Минстрой разъяснения по вопросам жкх. Минстрой россии подготовил разъяснение изменений в законодательные акты по вопросам предоставления коммунальных услуг. Договор ресурсоснабжения как лицензионное требование

Главная / Суд

В конце 2016-начале 2017 года Минстрой России дал разъяснения по ряду вопросов жилищной сферы, издав соответствующие письма.

Письмо Минстроя России от 17.11.2016 N 38396-ОД/04

Подтверждая свою позицию, ранее высказанную в письме , Минстрой разъяснил, что собственники помещений, не имеющие свидетельства о регистрации права собственности, для целей участия в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и оформления своего решения предоставляют выписку из ЕГРП.

Минстрой отмечает, что 15 июля 2016 года вступила в силу норма, согласно которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из ЕГРП. Выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных, прекращена. Одновременно с этим Жилищным кодексом РФ установлено, что в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, указываются в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме. Таким документом, в случае отсутствия свидетельства о регистрации права, является выписка из ЕГРП.

Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45049-АТ/04

Минстрой указывает, что для расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника в многоквартирном доме используется площадь помещения, которым владеет собственник, а не площадь помещений общего пользования.

Минстрой разъясняет, что согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.

Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается не менее чем на 1 год, годовая сумма делится на 12 месяцев, в результате получается ежемесячная сумма, которая делится на площадь помещений в собственности. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещений в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Размер платы за содержание общего имущества, предъявляемый к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет.

Указанная позиция доказана в размещенной на сайте АКАТО статье «», входящей в цикл «Мифы ЖКХ».

Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45051-АТ/04

Минстрой указывает, что ЖК РФ содержит прямое указание о направлении копии решения о смене управляющей организации в действующую управляющую организацию.

Минстрой разъясняет, что согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. При этом согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в МКД подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД.

На основании Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в случае принятия общим собранием решения о смене способа управления МКД, истечения срока договора управления МКД или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии такого решения.

Организация, ранее управлявшая МКД и получившая такое уведомление, передает техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также иные необходимые документы и сведения организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ЖК РФ.

Письмо Минстроя России от 09.01.2017 N 44-ОД/04

Минстроем России разъяснены вопросы, касающиеся выполнения мероприятий по повышению энергетической эффективности и энергосбережению в МКД.

Сообщается, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электроэнергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Управляющая организация — исполнитель коммунальных услуг имеет право использовать средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и на другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ, если иное прямо не предусмотрено договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Необходимо отметить, что в своем письме Минстрой ссылается на пп. «у(1)» п. 31 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, который утратил силу с 01.01.2017 (т.е. на момент изготовления письма Минстроя уже не действовал) в соответствии с .

Письмо Минстроя России от 13.01.2017 N 570-АЧ/04 «Об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Минстрой России информирует об изменении сроков внесения сведений в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.

Сообщается о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в частности:

Обязанность лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, сведений в ГИС ЖКХ, по размещению информации в ГИС ЖКХ переносится с 1 июля 2016 года на 1 июля 2017 года, а в городах федерального значения — на 1 июля 2019 года;

Переносится срок наступления административной ответственности для поставщиков информации в ГИС ЖКХ за неразмещение или размещение не в полном объеме информации — с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, а в городах федерального значения — на 1 июля 2019 года;

Переносится срок, с начала течения которого платежный документ считается не представленным потребителю жилищно-коммунальных услуг, в случае если информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем, не размещена в ГИС ЖКХ или размещенная информация не соответствует платежному документу на бумажном носителе — с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, а в городах федерального значения — на 1 января 2020 года.

Разъяснения по переносу оплаты коммунальных ресурсов, расходуемых на содержание общего имущества, в размер платы за жилищные услуги опубликованы на сайте Минстроя России . В частности, ведомство обращает внимание, что соответствующая плата не может превышать размер норматива.

В документе указывается, что при первоначальном включении в жилищную услугу общедомовых расходов коммунальных ресурсов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При этом, если фактический размер расходов меньше размера норматива и расчет осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, то возможно начисление по фактическому объему потребления. В этом случае, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива принятия решения общего собрания собственников не требуется.

«Хочу обратить внимание, что цель переноса ОДН в жилищную услугу - защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей. Безусловно, если дом энергоэффективный, на его содержание используется сниженный объем ресурсов и при этом дом оборудован приборами учета, плата должна рассчитываться на основании реального потребления. При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить обновленные нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, соответствующие реальному положению дел. А органы Госжилинспекций обязаны проверить корректность устанавливаемых нормативов. Таким образом платежи за ЖКХ станут понятными и предсказуемыми. Мы будем следить за реализацией этой нормы»,- отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

«Хочу обратить внимание, что цель переноса ОДН в жилищную услугу – защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей.

Было так:

Холодная вода ОДН - 0,22 руб. за 1 кв.м.

Эл. энергия ОДН - 0,65 руб. за 1 кв.м.

Это было непрозрачно, а надо чтобы было прозрачно.

А прозрачно будет так:

Нравится Не нравится

Вот нехорошо ведь нехорошие слова говорить, но если бы встретила, то и в лицо сказала бы этим нехорошим людям: "Уроды, что же вы творите? На себе сначала опробуйте свои придумки, на родственниках своих! Хорош уже страну терзать! Не верим мы вам, сколько не прикрывайтесь благими намерениями! Который уже год ничего у вас путного не выходит! Ваше 354 постановление трёхкилометровое уже читать невозможно. Сами-то, наверное, уже и разберётесь, что понаписали! В игрушки что-ли играете? "

Простите, не сдержалась. К сожалению, здесь нет тех, в чей адрес направлены негативные эмоции. Работаем с людьми, которым бесконечно приходится объяснять, что многие проблемы в ЖКХ от того, что так сегодня устроено федеральное законодательство. Причём чем чётче выполняешь все эти постановления, тем больше проблем. А завтра будут проблемы от того, что законодательство в очередной раз поменяли. Вновь с лучшими намерениями. Сколько можно издеваться над людьми?

Минстрой разъясняет

Минстрой России подготовил разъяснение изменений в законодательные акты по вопросам предоставления коммунальных услуг.

«Вопросы жилищно-коммунального хозяйства были и будут в числе наиболее злободневных, так как наша отрасль – единственная, с которой каждый из 145 миллионов россиян сталкивается ежедневно. Информирование потребителей об их правах и обязанностях, а также обо всех изменениях в ЖКХ – наша важнейшая задача, – прокомментировал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис . – Министерство регулярно публикует информационные материалы, в том числе, подготовленные по результатам анализа поступающих в Минстрой России вопросов граждан. Уверен, что именно максимально открытая позиция поможет нам создать по-настоящему комфортное и понятное ЖКХ».

В разъяснениях (документ называется «Приложение к Письму заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 №28483-АЧ/04. Информация об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"» , – ред.) даны ответы на вопросы собственников об изменениях в определении оплаты за отопление, в том числе, по договору ресурсоснабжения, и изменениях платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в многоквартирном доме. Также дается разъяснение новых оснований заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, которые не являются исполнителями коммунальных услуг.

Другой важной темой, волнующей граждан и нашедшей отражение в документе, стали основания применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, а также определение объемов сточных вод в договорах водоотведения, заключаемых между осуществляющей водоотведение организацией и исполнителями коммунальных услуг. Минстрой России обратил особое внимание потребителей, что в случае недопуска сотрудника ресурсоснабжающей компании для проверки состояния прибора потребления тепловой энергии два и более раз, расчет будет произведен с использованием повышающего коэффициента.

Кроме того, разъяснения касаются начала применения нового порядка определения платы за коммунальные услуги и порядка расчетов за коммунальные ресурсы, перехода к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.

В нашем распоряжении оказалось письмо Минстроя РФ от 30.12.2016 № 45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг».

Если у УК/ТСЖ нет договора с РСО, в таком случае исполнителем коммунальных услуг является РСО

Такой тезис раскрывается в первой части письма.

На основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (Правила № 354), Минстрой РФ делает вывод что ресурсоснабжающие организации (РСО) являются исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между УК/ТСЖ/ЖСК и такими РСО по какой-то причине не заключены или расторгнуты.

При этом согласно пунктам 6 – 9 и 17 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров, заключенных с собственниками или пользователями жилых помещений в многоквартирном доме.

Такое договоры могут быть заключены, в том числе, и путем совершения потребителями конклюдентных действий.

В переводе с юридического на человеческий это означает, что если у УК/ТСЖ не заключены договоры с РСО, а вы как потребитель пользуетесь предоставляемыми РСО коммунальными ресурсами, то сам факт использования коммунальных ресурсов является конклюдентным действием . Таким образом, используя эти ресурсы (включая свет или открывая кран например), вы заключаете договор с РСО.

РСО может расторгнуть договор с УК/ТСЖ если та задолжала ей более чем за три расчётных периода (месяца)

А это уже основной тезис второй части письма.

Здесь, ссылаясь на Правила, обязательные при заключении УО или ТСЖ либо ЖСК договоров с РСО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (Правила № 124), Минстрой РФ пишет, что подпункт "а" пункта 30 данных Правил предусматривает право РСО на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения, заключенного с УК/ТСЖ, при наличии у таких организации признанной ими по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца) .

Важная ремарка. Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги РСО вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем по смыслу Правил N 124 или напрямую с потребителями.

То есть, если вы добросовестно оплачивали все коммунальные ресурсы, но ваша УК/ТСЖ задолжала РСО, то РСО не вправе ограничить вам подачу коммунальных ресурсов (нельзя отключить весь дом за долги управляющей организации перед РСО).

Если собственники платят напрямую в РСО и поменяли УК/ТСЖ, то чтобы продолжать платить напрямую в РСО они должны принять решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО

Это третья часть письма.

Если РСО расторгла договор с вашей УК/ТСЖ за неоплату и вы платили в РСО напрямую, то когда вы выберете новую управляющую организацию, в случае если есть желание продолжать платить в РСО напрямую, необходимо принять соответствующее решение на общем собрании собственников.

При этом, в случаях, когда в соответствии с пунктом 13 Правил № 124 был ранее заключен предусмотренный частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договор ресурсоснабжения между РСО и потребителями в многоквартирном доме, либо при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, это является основаниями для отказа РСО от заключения договора ресурсоснабжения с УК/ТСЖ.

РСО, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении, а также платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды

Это основной тезис четвертой части письма.

Данный тезис крайне спорный, так как с 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, плата за коммунальные услуги потребленные на общедомовые нужды была упразднена, и заменена на включение в плату за содержание жилого помещения расходов коммунальных услуг в целях содержания общедомового имущества.

Ну и совсем неприятная новость

По мнению Минстроя РФ УК/ТСЖ несут ответственность за нарушение качества коммунальных ресурсов только в том случае, если между УК/ТСЖ и РСО заключены договоры ресурсоснабжения. При этом, ссылки на нормативные акты, которые дает Минстрой РФ, вполне обоснованные.

На практике, это может привести к тому, что в случае когда по причине неудовлетворительного состояния инженерных сетей в многоквартирном доме снизится качество коммунальных услуг, требовать перерасчеты вам придется у РСО, при том, что за общедомовые домовые инженерные сети отвечают УК/ТСЖ.

Например, возникли перебои с электроэнергией из-за гнилой проводки и скруток. Вы звоните в РСО с требованием составить акт о нарушении качества коммунальных услуг. РСО отказываются составлять такой акт, так как не видят у себя на сетях неисправностей, а к общедомовым сетям у них нет доступа. Вы составляете такой акт с председателем совета дома и двумя свидетелями и требуете от РСО перерасчета. РСО делает перерасчет только после долгой судебной тяжбы, а затем выставляет регрессный иск в адрес УК/ТСЖ.

И все это время проводка остается гнилой и на скрутках.

То же самое можно сказать и о неотрегулированных ИТП или забитых трубопроводах.

Письмо разослано в адреса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и подписано заместителем министра Строительства и ЖКХ Андреем Чибисом. Однако при этом следует учитывать, что это письмо не является нормативным актом, а только предоставляет трактовку Минстроем РФ существующих нормативных актов.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

«Вопросы жилищно-коммунального хозяйства были и будут в числе наиболее злободневных, так как наша отрасль - единственная, с которой каждый из 145 миллионов россиян сталкивается ежедневно. Информирование потребителей об их правах и обязанностях, а также обо всех изменениях в ЖКХ - наша важнейшая задача, - прокомментировал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис. - Министерство регулярно публикует информационные материалы, в том числе, подготовленные по результатам анализа поступающих в Минстрой России вопросов граждан. Уверен, что именно максимально открытая позиция поможет нам создать по-настоящему комфортное и понятное ЖКХ».

В разъяснениях, опубликованных на сайте Минстроя России, даны ответы на вопросы собственников об изменениях в определении оплаты за отопление, в том числе, по договору ресурсоснабжения, и изменениях платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в многоквартирном доме. Также дается разъяснение новых оснований заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, которые не являются исполнителями коммунальных услуг.

Другой важной темой, волнующей граждан и нашедшей отражение в документе, стали основания применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, а также определение объемов сточных вод в договорах водоотведения, заключаемых между осуществляющей водоотведение организацией и исполнителями коммунальных услуг. Минстрой России обратил особое внимание потребителей, что в случае недопуска сотрудника ресурсоснабжающей компании для проверки состояния прибора потребления тепловой энергии два и более раз, расчет будет произведен с использованием повышающего коэффициента.

Кроме того, опубликованные разъяснения касаются начала применения нового порядка определения платы за коммунальные услуги и порядка расчетов за коммунальные ресурсы, перехода к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация