Понятие права: многообразие определений и единство понятия. Понятие права. Его система Общее понятие права и его основные признаки

Главная / Суд

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления , напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

Право — явление сложное , многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых , выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей,

Но не любой воли , а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит , большинства общества);

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта :

1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);


общесоциальный , в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря , сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Понятие права в объективном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений?

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективном смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует не забыват ь, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле Юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством, который выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право , обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществление его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер , что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.



Понятие права

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы .

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем .

Согласно либертарно-юридическому подходу, выражающему правопонимание одной из наиболее авторитетных философско-правовых школ России :

Право - единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости .

Согласно *Теории государства и права* .

Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это производная форма определяющая уровень свободы.

Право - это всегда ограничение свободы личности ради гарантий ее свободы.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания , которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм , которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом), либо правовой системой . При этом право как система права находит выражение в , а её правовое содержание составляется нормами права . Когда же говорится о праве как о правовой системе , помимо системы права будут подразумеваться и другие правовые явления: правовая культура и правореализация .

Право- узаконенная, охраняемая, обеспеченная государством возможность что-либо делать

Признаки права

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

  • Является регулятором общественных отношений
  • Носит объективный характер
  • Неперсонифицированность и неоднократность действия нормы. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем (кроме преступлений, когда личность становится адресатом).
  • Справедливость содержания юридических норм. Выражает общую волю граждан.

Представления о праве и понятия права

Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных) составляются классификации правопониманий и понятий, которые (понятия) создаются в рамках этих правопониманий.

Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В. А. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное, О. Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В. С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.

Позитивистское правопонимание

Для позитивистов правом являются принудительные нормы , которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов.

Для позитивистов пра́во - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения , обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Так как согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов - суть одно и то же.

С точки зрения позитивистов властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным тут является высказывание Томаса Гоббса : «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич .

Правопонимание философско-правовых школ

Для философско-правовых школ право обладает самостоятельной сущностью.

Школами, следующими философско-правовому правопониманию право рассматривается как форма общественного сознания.

Для таких правовых школ характерна та или иная версия различия права и закона (права и формы, источника права). При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола власти.

Концепции происхождения права

Правовая система

Правовой системой называют совокупность права (в первую очередь в позитивном смысле, смысле системы права), правосознания и правовой практики (правореализации). Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы.

Система права

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права.

Норма права

Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в .

Признаки правовой нормы:

  • Норма права - правило общего характера, имеет неперсонифицированный характер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком (например, пенсионерам).
  • Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.
  • Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.

Структура правовой нормы:

  • Гипотеза (если… ) - элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).
  • Диспозиция (то… ) - элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).
  • Санкция (иначе… ) - элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя , мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений - отрасль права . Внутри отраслей нормы также группируются в правовые институты.

Источники права

Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются: правовой акт , правовой обычай , судебный прецедент , правовая доктрина , нормативный договор .

Правовой обычай

Нормативный договор может быть международным , либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами .

Правовая доктрина

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становится источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права .

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Систематизация нормативных актов

Систематизация нормативных актов - деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов. Её видами являются инкорпорация (объединение нормативных актов по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания), консолидация (унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства) и кодификация (создание нового, систематизирующего правового акта).

Кодексы широко распространены в странах романо-германской правовой семьи.

Отрасли права

Частное право и Публичное право

Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.

Материальное и процессуальное право

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Гражданское право

В Викисловаре есть статья «ius civile »

Уголовное право

Уголовное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения , связанные с совершением преступных деяний , назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера , устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания .

В странах романо-германской правовой семьи преступлениями признаются только правонарушения , имеющие наибольшую общественную опасность.

Правовая культура

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной,этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько П.к. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской, обособленная П.к. у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о П.к. как общности (общества) в целом, так и П.к. отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочный подход к зрелости П.к.: говорят о "высокой" и "низкой" П.к., о необходимости повышения П.к. общества и личности, В то же время применительно к общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов П.к., самоценности каждой из них.

Правовая практика

Правовая практика - процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесса.

Правовые институты

О правовых институтах можно говорить и как об элементах системы права, объединяющих правовые нормы, регулирующие общественные отношения определённого плана, и как о совокупности соответствующих отношений, развивающихся в соответствии с регулирующими их нормами.

Важнейшую роль в либеральных демократических государствах играют институты прав человека , разделения властей , правосудия и независимости суда, институт представительного законодательного органа, гражданского общества .

Права человека

Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида , в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

Англо-саксонская правовая семья

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии . Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

Правовые системы по государствам

Римское право

Правовая система Российской Федерации

Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры , акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в году).

Правовая система США


Международное право

Правовые науки

Правовые науки - группа общественных наук , изучающих право и все правовые явления.

Теоретические и философские правовые науки

Теория права и государства - юридическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, изменения и развития права и государства. В рамках теории права и государства вырабатывается общеюридическая терминология, изучается существо право, вырабатываются его понятия и доктринальные понимания, разрабатывается проблематика предмета и метода юриспруденции.

Иногда от теории права отделяют философию права - раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Прикладные юридические науки

Литература

  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М .: изд. Норма, . - ISBN 5-89123-381-9
  • Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общей редакцией члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф.

Право – система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством и реализуемых в определенном порядке норм, отражающих уровень свободы общества и выступающих регулятором общественных отношений.

Признаки права:

1. Нормативность. Право состоит из правовых предписаний, норм, то есть правил поведения общего характера. Его требования обращены не к конкретному субъекту, а к широкому кругу лиц. Это качество присуще всем социальным нормам. Особенность права заключается в том, что ему свойственна не просто нормативность, а нормативность особого рода, высшая нормативность. Право - это одинаковый масштаб, но к неравным, неодинаковым людям. Все остальные социальные нормы обращены к одинаковым, равным (с точки зрения регуляции) субъектам. Моральные нормы обращены к людям как биологическим субъектам, религиозные нормы регулируют поведение людей, исповедующих одну религию, нормы общественных организаций – поведение членов одной и той же организации и т.д. Право же направлено на всех людей, независимо от их религиозных, политических убеждений, пола, национальности и т.д. А это предъявляет особые требования как к характеру самих правовых норм, так и к особенностям правового регулирования.

2. Системность. Право выступает не как простая совокупность норм, механическая сумма, а как их системное объединение. Нормы права находятся во взаимозависимости, структурно организованы, представляя единую систему, состоящую из взаимозависимых элементов (отраслей, институтов). Объективно это проявляется в таком правовом явлении, как «система права».

3. Общеобязательность. Нормы права - не пожелание, не рекомендация, а властное веление, обязательное для исполнения всеми, к кому они обращены. Причем нормы должны исполняться независимо от субъективного к ним отношения. Поэтому для права характерна презумпция знания закона, а незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение.

4. Формальная определенность. Нормы права - не абстрактные призывы, а веления, строго определенные по содержанию. Из текста нормы четко явствует: или она запрещает, или обязывает, или дозволяет совершать определенные действия. Причем содержание норм имеет четкие количественные, временные, пространственные характеристики. При этом нормы всегда находятся в формальных, письменных источниках, правовых актах. (Вспомним, что речь идет о позитивном праве).

5. Государственная гарантированность. Право как явление неотделимо от государства, которое нормы права издает, обеспечивает их реализацию и защищает от нарушений. Не случайно в механизме государства имеются органы: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные. Этим право отличается от иных социальных регуляторов, которые обеспечиваются силой общественного воздействия.

Иногда этот признак характеризуется как «государственная принудительность». Это, в общем, правильное положение ограниченно характеризует особенность права. Государство не только принуждает к реализации правовых норм, но и контролирует и обеспечивает их реализацию с помощью специальных правовых средств и государственных (правоприменительных) органов.

6. Процессуальный характер реализации. Нормы права не только определённы по содержанию предписаний, но и реализуются в строго определенном процедурном (процессуальном) порядке. Неслучайно наряду с материальными нормами имеются процессуальные, закрепляющие процедуру их реализации.

Благодаря указанным признакам (свойствам) право становится «правом», специфическим институциональным образованием в обществе. Причем эти признаки делают право наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Поэтому и задача совершенствования права заключается в том, чтобы его нормы и акты максимально отражали указанные признаки.

В результате освоения дайной темы студент должен:

знать

  • понятийный аппарат предметной области;
  • существенные характеристики, которые объясняют признаки права и дают основания для их функционирования в обществе, отличая от иных социальных норм;
  • материальные, идеальные и юридические источники права;

уметь

  • использовать понятийный аппарат по праву в своей учебной и практической деятельности;
  • реализовывать нормы права через регулирование своего поведения;
  • реализовывать права в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм;

владеть

  • навыками структурного анализа норм права через его элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
  • навыками воздержания от тех действий, которые запрещены правовыми нормами;
  • навыками исполнения правовых норм, а именно совершение активных действий с целью осуществления юридических обязанностей, которые установлены правовыми нормами.

Право: понятие, признаки и функции

Отношения между людьми строятся на основе определенных норм (правил). К таковым в различное время относили нормы морали, нравственности, обычаи, традиции и т.д. Трудно представить, как бы смогло человечество выжить, не признавая и не соблюдая такие нормы морали, как человеколюбие и справедливость, нравственные нормы, определяющие отношения между родителями и детьми, общепринятые обычаи предоставлять кров путнику, традиции защищать слабого, нормы-табу на инцест, каннибализм и др.

Можно задаться вопросом: а откуда пришли к нам нормы морали, нравственности, обычаи, традиции? Правильные ли они? Зачем современному человеку их придерживаться и соблюдать?

Социальный опыт человеческого бытия показывает, что вышеприведенные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-либо признает что-то хорошей идеей или порядком. Они складываются постепенно, в процессе повседневной жизни и общения людей, путем сознательного выбора. Нормы морали, нравственности, обычаи, традиции зарождаются из общего решения о том, что отдельное действие может привести к негативным последствиям и поэтому должно быть запрещено или, наоборот, представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным. По представлениям членов общества, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения общего благополучия. Более того, с развитием человечества, которое обусловило появление государственности, встал вопрос не просто о создании, но и изложении письменно целостной системы, которая бы включала в себя накопленные веками моральные и этические нормы, нормы нравственности, обычаи, традиции, а также об установлении ответственности за их неисполнение, что привело к зарождению права.

Таким образом, право является продуктом длительного общественного развития. Оно, как показала история эволюции человечества, зарождается с образованием государств, как регулятор общественных отношений. По своей сути, изначально, право выступало как совокупность правил должного поведения людей в отдельно взятом государстве. Они являлись общеобязательными для всего населения, поскольку только таким образом возможно было упорядочить общественные отношения в рамках государства.

В настоящее время существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права. Несмотря на различия в содержании каждой из теорий возникновения права, все они имеют общие положения, нашедшие отражение в признаках права.

Признаки права – существенные характеристики, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм.

К ним относятся следующие признаки.

  • 1. Социальность. Данный признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее его общесоциальную функцию: распределение и закрепление социальных ролей личности в обществе, организацию производства, распределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда, социальную защиту личности, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию отношений собственности, а также другие сферы, связанные с организационнотрудовой и социальной жизнью общества.
  • 2. Системность. Право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой ("если-то-иначе"), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного и предписанного. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное на специфические группы норм (отрасли, институты и др.).
  • 3. Общеобязательность. Установленные в конкретном государстве правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, а на межгосударственном уровне – международной ответственностью, т.е. наделяются нс только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер не только физических и моральных страданий, но и имущественных ущемлений.
  • 4. Формализованность. Правовые нормы принимаются в особом установленном государством порядке и фиксируются в письменном виде в форме закона. Формализм составляет особую ценность права, защищая последнее от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость данного регулятора.
  • 5. Процедурность. Право включает в свою структуру систему процессуальным норм, которые, во-первых, устанавливают процедуры создания, применения и защиты

права, а во-вторых, определяют его связь с государственным аппаратом, в первую очередь, со специализированными органами, деятельность которых непосредственно направлена на защиту права: судом, полицией, прокуратурой и т.д.

  • 6. Неперсонифицированность. Этот признак означает то, что нормы права не имеют конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц (сообществу, государству). Если какое-либо конкретное лицо (сообщество, государство) оказывается в условиях, предусмотренных содержанием соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее действие во времени, что также является отдельным признаком права.
  • 7. Институциональность. Формирование права связано с деятельностью определенных органов государства, осуществляющих правотворчество в различных формах: путем формулирования и закрепления правовых норм в нормативных правовых актах, признания государством (международным сообществом) тех или иных возникших самоорганизационно и действующих в течение длительного времени правил поведения (обычаев) правовыми, в процессе деятельности уполномоченных на это судов (прецеденты).
  • 8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на определенном этапе развития общества, как естественный результат развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, – одно из условий существования политически организованного общества и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
  • 9. Нетождественность (несводимость) закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Однако право не сводится к закону, поскольку помимо последнего, в право включены и другие нормативные правовые акты, а также правовые обычаи, судебные прецеденты, договоры нормативного характера, религиозные нормы, правовая доктрина.

Закон (иной нормативный правовой акт государства), нс отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае не является правовым.

Кроме того, право как особенная регулятивная система отличается:

  • стабильностью, которая достигается путем особой процедуры принятия и изменения законодательства, формированием и действием в течение длительного времени обычаев, незыблемостью религиозных норм и общих правовых принципов;
  • динамизмом – способностью реагировать на появление новых или исчезновение устаревших отношений в сфере действия права;
  • преемственностью и интернационализацией – способностью заимствовать положения иных правовых систем (прошлых либо существующих).

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков дать определение праву.

Под правом следует понимать системную совокупность социальных норм, имеющих юридическое значение и принудительно обязательный характер в определении правил поведения людей, организаций и государств.

Цель (назначение) права – утвердить цивилизованными правовыми средствами правовой порядок в общественных отношениях в обществе, государстве и в международных отношениях.

Под сущностью права принято понимать главную, внутреннюю, относительно устойчивую качественную характеристику права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, в науке получили отражение различные точки зрения на его сущность при исследовании отдельных аспектов права. Поэтому история правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов на сущность права.

Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить те, которые получили особенно широкое распространение в современной политологии и науке права: социологическое, социальное (солидаристское), психологическое, нормативистское (неопозитивизм) направления, а также теория "возрожденного естественного права". При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации.

Социологическое направление в теории права (К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики.

Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы, установленные государством, по их мнению, – это лишь часть права. Наряду с ними существует так называемое "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают сторонники рассматриваемого направления, – изучение реального порядка, т.е. нс тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения, что приводит к нивелированию непререкаемого авторитета закона и требованию свободы судейского усмотрения. Эта теория обосновывает необходимость расширения "правотворческих" функций судьи и принижает роль закона, поскольку судья, будучи не связан юридическими нормами, может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственных внутренних убеждениях, решить то или иное дело.

Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как, хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

Таким образом, для социологической теории характерны:

  • – функциональный подход к праву;
  • – выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права;
  • – нетождественность права и закона.

Положительным моментом такого подхода является

стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологического и психологического аспектов механизма действия права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

В основе социальной (солидаристской) концепции права (Л. В. Корсаков, Ю. А. Смирнов) лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни, в осуществлении власти.

Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право в данном случае выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

Социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, позволяющих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить правопорядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Таким образом, согласно этой теории, основополагающими признаются социальные функции права в обществе, которые, например, являются средством устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку этой теорией не учитывается влияние экономических процессов па отдельные личности, общество и государство в целом.

В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Согласно этой теории объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким- либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное обеспеченности государством, но все же действующее в качестве права.

Другими словами, в психологической теории вместе с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться не только государством, но и каждым отдельным человеком в результате определенных эмоций и переживаний по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

При этом правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение, по существу, растворяет его в индивидуальной психике, делает тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права, которое является сложным явлением социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство нс может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления – неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм – по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правым. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм – направление юриспруденции, которое, ставя на первое место словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридически-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают его либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права – необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом этой теории является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Сторонники нормативистского направления (В. П. Кураев и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила "должного поведения". Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, буржуазии, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Именно марксизм имел огромное влияние на становление нового отношения к понятиям государства и права в юридической науке в России.

В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях нс было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка.

Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, в настоящее время, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во многих международно-правовых документах, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека ООН, международных пактах и конвенциях о правах человека.

Несмотря на все еще существующие в ряде стран, в том числе и в России, немалые трудности в реализации прав человека, гуманистический принцип их признания является одной из главных тенденций прогресса современного мирового сообщества. То же касается и признания справедливости как основания права для современного правового государства. Справедливость нс раз провозглашалась целью и основой законодательства. Однако на различных этапах исторического развития общества, само понимание справедливости в условиях кастового и сословного деления, неравноправия классов и угнетения одного класса другим, было классово-ограниченным, далеким от общечеловеческого. Подлинное понимание равноправия, свободы для всех людей, прав каждого человека как общечеловеческих основ правопорядка можно считать достигнутым лишь на современном этапе истории человечества, хотя его полное осуществление видится только в перспективе.

Исходя из рассмотренных выше теорий, следует подчеркнуть, что пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

Позитивное право – это совокупность юридических норм, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, т.е. право, выраженное в законе.

Позитивное право формируется вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных с формально- юридической точки зрения определенных установлениях (правилах поведения или нормах права). Будучи обеспечено принудительной силой государства, позитивное право длительное время выступает главенствующей нормативной системой регулирования.

В отличие от позитивного, естественное право представляет объективно существующее ("природное") право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы. Своим содержанием оно охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность и др. Естественное право выражается через правовые идеи, принципы права.

Ценность права заключается в его способности служить целью и средством удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность (полезность) права заключается и в том, что оно влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, придает действиям людей организованность, устойчивость, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право является средством упорядочения общественных отношений. Государственно-организованное общество в настоящее время не может обойтись без норм права в производстве материальных благ, при организации форм собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления.

Ценность права заключается и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом оно, провозглашая права и свободы отдельной личности, общества и государства, четко определяет границы этих прав и свобод, пересекающиеся с правами и свободами других личностей, обществ и государств (определяет меру свободы и взаимоисключение прав). Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Право, выступая регулятором общественных отношений, противостоит свободе одной личности за счет несвободы другой, произволу одних по отношению к другим, бесконтрольности в реализации прав и свобод отдельных индивидов, групп людей, государств в ущерб других индивидов, групп людей, государств. В этом смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях, иначе говоря, право есть обеспечение формальной свободы.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами: право открывает личности доступ к благам, выступает действенным средством ее социальной защищенности. Как показала история развития человечества, сегодня правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения межличностных проблем, противоречий в общественных отношениях, как в отдельном государстве, так и на международном уровне.

Функции права тесно взаимосвязаны между собой, они не существуют изолированно друг от друга. Под функциями права понимают основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Право предоставляет участникам общественных отношений права, возлагает на них обязанности, т.е. регулирует их поведение посредством правовых норм. Таким образом право выполняет регулятивную функцию. В случае же неисполнения или нарушения норм права вступают в действие охранительные правовые нормы, санкциями которых предусмотрено наказание за противоправное поведение. В результате правом выполняется охранительная функция.

Регулятивная и охранительная функции права – это имманентные праву функции. Это основные функции права, которые характеризуют его как самостоятельное образование.

Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, которое выражается в установлении правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права (например, закрепление политических, экономических, личных прав и обязанностей в Конституции РФ).

Охранительная функция права – направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможности применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия (например, санкции норм Особенной части УК РФ).

Еще одной важной функцией права является воспитательная функция. Прежде чем требовать от граждан исполнения правовых норм, необходимо воспитать положительное отношение к праву, с тем, чтобы они действовали в соответствии с правом. Именно на это и направлена воспитательная функция права – воздействовать на сознание и соответственно поведение участников общественных отношений с целью формирования положительного отношения к праву и, в конечном итоге, побуждения к правомерному поведению.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация