Обязательно утверждение судом положения о продаже банкрота. Положение о торгах банкрота гражданина. Правила проведения торгов в конкурсном производстве

Главная / Суд

При долговых обязательствах человек не может в полной мере насладиться жизнью. И когда наступает форс–мажорная ситуация, гражданин не знает как ему быть. И чаще после этого не оплачивает кредит или займ. Все это ведет к судебному решению и аресту собственности. А затем и к реализации арестованного имущества.

Основные положения

Продажа имущества должника происходит, как правило, в период банкротства или признания человека неспособным выплатить обязательства. Если говорить о том, что у заемщика была существенная просрочка, то банк вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга. Как только подается заявление, начисление штрафов и процентной ставки прекращается.

Заемщик извещается об исковом заявлении, которое было подано в судебную инстанцию. Как правило, выносится решение в заочном порядке без присутствия лиц. Суд всегда становится на сторону кредитора. Единственным способом минимизации долга становится апелляция, а в исковом заявлении прописываются основания для снижения. Возможно снизить процентную ставку или штрафы.

В последнем случае судебная инстанция также идет на встречу клиенту и удовлетворяет его требования. Затем, если должник в оговоренные сроки не оплачивает долговые обязательства, дело передается судебным приставам.

Именно они запрашивают информацию о доходе человека, его местонахождении и собственности. Далее, судебные приставы приходят по месту регистрации должника.

Для начала они извещают клиента, а потом приходят для профилактической беседы. Там оговариваются последствия для человека. Если он также не оплачивает сумму, указанную в постановлении, то начинается принудительное взыскание.

Представляет это процесс несколько действий по описи, аресту и реализации собственности должника. Все это происходит на глазах понятых. Последние ставят свои подписи в акте, подтверждая правомерные действия сотрудников.

Реализация имущества происходит на торгах. Выставляется цена за товар, которая определяется независимым экспертом. Если товар не берут несколько месяцев, то стоимость снижается. Все деньги, вырученные с продажи, идут на счет кредитора. Также за счет проданного оплачивается платформа для продажи и действия сотрудников.

Банкротство и реализация

С октября 2015 года вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Ранее присутствовал закон только о признании несостоятельности юридических лиц.

Мнения специалистов со вступлением в силу новой поправки сильно разделились. Одни считают это слишком большим послаблением, что даст возможность освободиться от долговых обязательств.

Другие же считают, что процедура слишком долгая и дорогостоящая, что не позволит заемщику обратиться в судебную инстанцию. Признаками банкротства считаются аналогичные факторы, что и у юридического лица. Единственное отличие – это сумма. Величина взыскания для физического лица должна быть не менее 500 000 рублей. Для потребительского кредитования данная сумма великовата.

Поэтому чаще всего обращаются граждане с автокредитом или ипотекой без обеспечения. Если обращаться по обеспеченному кредиту, то залог будет выставлен на продажу. А это не выгодная позиция. Также возможно иметь несколько потребительских кредитов и кредитных карт, чтобы сумму объединить и подать на банкротства.

Вторым признаком банкротства физического лица становится срок пользования кредитными средствами и срок до окончания выплат. В соответствии с частью 2 статьи 213.3 Закона о банкротстве, если заемщик не погасит долг в течение трех месяцев после последнего платежа, то значит что он уже не сможет этого сделать.

Для начала заемщик должен быть признан неплатежеспособным.

Определяется это исходя из следующих признаков:

  1. у него уже имеется просрочка по кредитным обязательствам;
  2. более 10% от обязательств не исполняются в течение месяца;
  3. размер долга превышает оценочную стоимость собственности гражданина;
  4. в отношении человека вынесено решение от пристава о невозможности принудительного взыскания из–за отсутствия собственности.

Обратиться с заявлением о признании его неплатежеспособным может как сам заемщик, так и кредитор. Возможна подача заявки уполномоченным органом.

Для подачи заявки в суд необходимо предоставить:

  1. заявление установленного образца;
  2. все документы, подтверждающие наличие задолженности – кредитный договор, акт, сверка;
  3. документы, подтверждающие доход заемщика – справка о доходах, выписка с банковского счета;
  4. выписка из единого реестра об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя;
  5. список всех кредиторов, где имеется задолженность, в том числе и адрес, сумма задолженности;
  6. список всей собственности должника, в том числе и залоговой с указанием банка–кредитор;
  7. правоустанавливающие документы на имущество;
  8. все документы, подтверждающие сделки за последние три года;
  9. список акционеров, если человек является участником в юридическом лице;
  10. информация о полученном доходе за аналогичный период;
  11. справка из кредитного учреждения о наличие вкладов и счетов, а также остатков по ним;
  12. пенсионное свидетельство и информация об индивидуальном лицевом счете;
  13. решение о признании человека безработным;
  14. свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка;
  15. брачный договор при наличии;
  16. решение о разделе имущества при разводе;
  17. свидетельство о расторжении брака/бракосочетании;
  18. свидетельство об индивидуальном налоговом номере.

Это далеко не все документы, которые может затребовать судебная инстанция. Возможно ходатайствовать об отсрочке при большой сумме долга. Также ходатайство можно предъявить и при назначении финансового управляющего. Ведь за его услуги необходимо платить. В среднем его услуги составляют 10 000 рублей.

Статья 213.2 Закона о несостоятельности физического лица гласит о возможности:

  1. реструктуризации долга;
  2. мировое соглашение;
  3. продажа имущества.

Видео: Аукционы по банкротству

Положение о продаже имущества должника

Положение о продаже имущества должника – определенный документ, в котором оговаривается процедура реализации собственности человека, имеющего долг. Срок реализации имущества составит не более полугода. Но здесь законодательство подразумевает некоторую лазейку.

По ходатайству заинтересованного лица, данный срок может быть увеличен. Финансовый управляющий назначается аналогичный, что и вед до этого дело. Исключение – если кандидатура его не была отклонена ранее.

Должнику могут ограничить свободу в виде выезда за границу. Это делается до завершения делопроизводства о банкротстве.

Выехать за границу становится возможным, если он ходатайствует об этом, а кредитор не против при этом. Главное условие– уважительная причина для поездки.

Реализации не подлежит следующее имущество:

  1. если стоимость продажи не оправдает требования кредитора, а его сумма не превышает 10 000 рублей;
  2. все имущество, прописанное в Гражданско–процессуальном кодексе.

Человек после процедуры сразу становится банкротом.

После этого:

  1. его права на собственность в конкурсном производстве реализуются только через управляющего;
  2. последний от лица должника вправе открывать и закрывать счета, в том числе и распоряжаться его денежными средствами;
  3. должник же не вправе производить все вышеперечисленные действия.

Другими словами, человек, который признается банкротом, не имеет права ничего делать, в том числе совершать какие-либо сделки с имуществом. Для устранения такого негатива, можно заключить мировое соглашение, путем заключения прямого договора.

Кредитор при этом дает возможность реструктуризировать кредит, а заемщик обязуется выплачивать денежные средства по новому графику.

Самостоятельная реализация имущества не допустима. Но иногда суд идет на встречу клиенту и позволяет продать имущество родственникам или друзьям. Это сокращает время для выплаты долга, а соответственно финансовые расходы обеих сторон.

В течение одного дня после признания гражданина банкротом, он дожжен передавать финансовому управляющему все свои банковские карты. Если прямой договор не составлен, то собственность человека оценивается, а затем идет под реализацию. В том числе, идут на продажу драгоценности, предметы роскоши, недвижимое имущество.

После признания гражданин банкротом, у него портиться кредитная история. И взять кредитные обязательства он уже не сможет в банке. Конечно, на финансовом рынке в период такой конкуренции многие банки предлагают займ даже в этом случае.

Но стоит помнить, что они дорогостоящие. И это может привести к повторному обращению в суд.

С одной стороны человек избавляется от долговых обязательств за счет продажи имущества, с другой стороны в течение пяти лет он не сможет самостоятельно заявить о банкротстве. Мало того, в течение трех лет он не сможет открыть свой бизнес. Эти негативные последствия не позволяют многим заемщикам подать заявление о признании себя несостоятельными.

Не стоит думать, что банк сразу подаст заявление в суд на реализацию имущества. Практика показывает, что изначально он обращается в коллекторское агентство, а это еще хуже расклад. Ведь они не обращаются в суд, а перепродают дело между собой.

"Арбитражный управляющий", 2013, N 1

Продажа имущества должника

Продажа имущества должника является важным этапом конкурсного производства, направленным на реализацию этого имущества с целью получения наибольшей выручки. Продажа имущества - это регламентированный Законом о банкротстве (здесь и далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ) процесс, совершаемый по определенным правилам, зафиксированным в ст. 139 указанного Закона.

Конкурсный управляющий приступает к реализации имущества должника после проведения инвентаризации и оценки имущества. Продажа имущества должника осуществляется конкурсным управляющим посредством открытых торгов в порядке, установленном положениями ст. ст. 110, 111 Закона о банкротстве.

Конкурсный управляющий обязан представить собранию или комитету кредиторов на утверждение предложения о продаже имущества должника. Предложения конкурсного управляющего должны быть оформлены письменно и представлены собранию или комитету кредиторов в месячный срок с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника. В предложениях в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается разместить сообщения о продаже и о сроках опубликования сообщения.

Собранию или комитету кредиторов предоставляются два месяца для утверждения предложений о продаже имущества. Если за отведенный период времени предложения о продаже имущества не утверждены, то конкурсный управляющий получает право обратиться за их утверждением в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Право на обращение с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества предоставляется только конкурсному управляющему.

Утверждение порядка продажи судом

Случаи неутверждения собранием кредиторов предлагаемого конкурсным управляющим порядка продажи имущества должника присутствуют в тех делах, в которых большинством голосов на собраниях кредиторов, не утвердивших предложенный управляющим порядок, обладает уполномоченный орган (ФНС России).

Из причин, послуживших основанием для непринятия собранием кредиторов, а фактически уполномоченным органом, обладающим большинством голосов для принятия такого решения, можно выделить следующие.

  1. Нецелесообразность продажи дебиторской задолженности.

Не утверждая порядок продажи имущества должника, представляющего собой права требования (дебиторскую задолженность), уполномоченный орган считает, что конкурсный управляющий обязан предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, а не предпринимать меры по ее реализации.

Данный подход противоречит требованиям Закона о банкротстве и по существу не соответствует целям конкурсного производства с учетом сокращенных сроков процедуры, установленной положениями ст. 124 Закона о банкротстве.

В соответствии со ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, в том числе и права требования.

Согласно ст. 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.

Поскольку предусмотренные ст. 129 Закона о банкротстве мероприятия по взысканию дебиторской задолженности зачастую не дают скорого и должного результата, реализация дебиторской задолженности на торгах полностью соответствует целям конкурсного производства (вывод сделан в рамках дела N А68-3055/07).

В случае взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке срок осуществления такой процедуры может составить от шести месяцев до года (три месяца на рассмотрение дела в первой инстанции, два месяца - в апелляционной, два - в кассационной, далее исполнительное производство и т.п.). При этом реализация прав требования на торгах в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, может быть завершена за три-четыре месяца.

  1. Привлечение специализированной организации для проведения торгов.

Пункт 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве предусматривает право конкурсного управляющего привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника.

В силу п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Разрешая вопрос о необходимости привлечения для проведения торгов специализированной организации, суд в каждом конкретном случае анализирует объем и состав предлагаемого к реализации имущества, соизмеряет предлагаемые расходы на организацию и проведение торгов с предполагаемым размером выручки от реализации имущества должника, анализирует действующие в регионе цены на подобные услуги, принимает во внимание отсутствие или наличие доказательств о заинтересованности предложенной организации в отношении должника, кредиторов, конкурсного управляющего.

С учетом конкретных обстоятельств дела суд принимает решение об утверждении или отказе в утверждении предложенного конкурсным управляющим порядка продажи.

Так, в рамках рассмотрения дела N А68-14526/09 суд не усмотрел препятствий к привлечению к организации и проведению торгов предложенной конкурсным управляющим организации, оценив объем предлагаемого к реализации имущества (объекты недвижимости и оборудования, всего 20 единиц) и соответствие стоимости услуг привлеченной для проведения торгов организации в размере 1% от начальной цены продажи имущества должника действующим в регионе ценам на подобные услуги.

При рассмотрении дела N А68-14621/09 суд также утвердил спорный пункт предложений о порядке продажи имущества должника, предусматривающий привлечение в качестве организатора торгов специализированной организации, в редакции конкурсного управляющего. При этом судом было принято во внимание количество предложенного к реализации имущества - 125 единиц движимого и недвижимого имущества, стоимость услуг организатора торгов в размере 5% от начальной цены продажи имущества исходя из предполагаемого объема работ признана обоснованной.

В другом случае (дело N А68-14331/09) суд утвердил соответствующий пункт предложенного порядка в редакции уполномоченного органа, признав организатором торгов конкурсного управляющего. Проанализировав состав имущества, сформированного для продажи в один лот, расположение его на территории одного района, суд пришел к выводу, что продажа не представляет особой сложности. При наличии юридического сопровождения специализированной организацией конкурсный управляющий в состоянии организовать и провести торги самостоятельно без привлечения иных лиц и дополнительного расходования конкурсной массы.

Апелляционная инстанция занимает более жесткую позицию по данному вопросу.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об утверждении предложенной конкурсным управляющим редакции соответствующего пункта порядка, предусматривающего привлечение в качестве организатора торгов специализированной организации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что из п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве следует отсутствие ограничений на проведение торгов по продаже имущества должника только арбитражным управляющим (дело N А68-14459/09).

Оспаривание решения собрания кредиторов. Нарушения при утверждении порядка продажи

Поскольку при наличии разногласий между кредиторами по порядку продажи имущества должника кредитор правом на обращение в суд с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества не обладает, то в случаях, когда ФНС России не имеет большинства голосов для принятия на собрании кредиторов решения об утверждении своей редакции порядка продажи, уполномоченный орган использует такой способ защиты своих интересов, как обжалование решений собрания кредиторов в порядке ст. 15 Закона о банкротстве.

Исходя из п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве признание решения собрания кредиторов недействительным возможно только в двух случаях: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц или если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных данным Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов.

Основным нарушением при принятии собраниями кредиторов решений об утверждении порядка продажи имущества должника является отсутствие положительного заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке имущества должника.

В зависимости от редакции Закона о банкротстве, применяемой при рассмотрении тех или иных дел, можно выделить несколько вариантов таких нарушений.

Отсутствие положительного заключения

В соответствии с п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.

Пунктом 2 ст. 130 Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, предусмотрено, что имущество должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

В случае получения отрицательного заключения государственного финансового контрольного органа на отчет об оценке имущества должника рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества должника.

Утверждение предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника, рыночная стоимость которого определена в соответствии с отчетом об оценке, на который получено отрицательное заключение государственного финансового контрольного органа, является основанием для признания такого решения собрания кредиторов недействительным (примеры в судебных актах по делам N А68-9970/07, А68-954/08).

Отсутствие какого бы то ни было заключения

В соответствии с п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

Отсутствие заключения на отчет оценщика может являться основанием для утверждения собранием кредиторов порядка продажи имущества должника и начальной цены продажи имущества только в случае, если со дня получения отчета об оценке прошло тридцать дней.

Направление конкурсным управляющим отчета об оценке в адрес органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, при отсутствии доказательств получения отчета не может признаваться отсутствием необходимого заключения, даже если со дня направления отчета прошло более тридцати дней.

При рассмотрении в рамках дела N А68-11439/09 заявления об оспаривании решения собрания кредиторов об утверждении порядка продажи имущества должника суд указал, что отсутствие у конкурсного управляющего документов, подтверждающих получение отчета об оценке должника, не позволяет определить тридцатидневный срок, установленный п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве, по истечении которого собрание кредиторов может устанавливать начальную цену продажи имущества должника.

Предпочтения отдельного кредитора - не основание для отмены решения собрания

В остальных случаях заявления уполномоченного органа по обжалованию решений собраний кредиторов в части утверждения порядка продажи имущества должника судом удовлетворены не были. Приведенные в заявлениях основания были расценены как не нарушающие законные права и интересы заявителя и иных кредиторов, наиболее актуальными и часто встречающимися были следующие.

Привлечение специализированной организации для проведения торгов

Заявляя такой довод в качестве основания для признания решения собрания кредиторов недействительным, ФНС России избирает ненадлежащий способ защиты своих интересов.

В данном случае предметом рассмотрения является решение собрания кредиторов, и суд не вправе перейти к оценке доводов лиц, участвующих в деле, об обоснованности (необоснованности) привлечения конкурсным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности.

Размер оплаты услуг привлеченного лица может быть оспорен в рамках рассмотрения соответствующего заявления о признании необоснованным привлечения арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности, поданного в порядке п. 5 ст. 20.7 Закона о банкротстве. При оспаривании решения собрания кредиторов данные возражения уполномоченного органа, а также довод о превышении лимита расходов на привлеченных специалистов не могут являться основанием для признания решения собрания кредиторов недействительным.

Неоднократные заявления уполномоченного органа об оспаривании решений собраний кредиторов по указанному основанию были оставлены судом без удовлетворения, поскольку утвержденный собранием кредиторов порядок продажи имущества должника с привлечением организатора торгов соответствует требованиям норм Закона о банкротстве (примеры в судебных актах по делам N А68-8719/11, А68-954/08, А68-345/11).

Позиция Арбитражного суда Тульской области по данному вопросу полностью соответствует выработанной на уровне арбитражных апелляционных судов Центрального округа (постановление апелляционного суда является окончательным и не подлежит обжалованию в кассационном порядке) практике разрешения аналогичных споров (например, Постановление Девятнадцатого апелляционного суда от 24 мая 2012 г. по делу N А35-11107/2009).

Истечение срока действия отчета об оценке

Указание на тот факт, что с даты составления отчета об оценке рыночной стоимости имущества до проведения торгов срок действия отчета, установленный Федеральными стандартами оценки, истечет, судом не принимается в связи с тем, что положения Закона о банкротстве предусматривают реализацию имущества должника на торгах после проведения оценки в соответствии с действующим законодательством и получения положительного заключения на нее.

Положениями ст. 130 Закона о банкротстве, какими-либо иными нормами, регулирующими порядок оценки имущества в рамках дела о банкротстве, не предусмотрено проведение повторной оценки в связи с пропуском установленного федеральным стандартом оценки срока, равно как и невозможность реализации в этом случае имущества должника с использованием в качестве начальной цены стоимости, определенной в отчете.

Нормы Закона о банкротстве, являющиеся специальными, не содержат положений, предусматривающих обязательную повторную оценку имущества должника в случае, если с даты составления отчета об оценке прошло более шести месяцев (вывод сделан в рамках дела N А68-425/10).

Аналогичные доводы заявляются уполномоченным органом и при рассмотрении заявлений конкурсных управляющих об утверждении порядка продажи, в том числе посредством публичного предложения.

Проведение повторной оценки имущества должника в связи с пропуском установленного федеральным стандартом оценки срока не предусмотрено ни нормами Закона о банкротстве, ни нормами, регулирующими порядок оценки.

Доводы уполномоченного органа о том, что необходимо провести переоценку рыночной стоимости имущества, суд считает необоснованными, поскольку п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах, т.е. актуализация оценки имущества, не реализованного на торгах и подлежащего реализации посредством публичного предложения, Законом о банкротстве не предусмотрена (примеры в судебных актах по делам N А68-831/05, А68-6418/10, А68-14459/09).

Остановимся на вопросе продажи имущества, стоимость которого на последнюю отчетную дату менее ста тысяч рублей, без проведения оценки и по прямым договорам без проведения торгов.

Согласно п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее, чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Таким образом, Закон о банкротстве прямо предусматривает право собрания кредиторов своим решением определить порядок реализации имущества, балансовая стоимость которого составляет менее чем сто тысяч рублей.

В силу п. 4 ст. 111 Закона о банкротстве оценка части имущества должника осуществляется в порядке, установленном ст. 130 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 5 ст. 130 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика.

При таких обстоятельствах в случае, если стоимость предложенного к реализации имущества не превышает ста тысяч рублей, реализация данного имущества должника путем заключения прямых договоров без проведения оценки с привлечением независимого оценщика правомерна.

Действие положений ст. 110 Закона о банкротстве, предусматривающей проведение торгов в форме аукциона и повторных торгов с понижением цены на десять процентов, не распространяется на случаи реализации имущества должника, балансовая стоимость которого составляет менее ста тысяч рублей, вне зависимости от того, что продаваемое имущество относится к объектам недвижимости.

В связи с этим определение собранием кредиторов порядка реализации имущества стоимостью менее ста тысяч рублей посредством публичного предложения полностью соответствует положениям Закона о банкротстве.

Установленные п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве требования к сообщению о продаже имущества (газета "КоммерсантЪ" и печатный орган по месту нахождения должника) также не распространяются на случаи реализации имущества должника, балансовая стоимость которого составляет менее ста тысяч рублей, поскольку собрание кредиторов вправе самостоятельно определить средства массовой информации и сайты в сети Интернет, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества (примеры в судебных актах по делам N А68-345/11, А68-12280/11, А68-4638/09, А68-14264/09).

Формализм доводов

Особое внимание хочется обратить на такие доводы уполномоченного органа, как отсутствие в порядке продажи ряда сведений, указанных в ст. 110 Закона о банкротстве, например: функций организатора торгов (п. 8 ст. 110), сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже предприятия должника (п. 10 ст. 110), обязанностей организатора торгов по обеспечению доступа всех лиц к участию в торгах и использованию информационных систем (п. 14 ст. 110), обязательных условий договора купли-продажи (п. 19 ст. 110).

Дублирование положений ст. 110 Закона о банкротстве при написании положения не предусмотрено действующим законодательством, действие императивных норм права и их точное и безусловное соблюдение сторонами правоотношений не ставится в зависимость от их указания или неуказания кем-либо из участников правоотношений в положении (вывод сделан в рамках дела N А68-13258/09).

Ключевым моментом при оценке возражений ФНС России относительно недействительности решений собраний кредиторов об утверждении порядка продажи имущества должника является то, что принятие собранием решения, не соответствующего предпочтениям конкретного кредитора, реализовавшего в установленном порядке свое право на голосование, не является нарушением прав и законных интересов кредитора при условии соблюдения порядка принятия решения и компетенции собрания, установленной ст. 15 Закона о банкротстве.

Последствия неутверждения порядка продажи

Неутверждение ФНС России предлагаемого конкурсным управляющим порядка продажи имущества должника, а также оспаривание решения собрания кредиторов об утверждении порядка продажи приводят к затягиванию процедуры конкурсного производства и, как следствие, к увеличению расходов по делу о банкротстве.

Вознаграждение конкурсного управляющего, установленное ст. 20.6 Закона о банкротстве, составляет 30 000 руб. ежемесячно. Как правило, конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности привлекается специализированная организация для сопровождения процедуры конкурсного производства, размер оплаты услуг которой может составлять от 15 000 до 100 000 руб. в месяц. Средний размер оплаты работы помощника конкурсного управляющего составляет 15 000 - 20 000 руб. в месяц.

Таким образом, минимальные ежемесячные расходы по делу могут доходить до 100 000 руб.

Право на обращение в суд с заявлением об утверждении порядка продажи имущества должника (п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве) возникает у конкурсного управляющего по истечении двух месяцев с даты представления собранию кредиторов предложений о продаже имущества.

Поскольку отзыв на заявление конкурсного управляющего представляется уполномоченным органом как суду, так и иным участвующим в деле лицам, как правило, в судебном заседании, конкурсный управляющий и кредиторы лишены возможности ознакомления с отзывом заблаговременно до начала судебного заседания, что приводит к необходимости отложения судебного заседания для изучения доводов отзыва и подготовки письменных возражений. Срок рассмотрения заявления удлиняется до двух месяцев.

Определение об утверждении порядка продажи в соответствии с положениями п. 3 ст. 223 АПК РФ вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня вынесения. Поскольку уполномоченный орган обжалует судебные акты суда первой инстанции во всех случаях, когда такой судебный акт вынесен не в его пользу, определение об утверждении порядка продажи вступает в силу со дня вынесения постановления суда апелляционной инстанции.

В связи с изложенным конкурсный управляющий может приступить к реализации имущества должника только по истечении пяти-шести месяцев с даты представления собранию кредиторов предложений о продаже имущества.

Учитывая ежемесячные расходы по делу о банкротстве (вознаграждение конкурсного управляющего, стоимость услуг привлеченных специалистов), такое затягивание процедуры реализации имущества должника приводит к увеличению текущих расходов на 200 000 - 600 000 руб.

Поскольку текущие требования погашаются за счет конкурсной массы вне очереди преимущественно перед иными кредиторами, увеличение текущих расходов снижает вероятность получения кредиторами, включенными в реестр требований, какого-либо удовлетворения. В первую очередь страдают кредиторы второй очереди, то есть работники, перед которыми имеется задолженность по выплате выходных пособий и заработной платы.

Таким образом, в свете изложенного является актуальным вопрос об эффективности такого способа защиты интересов Российской Федерации и прав других кредиторов и в целом концепции поведения в рамках рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

И.Л.Филина

Заместитель председателя

Арбитражного суда

Тульской области

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье — имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 — 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения пункта 4 статьи 139 (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ) не применяются к отношениям по продаже предприятия или части имущества должника на торгах, если сообщение о продаже предприятия или части имущества должника посредством публичного предложения опубликовано в официальном издании до 22 июня 2015 года.

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Читайте также: Алименты на ребенка инвалида после 18 лет

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

Открыть полный текст документа

Реализация имущества при банкротстве

Реализация имущества при банкротстве – это следствие признания гражданина банкротом. Имущество реализуется для погашения задолженности перед кредиторами. Процедура реализации имущества вводится судом на срок до шести месяцев; причем срок может быть продлен по ходатайству кредиторов, управляющего или самого должника. Оформляется эта процедура определением о введении реализации имущества должника.

Реализация имущества гражданина включает в себя следующие этапы.

Передача банковских карт управляющему

В течение одного дня с момента признания банкротом (вынесения определения суда) гражданин обязан сдать все свои финансовые карты управляющему. Управляющий немедленно блокирует все операции по перечислению денежных средств (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения карт гражданина).

Опись имущества должника

По общему правилу, опись своего имущества гражданин формирует самостоятельно: если он сам подает заявление о своем банкротстве – при подаче заявления, если с заявлением обращаются кредиторы или уполномоченный орган – опись имущества гражданин прилагает к отзыву. Если же опись не представлена гражданином, то ее составляет финансовый управляющий. В этом случае стоит учитывать, что задолженность может быть и не списана по итогам банкротства, если непредставление описи гражданином будет признано судом достаточным для этого основанием.

Опись нужна для формирования конкурсной массы – то есть того имущества, которое будет продано для погашения долгов.

Что входит в конкурсную массу? – все имущество гражданина, которое имеется на дату принятия судом решения о признании его банкротом, а также все, приобретенное (выявленное) после принятия этого решения.

Что можно исключить из конкурсной массы? – немного:

  • имущество, определенное ст.446 ГПК РФ, на которое не может быть наложено взыскание;
  • имущество стоимостью до 10 000 руб. если доход от его реализации существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов.

Сегодня уже сложилась судебная практика об исключении имущества из конкурсной массы по делам о банкротстве физических лиц.

Оценка имущества гражданина-должника

По общему правилу, оценку имущества гражданина проводит финансовый управляющий самостоятельно. Однако по решению собрания кредиторов для целей оценки может быть привлечен профессиональный оценщик. Стоимость оценки, проведенной финансовым управляющим и сам гражданин-должник, и кредиторы могут оспорить в судебном порядке.

Утверждение положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества

Положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества гражданина-должника составляет финансовый управляющий с указанием начальной цены продажи имущества. Положение должно быть составлено не позднее одного месяца с момента окончания описи и оценки имущества и представлено в арбитражный суд для утверждения.

Реализация имущества гражданина-должника

Имущество гражданина-должника реализуется на торгах. По общему правилу, торги закрытые. Необходимость открытых торгов установлена только в отношении недвижимости и предметов роскоши, стоимость которых превышает 100 000 руб. Бывают ситуации, когда у гражданина нет имущества . кроме ноутбука и некоторой видео- и бытовой техники. В этих случаях на реализацию передается то, что есть.

Удовлетворение требований кредиторов гражданина-должника

Денежные средства, полученные от продажи имущества, распределяются между кредиторами гражданина-должника. При этом закон устанавливает две категории требований кредиторов: это текущие платежи и реестровые требования.

  • Текущие платежи – это, по общему правилу, требования к гражданину, возникшие после принятия заявления о признании его банкротом.
  • Реестровые требования – это все остальные требования, включенные в реестр требований кредиторов гражданина.

Требования по текущим платежам погашаются за счет полученных от продажи имущества средств прежде всего. Для них установлена следующая очередность:

  • в первую очередь погашаются долги по алиментам, судебные расходы по делу о банкротстве, выплачивается вознаграждение финансовому управляющему и привлеченным им лицам;
  • во вторую очередь погашается задолженность по выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работавших у гражданина по трудовому договору (водитель, садовник и т.д.);
  • в третью очередь удовлетворяются требования о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • в четвертую очередь погашаются требования по всем остальным текущим платежам.

Реестровые требования погашаются, если после расчетов с кредиторами по текущим платежам остаются денежные средства. Здесь установлена следующая очередность:

  • в первую очередь удовлетворяются требования по причинению вреда жизни (здоровью), а также требования по выплате алиментов;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших у гражданина по трудовому договору;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если гражданин имеет несколько кредиторов одной очереди, то их требования погашаются в порядке календарной очередности.

Представление отчета о результатах реализации имущества гражданина

По итогам реализации имущества гражданина-должника финансовый управляющий составляет отчет с приложением:

  • документов, подтверждающих продажу имущества гражданина;
  • документов, подтверждающих погашение требований кредиторов;
  • реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований.

Отчет о результатах реализации имущества гражданина-должника управляющий представляет в арбитражный суд для утверждения.

Завершение реализации имущества и процедуры банкротства гражданина

Завершает процедуру банкротства гражданина арбитражный суд вынесением соответствующего определения. В идеале банкротство гражданина заканчивается списанием долгов (освобождением от обязательств), о чем суд выносит соответствующее определение.

О ценах и возможностях адвоката по банкротству граждан вы можете прочитать в разделе адвокат по банкротству .

Адвокатские услуги Жуковой Ольги Сергеевны

Газета «Советская Сибирь» — наиболее авторитетный и информированный орган печати с почти столетней историей. В сентябре 1969 года «Советская Сибирь» стала единственной из новосибирских изданий, удостоенной орденом Трудового Красного Знамени. Специальный указ гласил; «За плодотворную работу по воспитанию трудящихся Новосибирской области, мобилизации их на выполнение задач хозяйственного и культурного строительства».

Правительство Новосибирской области Все новости Новосибирской области

USD 63.1697 EUR 70.3395

06.06.2017, 15.30 НСК

16:13 / 23.03.2016 / Документы

Заключение прямых договоров купли-продажи

Конкурсный управляющий ООО «Томьская Мебель» Старшинов Константин Игоревич (ИНН 541002739567, СНИЛС 138-133-856-61), адрес: 630110, г. Новосибирск, а/я 183, сообщает о продаже имущества ООО «Томьская Мебель», балансовая стоимость которого составляет менее 100 000 рублей. Положение о продаже имущества утверждено определением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.03.2016 по делу № А45-839/2015.

Состав и начальная цена продажи имущества:
— станок универсальный С11МВ — 65 000 руб.;
— станок универсальный 1К62 — 60 000 руб.

Имущество находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Твардовского, д. 3, корп. 6.

Продажа имущества должника осуществляется посредством заключения прямых договоров купли-продажи с лицом, подавшим заявку на приобретение этого имущества.

Заявки направляются в электронном виде (сканированные в формате PDF документы) по адресу: [email protected] либо почтовым отправлением по адресу конкурсного управляющего: 630110, г. Новосибирск, а/я 183.

Читайте также: Права ребенка по семейному кодексу РФ

Заявки принимаются с 9:00 до 16:00 (время новосибирское) в течение 30 дней со дня опубликования настоящего сообщения: с 16.03.2016 по 15.04.2016 включительно.

Договор купли-продажи заключается в течение пяти дней после даты окончания приема заявок с лицом, предложившим максимальную цену продажи имущества, но не ниже цены продажи, определенной на дату подачи заявки. Договор купли-продажи заключается в течение пяти рабочих дней с даты получения предложения о заключении договора купли-продажи лицом, определенным в протоколе.

Расходы по вывозу имущества осуществляются покупателем за свой счет и в цену отчуждаемого имущества не входят. Расчеты по оплате цены за имущество по договору купли-продажи осуществляются в рублях в форме безналичных расчетов путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца: АКБ «РосЕвроБанк» ОАО, г. Новосибирск: р/с 40702810670000010161, к/с 30101810750030000804, ИНН/КПП 5403230599/540801001, БИК 045003804.

Покупатель обязан оплатить определенную цену в договоре купли-продажи имущества в течение пяти дней с даты заключения договора. Передача отчуждаемого по договору имущества осуществляется после полной оплаты имущества посредством подписания сторонами передаточного акта.

В случае если по истечении 30 дней с даты публикации объявления о продаже не поступило ни одной заявки либо поступившие заявки содержат предложения о цене имущества менее стоимости, установленной в объявлении о продаже, конкурсный управляющий размещает повторное объявление о продаже имущества с установлением цены продажи на 20 процентов ниже начальной цены продажи, которая последовательно снижается на 10 процентов от начальной цены продажи с интервалом в пять рабочих дней. По результатам рассмотрения заявок имущество реализуется по цене максимального предложения, но не ниже цены, определенной на дату подачи заявок. При равенстве предложений о цене имущества предпочтение отдается лицу, заявка которого поступила ранее.

Ознакомиться с имуществом, выставленным на продажу, можно по местонахождению имущества в будние дни по согласованию с конкурсным управляющим.

Получить дополнительную информацию можно по тел. 8 913-202-00-49.

Конкурсный управляющий | Реализация имущества – Подготовительные меры

Реализация имущества должника - это одна из основных функций, которые выполняет конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства. Закон о банкротстве налагает ряд обязанностей на конкурсного управляющего по организации продажи имущества предприятия банкрота. Эти обязанности могут быть описаны как перечень следующих шагов по реализации имущества должника:

    1. инвентаризация имущества предприятия должника
    2. оценка имущества предприятия банкрота
    3. представление предложений собранию кредиторов по продаже имущества предприятия банкрота;
    4. проведение собрания кредиторов для утверждения предложений по продаже имущества (утверждение порядка, сроков и условий продажи имущества должника);
    5. опубликование информации о продаже имущества в средствах массовой информации,
    6. размещение информации о продаже имущества на сайтах в сети "Интернет";
    7. организация проведения торгов, контроль расчетов по продаже имущества и осуществление его передачи новому собственнику (см. Реализация имущества должника. Торги, Открытые, Закрытые, Повторные).

Продажа имущества предприятия банкрота осуществляется с соблюдением правил и требований к реализации имущества должника в рамках конкурсного производства изложены в пунктами 3 — 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111, закон о банкротстве. После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий представляет собранию или комитету кредиторов предложения по порядку реализации имущества (п. 1 статья 139, закон о банкротстве).

Предложения включают в себя следующую информацию:

  • о составе имущества,
  • о сроках его продажи имущества,
  • о форме торгов (аукцион или конкурс),
  • об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса),
  • о форме представления предложений о цене имущества,
  • о начальной цене его продажи,
  • о средствах массовой информации, где предлагается опубликовать сообщение о продаже имущества, и
  • о сайтах в сети "Интернет", где предлагается разместить сообщение о продаже имущества,
  • о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Определение начальной цены и условий продажи имущества предприятия (имущества) должника

Для утверждения условий продажи имущества предприятия должника конкурсный управляющий организует и проводит собрание кредиторов или инициирует собрание (заседание) комитета кредиторов с оформлением всех документов собрания кредиторов (см. ниже Документы собраний кредиторов).

Собранием или комитетом кредиторов утверждается начальная цена продажи имущества [п.6 Статья 110 Закона о банкротстве], форма торгов (аукцион, конкурс), условия конкурса (если это конкурс), форма представления предложений по начальной цене, о СМИ и сроках публкаций в них информации [п.7.1 Статья 110 Закона о банкротстве].

В случае невозможности в течение двух месяцев утверждения порядка, сроков и условий продажи имущества должника собранием или комитетом кредиторов, конкурсный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением. В нем указываются обстоятельства представления предложений собранию кредиторов или комитету кредиторов, доказательства добросовестности и надлежащего порядка уведомления и указывается на невозможность утверждения соответствующих вопросов. Арбитражный суд по итогу рассмотрения заявления конкурсного управляющего выносит определение об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника, которое может быть обжаловано.

Предметом продажи может служить как предприятия в целом, так и части имущества предприятия должника, далее – имущество.

Если балансовая стоимость имущества на последнюю отчетную дату, предшествующую введению конкурсного производства и назначению конкурсного управляющего оценивалась в сумму менее 100000 рублей, то его порядок и способ его продажи определяется собранием кредиторов и может быть отличным от открытых торгов в электронном виде. Если кредиторы согласны и это зафиксировано в протоколе собрания кредиторов, то имущество может быть просто продано путем публичного предложения по цене не ниже утвержденной.

Подлежат публикации сведения [п.1 Статья 28 Закона о банкротстве]

  • о проведении торгов имущества должника
  • о результатах торгов имуществом должника

Сведения о проведении и результатах торгов подлежат публикации следующих изданиях [п.6 Статья 28 Закона о банкротстве]

  • ЕФРСБ (Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротстве
  • Официальное издание регулирующего органа. В настоящее время таким изданием является газета "Коммерсантъ"

При продаже предприятия (имущества) должника в форме аукциона сообщение должно содержать следующее [п.10 статьи 110 закона о банкротстве]

    • информация об объекте продажи, его составе, характеристиках, описание, порядок ознакомления с имуществом и соответствующей документацией;
    • информация о о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
    • требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
    • условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
    • срок, время, место и порядок представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений);
    • порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
    • размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток, проект договора о задатке;
    • начальная цена продажи объекта продажи;
    • величина повышения начальной цены продажи объекта продажи ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене объекта продажи;
    • порядок и критерии выявления победителя торгов;
    • дата, время и место подведения результатов торгов;
    • порядок и срок заключения договора купли-продажи объекта продажи;
    • сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
    • сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

При продаже имущества в порядке публичного предложения дополнительно указываются следующие сведения [п.4 Статья 139 Закона о банкротстве]

    • начальная цена продажи равная начальной цене, указанной в сообщении о продаже имущества на повторных торгах;
    • величина снижения начальной цены имущества должника;
    • срок, по истечении которого последовательно снижается цена.

Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения: подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона; о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения; о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Статья 139. продажа имущества должника

Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

Утверждение порядка продажи имущества должника-гражданина в суде.

Имущество, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Продажа имущества осуществляется в процедурах внешнего управления и конкурсного производства.

Особый режим продажи предусмотрен также и для ограниченно оборотоспособного имущества, социально значимых объектов и объектов культурного наследия. Независимо от процедуры банкротства, продажа имущества должника преимущественно регулируется ст.

Закона о банкротстве. В конкурсном производстве помимо этой нормы применяется еще и ст. 139 Закона. По общему правилу, все имущество должника, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже путем проведения торгов в электронной форме.

Исключение составляет лишь имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей (п. 5 ст.

Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве

В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Внимание

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст.


447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги».

Положение о продаже имущества должника

Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника. (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4.


Важно

В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения. При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

Новые правила проведения торгов в ходе банкротства

Инфо

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново. Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.


Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Порядок проведения торгов при банкротстве

Данный способ продаж используется в отношении имущества, представляющего особую историческую ценность или культурное наследие.Если реализация проводится путем аукциона, то победителем становится та фигура, которая предложит более высокую цену на выставленный товар. Продажа проходит посредством электронных площадок, каждый желающий вправе зарегистрироваться и заявить о своем желании участвовать в аукционе.

Порядок торгов при банкротстве путем проведения аукционов регламентируется нормами ФЗ №127, а именно статьей 110, 111, 138, 139, а также нормами ГК РФ, а именно статьей 447-449.1. Схема проведения торгов Процедура торгов имеет особую схему проведения. Она представляется так:

  1. Первичные торги. На этом этапе все заявившие о себе участвующие лица вправе делать ставки на увеличение цены, при этом шаг повышения предусмотрен заранее программой.

Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент. Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п.
4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Положение о публичной продаже долга при банкротстве

В случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися (п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве). В случае признания первых торгов несостоявшимися по тем или иным причинам, организатор торгов принимает решение о проведении повторных торгов.

Повторные торги проводятся аналогичным образом, что и первые с той лишь разницей, что начальная цена продажи имущества на повторных торгах меньше на 10 % (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Если первые и повторные торги не состоялись, имущество подлежит продаже посредством публичного предложения. Порядок продажи имущества посредством публичного предложения изложен в ст. 139 Закона о банкротстве.
Соответственно, одним из существенных условий является установление цены в договоре купли-продажи. Как правильно все сделать разберем в данной статье. Утверждение порядка продажи имущества должника Безусловно, согласно требованиям Закона о банкротстве, в своей деятельности арбитражный управляющий подотчетен собранию кредиторов (либо еще и комитету кредиторов при его образовании). Таким образом, Арбитражный управляющий созывает (инициирует) собрание кредиторов с повесткой дня об Утверждении Порядка реализации имущества путем публичного предложения, и на основании принятого решения, приступает к публикации сообщений в официальных источниках, а затем, непосредственно, и к самому проведению торгов. Но, кредиторы могут не утвердить представленное предложение или в принципе не собираться.

Обязательным мероприятием в отношении конкурсной массы является проведение ее инвентаризации арбитражным управляющим. Результаты такой инвентаризации подлежат размещению в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ). Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, при условии, что размер его требования превышает два процента общей суммы требований, вправе потребовать проведения оценки в отношении всего имущества либо части имущества (п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве). В течение двух месяцев с даты поступления такого требования арбитражный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества. В случае отсутствия у должника денежных средств на проведение оценки, финансирование такой оценки осуществляет конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявивший требование, с последующей компенсацией таких расходов после продажи имущества.
Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника. Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано. (п.

Банкротство - процесс кропотливый, сложный и длительный. Но, однако, когда наступает реализация имущества должника, становится виден свет в конце тоннеля. Реализация накопленных и найденных активов проходит с торгов, при их неудаче в поступивших заявках – с повторных торгов при снижении начальной стоимости на 10%, а в случае, если и на этот раз никто не воспользуется предложением, то в дело вступает «горячая» продажа имущества путем публичного предложения.

Итак, согласно п.4 ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") (далее - Закон о банкротстве) имущество должника на стадии конкурсного производства может быть реализовано посредством публичного предложения, если несостоявшимися были признаны первые и повторные торги по его продаже и договор купли-продажи не заключен.

Соответственно, одним из существенных условий является установление цены в договоре купли-продажи. Как правильно все сделать разберем в данной статье.

Утверждение порядка продажи имущества должника

Безусловно, согласно требованиям Закона о банкротстве, в своей деятельности арбитражный управляющий подотчетен собранию кредиторов (либо еще и комитету кредиторов при его образовании).

Таким образом, Арбитражный управляющий созывает (инициирует) собрание кредиторов с повесткой дня об Утверждении Порядка реализации имущества путем публичного предложения, и на основании принятого решения, приступает к публикации сообщений в официальных источниках, а затем, непосредственно, и к самому проведению торгов.

Но, кредиторы могут не утвердить представленное предложение или в принципе не собираться.

Единственным возможным выходом для реализации имущества, остается утверждение указанного порядка арбитражным судом.

При этом в первом случае, рассмотрение вопроса в суде происходит в порядке разрешения разногласий относительно порядка и условий проведения торгов по продаже заложенного имущества. Во второй ситуации – обращение в суд арбитражным управляющим для утверждения порядка реализации имущества.

Поскольку, порядок продажи имущества должника, установленный императивностью положений статьи 110 Закона о банкротстве, выполнение которых не зависит от усмотрения арбитражного управляющего и иных участвующих в деле лиц, наиболее часто встречающимся вопросом в утверждении порядка реализации имущества становится вопрос установления минимальной стоимости имущества или «цены отсечения».

Следует отметить, что обязательное установление минимальной цены предложения, по которой может быть продано имущество посредством публичного предложения (цена отсечения), предусмотрено только при продаже государственного или муниципального имущества (ст. 23 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Закон о банкротстве, напротив не содержит подобные нормы, устанавливая среди обязательных условий величину снижения начальной цены и срок, в течение которого происходит такое снижение. Вопрос о диапазоне установления сроков, по истечении которого при отсутствии заявок последовательно снижается начальная цена также неоднозначен, поскольку судами не допускается установление слишком коротких сроков для более оперативного проведения процедуры торгов и завершения конкурсного производства (Определение АС республики Татарстан от 26.12.2013г по делу А65-9188/2013 о недопустимости установления срока продолжительностью в 2 дня, поскольку это может привести к нарушению прав потенциальных покупателей и ограничению доступа на участие в торгах.

В тоже время и слишком продолжительные сроки также недопустимы, поскольку это может повлечь затягивание процедуры банкротства, а значит и злоупотребление правом. (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу N А13-8100/2010, указавшее на недопустимость установления срока, по истечении которого последовательно снижается цена, в 30 календарных дней)

Возвращаясь к теме статьи – установления цены отсечения в предложении о реализации имущества - данный вопрос неоднозначно трактуется судами и сложившейся правоприменительной практикой.

Так, в частности суды считают, опираясь на положения статьи 110 Закона о банкротстве, устанавливающей императивные требования, предъявляемые к порядку продажи предприятия, что она не содержит положений, предусматривающих установление минимальной цены продажи имущества должника посредством публичного предложения. Установление такого ограничения приводит к затягиванию процедуры конкурсного производства должника, что противоречит целям и задачам конкурсного производства – скорейшей реализации имущества должника для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Таким образом, установление минимальной цены продажи имущества должника способствует увеличению текущих расходов конкурсного производства, затягиванию процедуры конкурсного производства в связи с необходимостью постоянного согласования с собранием кредиторов нового порядка реализации имущества должника, также приводит к нестабильности хозяйственного оборота, связанного с длительным ожиданием потенциальных покупателей снижения стоимости имущества. (Определение АС Республики Татарстан по делу А65-9188/2012 от 26.12.2013г.)

Кроме того, как указывают суды, установление цены отсечения влечет неопределенность относительно дальнейших действий по продаже имущества должника; либо необходимость возобновления торгов посредством публичного предложения, что влечет дополнительные расходы; либо передачу имущества в порядке, предусмотренном статьей 148 Закона о банкротстве, что также нарушает права и законные интересы других кредиторов, так как не приняты все возможные меры по реализации имущества (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2013 по делу N А45-11616/2012) а значит, установление цены отсечения не соответствует цели продажи имущества посредством публичного предложения, противоречит закону.

Доводы кредиторов относительно необходимости установления цены отсечения как гарантии получения максимальной выручки от реализации имущества должника, также признаются судами несостоятельными. Поскольку, учитывая стадию торгов и отсутствие покупательского спора, который не проявился на первых и повторных торгах, реализация имущества должника должна происходить на торгах в форме публичного предложения при последовательном, но непрерывном снижении цены продажи, пока не выявится реальный покупательский спрос (Определение АС Челябинской области по делу № А76-1686/2011 от 05.08.2013г.)

Но в то же время, некоторые правоприменители напротив поддерживают позицию, при которой установленная цена отсечения мотивирует на совершение сделки купли-продажи, т.к. нивелирует ситуацию намеренного ожидания наименьшей цены предложения потенциальным покупателем, а значит, может повлечь максимальную выручку от реализации. (Постановление ФАС Уральского округа по делу № А07-11575/09 от 14.04.2011)

Но в своем большинстве, анализ действующей судебной практики показывает, что судами поддерживается позиция недопустимости установления цены отсечения в Предложениях о порядке реализации имущества путем публичного предложения, и исключается из текстов положений при ее наличии.

Указанный вопрос является безусловно важным, поскольку напрямую взаимосвязан с возможностью обжалования кредиторами (собранием кредиторов или комитетом кредиторов) действий конкурсного управляющего.

Цапина Марина Викторовна



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация