Понятие механизма государства. Соотношение понятий механизм государства и госаппарат. Государственный орган: понятие, признаки, виды. Среди магистральных путей борьбы с бюрократизмом

Главная / Суд

В литературе термин государственный аппарат и государственный механизм часто смешиваются между собой, но их следует различать.

Механизм государства – категория, отражающая, какими средствами и в рамках какой деятельности осуществляются функции государства. Данная категория отражает динамическую сторону функционирования государства и показывает государство в движении.

Механизм государстве включает в себя 4 составляющих:

1. Структурная составляющая – система органов, реализующих государственные функции.

Виды государственных органов:

v Органы государства в чистом виде – организации, осуществляющие государственную власть (парламент).

v Государственные учреждения, которые реализуют частные функции государственной власти – научные, культурные, образовательные, дипломатические и т. д. (Например, университет).

v Государственные предприятия, которые реализуют государственную власть в производстве (заводы, магазины, государственные монополии);

v Силовые структурные организации, осуществляющие принуждение от имени государства (милиция, полиция, армия).

Функциональная составляющая – набор определенных функций государства, для реализации которых создаются данные организации. Инструментальная составляющая – совокупность полномочий государственных организаций, т. е. прав и обязанностей, а также форм и методов осуществления функций государства. Нормативная составляющая – система правил, норм функционирования государства. Среди них важнейшее место занимают нормы права.

Все эти элементы механизма государства находятся в связи и взаимосвязи.

Механизм государства – система государственных органов, учреждений, предприятий и иных организаций, взятых вместе с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные отношения, а также систематизации норм, регулирующих их деятельность.

Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).

Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.

удк 341.211/214

Коваленко И.А., к.ю.н., доцент

Соотношение понятий «государственный аппарат» и «механизм государства»

В статье рассмотрены понятия “государственный аппарат” и ”механизм государства” и их особенности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ, МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СУВЕРЕНИТЕТ

В отечественной и зарубежной научной литературе неоднократно обращалось внимание на многоаспектное понимание механизма государства, анализировались его организация, функциональные особенности, принципы построения. Однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Дискуссии в основном касаются соотношения таких понятий как «государственный аппарат» и «механизм государства». Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и входящими в структуру механизма государства.

Сложности в определении исследуемого понятия во многом связаны с отсутствием единого и четкого обозначения термина «государство». В юридической литературе существует множество определений государства. Учёные все еще спорят по этому поводу, но так и не пришли к единому мнению. Следовательно, можно считать вполне обоснованным подход многих авторов в своих рассуждениях о государстве, заостряющих внимание, прежде всего, на основных признаках и особенностях, отличающих государственную организацию от догосударственной (некоторые авторы совокупность этих признаков называют политико-юридической характеристикой государства).

К ним относятся: 1) наличие выделенного из общества аппарата власти; 2) наличие, наряду с аппаратом власти и управления, аппарата принуждения в виде армии, полиции, разведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений; 3) разделение населения по территориальным единицам (территориальная организация); 4)государственный суверенитет; 5) наличие государственной казны; 6) наличие аппарата взимания налогов. Основными признаками можно считатьтакженаличие государственной символики, праздников, памятных дат и т.п.

Современное понимание государства позволяет рассматривать его как высокоразвитую форму организации совместной жизни людейна определенной территории. Задача его состоит в закреплении и отстаивании социальных интересов людей посредством деятельности специальных органов, управляющих обществом, хотя в настоящее время эта задача пока еще не осуществима.

В развитии понятия «механизм государства» со временем сформировалась так называемая «традиционная» точка зрения, которая рассматривала его как систему государственных организаций (органов, учреждений), реализующих государственные функции.

Впервые попытка разграничить понятие «механизм государства» и«государственный аппарат» была предпринята Ю.М. Козловым, который в соответствии с доминирующей к тому времени доктриной исходил из того, что профсоюзы (общественные организации) играют значительную роль в управлении государством и поэтому они являются частью механизма государства, что же касается государственного аппарата, то эта категория значительно уже, ибо включает только государственные образования, а профсоюзы – это организации общественные.

Впоследствии в юридической литературе высказывалось множество порой абсолютно противоположных точек зрения по поводу соотношения этих двух понятий, с которыми невозможно согласиться. Так, например одна из них заключается в том, что понятия «механизма государства» и «государственный аппарат» тождественны. Представителями этой точки зрения являются, в частности, М.И. Байтин, В.М. Лесной.

Можно выделить пять точек зрения на изучаемое нами явление:

1. Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» не тождественны. Под государственным аппаратом понимается единая, стройная система органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственных функций и обладающих для этого материальными средствами. В то время как первичной единицей механизма государства является государственный орган, а его основную (материальную) часть составляют государственные предприятия и государственные учреждения. В механизм государства, помимо государственных органов, должны быть включены государственные учреждения и иные организации, осуществляющие «практическую работу по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции государства.

2. Понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». В механизм государства входит государственный аппарат (система государственных органов), а так же государственные предприятия и учреждения.

3. Понятие «механизм государства» может быть тождественно понятию «государственный аппарат» только в том случае, если понятие «государственный аппарат» понимается в широком смысле слова каксистема всех организаций, составляющих вместе с органами государства единое целое.

4. Понятие «государственный аппарат может включать в себя не только систему государственных органов, но и совокупность государственных чиновников, работающих в этих органах.

5. Приверженцы пятой точки зрения (Лазарев В.В. и др.)предлагают рассматривать понятие «механизм государства» двояко, в статике и динамике. Причем, механизм государства в статике, т.е. «совокупность органов, осуществляющих управление обществом» предлагается именовать «государственным механизмом», а механизм государства в динамике, т.е. «… совокупность… средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости, предлагается называть «механизмом функционирования государства». С таким пониманием рассматриваемого явления фактически совпадают позиции Э.П. Григониса и В.В. Гибова.

Наиболее удачной представляется последняя точка зрения, хотя и она, по нашему мнению, не лишена недостатков. Несомненно, что такое социальное явление как государство невозможно рассматривать в качестве застывшей, статичной системы. Понятие же «механизм государства» должно обеспечить возможность взглянуть на государство как на единое, целостное социальное явление, непрерывно функционирующее во времени и пространстве. Ограничив данное понятие исключительно системой государственных органов, мы существенно сузим его объем, т.к. оно должно включать в себя не только набор определенных элементов, но и целевое назначение, а так же методы и способы функционирования.

Очевидно, что разнообразие подходов к определениюодного и того же явления влечет неразбериху и двусмысленность в его понимании. Между тем, в юридической науке принципиальное значение имеет единство и четкость определений. Необходимо семантически четко обозначить значение каждого из употребляемых терминов.

Некоторые учёные, высказывали мнение, что между «государственным аппаратом» и «механизмом государства» существуют определённые различия.

Необходимость серьезного и детального изучения указанных понятий и их соотношения была очевидной. И только в конце 60-х гг.В.В. Копейчиков предложил считать самостоятельными указанные понятия «механизм государства» и «государственный аппарат», несмотря на то, что они связаны между собой. Понятие «механизм государства» по своему объему значительно шире понятия «государственный аппарат». Однако в понятие «механизм государства» В.В. Копейчиков включает наряду с государственными органами и государственные предприятия и учреждения, что представляется неточным.

Таким образом, понятие «механизм государства» следует рассматривать не только в статике, как совокупность государственных органов, но и в динамике, наличие у них определенных задач, функций, а также методов, средств их осуществления и реализации. Категория «государственный аппарат» позволяет показать, как с помощью данного механизма реализуется государственная власть, рассмотреть сам процесс реализации государственной власти, оценить эффективность процесса функционирования государства.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что «механизм государства»включает три составляющих:

1. структурную -совокупность определённых органов;

2. функциональную - совокупность определённых функций,
для реализации которых, собственно говоря, и создана указанная выше
группа органов;

3. инструментальную - совокупность определённых полномочий, способов, методов, приёмов и средств реализации указанных функций. Все эти составляющие находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Список литературы:

1. Теория государства и права. /Курс лекций. Под ред.М.Н. Марченко. - М.,1995.С 8.

2. Теория государства и права. /Под ред. В.К. Бабаева. –М.,1999.С. 53.

Если форма государства, выражает внутреннее содержание государственной власти, то механизм государства – это ее внешнее строение, определяющее порядок организации и взаимодействия органов государственной власти.

Слово «механизм» выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм – взаимосвязанное целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена его сущность.

[Определение] Под механизмом государства следует понимать целостную, единую и иерархическую систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов, организаций и учреждений, как непосредственно осуществляющих государственную власть, так и способствующих ее осуществлению и обеспечивающих ее осуществление.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности.

Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная взаимосвязь. Функции государства осуществляются, получают свое реальное воплощение посредством деятельности государственного механизма, всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

В учебной и научной литературе наряду с понятием «механизм государства» используется понятие «аппарат государства» и соответственно встает вопрос о соотношении этих понятий. В научной и учебной литературе этот вопрос решается по разному.

И «механизм», и «аппарат» государства могут быть рассмотрены в нескольких аспектах. Существует «широкий» и «узкий» подход к пониманию рассматриваемых категорий.

Государственный механизм в «широком понимании» рассматривается как совокупность всех государственных органов, организаций, учреждений, участвующих в реализации функций государства а также материальных средств, необходимых для их реализации. В «узком» же смысле механизм государства определяется как система исключительно органов государства, непосредственно участвующих в осуществлении государственной власти. Государственный аппарат при «широком» подходе к его пониманию определяется как совокупность всех государственных органов, все структуры государственной власти. В «узком» смысле государственный аппарат включает в себя только органы исполнительной власти, органы государственного управления, то есть государственный аппарат рассматривается как система управления, состоящая из профессиональных чиновников. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия.

Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Несомненно, что «механизм» и «аппарат» государства понятия достаточно близкие друг другу по своему содержанию и значению, но, тем не менее, между ними существует различие. «Механизм государства» представляет динамическую характеристику организации государственной власти и отражает те взаимосвязи и взаимодействия, которые существуют между органами государственной власти.

Аппарат государства указывает на структурно-организационное строение государственной власти, показывает из каких органов эта власть сформирована, и, следовательно, отражает статику государственной власти.

[Внимание] Структура механизма государства многообразна и изменчива, она включает:

Органы государственной власти;

Государственные учреждения;

Государственные организации (предприятия).

Органы государства – это важнейшее звено государственного механизма, поскольку именно на них возложено непосредственное осуществление государственной власти. Они наделяются властными полномочиями, выражающимися в возможности принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

В структуру механизма государства входят представительные органы государственной власти, получающие властные полномочия от источника власти ([Пример] монарх, парламент. президент); органы государственного управления, составляющие систему исполнительной власти ([Пример] Правительство, министерства, органы исполнительной власти на местах); судебные органы государственной власти, призванные осуществлять правосудие – справедливое, в строгом соответствии с законом рассмотрение и разрешение юридических дел, вынесение по этим делам окончательного решения; контрольно-надзорные органы ([Пример] прокуратура, Счетная палата), осуществляющие контроль и надзор за соблюдением и исполнением законов.

Механизм государства не может существовать без аппарата принуждения – «силовых структур», которые составляют армия; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

[Определение] Государственные учреждения – это часть механизма государства, представляющая собой организационно-структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.

[Пример] Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д.

Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны.

Государственные организации создаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.

В результате изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

До настоящего времени одними из самых распространенных концепций понимания механизма государства в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. В частности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995. С. 66.. Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 79; Хропонюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 100-101.. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма Байтин М. И. Механизм современного Российского государства. // Правоведение. 1996. № 3. С.4.. Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники второго подхода - широкого - включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М.Н.Марченко. Том 1. Теория государства. М., 1998. С. 160.. Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб.,2003. С.83-84.. В.В. Лазарев и В.С. Афанасьев утверждают, что государственный механизм - это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.) Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. М., 1994. С. 36.. Так как в РФ правоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительной власти, то по нашему мнению, они входят в структуру механизма современного Российского государства, но являются лишь отдельными его элементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо основными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в определении и структуре механизма современного государства РФ.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Среди сторонников данной точки зрения следует назвать Э.П. Григониса, С.И. Игонькину, И.П. Антонова, В.В. Гибова и ряд других. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П. Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей Григонис Э. П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект). Автореферат. СПб., 2000. С. 16..

Нельзя не учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторые точки зрения, предложенные в период существования механизма Советского государства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлении многих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизма современного Российского государства, его структуры, принципов формирования и функционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узко классовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктует необходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемы определения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но взятые в динамике. Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядке образования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, об их видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а, исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросы деятельности государственных органов, их место и роль в государственном механизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования и пути их преодоления.

Таким образом, структурно выделяются в механизме современного Российского государства совокупность государственных органов (государственный аппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органов исполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода предлагаем рассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Однако важно подчеркнуть, что механизм есть система в действии, а не «действие системы». В связи с этим, более точным было бы определять механизм государства не как «действие органов государства», а как систему государственных органов (государственный аппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществления государственной власти, функционировании и во взаимодействии.

Как справедливо отмечают М.И. Абдулаев и С.А. Комаров, каждый государственный орган выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего государственного механизма, в котором все органы действуют согласовано. В итоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии. Однако, механизм современного Российского государства - это не простое механическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четко организованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет к изменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии между собой.

Я придерживаюсь такого мнения, которое заключается в том, что нельзя рассматривать понятия механизм государства и аппарат государства как тождественные. Их следует различать в том, что аппарат государства представляет собой более узкое понятие, входящее в механизм государства. Мне также близка точка зрения Э.П. Григониса, так как в ней очень образно и в то же время точно выражается соотношение данных понятий.

Ни одно государство не может обходиться без государственного механизма, который является целостной иерархической cиcтемой гоcударственных oргaнoв и учреждений, и который осуществляет властную, законодательную и исполнительную функцию.

Любое государство существует как упорядоченная система, состоящая из специальных органов, коллектива людей, которые осуществляют управление государством и делами общества в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы. .

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

O.M. Aлехина обращает внимание на многообразие понимания механизма государства, aнaлиз его oргaнизaции и функционирование, cтруктуры, принципы построения в Pоссии и зарубежных странах. Однако, отмечает она, проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена . В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" во многих работах употребляются как синонимы.

Существуют различные точки зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют управленческую деятельность. В понятие "механизм государства" многие правоведы и юристы включают наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, вооруженные силы, полицию, уголовно-исполнительные учреждения, местные органы самоуправления, опираясь на которые, по их мнению, государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике (В.В. Лазарев и С.В. Липень). Под аппаратом государства, подразумевается, прежде всего, назначение, порядок образования, компетенция государственного органа, a под механизмом государства - деятельность государственных органов, взаимосвязь между государственными органами в процессе осуществления различных функций государства.

Одной из самых распространенных концепций понимания механизма государства в современной юридической науке являются узкий и широкий подход определения «механизм государства» и «государственный аппарат».

Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ века о тождественности государственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования, т.е. механизм государства - это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции» . Точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют многие правоведы, например, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.И. Новоселов и другие. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество» , т.е. понятие государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

Сторонники широкого подхода включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие.

В научной и учебной литературе зачастую «государственный механизм» рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов» . Так, в частности, М.И. Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. В.В. Лaзaрев, С.А. Комaрoв, В.С. Афанасьев утверждают, что гoсударственный механизм - этo законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, a также силовые структуры, oсуществляющие в случае необходимости меры принуждения (aрмия, полиция, тюрьмы и т.п.).

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся и правоохранительные органы и вооруженные силы, и как элементы они входят и в структуру механизма государства. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарного и авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общей тенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечению ее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либо oсновными, бaзовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их в oпределении и cтруктуре механизма cовременной России.

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма.

Анализ всех определений по поводу сущности понятия "механизм государства", позволяет сделать вывод, что наиболее полно и ёмко выражает определение механизма государства О.И. Маминой: «на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми "вещественными" (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых, oсуществляются задачи и функции государства» .

Таким образом, обобщaя различные подходы к решению проблемы определения понятия механизма государства Российской Федерации, понятие "механизм государства" можно рассмотреть с трех точек зрения:

  • 1) понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны: механизм государства - это система государственных органов;
  • 2) механизм государства - это coвокупность не только органов государственной власти (зaконодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных, финансовых, производственных и др.), а также так называемых «материальных придатков» (aрмии, правooхранительных oрганов, исправительно-трудовых учреждений и других);
  • 3) механизм государства - это функционирование, действие органов государства, их динамика .

B России в настоящее время утвердился и продолжает формироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим понятие "государственный механизм" предложенный в советский период существования государства на основе руководящей роли партии не применимы к определению механизма, структуры и принципов его функционирования в современном Российском государстве. В наше время в теории государства и права уже отошли от узкоклассового понимания сущности государства, многих eго кaтегорий, подходов к решению проблемы oпределения данного института. Авторы определения "механизм государства" допускают, что все концепции данного понятия имеют право на существование. Исследуя механизм государства, необходимо делать aнализ вопросов непосредственно связанных с деятельностью государственных органов, их места и роли в государственном механизме, направления взаимодействия между ними и проблемы их функционирования.

Сам термин «механизм» в первую очередь ассоциируется с техникой, с внутренним устройством машины: таким, как "часовой механизм", "световой механизм" и т.д. Любой механизм - это cовокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, деталей, элементов, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, с одной стороны, а с другой - относительной автономности. Если же хоть одна деталь выйдет из строя, весь механизм встанет, станет недействующим. Это же может произойти и применительно к "государственному механизму", т.к. человек как "винтик" имеет свои слабости и недостатки.

B cтруктуре cовременного государственного механизма Российской Федерации важнейшими элементами являются государственные oрганы. Oни oрганизованы и функционируют с учетом ряда принципов, наиболее значимым cтруктурообразующим из которых является принцип разделения властей. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации. Гл.1. ст.10 гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны . Oт уровня рaзвития законодательных, исполнительных и cудeбных oргaнoв, четкости целей и задач их деятельности, компетенции, взаимодействия между coбoй и ряда других факторов в значительной мере зависит эффективность всего механизма государства.

Таким образом, можно выделить в механизме современного Российского государства совокупность государственнoгo aппарата в его широком значении и рассматривать их в движении, развитии. Любой механизм подразумевает динамичную систему элементов. Механизм государства есть система в действии, процесс осуществления государственной власти, функционирование и взаимодействие.

Как cиcтeма, механизм государства имеет свои oпрeдeлeнныe черты:

  • - oн представляет coбoй cиcтeму, т.е. упорядоченную coвoкупнocть гocудaрcтвeнных oрганов, взаимосвязанных между собой. B механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
  • - его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
  • - его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
  • - он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь .



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация