В чем разница между товаром и благом. Понятие благо, товар и услуга. Особенности соотношения производства и потребления

Главная / Налоги

Располагая информацией о производственных возможностях любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса: - что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве - как эти товары и услуги надо производить - кто купит и сможет потребить использовать эти товары и услуги Для того чтобы ответить на вышеуказанные вопросы необходимо полностью раскрыть и понять трактовки понятий благо товар услуга. Первоначально все необходимые блага человек производил для себя самостоятельно вел натуральное хозяйство. Так для...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7530. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 345.15 KB
Основные журналы по изучению товара в системе маркетинга. Содержание товара как инструмента комплекса маркетинга. Услуги как особый вид товара в системе маркетинга. Концепция товарного ассортимента: решения относительно товара продуктовой линии и упаковки.
10024. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОНЯТИЯ «УСЛУГА» 31.06 KB
В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, наблюдаются существенные изменения в сфере сервиса. При сложившихся обстоятельствах в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике
1084. Аудиторская проверка формирования финансовых результатов» на примере ООО Услуга, г. Ижевск 129.96 KB
Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности. Основные экономические показатели деятельности организации. Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах которые вероятно будет контролировать организация в...
16293. Образовательная услуга в вузе и ее финансовое обеспечение в условиях реформирования бюджетной сферы 18.96 KB
Одной из ключевых проблем реформирования финансовых отношений в сфере образования является расчет величины норматива финансового обеспечения деятельности бюджетных образовательных учреждений на оказание образовательной услуги. До настоящего времени проблемным и как следствие дискуссионным является также вопрос о том какие расходы следует включать в норматив финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения по оказанию образовательной услуги. Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета был...
5751. Дезертирство. Понятие самовольного оставления части или места службы военнослужащих, проходящих военную службу. Понятие и состав статьи 338 Уголовного Кодекса «Дезертирство» 59.8 KB
Понятие воинской обязанности и социально-экономические мотивы уклонения от воинской службы Понятие и состав уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами. Понятие самовольного оставления части или места службы военнослужащих проходящих военную службу...
7295. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ 18.67 KB
Основные вопросы криминологической науки Современные научные направления в криминологии семейная криминология; экономическая криминология; пенитенциарная криминология; политическая криминология. Криминология и социальная профилактика...
7288. ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛ 12.2 KB
Классификация структур персонала. Структура персонала по категориям Три категории персонала: рабочие руководители специалисты Рабочие Можно разделить на две основные группы: Основной персонал рабочие преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия или осуществляющие основной вид деятельности. Вспомогательный персонал рабочие преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия или осуществляющие вспомогательные функции для основного персонала. Специалистов предприятия можно разделить на три...
4316. Понятие правонарушения 4.63 KB
Состав правонарушения – совокупность всех признаков совершенного деяния наличие объективной и субъективной стороны правонарушения субъекта и объекта. Виды объектов: общий – объект правонарушения; конкретный – материальные и нематериальные блага интересы госуд. Объективная сторона правонарушения – это внешние формы проявления поступка.
6927. Понятие театрализация 8.23 KB
На сегодняшний день интерес к театрализации очень велик но еще нет единого понимания сущности театрализации ее определения и функций не исследованное место во всех сферах досуга и ее границы возможности. Наиболее распространенной ошибкой является эмпирический подход к театрализации к пониманию ее как элемента художественности. Подобный механический подход к театрализации понимания ее в качестве универсального метода присуще всей досугово массовой работе приводит к непомерному и необоснованному расширению границ ее использования. Это...
2424. Понятие об омонимии 6.58 KB
Многозначности слова противостоит такое языковое явление как омонимия. homos – одинаковый и onym – имя называются слова одинаковые по звучанию и по написанию но совершенно не связанные по значению в отличие от многозначного слова. Лексические омонимы – это различные по значению слова одной части речи которые совпадают по звучанию и написанию во всех формах например коса – вид прически длинная песчаная отмель орудие косьбы нем.

Благо - все то, что способно удовлетворять человеческие потребности, например, дары природы, вещественные продукты труда, услуги, которые отвечают его интересам, целям и стремлениям.

Блага разделяют на неэкономические и экономические.

Неэкономические блага предоставляются человеку природой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).

Экономические блага - это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.

Экономические блага весьма разнообразны. В зависимости от критериев их можно классифицировать на следующие виды (рис. 5.14).

Экономическое благо в условиях товарного производства приобретает форму товара.

Товар - это экономическое благо, которое удовлетворяет какую-либо потребность человека и используется для обмена, купли-продажи на рынке.

Согласно классической теории важнейшими свойствами товара являются его потребительная стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека.

Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другого лица, то он имеет не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, т. е. является потребительной стоимостью для других.

Стоимость товара - это овеществленный в товаре общественный труд производителя.

Стоимость товара проявляется через внешнюю форму ее выражения - меновую стоимость.

Меновая стоимость представляет собой количественное соотношение (пропорцию), в которой товары одного рода обменивается на товары другого рода.

Приведенная выше концепция товара и его свойств в экономической науке известна как теория трудовой стоимости. Эта теория была основана еще классиками политической экономии - Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Со временем ее продолжили К. Маркс и его приверженцы.

Однако в современной неоклассической экономической науке существуют несколько иные подходы к характеристике товара и его свойств. В частности, введены в научное обращение такие понятия, как полезность, ценность и редкость товара.

Если сравнить категории "потребительная стоимость" и "полезность", то на первый взгляд они являются как бы синонимами, между ними нет разницы. Они будто бы выражают одно и то же - способность экономических благ удовлетворять потребности человека, быть полезными для него. Но это не совсем так. У классиков потребительная стоимость - объективное, абстрактное свойство любого товара, который производится для того, чтобы удовлетворять человеческие нужды. Потребительная стоимость для них - это естественная полезность товара вообще, безотносительно к потребностям конкретного человека.

Полезность у неоклассиков , в отличие от потребительной стоимости, понятие чисто субъективное, индивидуальное для каждого конкретного человека. Она показывает степень удовлетворения или приятности, которые получает конкретный человек от потребления того или иного товара или услуги.

Один и тот же товар с одинаковой потребительской стоимостью может иметь совсем разную степень полезности для различных потребителей. Например, полезность хлеба разная для сытого и голодного человека, сигареты - для человека, который курит, и того, который не курит, и т. д. Но все эти товары, независимо от разной полезности для различных людей, не теряют своей объективной основы - потребительной стоимости.

Ценность . Люди, покупая те или иные товары, тем самым как бы оценивают степень их полезности конкретно для себя. Неоклассики оценку степени полезности блага индивидом рассматривают как ценность. Поэтому ценность для них категория субъективная. Ценность имеет лишь то, что является ценным в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и являются основой для определения произведенного блага как стоимости.

Люди оценивают товары и услуги не только потому, что на их производство израсходован общественно необходимый труд, а и потому, что они имеют полезность. С их точки зрения, лишь полезность экономических благ может придавать затратам труда общественно-необходимый характер. Ценность у них выполняет функцию выражения полезности товара и затрат труда (стоимости товара).

Соединение стоимости и ценности и их общественное признание выражается в цене. Цену можно считать формой денежного выражения стоимости и ценности товара.

Цена предопределяет возможность одновременного проявления интересов производителей и потребителей. Только стоимость является движущим мотивом для товаропроизводителя, равно как ценность - движущий мотив для потребителя.

С позиций неоклассических взглядов, ценность благ зависит также и от их редкости, т. е. от запаса (количества) благ, которые способны удовлетворить нужды человека.

Редкость - характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому бриллианты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей людей (без них можно вообще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.

Благом вообще называется способность предметов удовлетворять потребности человека. А. Маршалл называет благом желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. Но свойство предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность, еще не делает его благом. Это происходит только тогда, когда человек осознал способность этого предмета удовлетворять определенную потребность.

Необходимо отделить экономические блага от общего многообразия благ. Одни из благ имеются в неограниченном количестве, например, воздух, другие - в ограниченном размере. Особое внимание разграничению экономических и неэкономических благ уделила Неоклассическая школа. Это разделение связано с ограниченностью благ.

К экономическим благам относят те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. получаемые в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они способны удовлетворить.

Экономические блага - это ограниченные количественно материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности человека. Важнейшими свойствами экономического блага являются ценность и стоимость. Они выделяются в зависимости от того, в каком качестве - цели или средства ее достижения - выступает конкретное благо по отношению к другим. Ценность блага как средства достижения цели есть то, что от него можно получить в результате потребления. Исходя из способа использования данного блага - непосредственно или косвенно, путем обмена - выделяют потребительную и меновую ценность.

Потребительная ценность блага - это полезный эффект, получаемый его владельцем от использования данного блага. Потребительная ценность всегда имеет строго персонифицированный характер, связанный со вкусами, предпочтениями, оценками конкретного индивида.

Меновая ценность блага представляет собой другие блага, которые можно получить за счет отказа от потребления данного блага. Количественное ее выражение представляет собой пропорцию, в которой получаемое благо относится к отдаваемому взамен. Чаще всего выступают деньги. Ценность блага зависит от его полезности. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека составляет его полезность. Ею обладает любое благо независимо от того, какую потребность оно удовлетворяет, физическую или духовную.

Стоимость блага как цели есть то, что за него надо отдать, от чего приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Стоимость блага иначе называют альтернативными издержками или издержками отказа при выборе.

Существует множество видов классификаций экономических благ в зависимости от использования того или иного критерия.

1. В соответствии с вещественными признаками экономические блага делятся на материальные и нематериальные блага. Материальные блага объединяют продукты, которые находятся в вещественной форме. Это продукты питания, одежда, оборудование, жилые постройки и т. д. Материальные блага, исходя из срока использования, делятся на блага длительного (срок службы более 3-х лет) и кратковременного пользования. Нематериальные блага характеризуются невещественной формой существования. Они представлены, прежде всего, услугами. Процесс производства и потребления услуг, как правило, совпадает во времени и пространстве. В настоящее время услуги занимают существенное место в экономике ведущих стран.

2. В зависимости от особенностей функционального назначения в общественном производстве экономические блага делятся на: производственные (промежуточные) и потребительские (конечные).

Производственные блага - продукты труда, применяющиеся для создания новых благ. Их потребление носит промежуточный характер и используется экономическими агентами в качестве необходимой предпосылки дальнейшего развития производства. К производственным благам относятся оборудование, сырье, материалы, деловые услуги и т. д. Также их называют косвенными экономическими благами или экономическими ресурсами. К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал, предпринимательская способность и информация.

Потребительские блага - продукты труда, поступающие в личное потребление населения. Они окончательно покидают процесс производства и рассматриваются в границах личного потребления. Потребительские блага включают продукты питания, одежду, жилье, предметы культурно-бытового назначения и проч.

3. В зависимости от места создания экономические блага подразделяются на внутренние (созданные внутри страны) и внешние (импортируемые из других стран).

4. В рыночном хозяйстве экономические блага в зависимости от характера потребления (индивидуальное или коллективное) классифицируются на частные и общественные. Критериями такого разграничения являются конкурентность и исключаемость экономических благ. Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом.

Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо.

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца.

В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю (например, рождение еще одного жителя страны не увеличит и не уменьшит асходов на оборону).

Товар и его свойства

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, то есть способность удовлетворять какие-то потреб­ности людей.

Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от ред­кости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере на­сыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек мо­жет чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной пор­ции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и иное – пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользо­вания с улучшенными характеристиками, например, компьютер нового поколения взамен морально устаревшего.

Теперь рассмотрим свойства товара. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали «потребительная стоимость»).

Потребительная стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезнос­тью, то он никому не нужен. Однако если всякий товар – полезная вещь, то можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полез­ная вещь – товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром. Этих условий три:

1. Товаром признается продукт, на который затрачен человеческий труд;

2. Товарами являются полезные вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности;

3. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентно­го (равноценного) обмена на другую вещь.

Значит, товар – созданная трудом общественная полезность, пред­назначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Из данного определения видно, что товар при обмене на равно­ценный продукт получает на рынке меновую стоимость.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях (соотношениях).

Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде (формула 1):

хА = уВ = zC, где А, В, С – полезные вещи; х, у, z – количественные пропорции обмена.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Очевидно, что в обмен вступают неодинаковые количества совер­шенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства явля­ется одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость, то есть способность удовлетворять какую-либо потребность человека и обмениваться посредством купли-продажи.

Характеристики блага, товара, услуги

Благо – это все то, что удовлетворяет потребности человека.

Блага бывают:

материальные – объекты и явления, имеющие материальную форму:

а) неэкономические – блага предоставленные человеку природой без приложения с его стороны каких-либо усилий: вода, воздух, свет, грибы, ягоды и другое;

б) экономические – блага, полученные в результате экономической деятельности человека: одежда, жилье, станки, машины, еда и другое;

нематериальные – не имеющие материальной формы:

а) внутренние – блага данные человеку природой при рождении, которые он развивает в себе по своей воле: музыкальный слух, физическая сила, способности к наукам, упорство, трудолюбие и т.д.;

б) внешние – это то, что дает человеку внешний мир и общество для удовлетворения потребностей: репутация, деловые связи, протекция и т.д.

Произведенные человеком блага могут предназначаться как для собственного потребления, так и для обмена на другие блага.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Товар обладает двумя свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо потребность;

б) способностью обмениваться на другой товар.

Особое место среди благ, необходимых человеку, занимает специфическая форма товара, называемая услугой.

Услуга – это целесообразная деятельность человека, имеющая полезный эффект, удовлетворяющий потребности другого человека или людей.

Услуга имеет специфические свойства:

а) она не материальна, т.е. не имеет вещественной формы. Например, массаж, ремонт, концерт и другие.

б) полезный эффект возникает только в результате живого труда;

в) услуга может быть потреблена только в момент ее оказания;

г) услуги нельзя накопать.

Стоимость является важнейшей характеристикой товара. Различают два основных вида стоимости.

Потребительная стоимость – это свойства вещи, благодаря которым, она может удовлетворять потребности человека.

Например, если человек плохо видит, то у него есть потребность в очках. Для этого человека очки обладают потребительной стоимостью. Для другого человека, у которого нормальное зрение, те же самые очки потребительной стоимостью не обладают, они ему просто не нужны. Следовательно, один и тот же товар для разных людей может обладать различной потребительной стоимостью. Поэтому потребительская стоимость ни в чем не может быть исчислена, в том числе и в деньгах. Если за разбитые очки дать человеку необходимую сумму денег, то он лучше видеть не станет.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другой товар в определенных пропорциях.



Например, одна булка хлеба может быть обменена на 10 рублей.

Меновая стоимость может быть исчислена в другом товаре или в деньгах.

Для экономической теории очень важным был вопрос об источнике возникновения новой стоимости и о том, как ее можно посчитать.

Представители классической политэкономии Адам Смит, Давид Риккардо, Карл Маркс и другие создали трудовую теорию стоимости . Они утверждали, что только труд является источником возникновения новой стоимости. Но какой вид труда (умственный или физический) и какого качества (ручной или машинный) необходимо рассматривать для расчета величины стоимости? Четкого ответа на этот вопрос трудовая теория стоимости не дает.

Позже трудовая теория стоимости преобразовалась в затратную теорию стоимости . Согласно данной теории стоимость формирует не один, а все четыре основных фактора производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности (предпринимательство). Величину стоимости можно подсчитать как сумму всех затрат, связанных с факторами производства, т.е. затрат на производство товара. Затраты складываются из заработной платы работников, ренты за пользование землей, процента на капитал и платы за сырье, материалы, машины, оборудования, сооружения и т.д., а также предпринимательского дохода. Стоимость создается на производстве, а затем проявляется на рынке в виде меновой стоимости. Затратная теория имеет существенный недостаток. Она рассматривает формирование стоимости только со стороны производителя, а потребитель в этом процессе, как бы и не участвует.

Во второй половине ХIХ века в Европе сформировалось маржинальное направление в экономической науке. Маржиналисты утверждали, что люди ценят материальные и духовные блага не потому, что на них затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага обладают полезностью.

Полезность – это способность блага удовлетворять какие-то потребности человека. Полезность чисто субъективное понятие, поскольку полезность одного и того же блага для разных людей различная. Например, платье и юбка для женщины обладают полезностью, а для мужчины – нет. Даже для одного человека полезность одного и того же блага в разные периоды будет различной. Например, полезность шубы зимой и летом. Поэтому отсутствует количественная единица измерения полезности.

Следует различать такие понятия, как «полезность» и «польза». У наркомана существует потребность в наркотике. Значит, для него наркотик обладает полезностью и очень высокой. Но наркотик не приносит никакой пользы, наоборот, наносит существенный вред здоровью.

На базе понятия полезности формируется понятие ценности.

Ценность – это индивидуальная оценка полезности блага.

В отличие от полезности, ценность может быть выражена количественно в каких-либо единицах или деньгах.

Свойства ценности:

а) ценность выявляется человеком только в процессе потребления блага, когда

он осознает свою зависимость от наличия, данного блага;

б) ценность не является свойством блага. Если благо не находится в сфере деятельности человека, то оно и не обладает ценностью. Например: никто не купит золото, растворенное в водах морей и океанов, хотя все знают, что его там много;

в) ценность блага не существует вне человеческого сознания, поэтому она субъективна как по своей сути, так и по своей величине.

Недостатком маржинальной теории является то, что она рассматривает процесс формирования ценности блага только со стороны потребителя, а производитель в этом процессе как бы и не участвует.

Недостатки и противоречия теорий стоимости и полезности преодолел английский ученый-экономист Альфред Маршалл. Он утверждал, что рыночная цена является результатом пересечения цены спроса, определяемой полезностью и цены предложения, определяемой издержками. Ввел в обиход крылатое выражение «лезвия ножниц», как образную характеристику двух факторной сущности формирования рыночной цены. В своей знаменитой книге «Принципы экономикс», изданной в 1890 году, он писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Цена – это коллективная оценка полезности блага.

Муниципальные услуги

Общая характеристика муниципальных услуг

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, доставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.

Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципаль­ной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага - это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор г. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материаль­ных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребности удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Основные различия между материальным благом и услугой представлены в таблице.

Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.

Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина готовит пищу на всю семью.

Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (потребленные вами продукты пи­тания). Одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг - достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами по­чинить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать масте­ра, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере разви­тия цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со сторо­ны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.



Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные, бан­ковские и др.). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предостав­ляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение ко­торых органы местного самоуправления несут определенную ответствен­ность.

Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собст­венности производителя, а локальный характер, определяемый местом прожива­ния человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммуналь­ных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содер­жание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим раз­витием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправлен­ное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных ус­луг населению все остальные функции местного самоуправления производны.

Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образова­ния. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обес­печить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправле­нии в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслу­живающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электри­чество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка бе­лья и т. д.

Специфические свойства муниципальных услуг:

♦ необходимость бесперебойного (для многих - круглосуточного) оказания услуг;

Необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);

Увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не
снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);

Практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;

Местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть пред­метом особой заботы органов местного самоуправления.

Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, со­циально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиямиФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавли­вать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а такженормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными идругими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральнымиправовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов,

Классификация и система оплаты муниципальных услуг

До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибка. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить столько, чтобы поставщик мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.

Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они в какой-то мере. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:

♦ обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услу­ги потребителем;

♦ появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;

♦ стимулируется качественная работа исполнителя.

Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.

Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рисунок).

Классификация муниципальных услуг

Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носит ин­дивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потре­бителями. Потребитель выступает в роли индивидуального заказчика. В этом слу­чае и качество услуг может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Они оплачивают­ся потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.

Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производс:гвом, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.

Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к дос­тижениям культуры, который гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соот­ношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для раз­личных групп населения.

«Бюджетными» муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социаль­ных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю поте­ри его доходов.

Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источни­ка финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут ис­пользоваться различные системы страхования, например медицинское или стра­хование имущества от пожара.

Органы местного самоуправления должны непосредственно управлять или контролировать услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на них должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных го­родов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, которые могли бы быть оплачены потребителем, Например, услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифами за парков­ку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров го­родов индивидуальным автотранспортом.

Измерители объема и результативности муниципальных услуг

Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных ус­луг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возника­ет, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т. п. Однако часто его нет, и приходится прибегать к косвенным, в качестве ко­торых могут использоваться:

с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);

с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);

за вход (городской транспорт, музей);

с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчи­ка, вывоз мусора, лифт).

Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муници­пальных услуг.

Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два прин­ципа;

♦ принцип «равенства» - оплата производится по единому для всех тарифу;

♦ принцип «справедливости» - размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности. Потребители с низким доходом платят меньше за еди­ницу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увели­чивает нагрузку на других потребителей.

Не менее важная проблема - оценка эффективности, результативности оказа­ния отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать вопрос, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результатив­ность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовле­творения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия дан­ной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество. Для отдель­ных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бы­товых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное вре­мя на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние город­ских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандарта­ми. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результатив­ность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его дос­тижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления осуществлять выбор приоритетов.

Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг

Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организаци­онно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предос­тавления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может пе­редать никому, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно она должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг. Таким образом, роль органов местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных муниципальных услуг может быть различной:

♦ за первую группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление на­селению и финансировать их из местных бюджетов (содержание дорог, бла­гоустройство территории, содержание школьных зданий, мест захоронения и т. п.);

♦ за вторую группу муниципальных услуг основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы мест­ного самоуправления содействуют в их оказании и участвуют в финан­сировании расходов (общественная, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных групп населения и т. п.);

♦ за третью группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с насе­лением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детски до­школьные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной),культура и т. п.;

♦ четвертую группу муниципальных услуг (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для их оказания путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);

♦ особую группу муниципальных услуг составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рас­смотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправле­ния.

Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного: финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых аспектов искусства муниципальной политики.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация