Марина александровна шалагинаправоведение

Главная / Суд

Какая наука изучает государство? Данным вопросом интересуются студенты и юридического, и социологического факультета, и начинающие политологи, и многие любознательные граждане. И, наконец, пришла пора пролить толику света на столь таинственный вопрос.

Раздел первый: коротко о главном

Наука, изучающая государство, составляет основу юриспруденции. Ни один студент-юрист, ни один преподаватель не может обладать статусом, если не изучал теорию государства и права. Это базовая, основополагающая дисциплина, выступающая каркасом теоретических знаний.

Значение дисциплины

Трудно переоценить значение ТГП, так как без неё не существовало бы всей юриспруденции и правовой системы государства в целом. Научная отрасль позволяет создать не только прочный базис теоретических знаний, но и привести в порядок реально действующее законодательство. Создание любой нормы подчиняется исключительно законам ТГП.

Как правило, у выпускного курса юридического факультета читается дисциплина под названием «Актуальные проблемы ТГП». Такой ход позволяет освежить знания будущих специалистов и бакалавров, а также изучить современные правовые тенденции. Теперь, когда вы услышите вопрос о том, какая наука изучает государство и право, ответ сможете дать незамедлительно!

Ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.

Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?

Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение - это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.

Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.

Зачем и когда была введена в эта дисциплина?

Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться "различать неправое и правое". Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.

Затем вкратце изучаются отдельно семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.

В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.

Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение - это трамплин для получения высшего образования.

Важно знать

Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая таких специалистов. Ведь на латыни правоведение - это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.

Правоведение (основы права) как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Поэтому основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридических дисциплинах, в текстах законов. Поэтому студенту просто необходимо в первую очередь усвоить положения правоведения, прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.

Правоведение развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она вместе с тем вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных иными юридическими науками.

Правоведение стоит особняком в общей системе юридических наук. Оно не изучает правовые системы отдельных государств, тс или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран. Предметом правоведения являются те общие черты и закономерности, которые характерны в целом для становления и функционирования такого самостоятельного общественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира или их комплексам (англосаксонская, континентальная, мусульманская и другие правовые семьи). Эта наука исследует весь совокупный, свойственный каждому региону мира механизм государственно-правового регулирования общественных отношений, определяет основные пути и тенденции его развития.

Исследуя право в целом, правоведение определяет этапы его создания и развития, сущность, социальное назначение и роль в жизни отдельной личности, коллективов людей, общества в целом, перспективы дальнейшего совершенствования. Потребность в этой науке связана с тем, что в реальной жизни существуют такие общие во всем мире закономерности государственно-правовой действительности, без познания которых невозможно проанализировать основные черты законодательства отдельных государств, предмет отраслевых и иных специальных юридических наук. Ни одна из таких наук не способна обеспечить исследование права как единой и целостной системы, как самостоятельного и специфичного по своим признакам социального феномена.

Государство изучается правоведением как правообразующая и правообеспечительная сила. Те же закономерности государства, которые нс связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества и др.), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.

Право и государство существуют в тесной связи друг с другом и органическом единстве. Они неразрывны в реальной жизни, возникают в силу одних и тех же причин и переходят от одного исторического типа к другому одновременно и параллельно. Их раздельное существование практически немыслимо.

Позитивное право создается или санкционируется государством посредством деятельности компетентных правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государства, применением государственными правоохранительными органами правовых санкций в случае нарушения юридических норм. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации.

Вместе с тем осуществление государством властно- управленческих функций предполагает воздействие на волю и сознание людей в форме установления прав и обязанностей, обеспечивая и охраняя их безопасность, свободный труд и отдых, побуждая сообразовывать свое поведение с интересами других лиц, материальными и духовными потребностями всего общества в целом. Законы и другие источники права устанавливают основы взаимоотношений личности с государством и его органами, закрепляют и охраняют права и свободы человека и гражданина, формы правления, государственного устройства, политический режим, определяют структуру и компетенцию органов государства, полномочия общественных объединений и юридических лиц.

Все сказанное дает основание сделать вывод, что государство и право неразрывно связаны между собой и не могут существовать независимо друг от друга. Именно поэтому общая наука правоведения включает исследование и права и государства и носит название "Теория государства и права". Но при этом следует специально отметить, что и право, и государство – самостоятельные общественные явления, имеющие собственные черты и закономерности.

Предметом правоведения соответственно будут:

  • общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
  • сущность, типы, форма, функции, структура и механизм действия государства и права: понятие и структура правовой системы;
  • основные государственно-правовые понятия, общие для всего правоведения.

Предмет правоведения не стоит на месте. Он все время расширяется в силу динамики общественных отношений, объективного повышения роли государства и права, усиления во всех странах мира государственно-правового вмешательства в различные сферы социальной жизни. Общественная практика ставит перед наукой все новые и новые задачи, требующие теоретического анализа и осмысления.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод – это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин "методология" состоит из двух греческих слов: "метод" (путь к чему-либо) и "логос" (наука, учение). Таким образом, дословно "методология " – учение о методах познания. Термин "методология" обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Методология юридической науки – это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки – это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность. Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.

Многовековые научные исследования становления и развития государства и права во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политикоправовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций – материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Ряд теоретиков связывали государственноправовые явления с волей Бога либо так называемого объективного разума, другие – с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи – с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы.

Все многообразие методов правоведения в зависимости от степени их распространенности можно классифицировать следующим образом.

  • 1. Всеобщие методы , т.е. философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую). Материалистическая диалектика связывает возникновение государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (например, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы); а всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Идеалистическая диалектика выступает в двух формах: объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, согласованием воли людей (договором).
  • 2. Общенаучные методы , в отличие от всеобщих, не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. К ним относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента и др.

Анализ обычно является первой стадией любого научного исследования, на которой изучаемый объект разделяют на части с последующим изучением и выявлением его строения, состава, свойств и признаков. Так, например, в категории "система права" выделяются и исследуются такие понятия, как отрасль, подотрасль, институт и норма права.

Синтез – это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое; аналитическое обобщение выделенных и изученных особенностей объекта. Он выступает как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Например, объединение юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения в самостоятельную группу – институт права, как институт права собственности в гражданском праве или институт ответственности должностных лиц – в административном нраве.

При системном подходе вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института; структурные части нормы при ее структурном анализе; структурные подразделения государственного органа), устанавливается специфика их содержания, дастся функциональная характеристика. Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Так, например, применение этого метода позволило выделить мировые правовые системы современности: англо-американскую, романо-германскую, обычного права и религиозную.

С системным подходом тесно связан функциональный подход , который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности, функции правосознания и т.д.). Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений по отношению к другим.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3. Частнонаучные (специальные) методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К таким методам относят социологический, статистический, кибернетический, математический и др.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие – к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.п.). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.) и теоретических идей (закон необходимого разнообразия и т.п.).

Математический метод – это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в "каждом знании столько истины, сколько математики". В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

4. Частноправовые методы являются сугубо юридическими. К ним относятся формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Формально-юридический метод позволяет определять специальные юридические термины (как, например, "юридическое лицо", "существенный вред", "смягчающие вину обстоятельства"), выявлять их признаки, провести классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Задача метода состоит в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы (макросравнение), либо их отдельные элементы (микросравнение) – законы, юридическую практику и т.д. – в целях выявления их общих и особенных свойств. В правовой пауке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Как видим, методы научного познания государства и права многообразны, тесно связаны между собой и лишь в совокупности и взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы указанной сферы.

Как и любая другая фундаментальная наука, правоведение выполняет ряд важных функций, характеризующих ее теоретическое и практическое значение для преобразования общественной жизни. Несмотря на разнообразие классификаций, представляется возможным выделить функции , которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права.

Реализуя онтологическую функцию , правоведение познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы: что есть государство и право? как и почему они возникли? что представляют собой в данный момент? и др. Данная функция характеризует добывание нового знания, его накопление и систематизацию.

Суть гносеологической (познавательной ) функции – в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Данная функция представляет собой выработку и оформление научных знаний о государстве и праве; она направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, об обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Прогностическая функция правоведения проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственноправовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Она определяет в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, формируя научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д.

Осуществляя идеологическую (идейно-воспитательную) функцию , правоведение приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, правосознание и поведение должностных лиц и отдельных граждан как важнейший идеологический фактор. Такая функция способствует повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формированию высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Таким образом, функции правоведения раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики, они взаимосвязаны, дополняют друг друга, а потому, лишь взятые в системе, дают полное представление о назначении такой науки, как правоведение.

Право (правовое регулирование) является предметом изучения многих общественных наук. Но характер изучения права, подход к нему со стороны различных общественных наук неодинаковы. Иными словами, существуют различные уровни, плоскости теоретического освоения права, правового регулирования.

Право как составная часть надстройки классового общества входит в предмет философии, ее важнейшего раздела – исторического материализма. Здесь право рассматривается наряду и во взаимосвязи со всеми другими общественными явлениями. При этом ставится задача установить общие закономерности, характерные для общества

в целом, в том числе и для права, правового регулирования.

Право в определенной мере входит в предмет изучения других общественных наук, посвященных теоретическому освоению иных (неправовых) областей общественной жизни – политической экономии, науки социального управления, истории, педагогики и др. В указанных науках право изучается лишь постольку, поскольку это необходимо для полного и всестороннего теоретического освоения соответствующей области общественной жизни. Оно изучается здесь по тому же принципу, по какому предметом правоведения охватываются экономические отношения, психические процессы и др., т.е. по принципу связи различных социальных явлений.

Самостоятельным, относительно обособленным предметом изучения

право (правовое регулирование) является для особой группы общественных наук, охватываемых понятием «правоведение» (юридические науки). Юридические науки обособились во всей системе общественных знаний как раз потому, что они целиком специализировались на изучении права, правового регулирования.

Именно перед ними стоит задача освоить право (правовое регулирование), причем так освоить, чтобы обеспечить решение практических задач – определить основы правовой политики, способствовать совершенствованию законодательства, практики работы органов юстиции.

Социалистическое правоведение в соответствии с требованиями марксистской методологии сложилось как такая система знаний, ко-

Глава XLII. Система юридических наук

торая не может быть охарактеризована как совокупность «чистых» правовых наук. Оно изучает право в неразрывной связи с экономикой, нравственностью и другими социальными явлениями и поэтому здесь существенную роль играют неюридические элементы: философские, политические, экономические знания.

Первостепенное значение для юридических наук имеет «государствоведческий элемент» – теоретические положения, отражающие нераздельную связь государства и права. Какой бы специальный юридический вопрос ни рассматривался, в его решении незримо «участвуют» государствоведческие категории, в частности через такие правовые понятия, как правотворчество, санкционирование, юридическая ответственность, процессуальные формы и т.д. Кроме того, в настоящее время в связи с незавершившимся еще процессом дифференциации общественных наук правоведение в определенной мере является также и «государствоведением» – наукой, охватывающей проблемы государства как в связи, так и независимо от их связи с правовой проблематикой.

Еще по теме Право как предмет изучения общественных наук:

  1. 2.3. Рекомендации к изучению отдельных тем 2.3.1. Общая характеристика науки о праве и государстве, ее место в системе общественных и юридических наук
  2. 1. Общая характеристика теории криминологической безопасности как частной теории криминологии, объект и предмет ее изучения.
  3. А.А. Серветник кандидат юридических наук, доцент СГАП ИМУЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДМЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  4. Глава 23. Третейский суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права. Краткая характеристика правовых основ организации и деятельности третейского суда
  5. 3 8. Общество как предмет криминологического изучения. Криминологический анализ социальной среды разного уровня. Социальный контроль
  6. 3. Право как государственный регулятор общественных отношений
  7. 7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
  8. Изучение общественно-политического строя Галицко-Волынской Руси XI-XIII вв. показывает общность экономического, общественного и политического развития всех княжеств феодально-раздробленной Руси


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация