Порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц. Административный иск на действия должностного лица. Составление жалобы как альтернативы в досудебном разбирательстве

Главная / Суд

Здравствуйте, Алена.

Обжалование действий (бездействия) представителей гос.власти (должностных лиц) предусмотрено введенным с 15 сентября 2015г. Кодексом административного судопроизводства. Чтобы написать Вам фабулу необходимо знать предмет спора.

Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.
2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

С уважением! Г.А. Кураев

Отдельные должностные лица допускают административные правонарушения, которые затрагивают права и законные интересы гражданина российского государства.Такого рода действия влекут за собой применение меры административного воздействия к должностным лицам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Мера применяется при подаче претензионной жалобы в соответствующий орган, исполняющего функции государства по обеспечению защиты конституционных прав и интересов.

Что нужно знать

Каждая претензионная жалоба заявителя подлежит обязательному регистрированию под индивидуальным номером и рассмотрению, после чего выносится соответствующее постановление.

В нормативах Федерального закона № 59-ФЗ отмечено, что она подлежит рассмотрению в том же порядке, что и жалоба, составленная на бумажном носителе.

Необходимые термины

Под термином «жалоба» подразумевается письменное обращение гражданина относительно нарушенных прав и законных интересов. Оно подается в уполномоченные государством органы, которое рассматривается на бесплатной основе.

Такого рода обращение является одной из форм, которые позволяют реализовать конституционное право гражданина Российской Федерации. Норма учреждена соответственно предписаниям статьи 46 Конституции РФ.

Под выражением «административное правонарушение» понимается противоправное, виновное деяние должностного лица, проявляемое в его действии или бездействии.

Сообразно нормам действующих правовых актов к допустившему такого рода проступок лицу применяется мера административной ответственности.

Каково ее назначение

Основное назначение жалобы заключается в восстановлении нарушенных прав, свобод либо законных интересов человека. Процедура их восстановления обеспечивается системой защиты его гражданских прав, что подчеркнуто в нормативах статьи 12 ГК РФ.

Она предусматривает:

  • признание гражданских прав;
  • исправление сложившегося положения, существовавших ранее;
  • пресечение действий, повлекших за собой правонарушение.

Законодательная база

Регламентация вопроса о подаче жалобы на действия либо на бездействие должностного лица осуществляется нижеперечисленными актами:

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» Акт издан 2 мая 2006 года под номером 59-ФЗ
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» Акт издан 17 января 1992 года под номером 2202-1
Кодекс об административных правонарушениях, часть первая Акт испущен 30 декабря 2001 года под номером 195-ФЗ
Гражданский кодекс РФ, глава № 12 Акт издан 26 января 1996 года, последняя редактура от 28 марта текущего года
Гражданско-процессуальный кодекс Акт издан 14 ноября 2002 года под номером 138-ФЗ

Куда обращаться с жалобой на неправомерные действия должностного лица

Жалоба на неправомерные действия должностного лица должна быть рассмотрена судебным органом в продолжение 10 дней. То же относится к документу, направленному в орган прокуратуры.

Если возникнет необходимость проверки факта нарушения чиновником прав и законных интересов заявителя, то срок рассмотрения продлевается до 1 месяца, но не более.

Что касается жалобы, направленной в инспекцию труда, то она в соответствии с нормативами трудового права подлежит рассмотрению на протяжении 30 дней.

Сроки подачи документа

Нормативами главы 12 ГК РФ учрежден срок исковой давности по делу об административном правонарушении, который напрямую зависит от его вида.

Претензионная жалоба подается в продолжение:

Как оформить заявление правильно (образец)

В соответствии с указаниями нормативно-правовых актов претензионная жалоба должна содержать:

  • полные реквизиты адресата, которому направляется претензионная жалоба;
  • персональные данные заявителя, его почтовый адрес, контактные данные;
  • основание жалобы, соответствующие ссылки на нормативно-правовые акты, аргументированные доводы правоты заявителя. Кроме того можно привести персональные данные свидетелей, которые готовы подтвердить его слова;
  • описание произошедшего события, расцененного как административное правонарушение, даты и места возникновения;
  • указание лиц, участвовавших в происшествии и свидетелей;
  • выражение просьбы о восстановлении нарушенных конституционных прав и законных интересов должностным лицом;
  • перечень документов, которые прилагаются к претензионной жалобе;
  • личную подпись заявителя, дату написания.

В какой орган власти стоит написать (пример)

Водитель автотранспортного средства может обжаловать протокол о нарушении правил дорожного движения либо постановление ГИБДД , если он уверен в своей правоте. За ним остается право подачи искового заявления сообразно указаниям главы 23 КоАП, а именно статьи 30.5.

В ней даны разъяснения относительно обжалования постановления ГИБДД путем подачи искового заявления в судебный орган. Водителю отводится срок, равный 10 календарным дням для его подачи.

В него включены праздничные и выходные дни, потому что его исчисление ведется по календарю. Работник при возникновении споров с работодателем должен обратиться в инспекцию по труду.

Она осуществляет проверку:

  1. Несоблюдения работодателем требований по охране труда, режиму труда и отдыха.
  2. Начисления заработной платы, иных видов вознаграждений работникам и своевременность ее выдачи.
  3. Предоставления трудового отпуска.
  4. Увольнения либо перевода на другую работу, необоснованного нормативами трудового права.

Прокурору

Гражданин имеет право подать жалобу на бездействие полиции вследствие нарушения его прав и законных интересов. Но она должна быть в первую очередь направлена руководству должностного лица.

Например, жалоба на судебного пристава-исполнителя за его бездействие подается в управление Федеральной службы СС .

Если вышестоящая инстанция не предпримет какие-либо меры либо его ответ не удовлетворит заявителя, то он может подать жалобу на должностное лицо в прокуратуру. Образец жалобы в прокуратуру можно .

Орган рассмотрит ее, осуществит проверку изложенного в ней события и вынесет свое постановление. Как правило, на основании результатов проверки возбуждается гражданское либо уголовное дело в зависимости от степени тяжести совершенного деяния.

В суд

Гражданин наделен правом подачи иска в районный судебный орган по его местожительству либо по местонахождению должностного лица. Образец жалобы в суд можно .

Законодатель допускает ее подачу через поверенного, на которого должно быть оформлена доверенность в нотариальном порядке. Судебный орган возбуждает дело, которое рассматривается сообразно нормативам гражданского права.

Если он выявить в ходе разбирательства незаконность действий должностного лица, то на основании судебного решения отменяется примененная к гражданину мера административной ответственности.

В противном случае она сохраняется, вследствие чего гражданин несет ее в полном объеме. Действующие процессуальные законодательные акты установили определенные требования, которым должно отвечать административное исковое заявление на действия должностного лица.

Фото: образец жалобы на действие должностного лица

В соответствии с нормативами правовых актов в нем должна содержаться нижеперечисленная информация:

  • наименование и адрес судебного органа, куда истец намерен подать исковое заявление;
  • личные данные истца, включая постоянное местожительство, домашний адрес, номер контактного телефона;
  • личные данные ответчика, его адрес по прописке;
  • характер и принадлежность иска, в него в обязательном порядке заносится цена иска, если он носит материальный характер;
  • точку зрения истца относительно проявления нарушений его прав;
  • ограничения по условиям брачного договора;
  • конкретные факты по делу, подтвержденные доказательствами.

Исковое заявление подписывается и подается истцом либо его представителем.

Сроки получения ответа

Законодатель установил конкретные сроки, в продолжение которых поступившая от граждан жалоба должна быть рассмотрена и вынесено соответствующее решение. Срок обусловлен ее видом и уполномоченным органом, в который она подается.

Если претензионная жалоба подана:

В вышестоящую инстанцию Его руководителю, то он должен предоставить заявителю ответ на протяжении 10 дней. Срок отсчитывается со дня осуществления регистрации претензионной жалобы уполномоченным органом
В судебный орган Получение ответа на жалобу затягивается на неопределенный период. Как правило, орган возбуждает гражданское дело о допущении должностным лицом правонарушения, разбирательство которого в отдельных случаях длится до 2 месяцев
В управление федеральной службы судебных приставов Старший либо главный пристав должен рассмотреть и вынести свое постановление в продолжение 10 дней. В нем должно быть указана мера дисциплинарной ответственности, которая применена к приставу, нарушившему права и законные интересы заявителя и срок ее исполнения

Обжалование действий должностных лиц

Что такое должностное лицо

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны.

Причины обжалования действий должностных лиц

Подача жалоб в отношении должностных лиц происходит:

  • в связи с совершением незаконных действий;
  • незаконным бездействием;
  • изданием незаконного нормативного акта;
  • незаконным осуждением;
  • незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности;
  • противозаконным заключением под стражу или оформлением подписки о невыезде;
  • причинением вреда при осуществлении дознания, предварительного следствия, правосудия.

Составление жалобы

Заявление об оспаривании действий должностных лиц, согласно нормам постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840, должно содержать:

  1. Наименование государственного органа, указание на должность и Ф. И. О. лица, чьи решения обжалуются.
  2. Ф. И. О. и адресные реквизиты заявителя.
  3. Сведения о решениях и деяниях, которые оспариваются в жалобе.
  4. Доводы, исходя из которых можно установить противозаконность принятых должностным лицом решений.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Оставление жалобы без ответа

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

Не знаете свои права?

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с административным исковым заявлением, то ему потребуется подать иск по месту нахождения органа, в котором должностное лицо работает. Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного исковогозаявления

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований КАС РФ о подсудности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ, 220 КАС РФ.

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Если права нарушили судебные приставы, то срок сокращенный - 10 дней.

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 2 месяцев. Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по административному исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  • законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  • принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать должностное лицо, или орган, в котором оно трудится, устранить допущенные нарушения.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Жалобы ".

Источники:

  • Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" от 16 августа 2012 г. № 840

Обжалование действий должностных лиц является правом человека или организации, чьи права и интересы затронуты их деятельностью. Куда писать жалобы? Является ли суд единственным местом для этой цели? Какие требования предъявлены к порядку и форме жалобы.

Система бюрократии

Административный аппарат организован по вертикали. Муниципальный уровень, который формально является самостоятельным. Региональный, который так же автономен и федеральный уровень. Структуры последнего выстроены в несколько уровней: низовые подразделения, как правило, районного уровня, затем на уровне субъектов. Далее идет верхний уровень, который возглавляет структуру. Зная это, проще понять, каким образом выстроена система обжалования действий должностных лиц.

Куда писать жалобы

Обжалование действий должностных лиц обеспечивается согласно выстроенной вертикали. Вначале жалоба подается начальнику подразделения либо напрямую в вышестоящую инстанцию. Например, в случае с приставами, жалобы и заявления рассматривает начальник отдела. В вышестоящие инстанции жалобы подаются после этого этапа. В налоговой службе жалоба сразу же передается в межрайонное управление, низовой уровень в рассмотрении не участвует.

Прокуратура обеспечивает общий надзор над деятельностью всех органов власти, однако она не подменяет собой иные структуры. Жалобы к рассмотрению по существу принимаются, если подаваемые заявления в вышестоящие инстанции не принесли результата.

Кем рассматриваются заявления

Каким образом организована система обжалования действий должностных лиц? Органами, рассматривающими заявления, являются:

  • начальники сотрудников, на которых поданы жалобы;
  • специальные комиссии, созданные при органах власти;
  • вышестоящие инстанции.

Начальник вправе передать полномочия по рассмотрению жалоб одному из своих заместителей.

Какая схема выбрана зависит от специфики построения структур власти. В одном регионе жалобы рассматривает начальник, в другом - специальная комиссия и т. д. На муниципальном уровне принято создавать комиссии.

Нормативное регламентирование

Порядок обжалования действий должностных лиц выстроен по единой схеме, однако регулируется различными актами.

В первую очередь нормами законов, регламентирующих соответствующую отрасль. Например, Налоговым кодексом, законом об исполнительном производстве и т. д.

Отдельный документ разработан и принят для разбирательства жалоб на действия чиновников, обеспечивающих оказание государственных услуг, в частности, регистрацию права собственности, постановки на кадастр и т. д. Почти во всех ведомствах есть аналогичный документ.

Генеральной прокуратурой выпущен приказ, регламентирующий принятие и рассмотрение жалоб от граждан. Он носит общий характер и под него попадают все заявления, кроме тех, что поданы в рамках уголовного судопроизводства. Также он описывает обжалование действий должностных лиц в органах прокуратуры.

Что нужно знать для составления заявления

Жалоба подается в электронной или письменной форме. Необходимость заверения цифровой подписью электронных документов определяется нормативными актами. В некоторых случаях достаточно заполнить форму на портале органа власти для отправки жалобы.

Заявление, отправленное в письменном виде, должно отвечать основным требованиям. К примеру, заявления не принимаются, если ранее рассматривались аналогичные. Отказывают в рассмотрении анонимных материалов, с угрозами, нецензурными выражениями и т. д. Если нет возможности прочесть хотя бы часть текста, жалоба считается неприемлемой.

Гражданин вправе отправить жалобу с помощью почты или передать, лично посетив канцелярию органа, в который она подается. Процедура обжалования действий должностных лиц предполагает ее рассмотрение не более определенного срока, в среднем месяц.

Как написать жалобу

Обжалование действий и бездействий должностных лиц будет успешным при указании следующих пунктов:

  • название органа или должности лица (его Ф. И. О.), на действия которого подана жалоба;
  • Ф. И. О гражданина-заявителя, место его проживания, контактные сведения;
  • информация о действиях или бездействии, которые, по мнению автора заявления, нарушают его права;
  • доводы, подтверждающие обоснованность слов заявителя (ссылка на нормативные акты, документы);
  • наличие доверенности, если жалоба подается через представителя;
  • подпись и дата подачи.

Текст документа нежелательно насыщать эмоциональными высказываниями, не несущими дополнительной информации. Подобный подход приведет к нежеланию чиновника вникать в полученную информацию.

Сроки обжалования действий должностных лиц

Закон и нормативные акты органов исполнительной власти регулируют этот вопрос по-разному. В ФНС предусматривается право подать жалобу в течение года в межрегиональную или региональную инспекцию, затем тот же срок дается на подачу апелляции на незаконный, по мнению жалобщика, ответ. Если решение налогового органа касается третьих лиц, им дается 3 месяца.

В исполнительном производстве участникам дается 10 дней после того, как им стало известно о действиях пристава (срок отсчитывается с момента получения документов).

Если по уважительным причинам срок подачи заявления пропущен, автор вправе просить о его восстановлении. Обычно задержка связана с действиями чиновников, запоздало отправляющих бумаги.

Некоторые ситуации не требуют от граждан соблюдения срока обжалования, их могут и не установить вовсе. Однако правила могут содержаться в процессуальных кодексах. Так, КАС дает 3 месяца на направление иска в суд с момента, как стало известно о нарушении. По некоторым делам на подачу заявления дается 10 суток.

Обращение в суд

Суд - особая инстанция при обжаловании действий и решений должностных лиц. Процесс регламентируется подробными нормами, но их выполняет даже не всякий юрист, не говоря о простых гражданах. При этом у граждан и организаций есть право выбирать между судом и вышестоящими административными инстанциями. В некоторых случаях суду требуется доказательства попытки решить спор в досудебном порядке. Например, такая обязанность имеется у граждан, желающих признать завышенной кадастровую оценку.

В арбитражном процессе без досудебного порядка не обходится ни одно дело.

В нормативном регламентировании имеется существенная разница. Граждане и организации, не занимающиеся экономической деятельностью, обжалуют действия в соответствии с нормами КАС в общих судах. Предприниматели же обращаются в арбитражные суды согласно нормам АПК (в кодексе есть раздел, посвященный административным спорам).

Написание иска согласно КАС

Основные требования следующие:

  • название суда;
  • Ф. И. О. гражданина, дата его рождения, место проживания, контактные данные;
  • аналогичный объем сведений передается о представителе;
  • полное название органа, адрес его нахождения;
  • изложение обстоятельств с указанием, какие права и интересы были нарушены;
  • основания и доводы, на которых построена жалоба;
  • название и номер документа, или описание и место совершения обжалуемого действия;
  • сведения о подаче жалоб в вышестоящие инстанции в рамках досудебного рассмотрения споров;
  • требования о признании незаконными действия или бездействия, ненормативного акта.

В данном случае граждане платят пошлину в размере 300 руб., а организации - 6 000 тыс. руб.

К заявлению прилагаются копии документов согласно числу участников дела. Истец вправе направить их самостоятельно либо этим займется суд.

Если заявитель желает перепоручить ведения дела представителю, то порядок обжалования действия и бездействия должностных лиц предполагает обязательное наличие диплома о высшем юридическом образовании. В таком случае прилагаются копия доверенности и диплома.

Если пропущен срок, в иске или в дополнительном заявлении, подается и просьба о восстановлении срока. Можно этого не делать, но пропуска срока достаточно, чтобы добиться отказа в иске без его рассмотрения по существу.

Особенности иска согласно АПК

Спор рассматривается согласно АПК, если иное не предусматривается законом.

Заявление подается лицом, чьи интересы и права нарушаются. В законе допускается обращение в суд из-за наложения дополнительных ограничений на ведение экономической деятельности. Инициатором вправе выступить и прокуратура.

Общая норма устанавливает 3 месяца для обжалования с того момента, как стало известно о нарушении. Судья вправе восстановить его по просьбе истца, если подано соответствующее заявление с достаточными доводами, иначе возникнет риск проиграть дело.

Составление заявления

Обжалование действий должностного лица в суде согласно АПК, обязывает указать следующие пункты в иске:

  • название суда, в который подан иск;
  • сведения об истце (Ф. И. О., регистрационный номер ИП, место проживания, название организации, регистрационный номер, место расположения);
  • полное название органа, место расположения;
  • указание Ф. И. О. должностного лица, принявшего решение;
  • изложение обстоятельств дела: в чем заключается нарушение норм законодательства, прав и интересов, какие незаконные ограничения возникли;
  • название, номер и дата принятия акта;
  • в чем состояло действие или бездействие, место и дата;
  • ссылка на нормативные акты;
  • доказательства отправки другим сторонам копий заявления и приложенных к нему документов;
  • перечень приложенных документов;
  • квитанция об оплате пошлин;
  • подпись и дата подачи.

ИП оплачивает пошлину в размере - 200 руб., организации - в размере 2 000 руб.

В заключение

Обжалование действий должностного лица предусматривается в административном порядке и в суде. Оба способа регламентируются нормами законодательства, первый более прост, второй связан с многочисленными нюансами.

Поход в суд возможен в ряде случаев только после обращения с жалобами в вышестоящие административные инстанции, особенно если обращаются с жалобой в арбитражный суд.

Одним из важнейших средств охраны прав личности от проявлений бюрократизма, коррупции, должностных злоупотреблений и прочих негативных явлений является возможность обжалования неправомерных действий органов и должностных лиц.

Право граждан Российской Федерации на обжалование базируется на положении Конституции РФ, предусматривающем возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Кроме того, согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом, способами.

Право граждан на обращения является абсолютным, неотчуждаемым и неограниченным, поскольку предоставляет возможность обращения в любую государственную или негосударственную организацию по любому значимому для гражданина поводу и в любое время.

Видами личных обращений граждан, подаваемых ими по собственной инициативе, в государственные органы являются жалобы, предложения и заявления. Если заявления и предложения направлены на улучшение работы органов исполнительной власти и могут содержать указания на имеющиеся недостатки, то жалобы связаны с нарушением субъективных прав гражданина.

Гражданин может выбрать административный либо судебный порядок рассмотрения и разрешения подаваемой им жалобы.

Административный порядок подачи жалобы регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. № 2534 (в ред. 02.02.1988) 9 .

Им, в частности, предусматривается, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы.

Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган, организация или должностное лицо, принявшее обжалуемое решение.

Жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. При этом срок разрешения жалобы в порядке исключения в связи с проведением специальной проверки либо истребованием дополнительных материалов может быть продлен руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в федеральных органах власти и органах власти субъектов Федерации в срок до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Подача гражданином жалобы в клеветнических целях влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан в суд регламентирован Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. 14.12.1995) 10 .

Указанный правовой акт определяет, что к действиям (решениям) и бездействию государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения) и бездействие, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Военнослужащий вправе обратиться в военный суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит одно из решений: а) признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также определяет ответственность органа, должностного лица или государственного служащего за незаконные действия (решения); б) признает обжалуемое действие (решение) законным и отказывает в удовлетворении жалобы.

Нанесенные гражданину убытки и моральный вред, причиненные незаконными действиями (решениями), возмещаются в порядке гражданского судопроизводства.

Вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему и гражданину не позднее десяти дней после вступления его в законную силу.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация