Биография старых воров. Отношение других воров к Карькову. Правда ли, что Патриарх Кирилл это Япончик

Главная / Суд

Понимает, кто такие воры в законе. Список таких людей десятки раз публиковался в открытом доступе, но при этом многие знают слишком мало о том, кого представляли и представляют собой эти люди, и как они к этому пришли.

Геннадий Александрович Карьков (Монгол)

В первую очередь стоит отметить Геннадия Александровича Карькова, который является одним из тех, с кого и пошли эти самые воры в законе (список он открывает именно поэтому). Известный в свое время уголовник по кличке Монгол является одним из пионеров преступного мира наших дней.

Первый раз в тюрьму Монгол сел в 30 лет за совершение кражи. После этого он попробовал работать в обычной строительной организации, что быстро ему наскучило, и впоследствии он направил свои силы исключительно в криминальный промысел. Карьков выделялся среди других преступников смекалкой, самостоятельностью, сообразительностью, а также резкостью практически в любых ситуациях. Все действия им практически всегда выполнялись лично, за что его особенно почитали другие воры в законе. Список воров в законе он открывает также по той причине, что одним из главных людей в его банде был Вячеслав Иваньков, более известный современным гражданам постсоветского пространства по кличке Япончик, причем одной из версий появления этой клички является именно то, что так окрестил его сам Монгол.

Основным видом деятельности его банды было совершение разбойных нападения на квартиры, принадлежащие высокопоставленным лицам, при этом стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев жертвы даже не собирались обращаться в милицию, так как по определенным причинам скрывали происхождение похищенных вещей.

В процессе выполнения своих действий банда отличалась чрезмерной жестокостью, и если кто-либо отказывался добровольно отдавать деньги, его вывозили в лес и жестоко пытали. При этом стоит отметить тот факт, что изощренные пытки этой банды были не только физическими, но и психологическими. К примеру, некоторых людей заживо клали в гроб и принимались пилить его ножовками, вследствие чего люди рассказывали всю необходимую информацию.

Отношение других воров к Карькову

Стоит отметить, что на момент совершения преступления действия Карькова представляли собой непосредственное нарушение а впоследствии это стало принято называть «рэкетом». С течением времени же (приблизительно в конце 70-х годов) на сходке в Кисловодске было принято решение о том, что рэкетом все-таки можно заниматься, вследствие чего капитал постепенно начал все больше и больше сращиваться с криминальной средой, то есть, в конечном итоге, инициаторами данной идеи стали сами воры в законе. Список всех людей, которые там присутствовали, не опубликован.

В 90-х годах судьба Монгола сложилась для него крайне удачно, так как он стал смотрящим одновременно за несколькими районами столицы и смог купить дом во Франции. Однако уже в скором времени он заболел раком и умер в 1994 году.

Вячеслав Кириллович Иваньков (Япончик)

Один из наиболее известных преступников, являющийся также лидером криминального клана Москвы, - Вячеслав Иваньков. Кличка «Япончик» досталась ему от учителя Монгола, и получил он ее за характерные

Ранние годы жизни

В детстве Иваньков поступил в цирковое училище и начал активно заниматься добиваясь неплохих результатов. Однако на одной из тренировок произошло несчастье - он упал с трапеции, вследствие чего получил закрытую травму черепа. Стоит отметить тот факт, что он так и не обратился с этим ни в какие медицинские учреждения, несмотря даже на то, что в определенных ситуациях дело доходило до обморочных состояний.

Криминальная жизнь

Как и Монгол, впервые Иваньков был привлечен к ответственности по случаю карманной кражи, причем в момент задержания он вел себя настолько агрессивно, что психиатры у него определили хроническое психическое заболевание в форме шизофрении и невменяемость. Сразу после того, как Япончик узнал свой диагноз, он предпочел кардинально изменить свое поведение - стал активно общаться с окружающими, увлекся настольными играми и т.д. Список русских воров в Законе он вряд ли бы пополнил, если бы остался с подобным диагнозом, но в конечном итоге врачи сообщили, что он перенес психоз.

После того как Япончик в течение длительного времени являлся одним из наиболее влиятельных людей в банде Монгола, он создал собственную группировку, которая занималась, по сути, практически тем же. Под видом сотрудников милиции члены банды начинали обыски у тех людей, которые жили на «нетрудовые» доходы, вследствие чего выносили из жилища абсолютно все. При этом периодически практиковались также случаи вывоза жертв в лес с последующими пытками, в процессе которых вымогались деньги другие ценности. После того как к группировке присоединились такие известные уголовники, как Слива и Асаф, она начала «работать» по всей территории Советского Союза, причем в каждом регионе банда оставляла достаточно большое количество трупов.

Третейский судья

Стоит отметить тот факт, что очень многие деятели культуры, включая Александра Розенбаума и Иосифа Кобзона, ходатайствовали о том, чтобы добиться освобождения Япончика в 1991 году. В течение длительного времени он пребывал после этого на территории Европы и США, однако затем его экстрадировали в Россию, где прокуратурой на него было заведено дело об убийстве турецких предпринимателей. Однако это дело полностью рассыпалось уже к 2005 году.

После оправдания Иваньков сказал о том, что в дальнейшем не собирается возвращаться ни к каким криминальным разборкам, но при этом, проживая за границей, постоянно выступал в виде своеобразного «третейского судьи» в процессе споров между различными группировками. В частности, он решил принять участие в известном конфликте, который произошел между самыми влиятельными кланами своего времени - кланом Тариэла Ониани и Аслана Усояна (более известного как Дед Хасан).

Смерть

В 2009 году на Япончика было совершено покушение, которое представляло собой обстрел во время выхода криминального авторитета из ресторана под названием «Тайский слон», где он был серьезно ранен. Практически на протяжении месяца врачи старались его вылечить, однако, не смотря на все старания, он погиб от перитонита, так и не оправившись от полученного ранения.

Аслан Рашидович Усоян (Дед Хасан)

Аслан Усоян - один из наиболее известных уголовников, распространивший свое влияние практически на всю территорию и, в частности, в свое время лично курирующий дела, которые вели ростовские воры в законе (список их также в основном состоял из людей Хасана). Именно за счет такого широкого влияния он получил большую известность на территории постсоветского пространства. Им было назначено большое количество лидеров в различных городах, и, кстати, сюда входят воры в законе в Омске, список которых у милиции возглавлял человек Усояна. Подобное можно отметить практически в каждой области России.

Интересным случаем является разлад между Хасаном и братьями Огановыми, вследствие чего он, опасаясь за свою жизнь, решил уехать на юг, несмотря на то, что именно с ним работали многие воры в законе ростовской области, список которых во многом состоял из таких людей.

В свое время преступный клан Деда Хасана являлся одним из наиболее мощных на территории России, несмотря на то, что принимал участие в достаточно большом количестве крупных криминальных войн. В частности, под его покровительством были многие известные уголовники и даже краснодарские воры в законе, список которых часто возглавлял Вадик Краснодарский. В 2010 его тяжело ранили, но не смертельно, однако уже в 2013 году Усоян скончался от выстрела снайпера.

Война с кланом Таро

Наиболее известным конфликтом для многих современных людей является война с кланом Тариэла Ониани (Таро), которая произошла из-за раздела огромнейшей бизнес-империи на территории России и Западной Европы, последовавшего после ареста Захария Калашова по кличке «Шакро Молодой».

Изначально сопротивление заключалось в том, что собирались сходки, включающие в себя людей, возглавляющих список самых влиятельных воров в законе. Их расположение старался заполучить каждый клан. Кроме того, обе группировки занимались активной вербовкой новых сторонников.

Одним из первых в результате названного конфликта пострадал ресторатор Гела Церцвадзе, который считался правой рукой Таро и управлял легальным бизнесом Ониани. После этого произошел ряд убийств криминальных авторитетов. При этом стоит отметить факт, что полный список воров в законе распространялся не только на территорию России, поэтому убийства происходили также и в других странах, включая Грецию и Испанию.

Решающим в этом конфликте стало покушение на Япончика, после которого Усоян смог убедить все воровское сообщество к причастности к этому людей Таро, а также стал организатором письма, которое было подписано большинством известных законников и свидетельствовало о вынесении Ониани смертного приговора.

Смерть

16 января 2013 года Дед Хасан вышел во двор ресторана под названием «Старый фаэтон», после чего практически сразу снайпер выстрелил ему в голову. После этого его забрали на "скорой помощи", но так и не смогли спасти - он скончался в реанимации Боткинской больницы. Некоторые источники говорят о том, что его смерть произошла еще по дороге в больницу.

Несмотря на то, что многие хотели похоронить его на престижном в конечном итоге было принято решение выполнить завещание Усояна и похоронить его рядом с братом и матерью в Тбилиси.

Преступные сообщества в глазах обывателей часто окружены романтическим ореолом, и не последнюю роль в этом сыграл кинематограф. Чикагские гангстеры, сицилийская мафия, китайские триады... Бунтарский дух, авантюризм, «красивая жизнь», особый «кодекс чести», свобода и непокорство – разве можно все это сравнить с обычной скучной жизнью законопослушного гражданина? В России сформировался особый, совершенно уникальный персонаж – «вор в законе». Аналогов ему нет ни в одной другой криминальной культуре.

Изучать феномен «воров в законе» очень сложно, как любое явление, находящееся «в тени». Однако практически все доступные источники сходятся во мнении, что «воры в законе» появились в СССР в 1930-е годы.

Энциклопедия МВД России под редакцией Владимира Некрасова дает следующее определение: «особо опасный и авторитетный в своей среде идейный профессиональный преступник, получивший данный титул на воровской сходке в результате специальной процедуры – «крещения», «коронации», одним из обязательных условий которой являются несколько рекомендаций нескольких «воров в законе», уже признанных таковыми».

Предпосылки появления данного феномена возникли еще в дореволюционной России. Как утверждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, некоторые уголовники поддерживали деньгами партийную верхушку революционеров. Позже в качестве одного из примеров подобного сотрудничества называли Иосифа Джугашвили (Сталина).

Упоминаются и представители преступного мира, которые боролись с царским режимом составе Красной Армии, например, Георгий Котовский, который стал членом ЦИК и Реввоенсовета СССР.

Белые офицеры, которые уцелели после Гражданской войны, эмигрировали и не стали служить Советам, остались не у дел и вынуждены были пойти в криминал. Та же судьба постигла и некоторых красных командиров, которые после победы Советской власти стали ей не нужны. Отчасти именно оттуда пошло правило воров не сотрудничать с властями.

Писатель Эдуард Михайлов высказывал предположение, что положили начало воровским традициям белогвардейцы барона Врангеля, находившиеся в турецком плену в 1920–1921 годах, где получили опыт лагерной жизни и взаимовыручки (путем создания «общака»). В пользу этого предположения говорит наличие у офицеров собственного кодекса чести, любовь к азартным играм, в частности картам, пощечина как способ символического унижения или наказания. Эти особенности поведения «жиганов», как назвал бывших белых офицеров специалист по истории отечественного преступного мира, Александр Сидоров, схожи с чертами поведения «блатных» и «воров в законе».

Само понятие «вор» в данном контексте отражало не конкретную специализацию преступников, промышлявших кражей, а принадлежность к высшей касте криминального мира. Как отмечает тот же Михайлов, «слова «короновать», «крестить» никак не соответствуют правилам советской фразеологии», что добавляет еще один аргумент в пользу версии о «предках» – белых офицерах.


Но не только офицерами едиными – «феня», язык уголовного мира, судя по всему, происходит из Одессы, где компактно проживали евреи. Там же в свое время работал Миша Япончик, одесский налетчик, которого иногда называют первым «вором в законе», хотя фактически это было не так. Будучи преступником, он «обдирал буржуев» и сотрудничал с анархистским и большевистским подпольем, а затем был одним из командиров Красной армии.

В 30-е годы XX-го века в США случилась Великая Депрессия. Мировые цены на зерно упали, а его экспорт был одной из основных статей бюджета советского государства. Это, а также начало индустриализации и коллективизации, дали толчок к развитию не только лесной и золотодобывающей отраслей, но и преступности, тогда же активно начал использоваться труд заключенных и вырос ГУЛАГ. Начался этап непосредственного формирования касты «воров в законе» и создания кодекса воровских «понятий».


Значительное количество заключенных были осуждены по 58 и 59 статьям за контрреволюционную деятельность и бандитизм соответственно, однако помимо них были и те, кто совершил другие преступления, – все это пестрое сообщество длительное время находилось в ограниченном пространстве под постоянным контролем, что способствовало формированию отдельной культуры и определенных правил поведения – «понятий».

Как писал прозаик и поэт Варлам Шаламов, не понаслышке знавший о тюремной жизни, в «Очерках уголовного мира»: «Вор – ворует, пьет, гуляет, развратничает, играет в карты, обманывает фраеров, не работает ни на воле, ни в заключении, кровавой расправой уничтожает ренегатов и участвует в “правилках”, вырабатывающих важные вопросы подземной жизни».

Наша справка

Варлам Шаламов (18 июня 1907, Вологда, Вологодская губерния, Российская империя – 17 января 1982, Москва, РСФСР, СССР) – русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930–1956 годах.

Таким образом, воры стали фактическими лидерами лагерного сообщества. Хотя им было не положено сотрудничать с администрацией зон и исправительных колоний, степень их контроля и самоорганизации была довольно высокой, что ставило под сомнение полное отсутствие контакта между двумя этими силами, контролирующими тюрьмы и лагеря. В частности, это наводило на мысль о том, что НКВД использовало воров, как один из инструментов контроля над обществом, – такую версию приводят Михайлов (как несостоятельную) и Делягин (как в целом верную).

Великая Отечественная война серьезным образом затронула воровскую среду. Часть воров, как тогда говорили, «перековалась», они шли в ряды Красной Армии воевать на фронте в составе штрафных батальонов. Таким образом, ряд принципов-понятий воровского кодекса были нарушены, в частности– «не сотрудничать с властью и не вставать под ружье за нее». Отмечается , однако, что часто воры дезертировали, прибегали к спекуляциям, грабежам, для поиска средств для существования. Тот же портал «Русская семерка» пишет, что часть воров была поймана во время крупной облавы на Тишинском рынке в Москве в 1942 году.

После окончания войны, образовались два противоборствующих лагеря: воры, которые не стали вступать в армию, и «ссученые», сотрудничавшие с властью. «Военщину» не признавали другие воры, поэтому, как пишет Шаламов, в 1947 году в порту Ванино на сходке произошел ряд изменений в «воровском законе», которые начал продвигать блатной по кличке «Король». В частности, ворам теперь разрешалось работать в «лагере и тюрьме старостами, нарядчиками, десятниками, бригадирами» и так далее.


Это разделение послужило началу кровопролитного конфликта, когда «суки» запугиванием переводили на свою сторону «воров» (в литературе упоминается обряд целования ножа) или жестоко избивали и убивали их, воры старого порядка делали то же самое. Слабо помогали и дополнительные наказания, и развод уголовников по разным лагерям. После этого появились «беспредельщики», демонстративно не подчинявшиеся воровским законам ни старого, ни нового образца, однако они были в меньшинстве. Отдельно была создана тюрьма под названием «Белый лебедь», где активно искореняли касту «законников». Смертность в разгар «сучьих войн», как называют эти события в литературе, почти сравнялась с1938 годом – временем массовых расстрелов. Данный конфликт настолько серьезно сократил количество воров и причислявших себя к таковым, что после 50-х стали считать , что данное явление полностью истреблено.

Наша справка

"Белый лебедь" - исправительная колония особого режима для пожизненно осужденных в городе Соликамске, Пермский край. Отличается одним из самых жестких режимов в системе исправительных учреждений. В колонии отбывают пожизненный срок осужденные за особо тяжкие преступления, на данный момент порядка 300 человек.

Однако, как оказалось, «воры в законе» просто залегли на дно. В 1979 году в Кисловодске состоялась «сходка» «воров» и «цеховиков» (нелегальных бизнесменов). Там теневые предприниматели и воры собрались «перетереть непонятки» и договорились о следующем: «цеховики» платят в воровской «общак» 10% от прибыли за защиту от отморозков и «беспредельщиков». Однако, если верить книге Федора Раззакова «Бандиты семидесятых», не все согласились с этим – «воры» старой закалки таких сделок не признавали. Там же сказано, что о «сходке» узнали и сотрудники КГБ, которые поняли – «воры в законе» еще имеются.

На второй «сходке» также было много споров, а выдвинутое на ней предложение шло вразрез с воровскими «понятиями». В 1982 году в грузинском городке Кутаиси местные воры решили поставить вопрос о более активном участии в делах власти. Возникла идея покровительствовать студентам-юристам, чтобы готовить из них будущих адвокатов, прокуроров и судей, лояльных к «ворам в законе».

«Воры в законе» –уникальное явление, которое не встречается где-либо еще, кроме территории стран бывшего Советского Союза. Скорее всего, это связано с особенностями СССР как «лагерной» страны, где активно эксплуатировался труд арестантов, большое количество населения было вовлечено так или иначе в тюремную жизнь, а сроки, по которым сидели преступники, были довольно велики, что в совокупности создало отдельное устойчивое сообщество и культуру. По сути, возникло своего рода «теневое государство», в котором существовали своя иерархия, свои правила и устои, обеспечивающие относительно мирное существование внутри данного общества.

Истории о ворах в законе очень популярны. Однако их жизнь в кругу семьи и близких мало кому известна. В одной песне поется: «А уж доля у вора незавидная». Так ли это? Безусловно. Однако в общество считается, что воры в законе сказочно богаты, их окружают толпы охранников, ездят законники на шикарных автомобилях.

Без денег и полуголодные

Многие воры в законе, живя на свободе, не имели ничего и жили за счет краж. Покойный вор в законе Георгий Чиковани (Гоги) вспоминал, что «полуголодые были». «Не зарились, у кого что есть. Украл - живешь, не украл – голодаешь», - говорил он. Вор в законе Андрей Крылов (Крыл), по рассказам его жены, на свободе даже не имел денег на чашку кофе. У многих были возможности жить в комфорте, однако жесткий кодекс воровской чести запрещал даже думать об этом.
Новосибирский вор в законе Степан Силич, по рассказам его внучки, был аскетом старой формации. Интерьер его жилища был прост: старый обшарпанный дерматиновый диван, да табуретка. Местные авторитеты не раз уважительно пытались оказать ему материальную помощь, но убеждения не позволяли Степану принять ее. Квартира Гоги Чиковани тоже не блистала роскошью - только самое необходимое.
Будучи на свободе, законники много внимания уделяли помощи заключенным – деньги выделялись из общака. Такие воры в законе, как Андрей Исаев (Роспись) и Алексей Сухочев (Зуб), все время разъезжали по заключенным с такой «помощью». Останавливались переночевать где придется. Из имущества - одежда и сумка. Машина - общаковская.

И в семье не найти покоя

К семейным ценностям воры в законе были в основном равнодушны. Кто-то ее имел, а кто-то - нет. У таких легендарных законников, как Вася Бузулуцкий, Корж, Савоська, Ростик, семей не было. Правда, у них были сожительницы. Грузинские же воры в законе, наоборот, обзаводились семьями. Но и после этого не находили покоя. К примеру, легендарный батумский вор Зури Цинцадзе все свое основное время посвящал помощи простым жителям Батуми, заботе о заключенных. Он всех принимал у себя дома. Дети воров в законе часто подолгу не видели своих отцов.
Вор Сергей Бойцов даже написал такие стихи: «Я шёл по жизни, словно ветер. Куда хотел, туда летел. Чужим я радовался детям, своих же так не заимел, Как тяжело сейчас мне думать, что в жизни много потерял, Как много в жизни я не видел. Вся жизнь моя - сплошная серость, и лучшего не видел и не знал».
По рассказам жены законника Андрея Крылова, «он хотел верить и любить, быть просто счастливым человеком».

Расшатанные нервы и подорванное здоровье

Покойный вор Валерий Силагадзе (Сухумский) в любви счастья тоже не нашел и утешение искал в алкоголе.
Вообще многие воры старой формации увлекались горячительными напитками. Например, Евгений Васин (Джем), Фарид Хабибулин (Резанный) уходили в сильные запои, что часто заканчивалось сердечными приступами и больницей. Но были и такие, как, например, Валерий Длугач (Глобус), которые не пили, не курили, не были наркоманами и вели здоровый образ жизни. Но таких были единицы. В основном из тюрем законники выходили с расшатанными нервами и сильно подорванным здоровьем.

«Беломор» и миф о сытой жизни

Воры в законе тщательно следили за внешним видом и на людях всегда выглядели аккуратно. Весной и летом они носили кепки-восьмиклинки, плащи, брюки со стрелками, джинсы. Осенью и зимой - обязательно норковые или ондатровые шапки, пальто, дубленки и теплые перчатки. Их вид должен был показать, что носитель одежды ведет безбедную сытую жизнь, что в реальности было блефом.
Модными папиросами среди законников считались «Беломор» и «Казбек». С конца 80-х курили импортные сигареты, например, болгарские «Радопи». С деньгами расставались легко и быстро, часто «спуская» их в ресторанах. Многие, чтобы не вызвать подозрений, представлялись инженерами или моряками.

Я слегка под впечатлением от прочитанного на некоторых ресурсах в Интернете... Народ неистребимо любит мифы и легенды. Делюсь...

Япончик и Патриарх Кирилл - один человек

Оказывается, в Интернете муссируют тему о том, что криминальный авторитет Вячеслав Иваньков (Япончик), погибший в результате покушения на выходе из ресторана, и наш Патриарх Кирилл - это один и тот же человек. Сразу скажу, что у этой информации "ноги растут" от украинских источников.

Япончик и патриарх Кирилл, сходство

Основанием для сравнения выставляют внешнее сходство.

Плюс приводят данные о том, что Кирилл стал Патриархом, а Вячеслав Ивантков (Япончик) получил смертельное ранение, в одно и то же время. И на Ваганьковском кладбище Москвы имеется.

Сразу обозначу, что Патриарх Кирилл мне нравится, его слова и речи мне помогают. Я считаю Кирилла сильным лидером, если можно так говорить о Патриархе. Мне нравится стиль речи Кирилла, напор и выражение, с которыми он обращается к людям. Именно благодаря Патриарху Кириллу и сегодняшней полититке в отношении церкви, летом 2017 года миллионы моих соотечественников и жители других стран смогли приложиться и поклониться частице в Москве и Питере. Я писала уже - это нельзя переоценить. Многим людям это дало силы и надежду, а это много.

Но обсуждением сходства я слегка шокирована. На многих площадках всерьёз пытаются провести внешнее сравнение Вячеслава Иванькова (Япончика) и Патриарха всея Руси Кирилла. Допускаю, внешнее сходство присутствует.

Наверное, можно сказать, что Патриарх Кирилл похож на Япончика, предоставленные фото подогнаны под один ракурс. И что? Я сама всем кого-то постоянно напоминаю. Порой некоторые совершенно бесцеремонно начинают -ой, а вы знаете, вы похожи на...(и начинают перечислять - артистки, певицы, чьи-то тети, племянницы, знакомые). Это даже напрягает, но речь не об этической стороне этих сравнений с похожестью. Мы уже обсуждали, что между отдельными людьми на земле есть некоторое сходство. Потом, мое мнение такое - зачем было бы давать почву для пересудов. Если нужно - любому человеку могли бы сделать пластическую операцию, ну и там даже намека бы на осталось.

Правда ли, что Патриарх Кирилл это Япончик

Признаюсь, мне неловко даже и писать об этом. Но более неприятно, как смакуют эту тему отдельные деятели. Есть важная деталь, которая опровергает то, что Патриарх Кирилл и Япончик - одно лицо. Это - голос. У меня стопроцентный музыкальный слух. Я прослушала интервью с Япончиком внимательно, на разной громкости. Голоса у Япончика и патриарха Кирилла разные. И тембр, и акцент, и стиль. Это очевидно.

Внешнее сходство и здесь, очевидно, присутствует:

  • Патриарх Кирилл и Иса Мунаев (бывший чеченский боевой командир, участник войны на востоке Украины (со стороны Украины), погиб в Дебальцево в 2015 г

"Воры в законе" появились в первые десятилетия советской власти. Сначала их существование было оправдано, затем власть начала с ними расправляться и стравливать друг с другом…

Сочувствующие

Со времен реформ Петра I преступный мир в Российской империи становился все более влиятельным, появились специализации, к концу XIX века кастовая система бандитского мира была уже сформировавшейся. Кардинальные изменения в систему воровского мира внесла революция и Гражданская война.

Многие из тех, кто до этого шел "воровским путем" оказались среди "сочувствующих" большевизму. Помогая "красным", они могли отомстить ненавистному царскому режиму. Из уголовников вышел Георгий Котовский, командиром Красной армии был даже легендарный вор Мишка Япончик, не чурался связей с криминалитетом и Коба, будущий Иосиф Сталин.

После завершения Гражданской войны многие красные командиры, имевшие уголовное прошлое, так и не смогли отучиться от своих прежних привычек. Новой власти, которая всячески отстаивала свою легитимность, такие элементы больше не были нужны. По этой причине они просто ликвидировались, проводились "чистки. Тогда воровской мир и понял, что заигрывать с политикой намного опаснее, чем воровать. И воры решили остаться при прежних интересах.

Кодекс воровских понятий начал формироваться в конце 20-х - начале 30-х годов. Этому способствовало несколько факторов.

Во-первых, падение мировых цен на зерно привело к тому, что вторым экспортным сырьем стал лес, который, в отличие от зерна, нужно не просто собирать, а валить, и валить не в самых тепличных условиях (одна из причин появления ГУЛАГа).

Во-вторых, коллективизация, которая стимулировала рост преступности. Эти факторы сложились, и страна столкнулась с явлением, про которое сегодня любят говорить поговоркой "пол страны сидело, пол страны охраняло". Огромное количество людей, оказавшихся за решеткой, долгие срока, "этапы длинные" - все это способствовало тому, что лагерь превратился в отдельную биосферу, организация общежития в которой требовало не только внешнего, но и внутреннего управления. Таким элементов внутренней власти и стали воры.

Короли зон

Показательно, что сама система воровского общества была с самого начала прямой калькой с системы организации партийной власти. "Делегатов" и "секретаря" выбирали голосованием на сходках, для неофитов нужны были две рекомендации от других воров. Важнейшим было соблюдение дисциплины, следование воровским законам: не заводить семью, не работать, не копить богатств (все сдавать в "общак"), не иметь квартиры (жить на "малине").

Как пишет Варлам Шаламов в "Очерках уголовного мира": "Вор – ворует, пьет, гуляет, развратничает, играет в карты, обманывает фраеров, не работает ни на воле, ни в заключении, кровавой расправой уничтожает ренегатов и участвует в "правилках", вырабатывающих важные вопросы подземной жизни".

Воры стали своеобразными "королями" целой лагерной страны. Несмотря на то, что им по закону было запрещено сотрудничать с администрацией, они контролировали все процессы, которые происходили в зоне. Для государственной системы такой порядок самоорганизации был даже удобен.

Читаем у того же Шаламова: "С ворами считается начальство. Блатари – хозяева жизни и смерти в лагере. Они всегда сыты, умеют "достать", когда все остальные – голодны. Вор не работает, пьянствует, даже в лагере, а крестьянский парень вынужден "пахать". Воры его и заставляют "пахать" – так они ловко приспособились".

Воры и война

Во время войны часть воров "перековалась" и пошла служить. Политзаключенных в штрафные батальоны и роты не брали, а вот представители криминала, осужденные за нетяжкие преступления могли попробовать "искупить кровью" и отправлялись в штрафные роты.

Впрочем, надо сказать, что большой сознательностью и патриотизмом воры не отличались, многие из них дезертировали и средства к существованию находили при помощи грабежа, воровства и спекуляций.

В 1942 году, в самый разгар войны, на Тишинском рынке в Москве была даже проведена массированная облава на воров. Страна, которая отражала фашистскую угрозу, вынуждена была бороться и с внутренним врагом в лице воров.

Большой резонанс вызвало задержание в 1952 году банды Павленко. В 1941 году Павленко дезертировал, при помощи друзей "сколотил" сообщество, которое, прикрываясь проведением военно-строительных работ занималась мародерством, грабежами, расстрелами.

Костяк организации составляли уголовники, которых Павленко одел в военную форму и справил им по липовым наградным листам звания и медали. Себя Павленко сделал "полковником", во время задержания у него были найдены генеральские погоны.

Сучьи войны

После войны многие из блатных, воевавших на фронте, вернулись в лагеря. Зона их не приняла, воры-старозаконники считали всех тех, что сотрудничал с государством, изменниками, "ссучившимися". Что говорить, если по воровскому закону даже ударивший по просьбе "начальника" в рельс считался "подсученным".

Вернувшиеся с фронта блатари были готовы к тому, что их не примут. В 1948 году на пересылке в Ванинский порт был объявлен "новый закон". Началась настоящая война, кровавая и длительная, ножи и оружие собиралось по всей Колыме.

Воровской мир любит театральность. Для перехода в новый воровской закон был изобретен обряд - целование ножа. Поцеловавший нож терял всякие права в воровском мире и навсегда становился "сукой". Отказников убивали, но не просто, а перед смертью ещё и "трюмили" - избивали и давили металлическими дверями.

В ходе "сучьих войн" было сформировано также и третье воровское сообщество - "беспредельщины". Они с равной ненавистью относились и к старым ворам, и к "сукам".

Сучьи войны существенно проредили воровское сообщество, раскололи его. Инициировалась агрессия как изнутри, так и снаружи. Стравливая воров, власти вполне успешно решали свои задачи.

Белый лебедь

Решительной инициативой власти по расколу и уничтожению воров-законников было создание отдельной тюрьмы для блатарей - "Белый лебедь". Она была построена ещё в 1938 году, но до 1955 года здесь содержались не только уголовники, но и "политические". В 55-м же "политических" перевели в колонию, расположенную в Мордовии, и "Белый лебедь" стал настоящей "банкой с пауками".

Ворам, как мы уже знаем, запрещается работать, но кто будет работать в колонии, если кроме воров там никого нет? Внутри колонии постоянно шли бунты, восстания, которые жестко подавлялись.

В 1980 году в "Белом лебеде" было создано ЕПКТ (единое помещение камерного типа), заслужившая себе недобрую славу среди воров всех мастей. В ЕПКТ отправляли рецидивистов со всей страны (около 4, 5 тысяч), здесь "раскороновали" 130 воров в законе.

Это была очень эффективная мера борьбы с "законниками". Анатолий Жогло, полковник милиции, ветеран ГУБОПа МВД дал следующий комментарий этой методике исправления воров: "В практике советской лагерной системы воровские войны были одним из самых существенных способов искоренения этой касты. Иногда такие противостояния провоцировали сами воры, иногда для этого создавались особые условия по инициативе руководства страны".



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация