Русская усадьба или замок в Италии? Новая жизнь старинных усадеб

Главная / Суд

В четверг, 7 декабря, в Москве Собянин вручил награды лауреатам конкурса «Московская реставрация-2017». Как я уже неоднократно писал, можно по разному относиться к тому, как и что реставрируется, можно придираться к деталям, но то, что в последние годы Москва испытывает бум реставрации - факт. С чем это связано? Сложно назвать одну причину, здесь и реконструкция пешеходных зон, и работа с инвесторами по стимулированию сохранения объектов культурно-исторического наследия, здесь и, наверное, главная причина, чему я очень радуюсь, ИЗМЕНИЛАСЬ ПСИХОЛОГИЯ многих горожан. Я начал водить экскурсии больше 10 лет назад и тогда история Москвы и «трущобы» интересовали лишь узкий круг краеведов. Сейчас же одних экскурсионных проектов с пешеходными экскурсиями десятки. Если раньше экскурсоводы знали друг друга не просто в лицо, а дружили семьями, то теперь появились целые коммерческие курсы гидов (!!!). С одной стороны в дело пришло много дилетантов, с другой же город стало любить гораздо большее количество людей и людям не всё равно. Появился европейский запрос на изменения и реставрацию, более того, сейчас любое изменение городской среды как под лупой и сразу оказывается в центре общественного внимания, а не как лет 15 назад, когда без шума и общественногопорицания сносились целые исторические кварталы.

Но хватити лирического отсутпления, давайте посмотрим, какие же здания стали лауреатами премии «Московская реставрация-2017» и как были отреставрированы.

Лауреаты премии :

Городские усадьбы

1) Усадьба фон Рекк, 2-я пол. XIX в." - улица Пятницкая, д.64, стр.1

ПОСЛЕ реставрации в наши дни дом отчистили от грязи и пыли и привели в надлежащий вид:

До реставрации шикарное здание выглядело довольно жалко: всё в подтеках и пыли:

Больное место Пятницкой. «Дом со львами» ветшал на глазах. Во время одного из фотоутренников в 2011 году мы его подробно отсняли и выглядел он плачевно, как на фото выше, особенно старение было видно в деталях:

2) Усадьба Остафьево (Вяземских), XVIII в. - п. Рязановское, с. Остафьево

Вид дома в 2013 году.

С расширением Москвы и включением в нее множества подмосковных территорий усадьба Остафьево стала частью города. Собственно, это ее и спасло, почти сразу там началась реставрация и хотя бы за спасение этой усадьбы уже стоило расширять Москву. Усадьба шикарная, с хорошо спланированным парком, если не были, то обязательно посетите. Про эту усадьбу мы писали в публикации про Новую Москву .

Вид усадьбы в наши дни:

3) Жилой дом Н.К. Боля - К.А. Гутхейля, нач. XIX в., 1870-1880- е гг. в Денежном переулке

Помню одно время постоянно водил экскурсии мимо этого особняка и каждый раз удивлялся, что дом, где в 1890-х бывал сам Рахманинов находится в таком плачевном состоянии. На старой фото здание явно сфотографировано ещё в конце 1990-х - начале 2000-х (судите даже по машинам), уже к середине 2000-х оно выглядело гораздо хуже =(((Зданием явно долго не занимались.

Теперь после реставрации здание выглядит так:

Интерьеры ДО:

Интерьеры ПОСЛЕ:

Ещё одним достойным памятником больше. Теперь хоть иностранным туристам можно показывать. Образованные американцы Рахманинова знают и каждый раз удивлялись, что здание в таком плачевном состоянии было.

4) Городская усадьба купца М.Н. Гусева, 1-я половина XIX в., 1858 г., 1882 г. - Флигель, 1858 г., 1885 г. (1858 г., 1882 г.)" - улица Большая Полянка, д.65/74, стр.3

Здесь вообще не то, что состояние оставляло желать лучшего, здесь во многом пришлось полностью восстанавливать внешний вид.




По-моему, без комментариев.

И фото ПОСЛЕ:



Мы можем бесконечно ругать стеклопакеты и, разумеется, за дело, но не всё сразу. Окна-то потом гораздо проще заменить, чем весь дом отстроить.



5) "Жилой дом Н.П. Баулина (в основе палаты XVIII в.), 1820-е гг., 1880-е гг., архитектор Н.Д. Струков" - улица Николоямская, д.52, стр.1

Здесь вообще сложно что-то комментировать, кроме того, что практически в центре историческое здание было доведено до совершенно руинированного состояния:

Обратите внимание на искуссную кладку

Теперь выглядит так:

По-моему, просто невероятно, что здание смогли настолько восстановить и законсервировать.

6) "Усадьба Е.В. Татищева, 1776-1778 гг., арх. М.Ф. Казаков - Главный дом" - Петровский бульвар, д.8, стр.2

Здесь очень интересно получилось. Основные работы проходили внутри. До реставрации здание выглядело так:


А вот так после реставрации:

НИЧЕГО СЕБЕ! Вот это удивительно! У нас потихоньку стали понимать, что стеклопакеты в исторических зданиях - зло. Здесь мало того, что поменяли окна на нормальную расстекловку и деревянные рамы, ещё и внутри, например, отреставрировали дореволюционные перила.


Двери резные в порядок привели

Зал отчистили:

ПАРКЕТ ОТРЕСТАВРИРОВАЛИ!!!

7) "Городская усадьба (бывш. дом Боткина): - Главный дом, конец XVIII в., перестроен в 1817 г. (часть) - Ограда и служебные корпуса, 1841 г. (часть)" - Петроверигский переулок, д.4, стр.1,2,4

На усадьбц знаменитой московской семьи Боткиных еще лет 7 назад без слёз невозможно было взглянуть:

В хозяйственном флигеле так и вообще периодически бомжи ночевали. Как только не спалили, диву даюсь!



Состояние усадьбы внутри:



Теперь опять же выглядит так, что показать не стыдно:

Удивительно трепетно отнеслись к лепнине:

Лепнина в реставрациях вообще одно из самых больных мест. Бывает, снимут леса после реставрации, а там... лучше б не делали. Даже черты лица маскаронов меняются, не говоря уже о мелких деталях, которые просто размываются.


Отдельно хорошо, что внутренний двор усадьбы перед хозяйственной постройкой замостили:

Теперь в усадьбе, в частности выставочный зал РВИО.

8) "Жилой дом, XVIII-XIX вв." - Старосадский переулок, д.9, стр.1

Один из прекрасных примеров возвращения к истокам: просто - не значит плохо. Старое здание Исторической библиотеки просто отчистили до старого кирпича и привели в порядок и как хорошо оно заиграло сразу:


9) "Гостиница В.А. Кокорева, 1860-1867 гг., 1880-е гг.

Знаковое здание Кокоревского подворья. Можно сказать, первый в Москве бизнес-центр класса А отреставрировали (советскую надстройку, правда, не снесли, но пусть будет уж). Самое главное, за что стоит порадоваться - зданию вернули длинный чугунный балкон по весь фасад с опорами, который у него был, но исчез в советское время:

Внутри здание также претерпело изменения.

Объекты культового зодчества:

10) "Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв. - Церковь Михаила Архангела, 1806-1809 гг. (усыпальница Голицыных)" - Донская площадь, д.1-3, стр.20

На территории Донского монастыря отреставрировали храм-усыпальницу Голицыных.

11) "Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в.: - Колокольня, 1835 г.

Интересно, что за монастырь принялись отностительно недавно, ведь еще до середины 2000-х на его территории располагалось много помещений МАрхИ. Отреставрировали колокольню монастыря:

12) "Церковь Рождества Христова, 1689-1692 гг., кон. XVIII-XIX в. в Варварино, 1693 г." - пос. Краснопахорское, дер. Варварино (ТиНАО)

Храму 17 века также повезло попасть из Московской области на территорию города.

Объекты садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры

13) Реставрация и приспособление под современное использование выявленного объекта культурного наследия «Центральный парк культуры и отдыха им. Горького. Главный вход (пропилеи, циркумференции) с металлической оградой (ковка, литье) в каменных столбах и Ленинской площадью перед главным входом, 1955 г., арх. Ю.В.Щуко, А.Спасов, инж. Л.Шохейт, Б.Новиков».

Кроме обустройства самого парка был отреставрирован главный вход (в арке сделан музей и доступ на смотровую площадку, если не были, то обязательно сходите). Здесь и совсем комментариев не требуется, сами всё знаете и видели.












14) Система цветочных партеров, 1954 г. на ВДНХ

Про реконструкцию ВДНХ, я уже столько писал, что, думаю, масштаб уже и так всем понятен, но удивительно, что премию получили цветочные партеры. Видимо, большая часть работ еще не завершена.


фото gre4ark





Памятники

15) "Памятник А.С. Пушкину, 1880 г.

На то, что памятник Пушкину стоит в коробке, не обратил внимания только ленивый. Самый известный наш памятник отчистили, подновили и покрыли защитными составами



16) "Памятник М. Горькому, 1951 г.

НАКОНЕЦ! УРА! После долгих лет ремонта площади Белорусского вокзала памятник вернулся на законное место, в отреставрированном виде. Эпохальное событие:



17) Некрополь Армянского кладбища. Надгробие Тарасова Н.Л.

Надгробие и ограда одного из самых известных светских персонажей начала 20 столетия, одного из людей, спасших Художественный театр от банкротства, да и просто неординарной личности () было в совершенно упадочном состоянии:



После реставрации ограда вновь поражает тонкой работой кузнецов:



Археологическое наследие:

18) Остатки укреплений Белого города, 2-я пол. XVI в. н.э. - Хохловская площадь

На Покровском бульваре в 2000-х годах затеяли строительство и раскопали нижнюю часть и фундамент средневековой стены Белого города, которая до екатериниских времен проходила по всему бульварному кольцу. Строительство было остановлено, стена накрыта навесом, поставлена на охрану и так продолжалось не один год.

Мое фото 2012 года:

ПОСЛЕ реставрации здесь открыли фундаменты стены Белого города, да и вдобавок сделали неплохое общественное пространство:





19) Подземные конструкции и остатки укреплений Китай-города XII-XIX вв. н.э.

На бывшей исторической территории Китай-города во время раскопок были найдены остатки старых мостовых, колодец и множество предметов обихода:



ОТДЕЛЬНО БЫЛИ ОТМЕЧЕНЫ:

Реставрация зданий бывшей окружной железной дороги (ныне МЦК)

Были приведены к изначальному виду и цвету старые здания станций: "Лихоборы", "Угрешская", "Андроновка", "Владыкино", "Кожухово", "Пресня", "Белокаменная", "Канатчиково", "Воробьевы горы", "Кутузово", "Черкизово", "Серебряный бор", "Лефортово"

Например, одно из крупных зданий - "Воробьевы горы":



Отдельно было отмечены работы, сделанные под началом федеральной структуры - МИД РФ. У высотки был полностью реконструирован пришедший в полную негодность проржавевший шпиль:


Был также подновлён и герб СССР на высотке:

В общем, реставрация вошла в моду и это не может не радовать!

Нынешний год стал переломным в судьбе уникального культурно-исторического феномена - дворянских подмосковных усадеб. Принятое в 2013 году правительством Московской области постановление о льготной аренде рубль за квадратный метр способствовало привлечению инвесторов в дело спасения объектов культурного наследия региона. В настоящее время уже семь «дворянских гнёзд» находятся в процессе реставрации. По мнению российского бизнесмена, председателя совета директоров Инвестиционной группы компаний ASG Алексея СЁМИНА, который взялся за это непростое дело, «усадебный комплекс – это очень мощное капиталовложение». Об этом наш сегодняшний разговор.

– Алексей Владимирович, вы – один из немногих бизнесменов, которые решились взяться за восстановление подмосковных усадеб. С чем связан такой интерес именно к Московской области?

– С 2013 года наша компания начала формировать долгосрочный инвестиционный проект сети усадеб в различных регионах России. Он стартовал с Московской области, где в рамках программы «Усадьбы Подмосковья» были созданы оптимальные условия для инвестиций, но до этого мы наработали значительный опыт в Татарстане, восстановив 27 исторических особняков в центре Казани. Инвестиции в культурные ценности – одно из основных направлений деятельности нашей компании. ASG реализует масштабную программу по сохранению объектов культурного наследия, которая характеризуется проявлением социальной ответственности компании и надёжностью вложений.

Власти Московской области не раз доказали, что настроены на плодотворную работу и регулярно подтверждают это не словом, а делом. Во-первых, все аукционы проходят на высоком уровне, обеспечивается прозрачность всех действий, поэтому и результат получается объективным. Во-вторых, мы видим поддержку со стороны Министерства культуры и Министерства имущественных отношений во время прохождения бюрократических процедур. Возникающие вопросы обсуждаются на месте, проводятся выездные совещания и рабочие обходы.

– У вас есть опыт реставрации памятников старины, но каждая усадьба индивидуальна и неповторима, а потому требует такого же индивидуального подхода. Каких специалистов вы привлекаете для восстановления исторического облика объектов культурного наследия и как согласовываете свои действия с Министерством культуры Московской области?

– Очень важно, что в нашу инвестиционную группу входят все необходимые подразделения, которые с момента проектирования и до воплощения замысла в жизнь включают практически все реставрационные направления, объединённые общей собственностью. И, соответственно, выстроить систему взаимоотношений между ними намного проще, чем между не связанными между собой структурами. И в материальном, и в организационном плане.

Каждый реставрируемый нами объект отличается не только индивидуальностью, но и уникальными, присущими только ему проблемами и сложностями. Безусловно, для решения таких вопросов нами привлекаются сторонние узкопрофильные специалисты и эксперты, знания и опыт работы которых помогают нам в реализации сложных архитектурных решений.

Что касается прохождения согласований и получения разрешений в Министерстве культуры Московской области, то эти процедуры вполне стандартные и регулируются административными регламентами. Все необходимые этапы мы проходим наравне с другими заявителями. При этом необходимо отметить высокий уровень профессионализма сотрудников министерства и их энтузиазм.

– Как будут использоваться отреставрированные усадьбы?

– В существующих экономических условиях есть единственная модель, которая вернёт усадьбе первоначальные функции, – это туризм. И здесь не нужно изобретать велосипед, надо лишь заимствовать то, что практикуется в Европе. А мы можем сделать это намного разнообразнее и качественнее. Туристический потенциал – это мощный стимул для экономического развития русской усадьбы. После реставрации комплексы, переданные ASG, станут совмещать в себе несколько функций – гостиничную, агротуристическую, музейную, досуговую. Каждый объект будет отличаться инфраструктурой и своей спецификой. При этом у каждой усадьбы появится своя программа развития при общей тенденции самообеспечения всем необходимым, то есть активной роли аграрного направления.

К примеру, в усадьбе Пущино-на-Наре разместится бутик-отель, который, по предварительным расчётам, сможет принимать до 60 гостей одновременно. Здесь будут и стандартные двуместные номера, и люксы. На первом этаже главного дома разместится ресторан, второй этаж станет многофункциональным пространством, где будут проходить встречи, конференции и иные мероприятия. На третьем – планируется оборудовать номера. Все интерьеры будут выполнены в аутентичном историческом стиле с использованием настоящих предметов искусства из собственной коллекции инвестора. Особенностью возрождённого усадебного комплекса станет производство собственных экологически чистых продуктов, животноводческий комплекс.

– Когда будет восстановлен первый объект и станет ли он доступен для туристов?

– В основу концепции дальнейшего использования всех объектов ляжет принцип «открытых дверей», чтобы обеспечить доступ всем желающим. Особенностью данной концепции является наличие у объектов музейной функции, которая дополняет коммерческое использование научно-исследовательской деятельностью. В парадных залах главного здания каждой усадьбы будут восстановлены исторические интерьеры с использованием предметов искусства из собственной коллекции компании. Номера концептуальных бутик-отелей будут выдержаны в аутентичном стиле и рассчитаны на различную целевую аудиторию от эконом до премиум-класса.

Первым объектом, переданным нашей компании, стала усадьба Аиги­ных в Талицах Пушкинского района. Документы все согласованы, проект реставрации получил одобрение в областном Министерстве культуры, и нам дано разрешение на проведение всех видов реставрационных работ, которые планируем завершить уже в следующем году. Восстановлен усадебный комплекс будет максимально полно в его исторических границах – не только здание, но и парк, места для прогулок и отдыха.

Сейчас в помещениях главного дома уже ведётся внутренняя отделка: штукатурят стены, проводят коммуникации. Согласно проекту реставрации началось возведение камина, проложен дымоход. Наши лучшие мастера реставрируют декор оконных наличников, штукатурный венчающий карниз.

– Насколько, на ваш взгляд, выгодно вложение средств в памятники старины?

– Сегодня доходность в несколько процентов, которую может обеспечить усадебный комплекс, будет меньше, чем доходность от инвестиций в современные торговые и гостиничные комплексы. Но в ближайшем будущем они могут если не сравняться, то по крайней мере не так разительно отличаться. Причём это произойдёт достаточно быстро. Уникальный восстановленный усадебный комплекс – это очень мощное капиталовложение, тогда как быстро возведённую гостиницу или торговый центр через десять лет, возможно, придётся разбирать и строить снова.

Основная проблема, почему эта ниша не интересует девелоперов, – в низкой доходности инвестиций, в отсутствии проработанных регламентов. Сегодня средства инвесторов направляются в проекты, где есть согласованный бизнес-план, написанный по экономическим законам. Банки финансируют только те проекты, которые соответствуют принятым направлениям инвестиций, где легко просчитать экономическую отдачу и риски. А поскольку в настоящее время такой системы в России нет, то просчитать стоимость восстановления усадьбы, учитывая, что там может быть множество сюрпризов, влекущих удорожание, и получить под это кредит практически невозможно. В нашей стране очень ограниченно предоставление подобных услуг, хотя во всём мире в этом сегменте уже переизбыток предложений. У нас же недвижимость требует огромных вложений, поэтому конкуренция очень небольшая.

Позволить себе инвестиции в объекты культурного наследия могут только финансово состоятельные структуры, располагающие достаточными собственными средствами. Если это социально значимый проект и основная прибыль идёт с других проектов, то можно удовлетвориться и низким процентом доходности. Но представители малого бизнеса в погоне за быстрыми деньгами могут поступиться архитектурными изысками и пойти на нарушение требований охранных обязательств. Поэтому для спасения архитектурного наследия России крупные институциональные инвесторы должны возрождать объекты культурного наследия, а малый бизнес развивать в них комфортную, ориентированную на динамичные потребности людей среду.

– Все ли условия программы правительства Московской области по восстановлению исторических усадеб с последующей льготной арендой вас удовлетворяют?

– Основное условие программы «Реставрация объекта культурного наследия с последующим переходом на льготную арендную плату 1 руб. за 1 кв.м площади» вполне чёткое и понятное для инвестора. Более того, на наш взгляд, это наиболее оптимальное решение существующей проблемы сохранения объектов культурного наследия, учитывающее интересы не только властей Подмосковья и его жителей, но и инвестора.

Разумеется, на стадии своего становления проект «Усадьбы Подмосковья», как и любой другой, будет со временем корректироваться, а его условия изменяться и дополняться – это нормальный процесс. Необходимо понимать, что рассматриваемая программа затрагивает огромные пласты нормативной базы, а круг вопросов, который должен быть решён, включает в себя экономические, правовые, социальные, земельные, инфраструктурные и многие другие.

Уже сейчас можно говорить о том, что проблем не миновать (незаконная варварская застройка исторической территории и приусадебных парков, отсутствие коммуникаций и инфраструктуры, высокая арендная плата за земли, занятые памятниками архитектуры, заброшенность усадеб в муниципальных районах, игнорирование частными собственниками требований о сохранении объектов). Все эти вопросы обозначены и переданы на рассмотрение в курирующие министерства.

К настоящему времени часть из них рассмотрена, и правительством Московской области были приняты принципиальные решения, благодаря которым программа «Усадьбы Подмосковья» получила новый виток развития. В частности, разработан проект законопроекта о льготной аренде земель, занятых объектами культурного наследия, с областным Министерством энергетики достигнуто соглашение о взаимном сотрудничестве и помощи в обеспечении реставрируемых объектов коммуникациями. Также проведено расширенное совещание с представителями муниципальных образований Московской области о ходе реализации губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья», итогом которого стала выработка чёткой программы действий в отношении разрушающихся усадеб, находящихся на территории муниципальных образований.

И это только первые шаги, которые не только формируют интерес инвесторов, но и раскрывают весь потенциал реализуемой программы.

– Алексей Владимирович, планируете ли вы и дальше в ней участвовать?

– Да, наша компания будет принимать участие в аукционах по передаче подмосковных памятников в аренду на льготных условиях, чтобы выстроить системный проект. В результате победы на нескольких аукционах по льготной аренде усадеб ASG уже переданы пять старинных усадеб – Аигина, Черкизово, Пущино-на-Наре, Зенино и Тарасково. Причём последняя усадьба находится в ведении муниципальных органов власти. Каширский район Московской области (в частности, муниципальное образование «Сельское поселение Колтовское») первым из регионов присоединился к программе губернатора Московской области «Усадьбы Подмосковья».

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРИНА

Оригинал взят у ale_ku в

Председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды» Сергей Васильев о реконструкции усадьбы под Тверью

Зачем 48-летнему столичному бизнесмену развалины вдали от Москвы, как воссоздать старинный быт и не отказаться от долгоиграющей затеи? Вот его рассказ.

«Покупая разрушенную усадьбу, я думал, что ее реконструкция станет развлечением. Но сейчас понимаю, что вместе с руинами в Тверской области приобрел новые жизненные ценности.

Эта история началась в 2007 году, когда мои товарищи по МФТИ Дмитрий Зеленин, на тот момент губернатор Тверской области, и Андрей Епишин, председатель Законодательного Собрания Тверской области, устроили мне экскурсию.

Мы пролетели над пятью усадьбами в Тверской области на вертолете. Эта область находится между двумя столицами, Москвой и Санкт-Петербургом, поэтому через нее постоянно «курсировала», а следовательно, и строила свои резиденции русская знать. Показали мне и Степановское-Волосово, усадьбу князей Куракиных, входивших в ближайшее окружение императорского двора. После революции здесь устроили пионерлагерь и совхоз, сразу после войны разместили медицинское учреждение для ветеранов, которое потом преобразовали в психиатрическую клинику. В1990-х наступила жуткая разруха. Больные жили в ужасных условиях — практически без окон, дверей и крыши. В результате там случился пожар, больных переселили, а дом еще лет пять стоял совсем заброшенным и разрушался. Устоял остов, сохранилась часть окон и дверей.

Я выбрал эту усадьбу по нескольким причинам. Во-первых, сегодня не просто найти уединенную усадьбу. В советское время все как-то встраивалось в общественную жизнь. А здесь до ближайшего большого села около 2 км. Но Степановское-Волосово ценно не только этим. Это один из немногих загородных домов архитектора Джакомо Кваренги, который чаще строил царские дворцы, в том числе, Александровский дворец в Царском Селе.

Во-вторых, до этой усадьбы сравнительно легко добраться. Когда мы первый раз летели на вертолете, я не понимал, насколько это далеко от Москвы. Позже попробовал доехать до усадьбы на машине от своего дома на Рублевке, что заняло где-то полтора часа без всяких пробок. Сейчас я успеваю за полтора часа туда съездить, что-то сделать и к вечеру вернуться.

Сложная собственность

Первоначально тверской комитет по имуществу оценил стоимость развалин в 15-16 млн рублей, предложив либо выставить объект на продажу, либо сдать мне в аренду. Усадьба принадлежала области, а не федеральному центру. Из федеральной собственности выкупить исторический объект практически невозможно (по крайней мере сейчас), в то время как областная предполагает режим приватизации по решению местного Законодательного собрания.

Я решил сначала арендовать. Это было, конечно, немного странно: тебе дают развалины, и ты платишь за право их восстанавливать. Хотя деньги были не такие большие - около $100 000 в год, но все равно не копейки. Со мной заключили охранные обязательства. Например, я не имел права строить на этой территории что-либо другое, а проект восстановления могла подготовить только специализированная организация, но это как раз полностью соответствовало и моим планам.

Мне дали лет пять на восстановление дома, еще три года — на парк. Можно было в любой момент закончить договор аренды и забыть все как страшный сон, считая потраченные деньги благотворительностью. Тем, кто, следуя моему примеру, решит отреставрировать какое-нибудь имение, я бы советовал выбрать такой же путь. Нужно сначала почувствовать твое ли это: все-таки это игрушка, в которую надо влюбиться, и игрушка не дешевая. Если ты относишься к усадьбе как к бизнесу, ничего не получится.

Преодоление глупостей

Я арендовал усадьбу два-три года, вкладывая значительные средства в противоаварийные работы, укрепление фундаментов, проектирование. Счет шел на миллионы. Через три года я сказал местному комитету по имуществу, что либо я выкупаю усадьбу, либо ухожу. Далее тратить большие деньги, оставаясь в статусе арендатора, было бессмысленно. Правительство области вынесло вопрос на обсуждение в законодательное собрание. Депутаты проголосовали за приватизацию имения и продажу с торгов.

Объявили тендер. И тут начинается история преодоления глупостей. Официальный оценщик, который определял стартовую цену аукциона, оценил усадьбу уже в 32 млн, так как я сам же за предыдущие три года вложил в здание уйму денег. Я не платил взяток, даже не разговаривал с этим оценщиком. Получилось, что я сам себе увеличил цену - если бы не я, усадьба стоила бы даже дешевле, чем первоначальные 16 млн рублей, ибо все развалилось бы еще больше. Но я уже был настолько влюблен в это место и в проект, что был готов заплатить больше.

Дальше — аукцион. Как обычно бывает на подобных тендерах, откуда-то возник подставной покупатель. Неожиданно появился какой-то «питерский строитель», чей представитель приехал встретиться с моим управляющим. Потом я сам позвонил новому «заинтересованному» лицу. Из разговора понял, что ему нужно заплатить откупное, чтобы он не участвовал. Я догадался, кто слил информацию. Это была девушка, которая уволилась из комитета по имуществу за три дня до объявления аукциона. Она оставила мне однажды свой электронный адрес, на который я ей и написал, что свяжусь с ФСБ и МВД и выведу «шантажистов» на чистую воду. Больше они не появлялись. А я за 32 млн рублей стал счастливым владельцем усадьбы и 36 гектаров парка вокруг.

Ротонды и львы

Усадьба состоит из центрального дома и двух флигелей. Между ними — галереи с ротондами. Один из владельцев, князь Алексей Борисович Куракин, член Академии художеств, в середине XIX века написал пять картин с изображением усадьбы. Именно по ним мы восстанавливаем внешний вид комплекса. На территории парка был готический замок, который, по описанию, служил летним крепостным театром. К концу XIX века его уже не было, но мы нашли фундамент, на котором он стоял, и сейчас работаем над проектом восстановления. Сохранился обелиск в честь императора Александра I, его реставрацию закончим в этом году.

В нашей усадьбе был еще большой пруд с китайской беседкой и венецианским мостом. Они тоже будут восстановлены.

Позже я нашел архивные документы. В частности, письма последних владельцев усадьбы, сестер Нарышкиной и Козен (урожденных Куракиных). Был там и план имения. На его основе, например, мы делаем дорожки в парке. Родственники княгини Елизаветы Алексеевн ы Нарышкиной сейчас живут в Москве. Я с ними подружился, мы часто общаемся. Они всегда будут желанными гостями усадьбы.

Совсем недавно нашел изображение каменных львов, которые должны лежать у парадных въездных стелл. Когда я купил усадьбу, их уже не было, но местные жители рассказывали, что в советское время они здесь еще стояли. Пациенты психбольницы перетаскивали их с места на место, но сохранили. А в 1990-х львы куда-то пропали. Недавно под Звенигородом мы нашли человека, который увез их и еще кое-что из усадьбы, чтобы сохранить от мародеров после пожара. И в результате наши львы нашлись в парке другой усадьбы, куда их разместили на «сохранение». Усадьба эта принадлеж ит семье покойного бизнесмена Бориса Федорова, который первым из российских предпринимателей приобрел для восстановления заброшенную усадьбу. Списался с семьей Федорова, переговорил с ними, и теперь львы, потрепанные жизнью, вернулись в родную усадьбу.

Недавно мы докупили новый участок земли, чтобы заниматься со временем сельским хозяйством. Правда, в сегодняшней экономической ситуации это вряд ли принесет прибыль, но кое-что можно сделать. В прошлом году для этого даже зарегистрировал фирму «Степановское подворье». Первым делом завели коров — Зорьку и Ночку.

Долгосрочные планы

Сегодня мы уже вышли на финишную прямую по восстановлению усадьбы. Чем-то остаюсь недоволен. Например, нужно было все печи восстанавливать — без печей интерьеры комнат кажутся не завершенными.

Мы пока решили, что жить постоянно в усадьбу не переедем, но часто будем отдыхать здесь на выходных. Я не собираюсь закрывать приусадебную территорию. Два боковых флигеля будут жилые, а вот центральное здание можно открыть для посещений. Открытый доступ к замкам и предместьям — распространенная практика в Англии и Франции. У нас такой модели еще нет. Пока я точно не знаю, как совместить частную жизнь в усадьбе и открытый доступ, но, думаю, со временем определимся.

До революции в доме хранилось более тысячи картин, много портретов, много ценных работ. Сейчас часть из них в запасниках Тверской картинной галереи. В помещениях усадьбы можно будет сделать выставку. Дом это позволяет. Со временем буду обсуждать такую возможность с Тверской картинной галереей и другими российскими музеями, где хранятся картины из «Степановского-Волосово».

Парадные въездные стеллы пока опутаны лесами, но уже практически отреставрированы — осталось обработать их снаружи и поставить на ступени львов. Статуи будут делать на заказ. Львов, которые стояли прежде в усадьбе Куракиных, нашли, но состояние животных плачевно: у одного даже нет головы.Поэтому было решено не восстанавливать, а создать новых, но таких же.

Усадьбы окружена деревьями, старейшим из которых 150 лет. Возраст растений определяли приглашенные эксперты. Самые древние деревья — ели, которых осталось около тридцати.

В основном здании усадьбы три этажа: на первом пять комнат и еще две проходных, на втором — семь, в том числе овальная комната. Пока здесь жить нельзя (нужно сделать плинтусы, двери, уложить лестницы), но основная реставрация уже завершилась. На третьем мансардном этаже всего две комнаты и коридор, которые пока нуждаются в серьезной доработке.

Постоянно восстановлением усадьбы занимаются 14 рабочих. На фото — строитель режет камень для лестницы парадного входа основного здания усадьбы.

Новый забор вокруг усадьбы установили в полутора метрах от старинного. Дело в том, что по его периметру выросли липы. Их пожалели и сместили ограждение.

В основном здании усадьбы реставрация практически закончена.

Этот зал покрасили в те цвета, которые ему принадлежали в XIX веке. Расцветку оригинальной краски определили эксперты из московского «Центра реставрации». В 2009 году они предоставили результаты «Росохранкультуре», где их утвердили. При оформлении зала Васильев взял за основу именно этот документ.

Во время реставрации в усадьбе обнаружили фрагмент картины. На ней изображена усадьба в Надеждине Пензинской области — вторая усадьба Куракиных. Экспертизу пока не проводили, но предполагают, что полотно относится к XIX веку.

Потолки в усадьбе не повторяют исторические: их изображений не сохранилось. Поэтому потолки, а также стены, оформили по подобию схожей постройки XIX века — дворца в Павловске, в стиле классицизма.

Часть люстр уже готова, другие делают на заказ в Москве.

Лестница с неясной судьбой. Эта сосновая лестница относительно прочна и пока не решено, будут ли ее разбирать.

Паркет стилизуют под тот, что был здесь изначально. Его рисунок набирают в соответствии с узором, каким было выложено едва сохранившееся старинное покрытие.

Внутри усадьбы развешены репродукции картин, которые висели у Куракиных. Часть оригиналов находятся в Тверской картинной галерее.

На картинах изображены как сами Куракины, так и императоры и известные вельможи XIX века. Люстры делали на заказ в Твери — тоже по старинным чертежам. Некоторые достигают в высоту 3,5 метров.

Эта стелла была построена в честь Александра I. Пока она заканчивается плоской площадкой, но в Москве уже делают золотистый шар диаметром 600 мм, который будет венчать конструкцию.

Cтелла очень хорошо сохранилась: примерно на 60%, по оценкам управляющего усадьбы Александра Чиркова.

Белый камень для реставрации стеллы везли из Владимира. Часть заложили в основание, а сама стелла была практически цела.

В этом месте — на площадке, обрамленной рекой, — выроют пруд. При Курканых здесь был водоем, о чем Василье узнал из документов и решил восстановить исходный ландшафт.

Эта арка служит входом в подворье. В советское время здесь находился льнозавод, сегодня — развивают приусадебное хозяйство.

В долгосрочных планах Васильева — обеспечивать усадьбу продуктами за счет натурального хозяйства. Пока здесь живут две коровы, держат кроликов, кур и индоуток.

Эта дорожка шириной в сажень (2,16 метра) ведет от дома к пруду.

Десятки тысяч старинных усадеб разрушаются в запустении в России. Лишь несколько сотен из них находится в частных руках. Что мешает памятникам архитектуры обрести новых владельцев, способных сохранить, отреставрировать и вдохнуть в них новую жизнь? Как сегодня устроен рынок российской исторической недвижимости?

На декабрь намечена продажа двух подмосковных усадеб в рамках новой программы «Зеленый коридор». На торги выставлены принадлежавшая отцу Александра Герцена усадьба Покровское-Засекино первой четверти XIX века и Дедешино — редкий пример архитектурного ансамбля 1770-х годов. Стартовая цена каждой усадьбы — 26 млн руб. «Зеленый коридор» — концепция государственной поддержки, гарантий и контроля для частных инвесторов в сфере реставрации объектов культурного наследия, которую реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». Возможно, новая инициатива поможет желающим владеть старинными усадьбами. Пока что несовершенство законодательства в вопросах передачи усадеб, жесткие условия реставрации для инвесторов и отсутствие отработанной системы мониторинга состояния российских усадеб — главные проблемы рынка исторической недвижимости в России. Такова цена многолетнего разрыва преемственности во владении усадьбами между прежними и малочисленными нынешними собственниками. Как же устроен этот рынок на самом деле?

По рублю метр, но только после реставрации

Семь тысяч — таково официальное число усадеб, находящихся на учете у федеральных, региональных и местных властей. Это официальные цифры, реальные же не знает никто, уверен вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас. Если умножить известное число усадеб на пять, получится более или менее реальное количество таких памятников в сегодняшней России в разной степени сохранности, считает он. С присоединением Крыма еще 50 усадеб и дворцов, от Фороса до Алушты, вернулись в Россию, напоминает член Общества изучения русской усадьбы Вадим Разумов .

Из числа зарегистрированных усадеб чуть более 10% находятся в удовлетворительном состоянии, то есть не требуют срочного ремонта или не пребывают в руинах. Отследить уровень износа и потерь таких ансамблей, а также их точное количество не под силу ни одному ведомству или самой активной общественной организации.

Обычно усадьбы находят своих владельцев следующим образом: федеральные или региональные власти проводят аукцион, по итогам которого победитель арендует объект с условием обязательной реставрации. Только после ее окончания и сдачи объектов в эксплуатацию устанавливается льготная арендная плата — 1 руб. за 1 м2 в год.

А вот до этого стоимость аренды вполне себе рыночная — та, какую и определяет, собственно, аукцион. Цены бывают разными. К примеру, арендная плата за московскую усадьбу Чернецовой — Вагиных — Барановых (площадь чуть больше 1 тыс. м²) XVIII-XIX веков на прошлогоднем аукционе начиналась от 3 тыс. руб. за 1 м² в год. Ежегодная аренда 1 м2 усадьбы Морозовых рубежа XIX века площадью 827 м² на Николоямской улице в Москве после торгов составила больше 13 тыс. руб.

Ежегодно в длительную аренду или собственность передается от 30 до 50 российских усадеб, подсчитал Дмитрий Ойнас . Часть из них была передана по программе «Усадьбы Подмосковья»: за десять месяцев ее работы владельцев обрели шесть усадеб, находящихся в собственности Московской области, и четыре муниципальных. До конца 2014 года планируется передать еще пять усадеб, а с начала будущего года — 23 муниципальные усадьбы.

Власти обещают, что будут передавать в собственность и парки несохранившихся усадеб. «Они будут вовлекаться в хозяйственный оборот путем передачи в аренду с возможностью воссоздания ранее утраченных исторических построек», — рассчитывает министр культуры Подмосковья Олег Рожнов .

Сегодня в руках частных лиц или организаций находится около 350-400 усадебных комплексов. Темп, с которым российские усадьбы находят новых владельцев, нельзя назвать высоким. «Очереди из желающих владеть усадьбами я не заметила, хотя занимаюсь изучением усадебного наследия больше 20 лет», — свидетельствует заведующая отделом архитектуры Нового времени НИИ теории и истории архитектуры, член Общества изучения русской усадьбы Мария Нащокина .

Кто хочет быть помещиком?

Крупный и средний бизнес, потомки разоренных «дворянских гнезд», да и самые обычные люди, бюджетные и коммерческие организации, аффилированные с государством, — вот основной контингент владельцев.

Каков идеальный портрет собственника из крупного или среднего бизнеса? Это должна быть инвестиционная компания, обладающая достаточными собственными средствами, специалистами, курирующими реставрацию, и входящими в саму компанию предприятиями, деятельность которых прямо пересекается с реставрационными задачами — от правовых до строительных вопросов. Дело за тем, чтобы собственники такой компании захотели потратиться на восстановление усадьбы. Подобных примеров немного.

Так, Мария Нащокина называет владельца ГК «Конкор» Владимира Кононова чуть ли не единственным в России бизнесменом, продемонстрировавшим профессиональный подход к реставрации имений. Эта компания восстановила две усадьбы в Тверской области: дом Ивана Белюстина в Калязине и знаменитейшую усадьбу второй половины XVIII века Знаменское-Раек (шедевр Николая Львова ) между Тверью и Торжком (см. справку).

Директор «Северо-Западной инвестиционной компании» Николай Загоруй не только спас от полного разрушения псковские палаты Подзноева XVII столетия, но и открыл в восстановленном памятнике экспозицию по материалам археологических раскопок, а также ресторанный и гостиничный комплекс «Двор Подзноева».

Казанский бизнесмен и меценат Алексей Семин , пожалуй, наилучшим образом соответствует портрету «идеального собственника»: его инвестиционная компания ASG обладает достаточными ресурсами, которые готова тратить на восстановление усадеб. В ASG входят все необходимые для проектирования и реставрации подразделения — от правового до реставрационного. Сохранение исторического наследия и превращение его в эффективный инструмент инвестиций стало, по сути, одним из основных направлений деятельности бизнеса Алексея Семина: 10-15% доходов от активов инвестиционной группы предприниматель отчисляет на свои усадебные проекты, а их целых семь (см. справку).

На подмосковные усадьбы компания планирует потратить около 5 млрд руб. за три-четыре года, говорит пресс-секретарь ASG Татьяна Славкина . Стоимость восстановления начинается со 100 тыс. руб. за 1 м², не считая интерьеров и парков. В среднем усадьба «под ключ» обходится в 0,5-1 млрд руб., подытоживает Славкина. Сам Семин — обладатель коллекции западноевропейского искусства XVI-ХIX веков. В числе 5 тыс. предметов его собрания — живопись, мебель, декоративно-прикладное искусство.

Крупный бизнес стремится превратить объекты культурного наследия в эффективный инвестиционный инструмент — обычные граждане становятся обладателями усадьбы по зову сердца. И уже потом рассматривают возможности возврата вложений и получения прибыли.

Наименее эффективные (иногда не по своей воле) владельцы усадеб — бюджетные учреждения и коммерческие организации, действующие в интересах государства. К числу малоэффективных собственников, увы, относятся и некоторые региональные музеи, ведущие столичные вузы и, как ни удивительно, приходские храмы.

Пожалуй, наиболее эффективные собственники — потомки бывших владельцев усадеб. Люди, знающие свой род, нутром чувствующие, чем жили их предки, — истинные и преданные энтузиасты-подвижники. Они не только восстанавливают усадьбы, но и возрождают традиционный быт, продолжают историю рода, его традиций и ценностей. А зачастую и сами живут в родовых имениях. «Ясная Поляна» и ее директор Владимир Толстой , музей-усадьба Михаила Шолохова и ее директор Александр Шолохов , «Поленово» с директором Наталией Поленовой , владелец подмосковной усадьбы Александрово-Щапово ученый-историк Ярослав Щапов и другие…

Какими бы ни были цели, подвигшие сегодняшних владельцев заняться восстановлением имений, проблемы, с которыми они сталкиваются, у всех одинаковы.

Парк с привидениями

К передаче в собственность исторических усадеб общество относится с недоверием, утверждает Дмитрий Ойнас . Под давлением общественности и при плохо работающей системе мониторинга за уже переданными усадьбами государство старается подстраховаться — стремится сохранить за собой максимальный контроль над памятниками.

В итоге владельцев и арендаторов в кратчайшие после обретения усадеб сроки обязывают заняться полноценной реставрацией. Хорошо это или плохо? Для усадеб, у которых уже есть владельцы, скорее, хорошо. Добросовестный арендатор понимает, чем он владеет, и старается выполнить жесткие условия государства. Проблема в том, что уложиться в график реставрационных работ способно существенно меньшее число людей, чем тех, кто в принципе хотел бы взять усадьбу на условиях долгосрочной аренды или в собственность. Это и есть один из основных сдерживающих факторов развития рынка, уверен Ойнас.

Причем арендатора больше пугает не то, что в случае невыполнения графика он может быть лишен своей усадьбы, а компенсация средств вряд ли совпадет с его реальными тратами. Стратегически важнее то, что из-за негативного отношения властей к владельцам существует реальный риск утраты самих памятников: усадьбы просто не находят своих владельцев. «Мы их и теряем — еженедельно», — подтверждает Мария Нащокина.

В Европе нет жесткой связи между приобретением объекта культурного наследия и его восстановлением, для европейцев важно сохранить то, что получил. «Взял в аренду руину — будь добр сделать все, чтобы она дальше не разрушалась, — комментирует Дмитрий Ойнас. — Арендатор платит налоги, вносит арендную плату и вправе сам решать, когда заняться восстановлением. Это нормально: довольно жесткие обязательства по восстановлению потянуть может не каждый». Словом, на Западе консервация важнее реставрации.

«Жесткие требования к реставрации необходимы, поскольку гарантируют воссоздание исторического объекта, а не новое строительство его копии», — возражает Олег Рожнов.

Еще один фактор риска — передача в аренду усадеб без земли. Десятилетиями территории усадеб вместе с прудами и парками делились между разнообразными собственниками. И даже если у самой усадьбы появился надежный владелец, готовый инвестировать средства в ее восстановление и развитие, законных путей передать ему территорию целиком уже нет.

Чиновники это признают и призывают собственника потерпеть. «В процессе разработки проекта реставрации и в ходе самих работ можно рассмотреть возможности присоединения отдельных участков для воссоздания единого усадебного комплекса», обещают власти. Пройти такой путь под силу лишь крупному бизнесу. В случае с обычным собственником положительных примеров подобной тесной кооперации с властью пока не видно.

К слову, в сложившейся европейской практике именно парки, а не сами имения представляют, с точки зрения владельца, главную ценность. Парк — универсальное средство привлечения посетителей, получения прибыли, поэтому европейские арендаторы прежде всего занимаются его развитием, а уже потом обращают внимание на другие сервисы.
«Может пройти не один год, прежде чем арендатор решит, что с доставшейся ему усадьбой тоже стоит что-то сделать. Например, кормить и поить посетителей кофе или размещать своих гостей, — комментирует Ойнас. — Владельцы работают прежде всего с культурно-историческими смыслами, связанными с объектом наследия, и вокруг них выстраивают систему сервисов, а уже потом думают, какие для этого требуются капитальные вложения».
Российская общественность относится к историческим усадьбам в первую очередь как к антикварной ценности. А планы развития усадеб редко выходят из набора стерео-типов «отель, ресторан, музей, бани, балы». В чем причина?

Используя — сохраняем

«Мы потеряли опыт жизни в усадьбах, просто разучились там жить», — считают владельцы многих усадеб. Умение жить в деревне означало и использование имения как художественного пространства: состоятельные и образованные владельцы собирали художественные коллекции, поддерживали традиции публичных театральных представлений.
Российский рынок исторической недвижимости только начинает формироваться. До 1990-х годов рынка не существовало, памятники были исключительно государственной собственностью, напоминает Олег Рожнов. Усадьбы наряду с другими объектами недвижимого имущества стали предметом свободного оборота лишь в начале 1990-х.

Сегодняшние федеральные и региональные программы развития (вроде «Усадьбы Подмосковья») далеки от совершенства. По сути, они загоняют в рамки арендаторов и лишают права на появление хозяина множество российских усадеб. «Эти программы — компромисс между общественным мнением и потребностями рынка в исторической недвижимости, это переходные формы к реальному рынку», — считает Дмитрий Ойнас.
Впрочем, все то, что как-то способствует возрождению усадеб, уже хорошо. Поэтому не столь важны условия, на которых усадьбы находят нового хозяина, — в собственности или на условиях аренды, но у них должны быть владельцы. Главное для сохранения памятника — его использование.

Олег Рожнов признает, что «государство должно выполнять не только надзорные функции, но и предоставлять ряд преференций для добросовестных инвесторов, которые реализуют эти проекты». И уже готов предложить более мягкие условия. Так, по инициативе Минкультуры Подмосковья готовится законопроект, предусматривающий снижение платы за земельные участки, на которых расположены усадьбы, переданные в аренду по программе «1 рубль за 1 м²».
Сами же игроки рынка исторической недвижимости более всего заинтересованы в установлении охранных зон, признании парков недвижимым имуществом и повсеместном внесении сведений об усадьбах и парках в государственный кадастр недвижимости. А пока этого не произошло, требуют ввести мораторий на новую застройку вблизи парков и усадеб. Это поможет найти новых хозяев старым усадьбам.

Усадьбы, которым повезло

Усадьба Марьино,

родовое имение Строгановых — Голицыных
Ленинградская область

Собственник : Галина Степанова
Условия владения: в личной собственности с 2008 года

Петербургская предпринимательница и владелица музейно-выставочного центра «Петербургский художник» Галина Степанова купила усадьбу XIX столетия Марьино в 2008 году у обанкротившегося завода «Сокол». Почему именно Марьино? Галина Степанова предпочитает говорить, что «усадьба нашла ее сама».

За три года ей удалось полностью восстановить ансамбль и обустроить на территории английский парк, где высадили более тысячи деревьев и кустарников и вылечили старые посадки, воссоздали каскад прудов с плотинами и водопадами. В 2011 году обустроили конюшню с двумя лошадками — Радой и Монетой. Открыли ресторан с европейской, восточной и русской кухней и отель (цена номеров от 8 тыс. до 13 тыс. руб.). Галина Степанова мечтала заказать скульптору Михаилу Шемякину скульптуру Пиковой дамы: прототипом известного персонажа стала прежняя хозяйка усадьбы Наталья Голицына . «Такой факт нужно непременно увековечить, но пока нам не удалось договориться», — говорит Степанова.

Зато удается превратить имение в разновидность дорогостоящего отдыха: зимние и летние забавы, экскурсии по усадьбе. Обед или чай с пирожками оплачиваются отдельно и «являются обязательной составляющей экскурсионных программ» (цитата с сайта).


Усадьбы «Дом Ивана Белюстина» (XIX век) и Знаменское-Раек (XVIII век)

Тверская область
Собственник: ГК «Конкор»
Условия владения: аренда на 49 лет
К совладельцу ГК «Конкор» Владимиру Кононову в тесном мире усадебной общественности питают особые чувства не случайно: это первый российский бизнесмен, всерьез занявшийся восстановлением усадеб.

В 2001 году в Калязине был восстановлен дом Белюстина, известного тверского священника, жившего в усадьбе более 70 лет. Нарядные бело-сиреневые ампирные постройки, дом с мезонином и розовый сад с изящной ротондой — Кононову удалось осуществить реставрацию на высоком профессиональном уровне. Восстановлены также интерьеры и домашняя обстановка.

К 2015 году будет завершено масштабное восстановление еще одного имения — Знаменского-Райка архитектора Николая Львова , одного из самых известных примеров русского палладианства XVIII века. Впрочем, уже несколько лет в северо-восточном флигеле усадьбы работает мини-отель, который Кононов пообещал превратить в «музейно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям ЮНЕСКО». С этой целью он привлек к реставрации французское архитектурное бюро Fevre&Gaucher . Объем вложенных в реставрацию средств Владимир Кононов не скрывает: калязинская усадьба обошлась ему в $6,5 млн, а Знаменское-Раек — не менее $20 млн.


Усадьба Красково-Убережное

Тульская область
Собственник: Александр Ситников
Условия владения: в личной собственности
Московский предприниматель Александр Ситников приобрел усадьбу дворян Киреевских XVIII века в 2000 году у одного из тульских оборонных заводов. После революции и вплоть до 1980-х годов в имении была школа, в 1985 году ее закрыли, а усадьбу передали тульскому заводу, организовавшему там дом отдыха. То, что усадьбу использовали, сохранило ее от забвения. Однако из-за отсутствия должных реставрационных работ она сильно пострадала: разрушились перекрытия, а флигель при главном доме рабочие и вовсе разобрали.

Красково-Убережное Ситников восстанавливал девять лет, в консультанты привлек профессиональных архитекторов и реставраторов. Уже восстановленные части фасада и лепнину на карнизах сравнивал с архивными фотографиями — и добивался полного исторического сходства. Он сохранил старинную лестницу, оставил неизменной сводчатую трапезную площадью 100 м², а пол в имении набрал из лиственницы.

Александр Ситников — один из немногих владельцев усадеб, которые не используют в коммерческих целях каждый квадратный метр. А мог бы — содержит же в усадьбе целое хозяйство из лошадей, овец, бычков и коров, а в пруду разводит рыбу. И так уже больше десяти лет.

Усадьбы, которым не повезло


Усадьбы Гончаровых и Чернышевых

Ярополец, Московская область
Собственник: Московский авиационный институт (МАИ)
Условия владения: федеральная собственность,
переданы на баланс в 1969 году
В Великую Отечественную войну обе усадьбы серьезно пострадали: были утрачены кровли, перекрытия, фасады. В 1959 году комплекс усадеб был передан на баланс МАИ, а земли — в оперативное управление. Институт восстановил кровлю и фундамент усадьбы Гончаровых XVIII века, связанной с именем Александра Пушкина , отреставрировал стены, уложил металлические балки, изготовил и установил новые оконные блоки. Сегодня в бывшем имении работает пансионат для студентов МАИ «Ярополец». Парк превратился в лес.

А вот на соседнюю усадьбу Чернышевых, основанную вельможей екатерининского времени, средств, увы, не хватило. Изысканная церковь, непринужденно раскинувший каре хозяйственных дворов «французский дворец» (предположительно архитектора Жан-Батиста Валлен-Деламота ), парк с Версальской аллеей и обелиском Екатерине II — красивейшее подмосковное имение фактически утрачено. Жизнь едва теплится лишь в церкви-усыпальнице графов Чернышевых, где еще сохраняются остатки монументального надгробия.

Пресс-секретарь МАИ Юлия Романова рассказала, что два года назад институту удалось включить усадьбу Чернышевых в Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы)». Министерство культуры РФ выделило 3 млн руб. на разработку проектно-реставрационной документации по усадьбе. В 2013-2014 годах на эти же цели было выделено еще 12 млн руб. Не так давно МАИ подал заявку на проведение реставрационных работ на всех объектах усадьбы. Сроки и другие параметры будущего проекта пока не известны.

«Таких ситуаций, к сожалению, очень много: формально объект остается в федеральной собственности, а балансодержателем становится некая организация, — говорит вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас . — Эксплуатация объектов наследия не является их профильной деятельностью, а потому соответствующим образом и финансируется. Но забрать у них эти объекты и передать другому владельцу непросто, механизм не отработан».


Усадьба Покровское-Стрешнево

Москва
Собственник: Высшая школа экономики (ВШЭ)
Условия владения: передана в оперативное управление в 2012 году
«Ситуация сложная и удивительная», — так в Высшей школе экономики характеризуют происходящее. С момента передачи усадьбы в оперативное управление ВШЭ в 2012 году для Покровского-Стрешнева хорошие времена так и не наступили. Эта старейшая усадьба Москвы основана еще в первой четверти XVII столетия, принадлежала она роду Стрешневых (на Евдокии Стрешневой был женат первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович ). Помпейская комната, Ванный домик, библиотека, роскошный парк — эти и многие другие уникальные уголки усадьбы ветшают с каждым годом. В имении еще не так давно собирались «неформалы».

Глава пресс-службы ВШЭ Вадим Воробьев объясняет ситуацию так: пока действует распоряжение суда о наложении Росимуществом ареста на распоряжение зданием усадьбы Покровское-Стрешнево; в связи с этим свидетельство о передаче права оперативного управления имением ВШЭ так и не оформлено, а без него она не вправе расходовать средства на ремонт, реконструкцию, консервацию здания.

«Все, что мы можем сделать сейчас, — организовать охрану объекта и закрыть оконные и дверные проемы для того, чтобы никто не смог проникнуть внутрь», — говорит Воробьев. Когда появится нужный документ, не знает никто. Окончательного решения относительно того, как ВШЭ будет использовать переданные в оперативное управление помещения, тоже пока нет.


Усадьба Николо-Урюпино

Московская область
Собственник: ОАО «Распорядительная дирекция Министерства культуры РФ»
Условия владения: в государственной собственности

Самый трагичный пример в нашей подборке. В 1999 году известный в те годы депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов взял в аренду усадебный комплекс Николо-Урюпино XVIII-XIX веков сроком на три года.

Бизнесмен намеревался провести полную реставрацию зданий и реконструкцию парка. Взамен Владимир Брынцалов рассчитывал на передачу всех строений в собственность. Это намерение согласовать с властями Брынцалову не удалось, и он отказался от планов по восстановлению усадьбы. Усадьба ветшала и разрушалась.

В 2001 году решением суда по иску Министерства культуры Московской области договор с Брынцаловым был расторгнут. Но и это не спасло усадьбу от забвения. Настоящего хозяина, готового заботиться о ней в должной мере, у нее нет и сегодня.

Богатые люди России легко могут обеспечить восстановление всех ее усадеб. Но природа современных «русских» денег не приемлет открытости и публичности

Сергей Васильев

От редакции . Предлагаем вниманию читателей текст, опубликованный в социальной сети . Автор - бизнесмен Сергей Васильев – хорошо известен ревнителям культурного наследия. С 2007 года он занимается восстановлением усадьбы Куракиных Степановское-Волосово в Тверской области: сначала арендовал ее, затем выкупил. Перейдя в частные руки, усадьба, лежавшая в руинах, не только отреставрирована, но и остается доступной для посещений. Размышления Сергея Васильева о судьбе русской усадьбы в наши дни и природе современных русских денег представляются нам весьма актуальными. Публикуется с согласия автора.

Почему российские бизнесмены не восстанавливают массово разрушенные старинные русские усадьбы, а покупают замки во Франции, Италии или Великобритании?

Казалось бы, наши «руины» находятся рядом, в привычной и понятной социальной среде. Покупай и восстанавливай, ведь большую часть времени по бизнесу богатый человек проводит здесь, в России. И тем не менее, бизнесмены делают выбор в пользу европейских исторических объектов, а не наших, российских.

Занимаясь собственным усадебным проектом уже много лет, я постепенно понял несколько основных причин.

Первое - ш ирота выбора . Европейский рынок «исторической» недвижимости предлагает огромный выбор. Тут есть и совсем старые замки, основанные еще в XVII, XVIII, XIX веке. Тут есть все стили: готика, барокко, классицизм.

Есть шикарно отреставрированные особняки, в которые можно въезжать хоть завтра, а можно найти и полуразрушенную руину, с которой нужно еще потрудиться, чтобы привести ее в надлежащий вид.

Тут есть очень дорогие объекты, с огромными домами и парками, а есть и вполне бюджетные варианты. Иногда объекты готовы продать вам почти даром, если ты возьмёшься восстанавливать их.

Условия, которые налагает на тебя государство по требованиям, связанным с охраной исторических памятников, по большому счету, мало чем отличаются у них и у нас. Тут наши правила с европейскими примерно одинаковые.

Главное отличие именно в широте выбора.

Нельзя сказать, что у русских нет денег на восстановление своих усадеб или, что у нас нет вкуса и терпения, чтобы ввязаться в такой проект. Беда «русской усадьбы» заключается в том, что ей приходится конкурировать с «французскими замками» и «итальянскими палаццо» за внимание к ним со стороны наших же богатых людей, конкурировать за наши же деньги .

Русский дворянин XVIII века, да и XIX-го, жил в основном в России. Редкие дворяне покупали себе что-то за границей. Они строили свои поместья по всей необъятной России. Наиболее знатные и богатые имели поместья в разных далеких уездах Российской империи, где они и воздвигали свои огромные дворцы.

Скажем, наши Куракины, чью тверскую усадьбы восстанавливаем мы, имели огромные поместья в Саратовской, Орловской, Тверской губерниях, не считая домов в Петербурге и Москве.

Русские дворяне перекупали друг у друга дома, имения. И если движение объектов по рукам и происходило, это было движение русских денег внутри России . Именно тут, богатый русский человек старался построить свой дом, усадьбу, свой «рай на земле».

Если князь уставал от государственной службы, он уединялся в своем имении и полностью отдавал себя его развитию и процветанию.

Русские деньги и богатство унавоживали нашу землю. Усадьбы конкурировали между собой и этой конкуренцией достигли к середине XIX века своего расцвета.
Золотой век Российской империи.

Сейчас не так.

Сегодня редкие заброшенные руины, на окраинах бывших совхозов, переделанные в тубдиспансеры, психбольницы, пионерлагеря вынуждены конкурировать с огромным разнообразием европейских особняков.

И в этой конкуренции наши «руины» проигрывают вчистую.
Редкий чудак с терпением и деньгами обратит на них внимание.

Второе – скрытность наших денег .

Создав закрытые, за двухметровыми заборами, анклавы на Рублёвке и Новой Риге, наши бизнесмены могут спокойно жить, не беспокоясь, что к ним придут с вопросом:

Откуда твои деньги? Кто ты такой?

В «толпе» на Рублёвке легко затеряться. Там сотни, а то и тысячи таких же как ты.

Купить усадьбу – это совсем другое.

Ее не закрыть двухметровым забором. Глупо купить старые руины, десять лет их восстанавливать, чтобы потом спрятать это за забором.

Сегодня покупка и восстановление «русской усадьбы» - вызов.
Ты должен быть готов открыться перед людьми, которые живут рядом или которые завтра случайно будут проезжать мимо и спросят:

Кто ты такой?

Усадьба – как метка, как масонская клятва, тайно данная самому себе, что теперь всё будет в открытую!

Наш бизнес так не привык. 90-е и нулевые не терпели лишних слов и языков. К десятым мы накопили большие деньги, совокупные состояния богатых людей России легко могут обеспечить восстановление всех полуразрушенных наших усадеб.

Но тут обнаружилось, что природа современных «русских» денег не приемлет открытости и публичности.

И это главное, что мешает им взяться за восстановление родной «русской усадьбы» и снова строить свой… «рай на земле».

Досье .

«История преодоления глупостей». Как Сергей Васильев восстанавливал усадьбу Степановское-Волосово.

Как выглядит Степановское-Волосово после восстановления.

Фото (Сергей Васильев): главный дом усадьбы Степановское-Волосово



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация