Понятие рабства.  Раб это что такое Раб: определение — История.НЭС

Главная / Суд
Рабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца… (БЭС)

Эта дата была выбрана Генеральной конференцией ЮНЕСКО в память о знаменитой Гаитянской революции — крупном восстании рабов на острове Санто-Доминго в ночь с 22 на 23 августа 1791 года, приведшем впоследствии к появлению Гаити — первого в мире государства под управлением освобожденных рабов и первой независимой страны в Латинской Америке.

Считается, что до того, как работорговля в XIX веке была официально запрещена, в разное время с Африканского континента только в североамериканские колонии Великобритании было вывезено с целью обращения в рабство не менее 14 миллионов африканцев. Миллионы африканцев поставлялись в испанские, португальские, французские, голландские колонии. Они положили начало чернокожему населению Нового света, которое сегодня особенно многочисленно в Бразилии, США и на островах Карибского бассейна.

Однако эти колоссальные цифры касаются только весьма ограниченного по времени и географии периода трансатлантической работорговли XVI—XIX вв., осуществлявшейся португальскими, испанскими, французскими, английскими, американскими, голландскими работорговцами. Подлинные же масштабы работорговли в мире за всю его историю не поддаются точному исчислению.


ЧТО ТАКОЕ РАБСТВО?


http://www.topauthor.ru/uploads/2013-05/266_229/60a6b8782b4c649c6e2faa3cef238011.jpeg

Положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности,

— так определяет рабство конвенция «О рабстве», принятая Лигой наций в 1926 году.

К этому определению трудно что-то добавить: действительно, рабство — это собственность на человека, которого при этом можно купить, продать, подарить, а если ненароком убьёшь или покалечишь — никто с тебя за это не спросит (никто ведь не наказывает человека за то, что он сломал свою собственную мотыгу или повредил ногу своей лошади), разве что придётся выплатить компенсацию, если раб был чужой…

Конвенция «О рабстве» принятая Лигой Наций в 1926 году ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли:

Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности;

Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

В 4-м пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Работорговля — продажа и покупка людей в рабство. Наиболее массовым проявлением работорговли в истории был вывоз рабов из Африки. В связи с этим наиболее распространён образ чернокожего раба.


http://www.topauthor.ru/uploads/2013-05/original/df6f34aa1d3db9fbf097a79130f8e91d.jpeg

Однако работорговля непосредственно не связана с расовой принадлежностью рабов. С развитием общественной морали работорговля трансформировалась из привилегии в преступление, утратила массовый характер, но, тем не менее, не исчезла полностью.

Наёмное или зарплатное рабство — в терминологии критиков капитализма (социалистов, коммунистов, анархистов), свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, подчиняя себя диктату либо власти, либо работодателя с тем, чтобы выжить.

При этом проводится параллель между древним рабством и положением рабочего (служащего) при капитализме: утверждается, что фактически у последнего нет иного выбора, кроме как работать за зарплату. Возможность выбора, которую предоставляет человеку капиталистическая система, иллюзорна. Ноам Хомский (американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик) утверждает, что в современных демократических обществах демократический элемент распространяется в лучшем случае только на политическую систему. Экономическая система, по его мнению, по-прежнему основана на диктате власть имущих, при котором большинству индивидов отводится роль второстепенных средств производства.


http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/6/7/5824762.jpg

С точки зрения критиков капиталистической системы, наёмное рабство превращает человека в специфическую форму товара (на рынке труда), лишает его свободного времени, необходимого для полноценного развития, пагубно сказывается на здоровье.

ГЕОГРАФИЯ РАБСТВА. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО НА РУСИ
На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим, в Древнем Китае понятие «си», эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э.

Трансатлантическая работорговля начала свою историю в середине XV века, с началом эпохи Великих географических открытий. Причём официально санкционировал её никто иной как Папа Римский Николай V, выпустивший в 1452 году специальную буллу, разрешавшую Португалии захват земель на Африканском континенте и продажу чернокожих африканцев в рабство.

Таким образом, свою руку к развитию работорговли приложила, в том числе, и католическая церковь, покровительствовавшая тогдашним морским державам — Испании и Португалии, считавшимися оплотом папского престола. На первом этапе трансатлантической работорговли именно португальцам было суждено играть в ней ключевую роль. Это было связано с тем, что именно португальцы раньше всех европейских государств начали планомерное освоение Африканского континента.

До середины XVII века Африканский континент, в особенности его западное побережье, находились в спектре интересов португальской короны на вторичных позициях. В XV—XVI вв. своей основной задачей португальские монархи считали поиск морского пути в Индию, а затем обеспечение безопасности португальских фортов в Индии, Восточной Африке и морского пути из Индии в Португалию.


http://www.topauthor.ru/uploads/2013-05/original/d8bfb66d337275655782d397f064b45f.jpeg

Позже, по мере развития европейской колонизации Африканского континента с одной стороны, и Нового света с другой, в процесс трансатлантической работорговли включились Испания, Нидерланды, Англия, Франция. Каждое из этих государств имело колонии в Новом свете и африканские фактории, откуда осуществлялся вывоз рабов. Именно на использовании рабского труда на протяжении нескольких столетий фактически основывалась вся экономика «обеих Америк». Получался своеобразный «треугольник работорговли». С западноафриканского побережья в Америку поступали рабы, с помощью труда которых на плантациях выращивали сельскохозяйственные культуры, на рудниках получали полезные ископаемые, затем экспортируемые в Европу. Такая ситуация сохранялась в целом до рубежа XVIII—XIX веков, несмотря на многочисленные протесты сторонников отмены рабовладения, вдохновленных идеями французских гуманистов или сектантов-квакеров.

Начало конца «треугольника» было положено как раз событиями ночи 22—23 августа 1791 года в колонии Санто-Доминго. В Российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт.

Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и по умолчанию совпадает определением раба.

В период раннего Средневековья (а это без малого полтысячи лет) на значительной территории Европы в сельском хозяйстве использовался труд свободного земледельца. В Северной Европе (Дания, Швеция, Норвегия) было много свободных крестьян‑собственников земли. Лишь в конце XV — начале XVI вв. там начинается насильственное превращение крестьян-собственников во временных арендаторов. Позднее появилось крепостное право и в ряде других европейских стран.

В их числе — Россия. Лишь при царе Алексее Михайловиче Соборное уложение 1649 года установило бессрочное прикрепление крестьянина к земле. Однако при этом владелец поместья не мог посягать на жизнь крестьянина, лишать его земельного участка. Хотя Соборное установление уже разрешало передачу крестьянина от одного владельца к другому, но лишь при условии, что он будет «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом.

По настоящему крепостное закабаление крестьян в России происходило в XVIII веке, когда оно стало действительно напоминать рабство. Например, в 1747 году помещику было предоставлено право продавать своих крестьян в рекруты любому лицу. В 1760 году помещик получил право ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1765 году — не только в Сибирь, но и на каторжные работы. В 1767 году крестьянам было запрещено подавать жалобы (челобитные) на своих помещиков.

Таким образом, крестьяне были действительно превращены в «живое имущество». Это было уже близко к настоящему рабству. Такое порабощение произошло после того, как Петр I прорубил «окно в Европу».

А Европа (и особенно Англия) на полных парах уже двигалась к капитализму, развивались товарно‑денежные отношения. Англия произвела «зачистку» земель от крестьян, превратила эти земли в пастбища и активно стала закупать зерно на мировом рынке. В том числе — в России. Помещики стали получать деньги от вывоза зерна, у них всё больше разгорался «аппетит» на деньги и роскошную жизнь, а «аппетит» можно было удовлетворить только за счёт усиления эксплуатации крестьян. Это и явилось причиной того, что крепостничество в России стало расцветать пышным цветом лишь тогда, когда в Европе стал расцветать пышным цветом капитализм.

В краткой истории финансовой системы России (http://inance.ru/2015/06/ekonomopolitika/) мы писали, что Романовы, прорубив «окно в Европу», воспользовались разницей в цене золота, которое в Европе к тому времени уже подешевело — там завершалась «революция цен». А у нас — всё было только впереди. Такое положение обеспечило хорошую экономическую базу для проекта «Просвещение (европеизация) неотёсанной России», который имел далекоидущие последствия.

Известно, что среди зодчих (какое слово интересное-то) Санкт-Петербурга было много масонов, об этом мы писали в статье (http://inance.ru/2015/05/den-spb/) и Россия, с момента прихода к власти Петра I, активно преображалась при посильном участии масонской братии (http://inance.ru/2015/08/masonstvo/). Однако, в то же саме время на другом конце Земли, также разворачивался проект под чутким надзором Братьев — это строительство государства нового типа — США.


Объявление о продаже рабов. США, XIX в. http://www.taday.ru/data/2013/02/19/1233746211/slave_trade.jpg

И есть мнение, что когда-то было решено запустить два параллельных проекта, для того, чтобы один из них стал в будущем мировым гегемоном, через который можно было бы проводить свою закулисную, и не очень, политику. Один проект запустили на территории, которую предварительно «зачистили» от местного населения или согнали в резервации, а саму территорию заселили разношёрстным народом из разных концов Земли.

А второй проект решили запустить, не вырезая «местных», а приспосабливая их положение к своим нуждам — чему подтверждением — вся история ужесточения нашего крепостничества. И, если бы проект удался, то на месте США, вполне могла бы быть Российская Империя, а весь букет «родимых пятен» криптоколониализма (http://inance.ru/2015/08/suverenitet/) достался бы нам. Однако, всё получилось, как говорил в своё время В.О. Ключевский:

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.

Ключевский очень точно описал алгоритмику взаимоотношений Русского духа и любой новой идеи, что приходит на Русь: так было и после принятия христианства, и после воцарения Петра I, и после отречения последнего царя и после развала СССР. Об этом мы писали в цикле статей «Смута на Руси» (http://inance.ru/2014/08/putch-01/ , а именно — в третьей части, где описан полный цикл развития Смуты и переключатель алгоритмики психики населения).

О картине Репина «Бурлаки» читайте статью «Бурлаки — предвестники революции?» http://inance.ru/2015/08/burlaki/

Надо сказать, что даже в эпоху расцвета крепостничества в России далеко не все крестьяне находились в крепостной зависимости от помещиков. Крепостное право не получило распространения на значительной части территории Российской империи: на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную часть сельского населения составляли черносотенные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях. Также свободные крестьяне существовали наряду с крепостными и в других странах Европы. Например, в скандинавских странах во все века существовали так называемые «бонды» — свободные крестьяне (хотя они не всегда имели собственную землю, подвергаясь эксплуатации со стороны крупных землевладельцев или государства).


Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX в. http://www.taday.ru/data/2013/02/19/1233746234/slaves_Zanzibar.jpg

Теперь, после того как устранена юридическая оплошность и рабство де-юре отменено в США, его история формально завершена. Хронологию отмены рабства мы привели в статье Справочника — http://inance.ru/2015/08/data-rabstvo/ . Однако на деле отношение к человеку как к вещи до сих пор имеет место в нашей жизни, и рабский труд по-прежнему используется в различных странах и регионах земного шара.

РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ РАБСТВА НА НАЧАЛО XXI ВЕКА
В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании.


Фрагмент памятника рабству. Стоунтаун, Танзания. Фото: Eric Lafforgue http://www.taday.ru/data/2013/02/19/1233747677/Polnoyekrannaja_zapis_19.02.2013_164608.jpg

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон — обычай. По отношению же к «оцивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labor).

Считается, что человек принуждается к труду, если в его отношении выполняются три условия:

Его деятельность контролируется иными лицами с помощью насилия или угрозы его применения;

Он находится в данном месте и занимается данным видом деятельности не по своей воле и лишён физической возможности изменить ситуацию по собственному желанию;

За свою работу он либо не получает оплаты вообще, либо получает минимальную оплату.

Не считаются и не являются рабами заключённые, осуждённые судом по закону к наказанию в виде ограничения свободы, даже если такие заключённые во время отбывания наказания принуждаются к труду.

По данным международных правозащитных организаций, в мире сейчас до 30 миллионов человек находится на положении «рабов» (http://www.interfax.ru/world/335288). По оценкам ООН, доходы от перепродажи «невольников» в мире составляют $7 млрд. в год. В Европе постоянно трудятся, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1 миллиона «рабов».

Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века, упала, а доход, который он может приносить, вырос.

В классических формах
В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами.

По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Скрытое рабство
Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли).

Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками»), представительской властью, законодательной властью в определённом смысле — такая форма отчуждения, которая позволяет утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп.

Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда — это характерный признак и частное определение рабства — поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяется в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества.

Основной признак рабства — нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения.

В государствах, зачастую считающихся вполне цивилизованными и демократическими, существуют формы принудительного труда, которые журналисты окрестили штампом «трудовое рабство».

Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом.

Считается, что у таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду. В России известны примеры использования рабского труда бездомных (например, банда Александра Кунгурцева).

Для Европы, а также Турции наиболее характерно «сексуальное рабство». Оно же составляет значительную долю и в других промышленно развитых странах, прежде всего в США.

торговля рабский труд уголовный

В российском уголовном праве не используется понятие «рабство». В то же время было бы ошибочно полагать, что в УК РФ такой состав преступления отсутствует вовсе. Статья 127 2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за использование рабского труда, определяя рабский труд как «труд человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности».

В Конвенции 1926 г. о рабстве, под «рабством» понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву собственности, а под «рабом» понимается лицо, находящееся в таком состоянии или положении (ст. 7 Дополнительной Конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г.). Нетрудно увидеть очевидное сходство конвенционного понятия «рабство» и понятия «рабский труд», используемого в российском уголовном законодательстве. Такое сходство обусловлено общим подходом к пониманию рабского труда как одной из современных разновидностей рабства.

В отличие от торговли людьми, которая представляет собой один из способов обращения (вовлечения) человека в рабство, данный вид преступления предполагает, что обращение человека в состояние рабства или в положение эксплуатируемого уже состоялось. Причем, человек может оказаться в положении эксплуатируемого не только в результате торговли, но и иным путем, например, в результате похищения или незаконного лишения свободы, которые совершались без цели эксплуатации человека. Более того, человек может оказаться в рабском положении в результате законных действий. Например, в результате заключения брака, найма на работу и т.д.

Понятие «рабский труд», содержащееся в ст. 127 2 УК РФ, отличается от понятия «принудительный или обязательный труд», используемого в международно-правовых актах, направленных на борьбу с торговлей людьми, и в российском трудовом законодательстве. Такое разграничение не случайно. Рабский труд по природе является принудительным. Однако не любой принудительный или обязательный труд является рабским.

В ст. 5 Конвенции ООН относительно рабства говорится, что обращение к принудительному или обязательному труду может привести к серьезным последствиям и создать положение, аналогичное рабству.

Статья 2 Конвенции МОТ №29 относительно принудительного или обязательного труда определила, что «термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг» (п. 1 ст. 2), В то же время Конвенция оговорила, что «термин «принудительный или обязательный труд» не включает:

По мнению Европейской комиссии по правам человека, элементы принудительного или обязательного труда заключаются, во-первых, в том, что работник привлекается к труду или на службу против своей воли, и, во-вторых, требование об исполнении работы или несении службы несправедливо или деспотично или сама работа или служба влечет за собой тяготы, которых можно избежать Мизулина Е. Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. - М., 2006. С. 197.

Запрещение принудительного или обязательного труда является абсолютным, но перечень вопросов, которые не включены в понятие принудительного или обязательного труда, на практике означает исключения из этого запрета.

В судебной практике Европейского суда по правам человека обозначились три ситуации, связанные с оценкой труда как не подпадающего под понятие «принудительный или обязательный труд»:

  • 1) труд заключенных;
  • 3) работа в рамках некоторых либеральных профессий.

Все исключения из понятия основываются на «идеях общего интереса, социальной солидарности и нормирования».

В международно-правовых актах установлены четыре категории труда, которые представляют собой исключения из общего правила о запрете принудительного или обязательного труда:

  • 1) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора;
  • 2) военная служба и альтернативная ей гражданская служба;
  • 3) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • 4) любая работа или служба, составляющая часть обычных гражданских обязанностей. К ним могут быть отнесены обязанность представления документов для целей налогообложения, оплата коммунальных платежей за квартиру и т.д. Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, в частности, рассматривали вопрос о том, подпадают ли под эту категорию обычных гражданских обязанностей особые обязанности, присущие каждой профессии, например, обязанности врача навещать больных, юриста - оказывать клиентам помощь без оплаты. В решении по делу Ван дер Мюселя от 23 ноября 1983 г. Европейский суд по правам человека сделал вывод о том, что обязательство предоставлять правовую помощь без вознаграждения или возмещения расходов является средством обеспечения права на бесплатную юридическую помощь в соответствии с пп. «с» п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По его мнению, это обязанность, подобная обычным гражданским обязанностям и осуществляемая в силу социальной солидарности. Таким образом, если требуемая работа или служба является частью обычной профессиональной работы, то она не подпадает под понятие принудительного или обязательного труда Мизулина Е. Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. - М., 2006. С. 198.

Допуская в порядке исключения использование принудительного или обязательного труда, международные правовые акты устанавливают ряд требований и для этих исключительных случаев:

  • 1) максимальный период, в течение которого какое-либо лицо может быть привлечено к принудительному или обязательному труду различных форм, не должен превышать 60 дней в году, причем время, необходимое на проезд к месту работы и обратно, должно быть включено в эти 60 дней. Каждому трудящемуся, привлеченному к принудительному или обязательному труду, должно быть выдано удостоверение, указывающее периоды такого труда, которые он отработал (ст. 12 Конвенции МОТ №29 относительно принудительного или обязательного труда);
  • 2) продолжительность нормального рабочего дня каждого лица, привлеченного к принудительному или обязательному труду, должна быть такой же, как и продолжительность рабочего дня, практикуемая в условиях труда по вольному найму, а время, проработанное сверх обычной нормы, должно оплачиваться по тем же ставкам, которые практикуются при оплате сверхурочной работы при труде по вольному найму. Один день отдыха в неделю должен быть предоставлен всем лицам, привлеченным к какой-либо форме принудительного или обязательного труда, и этот день должен по мере возможности совпадать с тем днем, который определяется традициями или обычаями данной страны или района (ст. 13 той же Конвенции МОТ);
  • 3) все формы принудительного или обязательного труда должны оплачиваться по ставкам, которые не должны быть ниже ставок, практикуемых в отношении подобных видов труда, либо в районе, где происходят работы, либо в районе, в котором завербованы эти трудящиеся, причем берется высшая ставка. Заработная плата должна выплачиваться каждому трудящемуся персонально. Дни, затраченные на проезд к месту работы и обратно, должны в целях выплаты заработной платы рассматриваться как проработанные дни. Разрешается выдача трудящимся обычных продовольственных пайков в качестве части заработной платы, при условии, что эти пайки будут по крайней мере равноценны той денежной сумме, которую они должны заменить; однако не должны производиться вычеты из заработной платы ни в качестве налогов, ни за особое питание, одежду или жилище, предоставленные трудящимся для поддержания их в состоянии способности продолжать работу в особых условиях их труда, ни за предоставленные им рабочие инструменты (ст. 14 указанной Конвенции);
  • 4) на каждую власть, привлекающую трудящегося к принудительному или обязательному труду, должна быть возложена обязанность обеспечить существование трудящегося, если в результате несчастного случая на производстве или профессиональной болезни он будет лишен полностью или частично способности зарабатывать себе на жизнь. На эту власть должна быть также возложена обязанность принимать меры для обеспечения содержания всякого лица, действительно находящегося на иждивении этого трудящегося, в случае смерти последнего или потери им трудоспособности, явившейся следствием его работы (ст. 15 указанной Конвенции);
  • 5) лица, привлеченные к принудительному или обязательному труду, не должны, кроме случаев исключительной необходимости, переводиться в такие районы, где условия питания и климатические условия были бы настолько отличными от привычных им условий, что подвергали бы опасности их здоровье. Ни в коем случае такой перевод трудящихся не должен быть разрешен, если не будут строго проведены все мероприятия в отношении гигиены и жилищных условий, необходимые для устройства трудящихся и для охраны их здоровья. Если такой перевод окажется неизбежным, после консультации с компетентным медицинским учреждением должны быть приняты меры, обеспечивающие постепенное приспособление трудящихся к новым условиям питания и климатическим условиям. В случае, если трудящиеся будут привлечены к регулярному выполнению непривычной для них работы, должны быть приняты меры, связанные, в частности, с их постепенным обучением организацией перерывов для отдыха, улучшением или увеличением рациона питания (ст. 16 указанной Конвенции).

Компетентные власти должны разрешать применение принудительной обработки земли только в целях предупреждения голода или недостатка продовольственных продуктов и всегда при условии, что полученные в результате этого сельскохозяйственные продукты или продовольствие останутся собственностью лиц или коллектива, которые их произвели. Это не должно рассматриваться как отмена обязанности членов коллектива выполнять работу, предписанную законом или обычаем коллектива, если производство организовано в соответствии с законами и обычаями на коллективной основе и если продукты или выгода от продажи этих продуктов остаются собственностью коллектива (ст. 19 указанной Конвенции).

С позиций Европейского суда по правам человека понятие «принудительный труд» подразумевает применение физического или психического принуждения. Что же касается понятия «обязательный труд», то под ним понимается труд, выполняемый, хотя и без применения физического или психического принуждения, но не добровольно, под угрозой какого-либо наказания. Очевидно, что такое разделение весьма затруднительно. Именно поэтому российский законодатель в трудовом законодательстве использовал только понятие «принудительный труд», под которым понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • 1) в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • 2) в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • 3) в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • 4) в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • 5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Кроме того, российский законодатель отнес к принудительному труду:

1) нарушение установленных сроков выплаты заработной платы

или выплаты ее не в полном размере;

2) требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Применяя в ст. 127 2 УК РФ термин «рабский труд», законодатель тем самым подчеркивает особый характер принудительного труда, влекущего уголовную ответственность. По сути дела речь идет о крайней форме или виде принудительного труда, связанного с отношением к человеку как к частной собственности.

В то же врем российское уголовное законодательство неоправданно сужает сферу уголовной ответственности за принудительный и обязательный труд, сводя его только к крайним формам такого труда, к рабству. Между тем международное право предполагает уголовно-правовую оценку любого вида принудительного и обязательного труда.

Кроме того, налицо явное противоречие между трудовым и уголовным законодательством. Трудовой кодекс РФ дает перечень видов принудительного труда, использование которых запрещено. Однако в уголовном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность лишь за некоторые их виды, например, за принудительный труд в форме невыплаты свыше двух месяцев заработной платы (ст. 145 УК РФ); за принудительный труд в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 136 УК РФ). Причем эти преступления, будучи по природе одинаковыми с преступлениями, предусмотренными ст. 127 2 УК РФ, отнесены тем не менее к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Соответственно за их совершение предусмотрено более мягкое наказание, нежели за использование рабского труда. Ряд видов принудительного труда, указанных в ст. 4 Трудового кодекса РФ, вообще не имеют корреспондирующих им норм в уголовном законодательстве, кроме ст. 127 2 УК РФ, в которой речь идет не о принудительном труде, а лишь о рабском принудительном труде.

Усматривается немаловажной необходимость дополнить ст. 127 2 УК РФ частью, предусматривающей ответственность за «принудительный труд», рабский труд рассматривать как более тяжкое преступление по отношению к принудительному труду, объединить в данной статье все виды принудительного труда, указанные в ст. 4 Трудового кодекса РФ.

открытая форма эксплуатации человека человеком, основанная на силе. Наиболее широкие размеры и экономическое значение рабство приобрело в XVII - начале IXX вв. В США рабство отменено во второй половине IXX в., в некоторых странах Африки - Эфиопии, Нигерии и др. в середине XX в. Как правовая категория в современном мире не существует, но кое-где неофициально сохраняется в неявном или даже явном виде (в виде традиции, так называемого "пережитка прошлого").

Очевидно, что рабство возможно при соблюдении определенных условий, например:

Существенном различии в способности оказывать воздействие на противоположную сторону (можно говорить о силовом превосходстве эксплуататоров над эксплуатируемыми, обусловленном в древности численностью, позднее силой оружия, организованностью или идеологией);

Морально-психологических (в том числе и интеллектуальных) различиях между эксплуататорами и людьми с "рабской психологией" (для того, чтобы быть эксплуататором, сознавая это, необходимо обладать определенными душевными и интеллектуальными качествами);

Отсутствии существенно более выгодных способов эксплуатации (классика).

Ассоциативный блок.

Диатропика учит, что наряду с более выгодными способами всегда существуют и менее выгодные, если они хотя бы в принципе возможны (другое дело в каких масштабах и формах).

Рабство можно представить как в явной, так и неявной формах?

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАБСТВО

совокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах; политическом, духовном и экономическом.

В ходе истории менялись специфические черты этого отчуждения, вместе с ними преобразовывался и характер рабской зависимости. В древних индоевропейских обществах существовало противопоставление раба и свободного гражданина. Понятия рабского принуждения и свободы казались слишком очевидными для того, чтобы кто-либо усомнился в их истинности. Более того, само разграничение данных понятий служило демонстрацией осуществления идеи справедливости, основанной на том, что социальное неравенство возникает в строгом соответствии с неравенством природных законов. Именно поэтому рабство (также как, впрочем, и освобождение от него) не являлось в древности практической проблемой я обсуждалось теоретически только во имя обоснования торжества закона природы на все время и во всем - прежде всего, в истории общества, чье иерархическое строение уподоблялось иерархии «высших», «промежуточных» и «низших» качеств человеческой натуры.

Древнегреческий язык и латынь обозначали человека, обладающего свободой, как лицо, принадлежащее роду, имеющее общее происхождение со своими соплеменниками, разделял ющее уклад их жизни и наделенное сходным с ними образом мысли - в обладании именно этими качествами было отказано рабу. В германских языках термин «рабы» относился к группе людей, исключенной из крайне замкнутой и строго оберегаемой среды равного, дружеского общения. И в том, и в другом случае раб представал чужаком, обделенным правом оставаться самим собой, - будучи исключенным из числа «своих», он оказывался лишенным самости.

В Древней Греции Еврипид и Алкидамант отрицательно относились к тому, чтобы представлять обращение человека в рабство оправдывающим себя с точки зрения обоснования понятия свободы как такового. Однако ими не устанавливалась и не исключалась сама возможность появления рабской зависимости, поскольку они воспринимали свободу полностью независимо от того, каким образом в обществе происходит различение ее степеней, характеризующее то или иное политическое устройство.

Платон в «Государстве» полагал, что раб не должен быть в подчинении во вред себе - его существование исполнено благом только в том случае, когда он находится йод властью божественного начала: лучшие качества души должны быть взращены в нем «изнутри» или быть привиты ему «извне». В другой платоновскойработе - в диалоге «1Ъэтет» - можно найти обратную сторону этой мысли: взращивая семена коварства, лжи и взаимных обид, рабское воспитание отравляет разум и освобождает дорогу самонадеянному преувеличению недостающей мудрости.

Аристотель противопоставлял продуктивную деятельность (poietika) и активную деятельность (praktikon) опираясь на то, что для первой орудиями служат предметы, преобразующие изначальное состояние обрабатываемого ими материала, а для второй подобными орудиями становятся предметы, готовые к тому, чтобы после такой обработки, их применяли в обиходе. Жизнь обозначалась Аристотелем как praxis. Этот философ определял рабов в качестве ее орудия, т. е. в качестве орудия активной деятельности, понятие которого, в свою очередь, безоговорочно отождествлялось им с понятием собственности. Раб рассматривался им как часть своего господина, причем эта принадлежность признавалась основанной на том, что люди не сходны друг с другом от рождения: одним из них полезно господствовать, другим - подчиняться; одни из них образуют «душу общества» и усмиряют страсти, другие же составляют его «тело» и сеют раздор. Испорченность «социальная» (рука об руку с испорченностью моральной) дает о себе знать тогда, когда «тело» пытается править «душой».

Правда; Аристотель полностью не отказывал рабам в наличии добродетели, однако, она была для него добродетелью «неразумного начала», предназначенной лишь для того, чтобы с готовностью подчиняться властвующим и в точности исполнять их приказания.

В Древнем Риме Катон Старший создал своего рода формулу рабского существования: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.

С появлением христианства произошло рождение понятия «свобода воли», которое означало преодоление господства биологической природы человека над его духовной природой, победу души над телом. С этого момента начинается отсчет движения к преодолению рабства, поскольку «свобода воли» уже не была законным поводом для его утверждения. Хотя официальный запрет на продажу христиан в рабство язычникам был принят лишь в 583, после Маконского собора, христианское вероучение (наряду с митраизмом, иудейством, манихейством и т. д.) изначально подразумевало религиозное равенство людей. Политическая рабская зависимость в духовной сфере становилась прегрешением против человеческого права определять содержание своей деятельности и направлять ее на разрешение многотрудных задач, связанных с обретением самосознания. Если в Средневековье такое право было своеобразным божественным даром, то в Новое время оно становится даром индивидуальной самореализации. Умение сохранить оба эти дара опирается на устранение следов скрытого рабства в самом свободном состоянии..

Г. В. Ф. Гегель и некоторые его позднейшие последователи сопрягали проблему бесповоротного преодоления рабства с проблемой окончания исторического развития (см. Конец, истории). В пределах последней рабство имеет «субстанционалистское» истолкование, независимо от смены эпох представая воплощением несправедливости, свойственной «естественному состоянию», полное избавление от остаточных форм данного состояния возможно, с точки зрения Гегеля, после того, как место древнего понятия «судьба» занимает понятие «политика». В результате этого, с одной стороны, возникает перспектива освобождения индивидуального духа (намеченная в христианстве), а с другой - перспектива осуществления свободы индивидов в государстве. Совмещение обеих перспектив предполагает приближение конца исторического процесса, знаменующего собой уничтожение «моментов» рабской зависимости в любых обществах с наступлением эпохи современности.

К. Маркс понимал под рабством модель производственных отношений, соответствующую «античному способу производства» и отличающуюся тем, что при ней собственностью становятся не только средства производства, но и сами производители. Он выдвигал «историцистскую» интерпретацию этого явления, отождествляя его с особым - рабовладельческим - общественным строем и представляя использование труда рабов исключительно как старейшую разновидность эксплуатации. Квинтэссенция марксовского исследования рабства заключается, т. о., в обнаружении его экономической природы.

Во времена античности возможность развития феномена рабской зависимости скрывалась в сохранении дуалистической оппозиции между областью «внутреннего» (относящегося к способу существования, присущего определенному этносу) и областью «внешнего» (причисляемого к способам существования чужеродных и поэтому вредоносных этносов). В Средневековье и Новое время не исчезла эта оппозиция, но изменилось содержание: «внутренним» оказалось психологическое или духовное бытие человека, «внешним» - его социальное или мирское бытие. Однако в любую историческую эпоху теоретическое и, прежде всего, практическое решение проблемы рабства происходило при выделении такой практики (или практик), для которой отсутствует необходимость разделения ее эндогенных и экзогенных источников или, иными словами, необходимость того, чтобы представить ее либо проявлением «естественных» глубинных мотиваций, либо продуктом губительных окружающих условий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

в античности - человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, сам не имеющий никакой собственности. В Киевской Руси существовало патриархальное рабство. Здесь рабы известны под разными названиями: челядь, холопы. Источниками рабства были многочисленные войны, долги и т.д. Историки считают, что рабство на Руси получило достаточно широкое распространение, но не определяло характер экономики и общественного строя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Раб

евр. эвед. Раб. Прислугой у израильтян, как и у всех древних народов, были рабы, которые являлись собственностью своих владельцев. Рабами, обыкновенно, были иноплеменники, взятые на войне (Чис. 31:26 и дал.), или купленные за деньги (Быт. 17:23; Лев. 25:44), или, наконец, рожденные от рабов, следовательно, от рождения бывшие собственностью своих господ (Быт. 17: 23; Исх. 21:4). Законною ценою раба было 30 сиклей серебра (Исх. 21:32), а свободного израильтянина - 50 сиклей серебра (Лев. 27:3 и дал.). Израильтянин также мог быть рабом у израильтянина (Исх. 21:2; Втор. 15: 12) в том случае, если первый из-за бедности продавал себя (Лев. 25:39); но закон повелевал хозяину все-таки не считать его за раба, а относиться к нему, как к наемнику, и, спустя определенное время, возвратить ему свободу без выкупа (Исх. 21:2 и дал.; Лев. 25:39 и дал., если только он до этого времени не был выкуплен (25:48 и дал.). Неизвестно, касалось ли это правило также того, который, вследствие невозможности возместить украденное, был продан в рабы (Исх. 22:3). Должников, которые не могли уплатить долга, заимодавцы обращали в рабов (Чис. 4:1; Неем. 5:5; срав. Иов. 24:9; Ам. 2:6; Мат. 18:25). Некоторые полагают, что это было установлено законом в Лев. 25:39,47, где говорится о том, что бедный должник продает себя заимодавцу; другие же понимают это так, что продажа себя была добровольным поступком должника. Рабство, которое существовало у евреев с незапамятных времен (Быт. 12:16; 14:14; 24::35; 30:43), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами - израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» (Лев. 25:44 и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным (Исх. 21:2); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов (Втор. 15:12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину (Исх. 21:3 и дал.). В Иер. 34:8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов (ст. 11,16), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли (ст. 17). Если раб не желал пользоваться свободою, но предпочитал оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к косяку двери, и господин прокалывал ему ухо шилом; тогда он делался рабом его навсегда, т.е. на всю жизнь (Исх. 21:5 и дал.); таким образом поступали и с рабынями (Втор. 15:17). Прокалывание уха у многих восточных народов было обычаем, который наружно выражал послушание и покорность (Срав. Пс. 39:7). Плавт указывает, что ношение серег в ушах являлось признаком рабства. Талмудисты выражение «вечно» толкуют так, что время пребывания в рабстве еврея продолжалось только до юбилейного года, когда он, во всяком случае, делался свободным; другие думают, что прокалывание уха делало его рабом на всю жизнь, независимо от того, доживал ли он до юбилейного года, или нет, на одинаковых условиях с теми рабами, о которых говорится в Лев. 25: 46.

В противоположность закону Исх. 21:1 и Втор. 15:12 о том, что рабы евреи должны были быть отпускаемы на волю в 7-ой год или после 6-летнего служения, закон в Лев. 25:39 и дал.; 47 и дал. предписывал, чтобы рабы, которые продали самих себя богатым поселенцам, живущим в стране, были отпускаемы на свободу не после 6-летнего служения, но только в юбилейный год. Однако, согласно этому закону, они имели право во всякое время получать обратно свободу, если их выкупали родственники, или они сами приобретали средства для своего выкупа (ст. 48 и дал.); в этих случаях сумму выкупа должно было определить по числу лет, которые остались до юбилейного года, когда рабы, во всяком случае, делались свободными. Относительно того, как согласовать эти законоуставления, существует много различных мнений. Многие принимают объяснение, которое предложил Михаелис, что в обыкновенных случаях, раб из евреев делался свободным после шестилетнего служения; если он вступил в рабство незадолго до юбилейного года, то ему не нужно было ждать седьмого года, так как он делался свободным в юбилейному году. Особые установления были предписаны законом и для дочери израильтянина, которая была продана своим отцом другому израильтянину в рабыни, в качестве наложницы. Если она не нравилась своему господину, то ее могли сейчас же выкупить, но нельзя было перепродать ее в рабство чужому народу. Если господин определил ее наложницею своему сыну, то она должна была пользоваться правом дочери, и, если сын брал себе другую, то нельзя было отнимать от первой ее прав жены, в противном случае она делалась свободной без выкупа (Исх. 21:7 и дал.). Также если израильтянин брал себе в жены чужую женщину из пленных, и она впоследствии переставала ему нравиться, то он не мог ее продать или обратить в рабство, но должен был отпустить ее (Втор. 21:13 и дал.). Кроме общего установления о том, что к рабу еврею нельзя было относиться жестоко, но как к наемнику Лев. 25:39,43,53) закон предписывал также делать рабов из язычников участниками* благословения Божия: их должно было обрезывать (Быт. 17:12), и таким путем предоставить им право вкушать пасхального агнца (Исх. 12:44). Рабы и рабыни должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исх. 23:12; Втор. 5:14), иметь участие в остатках жертвы (Лев. 25:6), также в жертвенных пирах (Втор. 12:12, 18) и в праздничном весельи (16:11,14). Убивший своего раба подвергался наказанию (по толкованию раввинов - смерти) (Исх. 21:20); если раб был искалечен, то отпускался на волю (ст. 26 и дал.). Раба убежавшего от своего хозяина, нельзя было выдавать обратно; он имел право поселиться в Израиле, где ему было угодно (Втор. 23:15 и дал.). Кража людей (1 Тим. 1:10) была тяжким преступлением, за которое закон карал смертью (Исх. 21:16; Втор. 24:7). Вообще закон внушал гуманное отношение ко вдовам, сиротам, чужестранцам и пришельцам (Исх. 22:2.1 и дал.; Втор. 10:18 и дал.; 24:17 и дал.; 27:19); платы наемнику нельзя было задерживать до следующего утра (Лев. 19:13). Разные места в Ветхом Завете свидетельствуют о трудном и утомительном служении рабов (Иов. 7:2; Пс. 122:2) и о суровой дисциплине, которой они были подчинены (Прит. 29:19,21). С другой стороны, бывали случаи лучшего обращения. Случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1 Пар. 2:35); более распространенным был обычай брать рабынь в наложницы (Быт. 30:3; Исх. 21:9). Иногда хорошие слуги делались доверенными управителями. Сиба, раб Саула, имел 15 сыновей и 20 рабов (2 Цар. 1:2, 10). В рассказе об Аврааме и Елеазаре (Быт. 24), о Воозе и его слугах (Руф. 2:4) и об уважении Иова к правам своих слуг (Иов. 31:13 и дал.) мы встречаем картины хорошего отношения между хозяином и рабами. Древний обычай евреев, брать своих собратьев в рабы, кажется, постепенно исчез после возвращения из Вавилонского плена. Попытка восстановить его во времена Неемии встретила определенное противодействие (Неем. 5:5 и дал.). По Иосифу Флавию, большое негодование возбудил указ Ирода о продаже в рабство воров. В Ветхом Завете мы читаем, что пленные евреи часто делались рабами других народов и продавались, например, финикийцами (Иоил. 3:6) и филистимлянами (Иоил. 3:6, Ам. 1:6). Ил Ам 1:9; Иез. 27:13 видно, что торговля рабами велась финикийцами в больших размерах. По всей вероятности, благодаря финикийцам, евреи во время Авдия были переселены в рабство в Сефарад (Авд. 20). Сирийцы, египтяне и римляне забирали в рабство большие партии евреев.

О египетском рабстве до Моисея см. «Египет» и «Фараон». Корни рабства, наконец, были подрублены, но не путем определенных установлений, а незаметно действующею могучею силою христианства. Наставник, Который явился в образе раба (Фил. 2: 7), принял на Себя попечение о самых незнатных и учил своих последователей, что они все братья (Мат. 23:8), и что самое великое преимущество в Его царстве быть для всех рабом (Map. 10:44). Его апостолы подтвердили, что в Христе не существует никакой разницы между рабами и свободными (Гал. 3:28; Кол. 3:11). Они не требовали насильственного упразднения внешних форм, но учили рабов оставаться в своем звании, и, если было возможно легально получить свободу, то воспользоваться этим (1 Кор. 7:20). Если христианин на своем месте, будь он господин или раб, оказывал верность, кротость и послушание, дух Христов постепенно преобразовывал также и внешние обстоятельства, и поэтому апостолы постоянно напоминали рабам об их обязанностях по отношению к господам, кто бы они ни были - язычники или христиане (Еф. 6:5 и дал.; Кол. 3:22 и дал.; 1 Тим. 6:1 и дал.; Тит. 2:9 и дал., 1 Пет. 2:18 и дал.). Старец Павел возвращая своему другу Филимону, его беглого раба Онисима, ходатайствует за виновного, прося не об освобождении, но о прощении и братском отношении к вернувшемуся (Фил. 12, 16 и дал.).

Отличное определение

Неполное определение ↓


«Рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. …»

«Рабство - состояние общества, в котором допускается возможность нахождения некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей. Господин целиком владеет личностью своего раба на правах собственности. Будучи собственностью другого, раб не принадлежит самому себе и не вправе собой распоряжаться.» (Википедия)


Но обо всем по порядку.

Немного истории

Рабство, исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. Человек, попавший в рабство, не имел никаких прав, а лишённый, к тому же, экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Очень часто «особое» положение рабов подчёркивалось внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда), т.к. рабы были приравнены к вещам и никто не предполагал что «вещь» может изменить свой статус и, тем самым, избавится от данных атрибутов.

Рабство в современом мире

Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Рабство. легло в основу рабовладельческого строя.

В основном было несколько «стабильных» источников поступления рабов - иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью набегов; соплеменники, обращенные в рабство за неуплату долгов либо как наказание за совершенные преступления; естественный прирост рабов; работорговля.

Начальной формой рабства было так называемое «патриархальное рабство», когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи, чаще всего оно было связано с натуральным видом хозяйства. «Патриархальное рабство» существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу.

Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для поздней Римской республики патриархальное рабство переросло в классическое античное рабство, связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в "говорящее орудие". К тому же очень часто бывало, особенно в богатых домах, что рабам нарочно отрезали языки, превращая их, тем самым, в безмолвное орудие.

Расцвет "классического" рабства был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности рабства и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости.

Исторические факторы, такие как сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д., действовали наряду с экономическими, что в свою очередь побуждало рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами. Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.

В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах, особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании, рабство, как таковое, играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 веку в большинстве стран Западной Европы рабство фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западную Европе, так в 10-11 веках рабство сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце 11 - 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян рабство было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в 9-12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (на Руси их называли холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (занятых на тяжелых промыслах - работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство существовало до 4-6 вв. Пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.

В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и других – рабство, в его патриархальной форме, сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником рабства в средние века здесь было долговое рабство. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников рабства в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело рабство и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в рабство мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с "неверными" и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах - в рудниках, в войсках мусульманских государей (Мамлюки – полностью из рабов, после этой службой им могли «даровать» свободу, но, как правило, до этого момента никто не доживал), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения (с 16 в.) рабства в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом так называемого первоначального накопления капитала, колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. А так же тем, что в Новый Свет ехали как правило пилигримы и уголовники, которые в свою очередь хотели всего лишь обладать землей, а не работать на ней.

Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 - первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры.

По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против рабства началась отмена рабства.

Великая французская революция провозгласила отмену рабства. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания юридически отменила рабство в 1807, но фактически вплоть до 1833 рабство в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. рабство было отменено большинством государств Американского континента. В США рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от рабства. В ряде колониальных и зависимых стран институт рабства продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело рабство в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки рабство сохранялось вплоть до 50-х гг. 20 в.

Международно-правовое регулирование борьбы против рабства началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших рабство, носило формальный характер, даже больше информативный. По существу первая международная конвенция против рабства была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что рабств и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с рабством, принявшая дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Так же к нему приравнивался принудительный труд.

По данным ООН, государственного департамента США и комиссии Евросоюза по делам нелегалов сегодня в мире насчитывается 27 миллионов человек. Таковы результаты исследования, проведенного данными ведомствами и сотрудниками правозащитной организации Anti-Slavery International.

Я думаю, еще многие помнят шествие более миллиона нелегалов по улицам Лос-Анджелеса, когда правительство США приняло решение о приравнивании всех нелегалов к уголовникам.

Что же толкает людей становится нелегалами, а порой и рабами?

Считается, что в современном мире благодатную почву для рабства создают:

1. нищета - уверен, что многие помнят, как трое взрослых мужчин, ради вознаграждения в 1000 кенийских шиллингов (в среднем зарплата – 1 шиллинг в день), утонули в яме с экскрементами, и то после вмешательства полиции;

2. несовершенство правовой системы – есть страны, где на законодательном уровне не закреплено такое понятие как «рабство»;

3. традиционность – так же есть места (чаще в мусульманских странах), где зажиточная семья обязана (!!!) иметь хотя бы одного раба, это при том, что раб не должен быть одной веры с хозяином;

4. отсутствие политической воли у руководителей ряда стран – известны случаи, когда президенты суперпрезидентских республик имели непосредственное участи в организации и контроле каналов по транспортировки рабов и нелегалов.

На сегодняшний день есть несколько «основных» направлений по торговле рабами:

1. Мужчины - для выполнения тяжелой работы – строители, грузчики.

2. Женщины – как правило это проституция, но так же в наем дом работницами;

3. Дети – проституция, попрошайничество, продажа детей на органы.

Помимо принудительного рабства есть еще и относительно «добровольное» рабство:

1. Трудовое – связано с получениемдобычей ресурсов в современном мире. Очень развито в на Западе. Когда работник, пусть даже профессионал в своей сфере, долгое время работает в одной и той же компании и не имеет возможности осуществлять не горизонтальную, ни вертикальную мобильность, т.е. работник не движется ни по карьерной лестнице, ни из отдела в отдел, что превращает его в пресловутый «офисный планктон», профессиональную, но в тоже время ненужную рабочую силу. Так же когда один из родственников, находящиеся на иждивении (чаще всего старики), выполняют работы по дому и т.д., т.к. они уже не могут участвовать в получении материальных благ в силу своего возраста и физических способностей, но и не могу участвовать в приеме и обработке информации, в силу ослабления умственной деятельности и других факторов, тем самым они невольно становятся заложниками, фактически рабами – живущих за крышу над головой и еду.

2. Домашнее сексуальное – так же по большей части доминирует на западе, но его признаки уже наблюдаются и в нашем обществе – ситуация, когда мужчина (реже женщина) запрещая партнеру работать (прямо участвовать в получении ресурсов), руководствуясь мнимой заботой о психическом, физическом состоянии партнера, тем самым выдавая себя за «добытчика» в семье, что в свою очередь несет за собой унижение партнера, «указания» его места в жизни и в конкретном обществе, как следствие появление насилия в семьях.

3. Призывное рабство – распространено на территории бывшего СССР и нынешнего СНГ – выполнение неуставных задач, при этом командиры получают материальное вознаграждение, нередко случается, что военнослужащего продают в рабство, а документально солдата объявляют пропавшим без вести или дезертиром.

4. Пенитенциарное рабство – встречается везде - использование труда заключенных, т.к. лица, находящиеся в «местах лишения свободы» лишь частично являются гражданами государства (права «изымаются» на время исправления), что в свою очередь позволяет дешево и безвозмездно использовать рабочую силу. Был прецедент, когда начальник тюрьмы за несколько лет «продал» в рабство всех заключенных, после чего, с полученными от сделок суммой, - скрылся.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация