Вопросы к историко искусствоведческой экспертизе по картинам. В каких сферах необходимо участие экспертов

Главная / Суд

Памятники истории и культуры - это важная часть духовного наследия народа, которые должны служить целям развития науки, образования и культуры, формированию чувства патриотизма и эстетическому воспитанию. К таким достопримечательностям относятся и многие из произведений искусства как творческое отражение действительности в художественных образах. Некоторые из них даже считаются историко-культурными ценностями, имеют особый статус и охраняются государством. Словосочетание "изделие искусства" - термин не юридический, его определение в законодательных актах нет. В контексте нормативных актов об авторском праве изделием литературы или искусства признается любое произведение, независимо от его стоимости и назначения, способа выражения, но выражение должно иметь объективную форму. К произведений искусства относят и некоторые другие виды человеческого творчества, например компьютерные игры, которые с 2011 г.. Официально признаны в США отдельным видом искусства.

Общепризнанным назначением художественных произведений выступает обеспечение эстетических потребностей человека. Такие потребности в каждой личности разные, оцениваются каждым человеком по-разному, в то же время, существуют и общепризнанные подходы к определению художественных ценностей. Художественные изделия, благодаря высокому и устойчивому а также растущему спросу на них как в нашей стране, так и за ее пределами, довольно часто становятся объектами неправомерных посягательств, а следовательно, и объектами уголовных производств или гражданских споров. Полное и объективное расследование преступления или правильное и справедливое решение гражданского иска требует использования специальных знаний, которые применяются в рамках судебной искусствоведческой экспертизы для решения конкретных вопросов, связанных с установлением подлинности произведения, его идентификации, принадлежности определенному автору, с художественными подделками.

Искусствоведческая экспертиза - это самостоятельный класс экспертиз, поскольку для ее проведения нужны специальные знания в такой самостоятельной научной отрасли как искусствоведение. Этот класс судебных экспертиз имеет свои предмет, объекты и собственные методы исследования. Родами судебно-искусствоведческой экспертизы: экспертиза произведений живописи; экспертиза произведений графики; экспертиза произведений скульптуры; экспертиза художественных фотоснимков; экспертиза кинофильмов и видео; экспертиза художественных произведений народных промыслов; экспертиза антикварных изделий; экспертиза особо ценных музыкальных инструментов; экспертиза литературных произведений; экспертиза музыкальных произведений.

Целью искусствоведческой экспертизы являются:

Установление культурно-исторической ценности объекта искусства;

Классификация объекта - к какому виду искусства или ремесла он относится - начиная с глобальных различий типа: картина или оружие и заканчивая подробной классификации по жанру, эпохой, местом изготовления, принадлежности к определенной или иной художественной школы и т.д.;

Определение материалов, из которых изготовлено объект искусства;

Определение состояния объекта, его сохранности, наличия или отсутствия дефектов, повреждений и их характера;

Определение времени изготовления объекта - от эпохи к конкретному года;

Определение художественно-эстетической цели изготовления.

Определение степени уникальности объекта.

Определение оригинальности объекта - является ли он оригиналом или копией другого изделия;

Установление наличия переделок или выполненных реставрационных работ.

Определение стоимости объекта на определенное время.

Установление подлинности объекта.

Определение принадлежности (непринадлежности) объекта к порнографической или эротической продукции.

Предметом искусствоведческой экспертизы являются фактические данные, имеющие значение для уголовного производства или гражданского дела и связанные с установлением культурной, историко-культурной ценности и материальной стоимости художественного произведения, соответствия его содержания и идейного направления установленным нормам общественной морали. Данная экспертиза осуществляется на основе специальных знаний в области искусствоведения и культурологии.

Объектами искусствоведческого исследования являются произведения изобразительного (живопись, скульптура, графика) и декоративно-прикладного (профессионального и народного) искусства, кино- и видеопродукция, фотоматериалы и тому подобное. Такие произведения могут быть выполнены из различных материалов, а также зафиксированы на любых носителях (бумажных, магнитных и фильмах, электронных и т.д.). Это могут быть, например, экслибрисы, монументальные памятники культуры (архитектурные ансамбли и отдельные здания, росписи), предметы одежды, исторический текстиль, гано- и видеофильмы, фотоснимки отдельные или их тематически связанные серии, фонограммы музыкальных или песенных произведений и их нотные записи и тому подобное. Итак, объектами данного класса экспертных исследований являются предметы материального мира, которые, вероятно, имеют художественную, историческую или культурную ценность.

Основанием для классификации объектов искусствоведческой экспертизы необходимо считать сферу искусствоведения - отрасли научного знания, специфической для этого направления экспертных исследований. Для искусствоведения традиционным является деление искусства на виды в зависимости от способа материального воплощения содержания - слова, звука, изображения или их комбинации. Если рассматривать объекты судебной искусствоведческой экспертизы как материальные носители информации, то способ материального воплощения содержания может быть выбран в качестве основания для их классификации, поскольку именно он определяет материальные характеристики каждой группы и соответствующий им метод исследования.

Не всякий объект искусствоведческой экспертизы является произведением искусства или имеет художественную, культурную или историческую ценность, однако все они являются продуктами человеческой деятельности, предназначенные для воздействия на наблюдателя через восприятие, и в каждом из них содержание, замысел воплощается именно одним из перечисленных способов.

В зависимости от способа материального воплощения содержания объекты искусствоведческой экспертизы можно разделить на изобразительные, музыкальные и литературные произведения. В случае исследования как объекта экспертизы образцов песенного творчества могут изучаться отдельно музыкальная, литературная составляющая и их сочетание в одном произведении искусства. Отдельные подходы нужны в экспертного исследования таких специфических объектов искусствоведческой экспертизы, как кинофильмы. В них сочетаются литературный смысл, режиссура, игра актеров, музыка, песенная часть и тому подобное. Дальнейшая классификация объектов искусствоведческой экспертизы возможна по материалам, которые применялись для их изготовления, и материалами носителей. Так, среди изобразительных произведений выделяются плоские изображения (графика и живопись), скульптура, архитектура и декоративно-прикладные изделия. Музыкальные произведения, в зависимости от средств фиксации музыки, можно разделить на произведения в нотной записи и на различных аудионосителя: пластинках, аудио- пленках, лазерных дисках и т. Литературные произведения делятся на восковые или глиняные таблички, свитки, пергаменты, сшитые книги (печатные или рукописные), электронные тексты и тому подобное. Искусствоведение предусматривает и другие виды разделения произведений искусства. Например, жанровое: в зависимости от формальных и содержательных особенностей в живописи выделяют портрет, пейзаж, натюрморт и др; в литературе - прозу, в том числе роман, рассказы, эссе и т.д., и поэзию; в музыке - классическую, народную, духовную, джаз и т.

В основе разделения произведений искусства может также быть стиль, что приводит тип культурной целостности. Среди стилей выделяют академизм, барокко, импрессионизм, кубизм, сюрреализм и т.д., и с этой точки зрения музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства эпохи барокко имеют между собой гораздо больше сходных черт, чем, например две вазы, одна из которых изготовлена в классическом стиле, а другая - в стиле модерн. Произведения искусства можно дифференцировать по времени и месту их создания: искусство Древнего Египта, Древней Греции, западноевропейское средневековое искусство и тому подобное. Такие классификации объектов искусствоведческой экспертизы имеют существенное значение при выборе экспертом методов и методик исследования, а также при оценке квалификации самого эксперта. Соотнесения предоставленного на экспертизу объекта с тем или иным стилем, жанром, историческим периодом и территорией является частью искусствоведческого исследования.

Характеризуя объекты судебной искусствоведческой экспертизы, необходимо отметить одно довольно проблемный вопрос, который возникает в практике проведения этого вида экспертиз: можно провести исследования по документам, фотографиями и описанием предмета, который, вероятно, составляет художественную, культурную или историческую ценность при отсутствии самого предмета? Юридических запретов для этого нет, вместе с тем возможности эксперта при выполнении такого исследования значительно уменьшаются. Например, для определения времени и места изготовления живописного полотна необходимо проведение химического анализа использованных красок, а при наличии только фотографий или описаний картины такой анализ невозможен. Кроме того любой описание может быть неполным или нечетким, дополненным личным восприятием художественного произведения автором описание, а фотографическое изображение - искажать представление об объекте из-за неточности цветопередачи, угол съемки, освещения предмета и другие факторы. Фактически в таком случае эксперт исследует не тот объект, о котором ему задают вопросы. Так, в случаях проведения искусствоведческой экспертизы определенного произведения искусства по документам эксперт вместо фактического объекта исследования - картины как визуального изображения, анализирует текст описания этой картины, вместо скульптуры, то есть объемного изображения - ее фотографию, то есть плоское изображение. Такие особенности необходимо учитывать, предоставляя оценку заключения эксперта, а самому эксперту необходимо каждый раз ссылаться на представленные документы и подчеркивать, что вывод сделан только на основании информации, в них содержится.

Качество вывода искусствоведческой экспертизы и возможность использования его в качестве источника доказательства в уголовном производстве или средства доказывания по гражданскому делу зависит не только от фактических данных, квалификации эксперта и объектов, предоставленные на исследование, но и от вопросов, сформулированных лицом, назначила экспертизу. Проводя исследования, эксперт в первую очередь ориентируется именно на эти вопросы, поскольку ответы в его заключения напрямую зависят от формулировки вопросов. С учетом этого обстоятельства для большинства классических экспертиз были разработаны методические рекомендации по формулированию вопросов, с приблизительным перечнем. Но такие рекомендации можно рассматривать лишь как ориентир, а постановка конкретных вопросов и их формулировки зависят от конкретных задач следственной или судебной практики. Судебная искусствоведческая экспертиза еще находится в процессе становления, поэтому унифицированного перечня вопросов для нее до сих пор не разработано.

Задача судебно-искусствоведческой экспертизы разнообразны и зависят от объекта исследования, отрасли, в которой проводится эксперты по, содержания и особенностей гражданского дела или уголовного производства, в рамках которых она проводится, и других факторов. Так же, как и в других классах экспертиз, при назначении и проведении судебно-искусствоведческой экспертизы решаются идентификационные (атрибутивные), диагностические и классификационные (типологические) задачи.

К идентификационных относят: задачи, связанные с отождествлением исследуемого объекта с конкретным произведением искусства; установление принадлежности предоставленных на исследование фрагментов произведения к конкретному произведению; воспроизведения конкретного произведения по предоставленным фрагментом с использованием данных о его внешнем виде (фотографий, документальных описаний и т.п.). Идентификационные (атрибутивные) исследования решают вопрос об идентификации конкретного произведения и установление его автора. К примеру:

1) Есть ли предоставлен на исследования художественное произведение "Портрет сестры Анны младшей", бумага, пастель, 62 х 80 см, авторской работой художника И. П. Светлицкого?

2) Есть ли использовались содержанию элементы предоставленных на исследование художественных произведений для изготовления открыток, изданных компанией «Завещание»?

При атрибуции произведений и установлении их культурной ценности проведения исследования предполагает сначала их детальный визуальный осмотр и описание. Документируется состояние их сохранения с лицевой и оборотной сторон, обращается внимание на надписи, этикетки и другие знаки, которые могут указывать на историю создания, авторство и существования произведений. В атрибуции произведений искусства важное место занимает аспект реставрации - был объект реставрирован, в какое время и какими методами, именно подвергалось восстановлению. Проведению реставрационных работ предшествует исследования - атрибуция - определение подлинности и автора произведения, а при невозможности этого - школы, страны, времени создания и т.д., определение степени сохранности и потерь после создания, искажение предварительным реставрации или другими действиями, а также установления первоначального вида. Рассматривая объект исследования, следует учитывать, что его назначение, материал, из которого он изготовлен, форма и т.д. должны быть органическими, то есть соответствовать времени и цели его создания.

Далее применяются неразрушающие оптико-физические методы анализа: микроскопический, фотографирование в отраженных инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, видимая и ультрафиолетовая люминесценция, рентгенография. Эти исследования позволяют установить состояние почвы, красочных и покровного слоев, выявить наличие авторской подготовки рисунка, подрисовок, фактуру мазка, места реставрационных включений и тому подобное. При исследовании состояния красочного слоя обращают внимание на наличие кракелюр и их вид, расположение по плоскости произведения, расположение авторского надписи относительно авторского красочного слоя. При исследовании изображения методами видимой люминесценции и в отраженных ультрафиолетовых лучах можно зафиксировать наличие грибковых повреждений произведения, установить их состояние - действующий или обезврежен. Рентгенографические исследования позволяют не только установить технику исполнения произведения, но и выявить наличие перезаписи, то есть предыдущие живописные слои на поверхности исследуемого объекта.

Для изучения материальной составляющей произведения осуществляется отбор проб из разных его частей. Пробы отбираются в размерах незначительных, но достаточных для изготовления из них микрошлифов с целью дальнейшего их использования для определения как химико-физических характеристик материалов, так и техники изготовления произведения. Стоит отметить, что для копиистов и фальсификаторов произведений искусства достижения полной аутентичности материалов с оригиналом остается задачей невыполнимой. Это существенно способствует возможностям экспертизы и уже на этапе сравнения параметров материальной составляющей исследуемого произведения с соответствующими данными можно выявить факт копирования или фальсификации.

В дальнейшем экспертом определяется соотношение по времени конструктивных и изобразительных частей произведения, подписей, монограмм, штампов и т. Устанавливается наличие более поздних вставок, реставрационных заполнений. Изучаются особенности конструкции, структуры и химического состава аутентичных частей произведения. Это дает возможность сделать выводы о соответствии указанных параметров времени их создания, принадлежность произведений к локальной художественной школы, авторство и тому подобное.

Анализ индивидуальной манеры художника имеет целью выявления типичных для конкретного создателя технических приемов работы, для чего исследуются особенности фактуры красочного слоя, характер обработки поверхностей работ, представляющих другие виды искусства, с учетом многообразия применяемых технических средств и материалов. При необходимости проводится почерковедческая анализ подписей, надписей, монограмм, рассматриваются другие обозначения (символико-аллегорические, геральдические и т.д.), важные для атрибуции произведения. Определяется их соотношение с произведением во времени. При этом информация о более поздние элементы произведения тщательно анализируется различными методами. Подпись или надпись, сделанная позже времени создания, другие специфические добавления и изменения, внесенные в произведения, могут принадлежать его автору или указывать на него. В то же время, они могут быть выполнены другими лицами, но указывать на фактического автора. Основа определения подлинности произведений живописи - соотнесение во времени их конструктивной и изобразительной частей.

Для датировки станковой или книжной гравюры важным является установление времени производства бумаги, на которой она напечатана. При исследовании составляющих бумаги, его состояния обращают внимание на наличие на нем характерных водяных знаков. Важно провести анализ типов и особенностей шрифтов на гравюрах и старопечатных изданиях. Для оценки гравюр важным является определение техники их выполнения, поскольку в разных странах та или иная техника появлялась в достаточно точно установленный на сегодня время. Для характеристики гравюр важно установить, был ли автор гравюры одновременно и автором рисунка, по которому выполнялась гравюра, или основу композиции графического произведения составляет произведение другого художника-живописца, гравера, скульптора, архитектора и др. (Тип так называемой репродуктивной гравюры).

Стилистический анализ предполагает рассмотрение темы, сюжета произведения, особенностей его иконографии, а также композиции, колорита, колористического решения, других формальных качеств и признаков для отнесения работы к определенному хронологическому периоду или стиля, направления выяснения места ее создания, авторства и тому подобное. При этом обязательно учитываются результаты технологического анализа произведения, индивидуальной манеры художника и другие признаки. На этом этапе осуществляется атрибуция произведения как художественного явления, его стиля, иногда - художественной школы, времени его создания (в том случае, когда перед нами - аутентичный произведение, а не подделка). Во всех случаях для установления времени создания произведения, художественной школы, стиля, автора важным критерием является орнаментика (особенно в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства, а также в работах мастеров профессионалов), если в таких произведениях есть орнаментальные мотивы.

При проведении экспертизы выдающихся художественных произведений для сравнения стилистических особенностей, творческой манеры художника предпочтение отдается оригиналам. Отсутствие материалов для сравнительного анализа допускается только при анализе работ малоизвестных мастеров с аутентичными подписями, поскольку имела популярность автора обычно приводит крайнюю редкость случаев фальсификации. таких произведений.

Важны сведения о прошлом произведения (пребывания в коллекциях, экспозициях на выставках, документальные свидетельства и т.п.). По возможности осуществляется его сравнение с оригиналами работ другого мастера (качественными репродукциями из них), работами других мастеров определенного периода, которые принадлежали к одной школы, работали в одном географически определенном художественном центре. При этом также учитывают имеющиеся сведения о структуре, материал, химический состав материальных составляющих объекта исследования, а также стилистические особенности, манеру исполнения произведений, которые отбираются для сравнения.

К диагностическим относятся задачи, связанные с выявлением обстоятельств создания исследуемых объектов - места, времени, использованных материалов, средств и приемов, примененные при его создании; с установлением содержания, смысловой нагрузки исследуемого объекта, его художественной, исторической, культурной ценности, а также принадлежности исследуемого объекта к работам определенного автора, известной школы, стиля, жанра - за использованными материалами, творческой манерой, сюжетом, смыслом и тому подобное.

При этом решаются следующие основные вопросы:

1) Имеет ли представленный на экспертизу произведение культурную ценность в историческом, этнографическом или художественном аспектах?

2) Какой возраст предоставленных на исследование произведений прикладного искусства, и какова их материальная стоимость?

3) Какая материальная стоимость ущерба в результате повреждения данного художественного произведения?

4) Какова стоимость реставрации предоставленного на исследование художественного изделия?

5) принадлежит предоставленная на исследование икона "Святой Георгий- Победитель" к изделиям современного искусства, и подвергалась она искусственному старению?

6) Какие техника и технология выполнения предоставленной на исследование картины (скульптуры)?

7) ли использовались для изготовления картины современные средства и способы нанесения изображений, в частности плоттер с сухими пигментами?

Материальная ценность художественных произведений определяется на основании решения вопроса об их художественную и эстетическую ценность, а также в соответствии со сведениями, содержащимися в каталогах аукционных продаж, других методических материалах, и с учетом спроса на аналогичные произведения в течение нескольких последних лет. При этом учитывается степень первичной физической сохранности произведений, качество проведенной реставрации, наличие произвольных изъятий (потерь), дополнений, других переделок, которые понес оригинал. При определении материального ущерба эксперт сначала определяет стоимость произведения к его повреждению, а уже после этого, в зависимости от типа произведения, определяет его остаточную стоимость или стоимость реставрационных работ.

Классификационные (типологические) задачи связанные с отнесением исследуемого произведения или изделия к конкретному типу, виду продукции. Среди главных классификационных задач искусствоведческой экспертизы следует выделить, прежде всего, определение соответствия продукции требованиям законодательства о защите общественной морали. Так, исходя из ориентировочного перечня вопросов, на решение которых направлена проведения искусствоведческой экспертизы, во многих случаях основным содержанием исследования и основой для заключения должны быть ответы на следующие вопросы:

1) Относится исследуемый произведение к продукции, имеющей порнографический характер?

2) Принадлежит информация, содержащаяся на предоставленных на исследование носителях, к детской порнографии?

3) Каков идейная направленность произведения, в частности, содержит предоставленный на исследование произведение пропаганду насилия или жестокости?

В отечественном законодательстве преступным считается нарушение принципов половой морали путем изготовления, ввоза или распространения предметов порнографического характера, к которым относятся произведения, имеющие своим назначением возбуждения нездорового полового влечения путем вульгарного, в грубой натуралистической форме или противоестественного отображения гениталий, антиетичних сцен половых актов, половых извращений.

В уголовных процессах о незаконное распространение порнографических материалов или предметов порнографического содержания, о возбуждении ненависти либо вражды, об унижении достоинства человека или группы людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.п. возникает необходимость назначения искусствоведческой экспертизы их содержания, художественной ценности и направленности воздействия на человека, общество в целом или на конкретные социальные группы.

Предметами, которые могут быть объектами исследования искусствоведческой экспертизы, выступают рассказы, стихи и другие произведения непристойного порнографического или иного аморального содержания в печатном, рукописном виде, изображения порнографического характера на фотоснимках, рисунках, в скульптурных композициях, в кино или видеофильмах и тому подобное. Главной задачей эксперта-искусствоведа при исследовании материалов, которые, вероятно, имеют порнографический или иной противоправный характер, является установление художественной, исторической или культурной ценности объекта исследования, направленности и степени воздействия на сознание человека (реципиента) или населения в целом. Для установления порнографического характера предметов преступления по делам указанной категории целесообразно назначение психолого-искусствоведческой экспертизы с целью определения порнографического характера и содержания изучаемых предметов и материалов. При этом в случаях исследования кино и видеоматериалов в качестве эксперта-искусствоведа целесообразно привлекать специалиста в области кино- и видеоискусства; в случае исследования фотографических изображений, картин, рисунков или других графических изображений - специалиста в области живописи и изобразительного искусства. Высказанные экспертами мнение относительно содержания и характера представленных на экспертизу материалов должны быть основаны на специальных знаниях, а не на бытовых представлениях без учета специфики определенного вида искусства.

Проведение комплексной судебной психолого-искусствоведческой экспертизы целесообразно в том случае, когда нужно установить направленность и степень влияния произведения искусства на сознание или подсознательную сферу личности, социальной группы или населения в целом. При этом каждый из экспертов должен решать вопросы, входящие в его компетенцию. В частности, эксперт-искусствовед решает вопрос о наличии или отсутствии художественной ценности материалов, сюжета, концепции и художественных принципов, а также о наличии или отсутствии основных признаков порнографии, которыми могут быть: концентрация внимания на картинке физиологии полового акта и половых органов; немотивированность отдельных сцен и эпизодов; формальное использование антуража, костюмов, музыкального фона; однозначность изображаемого и отсутствие в нем метафорических смыслов, образных решений или других признаков художественного языка; операторские решения по порнографической фото- и кинопродукции, в частности крупный план, прямые ракурсы, направленное освещение, ориентирует на детальную демонстрацию механики полового контакта; отсутствие индивидуализации диалогов действующих лиц, их скудность или полное отсутствие, использование звуковой среды исключительно с целью подчеркивания акустической фактуры полового акта. В свою очередь, эксперт-психолог должен решать вопрос о характере и степени психологического воздействия на потенциального потребителя исследуемых материалов, наличие или отсутствие пропаганды насилия, жестокости, нетрадиционных и искаженных форм сексуальных отношений.

В случае, когда у органов предварительного расследования есть основания подозревать, что в предоставленных материалах или предметах порнографического характера содержатся изображения несовершеннолетних, возникает необходимость назначения указанной комплексной экспертизы с дополнительным привлечением эксперта в области судебной медицины, в исследовательской части заключения должен четко и однозначно высказаться по биологического возраста лиц, участвующих в изображенных сценах.

Такой вывод делается по медицинским критериям, которыми могут быть: наличие или отсутствие вторичных половых признаков; степень их выраженности; рост, телосложение и пропорциональность телосложения; выразительность подкожного жирового слоя и т. Это имеет принципиальное значение для правильной квалификации преступного деяния.

При формулировке вопросов для искусствоведческой экспертизы необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, вопросы, поставленные перед экспертом, и экспертные заключения не могут выходить за пределы его специальных знаний. Недопустима постановка перед экспертом связанных с оценкой деяния, правовых вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда. Во-вторых, необходимо четко представлять, какие возможности судебной искусствоведческой экспертизы необходимо использовать в каждой конкретной судебном деле или уголовном производстве, для установления каких обстоятельствах необходимы специальные знания экспертов-искусствоведов. Перед экспертом необходимо ставить вопросы, ответы на которые на основании специальных знаний в области искусствоведения позволят выявить качественные характеристики предмета, которые, в свою очередь, предоставят возможность соотнести этот предмет с конкретной правовой нормой. Чтобы сформулировать вопрос таким образом, необходимо точно представлять себе, какие именно конкретные качественные характеристики соответствуют формальным признакам, установленным в нормативно-правовых актах. Подобными вопросами могут быть следующие:

1) Имеет ли данный предмет (или документ) художественную, научную, историческую или культурную ценность?

2) Какое художественное, научное, историческое, культурное значение данного предмета?

3) влияние создания данного произведения искусства на становление и развитие любого направления в науке или искусстве, на историю и культуру определенного региона или территории, и как именно?

4) Связано создания и существования определенного произведения со значимыми для определенного региона историческими и культурными событиями, с какими именно?

5) Какими были фактические обстоятельства создания данного предмета (автор, время, место, использованы материалы, определенные исторические события)?

7) Есть ли предмет (необходимо указать наименование) произведением искусства, исторической или культурной ценностью?

8) Какова сохранность данного предмета?

9) Есть ли признаки повреждения, переработка, реставрации данного произведения искусства?

10) Какая материальная ценность данного предмета?

Ставить эксперту вопрос, есть ли предоставленный на экспертизу предмет или документ настоящим оригиналом или подделкой, некорректно, поскольку для ответа на него необходимо осуществление правовой оценки. Целесообразна постановка вопросов об обстоятельствах создания предоставленного предмета, зная которые, лицо, назначила экспертизу, сможет сделать вывод о том, оригинал или подделка перед ней. Такими вопросами могут быть:

1) Какие фактические обстоятельства создания данного предмета (автор, время, место, использованы материалы, любые особые исторические события)?

3) есть предмет определенным (необходимо указать наименование) произведением искусства, исторической или культурной ценностью?

В отдельных уголовных производства и гражданским делам необходимо определение стоимости предмета (документа), особенно в случаях, когда нужно установить такие квалифицирующие признаки, как причинение значительного ущерба, а также большой или особо крупный размер причиненного ущерба, совершенной кражи. В связи с этим необходимо выяснить реальную стоимость предмета как объекта преступного посягательства и сравнить ее с денежной стоимостью материальных благ, переданных потерпевшему. Для этого перед экспертом необходимо ставить вопрос о материальной стоимости данного предмета.

Необходимость назначения искусствоведческой экспертизы может возникнуть и при установлении плагиат - присвоение авторства, причинившее значительный ущерб автору или иному правообладателю. Поскольку чаще всего плагиат получает выражение в присвоении себе авторства чужого произведения, издании чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, но без указания на их имя я, задачей судебной искусствоведческой экспертизы является сравнение нескольких объектов, которые, вероятно, являются произведениями искусства. В результате такого сравнения устанавливается, они самостоятельными произведениями, имеет Место заимствования фрагментов одного произведения в другое, или идентичные произведения, подписанные разными авторами. В таких случаях перед экспертом надо задавать такие вопросы:

1) Какие фактические обстоятельства создания каждого предмета, предоставленного на экспертизу (автор, время, место, использованы материалы, наличие определенных обстоятельств)?

2) Есть ли самостоятельными предоставлены для исследования произведения, имеет место заимствование фрагментов одного произведения в другое, или они идентичны произведениями, подписанными различными авторами?

4) Имеет ли каждый из предоставленных предметов самостоятельную художественную, научную, историческую или культурную ценность?

Для решения таких вопросов целесообразным может быть привлечение наряду с искусствоведами, специалистов - лингвистов и психологов - для соотнесения особенностей речи, уровня образования, характера, способа общения с окружающим миром лиц, претендующих на авторство, с особенностями произведения.

Большинство судебно-искусствоведческих экспертиз являются комплексными, что обусловлено интегративным характером задач, которые стоят перед данным видом экспертиз. Например, для установления автора произведения почти всегда приходится исследовать материалы художественного изделия, а в нем - подпись автора (если он есть), манеру письма или рисования, признаки реставрации.

4 Судебная искусствоведческая экспертиза

Судебные искусствоведческие экспертизы проводятся по де-лам о хищениях произведений искусства и антикварных ве-щей, контрабанде, мошенничестве, нарушении авторских прав, попытке невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и ар-хеологического достояния, незаконном обороте оружия, уничтожении или повреждении памятников истории и куль-туры, распространении порнографических материалов или предметов.

Термин "историко-искусствоведческая экспертиза" явля-ется более точным, чем употребляющийся термин "ис-кусствоведческая экспертиза", поскольку помимо произведе-ний искусства на данное экспертное исследование нередко по-ступают предметы нехудожественного назначения, которые ценятся исключительно за счет своего солидного возраста и раритетности.

Основными задачами судебной искусствоведческой экспертизы являются атрибуция исследуемого произве-дения, предмета или вещи (определение времени, места и дру-гих обстоятельств его создания), установление его подлинно-сти, культурной или исторической ценности, иногда - установление конкретного автора произведения.

Объекты экспертных искусствоведческих иссле-дований настолько разнообразны, что вряд ли можно соста-вить из них сколько-нибудь полный и закрытый перечень. К ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, ико-ны), скульптура, произведения декоративно-прикладного ис-кусства (керамика, майолика, фарфор, фаянс, терракота), ста-ринное оружие, старая мебель, одежда, монеты, почтовые марки, открытки, фотографии, старые книги, рукописи, му-зыкальные произведения и т.д. Используя криминалистичес-кую терминологию, можно сказать, что объектами историко- искусствоведческой экспертизы являются предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художе-ственную ценность.

В криминалистическом смысле при назначении и прове-дении судебных искусствоведческих экспертиз и внесудебных экспертных исследований решаются идентифи-кационные, диагностические и классификационные задачи.

Среди искусствоведов принято проводить различие меж-ду атрибуцией и экспертизой. В первом случае речь идет об изучении предмета с целью определения его индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных кол-лекциях и получает свой художественный или исторический статус. Экспертиза (экспертное исследование) проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предме-те вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены. Судебная экспер-тиза искусствоведческих объектов проводится в по-рядке судопроизводства с целью установления обстоятельств, связанных с указанными объектами и подлежащих доказы-ванию по конкретному делу.

Для проведения искусствоведческих экспертиз в качестве экспертов приглашаются лица, обладающие спе-циальными знаниями в области искусствоведения. К чис-лу таких знатоков относятся хранители музеев, которые со-бирают и исследуют соответствующие артефакты и рарите-ты, работники картинных галерей, реставрационных мастерских, научные сотрудники из крупных книгохрани-лищ, работники искусствоведческих НИИ и учебных учреж-дений, музыковеды, иногда художники, композиторы, круп-ные коллекционеры.

Специфика данного вида экспертной деятельности заклю-чается в том, профессиональных экспертов-искусствоведов практически нет. Глубокие знания в истории искусства поневоле подразумевают узкую специализацию, поэтому в проведении искусство-ведческих экспертиз в большинстве случаев участвуют специалисты, не имеющие специальной экспертной подготовки.

Судебные и несудебные искусствоведческие эк-спертизы в настоящее время чаще всего проводятся в музеях и библиотеках, основная деятельность которых с эксперти-зой не связана, в частности, в Третьяковской галерее, в Государствен-ном Эрмитаже, Русском музее, во многих региональных музеях и научных библиотеках.

В большинстве случаев назначение экспертизы бывает свя-зано с необходимостью подтверждения атрибуции художе-ственных или антикварных предметов и оценкой их денеж-ной стоимости.

В пособиях для следователей и судей приводятся следующие обобщенные вопросы, разрешаемые экспертами-искусствове-дами:

    представляет ли данное произведение, предмет или вещь художественную или историко-культурную ценность?

    имеет ли данное произведение, предмет или вещь худо-жественное назначение или оно не принадлежит к предметам искусства?

    каково время и место создания (производства или изго-товления) данного произведения, предмета или вещи?

    является ли данное произведение оригиналом или ко-пией (репликой, стилизацией, позднейшей подделкой, муля-жом, компиляцией), является оно уникальным или серийным?

    к какому направлению искусства или ремесла (школе) относится данное произведение?

    каково состояние сохранности произведения?

    не подвергалось ли данное произведение переделке (ре-ставрации, редактуре), какой именно?

    какова ориентировочная денежная стоимость произве-дения?

Большинство судебных искусствоведческих эк-спертиз является комплексными, что вытекает из характера стоящих перед экспертом задач. Во многих слу-чаях ему приходится исследовать материалы художественно-го изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, передел-ки, реставрации). В экспертизе могут принять участие экспер-ты-трасологи, эксперты КЭМВИ, эксперты-почерковеды, эк-сперты ТКЭД и портретной экспертизы, а также других родов судебной экспертизы. Практически в каждом исследовании требуется привлечение экспертов инструментальных методов исследования. Ведь не всякий, даже крупный, музей и не всякая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических из-мерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.

5 Судебно-ботаническая и судебно-зоологическая экспертиза

Задачей судебно-ботанической и судебно-зоологической экспертиз является обнаружение объекта растительного (древесина, трава, листва, соцветия, семян растений) и соответственно животного (животные, их кости, изделия из кожи, меха, пух и т.д.) происхождения, а также решение вопросов классификационного, идентификационного и диагностического характера,

Спецификой судебно-ботанической экспертизы является то, что вещественные доказательства растительного происхождения в силу своей природы подвержены как обратимым, так и необратимым изменениям. Кроме того, наиболее сложной задачей является идентификация целого по частям.

Важной задачей является обнаружение на одежде, орудиях преступления микрочастиц ботанического происхождения. Эксперт в результате исследования относит исследуемый объект к определенной группе, определяет таксономическую принадлежность объекта (природу вещества, вид, возраст, пол).

Решение идентификационных задач возможно в случае установления наряду с таксономическими признаками объекта и некоторых особенностей, появившихся в результате каких-то случайных обстоятельств (природные условия, обстановка совершения преступления), отличающих его от всяких других объектов, принадлежащих к данной таксонометрической единице.

Диагностические задачи состоят в установлении каких-либо состояний объекта, времени совершения каких-либо действий.

Судебно-зоологическая экспертиза исследует объекты животного происхождения (животные или их части, изделия из кожи, меха, пуха и т.д.). Экспертными задачами являются:

Обнаружение на макрообъекте микроследов зоологического происхождения (частиц кожи, шерсти, чешуи);

Отнесение к определенной классификационной группе;

Идентификация конкретного объекта животного происхождения (по шкурке меха, разрубу по костям).

Для решения идентификационных задач известную сложность составляет отбор образцов (волос, пуха, шерсти и др.). Их надо брать в определенном количестве с различных участков тела. Поэтому для отбора образцов целесообразно привлекать специалиста или эксперта.

6 Судебно-биологическая экспертиза тканей и выделений человека

Биологическая экспертиза тканей и выделений человека производится в диагностических и идентификационных целях по следам крови, спермы, слюны, пота, волосам, фрагментам тканей человека, изымаемым с мест совершения тяжких преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан. При этом используются криминалистические и судебно-медицинские методы исследований.

Задачами экспертизы являются: определение природы объекта, видовая и групповая принадлежность по системе АВО.

Предоставляемые материалы:

При исследовании крови:

Предмет (соскоб) со следами, похожими на кровь;

Образцы крови (в высушенном или жидком виде без консерванта, в объеме не менее 5 мл) потерпевших и других лиц, проходящих по делу.

При исследовании выделений:

Предметы со следами, похожими на выделения;

Образцы крови и слюны (в жидком или высушенном виде).

При исследовании потожировых следов:

Предметы с потожировыми следами (образцы крови) потерпевших и лиц, проходящих по делу.

При исследовании волос:

Волосы, изъятые с места происшествия;

Образцы волос с пяти областей головы (лобная, правая и левая височные, теменная, затылочная), не менее 20 волос с каждой области;

При необходимости - волосы с различных участков тела (образцы волос упаковывают раздельно в бумажные пакеты и сопровождают соответствующими надписями);

Образцы крови (в жидком или высушенном виде) потерпевших и лиц, проходящих по делу.

При исследовании фрагментов костей и тканей:

Исследуемые объекты и образцы крови потерпевших в жидком или высушенном виде.

Решаемые вопросы

При исследовании крови, слюны, спермы:

1. Имеются ли следы крови (спермы, слюны пота) на представленных вещественных доказательствах?

2. Если имеется, то какова видовая принадлежность крови?

3. Если кровь (слюна, пот) принадлежит человеку, то какова групповая и половая принадлежность?

В качестве образцов сравнения предоставляют образцы крови, изъятые в медицинском учреждении в соответствии с требованиями ст. 202 УПК РФ.

При исследовании волос:

1.Являются ли представленные вещественные доказательства волосами?

2.Если являются, то какова их видовая принадлежность?

3.Если волосы принадлежат человеку, то каково их региональное происхождение?

5.Имееются ли на представленных волосах признаки заболеваний или повреждений?

6.Каков механизм отделения волоса (оборван, срезан или выпал)?

7.Имеются ли признаки окрашивания, завивки или обесцвечивания волос?

8. Имеется ли морфологическое сходство между волосами, изъятыми с места происшествия, и волосами, представленными в качестве образцов сравнения?

При установлении морфологического сходства волос, возможна постановка следующего вопроса:

Какова групповая и половая принадлежность (по системе АВО) волоса, изъятого с места происшествия и не совпадает ли она с групповой принадлежностью волос, представленных в качестве образцов сравнения?

В последнем случае на исследование представляются также и образцы крови.

7 Судебно-геномная экспертиза (ДНК-анализ)

Если следователь при назначении биологической экспертизы предполагает в дальнейшем проводить судебно-геномную экспертизу, то он должен отметить это в перечне вопросов. Это связано с тем, что эксперт-биолог в подобных случаях обязан чрезвычайно экономно обращаться с изучаемым материалом, сохраняя его для судебно-геномной экспертизы. В основе этого вида экспертизы лежит изучение генетической информации, «записанной» в молекуле дезоксирибонуклеиновой кислоты. При этом изучению подвергаются отдельные ее участки, называемые локусами и обладающие полиморфизмом. Локусный полиморфизм является основой возможности производства судебно-геномной экспертизы по идентификации личности.

ДНК-анализ и стандартные методы судебной биологии (биохимические, иммунологические, серологические, ферментативные и т.д.) имеют целью изучение одних и тех же объектов биологического происхождения. Различия касаются лишь технологических подходов к решению тех или иных судебно-медицинских вопросов.

Вопросы, решаемые судебно-геномной экспертизой:

    Произошли ли биологические следы организма человека от конкретного лица, и если да то с какой вероятностью?

    Является ли конкретный человек биологическим родственником (сыном, отцом, матерью, братом) другого человека?

    Может ли кровь (сперма, слюна и др.) принадлежать конкретному лицу?

    Являются ли конкретные гражданин и гражданка генетическими родителями конкретного ребенка?

    Являются ли части трупа останками конкретного гражданина?

В качестве образцов сравнения также представляются образцы крови заинтересованных лиц.

8 Судебная одорологическая экспертиза

Экспертиза запаховых следов человека – относительно новый вид экспертного исследования, в основе которого лежит ольфакторный метод биосенсорного исследования запаховых следов человека с использованием обоняния и рефлексии собак-детекторов.

В настоящее время экспертные исследования запаховых следов человека выполняются в нескольких экспертно-криминалистических центрах системы МВД. За 2007 год одорологическими лабораториями было проведено более 900 экспертиз и исследований.

В распоряжение эксперта предоставляются следующие материалы:

Постановление о назначении экспертизы запаховых следов;

Изъятые предметы с предполагаемым запахом или ольфакторные пробы с них, собранные на хлопковые салфетки посредством контакта их со следами рук в течение часа, ног, других частей тела человека, или со следов обуви (салфетки с пробами, завернутыми в алюминиевую фольгу или упакованными в стеклянные банки);

Изъятые следы крови или ее следы, находящиеся на предметах;

Сравнительные ольфакторные образцы, полученные от лиц, проверяемых на причастность к преступлению (марлевые тампоны с сухими образцами крови или пробы пахучих веществ, полученные на хлопковые салфетки получасовым контактом с телом человека);

Пробы с посторонними (фоновыми) запахами с места следственного действия (животных, нефтепродуктов, пищи, лекарств и т.п.), собранные на хлопковые салфетки во время осмотра;

Образцы чистой хлопковой ткани, использовавшейся для сбора представленных пахучих проб (для контроля).

Если объект консервировать нельзя либо он необходим для другого исследования, запаховые следы с данного объекта переносятся в банку, герметично закупориваемую притертой крышкой.

Сравнительные запаховые образцы человека получают у проверяемых лиц гласно, на общих основаниях в процессе производства следственного действия, предусмотренного УПК РФ (составляется протокол). Чаще всего кровь проверяемого лица направляется в жидком виде в пробирке (при соответствующих условиях хранения), или высушивается на марле.

Исследования запаховых следов проводят в специально приспособленном лабораторном помещении при максимально возможном устранении посторонних раздражителей и оптимальных для собак-детекторов условиях.

Емкости с объектами (восемь-десять) располагают по кругу на расстоянии одного метра друг от друга в металлических штативах, закрывающих пояснительные надписи на банках.

Вспомогательными служат запаховые пробы, полученные от контактных следов человека, оставленных на модельных предметах лицами, не причастными к данному происшествию.

При этом выбираемый источник запаха каждый раз один из специалистов помещает на новое место либо заменяет аналогичным, происходящим от того же источника. Второй специалист об этом не информируется для обеспечения чистоты эксперимента.

Достоверность результатов экспертизы подтверждается повторением узнавания одних и тех же объектов-источников запаха различными собаками (обычно – 3 - 4).

Экспертизой запаховых следов человека решаются вопросы:

Лицом какого пола оставлены запаховые следы?

Оставлены ли они одним человеком или несколькими лицами?

Имеются ли в представленных пробах (или на предметах) запаховые следы человека?

Происходят ли запаховые следы человека, изъятые с разных предметов (или с фрагментов одного из них), от конкретного лица?

На каких предметах (из представленных) имеются запаховые следы данного подозреваемого лица?

Кем из нескольких проверяемых лиц оставлены запаховые следы на представленных предметах (или в собранных с этих предметов пахучих пробах)?

9 Судебно-автотехническая экспертиза

Судебно-автотехническая экспертиза (САТЭ) представляет собой область инженерных и правовых знаний, необходимых для решения задач, возникающих в следственно-судебной и оперативно-разыскной практике при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) (уголовных дел, возбужденных, как правило, по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» или ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»).

Обоснованность выводов заключения САТЭ находится в прямой зависимости от достоверности исследованных данных, которые должны содержать все сведения, характеризующие дорожную обстановку, проезжую часть, параметры перемещения ТС, пешеходов и иных участников движения, техническое состояние транспорта. В постановлении о назначении автотехнической экспертизы должны быть описаны обстоятельства ДТП, установленные следователем, и исходные данные, не содержащие противоречий.

Исчерпывающий перечень исходных данных, необходимых для экспертного исследования определяется видом САТЭ и характером решаемых вопросов и определяется в каждом конкретном случае отдельно в процессе консультации с экспертом-автотехником. Однако во всех случаях эксперту необходимо предоставлять следующие исходные данные:

Состояние проезжей части (сухая или мокрая, обледенелая, ее ширина, тип и состояние покрытия, наличие и величина уклонов и радиусов закруглений;

Тип и техническое состояние ТС, его загруженность, индивидуальные особенности;

Координаты места наезда (столкновения);

Скорость движения пешехода и расстояние, которое он преодолел до наезда;

Скорость движения ТС;

Длина следов торможения от каждого из колес ТС, их (следов торможения) координаты относительно неподвижных объектов окружающей обстановки;

Месторасположение осколков стекол, осыпей, отделившихся частей ТС и т.п.;

Взаимное расположение ТС, предметов и потерпевших;

Видимость и обзорность дороги с места водителя;

Момент возникновения опасности для движения;

Расстояние, которое преодолело ТС в заторможенном состоянии до места наезда (столкновения) или после него;

Данные о том, какими частями вошли в контакт столкнувшиеся ТС, какой частью ТС был сбит пешеход;

Подробное описание (фото) повреждений и неисправностей ТС.

Кроме того, на экспертизу направляются следующие материалы: протокол осмотра места происшествия и осмотра транспорта; планы, фотографии, схемы места происшествия; справка по дорожно-транспортному происшествию; протоколы следственных экспериментов; заключение первичной экспертизы, если таковые имеются. В необходимых случаях эксперту предоставляются: протоколы допросов водителя, свидетелей, в которых содержатся фактические данные, касающиеся обстоятельств происшествия; транспортные средства, участвовавшие в ДТП; агрегаты, узлы или детали; вещественные доказательства, другие материалы, имеющие значение для дачи заключения.

Судебно-автотехническая экспертиза позволяет ответить на следующие вопросы:

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия:

Определить скорость движения транспортного средства по следу торможения и конкретных дорожных условиях (например, на сухой горизонтальной асфальтированной дороге);

Определить полный остановочный путь транспортного средства при установленной скорости;

Определить скорость движения транспортного средства в момент наезда, если он произошел на определенной части тормозного следа, а весь тормозной след составляет известное число метров;

За какой промежуток времени транспортное средство (пешеход) преодолело заданное расстояние?

На каком расстоянии в момент возникновения опасности от места происшествия (наезда) находилось транспортное средство, двигавшееся с известной скоростью, если пешеход преодолел определенное расстояние с заданной скоростью?

Имел ли водитель транспортного средства техническую возможность предотвратить данное ДТП в заданный следствием (судом) момент возникновения опасности?

Исследование механизма дорожно-транспортного происшествия:

Каковы траектория и характер движения транспортного средства и других причастных к ДТП объектов?

Где находилось место столкновения, удара транспортного средства?

Каков механизм дорожно-транспортного происшествия?

Соответствует ли характер обнаруженных следов (на транспортном средстве, дорожном покрытии и т.д.) механизму ДТП?

Каким было взаимное положение автомобилей в момент столкновения, судя по имеющимся повреждениям на автомашинах и следам на месте происшествия?

Определение соответствия действий водителя Правилам дорожного движения РФ:

Как надлежало действовать водителю, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие, с учетом требований Правил дорожного движения (указать технические требования и раскрыть содержание конкретных пунктов, которые предписывают определенные действия как должные, независимо от того, были ли они выполнимы или невыполнимы для данного водителя)?

судебно -психиатрической экспертизы лицам, страдающим психическими...

  • Конспект

    Конспект лекций по международному частному праву к.ю.н. Чупанов... - допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте (ГПК РСФСР... этом на рассмотрение компетент­ного судебного органа. Иностранное судебное решение не должно...

  • Конспект лекций тема 1 макроэкономика как наука

    Конспект

    Обеспечивает водой, многими услугами, например судебной защитой, и т. д. Для... оценок МВФ. Техническая помощь (экспертиза ) входит в условия предоставления... Д., Баластрик Л. О. Макроекономіка: Опорний конспект лекц ій. – К.: Четверта хвиля, 1997.– 275 с. ...

  • Судебная психиатрия

    Рабочая программа

    1987. 10. Смирнова Е.М. Судебная психиатрия: Конспект лекций . СПб: Издательство Михайлова В.А., 2000 ... Виды судебно -психиатрических экспертиз . Комплексные судебные экспертизы . Виды комплексных экспертиз . Посмертная судебно -психиатрическая экспертиза . ...

  • Искусствоведческая экспертиза

    Искусствоведческая экспертиза становится все более популярной в связи с быстрым развитием рынка антиквариата. Впрочем, основная масса по-прежнему выполняется при расследовании эпизодов хищения или контрабанды произведений искусства и раритетов, имеющих большое историко-культурное значение, мошенничеством на основе подделки этих ценностей, их повреждением и уничтожением. Проводится подобная экспертиза и по вопросам нарушения авторских прав, и в делах о распространении порнографии или незаконном обороте оружия.

    Цели и задачи судебной искусствоведческой экспертизы

    Основной целью искусствоведческой экспертизы, проводимой по инициативе суда или следственных органов, является атрибуция предмета исследования, установление его подлинности, авторства, а также ценности для человечества с точки зрения культурного наследия. Атрибуция включает в себя определение времени, обстоятельств и места создания вещи на основе знаний художественных стилей, техник и школ, присущих определенному историческому этапу.

    Часто для установления подлинности произведения искусства требуется проведение химических и физических исследований. А значит, исполнитель таких работ должен иметь современную исследовательскую лабораторию, оснащенную сложным аналитическим оборудованием.

    Предметом историко-искусствоведческой экспертизы могут быть:

    • произведения живописи и скульптуры (картины, иконы, гобелены и статуэтки);
    • предметы искусства декоративно-прикладного назначения;
    • различное старинное и древнее оружие;
    • антикварные предметы мебели;
    • одежда прошлых веков;
    • фотографии, почтовые марки и открытки;
    • антикварные книги;
    • древние рукописи и рукописные музыкальные произведения;
    • рисунки, фото и видеоматериалы порнографического характера.

    Судебная искусствоведческая экспертиза отличается тем, что помимо определения индивидуальных и классификационных особенностей предмета, определяющих его исторический или культурный статус, она может дать ответ на вопрос о подлинности произведения искусства и его авторстве, если они вызывают сомнение и требуют авторитетного экспертного подтверждения. Такие исследования могут решать следующие задачи:

    • идентификационные;
    • классификационные;
    • диагностические;
    • нормативные;
    • атрибутовые.

    По каждому виду исследуемых изделий требуются специфические знания и практический опыт проведения подобных обследований, которые нужны для того, чтобы дать ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.

    Чаще всего искусствоведческие экспертизы имеют комплексный характер, при котором исследуются все нюансы, касающиеся произведения искусства или просто старинной вещи:

    • материал её изготовления;
    • подпись на картинах или клеймо автора;
    • почерк, стиль художника;
    • состав примененных красок;
    • давность изготовления;
    • наличие или отсутствие поздних вмешательств в оригинал с целью переделки, реставрации или порчи.

    Виды искусствоведческих экспертиз и порядок их проведения

    Все искусствоведческие исследования можно условно разделить на две большие группы – историко-культурные и культурологические. К первой группе относятся экспертизы по установлению подлинности произведений искусства или предметов культуры, определению их состояния и потребности в реставрации.

    Культурологические экспертизы решают значительно больший круг задач, включая:

    • установление авторства;
    • поиск нарушений этических норм;
    • определение исторической или историко-культурной ценности вещи;
    • установление цены произведения искусства;
    • определение срока изготовления исследуемого предмета.

    По предмету исследований независимые искусствоведческие экспертизы насчитывают около 30 разновидностей, среди которых:

    • экспертиза произведений живописи;
    • экспертиза исторического оружия;
    • экспертиза архитектуры и объектов градостроительства;
    • экспертиза древних книг;
    • экспертиза антиквариата;
    • геральдическая экспертиза;
    • экспертиза порнографии;
    • искусствоведческая экспертиза стоимости предметов искусства.

    В каждом отдельном случае лицо, заказывающее проведение экспертизы, должно точно сформулировать интересующие его вопросы. Например:

    • имеет ли историко-культурную ценность исследуемый предмет;
    • относится ли он к предметам искусства;
    • где и когда он был создан;
    • является ли он оригиналом или копией, стилизацией и подделкой;
    • какова его ориентировочная стоимость;
    • является ли его автором конкретный художник, скульптор или другой мастер.

    Для каждого предмета могут быть и свои специфические вопросы. Например, для старинного оружия часто ставят вопрос, можно ли его отнести к боевому оружию и в каком состоянии сохранности оно находится.

    К сожалению, хороших специалистов в области искусствоведческой экспертизы немного. Тем более что один эксперт не может одинаково профессионально разбираться и в оружии, и в живописи, и в книгах. Экспертных организаций, берущихся на должном уровне выполнить подобные исследования, существует ограниченное количество. Наша компания имеет и опытных экспертов-искусствоведов, и современную лабораторию для исследований, и солидный опыт работы в данном направлении. Мы готовы провести любой сложности искусствоведческую экспертизу по доступной цене и предоставить юридическую поддержку в суде.

    Искусствоведческая экспертиза

    – это вид судебной экспертизы, которая проводится для установления авторства, подлинности, а также причисления к тому или иному виду материальных и / или культурных ценностей художественных произведений, предметов старины, а также других произведений и предметов, представляющих художественную ценность.

    К ней обращаются и при нарушении авторских прав, а также при невозвращении исторических предметов на родину и повреждении памятников культуры. Исследуя конкретные предметы, искусствоведческая экспертиза устанавливает их подлинность и историческую ценность.

    По результатам экспертизы исследуемый предмет занимает свое положенное место среди музейных экспонатов или же в библиотеке.

    Искусствоведческой экспертизе могут подвергаться практически любые объекты, подлинность которых подвергается сомнению. Поэтому конкретных списков и обязательного перечня такого рода ценностей не существует. Она проводится и над предметами живописи, и над скульптурами, старинным оружием, рукописями и книгами, а также почтовыми марками и открытками.

    С помощью искусствоведческой экспертизы можно не только определить историческую ценность художественного произведения, но и выяснить материальную стоимость предмета и его соответствие установленным нормам.

    При проведении искусствоведческой экспертизы решаются следующие задачи, которые собраны в три блока:

    2. Установление материальной ценности произведения и его возраста.

    3. Отнесение исследуемого изделия к определенному классу или виду.

    В этом блоке рассматривают идейную направленность произведения искусства, а также наличие или отсутствие в нем эпизодов порнографического характера и носящих пропаганду жестокости и насилия. Очень часто искусствоведческая экспертиза проводится для решения какого-либо одного блока задач.

    Искусствоведческая экспертиза помогает и в изучении рукописей, выявлении исторической ценности одежды прошлых веков, старинных фотографий, музыкальных инструментов, а также различных артефактов.

    В многолетней практике искусствоведческих экспертиз часто встречаются случаи, когда на экспертизу поступают не художественные произведения, а другие уникальные предметы древнего искусства, попавшие в руки контрабанды.

    Эксперты с помощью многоуровневых исследований определяют их историческую и художественную ценность, а также устанавливают степень их сохранности.

    С помощью правильно проведенной искусствоведческой экспертизы можно узнать не только период времени, но и конкретное место, в котором был создан исследуемый объект.

    А также вы получите ответы на свои вопросы по выяснению художественной ценности и точной стоимости объекта культурного наследия, о возможно проведенной реставрации и оказании его лишь хорошей копией.

    Вопросы, поставленные перед экспертом:

    1.Является ли объект исследования оригиналом или подделкой (копией, стилизацией, репликой и т.п.)?

    2. Представляет ли данный предмет историческую и / или культурную ценность? Каково состояние сохранности предмета на момент проведения искусствоведческой экспертизы? Какова ориентировочная цена данного предмета?

    Основной задачей искусствоведческой экспертизы является определение культурной и исторической ценности различного рода объектов.

    К объектам искусствоведческой экспертизы относятся:

    Предметы живописи (картины, иконы, графика и т.д.);

    Скульптуры;

    Произведения декоративно-прикладного искусства (изделия из фарфора, керамики, фаянса, майолики);

    Музыкальные произведения;

    Предметы обихода (мебель, одежда прошлых веков, марки, украшения, оружие, монеты, фотографии, открытки и т.д.).

    Как правило, в качестве экспертов при выполнении искусствоведческих экспертиз выступают работники музеев, археологи, историки, религиоведы, оружейники, литературные деятели. Из-за большого количества объектов и их разноплановости, эксперты-искусствоведы, встречаются не часто. Как показывает практика, к проведению искусствоведческих исследований привлекаются несколько узкопрофильных специалистов.

    Искусствоведческая экспертиза - стоимость

    Досудебное исследование проводится по запросу физического или юридического лица, адвоката или официального представителя посредством заключения договора в офисе организации или дистанционно. Передача объектов исследования и оплата производится инициатором проведения исследования. По результатам подготавливается заключение специалиста, к которому прилагаются документы организации и специалиста. Договор, объекты исследования и заключение могут пересылаться курьером по Москве и Московской области или курьерской службой по выбору заказчика. Выезд специалиста для осмотра, отбора образцов обговариваются отдельно при заключении договора.

    Судебная экспертиза назначается по определению суда, постановлению правоохранительных органов, нотариуса. Оплата экспертизы производится лицом, на которое возложена оплата, в установленные сроки. По результатам подготавливается заключение эксперта, к которому прилагаются подписка об ответственности эксперта, документы организации и эксперта. Материалы дела и объекты по Москве и Московской области из судов производится экспертной организацией, если судом не определено иное. Ознакомиться с заключением заинтересованные лица могут в канцелярии суда по факту его сдачи. Дата и время осмотра (при необходимости) назначается специалистами организации, о чем участники процесса уведомляются телеграммой.

    Рецензирование заключения эксперта сторонней организации для оспаривания выводов и назначения повторной экспертизы проводится на основании запроса физического или юридического лица, адвоката или официального представителя посредством заключения договора в офисе организации или дистанционно. Для принятия решения об актуальности подготовки рецензии необходимо направить экспертное заключение со всеми приложениями на электронную почту или привезти на бумажном/электронном носителе в офис организации по выбору заказчика. В случае невозможности подготовки критической рецензии специалистами организации сообщается заранее, до заключения договора.

    Заказать экспертизу у нас Заказать

    Задачи, решаемые в рамках искусствоведческой экспертизы, условно, следует разделить на две большие группы:

    1. Задачи, связанные с атрибуцией объектов (определение характеристик, отнесение к тому или иному временному периоду, установление стоимости и т.д.);

    2. Задачи, связанные с исследованием представленного объекта в рамках искусствоведческой экспертизы (в рамках этой группы решается вопрос о подлинности объекта, устанавливается его соответствие заявленным признакам и характеристикам, проводится в тех случаях, когда возникают сомнения в данных, полученных в ходе атрибуции).

    Искусствоведческая экспертиза помогает ответить на следующие вопросы:

    1. Обладает ли, представленный на исследование объект культурно-исторической ценностью?

    2. К какому типу или виду искусства или ремесла относится представленный объект?

    3. В каком состоянии находится представленный объект, имеются ли у него дефекты?

    4. В какой период был изготовлен представленный на исследование объект (от эпохи, до конкретного года)?

    6. Какова степень уникальности представленного объекта?

    7. Является ли представленный объект оригинальным или копией уже существующего объекта?

    8. Какова стоимость представленного объекта?

    9. Является ли представленный объект подлинным?

    10. Подвергался ли представленный объект каким-либо видоизменениям, проводились ли в отношении его какие-либо переделки или реставрационные работы?

    Искусствоведческая экспертиза делится на следующие виды:

    1. Историко-культурная экспертиза - позволяет определить подлинность объектов исследования, устанавливает временной период их производства и место происхождения.

    2. Культурологическая экспертиза. Основная задача, решаемая в рамках экспертизы данного вида - исследование архитектурных произведений как объектов культуры.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация