ст. 22 и 23 Закона). Порядок их согласования на федеральном уровне регла-ментируется Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 739. Субъекты РФ и органы местного самоуправления определяют порядок согласования сделок учрежденных ими пред-приятий своими законодательными актами. Под крупной сделкой применительно к дан-ной организационно-правовой форме понима-ется сделка или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с приобретени-ем, отчуждением или возможностью отчужде-ния унитарным предприятием прямо или кос-венно имущества, стоимость которого состав-ляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тыс. раз превы-шает установленный федеральным законом МРОТ. Законодатель в отличие от акционерных обществ и обществ с ограниченной ответствен-ностью не предусмотрел в Законе об унитар-ных предприятиях исключений для крупных сделок, заключаемых в процессе обычной хо-зяйственной деятельности. Давая директору унитарного предприятия письменное согласие на заключение таких сделок, временный управ-ляющий должен потребовать от него доказа-тельства согласования совершения сделок с собственником. Закон о банкротстве не устанавливает за-крытого перечня сделок, заключение которых требует согласия временного управляющего. Однако обязательное согласование иных сде-лок может ввести только арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве долж-ника, в качестве дополнительной обеспечи-тельной меры. Временный управляющий, об-ращаясь с соответствующим заявлением в арбитражный суд, должен доказать, что не-принятие подобных мер может привести к на-рушению прав других кредиторов, отчужде-нию имущества должника, увеличению кре-диторской задолженности. Думается, сделки, перечисленные в таком определении суда, со-вершенные органами управления должника без согласования с временным управляющим, в отличие от названных в п. 2 ст. 64 Закона бу-дут относиться к оспоримым, поскольку контр-агент должника может и не знать о введенных ограничениях. С момента введения наблюдения органы уп-равления должника не вправе принимать реше-ния по следующим вопросам:
  • о реорганизации и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об учас-тии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участни-ков) должника, приобретении у акционеров ра-нее выпущенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдин-гах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договора простого товари-щества;
  • о проведении зачета встречных однород-ных обязательств, если он может повлечь за со-бой ухудшение положения других кредиторов в процессе конкурсного производства.
Изложенные нормы Закона о банкротстве нередко нарушаются. Так, Президиум ВАС РФ признал законными действия налоговой ин-спекции об отказе в государственной регистра-ции изменений, вносимых в учредительные до-кументы в связи с принятием в ходе процедуры наблюдения, введенной в отношении ФГУП «Высокогорский механический завод», реше-ния о присоединении к нему дочернего пред-приятия - ФГУП «Рином-ВМЗ». Принятие это-го решения должником мотивировано п. 3 ст. 37 ФЗ«О государственных и муниципальных уни-тарных предприятиях», согласно которому до-черние предприятия, созданные унитарными предприятиями, подлежали реорганизации в форме присоединения к создавшим их предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Закона. Президиум ВАС РФ указал, что на дату изда-ния приказа о реорганизации в отношении должника применялась процедура наблюдения, поэтому положения Закона об унитарных предприятиях подлежали применению с учетом ограничений, установленных законодательство: о банкротстве. Законом о банкротстве органам управления должника на стадии наблюдения запрещено принимать решение о реорганизации. Таким образом, приказ о реорганизации издан с нарушением Закона о банкротстве. Пунктом 3 ст. 64 этого Закона ограничиваются как имущественные, так и неимущественные права участников (учредителей). Например, за-прет на принятие решений по перечисленным вопросам в период наблюдения не только лишает участников (акционеров, членов производственного кооператива, полных товарищей права голоса, но и дает право лицу, обязанном;.осуществить подготовку общего собрания (ге-неральному директору, правлению или совету директоров), отказать такому участнику во включении указанных вопросов в повестку собрания либо в проведении по ним внеочередно-го общего собрания. Кроме того, следует отметить, что п. 1 ст. 66 За-кона расширяет по сравнению с нормами корпоративного законодательства круг лиц, кото-рые вправе обжаловать решения органов управления корпораций. Для судебной практики представляется интересным вопрос о возможности обжалования вышеназванных решений участниками корпораций с указанием ими в ка-честве основания иска исключительно наруше-ния норм законодательства о банкротстве. Существует мнение, что обжалование по данному основанию является прерогативой временного управляющего. Полагаю, п. 1 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обще-ствах» допускает возможность обжалования акционером решения общего собрания по тако-му основанию, поскольку имеет отсылочную норму о нарушении принятым решением не только положений настоящего Закона, но и иных правовых актов. Однако акционеру при обращении с подобным иском необходимо бу-дет доказать, что нарушен не только закон, но и его права, законные интересы, в то время как временному управляющему достаточно дока-зать формальное нарушение закона. Этот вывод подтверждается судебной практи-кой. Президиум ВАС РФ, отменяя судебные акты первой и кассационной инстанций, указал, что в соответствии с решением общего собра-ния акционеров общества «Каспрыбстрой» оно внесло в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемого ЗАО «Новострой» матери-альные средства. Вместе с тем установлено, что определением Арбитражного суда Астрахан-ской области по другому делу в отношении об-щества «Каспрыбстрой» введена процедура на-блюдения. Принятие общим собранием акционеров об-щества «Каспрыбстрой» решения о его участии в создании нового общества является наруше-нием Закона о банкротстве, согласно которому должнику на стадии наблюдения запрещается принимать решение о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах 5 . Исковое заявление по данному основанию по-дал в суд не временный управляющий, а непо-средственно должник. Анализируя п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве, хотелось бы обратить внимание на ограничение в принятии решения о выходе из состава участ-ников. Это ограничение не соответствует нор-мам корпоративного законодательства и практически лишено смысла. Выход из состава участ-ников в коммерческих организациях, как пра-вило, не предполагает принятие какого-либо ре-шения со стороны органов управления. Согласно ст. 26 ФЗ «Об обществах с ограни-ченной ответственностью» участник обще-ства вправе в любое время выйти из состава об-щества независимо от согласия других его уча-стников или общества. Не требует какого-либо согласия органа управления на выход ст. 77 ГК РФ (в отношении полного товарища), п. 1 ст. 2 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 1 ст. 111 ГК РФ (в отношении членов кооператива). Пожа-луй, единственный случай, когда необходимо получать такое согласие, - порядок продажи акций акционером народного предприятия, предусмотренный п. 5 ст. 6 Федерального зако-на от 19.07.98 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работ-ников (народных предприятий)». Таким образом, применительно к корпора-тивным организациям правильнее говорить об ограничении в удовлетворении требований о выделе доли (пая), выкупе акций, выплате действительной стоимости доли (пая), предусмот-ренных ст. 63 Закона о банкротстве, т. е. об ограничении имущественных прав участников. К подобным ограничениям относится и запрет с момента введения наблюдения выплаты ди-видендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Ограничение имущественных прав, установ-ленных Законом о банкротстве, вызывает ряд процессуальных вопросов. Так, если в момент введения наблюдения исковое заявление о выделе доли, обязании выкупить акции, выплате действительной стоимости доли либо дивидендов принято к производству суда, суд должен рассмотреть данное заявление по существу ли-бо приостановить производство по делу? Нет единства и в вопросе о порядке рассмотрения требования учредителей (участников) о выпла-те доли (пая), дивидендов, выкупе акций, иных ценных бумаг при введении в отношении долж-ника наблюдения. Полагаю, в обоих случаях суд должен разрешить спор по существу. Действительно, согласно п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам, срок исполнения по кото-рым наступил на дату введения наблюдения, мо-гут предъявляться только в рамках дела о бан-кротстве, т. е. путем обращения с заявлением о включении суммы в реестр требований креди-торов. Однако требование о выплате доли не подпадает под понятие денежного обязательст-ва, которое дается в абз. 2 п. 2 ст. 4 Закона, где обязательства перед учредителями (участника-ми) должника, вытекающие из такого участия, выведены из разряда денежных применительно к банкротству. Следовательно, независимо от возбуждения в отношении должника дела о бан-кротстве требования учредителя о выплате доли (пая), дивидендов, выкупе акций должны рас-сматриваться в исковом производстве. Правда, исполнительное производство по таким судеб-ным актам будет приостанавливаться. Исполнительные листы могут быть предъявлены к ис-полнению только после вынесения решения об отказе в признании должника банкротом либо в порядке ст. 148 Закона о банкротстве. Хотелось бы обратить внимание на то, что, ус-танавливая ограничение в выплате дивидендов, иного дохода по эмиссионным ценным бумагам, законодатель вместе с тем в отношении унитарных предприятий не запретил ежегодное пере-числение ими в бюджет части прибыли, остаю-щейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (п. 2 ст. 17 ФЗ «О государственных и муниципальных унитар-ных предприятиях»). Отсутствие подобного запрета может привести к нарушению интересов кредиторов и ставит в неравное положение субъектов предпринимательской деятельности. В отношении акционерных обществ п. 5 ст. 64 Закона о банкротстве вводит еще одно ограничение. Согласно ст. 28 ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал общества может быть увеличен двумя способами: путем увеличения номинальной стоимости акций ли-бо путем размещения дополнительных акций. Однако Закон о банкротстве на стадии наблю-дения допускает использование лишь одного способа увеличения - размещение дополни-тельных обыкновенных акций с их оплатой только за счет дополнительных вкладов акцио-неров и третьих лиц. Итак, предусмотренная п. 5 ст. 28 ФЗ «Об акционерных обществах» возможность оплаты дополнительных акций за счет имущества общества на данной стадии ис-ключена. Ограничивается и способ размеще-ния таких акций. Они могут размещаться лишь по закрытой подписке. По остальным вопросам сохраняются права учредителей (участников, акционеров, собственника) должника и его органов управления. В судебной практике возникал вопрос о воз-можности оспаривания единоличным органом управления должника определения суда о вве-дении внешнего управления или решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, ведь введение этих процедур влечет прекращение полномочий дан-ного органа. О сохранении названного процессуального права за руководителем должника го-ворится в п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 9. Это подтверждает и складыва-ющаяся арбитражная практика (например, по-становление ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2005 поделу№А42-4977/02). Вместе с тем Закон о банкротстве вводит до-полнительную обязанность единоличного исполнительного органа по отношению к учреди-телям (участникам). Согласно п. 4 ст. 64 Закона он в течение десяти дней с даты вынесения опре-деления о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением о возможных вариантах удовлетворения требований кредиторов. Это может быть решение о дополнительной эмиссии акций, о финансовой помощи учредителей и иных лиц для погашения долгов кредиторов, о ходатайстве к первому собранию кредиторов о введении фи-нансового оздоровления. Грамотное решение органов управления на данном этапе помогает избежать дальнейших процедур банкротства. Следует отметить, что ст. 75, 76 Закона о бан-кротстве предусматривают дополнительные требования к решению учредителей об обраще-нии к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Такое решение должно содержать сведения:
  • об одобрении обращения к первому собра-нию кредиторов о введении финансового оздоровления;
  • о предлагаемом учредителями (участника-ми) обеспечении исполнения должником обязательств;
  • об утверждении графика погашения задол-женности;
  • об утверждении плана финансового оздо-ровления.
Ходатайство подписывает руководителе должника, но к нему прилагается протокол со-брания учредителей (участников) (для унитар-ного предприятия - решение собственнике и иные документы, предусмотренные в ст. 77 Закона. Очень важно при принятии такого решения не нарушить порядок проведения собрания уч-редителей с подобной повесткой дня, ибо в ль бой момент учредитель, ставящий иные цели банкротства, может его оспорить. Необходиу иметь в виду, что указанное решение должно быть принято до первого собрания кредиторов, которое проводится не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Поскольку срок проведения первого собрания определя-ет временный управляющий, а сроки подготовки и проведения общего собрания регламентированы нормами корпоративного законодательства, единоличному или коллегиальному исполнительному органу будет крайне сложно провести собрание по данному вопросу. На стадии наблюдения деятельность един личного органа управления должника находится не только под контролем учредителей (участников, собственника), но и временного управляющего, который вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкроте! этого должника, с ходатайством об отстранен:-." руководителя в порядке ст. 69 Закона о банкрот-стве. Копия ходатайства до обращения в суд обязательно должна быть направлена руководи-телю должника, представителю учредителей должника, представителю собственника уни-тарного предприятия. Получив от суда определение о принятии хо-датайства к производству, в котором указываются время и место судебного заседания, дан-ные органы должны представить кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, что будет крайне сложно сделать при выполнении всех норм корпоративного законодательства, предусмотренных для решения этого вопроса. Если единоличный исполнительный орган изби-рается по уставу корпорации общим собранием, то для его проведения, исходя из процессуаль-ных сроков рассмотрения ходатайства, времени будет недостаточно. В более выгодном положе-нии оказываются общества с ограниченной от-ветственностью и те корпорации, уставы кото-рых назначение единоличных органов управле-ния относят к ведению совета директоров. Анализ рассмотрения ходатайств временных управляющих в Арбитражном суде Удмуртской Республики показал, что данная процедура до-статочно эффективна. Руководители должника, получив упомянутое определение суда, в крат-чайшие сроки исправляют недостатки, что ве-дет к отказу управляющих от своих требований и прекращению производства, возбужденного по ходатайству об отстранении единоличного органа управления. Так, временный управляющий МУЛ «Завьяловское районное производственное объедине-ние жилищно-коммунального хозяйства» отка-зался от ходатайства со ссылкой на устранение директором должника препятствий в осуществ-лении возложенных на управляющего полномо-чий и предоставление им всех необходимых для осуществления анализа финансово-хозяйствен-ной деятельности документов. Вместе тем по каждому из рассматриваемых Арбитражным судом Удмуртской Республики ходатайств неоднократно выносились опреде-ления об отложении судебного заседания, поскольку со стороны органов управления свое-временно не направлялись предложения по но-вым кандидатурам руководителя. Поэтому при удовлетворении судом ходатайства более правильным было бы производить назначение ис-полняющего обязанности руководителя по ус-мотрению суда из числа заместителей руково-дителя с учетом их должностных инструкций и мнения представителя учредителей (участни-ков) должника. По обсуждаемому вопросу в литературе вы-сказываются и другие точки зрения. Например, Е. Дорохина предлагает передать право отстра-нять или назначать руководителя временному управляющему 7 , что, на мой взгляд, неоправдан-но и лишает учредителей всякого контроля за деятельностью временного управляющего. Закон о банкротстве (ст. 35) содержит нор-мы, направленные на обеспечение прав учредителей (участников) посредством участия в деле о банкротстве их представителя. Поня-тие представителя дано в ст. 2 Закона о бан-кротстве. Им может быть: председатель сове-та директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным анало-гичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителя-ми (участниками) должника для представле-ния их законных интересов при проведении процедур банкротства. Вместе с тем необходимо констатировать, что такая формулировка Закона позволяет органам управления должника, действия которых неред-ко и приводят к банкротству, выводить процесс банкротства из-под контроля учредителей, по-скольку законный представитель может быть назначен теми же органами управления без прове-дения по этому вопросу собрания участников об-щества или производственного кооператива. Представитель учредителей (участников) на-деляется определенными процессуальными правами, которые при правильном подходе к участию в деле, позволяют обеспечить участни-ков необходимой информацией о состоянии де-ла, а именно:
  • участвовать в собрании кредиторов без права голоса и выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. В этих целях Закон обя-зывает арбитражного управляющего уведомить представителя о времени, месте, повестке со-брания кредиторов;
  • знакомиться с материалами собрания кре-диторов;
  • обжаловать неправомерные действия арби-тражного управляющего, нарушающие права и законные интересы участников (учредителей);
  • получать от руководителя должника ин-формацию о введении процедуры наблюдения;
  • заявлять возражения по размеру и очеред-ности удовлетворения требований кредиторов.
Все это свидетельствует о том, что при прове-дении процедуры наблюдения должны учитываться интересы учредителей (участников), а не только кредиторов и самого должника.

Галина Владимировна ДЕГТЕРЕВА,

руководитель секретариата Арбитражного суда Удмуртской Республики

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2009 г. N А53-1471/2009 "В соответствии со статьей 48 Закона о банкротстве о времени и месте судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом уведомляется, в частности, представитель учредителей (участников) должника (при наличии информации о его избрании)" (извлечение)

ООО "Промпереработка" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании ООО "Донской янтарь" несостоятельным (банкротом).

Определением от 06.04.2009 дело N А53-2013/2009 по заявлению ООО "Промпереработка" о признании должника несостоятельным (банкротом) объединено с делом N А53-1471/2009, ранее возбужденным по заявлению самого должника о признании его несостоятельным (банкротом). ООО "Промпереработка" признано лицом, участвующим в деле N А53-1471/2009. Требования ООО "Промпереработка" в размере 71 589 200 рублей 66 копеек включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника. Заявление ООО "Промпереработка" рассмотрено в порядке статьи 71 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом того, что по результатам проверки обоснованности заявления должника о признании его банкротом определением арбитражного суда от 26.02.2009 в отношении должника введена процедура наблюдения. Долг ООО "Донской янтарь" перед ООО "Промпереработка" признан документально подтвержденным, кроме того, суд указал, что представитель должника и временный управляющий не возражают против включения заявленного требования в реестр требований кредиторов.

В кассационной жалобе единственный участник ООО "Донской янтарь" Атоев В.Х. просит отменить определение о включении требования ООО "Промпереработка" в реестр требований кредиторов, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. Заявитель считает, что как представитель учредителей (участников) должника он в силу статьи 35 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является участником арбитражного процесса. В соответствии со статьей 71 Закона представитель учредителей должника вправе представить возражения относительно требований кредиторов. Однако суд не уведомил единственного участника должника о времени и месте судебного заседания по рассмотрению заявления ООО "Промпереработка", что является безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

ООО "Промпереработка" и временный управляющий должника в отзывах на кассационную жалобу просят оставить определение суда без изменения, поскольку Атоев В.Х., являясь директором ООО "Донской янтарь", извещался о предстоящем судебном заседании. Утверждение заявителя жалобы о необходимости в этой ситуации его извещения в качестве представителя участников (учредителей) должника является злоупотреблением правом.

В судебном заседании участники процесса поддержали свои доводы.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в судебном заседании по рассмотрению заявления ООО "Промпереработка" участвовал представитель должника. Атоев В.Х. - единственный участник должника, кроме того, исполняет функции его единоличного руководителя.

В силу части 3 статьи 68 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, действовавшей на момент вынесения судом определения от 26.02.2009 о введении в отношении должника процедуры наблюдения и на момент вынесения обжалуемого определения) руководитель должника обязан уведомить учредителей (участников) должника о введении арбитражным судом процедуры наблюдения.

Атоев В.Х. не оспаривает того обстоятельства, что он как руководитель должника знал о введении наблюдения, а также о судебном заседании 30.03.2009 с участием представителя должника, на котором была принята резолютивная часть обжалуемого определения от 06.04.2009.

В соответствии со статьей 48 Закона о банкротстве о времени и месте судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом уведомляется, в частности, представитель учредителей (участников) должника (при наличии информации о его избрании). В случае признания заявления о признании должника банкротом обоснованным требования иных кредиторов, обратившихся с заявлениями о признании должника банкротом, рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Закона. Статьей 71 Закона установлено, что требования кредиторов, заявленные в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. Представитель учредителей (участников) должника вправе предъявить относительно указанных требований свои возражения, рассматриваемые в судебном заседании, в котором рассматриваются заявления кредиторов о включении их требований в реестр требований кредиторов.

По смыслу приведенных норм представитель учредителей (участников) на стадии наблюдения появляется как участник арбитражного процесса в случае его избрания. Закон не устанавливает, что представитель учредителей (участников) должен быть избран из числа учредителей или что единственный учредитель (участник) автоматически является таковым. У суда возникает обязанность известить представителя учредителей (участников) о судебном заседании по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом только при наличии информации о его избрании. Такое же положение действует применительно к судебным заседаниям, на которых после введения наблюдения рассматриваются заявления кредиторов о включении их требований в реестр.

Атоев В.Х., зная как руководитель о поданном ООО "Промпереработка" заявлении, не мог не знать о нем как участник должника. Однако предусмотренным статьей 71 Закона о банкротстве правом представить свои возражения Атоев В.Х. не воспользовался, информацию об избрании представителя учредителей (участников) должника или о том, что он сам намерен участвовать в судебном заседании в таком качестве в суд не направлял.

При указанных обстоятельствах следует признать, что у суда отсутствовала обязанность по извещению о судебном заседании, кроме самого должника, представителя его учредителей (участников).

Согласно пункту 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В данном случае суду не было и не могло быть известно о таком участвующем в деле лице, как представителе единственного участника должника - Атоева В.Х.

Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2009 по делу N А53-1471/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2009 г. N А53-1471/2009 "В соответствии со статьей 48 Закона о банкротстве о времени и месте судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом уведомляется, в частности, представитель учредителей (участников) должника (при наличии информации о его избрании)"

Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника

Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация